В современном мире жизнь невозможна без участия компьютеров. Роль цифровых технологий и автоматизированных систем значительна не только в повседневной жизни, но и в промышленном производстве.
Развитие новых технологий в нашей стране связано не только с появлением новых реалий, но и вхождением новых понятий и слов, обозначающих данные понятия, в русский язык. Новые слова могут появляться в результате прямого заимствования, либо появления нового значения у уже имеющегося слова русского языка.
Поскольку данная область возникла относительно недавно, многие компьютерные термины еще не прижились в русском языке, и их значение может быть непонятно носителям языка, особенно детям. Данная работа направлена на изучение процесса осознания значений основных компьютерных терминов во время развития ребенка.
Объектом исследования являются дети разного возраста от 9 до 17 лет, учащиеся средней школы №639.
Предметом исследования является интерпретация основных компьютерных терминов данными учащимися.
Актуальность работы обусловлена необходимостью обеспечить понимание основных компьютерных терминов учащимися для их успешного обучения и последующего использования компьютерных технологий в работе, а также практической направленностью данной работы.
Цель настоящей работы заключается в исследовании становления системы понятий компьютерных терминов у детей.
В соответствии с поставленной целью в ходе проведения данного исследовании предполагается решить следующие задачи:
1. Получить определения компьютерных терминов у детей разного возраста;
2. Составить сводную таблицу определений компьютерных терминов для каждого класса;
3. Сравнить определения компьютерных терминов, данные детьми, с определениями, приведенными в компьютерных словарях, ориентированных на детей.
Работа выполнена на материале основныхкомпьютерных терминов, выделенных из словарей данных терминов, опубликованных в книгах по обучению детей компьютерной грамоте.
В работе использовались следующие методы исследования: метод опроса, метод количественного подсчета, сравнительный метод, метод анализа содержания.
Практическая ценность работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в процессе обучения, чтобы контролировать степень понимания и усвоения материала.
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Определение понятия «термин»
В данной работе мы будем использовать понятие «термин» в противопоставлении другим лексическим единицам.
Термин – это слово или словосочетание, которое соотнесено с одним понятием или объектом в системе понятий определенной области науки или техники. Большинство заимствований из других языков составляет именно терминологическая лексика (Васильев, 1993).
Термины обладают определенными характеристиками, которые отличают их от других лексических единиц, а именно: 1. однозначность; 2. точность; 3. краткость; 4. продуктивность; 5. системность; 6. отсутствие синонимических вариантов; 7. стилистическая нейтральность; 8. произносимость, т.е. оформленность в соответствии с принятыми нормами произношения.
Исследователи по-разному оценивают процесс появления терминов. Согласно одной точке зрения, данный процесс незначительно отличается от заимствования слов литературного языка (Гринев, 1982). Другие исследователи полагают, что смысловое усвоение научно-технических терминов отличается от усвоения общеупотребительной лексики, т.к. термины «входят в язык почти как собственные имена», имеют строго ограниченное, твердо фиксированное содержание, независимое от контекста, лишены экспрессии и, как правило, однозначны. (Никитченко, 1983).
1.2. Описание исследования
Как было указано во Введении, в процессе исследования изучались интерпретации основных компьютерных терминов учащимися средней школы. Возраст учащихся варьировался от 9 лет (3 класс) до 17 лет (11 класс).
Во время предварительного исследования были проанализированы 3 словаря компьютерных терминов, опубликованных в самоучителях по компьютерным технологиям для детей. Всего было отобрано 20 терминов. Поскольку функционирование компьютеров обусловлено взаимодействием аппаратного и компьютерного обеспечения, 10 терминов относились к аппаратному обеспечению, а 10 терминов - к программному обеспечению. Каждому учащемуся было предложено написать определение каждого термина.
Были проанализированы следующие основные термины, относящиеся к аппаратному обеспечению: аппаратное обеспечение, системный блок, монитор, клавиатура, принтер, сканер, мышка, CD-RomDrive, флэш-диск, модем.
Были проанализированы следующие основные термины, относящиеся к программному обеспечению: программное обеспечение, рабочий стол, окно, буфер обмена, корзина, логин, FTP, E-mail, Интернет, пароль.
В опроснике вначале были расположены 10 терминов, описывающих аппаратное обеспечение в случайном порядке, затем 10 терминов, относящихся к программному обеспечению, также в случайном порядке. Бланк опросника приведен в Приложении 1.
В процессе исследования было опрошено 58 человек. (3кл-11 чел., 4 кл.-8 чел., 5 кл.-12 чел., 7 кл.-8чел., 10 кл.-10 чел., 11 кл.-9 чел.)
После сбора материала были составлены таблицы, в которых полученные определения для каждого термина были объединены по смыслу, и проводился подсчет человек, давших одинаковые определения. Таблицы были сгруппированы по классам. С данными таблицами можно ознакомиться в Приложении 2.
Было изучено соответствие полученных определений определениям, приведенным в словарях. Таким образом, мы изучали правильность полученных ответов. Если ответ ученика совпадал со словарным определением, он считался правильным. Отдельно учитывалось отсутствие определений того или иного термина. Результаты данного анализа приводятся в Главе 2.
В отдельную группы были выделены определения, которые описывали компьютерные термины как термины, принадлежащие другим областям. Эти определения показывают, что учащиеся не понимают сути компьютерных терминов. Как видно из Таблицы 5 (Приложение 3), такого рода определения дают учащиеся 3-7 классов. Учащиеся 10-11 классов таких определений не дают.
Следует также отметить достаточно часто встречаемые орфографические и грамматические ошибки при написании определений среди учащихся 3-5 классов: прилажение, икран, понель управления, пичатание, ноотбук, програма, инфармация, ложут. При анализе определений, приведенных учащимися 7-11 классов, орфографические и грамматические ошибки не были выявлены.
В будущих работах возможно также рассмотреть структуру полученных определений. В ходе предварительного анализа было отмечено, что учащиеся в качестве определения приводили либо синоним, либо описание, либо объясняли компьютерный термин с точки зрения его принадлежности другим пластам лексики.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕРМИНОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ СОВПАДЕНИЯ СО СЛОВАРНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
Для анализа полученных ответов с точки зрения их совпадения со словарными определениями все определения были объединены по следующим параметрам:
1 – отсутствие ответа
2 – правильность ответа
2.1. Отсутствие определения
При анализе сводных таблиц по классам, было отмечено, что в каждом классе имеются термины, на которые учащиеся затруднились дать ответ. Подобные случаи были выделены в отдельные таблицы: в первую таблицу вошли термины, относящиеся к аппаратному обеспечению, во вторую – термины, описывающие программное обеспечение. Для получения более ясного представления о соотношении количества ответов без определения с общим количеством ответов, полученных в каждом классе, для каждого класса было проанализировано процентное отношение ответов с отсутствием определения.
2.1.1. Отсутствие определений терминов, относящихся к аппаратному обеспечению
Как уже упоминалось в Главе 1, к аппаратному обеспечению были отнесены 10 терминов, которые охватывают наиболее часто используемые детали компьютеров: системный блок, монитор, клавиатура, принтер, сканер, мышка, CD-Rom Drive, флэш-диск, модем, а также сам термин аппаратное обеспечение. Данная группа будет считаться группой 1. Результаты данного анализа представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Количество (в процентах) отсутствия ответов по определению понятий в группе 1 у учеников разных классов.
Термин |
Класс (количество учеников), % |
|||||
3 (11) |
4 (8) |
5 (12) |
7 (8) |
10 (10) |
11 (9) |
|
Аппаратное обеспечение |
91 |
100 |
67 |
50 |
70 |
78 |
Системный блок |
73 |
100 |
42 |
25 |
70 |
11 |
Монитор |
18 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Клавиатура |
27 |
25 |
8 |
0 |
0 |
0 |
Принтер |
9 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сканер |
45 |
38 |
17 |
13 |
20 |
11 |
Мышка |
18 |
13 |
17 |
13 |
20 |
0 |
CD-Rom Drive |
91 |
63 |
17 |
38 |
40 |
0 |
Флэш-диск |
55 |
63 |
25 |
13 |
20 |
11 |
Модем |
64 |
50 |
42 |
25 |
30 |
0 |
Итого |
49,1 |
47,5 |
23,3 |
17,5 |
27,0 |
11,1 |
Из данной таблицы следует, что в начальной школе затруднения при определении терминов возникают чаще, чем в средней и старшей школе. Иными словами, наблюдается четко выраженная тенденция к снижению количества отсутствия ответов. Различия между средней и старшей школой не так выражены. Тем не менее, тенденция к уменьшению количества отсутствия ответов сохраняется.
Необходимо выделить группу терминов, которую затруднились определить даже в 11 классе: аппаратное обеспечение, системный блок, сканер, флэш-диск. Однако, в связи с небольшим процентом последних трех терминов в 11 классе, возникает вопрос, насколько представительны данные числа, и связано ли отсутствие определений данных понятий с истинным незнанием их значения. Данный аспект требует более детального изучения в последующих работах.
В процессе анализа таблицы в начальной школе была определена группа терминов, которая неизвестна 70% опрошенных: аппаратное обеспечение, системный блок, CD-Rom Drive, при этом термин CD-Rom Drive более известен в средней и старшей школе.
Среди ответов, полученных у учащихся начальной школы, была также выделена группа, в которой определения отсутствуют у 30-70% опрошенных учеников. В эту группу вошли такие термины, как сканер, флэш-диск, модем. В ответах учеников средней и старшей школы термины данной группы были определены в 70% случаях и более.
Выделяется также группа терминов, которая известна более 70% учащихся, начиная с начальной школы. Термины данной группы не смогли определить только 30% опрошенных: монитор, клавиатура, принтер, мышка. Определение терминов монитор и принтер не вызывает затруднений с 5-го класса. Термин клавиатура могут определить все опрошенные учащиеся 7-го класса. Следует отметить, что данные термины описывают предметы, с которыми ребенок сталкивается при начале взаимодействия с компьютером.
2.1.2. Отсутствие определений терминов, относящихся к программному обеспечению
В группу терминов, описывающих программное обеспечение, были отнесены следующие термины: рабочий стол, окно, буфер обмена, корзина, логин, ftp, e-mail,Интернет, пароль и сам термин программное обеспечение. Полученные результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Количество (в процентах) отсутствия ответов по определению терминов, относящихся к программному обеспечению, у учеников разных классов.
Термин |
Класс (количество учеников), % |
|||||
3 (11) |
4 (8) |
5 (12) |
7 (8) |
10 (10) |
11 (9) |
|
Программное обеспечение |
91 |
100 |
58 |
50 |
60 |
67 |
Рабочий стол |
9 |
50 |
8 |
25 |
20 |
0 |
Окно |
36 |
63 |
17 |
25 |
30 |
56 |
Буфер - обмена |
91 |
100 |
58 |
63 |
60 |
44 |
Корзина |
9 |
25 |
17 |
0 |
10 |
0 |
Логин |
91 |
100 |
42 |
0 |
40 |
0 |
FTP |
100 |
100 |
75 |
100 |
100 |
67 |
|
82 |
38 |
17 |
0 |
20 |
11 |
Интернет |
36 |
25 |
8 |
13 |
30 |
22 |
Пароль |
45 |
25 |
25 |
0 |
20 |
0 |
Итого |
59,1 |
62,5 |
32,5 |
27,5 |
39,0 |
26,7 |
Как и в предыдущем пункте, следует отметить общую тенденцию к сокращению количества отсутствия ответов при переходе от начальной школы к средней и старшей школе. Различия между количеством отсутствия ответов среди учащихся в средней и старшей школе незначительны. Необходимо также выделить термины, которые затруднились определить даже учащиеся 11 класса: программное обеспечение, окно, буфер обмена, ftp, e-mail, Интернет. Для определения того, насколько учащиеся старшей школы не владеют данными понятиями, следует провести более подробное исследование.
В начальной школе наибольшие затруднения при определении терминов, описывающих программное обеспечение, возникли при описании следующих четырех терминов: программное обеспечение, буфер обмена, логин и ftp. Причем, в четвертом классе ни один человек не дал определения данных терминов. Необходимо также отметить термин E-mail, который в третьем классе ученики определяли с трудом (более 80% опрошенных затруднились дать ответ), в то время, как в 4-ом классе количество человек, не написавших определение, значительно сократилось и составило 38%.
В средней и старшей школе учащиеся 7-го и 10-го классов не смогли написать определение термина ftp. В 5-м и 11-м классах определения дали только 75 и 67% опрошенных соответственно.
Проанализировав таблицу, можно отметить, что оставшиеся термины (рабочий стол, окно, корзина, Интернет, пароль) известны более, чем половине обучающихся в начальной школе и около 70 % ученикам в средней и старшей школах.
2.1.3. Сравнение количества человек, затруднившихся дать определения терминов, описывающих аппаратное обеспечение и программное обеспечение
Было проведено сравнение количества человек, затруднившихся определить термины, относящиеся к аппаратному обеспечению, и термины, относящиеся к программному обеспечению. Результаты данного сравнения представлены на Рисунке 1.
Рис 1. Процентное количество учащихся, не давших ответа. Бирюзовым цветом обозначено количество человек в процентах, не давших определения терминам, относящимся к аппаратному обеспечению, синим – к программному обеспечению. По горизонтали – процент учащихся, не давших ответ, по вертикали – классы, в которых проводился опрос
На рисунке видно, что наибольшие затруднения дать ответ возникают у учащихся начальной школы. Учащиеся средней и старшей школы более чем в половине случаев могут дать ответ. При этом термины, связанные с программным обеспечением, более понятны обучающимся, чем термины, описывающие аппаратное обеспечение, как в начальной, так и в средней и старшей школе.
2.2. Определения терминов, совпадающие со словарными определениями
Для сохранения места мы будем считать определения, совпадающие с определениями, приведенными в словарях в самоучителях, «правильными». Список определений компьютерных терминов, которые приводятся в компьютерных словарях, находится в приложении 1.
2.2.1. Правильные определения терминов, относящихся к аппаратному обеспечению
Вначале были проанализированы определения терминов, относящиеся к аппаратному обеспечению. Результаты данного анализа приведены в Таблице 3.
Таблица 3. Количество правильных ответов (в процентах) при определении терминов, относящихся к аппаратному обеспечению, у учеников разных классов.
Термин |
Класс (количество учеников), % |
|||||
3 (11) |
4 (8) |
5 (12) |
7 (8) |
10 (10) |
11 (9) |
|
Аппаратное обеспечение |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
22 |
Системный блок |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
22 |
Монитор |
0 |
0 |
0 |
50 |
60 |
56 |
Клавиатура |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
Принтер |
27 |
88 |
92 |
88 |
90 |
78 |
Сканер |
0 |
0 |
0 |
13 |
10 |
22 |
Мышка |
0 |
0 |
0 |
13 |
10 |
89 |
CD-Rom Drive |
0 |
0 |
75 |
13 |
20 |
100 |
Флэш-диск |
0 |
0 |
0 |
75 |
10 |
89 |
Модем |
0 |
0 |
0 |
0 |
30 |
0 |
Итого |
2,7 |
8,8 |
16,7 |
35,0 |
36,0 |
57,8 |
При анализе данной таблицы стоит отметить, что правильность ответов повышается при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, а также из средней школы в старшую.
В начальной школе только один термин был определен правильно: принтер. Определения остальных терминов неправильные. Неправильные определения приведены в Приложении.
Можно выделить два термина, которые смогли правильно определить более 70% учащихся средней и старшей школы: принтер и клавиатура. Необходимо также отметить термины, правильность определения которых сильно изменяется от класса к классу. Например, термин CD-Rom Drive в 5-м классе смогли правильно определить 75% учащихся, в 7-м – 13%, в 10-м – 20%, а в 11-м – 100%. Для объяснения данного факта, возможно, стоит учесть степень посещаемости занятий по информатике. Среди подобных терминов также стоит выделить термин флэш-диск.
Наконец, можно выделить группу терминов, которые учащиеся всех классов затруднились определить правильно: аппаратное обеспечение, системный блок, сканер, модем.
2.2.2. Правильные определения терминов, относящихся к программному обеспечению
Затем были проанализированы определения терминов, описывающих программное обеспечение. Результаты данного анализа приводятся в Таблице 4.
Таблица 4. Количество правильных ответов (в процентах) при определении терминов, относящихся к программному обеспечению, у учеников разных классов.
Термин |
Класс (количество учеников), % |
|||||
3 (11) |
4 (8) |
5 (12) |
7 (8) |
10 (10) |
11 (9) |
|
Программное обеспечение |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
22 |
Рабочий стол |
0 |
0 |
33 |
50 |
50 |
56 |
Окно |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
0 |
Буфер - обмена |
0 |
0 |
17 |
38 |
40 |
56 |
Корзина |
36 |
63 |
67 |
100 |
90 |
100 |
Логин |
0 |
0 |
8 |
0 |
50 |
100 |
FTP |
0 |
0 |
8 |
0 |
0 |
22 |
|
18 |
63 |
58 |
88 |
50 |
67 |
Интернет |
0 |
0 |
0 |
25 |
60 |
67 |
Пароль |
0 |
0 |
0 |
63 |
30 |
44 |
Итого |
5,5 |
12,5 |
19,2 |
36,3 |
39,0 |
53,3 |
При анализе полученных результатов видно, что сохраняется тенденция к увеличению количества правильных определений терминов, обозначающих программное обеспечение.
В 10 и 11-м классах только три термина вызвали затруднения: программное обеспечение, окно и ftp. Учащиеся начальной и средней школы также не смогли определить данные термины.
В начальной школе учащиеся смогли дать правильные определения только двум терминам: корзина и E-mail. Стоит отметить, что количество правильных определений термина корзина возрастает и в 7-ом класса уже 100% опрошенных смогли дать правильное определение.
Такие термины, как рабочий стол и пароль правильно определили менее 70% опрошенных учащихся 3-5 классов. С 7-го класса данные термины определялись правильно более, чем в 50% случаев. Термины буфер обмена и Интернет правильно определить смогли около 50% учащихся 10-го и 11-го класса. Правильное определение термину логин смогли дать только в старшей школе.
2.2.3. Сравнение количества правильных определений терминов, относящихся к аппаратному и программному обеспечению
Было также проведено сравнение количества учеников, давших правильные определения терминов, описывающих аппаратное обеспечение, и терминов, описывающих программное обеспечение. Результаты данного сравнения представлены на Рисунке 2.
Рис. 2. Процентное отношение правильных ответов в разных классах. В первой группе представлены термины, относящиеся к аппаратному обеспечению. Во второй группе - термины, относящиеся к программному обеспечению. По горизонтали – процент учащихся, давших правильный ответ, по вертикали – классы, в которых проводился опрос.
Из рисунка видно, что процент правильных ответов возрастает от 3 к 11 классу. Обращает на себя внимание тот факт, что процент правильных ответов возрастает незначительно от 7 класса к 11-ому и незначительно превышает 50%.
Также видно, что термины, описывающие программное обеспечение, как правило, чаще определяются правильно, чем термины, связанные с аппаратным обеспечением.
Выводы
Ученики могут интерпретировать компьютерные термины как термины из других областей. В этом случае они дают определения, совершенно не связанные с компьютерной тематикой. Например, аппаратное обеспечение - не нуждаться в оружии (7 класс), сканер - машина, угадывающая правду (5 класс), корзина – используется для грибов/покупок (3 класс).
Как при определении терминов, связанных с аппаратным обеспечением, так и терминов, связанных с программным обеспечением, выделяется случаи отсутствия какого-либо определения. Иными словами, некоторые учащиеся затруднились дать ответ даже в 11 классе. Среди таких терминов выделяются аппаратное обеспечение, системный блок, сканер, флэш-диск, программное обеспечение, окно, буфер обмена, ftp, e-mail, Интернет.
Наибольшие затруднения при определении терминов возникают у учащихся начальной школы. Учащиеся средней и старшей школы более чем в половине случаев могут определить тот или иной термин.
Термины, связанные с программным обеспечением, более понятны обучающимся, чем термины, описывающие аппаратное обеспечение, как в начальной, так и в средней и старшей школе.
Учащиеся всех классов затруднились определить правильно такие термины, как аппаратное обеспечение, системный блок, сканер, модем, программное обеспечение, окно и ftp.
В начальной школе учащиеся смогли дать правильные определения только трем терминам: принтер, корзина и E-mail. Определения остальных терминов неправильные.
Правильность определения терминов повышается при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, а также из средней школы в старшую.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была направлена на изучение интерпретации компьютерных терминов учащимися разного возраста.
Компьютеры и цифровые технологии играют большую роль в нашей повседневной жизни. При работе на компьютерах ребенок сталкивается с большим пластом терминов, описывающих различные части компьютера и программы, обеспечивающие его работу. Для продуктивной работы очень важно правильно понимать подобные термины.
В начальной школе только около 10% учащихся правильно интерпретируют компьютерные термины. Данные процент повышается при переходе в среднюю школу: примерно 25% учеников 5-го и 7-го класса приводят правильное значение данных терминов. В старшей школе процент правильных ответов составляет примерно 45%. При этом, термины, описывающие программное обеспечение, более понятны, чем термины, связанные с аппаратным обеспечением.
Помимо неверных определений, ученики могут либо отказаться давать определение, либо истолковать компьютерный термин как термин, принадлежащий к другой области.
В дальнейших исследованиях мы рассмотрим структуру полученных определений: определения могут быть даны как синоним, либо как описание, проанализируем более подробно случаи интерпретации компьютерных терминов как терминов из других областей.
Также в процессе исследования были получены данные об источнике происхождения анализируемых терминов с точки зрения учащихся. Опрошенные ученики должны были написать заимствован ли тот или иной термин из другого языка, либо сформирован на основе слова, уже существующего в русском языке. Анализ данной информации не вошел в рамки настоящего исследования, и станет предметом изучения в будущих работах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Васильев А.Д. Судьбы заимствований в русской лексике: учебное пособие для спецкурса / А.Д. Васильев. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 1993. – 90с.
Гринев С.В. Терминологические заимствования (Краткий обзор современного состояния вопроса) // Дмитрий Семенович Лотте: Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. ‑ М.: Наука, 1982. – С108-135.
Никитченко Н.С. Семантическая продуктивность терминов / Н.С. Никитченко // Новые слова и словари новых слов / отв. редактор. Н.З. Котелова. ‑ Л.: Наука, 1983. – С111-117.
Список самоучителей, использовавшихся в исследовании
Андашев А., Соловьев С. Компьютер для начинающих. Нескучный самоучитель / А. Андашев, С. Соловьев. ‑ М.: Питер, 2006.
Кондратьев Г. Работа на компьютере / Г. Кондратьев. ‑ М.: Питер, 2006.
Майечак, Беате. Интернет для детей / Б. Майечак. – М.: Издательство «Интерэксперт», 2002. ‑ С319-331.
Приложения
Приложение 1. Бланк опросника
Класс _____
Возраст _____
Объясните значение приведенных ниже слов,
Напишите, заимствованно ли слово, либо образовано из слов русского языка. Если слово заимствовано, напишите, из какого языка, по Вашему мнению, оно пришло.
Аппаратное обеспечение _______________________________________________________
Системный блок ______________________________________________________________
Монитор ___________________________________________________________________
Клавиатура __________________________________________________________________
Принтер ___________________________________________________________________
Сканер ___________________________________________________________________
Мышка ___________________________________________________________________
CD-Rom Drive ________________________________________________________________
Флэш- диск ___________________________________________________________________
Модем ___________________________________________________________________
Программное обеспечение ___________________________________________________________________
Рабочий стол _________________________________________________________________
Окно ___________________________________________________________________
Буфер - обмена ________________________________________________________________
Корзина ___________________________________________________________________
Логин ___________________________________________________________________
FTP ___________________________________________________________________
Email_______________________________________________________________
Интернет ___________________________________________________________________
Пароль ___________________________________________________________________
Напишите, какие причины, по Вашему мнению, привели к заимствованию новых слов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие !
Приложение 2. Список компьютерных терминов и их определений, приведенных в словарях
1. Аппаратное обеспечение – все физические компоненты компьютера (монитор, системный блок, принтер и т.д.).
2. Системный блок – корпус, в котором находится блок питания, все электронные платы и микросхемы компьютера, а также большая часть устройств.
3. Монитор – аппарат, предназначенный для вывода графической, текстовой или звуковой информации.
4. Клавиатура – комплект расположенных в определенном порядке клавиш для управления каким-либо устройством или для ввода данных.
5. Принтер – устройство для печати данных, находящихся в памяти компьютера.
6. Сканер – устройство, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта.
7. Мышка – одно из устройств ввода информации в виде манипулятора с двумя (реже тремя) кнопками.
8. CD-RomDrive – устройство для считывания компакт-дисков.
9. Флэш-диск – запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флэш-память, и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству.
10. Модем – устройство для модуляции и демодуляции сигналов в системах автоматической передачи данных.
11. Программное обеспечение – совокупность программ и данных.
12. Рабочий стол – вид экрана при работе с Windows, на котором находятся электронные документы и инструменты для их обработки.
13. Окно – один из элементов пользовательского интерфейса.
14. Буфер обмена – область оперативной памяти, в которую временно помещаются копируемые данные.
15. Корзина – папка для хранения удаленных данных и программ.
16. Логин – имя (идентификатор) учетной записи пользователя в компьютерной системе.
17. FTP – протокол передачи файлов, стандартный протокол, предназначенный для передачи файлов по TCP-сетям (например, Интернет).
18. E-mail – электронная почта, представляющая собой технологию по пересылке и получению электронных сообщений по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети.
19. Интернет – глобальная компьютерная сеть.
20.Пароль – условное слово или набор знаков, предназначенный для подтверждения личности или полномочий.
Приложение 3. Интерпретация анализируемых терминов в различных классах
Таблица 5 Интерпретация компьютерных терминов как терминов из других областей
3 класс |
4 класс |
5 класс |
7 класс |
10 класс |
11 класс |
|
Аппаратное обеспечение |
Для заряжения компьютера |
Не нуждаться в оружии |
||||
Системный блок |
Куда втыкают зарядное устройство |
|||||
Монитор |
Камера для пленки |
Стекло у компьютера |
||||
Клавиатура |
Табличка с буквами |
|||||
Принтер |
Пишет на бумаге |
|||||
Сканер |
Машина, угадывающая правду |
|||||
Мышка |
Вещь, которая управляет стрелкой |
Вещь, которая управляет стрелкой |
Животное |
|||
CD-Rom Drive |
Написано английскими буквами |
|||||
Модем |
Провод для передачи данных Штука с вай-файем |
|||||
Рабочий стол |
Стол, на котором работают (мебель) Стол в компьютере для работы Чтобы был доступен Интернет |
Стол, на котором работают (мебель) |
||||
Окно |
Стекло для смотрения на улицу и проветривания Прозрачная рамка |
Если нажать два раза, оно откроется Рабочий стол в компьютере |
Как бы подфирма, состоит из четырех квадратов |
|||
Буфер – обмена |
Заметки |
|||||
Корзина |
Для грибов/покупок |
Вместилище всех окон |
||||
Логин |
Краткое понятие о человеке Ложное имя человека |
|||||
Интернет |
Есть ответы на все вопросы |
Программа, которая обеспечивает |
Это жизнь! |
Таблица 6. Интерпретация анализируемых терминов в 3-м классе
Термин |
Определение |
Количество человек |
Аппаратное обеспечение |
Нет определения |
10 |
Необходимо для работы компьютера |
1 |
|
Системный блок |
Нет определения |
8 |
Необходимо для работы компьютера |
1 |
|
Система управления |
1 |
|
Блок на компьютере |
1 |
|
Монитор |
Экран |
5 |
Нет определения |
2 |
|
Для просмотра картинок и фильмов |
2 |
|
Камера для пленки |
1 |
|
У компьютера |
1 |
|
Клавиатура |
Прибор для письма в компьютере |
6 |
Нет определения |
3 |
|
Табличка с буквами |
2 |
|
Принтер |
Печатает бумагу и краски на листе |
3 |
Прибор для распечатки |
3 |
|
Для копирования |
2 |
|
Для печати, сканирования, копирования |
2 |
|
Нет определения |
1 |
|
Сканер |
Нет определения |
5 |
Для сканирования |
5 |
|
Просвечивает вещи насквозь |
1 |
|
Мышка |
Для поиска в компьютере |
3 |
Для нажимания на приложение и открывания программ |
2 |
|
Нет определения |
2 |
|
Для управления компьютером |
2 |
|
Компьютерная мышка |
1 |
|
Вещь, которая управляет стрелкой |
1 |
|
CD-Rom Drive |
Нет определения |
10 |
Написано английскими буквами |
1 |
|
Флэш- диск |
Нет определения |
6 |
Флэшка |
4 |
|
Диск, на котором что-то смотрят |
1 |
|
Модем |
Нет определения |
7 |
Интернет |
4 |
|
Программное обеспечение |
Нет определения |
10 |
Необходимо для работы компьютера |
1 |
|
Рабочий стол |
Стол, на котором работают (мебель) |
3 |
Стол в компьютере для работы |
3 |
|
Где хранятся файлы и программы |
3 |
|
Нет определения |
1 |
|
Чтобы был доступен Интернет |
1 |
|
Окно |
Нет определения |
4 |
Стекло для смотрения на улицу и проветривания |
4 |
|
Собраны все программы |
2 |
|
Прозрачная рамка |
1 |
|
Буфер – обмена |
Нет определения |
10 |
Для повтора |
1 |
|
Корзина |
Для грибов/покупок |
4 |
Для удаления ненужных файлов |
4 |
|
Для покупок на компьютере |
2 |
|
Нет определения |
1 |
|
Логин |
Нет определения |
10 |
Имя в игре или в компьютере |
1 |
|
FTP |
Нет определения |
11 |
|
Нет определения |
9 |
Электронная почта |
2 |
|
Интернет |
Есть ответы на все вопросы |
6 |
Нет определения |
4 |
|
Яндекс |
1 |
|
Пароль |
Нет определения |
5 |
Чтобы заблокировать компьютер |
5 |
|
Чтобы зайти в компьютер |
1 |
Таблица 7. Интерпретация анализируемых терминов в 4-м классе
Термин |
Определение |
Количество человек |
Аппаратное обеспечение |
Нет определения |
8 |
Системный блок |
Нет определения |
8 |
Монитор |
Экран |
7 |
Нет определения |
1 |
|
Клавиатура |
Прибор для письма в компьютере |
4 |
Нет определения |
2 |
|
Табличка с буквами |
1 |
|
Часть компьютера |
1 |
|
Принтер |
Прибор для распечатки |
6 |
Нет определения |
1 |
|
Сканер |
Нет определения |
3 |
Для копирования |
3 |
|
Для сканирования |
2 |
|
Мышка |
Устройство, подключенное к компьютеру |
3 |
Вещь, которая управляет стрелкой |
2 |
|
Для нажимания на приложение и открывания программ |
1 |
|
Для управления компьютером |
1 |
|
Нет определения |
1 |
|
CD-Rom Drive |
Нет определения |
5 |
Диск |
3 |
|
Флэш- диск |
Нет определения |
5 |
Флэшка |
2 |
|
Для сохранения |
1 |
|
Модем |
Нет определения |
4 |
Связь устройств |
3 |
|
Интернет |
1 |
|
Программное обеспечение |
Нет определения |
8 |
Рабочий стол |
Нет определения |
4 |
Где хранятся файлы и программы |
4 |
|
Окно |
Нет определения |
5 |
Если нажать два раза, оно откроется |
2 |
|
Рабочий стол в компьютере |
1 |
|
Буфер – обмена |
Нет определения |
8 |
Корзина |
Для удаления ненужных файлов |
5 |
Нет определения |
2 |
|
Для покупок на компьютере |
1 |
|
Логин |
Нет определения |
8 |
FTP |
Нет определения |
8 |
|
Электронная почта |
5 |
Нет определения |
3 |
|
Интернет |
Для поиска информации |
4 |
Нет определения |
2 |
|
Wi-fi |
2 |
|
Пароль |
Нет определения |
2 |
Чтобы заблокировать (разблокировать) |
2 |
|
Секретный код |
2 |
|
Чтобы зайти в компьютер |
1 |
Таблица 8. Интерпретация анализируемых терминов в 5-м классе
Термин |
Определение |
Количество человек |
Аппаратное обеспечение |
Нет определения |
8 |
Система в аппарате, что-то обеспечивающая |
2 |
|
Для заряжения компьютера |
1 |
|
Необходимо для работы компьютера |
1 |
|
Электр. ср-во для передачи данных |
1 |
|
Системный блок |
Нет определения |
5 |
Блок на компьютере |
3 |
|
Куда втыкают зарядное устройство |
2 |
|
Система управления |
1 |
|
Основа работы компьютера |
1 |
|
Монитор |
Экран |
11 |
Стекло у компьютера |
1 |
|
Клавиатура |
Кнопки с буквами |
5 |
Прибор для письма в компьютере |
5 |
|
Нет определения |
1 |
|
Принтер |
Прибор для распечатки |
11 |
Пишет на бумаге |
1 |
|
Сканер |
Для копирования |
5 |
Для сканирования |
4 |
|
Нет определения |
2 |
|
Машина, угадывающая правду |
1 |
|
Мышка |
Для нажимания на приложение и открывания программ |
3 |
Нет определения |
2 |
|
Вещь, которая управляет стрелкой |
2 |
|
Для управления компьютером |
2 |
|
Для поиска в компьютере |
1 |
|
Устройство, подключенное к компьютеру |
1 |
|
Животное |
1 |
|
CD-Rom Drive |
Для считывания или вставления дисков |
9 |
Нет определения |
2 |
|
Диск |
1 |
|
Флэш- диск |
Диск для просмотра или сохранения |
6 |
Нет определения |
3 |
|
CD-диск |
1 |
|
Устройство для установки флэшек |
1 |
|
Флэшка |
1 |
|
Модем |
Нет определения |
5 |
Для доступа к Интернету |
2 |
|
Провод для передачи данных |
1 |
|
Программа |
1 |
|
Штука с вай-файем |
1 |
|
Симка, где есть Интернет |
1 |
|
Как флэшка |
1 |
|
Программное обеспечение |
Нет определения |
7 |
Программа, которая обеспечивает программы |
2 |
|
Файлы |
1 |
|
FTP |
1 |
|
Рабочий стол |
Где хранятся файлы и программы |
4 |
Начальный (главный) экран |
4 |
|
Стол в компьютере для работы |
1 |
|
Стол, на котором работают (мебель) |
1 |
|
Папка |
1 |
|
Нет определения |
1 |
|
Окно |
Место для работы с информацией |
3 |
Нет определения |
2 |
|
Вкладка |
2 |
|
Открытая электронная страница |
1 |
|
Как бы подфирма, состоит из четырех квадратов |
1 |
|
Панель передач |
1 |
|
Собраны все программы |
1 |
|
Рабочий стол в компьютере |
1 |
|
Буфер – обмена |
Нет определения |
7 |
Программа для обмена и копирования информации |
2 |
|
Обмен разных программ |
2 |
|
Заметки |
1 |
|
Корзина |
Для удаления ненужных файлов |
8 |
Нет определения |
2 |
|
Для покупок на компьютере |
1 |
|
Вместилище всех окон |
1 |
|
Логин |
Нет определения |
5 |
Краткое понятие о человеке |
1 |
|
Ложное имя человека |
1 |
|
Респондент написал свой логин |
1 |
|
Почта, адрес |
1 |
|
Для открывания программ |
1 |
|
Похоже на пароль |
1 |
|
Набирается перед паролем |
1 |
|
FTP |
Нет определения |
9 |
Информационное обеспечение |
1 |
|
Скорость загрузки |
1 |
|
Что-то похожее на пароль |
1 |
|
|
Электронная почта |
7 |
Нет определения |
2 |
|
Сайт для передачи писем |
1 |
|
Пароль в почту |
1 |
|
Респондент написал адрес своей электронной почты |
1 |
|
Интернет |
Для поиска информации |
9 |
Программа, которая обеспечивает |
1 |
|
Сеть доступа к Интернету |
1 |
|
Нет определения |
1 |
|
Пароль |
Чтобы зайти (не дать зайти) в компьютер |
5 |
Нет определения |
3 |
|
Чтобы заблокировать (разблокировать) компьютер |
2 |
|
Респондент написал свой пароль |
1 |
|
Подтверждает личность |
1 |
Таблица 9. Интерпретация анализируемых терминов в 7-м классе
Термин |
Определение |
Количество человек |
Аппаратное обеспечение |
Нет определения |
4 |
Не нуждаться в оружии |
1 |
|
Наличие аппарата (компьютера, телефона) |
1 |
|
Наличие монитора, клавиатуры, мыши |
1 |
|
Список программ |
1 |
|
Системный блок |
Основа работы компьютера |
4 |
Нет определения |
2 |
|
Часть компьютера |
1 |
|
Блок питания компьютера |
1 |
|
Монитор |
Экран |
4 |
Устройство для воспроизведения изображения |
4 |
|
Клавиатура |
Средство ввода информации |
8 |
Принтер |
Прибор для распечатки |
7 |
Устройство вывода информации |
1 |
|
Сканер |
Устройства для ввода информации |
4 |
Для сканирования |
2 |
|
Для копирования |
1 |
|
Нет определения |
1 |
|
Мышка |
Курсор |
3 |
Устройство для ввода информации |
2 |
|
Для открывания программ |
1 |
|
Нет определения |
1 |
|
Для управления компьютером |
1 |
|
CD-Rom Drive |
Нет определения |
3 |
Дисковод |
1 |
|
Устройство для считывания или вставления дисков |
2 |
|
Диск |
1 |
|
Устройство для считывания информации с флэш-дисков |
1 |
|
Флэш- диск |
Устройство для хранения и переноса информации |
6 |
Компакт-диск |
1 |
|
Нет определения |
1 |
|
Модем |
Беспроводной Интернет (в виде флэшки) |
3 |
Для доступа к Интернету |
2 |
|
Нет определения |
2 |
|
Программное обеспечение |
Нет определения |
4 |
Обеспечение нужной программой |
2 |
|
Обновления ПК |
1 |
|
Первоначальный список программ |
1 |
|
Рабочий стол |
Начальный (главный) экран |
4 |
Страница для хранения данных |
2 |
|
Нет определения |
2 |
|
Окно |
Нет определения |
2 |
Открытый файл |
2 |
|
Открытая программа |
2 |
|
Место нахождения программы |
1 |
|
Вкладка |
1 |
|
Буфер – обмена |
Нет определения |
5 |
Программа для обмена информацией |
3 |
|
Корзина |
Для удаления ненужных файлов |
8 |
Логин |
Имя при регистрации |
3 |
Название страницы в Интернете |
1 |
|
Электронное имя в программах |
1 |
|
Учетная запись |
1 |
|
Для доступа к программам |
1 |
|
Для блокировки компьютера |
1 |
|
FTP |
Нет определения |
8 |
|
Электронная почта |
7 |
Название страницы в Интернете |
1 |
|
Интернет |
Для поиска информации |
4 |
Всемирная паутина |
2 |
|
Нет определения |
1 |
|
Это жизнь! |
1 |
|
Пароль |
Набор цифр или букв для защиты учетной записи |
5 |
Для доступа в программу |
2 |
|
Чтобы заблокировать (разблокировать) компьютер |
1 |
Таблица 10. Интерпретация анализируемых терминов в 10-м классе
Термин |
Определение |
Количество человек |
Аппаратное обеспечение |
Нет определения |
7 |
Все электронные и механические устройства компьютера |
2 |
|
Составная часть компьютера |
1 |
|
Системный блок |
Нет определения |
7 |
Корпус, в котором присутствуют определенные компоненты компьютера |
1 |
|
Основа для аппаратного обеспечения компьютера |
1 |
|
Основа работы компьютера |
1 |
|
Монитор |
Устройство для воспроизведения изображения |
6 |
Экран |
4 |
|
Клавиатура |
Средство ввода информации |
10 |
Принтер |
Устройство для печати |
9 |
Устройство вывода информации |
1 |
|
Сканер |
Устройства для ввода информации |
4 |
Для копирования |
3 |
|
Нет определения |
2 |
|
Мышка |
Устройство для ввода информации |
3 |
Для управления компьютером |
3 |
|
Нет определения |
2 |
|
Курсор |
1 |
|
Устройство для выполнения действий на мониторе |
1 |
|
CD-Rom Drive |
Нет определения |
4 |
Для считывания или вставления дисков |
2 |
|
Диск |
1 |
|
Дисковод |
1 |
|
Флэш- диск |
Устройство для хранения и переноса информации |
7 |
Нет определения |
2 |
|
Диск для хранения информации |
1 |
|
Модем |
Нет определения |
3 |
Для доступа к Интернету |
3 |
|
Беспроводной Интернет (в виде флэшки) |
2 |
|
Устройство, обеспечивающее передачу сигнала нескольким устройства |
1 |
|
Аппарат, обеспечивающий Wi-Fi |
1 |
|
Программное обеспечение |
Нет определения |
6 |
Набор команд для управления компьютером |
2 |
|
Критерии возможности установить программы |
1 |
|
Основополагающая программа для работы устройств |
1 |
|
Рабочий стол |
Начальный (главный) экран |
5 |
Где хранятся файлы и программы |
2 |
|
Нет определения |
2 |
|
Список основных программ |
1 |
|
Окно |
Нет определения |
3 |
Вкладка |
3 |
|
Рабочее пространство, отображаемое на мониторе |
2 |
|
Открытая программа или файл |
2 |
|
Буфер – обмена |
Нет определения |
6 |
Программа для обмена и копирования информации |
4 |
|
Корзина |
Для хранения удаленных файлов |
9 |
Нет определения |
1 |
|
Логин |
Имя для опознавания личности в сети |
5 |
Нет определения |
4 |
|
Для доступа к программам |
1 |
|
FTP |
Нет определения |
10 |
|
Электронная почта |
5 |
Нет определения |
2 |
|
Электронный адрес |
2 |
|
Способ передачи информации |
1 |
|
Интернет |
Всемирная паутина, виртуальная сеть |
6 |
Нет определения |
3 |
|
Для поиска информации |
1 |
|
Пароль |
Для доступа в программу или сайт |
3 |
Набор цифр или букв для защиты учетной записи и информации |
3 |
|
Нет определения |
2 |
|
Код безопасности |
1 |
|
Необходим для сохранения информации |
1 |
Таблица 11. Интерпретация анализируемых терминов в 11-м классе
Термин |
Определение |
Количество человек |
Аппаратное обеспечение |
Нет определения |
7 |
Устройства компьютера |
2 |
|
Системный блок |
Блок, обеспечивающий работу компьютера |
2 |
Корпус, в котором присутствуют определенные компоненты компьютера |
2 |
|
Устройство для обработки информации |
2 |
|
Нет определения |
1 |
|
Блок включения компьютера |
1 |
|
Основа работы компьютера |
1 |
|
Монитор |
Экран |
5 |
Устройство для воспроизведения изображения |
4 |
|
Клавиатура |
Средство ввода информации |
9 |
Принтер |
Устройство для печати |
7 |
Устройство вывода информации |
2 |
|
Сканер |
Устройства для ввода информации |
5 |
Для сканирования |
2 |
|
Для копирования |
1 |
|
Нет определения |
1 |
|
Мышка |
Устройство для управления компьютером |
8 |
Устройство для ввода информации |
1 |
|
CD-Rom Drive |
Для считывания или вставления дисков |
9 |
Флэш- диск |
Устройство для хранения и переноса информации |
8 |
Нет определения |
1 |
|
Модем |
Для доступа к Интернету |
6 |
Беспроводной Интернет (в виде флэшки) |
3 |
|
Программное обеспечение |
Нет определения |
6 |
Совокупность программ на компьютере |
2 |
|
Программа, позволяющая файлам взаимодействовать друг с другом |
1 |
|
Рабочий стол |
Начальный (главный) экран |
5 |
Страница для хранения данных |
2 |
|
Где хранятся основные файлы и программы |
2 |
|
Окно |
Нет определения |
5 |
Открытая программа |
3 |
|
Всплывающий экран с информацией |
1 |
|
Буфер – обмена |
Программа для сохранения копируемой информации |
5 |
Нет определения |
4 |
|
Корзина |
Для хранения удаленных файлов |
9 |
Логин |
Имя пользователя для входа в систему |
9 |
FTP |
Нет определения |
6 |
Технический прогресс |
2 |
|
Интернет-протокол |
1 |
|
|
Электронная почта |
6 |
Электронный адрес |
2 |
|
Нет определения |
1 |
|
Интернет |
Всемирная паутина, виртуальная сеть |
6 |
Нет определения |
2 |
|
Средство связи |
1 |
|
Пароль |
Набор цифр или букв для защиты учетной записи и информации |
4 |
Код безопасности |
3 |
|
Код для доступа в программу или сайт |
1 |
|
Символы |
1 |