ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЗИСНЫХ СВЯЗОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. С. ПУШКИНА И С. А. АЛЕКСИЕВИЧ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЗИСНЫХ СВЯЗОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. С. ПУШКИНА И С. А. АЛЕКСИЕВИЧ

Ильяш Я.В. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ. П. П. ЕДУНОВА
Алексеева Л.А. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ. П. П. ЕДУНОВА
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В этом году на уроках русского языка мы изучаем простое предложение, мне казалось, что я многое уже знала о нем, но оказывается, оно таит в себе много тайн и загадок. Столкнувшись с проблемой определения основы предложения «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» [Пушкин, 1983; с. 213] из повести «Капитанская дочка А.С. Пушкина, я захотела узнать поподробнее об этих удивительных составных сказуемых. Действительно, предложение представляет собой сложную многоаспектную единицу языка и речи, оно служит центральным объектом изучения синтаксиса, но исследователей языка все больше привлекает грамматическая основа, предиката, без предикативности предложение не существует. В настоящее время существуют серьезные разногласия в лингвистической науке по поводу состава предикаты в тех или иных случаях, в частности, в составном именном сказуемом. Знакомясь на уроках русского языка с предикативным ядром предложения, мы узнаем только о типах сказуемых: простых и составных, в составном – по составу основной части - о глагольном и именном, части – основная и вспомогательная, не углубляясь в грамматическую особенность использования связок, состава сказуемых; но, познакомившись с понятием грамматической связки, в центре нашего внимания оказались предложения с составным именным сказуемым, в котором использованы именно связки с фазисным значением.

Цель настоящей работы – изучение теоретических основ понятия связки в русском языкознании, популяризация сведений о них, а также статистическое исследование использования связок с фазисным значением в художественной прозе: частотность употребления и семантика фазисных связок в прозе А.С. Пушкина и С.А. Алексиевич, т.е. в прозе классический и современной литературы.

В соответствии с поставленной целью в работе ре­шаются следующие задачи:

  1. Изучить понятие грамматических, в частности, фазисных связок.

  2. Изучить значения и роль фазисных связок в предикатах предложения, в частности, в формировании грамматической и семантической структуры неглагольного предложения в художественной прозе.

  3. Сопоставитьачастоту употребления связок с фазисным значением в художественной прозе XIX века на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в современной художественной прозе на примере Книги недетских рассказов «Последние свидетели» С.А. Алексиевич.

  4. Рассказать о грамматической связке, в частности, фазисной связке учащимся школы.

Основные результаты, полученные в ходе работы:

  1. Подтверждена распространённость употребления фазисных связок в неглагольных предложениях.

  2. Получены результаты использования связок с фазисным значением в художественной прозе XIX века на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в современной художественной прозе на примере Книги недетских рассказов «Последние свидетели» С.А. Алексиевич.

  3. Данная информация доведена до учащихся 8 класса на уроках русского языка и до участников школьной конференции.

Материаломисследования являются предложения с составным именным сказуемым с фазисными связками, извлечённыеаметодом сплошной выборки из текстов повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и Книги недетских рассказов «Последние свидетели» С.А. Алексиевич.

Методы исследования. Основным методом исследования является комплексный структурно-семантическийааметод, учиты­вающий взаимодействие структурыапредложения и семантики вы­сказывания. Использовались также приёмы статистического метода.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАЗИСНЫХ СВЯЗОК В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

  1.  
    1. Понятие грамматической связки в русском языке

В отечественном языкознанииаобъем понятия «связка» определялся по-разному. Границы связки то неоправданноаувеличивались (союзы-связки, частицы, вспомогательные глаголы, «вещественные связкиа» и даже предлоги), то сжимались до одного слова быть. Данная проблема определения связки актуальна и сейчас.

Д.Э. Розенталь и М.А. Теленковаив «Словаре-справочнике лингвистических терминов» выделяют следующие категории связок: исвязка знаменательная (вещественная, конкретная): Я родился перекати-полем.Связка нулевая: аЧеловек- кузнецсвоему счастью. Связкааотвлечённая (чистая): Пехота есть пехота. Связка полуотвлечённая: Она слыла любительницей музыки [Розенталь и Теленкова, 1976; с. 374].

В современной асинтаксической теории наблюдаются другие подходы к разграничению связок: П.А. Лекант выявляет механизм грамматизации связок, выделяя типовые значения, свойственные разным группам связок: «Обобщенное связочное значение расходится с конкретным значением глагола в направлении омонимии. Однако это конкретное значение может запечатлеваться в семантике связки в виде некоего “остатка”, который всегда “готов к услугам”, то есть может быть выявлен, актуализован или обыгран» [Лекант, 1995; c. 90].

Герасименко Н.А. вслед за П.А. Лекантом определяет квалифицирующую функцию связки в определении семантического типа отношений, лежащих в основеипредикативныхи[Герасименко, 1999; с. 99]. В соответствии со своей грамматической семантикой связки распределяются между диктумными, модальными и фазисными [Герасименко, 1999; С. 112].

С помощьюидиктумныхисвязок в языке переда­ется сущность логической операции, производимой говорящим с одним или несколькими объектами внеязыкового мира связок.

Но это было только начало

С помощью этих связок в языке переда­ётся сущность логической операции, производимой говорящим с одним или несколькими объектами внеязыкового мира. П.А. Лекант назвал эти связки логическими: они выражаюти «рациональную оценкуа отношений «предмет-признак» и[Лекант, 1995; с. 93]

На уровне соединения предметно-признакового значения с действительностью, соотнесения семантической структуры предложения с действительностьюи функционируютимодальные связки, но Герасименко Н.А. отмечает, что «термин модальные... не отражает всех важнейших оттенков смысла «соединения»… иЧтобы подчеркнутьироль говорящего в этом соединении, называем связки, выражающие отнесённость высказывания к действительности, модусными [Герасименко, 1999; с. 101].

Луна казалась красной. (М. Трауб «Плохая мать»).

В соответствии с квалифицирующей функцией связок выделяют и третью группу связок, количество которых ограничено семантикой периода фазы, П.А. Лекантиназвал эту группу фазисными связками.

В «Энциклопедическом словаре» идаётсяиследующееиопределение понятияифаза (греч. phasis - появление), период, ступень в развитии какого-либо явления [Энциклопедический словарь, 1964; с. 564]. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова – момент, отдельная стадия, в ходе развития, изменения чего-нибудь, а также само положение в этот моменти[Ожегов, 2008; с. 829].

Периоды начала, продолжения и конца соответствуют реальным фазам протекающего действия, которые на уровне языка фиксируются грамматической формой составного глагольного ска­зуемого.

Небо начинало светать.

Солнце садилось за деревню, и трактор перестал тарахтеть.

Составное именное сказуемое характеризуется раздельным выражением вещественного и грамматического значения, составному глагольному сказуемому оно противопоставлено только к протекающему действию, движению, но и к изменению вообще.

Составное именное сказуемое как подтип непростого сказуемого характеризуется раздельным выражением вещественного и грамматического значений. Составному глагольному сказуемому оно противопоставлено как характером предикативного признака (пассивного) так и грамматическими особенностями основного и вспомогательного компонентов. Для грамматической формы составного именного сказуемого характерно полное функциональное размежевание компонентов. [Лекант, 2004; с.86].

С точки зрения семантико-грамматической типологии связок фазисные связки занимают промежуточное место между диктумными и модусными связками. Как и диктумные, они отражают реальные факты действительности, в частности, процесс изменения признака, и, с этой точки зрения, приближаются к диктумным связкам. С другой стороны, фазисные связки обладают признаками модусных: иих семантика накладывается на семантику диктумных связок, внося обобщенноеизначение [Герасименко, 1999; с. 104].

2.1. Особенности употребления фазисных связок

в составном именном сказуемом

2.1.1. Фазисное значение начала действия

Центром семантического поля фазисного значения начала является фазисная связка начать/начинать, семантико-стилистическая особенность которой — выражение только начинательного значения.

С фазисной связкой начать/начинать предикаты обозначают локализованное во времени, длительное действие, среди которых множество семантических разновидностей:

Физическое начало действия:

Споро работали: крышу перекрыли, крыльцо поставили, пол перебрали; а из остатков Егор начал сооружение для книг. (Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»). [Алексеева, 2014; с. 24].

Физическое состояние живых существ: внутренние физические ощущения и физиологические состояния (неконтролируемые субъектом дискомфортные состояния, связанные со стихийными физиологическими процессами в организме):

Тимофей обошёл отару и начал подъём в гору, овцы с козлом Ваською во главе неторопливо обтекали гору, разбредаясь по изволоку, и видны были хорошо. Б. Екимов «Пастушья звезда»). [Алексеева, 2014; с. 26].

Состояния природы (атмосферно-метеорологические явления):

С гор, вероятно, начнёт сход снег. (В.Маканин «Кавказский пленный»). [Алексеева, 2014; с. 27].

Психическое состояние человека: (внезапное появление у субъекта чувства грусти, печали, определяющее его эмоциональное состояние):

Вера Ивановна билась в истерике и в конце концов начала плач, который вырвался из глубины её простонародной, испорченной генеральством души. (Л. Улицкая «Медея и её дети»). [Алексеева, 2014; с. 27].

Самой широкозначной и отвлечённой фазисной связкой в предложениях со значением изменения является связка стать/становиться. Это ядерная связка парадигматической группы с фазисным значением [Попова, 2005; с. 85 - 99].

Сочетания именного компонента с фазисной связкой стать/становиться могут обозначать

Начальное изменение состояния природы:

Вчера выпал снег и лежит сейчас. Все стало зеркалом. (В. Астафьев «Зрячий посох»); [Алексеева, 2014; с. 29].

Начального изменения физического состояния человека (живого существа):

Если мы станем пособниками лодырям и летунам – все колхозы развалим. (Б. Можаев «Живой») [Алексеева, 2014; с. 29].

Начального изменения психического (эмоционального) состояния человека:

Они опять стали врагами, а враги не любят не только того, кто их ссорит, но и того, кто старается примирить. (В. Белов «Плотницкие рассказы»); [Алексеева, 2014; с. 29].

2.1.2.Фазисное значение продолжения действия

Центром семантического поля фазисного значения продолжения является фазисная связка продолжать, семантико-стилистическая особенность — выражение значения продолжения.

Фазисная связка продолжать употребляется только в форме несовершенного вида, так как значение предельности формы совершенного вида несовместимо с функцией этого глагола при инфинитиве - выражать продолжение, то есть протекание действия. [Лекант, 1976; с. 67].

Продолжать. Делать что-либо дальше, не прекращая начатого или возвращаясь к нему после некоторого перерыва [Ожегов, 2008; с. 598].

И вот они там, а малыш, неподалеку от двери, продолжал игру с кошкой. (В. Маканин «Кавказский пленный»). [Алексеева, 2014; с. 29].

На связку с функцией значения продолжения действия чаще всего выпадает комментирующая функция, концовки с этими фазисными связками оставляют микротекст незавершенным, они не столько завешают абзац, сколько предваряют дальнейшее повествование.

2.1.3.Фазисное значение прекращения действия

Центром семантического поля прекращения действия является фазисная связка перестать, которая выражает значение прекращения действия в чистом виде.

Переставать несов. неперех. 1) Прекращать'и какое-либо действие, выходить из какого-либо состояния (обычно в сочетании с неопр. ф. глаг.) [Ожегов, 2008; с. 500].

В пути следования концертная бригада как-то сама по себе разрасталась. Особенно запомнилось тёте Тосе явление народу чечёточника и гитариста, затем и конферансье Брамсо, как потом оказалось, фамилии, образовавшейся из Абрамсона. Но вскоре прибыл высокий с зычным голосом человек, который уже назывался не просто генералом, а генерал-директором и они перестали быть артистами. (В. Астафьев «Курица – не птица») [Алексеева, 2014; с. 32].

Выводы по первой главе

  1. Понятие связки в отечественном языкознании достаточно изучено, но до сих пор остается спорным остается вопрос о выражении их предикативного признака: связка в современном языке утратила часть своих позиций в морфологии, но чрезвычайно расширила их в синтаксисе;

  2. В соответствии с квалифицирующей функцией связки распределяются между диктумными, модальными и диктумными;

  3. Связки с фазисным значением имеют значения начала, продолжения и окончания действия, периоды начала, продолжения и конца соответствуют реальным фазам протекающего действия, которые на уровне языка фиксируются грамматической формой составного сказуемого.

Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАЗИСНЫХ СВЯЗОК В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ

Художественное произведение - это особый мир, созданный с помощью словесного искусства, отражающий мастерство писателя в индивидуальной способности соединения слов в текстовой ткани. В художественном тексте все языковые средства подчинены определенной цели, которую преследует автор.

В нашей работе в аспекте анализа средств предикации (использование фазисных связок в предикатах) рассматриваются произведения классической и современной литературы: «Капитанская дочка»- произведение, которое Александр Сергеевич Пушкин написал незадолго до смерти, в этой повести рассказывается о страшных событиях произошедших в 18 веке: восстании крестьян вод предводительством Емельяна Пугачева; и книга недетских рассказов «Последние свидетели», которую Светлана Александровна Алексиевич написала в 1985 году книгу, все эти истории, описанные в книге, она собирала от людей, детство которых прошло во время войны. Будучи уже взрослыми, они рассказали о страданиях, которые им довелось пережить в детстве. В 2015 году С. А. Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе, выявление частоты и семантики употребления фазисных связок в составном именном сказуемом в данных произведениях показалось нам интересным и знаковым: «Пушкин - наше все!» и нобелевский лауреат – 2015 года!

В нашей работе мы исследуем употребление в художественной прозе фазисных связок именно в составных именных сказуемых.

2.1. Особенности употребления фазисных связок в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Предложений с составным именным сказуемым с фазисными связками, извлечённых методом сплошной выборки из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», оказалось только 4 из 25 найденных мною предложений с составными сказуемыми: и глагольными, и именными:

Фазисные связки начала действия

1.Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молодости своей начал службу при графе Минихе. [Пушкин, 1983; с. 211]

2. - Пошли, - бросил он и начал спуск к дороге. [Пушкин, 1983; с. 226]

3. Они опять стали врагами. [Пушкин, 1983; с. 247]

Фазисные связки продолжения действия

4. Я ждал нового назначения [Пушкин, 1983; с. 288]

Фазисных связок окончания действия в повести «Капитанская дочка» нет

2.2. Особенности употребления фазисных связок в недетских рассказах «Последние свидетели» С.А.Алексиевич

Предложений с составным именным сказуемым с фазисными связками, извлечённых методом сплошной выборки из книги недетских рассказов «Последние свидетели» С.А. Алексиевич, нашлось 10 из 47 найденных мною предложений с составными сказуемыми: и глагольными, и именными:

Фазисные связки начала действия

  1. Потом соседка начала варку подушечек, это такие конфеты, их давно уже нет почему-то в магазинах. [Алексиевич, 1985; с. 21]

  2. Он стал начальником отдела, трудолюбивый, способный и кандидат наук. [Алексиевич, 1985; с. 35]

  3. Я наблюдала живое горе и искренние слезы, а также бессловесные проклятия тех, кто не мог это горе разделить, но оставалась равнодушным истуканом к этому событию [Алексиевич, 1985; с. 41]

  4. Он начал ремонт два года тому назад, но как-то дело застопорилось…[Алексиевич, 1985; с. 102]

  5. Мы начинали жизнь сначала. [Алексиевич, 1985; с. 108]

  6. - А может, болезнь начала тогда свою тайную работу в здоровом с виду теле мамы? [Алексиевич, 1985; с. 121]

  7. Девочка билась в истерике и в конце концов начала плач, который вырвался из глубины её детской души. [Алексиевич, 1985; с. 143]

Фазисные связки продолжения действия

  1. Весь свист и рев раздираемого пространства обрушился на меня, человек мечтал когда-то уподобиться птице, а сделался кротом. [Алексиевич, 1985; с. 53]

  2. Мама продолжала прикорм в течение трех недель, не видя и не чувствуя перемен. [Алексиевич, 1985; с. 76]

Фазисные связки окончания действия

  1. Но нигде не сказано, сколько мужчин осталось в Минске, оставшиеся просто прекратили существование. [Алексиевич, 1985; с. 79]

Выводы по второй главе

  1. Связки с фазисным значением имеют разную степень распространенности в литературе прошлых лет (16 %) и современности (21%).

  2. Больше употребляются в тексте художественного произведения связки с фазисным значением начала, она осуществляет ввод новой микротемы и обладает большей независимостью.

  3. Употребление связок с фазисным значением продолжения действия имеет свою специфику. В отличие от фазисных связок начала действия фазисные связки продолжения могут указывать на возобновление определенных действий, то есть почти никогда не содержат новой информации, на них часто выпадает комментирующая функция, они чаще всего употребляются в описаниях.

  4. Связки с фазисным значением окончания действия значительно реже распространены в художественной прозе, они употребляются в тексте с целью детализации, указывают на конец действия или на результат других действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема связки в русском синтаксисе постоянно находится в центре внимания лингвистов в связи со значительно большим разнообразием их форм в русском языке по сравнению с глагольными. Грамматический статус связки остается открытым вопросом, так как внешняя "похожесть" на глагол за­трудняет определение принадлежности связки к той или иной части речи.

Анализируя тексты художественных произведений выше перечисленных авторов, были сделаны следующие наблюдения: в предложениях с составными именными сказуемыми в большей степени предикаты используют не фазисные, а модальные и диктумные связки.

Но всё же в ходе работы, исследуя связки с фазисным значением в художественной прозе, подтверждена ведущая роль фазисных связок в формировании грамматической и семантической структуры неглагольного предложения. Было выявлено, что понятию связки в отечественном языкознании уделялось и уделяется большое внимание: с античности до наших дней, но границы связки то неоправданно увеличивались, то сужались.

Делая выборку примеров предложений с фазисными связками, мы пришли к выводу, что связки с фазисным значением имеют разную степень распространенности в литературе прошлых лет (16 %) и современности (21%), почти половина всех употреблений конструкций начала действия приходится на зачин текста, таким образом, связки с фазисным значением начала играют весомую роль в композиционном строении текста: она осуществляет ввод новой микротемы или подводит к раскрытию основной мысли абзаца. Очень часто встречается повтор фазисных связок начала действия.

В отличие от фазисных связок начала действия связки с фазисным значением продолжения указываютвозобновление определенных действий, т.е. в тексте чаще всего передают уже известное.

На связку с функцией значения продолжения действия чаще всего выпадает комментирующая функция, концовки с этими фазисными связками оставляют микротекст незавершенным, они не столько завешают абзац, сколько предваряют дальнейшее повествование.

Более высокая частотность использования в неглагольных предложениях связок с фазисным значением начала объясняется тем, что в синтаксических конструкциях находит отражение общая модель видения человеком мира: субъекта воспринимает мира и себя как меняющиеся сущности. Наличие в русском языке данных конструкция напрямую связано с необходимостью передачи начала, продолжения и завершения действия, потому что мир и человек – это постоянноеа взаимодействие, становление.

Список использованной литературы

  1. Алексеева Е.А. Моделирование языковой картины мира посредством связки: Дипломная работа. – Москва, МГОУ, 2014 г. – 65 с.

  2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы). - М.: Единориал УРСС, 2006. - 384 с.

  3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. - М.: Просвещение, 198. -271 с.

  4. Герасименко H.A. Бисубстантивный тип русского предложения. Монография. - М.: МПУ, 2012. - 292 с.

  5. Лекант П.А. Семантика связок // Семантика лексических и грамматических единиц. - М.: МГТУ, 1995. - С. 87 - 94.

  6. Лекант П.А. Функции связок в современном русском языке / Очерки по грамматике русского языка. - М.: МГОУ, 2002. - С. 276 - 290.

  7. Попова Л. В. Система связок именного сказуемого в современном русском языке: Монография. - Архангельск: Поморский университет, 2005. -158 с.

  8. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 560 с.

  9. Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. - М.: Единориал УРСС, 2004. - 432с.

СЛОВАРИ

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: ООО «Издательство «Оникс», 2008. — 974 с.

  2. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. – М., «Просвещение», 1976.

  3. Толковый словарь русского языка: в 4 т./ под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Терра, 1996.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Алексиевич С.А. Последние свидетели: Книга недетских рассказов. – М.: Молодая гвардия, 1985. - 175 с.

  2. Пушкин А.С. Проза. – М.: Моск. рабочий, 1983.- 384 с.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. Биинфинитивные предложения в русском языке - Статья. [Электронный ресурс ].- Режим доступа : http://cheloveknauka.com

  2. Бисубстантивные фразеологизированные предложения Статья. [Электронный ресурс ].- Режим доступа : http://rusnauka.com

  3. Выражение фазисной семантики в безличном предложении - Статья. [Электронный ресурс ].- Режим доступа : http://cheloveknauka.com

  4. Именное составное сказуемое в повести н.с. лескова "очарованный странник" Статья. [Электронный ресурс ].- Режим доступа : http://otherreferats.allbest.

  5. О месте связки в грамматической системе русского языка Статья. [Электронный ресурс ].- Режим доступа : http://cyberleninka.ru

  6. Синтаксическая функция инфинитива (на материале рассказов в. Шукшина) Статья. [Электронный ресурс ].- Режим доступа : http://diplomba.ru

  7. Познавательные материалы. Текст. [Электронный ресурс ].- Режим доступа : http://lib.convdocs.org

Просмотров работы: 746