СЛОВА – «ПАРАЗИТЫ» В НАШЕЙ РЕЧИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЛОВА – «ПАРАЗИТЫ» В НАШЕЙ РЕЧИ

Иванов П.А. 1
1
Петрова Л.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: актуальность, цели, задачи, методы исследования

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли, и, видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Э. Мошковский.

Введение

Великий русский язык - один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говоривший или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли, но, видимо не у всех хватает этого же богатства, чтобы подобрать нужные слова. Хочется обращаться к словам благозвучным, многозначительным, правильным - тем, что имеют интересную биографию. Но придется вспомнить и о словах - «паразитах". Зачем? Исключительно в целях дезинфекции!

Зачем нам все эти "значит", "ну", "так сказать"? Может быть, они спасают нас от нашего тугодумства? Но каждый из нас встречал людей, мыслящих и говорящих с реактивной скоростью и с такой же скоростью употребляющих слова - «паразиты".

Действительно, нередко словами - «паразитами" являются матерные слова. Как известно, русский мат состоит всего-навсего из четырех корней, но производных от этих корней великое множество. Вот здесь индивидуальность говорящих проявляется довольно ярко.

Кстати, словами - «паразитами" могут стать не только мало внятные "ёкэлэмэнэ-опэрэсэтэ", "тыры-пыры", но и вполне симпатичные - "зайчик", "котик".

Слова – паразиты есть в каждом языке. Общеанглийская организация "Кампания за чистоту английского языка" подвела итог опроса среди 5 тысяч своих сторонников, которые определили, какое слово или выражение в современном английском языке раздражает их больше всего.

Оказалось, англичане то и дело повторяют "абсолютно" - даже когда то, о чём они говорят, весьма относительно. Злоупотребляют они и выражением "честно говоря", бесконечно прибегая к нему, даже когда лукавят.

Кто их поймет, этих англичан?! Стоит ли поднимать шум из-за безобидных слов? Для нас важно то, чтобы чистым и ярким оставался русский язык.

Таким образом, актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Об этом не раз говорил и Президент РФ В.В.Путин: «Мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять!

Цель исследования – определить, присутствуют ли в речи учащихся школ МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов

и МБОУ УНОШ «Садко» слова – паразиты, выявить наиболее употребляемые из них, обозначить методы «борьбы» со словами – паразитами.

Задачи:

  • Изучить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;

  • Определить с помощью анкет наиболее употребляемые слова-паразиты;

  • выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

  • объяснить методы избавления от слов паразитов.

Объект исследования – речь учащихся школ

Методы исследования:

  • изучение теоретического материала о словах-паразитах,

  • наблюдения за речью учащихся на уроке и вне уроков

  • проведение анкетирования

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал.

Практическая ценность работы в том, что материалы исследования могут быть использованы учащимися и учителями на уроках русского языка при изучении лексического строя языка. Также данные исследовательской работы могут стать основой для дискуссии среди подростков нашей школы по проблеме «Культура нашей речи».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть

Словами-паразитами мы обычно называем слова, не несущие в данное время и в данном месте смысловой нагрузки – пустые, мусорные. Они часто выскакивают, когда «язык работает быстрее головы» – пауз в говорении непрофессионал подсознательно боится и начинает обильно сдабривать речь всяческими «э-э… м-м-м… ну… как бы…». Чем больше ускоряет темп речи оратор, тем больше в ней появляется паразитов. Такая же ситуация наблюдается, если «голова работает медленнее языка» – например, во всевозможных интервью. Обычному человеку часто даже в голову не придет при ответе на сложный или «неудобный» вопрос взять паузу, воспользоваться вводным оборотом, другими эффективными техниками оратора. Он одновременно и говорит, и думает, что сказать. В итоге «оперативная память переполняется», и слова-паразиты тут как тут.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Слова-паразиты, или слова-сорняки, – это слова, которые не несут смысловой нагрузки: их употребление бессмысленно в данном контексте.

Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:

частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы, модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная – так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;

вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;

местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.

Речь загрязняют и грубые, просторечные слова, ненормативная лексика, варваризмы, жаргонизмы. Многие люди речевые паузы заполняют звуками «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».

Существует несколько причин появления «бесполезных» слов в процессе общения.

Многие специалисты считают, что слова-паразиты используются людьми из-за бедности словарного запаса.

Слова-паразиты могут попадать в речь, когда человек волнуется или находиться в состоянии стресса. В таких случаях, чтобы выиграть время и собраться с мыслями, произносится первое пришедшее на ум слово, которое в дальнейшем может надолго «прилипнуть» к говорящему.

На возникновение в речи слов-паразитов может влиять и «мода на слова». Многие слова используются в речи оттого, что все вокруг так говорят.

Сквернословие - один из видов слов-паразитов, серьёзная болезнь современного разговорного языка

Самыми распространёнными и часто употребляемыми среди паразитов являются матерные слова, которые мы слышим на каждом шагу. Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани. На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком. О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.

Как правило, продолжительность жизни словечка-паразита длится только до того момента, пока на его место не приходит «новенький», более уместный и модный. Например, старый как мир «блин» начинает уступать место словечкам «полюбасу», «поки», «зачет». У каждого из нас, даже у самого образованного профессора и президента страны, в речи присутствуют слова-паразиты. Порой мы их и заметить-то самостоятельно не способны. Но спросите знакомых, им со стороны виднее. Вы будете удивлены, когда узнаете, что вы, оказывается, часто «нукаете» или постоянно употребляете «так сказать» («тас-скать»).

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо. Чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «видите ли», «ну как вам сказать» и др. При этом, у некоторых слова-паразиты (одно-два слова) становятся уникальным стилем собственной разговорной речи. Хорошо это или плохо? Ни то и ни другое.

Слова-паразиты можно обобщить:

Группа

Слова – паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Исследование употребления слов-паразитов в речи школьников.

Я решил провести анкетирование в двух школах: начальной и средней, чтобы определить, насколько речь младших школьников «чище» речи старшеклассников. На анкеты отвечали учителя.

Анкета «Исследование употребления слов-паразитов в речи»

Вопрос

Поле для заполнения

Как вы относитесь к словам-паразитам? (обвести или подчеркнуть один вариант ответа).

а) Положительно

б) Отрицательно

в) Нейтрально

Часто ли вы слышите в речи своих учеников слова-паразиты? (обвести или подчеркнуть один вариант ответа).

а) Да

б) Нет

Какие из них наиболее употребительны? (Записать 5-6 слов).

 

Каким образом вы "боретесь" со словами-паразитами? (Записать способ (ы)).

 

Первый вопрос (Как вы относитесь к словам-паразитам?)

Так ответили учителя МБОУ СОШ №5 А так ответили учителя МБОУ УНОШ "Садко"

Вопрос второй (Часто ли вы слышите в речи своих учеников слова-паразиты?)

Так ответили учителя МБОУ СОШ №5 Иначе ответили и учителя МБОУ УНОШ "Садко"

Вопрос третий (Какие из слов-"паразитов" наиболее употребительны?) показал такое множество слов-"паразитов", о существовании которых я на начало исследования даже не слышал. Чем старше становится ребенок, тем более пополняется его лексический запас. Обидно, что растет вместе с ним и употребление слов – паразитов.Самыми употребительными из них стали:

Так ответили учителя МБОУ СОШ №5 А так ответили учителя МБОУ УНОШ "Садко"

Большинство учеников используют слова-паразиты. Учителя «протестуют» против употребления данного пласта лексики. Учащиеся со словами паразитами не борются вообще

Самое популярное слово, используемое учащимися - "Блин"

Учителя применяют следующие способы борьбы со словами-паразитами: 45% следят строго за речью своей и обучающихся; 45% просят учащихся перефразировать слова – паразиты в предложениях, содержащих их, 10% пытаются не употреблять их сами. В одной из анкет содержалась целая инструкция по «борьбе» со словами – паразитами. Я напечатал ее полностью: « Избавиться от слов-паразитов очень трудно. Прежде всего, следует контролировать свою речь и думать, о том, что вы хотите сказать на самом деле».

В большинстве случаев человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. Поэтому в первую очередь необходимо выявить недостатки речи. Для этого запишите свой монолог (пересказ какого-либо текста) на диктофон. После прослушивания записи можно будет понять, с какими словами-паразитами необходимо бороться.

Будьте особенно внимательны к тому, что говорите, делайте акцент на словах-паразитах. Например, можно заменить эти слова каким-нибудь звуком, это поможет отслеживать ненужные слова в речи и не говорить их бессознательно.

Воспользуйтесь помощью близких: попросите их обращать внимание на использование Вами «лишних» слов.

Придумайте себе штрафные санкции: приседания, день без сладкого, день без компьютера …

Совершенствуйте свою речь: говорите больше, читайте хорошую литературу, записывайте интересные обороты речи, заучивайте стихи, проговаривайте скороговорки, пересказывайте текст до тех пор, пока в речи не будет ни одной ошибочки и «лишнего» слова. И Вам никогда не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы», «ну» и «вот».»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод

На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод о том, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи. Меньше других их используют в своей речи учителя. Они же в большей степени и «борются» с ними.

Чаще других ими пользуются ученики, особенно те, которые слабо успевают по всем предметам. Бороться самостоятельно со словами – паразитами учащиеся даже не пытаются.

На основании результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает «мода», поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Способы борьбы со словами - паразитами есть, они перечислены в данном исследовании. Давайте беречь наш язык!

Список литературы

1. "Беседы о русском слове". - М.:Знание, 1978. Люстрова З.Н., Скворцов Л. И., Дерягин

2. "Вестник", выпуск 3(47). – Т.,2005 Ю. Дараган

3. "Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения" М.: Просвещение, 1986. Ладыженская Т.А.

4. " Культура русской речи: Словарь - справочник" -.М.: Знание, 1995. Скворцов Л.И

5. "О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?" - 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1. Левонтина И.Б.

6. " От А до Я. Слова-паразиты" http://www.svobodanews.ru/ Пальвелева Л.

7. "Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык". - М.: Аванта+, 1998.

13

Просмотров работы: 15163