Введение
Современная лингвистика признала своим главным объектом текст, т.к. человек в своей "человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст". Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире. Помимо необходимости дать доступную информацию, человек ищет соответствующие средства связи (метафоры, цитаты, пословицы), позволяющие ярко, быстро, эмоционально и лаконично воздействовать на читателя, такие тексты в науке называются прецедентными.
Выдающийся русский мыслитель современности М.М. Бахтин писал:
”Я живу в мире чужих слов. И вся моя жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова, начиная от их освоения (в процессе первоначального овладения речью) и кончая освоением богатств человеческой культуры. Все слова для каждого человека делятся на свои и чужие, но границы между ними могут смещаться, и на этих границах происходит напряжённая диалогическая борьба “. Значение прецедентных текстов для современного человека проявляется в большом количестве исследований по данной проблеме. Первым к понятию прецедентных текстов в своей работе “Русский язык и языковая личность” обратился исследователь Ю.Н. Караулов. Вслед за Ю.Н. Карауловым такие исследователи, как Д.Б. Гудков, В.В. Красных, И.В. Захаренко в своих научных работах использовали термин прецедентные феномены.
Важной приметой развития современного коммуникативного явления есть увеличение использования в тексте других текстов. И если прежде употребление в речи пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов, "говорящих" имён, цитат было в основном направлено на украшение речи, то сейчас это осмысливается как социокультурный феномен (процесс, направленный на положительное изменение как материальных, так и духовных объектов с одной единственной целью - стать лучше . Знание таких текстов свидетельствует о принадлежности человека к определённой социально-культурной группе, своей нации, эпохе, а также является показателем высокой речевой и общей культуры. Напротив, незнание прецедентных текстов - признак невысокой культуры речи индивида, предпосылка отторженности его от культуры своего народа. Активно входят в наш язык многие цитаты из фильмов, давно уже превратившиеся в пословицы и поговорки, фразеологизмы и устойчивые выражения; они окружают нас практически ежедневно, подстерегая в заголовках газет, в текстах песен, в разговорной речи. Именно поэтому вопрос о прецедентных текстах из кинематографа сейчас очень актуален. Незнание прецедентных текстов может вызвать трудности в общении, поэтому изучение явления прецедентности имеет важное образовательное значение.
Цель данного исследования – изучить понятие прецедентного текста и влияние крылатых фраз из отечественного кинематографа на образование прецедентного феномена среди других источников в различных возрастных социально-культурных группах. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) дать лингвистическое толкование понятию "прецедентный текст";
2)описать основные источники прецедентных феноменов;3) дать лингвистическое толкование "крылатые выражения";
4) изучить прецедентные тексты в отечественных кинофильмах;
5) изучить, при каких обстоятельствах используются тексты
6) исследовать возрастные группы на знание прецедентных текстов;
7)выделить наиболее употребляемые прецедентные выражения из отечественных кинофильмов.
Гипотеза: крылатые выражения из отечественной кинематографии являются одним из главных источников прецедентных высказываний различных возрастных групп.
Объектом исследования являются возрастные группы; предметом исследования - прецедентные высказывания из отечественной кинематографии, употребляемые в речи различных возрастных групп.
I. Понятие о прецедентных текстах
Всякая культура стремится выработать свою систему признаков, позволяющих отличать «своих» от «чужих». Одним из таких признаков является знание или незнание определенных текстов, которые получили название прецедентных. Прецедентный текст – тексты, на которые ссылаются многие, поскольку считают их важными для данной культуры.
Прецедентные тексты — стихийно или сознательно отобранные тексты, которые рассматриваются как общеизвестные в конкретной речевой культуре и которые допускают в этой связи особые формы их использования.
Теория прецедентности - это одно из самых развивающихся направлений современной лингвистики. Среди наиболее активных источников прецедентности в современной массовой коммуникации необходимо выделить такие, как "Литература ","Театр и кино", "Война"," Политика". К числу востребованных относятся такие сферы: "Музыка", "Экономика", "Спорт", "Реклама ".
К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных произведений, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное, например, имя известной исторической личности, персонажа какого-либо литературного произведения или киногероя (Иван Сусанин, Наполеон, Евгений Онегин, Мефистофель, Баба Яга, дядя Степа).
За каждым прецедентным текстом стоит своя уникальная система ассоциаций, вызываемых им в сознании носителей языка. Таковыми могут быть личность автора, принадлежность к исторической эпохе, сюжет, наиболее впечатляющие отрывки, величина текста, особенности авторской стилистики, история написания и т. д.
Свой корпус прецедентных текстов может иметь и отдельная группа людей – от представителей одного поколения до группы друзей или семейной пары .
Со временем многие тексты теряют статут прецедентных текстов, так как проходят времена, меняются поколения читателей и интересы членов лингво-культурного сообщества. Появляется множество новых прецедентных текстов, основанных на произошедших в обществе изменениях, на новых исторических и культурных событиях. Тексты и ситуации, которые являлись прецедентными, более не являются таковыми, так как утеряли свою актуальность.
Прецедентный текст может быть представлен (1) одним словом, (2) цитатой, (3) целым отрывком и (4) ситуацией.
Исследованию феномена прецедентности посвящены многочисленные работы. В частности, этой проблемой занимались такие ученые, как Ю.Н. Караулов, В.В. Красных, Д.Б. Гудков, Г. Г. Слышкин и др. Однако, несмотря на пристальное внимание ученых, данное явление считается недостаточно разработанным.
Источником прецедентных текстов, прежде всего, являются фразеологические единицы (последние при широком подходе могут включать в себя и афоризмы, и названия фильмов, книг, песен, и фрагменты рекламных роликов, и ставшие известными высказывания общественных деятелей, политиков и так далее). При употреблении прецедентных текстов знание их источника не является обязательным, важна лишь отсылка к той ситуации, к тому контексту, в котором данный текст был актуализирован.
II. Характер употребления прецедентных текстов с точки зрения сфер-источниковСущественным этапом исследования прецедентности является обращение к сферам-источникам: важно определить, какие именно сферы (религия, фольклор, литература, театр, политика и др.) служат в том или ином социуме основным источником для репертуара прецедентных имен, событий, высказываний и текстов.
Ю.Н. Караулов предлагает отнести к числу прецедентных явлений не только словесные тексты, но и названия музыкальных произведений, произведений архитектуры и живописи, исторические события и имена политических лидеров, что в свою очередь увеличивает и количество возможных сфер-источников прецедентности. Несколько позднее в качестве источников текстовых реминисценций был выделен еще более широкий круг исходных сфер, среди которых Библия, античная мифология, музыка, фольклор, популярные песни, политика. При обращении к иным коммуникативным дискурсам (реклама, средства массовой информации, бытовое общение) возникает необходимость использовать еще более детализированную классификацию сфер-источников: политические тексты, наука, спорт, медицина и др. В нашем исследовании сфер-источников прецедентных имен будет использована следующая рабочая классификация.
1. Социальная область, которая подразделяется на такие сферы, как политика, экономика, образование, развлечения, медицина, война, криминал, спорт.
2. Область искусств, к которой относятся такие сферы, как литература, театр и кино, изобразительные искусства, музыка, архитектура, мифология и фольклор.
3. Область науки, которая включает, в частности, следующие сферы гуманитарных и естественных знаний: математика, физика, химия, биология, история, география, филология.
4. Область религии, к которой относятся прецедентные феномены, которые восходят к религиозным текстам.
При необходимости классификацию можно сделать многомерной, то есть учесть и иные критерии.
Использование в речи прецедентных текстов является показателем уровня языкового развития личности.
Активно входят в наш язык многие цитаты из фильмов, давно уже превратившиеся в пословицы и поговорки, фразеологизмы и устойчивые выражения; они окружают нас практически ежедневно, подстерегая в заголовках газет, в текстах песен, в разговорной речи. Именно поэтому вопрос о прецедентных текстах из кинематографа сейчас очень актуален.
III. Крылатые выражения как прецедентный текст
3. 1. Лингвистическое понятие крылатых выражений
В современном мире мы часто сталкиваемся с крылатыми выражениями. Родовые девизы и рекламные слоганы, цитаты в художественной и научной литературе, даже повседневная речь предоставляют нам огромное разнообразие крылатых фраз, поговорок и пословиц. Вот какое определение крылатых выражений даёт Википедия. Крылатые выражения — устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности.
Широкое распространение в современном значении выражение «крылатые слова» получило благодаря вышедшему впервые в 1864 г. под таким названием сборнику популярных цитат, составленному Георгом Бюхманом. Крылатые слова и выражения предрасположены к тому, чтобы в какой-либо ситуации припомнить сказанную тем или иным героем произведения - фразу, и высказаться по мере обстоятельств.
Почему какое-то выражение становится вдруг крылатым, его цитируют, оно прочно входит даже в разговорную речь? Все дело в том, что фраза имеет глубокий, часто скрытый смысл, и представляет собой игру слов или краткое содержание какой-то легенды. Крылатые выражение всегда очень емкие. Даже непонятно, как фраза из нескольких слов может содержать в себе столько смысла. Но именно смысл становится теми крыльями, на которых эти фразы разлетаются по свету и живут в языке на протяжении долгих лет и даже столетий.
Таким образом, мы видим, что крылатые фразы выполняют основные функции прецедентных текстов и относятся к ним наряду с афоризмами и пословицами.
3.2. Прецедентные тексты из отечественного кинематографа
В последнее время в наш язык активно входят многие цитаты из фильмов, давно уже превратившиеся в пословицы и поговорки, фразеологизмы и устойчивые выражения, поэтому всё чаще можно заметить, что в разговоре люди цитируют фразы из кинофильмов. Причем цитируют не просто так, а умышленно, в какой-то определенной ситуации. Нетрудно заметить, что такие фразы из фильмов становятся просто-напросто крылатыми.
Именно поэтому вопрос о прецедентных текстах из кинематографа сейчас очень актуален. В сборнике «Крылатые фразы и афоризмы кино», составленном А.Ю.Кожевниковым [ насчитывается 1319 крылатых изречений из отечественных фильмов с 1934 г. («Веселые ребята») по 1986 г. («Кин-дза-дза»). Многие из этих картин уже давно разлетелись на цитаты, это «Бриллиантовая рука» (176 фраз), «Джентельмены удачи» (135 фраз), «Двенадцать стульев» (118 фраз), «Кавказская пленница» (108 фраз), «Золотой теленок» (106 фраз), «Иван Васильевич меняет профессию» (102 фразы).
Следует отметить, что в нашей стране наиболее часто цитируются фразы из отечественного кино и именно комедий. Также очень часто встречаются и цитируются фразы из мультфильмов. (Например, «Спокойствие, только спокойствие», «Пустяки дело житейское», «Мужчина в самом расцвете сил» - «Карлсон, который живет на крыше», «Ребята, давайте жить дружно!» - «Приключения кота Леопольда», «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», «До пятницы я совершенно свободен» - «Приключения Винни Пуха и его друзей и т.д.).
Совсем недавно в Интернете был проведен социологический опрос, целью которого было выяснить, какая из крылатых фраз советского кино наиболее популярна. Мы решили дублировать этот опрос среди родителей и учащихся нашей школы и выявить не только, самые употребительные цитаты из кино, но и в каких речевых ситуациях они обычно используют. Нами было опрошено всего 60 человек.
Мы же предложили участникам нашего опроса самим вспомнить крылатые изречения и назвать любимые. Любопытно то, что в общей сложности было упомянуто свыше 150 различных устойчивых фраз. Конечно, не все из них были известны, часто человек писал фразу, которая просто ему нравится. Практически все фразы из фильмов советского периода. Выражений из картин последнего десятилетия всего 25. И лишь 5 из них повторяются, остальные фразы имеют единичное упоминание, поэтому их пока нельзя отнести к прецедентным текстам.
В результате опроса мы выделили 10 наиболее часто употребляемых крылатых изречений:
1) «Спортсменка, комсомолка и просто красавица» (из к/ф «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика») – 28 человек. Произносит Саахов, приглашая Нину перерезать ленточку на открытии ЗАГСа. Расхваливает девушку, так как она ему нравится и он хочет взять ее в жены. В наше время очень любят употреблять эту фразу как пожелание. Довольно часть на чьем-нибудь дне рождении можно услышать: «….Дорогая Света! Ты у нас спортсменка, комсомолка и просто красавица! Так оставайся же такою…»
2) «Гюльчатай, открой личико» (из к/ф «Белое солнце пустыни») – 21 человек. Произносит Петруха, когда уговаривает Гюльчатай открыть личико. Часто используют в шутливой форме. Однажды передо мной развернулась такая картина. Молодой человек на выступлении был переодет в костюм девушки, увидев своих друзей в зале естественно застеснялся. И тогда один из друзей крикнул: «Эй, Гюльчатай, открой личико!»
3) «Очень приятно, царь!» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию») – 20 человека. Произносит Иван Васильевич Бунш, притворяясь царем Иваном Грозным и здороваясь с русскими красавицами. Похожая статья: Прецедентные тексты в публицистике В наше время часто используют также при знакомстве, когда хотят разрядить обстановку. Употребляют с издевкой, когда при знакомстве один человек довольно долго представляется, при этом расхваливая себя, хотя на самом деле все его достижения довольно скромные и вообще упоминать их в данные момент не следует.
4) «Минуточку! Минуточку… Будьте добры, помедленнее… я записываю» (из к/ф «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика») – 18 раз. Произносит не совсем трезвый Шурик, когда пытается записать речь Саахова на открытии ЗАГСа. Употребляется обычно в ироничном контексте. Когда хотят подчеркнуть, что это вовсе ненужная информация.
5) «Какая гадость эта ваша заливная рыба» (из к/ф «Ирония судьбы, или с легким паром») – 16 человек. Произносит пьяный Ипполит, размышляя о смысле жизни и поедая заливную рыбу, приготовленную Надей. Часто используют, когда говорят о чем-то надоедливом и неприятном.
6) «Птичку жалко» (из к/ф «Кавказская пленница») – 12 человек. Произносит не совсем трезвый Шурик в ресторане, когда услышал тост официанта о маленькой и гордой птичке, которая, полетев на солнце, опалила крылья и упала прямо в ущелье. Часто используется в ситуациях, когда человек плачет и не хочет называть действительную причину своих слез. Также эта фраза давно уже является прецедентным заголовком
7) «Я требую продолжение банкета» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию») - 11 человек. Произносит Бунш в костюме Ивана Васильевича после того, как банкет закончился. В наше время эта фраза уже давно стала «народной», практически ни одна свадьба, ни один юбилей не заканчиваются без этого крылатого изречения.
8) «Все, кина не будет, электричество кончилось» (из к/ф «Джентельмены удачи») – 8 человек. Произносит Косой, когда милиция нашла их шайку. Почти каждый раз, когда приходишь в кинотеатр и после рекламы гасят свет, а экран становится черным, какой-нибудь остряк произносит эту фразу.
9) «Люськ, а, Люськ» (из к/ф «Любовь и голуби») - 6 человек. Произносит жена Василия Кузякина, узнав в гостье разлучницы и обращаясь к дочери.. В наше время часто употребляют эту фразу в ироничном варианте, когда к кому-то обращаются (нередко даже с долей возмущения).
10) «Танцуют все!» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию») - 5 человек. Восторженно восклицает Бунш в одеянии царя. Эту фразу можно встретить в рассказе Венедикта Ерофеева еще в 1985г. «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»: «Мы отмечаем сегодня вальпургиево празднество силы, красоты и грации! … Ха-ха! Танцуют все! Белый танец!». [Венедикт Ерофеев. Вальпургиева ночь, или Шаги командора (1985)] Эта фраза также стала прецедентным заголовком, об этом свидетельствуют телепередача «Танцуют все!» и танцевальный конкурс с одноименным названием.
Проделанные исследования показывают, что носители языка имеют представления о прецедентных текстах, которые получают широкое распространение в различных стилях: не только в художественной литературе, но и в политических текстах, в рекламе, СМИ, в разговорной речи.
Прецедентные тексты становятся устойчивым составляющим носителей языка. И одним из основных источников прецедентных текстов в наше время, несомненно, является кинематограф. Также выбор устойчивых фраз происходит именно из отечественных комедий, а не из триллеров или фильмов-ужасов показывает нам черту характера русского народа – юмор, добрую иронию, очень часто направленную даже на самого себя.
IV. Результаты анкетирования4.1. Возрастные группы, употребляющие прецедентные тексты
Мы предположили, что речь различных социальных групп различается набором прецедентных высказываний. В ходе работы мы попытались выяснить, как различается репертуар прецедентных высказываний людей, принадлежащих к различным возрастным группам. Для этого мы собрали наиболее популярные прецедентные тексты не из словарей и справочников, а самостоятельно, поскольку важно было определить самые "обиходные"-популярные, укоренившиеся в современной речи высказывания. Из собранных прецедентных текстов было отобрано равное количество из разных источников: литературы, кинофильмов, истории, рекламы, устного народного творчества (в частности пословиц). Предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты:
1) Знаете или не знаете вы данные прецедентные тексты?
2) Используете ли вы подобные тексты в своей речи?
3) Знаете источник происхождения?
4) Назовите те тексты, которые вы используете в своей речи.
Нами была предложена собственная анкета (Приложение 1). Существенно, что анкета составлена не произвольным образом: в ней равномерно представлены разные по происхождению прецедентные тексты, чтобы в дальнейшем объективно оценить предпочтения тех или иных возрастных групп.
Нами исследованы различные группы носителей языка, но в основном это люди, которые составляют контингент школы № 29 ст. Новотитаровской (учащиеся, учителя), знакомые, друзья.
Все опрашиваемые были разделены на 2 группы:
Iгруппа (дети):
1 подгруппа - подростки 13-15 лет, т.е. это люди, не имеющие среднего образования; 2 подгруппа - молодёжь в возрасте 16-22 лет, т. е. это люди, имеющие среднее, средне- специальное или незаконченное (законченное) высшее образование.
IIгруппа (родители):
1 подгруппа - среднего возраста 23-39 лет, т.е. люди, имеющие среднеспециальное или высшее образование; 2 подгруппа - старшего возраста 40-70 лет, т.е. это люди с большим жизненным опытом, имеющие среднеспециальное или высшее образование.
Iгруппа (1 подгруппа): у детей этой группы в данный момент осуществляется трудный период психологического взросления. Литературно-исторический опыт этой возрастной группы ограничен. Это поколение детей, которое воспитывается большей частью на образцах западного кино, интернета.
I группа (2 подгруппа): представители этой группы стоят перед выбором жизненного пути. Начинается реализация поставленных целей - работа по выбранной специальности, учёба в вузе, иногда создание семьи. Это люди, которые получили определенный багаж жизненных знаний, среднее образование, ими изучен курс истории и литературы средней школы.
II группа (1 подгруппа): это поколение, которое родилось в бывшем Советском Союзе, но сознательная жизнь связана с РК. Для этой группы - время создания семьи и устройства семейной жизни. Время освоения выбранной профессии, определения отношений к общественной жизни и своей роли в ней; оптимальное время для самореализации.
II группа (2 подгруппа): для этих людей семейная жизнь, успехи детей - источник постоянного удовлетворения. Перед этой группой стоят вопросы о смысле жизни, ценности сделанного, подведение итогов прожитой жизни. Это поколение было воспитано на идеологии бывшего Советского Союза.
4. 2. Знание прецедентных текстов различными возрастными группами
Результаты первой части анкеты, представленные в таблице №1 (приложение), демонстрируют знание прецедентных текстов в % отношении различными возрастными группами.
Результаты первой части анкеты следующие:
Самые узнаваемые тексты - это тексты реклам (Сделай паузу, скушай Twix; Не тормози - сникерсни!). Высокий % узнаваемости объясняется тем, что телевидение вытесняет другие виды источников информации, поэтому каждый из нас непроизвольно становится зрителем предложенных реклам. Реклама легко запоминается и отражается в нашем сознании.
Высок процент узнавания цитаты А. Невского (Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет). Стоит также отметить. что многие знают фразу В.И. Ленина - Учиться, учиться и учиться! Все слышали это выражение, но не все знают его автора. Это объясняется тем, что на сегодняшний день в школах не изучают научный коммунизм и труды В.И. Ленина. В наше время, когда приоритет знаний очевиден, эта фраза несёт общезначимый смысл.
Большинство опрошенных знают пословицы и поговорки (Поспешишь - людей насмешишь). Увеличение % знающих пословицы обусловлено увеличением опыта человека. С возрастом увеличивается багаж знаний, появляется необходимость вносить в речь жизненные поучения, роль которых выполняют пословицы и поговорки. Это связано и с изучением этих малых жанров на уроках русского, казахского, английского языка.
Примерно половина опрошенных знают выражения из художественных кинофильмов (Руссо туристо, облико морале). Это объясняется тем, что молодёжи нравятся фильмы нового поколения, их уже не привлекает классика советского кинематографа, старшее поколение пересматривает эти фильмы и знает эти высказывания.
Меньший процент опрошенных знают выражения из произведений литературы. Это обусловлено тем, что первая группа школьников не изучала эти произведения, а для других групп это обусловлено тем, что мал интерес молодого поколения к современным кинематографическим постановкам. В основном же старшее поколение легко узнаёт эти тексты. Все опрашиваемые ответили, что в своей речи они используют прецедентные тексты.
Итак, прецедентные тексты узнают все поколения носителей языка; самые узнаваемые тексты - это тексты рекламы и высказывание А. Невского, пословицы и поговорки; менее узнаваемые - это тексты кинофильмов и литературы. Поэтому мы вправе сделать вывод, что народ хранит и передаёт жизненный опыт в пословицах и поговорках, а телевидение вытесняет классику кино и литературы.По результатам данной работы была составлена диаграмма “Знание прецедентных текстов разными возрастными группами” (приложение №6).
4.3. Выявление возрастной группы с большим проявлением прецедентного феномена
Для выявления возрастной группы с большим запасом общекультурных знаний все прецедентные тексты, которые используют в своей речи современные носители языка, по результатам следующей части анкеты (назовите те тексты, которые вы используете в своей речи) были распределены по сферам-источникам:
область искусства (литература, фольклор (пословицы, поговорки), кинофильмы, реклама);
область науки (история) (приложения №2-5).
В этой части работы мы разделяем подсчитали частоту употребления фраз в различных возрастных группах по вышеперечисленным областям.
Данные анкетирования показали, что на 15 опрошенных в каждой возрастной группе число употребляемых прецедентных текстов следующее:
I группа (1 подгруппа) - 22, II группа (1 подгруппа) - 52
I группа (2 подгруппа) - 33 II группа (2 подгруппа) - 71.
Частота прецедентных высказываний по сферам-источникам в различных возрастных группах представлена в таблице 2 (приложение).
Описание анализа
Использование прецедентных текстов I группой (1 подгруппа)
Представители данной возрастной группы-подростки 13-15 лет, багаж знаний по истории и литературе невелик, не сформированы ценностные качества, поэтому и использование прецедентных текстов небольшое: 22 на 15 человек. 12% от общего числа составили пословицы и поговорки (Поспешишь - людей насмешишь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Не имей сто рублей, а имей сто друзей). 4% от общего числа составила реклама напитков и шоколада: Спрайт - не дай себе засохнуть! Пей Фанта - будь бамбуча! Баунти - райское наслаждение! Сникерсни, не тормози!
Низок процент употребления текстов из кино-1% (Красавица, комсомолка, спортсменка), историии-1% (Краткость - сестра таланта). Не используются фразы из литературы - 0%.
Столь малое употребление прецедентных текстов объясняется небольшим жизненным опытом; классика литературы, история изучены не полностью, это поколение растет на образцах западной мультипликации и западного кинематографа, увлечено компьютерными играми, Интернетом.
Использование прецедентных текстов I группой (2 подгруппа)
Представители этой группы (молодёжь 16-23 лет) имеют определенный жизненный опыт (учатся в школе в старших классах или в институтах), многими пройден в школе курс изучения гуманитарных наук. Число используемых прецедентных текстов выше, чем у предыдущей группы-33. Самый высокий процент 19% - использование пословиц и поговорок (Слово - серебро, молчание - золото. Здоровье-лучшее богатство. Дарёному коню в зубы не смотрят. В гостях хорошо, а дома лучше. Яйцо курицу не учит.) 5% текстов - реклама (Сникерсни - не тормози! Нежнее, ещё нежнее. Баунти - райское наслаждение.), выше, чем у первой подгруппы, использование цитат из кинофильмов-4% (Жить хорошо, а жить хорошо ещё лучше. Наши люди на такси в булочную не ездят). Использование высказываний из литературы-3% и 2% из истории (Цель оправдывает средства. Победителей не судят. Учиться, учиться и учиться.).
Такое использование прецедентных текстов определяется запросами современного человека: опыт старшего поколения перенимается через пословицы и поговорки, свой опыт приобретается через телевидение и Интернет.
Использование прецедентных текстов II группой (1 подгруппа)
Представители данной группы - это люди 23-39 лет. Самый высокий процент использования прецедентных текстов - это пословицы и поговорки-26 % (Язык до Киева доведёт. Клин клином вышибают. Нет дыма без огня. Сделал дело - гуляй смело. О человеке судят не по делам, а по словам. Волков бояться - в лес не ходить.) Эта группа использует в своей речи тексты из литературы 19-20 века: Служить бы рад - прислуживаться тошно. Счастливые часов не наблюдают. Лёд тронулся, господа присяжные заседатели. А воз и ныне там - 7%
Активно использует эта группа тексты из кинофильмов советского периода-9%: Он же памятник, кто его посадит. И что это я в тебя такой влюблённый. Советский человек на такси не ездит. Главное, чтобы костюмчик сидел. Давайте дружить домами. Короче, Склифасофский! Элементарно, Ватсон! ("Джентльмены удачи", "Бриллиантовая рука", "Свадьба в Малиновке" и др.)
Также использует данная группа в своей речи выражения известных людей из истории (Дайте мне точку опоры, и я переверну мир. Пришёл, увидел, победил.) - 4%. 6% - использование текстов рекламы.
Большая часть представителей этой группы была воспитана на идеологии бывшего Советского Союза, поэтому знание текстов классической литературы, и кинофильмов советского периода у этой группы достаточно высокое.
Использование прецедентных текстов II группой (2подгруппа)
Это самая активная в использовании прецедентных текстов группа. Самое большое количество прецедентов в этой группе - это пословицы и поговорки. (32% от общего числа прецедентных текстов). Самый большой процент по сравнению с предыдущими группами - использование литературных текстов (11%): Печально я гляжу на наше поколенье. Командовать парадом буду я. Служить бы рад - прислуживаться тошно. Эта группа обращается к классическим произведениям 19-20 века (М.Ю. Лермонтов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.С. Грибоедов, М. Булгаков и др.) 17% составляют тексты из советских кинофильмов: Простенько, но со вкусом. Шляпу сними. Муля, не нервируй меня! Он же памятник, кто же его посадит? ("Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Любовь и голуби", "Свадьба в Малиновке"). Исторические фразы - 6% и реклама - 5%.
Следует отметить, что по содержанию в пословицах и поговорках заключён обобщенный жизненный опыт, пословицы и поговорки определяют нравственные ценности, дают правильные ориентиры в поведении и поступках, другие же прецедентные тексты ( кинофильмы, реклама) содержат иронию над поведением человека, поощряют активное отношение к жизни, нацеливают на позитивное отношение к ней.
По результатам данной составлена диаграмма “Использование прецедентных текстов разными возрастными группами” (приложение №7), из которой следует, что самое большое количество прецедентных текстов (литература, пословицы и поговорки, кинофильмы, история) принадлежит II группе (2 подгруппе).
На основании этих подсчётов мы делаем вывод, что самый высокий коэффициент владения общекультурными знаниями у категории людей II группы (2подгруппы) от 40 и выше лет.
Заключение
В данной работе нами исследованы прецедентные тексты как составляющие речи различных возрастных групп. В работе выделены четыре возрастные группы, употребляющие в своей речи прецедентные тексты. На основе анкетирования выявлено:
1. Все возрастные группы людей используют в своей речи прецедентные тексты.
2. Самые узнаваемые тексты - это тексты рекламы, пословицы и поговорки, менее узнаваемые - это тексты кинофильмов и литературы. Поэтому мы вправе сделать вывод, что телевидение вытесняет классику кино и литературу. То есть наша гипотеза подтвердилась частично, выражения из кинофильмов являются одними из распространенных прецедентные текстов среди старшей возрастной группы.
3. Самое большое количество прецедентных “сильных” текстов (литература, пословицы и поговорки, кинофильмы, цитаты известных людей) принадлежит II группе (2 подгруппе); тексты рекламы - 2 группе (1 подгруппе).
4. Выявлена возрастная группа с высоким коэффициентом общекультурных знаний. Это категория людей от 40 лет и выше. У этой группы самый высокий % употребления в речи "сильных текстов": литературных высказываний, пословиц и поговорок. Эта группа активно использует выражения из классики кинематографа, цитирует известных людей.
На основании данного исследования мы можем дать следующие рекомендации:
1. Прецедентные тексты должны стать одним из источников пополнения общекультурных знаний на уроках;
2. Телевизионным компаниям пропагандировать классику кинематографа;
3. Родителям активно использовать в своей речи не только пословицы и поговорки, но и цитаты известных людей, классические фразы из художественной литературы, художественных фильмов и мультфильмов, как можно реже использовать в своей речи "ключевые тексты текущего момента" (реклама, шлягеры, слоганы).
4. Так как Интернет вытесняет литературу, историю, то повысить интерес к прецедентным текстам можно через создание компьютерных игр.
При выполнении данных рекомендаций общество может рассчитывать на думающее, владеющее культурным наследием поколение.
Список использованной литературы
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2007.
3. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации. - М., 1997.
4. Евтюгина, А.А. Прецедентные тексты в поэзии. - Екатеринбург, 1995.
5. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М., 2000.
6. Земская Е.А. - Язык и культура. - М., 1996.
7. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? - М., 1998.
8. Гудков Д.Б. Прецедентные имена в языковом сознании и дискурсе. - М., 1999.
9. Ворожцова О.А. Прецедентные имена в российской и американской печати. - 2006.
10. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. - М., 2001.
11. Кузьмина Н.А. Избранные работы. - М., 2004.
12. Кристева Ю.А. Бахтин, слово, диалог и роман. - 1995.
Приложение
Приложение 1
Пословицы - п, история - и, реклама - р, кино - к, литература - л
1. Один в поле не воин. П
2. Красота спасёт мир. Л
3. Учиться, учиться и еще раз учиться. И
4. Поспешишь - людей насмешишь. П
5. Сделай паузу, скушай TWIX. Р
6. Какая гадость эта ваша заливная рыба! К
7. Краткость- сестра таланта. Л
8. Дай мне точку опоры, и я переверну весь мир. И
9. Не тормози- сникерсни. Р
10. Муля, не нервируй меня. К
11. Тише едешь, дальше будешь. П
12. Есть перерыв — есть kitkat. Р
13. Пришел, увидел, победил. И
14. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. П
15. В человеке все должно быть прекрасно. Л
16. Не дай себе засохнуть! Р
17. Красота - страшная сил! К
18. Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет И
19. Его пример другим наука. Л
20. Руссо матросо, облико морале.
Приложение 2
Прецедентные тексты в речи I группы (1 подгруппа)
Пословицы и поговорки |
На обиженных воду возят. Тише едешь, дальше будешь. Сделал дело, гуляй смело. Друзья познаются в беде. Время все покажет. Поспешишь, людей насмешишь. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Яблоко от яблони недалеко падает. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде Лучше поздно, чем никогда. Договор дороже денег. |
Литература |
Краткость-сестра таланта. |
Кинофильмы |
Красавица, спортсменка, комсомолка. |
Мультфильмы |
Ребята, давайте жить дружно! Ну, погоди! |
История |
|
Реклама |
Сделай паузу - скушай TWIX! Баунти - райское наслаждение! Спрайт - не дай себе засохнуть! Сникерсни, не тормози! |
Приложение 3
Прецедентные тексты в речи I группы (2 подгруппа)
Пословицы и поговорки |
Слово - серебро, молчание - золото. Не все золото, что блестит. Утро вечера мудренее. Друг познаётся в беде. Погонишься за двумя зайцами, ни одного не поймаешь. В гостях хорошо, а дома лучше. Заставь дурака богу молиться, он себе и лоб расшибёт. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Молчание - знак согласия. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. По себе людей не судят. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Дарёному коню в зубы не смотрят. Беда не приходит одна. Яйцо курицу не учит. Лучше поздно, чем никогда. В гостях хорошо, а дома лучше. Сколько людей, столько и мнений. Тише едешь, дальше будешь. |
Литература |
Что делать? Кто виноват? Что имеем - не храним, потерявши плачем. |
Кинофильмы |
Красавица, спортсменка, комсомолка. Какая гадость эта ваша заливная рыба! Наши люди на такси в булочную не ездят. Я требую прожолжения банкета! |
История |
Учиться, учиться, и еще раз учиться. Пришёл, увидел, победил! |
Реклама |
Сникерсни, не тормози! Спрайт! Не дай себе засохнуть! Есть перерыв - есть Kitkat! Сделай паузу - скушай Twix. Bounty - райское наслаждение. |
Приложение 4
Прецедентные тексты в речи II группы (1 подгруппа)
Пословицы и поговорки |
Язык до Киева дойдет. Любишь кататься, люби и саночки возить. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Простота хуже воровства. Бедность не порок. Ученье - свет, а неученье - тьма. Не рой яму другому, сам в нее попадешь. Делу время - потехе час. Повторенье - мать ученья. На чужой роток не накинешь платок. Волков бояться - в лес не ходить. Встали ни свет ни заря. Клин клином вышибают. Гусь свинье не товарищ. Пока рак на горе не свистнет. Все что ни делается, к лучшему. Шило в мешке не укутаешь. Лес рубят - щепки летят. Здоровье - лучшее богатство. Нет дыма без огня. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Тише едешь - дальше будешь. Как о стенку горох. Сделал дело - гуляй смело. Дареному коню в зубы не смотрят. С миру по нитке - голому рубаха. |
Литература |
Красота спасет мир. Служить бы рад, прислуживаться тошно. А воз и ныне там. О, женщины, вам имя - вероломство. В человеке все должно быть прекрасно. Луч света в темном царстве. Счастливые часов не наблюдают. |
Кинофильмы |
Он же памятник, кто его посадит. Советский человек на такси не ездит. И что я в тебя такой влюбленный. Давайте дружить домами. Главное, чтобы костюмчик сидел. Птичку жалко. Может тебе ключи от квартиры, где деньги лежат. А деньги где? Там, у шкапчику прибранные. Элементарно, Ватсон. Москва слезам не верит. |
История |
Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир. Пришел, увидел, победил. Привычка - вторая натура. Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! |
Реклама |
Есть перерыв - есть kit kat! Если женщина молчит, значит она спит. Сникерсни, не тормози! Спрайт! Не дай себе засохнуть! Есть перерыв - есть Kitkat! Сделай паузу - скушай Twix. |
Приложение 5
Прецедентные тексты в речи II группы (2 подгруппа)
Пословицы и поговорки |
Цыплят по осени считают. Много будешь знать, плохо будешь спать. Один в поле не воин. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Терпенье и труд все перетрут. Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь. С волками жить - по-волчьи выть. Из грязи да в князи. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Коготок увяз - всей птичке пропасть. Лучше поздно, чем никогда. Яйцо курицу не учит. Рука руку моет. Друзья познаются в беде. Кто рано встает, тому бог подает. Много будешь знать, скоро состаришься. Раз на раз не приходится. Дурная голова ногам покоя не дает. Седьмая вода на киселе. Вилами по воде писано. Любишь кататься, люби и саночки возить. Услышал звон, да не знает где он. Сытый голодного не разумеет. Раз на раз не приходится. Понеслась душа в рай. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Рад бы в рай, да грехи не пускают. Знал бы, где упадешь, - соломки бы подстелил. Не хочешь зла, не делай добра. Простота хуже воровства. На вкус и цвет товарища нет. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться. После драки кулаками не машут. Не всё то золото, что блестит. Кашу маслом не испортишь. Не видать как своих ушей. На ловца и зверь бежит. Семь пятниц на неделе. Язык до Киева доведёт. На чужой роток не накинешь платок. На чужой каравай рта не разевай. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. |
Литература |
Печально я гляжу на ваше поколенье. Его пример - другим наука. Счастливые часов не наблюдают. Командовать парадом буду я. Краткость - сестра таланта. Отговорила роща золотая. Красота спасет мир. Служить бы рад - прислуживаться тошно. А воз и ныне там. Не читайте до обеда советских газет. Командовать парадом буду я! |
Кинофильмы |
Я к соседке на 5 минут, а ты каждые полчаса помешивай. Танцуют все! Шляпу сними! И что это я в тебя такой влюблённый. Студентка, комсомолка, наконец, просто красавица. Я требую продолжение банкета. Ты женился удачнее, чем я замуж вышла. Он же памятник, кто его посадит? Людк, а Людк, а ты так скажи. Все, кина не будет, электричество кончилось. Шибануло, Людка, вашего отца! Муля, не нервируй меня! Голова - предмет тёмный и обследованию не подлежит. Красота - страшная сила. ) Минуточку! Минуточку… Будьте добры, помедленнее… я записываю. Какая гадость эта ваша заливная рыба. Так вот ты какой, северный олень. |
История |
Яблоко раздора. Политика кнута и пряника. Народ требует хлеба и зрелищ. Пришел, увидел, победил. Учиться, учиться, и еще раз учиться. Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! |
Реклама |
Не тормози! Сникерсни. Сделай паузу - скушай Twix. Не дай себе засохнуть! Bounty - райское наслаждение. Есть перерыв - есть kit kat! |
Таблица1
Прецедентные высказывания |
I группа (1 подгруппа) |
I группа (2 подгруппа) |
II группа (1 подгруппа) |
II группа (2 подгруппа) |
Пословицы |
68% |
70% |
90% |
78% |
Литература |
40% |
49% |
45% |
55% |
Кинофильмы |
64% |
80% |
48% |
76% |
Реклама |
83% |
97% |
97% |
93% |
История |
92% |
92% |
88% |
92% |
Диаграмма "Знание прецедентных текстов различными возрастными группами" (приложение 6)
Таблица 2
1группа (1подгруппа) |
1группа (2 подгруппа) |
2группа (1 подгруппа) |
2группа (2 подгруппа) |
|
Пословицы и поговорки |
12% |
19% |
26% |
32% |
литература |
0% |
3% |
7% |
11% |
кинофильмы |
1% |
4% |
9% |
17% |
история |
1% |
2% |
4% |
6% |
реклама |
4% |
5% |
6% |
5% |
Диаграмма "Использование прецедентных текстов в своей речи различными возрастными группами" (приложение 7)