Введение
Однажды мама купила мне книгу «Крылатые слова в стихах и картинках». Текст был написан в лёгкой, смешной, стихотворной форме. Писатель Андрей Усачёв помог мне понять смысл всем известных и широко распространённых крылатых выражений. А ведь смысл таких выражений бывает не просто разгадать, автор даёт нам ключ к тайне образного русского языка. Художник поддерживает автора, предлагая неожиданные, озорные и запоминающиеся образы. Чем больше я читал, тем больше понимал, что тема этой книги может стать моей исследовательской работой. По мере чтения мне непременно захотелось познакомиться не только с темой русского народного творчества (пословицами, поговорками, крылатыми выражениями), но с фольклором других стран и народов.
Итак, цель исследовательской работы: изучение пословиц и поговорок, их смыслового значения.
Задачи:
изучить литературу о пословицах, крылатых выражениях разных народов мира;
провести опрос среди учащихся на тему «Какие пословицы вы знаете?»;
классифицировать пословицы: о труде, об уме, о характере, о дружбе;
найти и изучить пословицы народов Пермского края;
сравнить пословицы древне - русские с пословицами современного русского языка;
сделать подборку наиболее важных пословиц, способствующих формированию нравственных качеств одноклассников для работы на уроках русского языка и ОРКи СЭ;
составить и провести дидактическую игру в 4 «Б» классе « Красна речь пословицей»;
сделать выводы.
В ходе работы были выдвинуты гипотезы:
Предположим, что старорусские пословицы современным детям не понятны, и они не используют их в своей речи.
Возможно, общество забыло свою историю и не хочет использовать и развивать интерес к пословицам.
Что, если предложенная игра на тему « Красна речь пословицами» не вызовет интерес у одноклассников.
Объект исследования: пословицы и поговорки.
Предмет исследования: нравственная ценность пословиц и поговорок разных народов.
Методы исследования:
Анализ литературных источников
Эксперимент
Наблюдение
Анкетирование
Основная часть.
1.1.История происхождения пословиц и поговорок. Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения «folklore». Оно значит «народная мудрость», «народное знание». В нашей работе мы остановимся на пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Трудно перечислить все художественные определения, которые языковеды дают пословице. Ее называют народной мудростью, практической философией, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа. В отличие от других жанров фольклора пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ. Меткое выражение, удачное сравнение, лаконичная формула, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся атрибутами народной речи, благодаря постоянному употреблению в аналогичных по смыслу ситуациях. Пословица – это «мудрость многих, остроумие каждого». [6]
На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времён на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно так же неизвестно и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.
Неоспоримым остаётся только один факт: и поговорки, и все пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были когда-то давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа. Но здесь необходимо также обратить внимание и на то, что далеко не любое сказанное или высказанное изречение могло становиться в дальнейшем пословицей. Пословицей могло стать изречение, которое полностью согласовывалось и соответствовало конкретному образу жизни, в том числе и мыслям большого количества людей. Именно такие изречения и продолжали существовать длительное время, на протяжении веков.
Пословица продолжает по сей день хранить некие моральные стандарты, и противоречия, которые были увековечены в устную форму и словесное содержание много веков назад. Можно сказать с уверенностью, что именно пословица, как народный традиционный жанр, представляет собой самое прекрасное проявление творчества, которое только присутствовало когда-либо во всём мире.
1.2. Пословицы и поговорки в литературных произведениях.
Сегодня очень многие выражения, которые были непосредственно взяты из художественной литературы, продолжают становиться поговорками и пословицами. Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают и его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками или крылатыми выражениями: счастливые часов не наблюдают; как не порадеть родному человеку; молчалины блаженствуют на свете; не поздоровится от эдаких похвал; числом поболее, ценою подешевле – вот несколько изречений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви все возрасты покорны ; мы все глядим в Наполеоны; что пройдет, то будет мило; а счастье было так возможно - все эти строки из произведений А.С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: «Есть еще порох в пороховницах!» – может иногда даже не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, И.А. Крылов сам создал немало пословичных выражений: а Васька слушает, да ест; а воз и ныне там; слона-то я и не приметил; услужливый дурак опаснее врага; кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку; чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?).
В 30-50-е годы XIX столетия собиранием пословиц занялся русский учёный и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник «Пословицы русского народа» вошло около 30 000 текстов. С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным. Автор первого толкового словаря русского языка Владимир Даль насчитал 179 тематических групп пословиц: о судьбе, счастье, богатстве и бедности, любви, чтении, труде, уме, учении и т. д. Как видим, темы пословиц охватывают все аспекты жизни людей. Однако в пословицах важна не только тема (о чём?), но и то, насколько метко и ёмко эта тема раскрыта одним предложением. Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь говорил о пословицах: "В них всё есть - издёвка, насмешка, попрёк, словом - всё шевелящее и задирающее за живое". [2]
1.3.Отличие пословицы от поговорки.Нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы пять пословиц или поговорок. (Что и доказали результаты анкетирования Приложение). Наш народный фольклор невероятно богат поговорками и пословицами. И в каждой из них кроется великая мудрость нашего народа, глубочайший смысл, заложенный буквально в одной короткой фразе, четкой и лаконичной. Нет такой сферы человеческой деятельности, которую бы не затрагивали слова классических старинных пословиц. Их знали многие поколения наших предков, они актуальны и сегодня. Они не устаревают, не становятся ненужными и непонятными. И в этом вся их прелесть! Великолепный знаток пословиц и поговорок В. Даль писал: "Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица - ягодка; и это верно". Так что же такое пословица и поговорка?
По мнению В. И. Даля, пословица подобна притче, и как всякая притча состоит из двух частей: общего суждения и поучения, толкования. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью [12]
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм: "Хлеб - всему голова", "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", "Под лежачий камень и вода не течёт". *
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорка в отличие от пословицы не является полным суждением, она как бы не договаривает, поэтому заставляет человека додумывать, рассуждать, проводить аналогии. *[9]
1.4.Задача пословицы и поговорки.
У каждой пословицы и поговорки есть своя задача.
1. Предупреждают:
Ты все пела – это дело, так пойди же попляши
Что посеешь – то и пожнёшь
Поспешишь – людей насмешишь
2. Подытоживают народный опыт:
Один ум хорошо, а два лучше
Жизнь прожить — не поле перейти
Не ошибается тот, кто ничего не делает
Везде хорошо, где нас нет
Поживем – увидим
3.Высмеивают:
Всяк кулик своё болото хвалит
4.Комментируютвнешнийвид:
Встречают по одёжке - провожают по уму
5. Даютсоветы:
Не буди лихо, пока оно тихо
Готовь сани летом, а телегу зимой
Век живи – век учись
6.Учат мудрости:
Кто сплетничает с вами, тот будет судачить и сплетничать и о вас.
Весенний день год кормит
Пей, гуляй - а работу знай
Семь раз отмерь, один раз отрежь [4]
1.5. Пословицы и поговорки народов Пермского края.
На территории нашего Пермского края проживает много народностей. Все со своим, особенным колоритом, это отражено и в фольклорном творчестве.
1.5.1.Чувашские поговорки
Беда ездит на тройке, а счастье ходит пешком
Беда за бедой
Без нитки и ветхого одеяла не сошьешь
Без отрубей хлеба не бывает
Без совета стариков дело не пойдет
Грач говорит: "Хоть черное, все же свое дитятко"
Два раза молодым не будешь
Дело спорится, когда много работников
Дитя не плачет - мать не слышит
Дрова горят - дым идет
Дурная слава по ветру летит, а хорошая пешком идет
1.5.2.Удмуртские поговоркиБез утра и вечера не бывает
Был бы мед, мухи найдутся
В своей берлоге медведь – богатырь
Выцветшую рубашку не сделаешь уже новой
Выше головы не прыгнешь
Глаз с ухом не сравнишь
Гора большая, а травы даже для козы нет
Гость или не гость - все люди одинаковы
Дареному коню в зубы не смотрят
Два медведя в одну берлогу не уйдутся
1.5.3.Тувинские поговоркиБез воли - силы нет, без соли - вкуса нет
Без знаний и утро - ночь
Богатый бедного не жалеет
Волку не давай овец пасти, в подоле огонь не носи
Ворона, погнавшись за гусем, обморозила свои ноги
Где однажды убил косулю, там охотится каждый день
Гора коня измучает, норов - человека
1.5.4.Татарские поговоркиАлмаз режется алмазом, вора ловит вор
Бежал от дыма, да попал в огонь
Без ветра листья не колышутся
Без детей - горе, и с детьми - горе
Без недостатка свадьбы не бывает
Без пчелиных укусов меда не бывает
Без труда и зайца не поймаешь
Было бы ведро, а крышка найдется
1.5.5.Мордовские поговоркиБеда одна не ходит (эрзя)
Без братьев можно жить, а без соседа - никогда (мокша)
Без времени снятое яблоко - кислое (мокша)
Без женщины-хозяйки дом пустой
Горячо начал - холодно кончил (мокша)
Два века не проживешь
1.5.6.Башкирские поговорки
Батыр без ран не бывает
Без ветра деревья не качаются
Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу
Болезнь приходит пудами, уходит по золотнику
Друг поддерживает дух
Других слушай, а делай по-своему
Думай дважды, говори раз
Если говорить "мед", "мед", во рту сладко не будет
Ласковым словом камни сломаешь
Лентяй одно дело дважды делает [10]
Практическая часть.
Итак, после изучения материала приступаем к практической части исследовательской работы.
2.1. Эксперимент №1. Пословицы на старорусском языке (из словаря В. И. Даля).
Пословицы и поговорки знали многие поколения наших предков, но поговорки актуальны и сегодня. Они не устаревают, не становятся ненужными и непонятными. И в этом вся их прелесть!
Мы создали в классе 3 группы и предложили ребятам объяснить смысл пословиц, которые я прочитаю на старорусском языке из словаря В.И.Даля. (Приложение №1). На удивление, ребята нашего класса с интересом слушали пословицы, не только поняли старорусский язык, но и смогли объяснить смысл пословиц.
Вывод: Связь с поколением предков существует, историческая память сохраняется.
Эксперимент №2. Запоминание пословиц.
Все люди учатся, приобретают различные навыки, усваивают знания. Одни учатся легко, другим это даётся трудно. Учатся в разном возрасте – в детстве, и в зрелости, и в старости. Умный человек учится всю жизнь. Недаром говорят: Ученье –свет, а не ученье тьма.
Для того чтобы проверить гипотезу о том, что мне будет трудно запомнить новые для меня пословицы, мы также провели эксперимент! Выбрали несколько пословиц и выучили их:
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт
Мал язык, а всем телом владеет
Корень ученья горек, да плод сладок
Один в поле не воин
Нескладно скроен, да крепко сшит.
Человек живёт век, а дела его два.
В ходе эксперимента:
1. Заметим, сколько времени займёт заучивание.
2.Какие из пословиц учить было труднее и почему. Тем самым определим, имеют ли пословицы лёгкую словоформу и ритм.
3. Вспомню ли я выученные пословицы через день, 1 неделю, 1 месяц. (Приложение № 2)
Как показывают результаты эксперимента для заучивания шести пословиц, потребовалось 7 мин. 28 сек. Одна пословица № 2 запомнилась очень быстро, особенно хорошо. Другие чуть хуже. В пословице № 5 всё время забывались по очереди слова нескладно и скроен.
Вывод: пословицы действительно имеют лёгкую словоформу, если эти слова мне знакомы, и я часто употребляю их в своей речи.
2.3. Наблюдение. Пословицы и поговорки в окружающей жизни.
По мере изучения данной темы неожиданно для нас к поиску доказательств подключилась наша бабушка, которая вспомнила, что на упаковках молочной продукции Кезского сырзавода( Удмуртская Республика РФ) используются пословицы и поговорки, причём они соответствуют наименованию продукта. Мы исследовали упаковки с молочной продукцией Кезского сырзавода. Вот что обнаружили:
На упаковках сметаны:
Коль сметана в плошке-праздник и у кошки.
Для любого стола сметана мила.
Не дадут сметану, так и есть не стану.
На упаковках кефира:
Кефир на столе-здоровье в семье.
Для милого дружка- и побольше кружка.
Кефира кружка – здоровью подружка. (Приложение № 3)
Вывод:Кезский сырзавод применил отличную от других рекламу своих продуктов, поместив на упаковку не только пословицы и поговорки, но и новые придуманные специалистами завода слоганы. Я могу сделать вывод, что есть сегодня неравнодушные люди, заинтересованные в сохранении своей истории, а значит это «зерно должно прорасти», и мы должны в этом помочь.
2.4.Игра для одноклассников « Красна речь пословицей». (Приложение №4)
Я считаю, что самый большой помощью станет наше стремление узнать, как можно больше о творчестве народов России и привлечь для его изучения друзей, одноклассников, родных. Поэтому следующим этапом стала подготовка и проведение развивающей игры « Красна речь пословицей» в 4 «Б» классе.
Как показывают фото и видеоматериалы, ребята с интересом включились в игру. (Приложение№5)
После игры мы предложили ребятам ответить на вопросы анкеты. (Приложение 6)
Получены такие результаты:
Номер п/п |
Игра понравилась |
Кол-во ответов |
Игра не понравилась |
Кол-во ответов |
1. |
Было интересно |
23 |
Не было интересно |
1 |
2. |
Узнал много нового |
24 |
Не узнал ничего нового |
1 |
3. |
Рад, что познакомился с народным творчеством |
22 |
Не рад знакомством с народным творчеством |
1 |
4. |
Научился отличать пословицы от поговорок |
9 |
Не хочу учиться отличать пословицы от поговорок |
3 |
5. |
Узнал автора пословиц и поговорок |
4 |
Мне не интересно кто придумал пословицы и поговорки |
5 |
6. |
Хочу нарисовать картинку на одну из поговорок |
14 |
Не хочу изображать на рисунке поговорки |
5 |
7. |
Теперь точно знаю, что смысл пословиц и поговорок понятен мне и сейчас |
22 |
Не думаю, что понимаю смысл поговорок |
0 |
8. |
Обязательно буду использовать в своей речь пословицы и поговорки |
15 |
Не буду использовать в своей речи пословицы и поговорки. |
4 |
Итого среднее количество ответов |
17 |
Итого среднее количество ответов |
2 |
Вывод: Развивающая игра моим одноклассникам понравилась, они узнали много нового, поэтому мы решили распечатать игру « Красна речь пословицей» и подарить учителям лицея «Синтон». Так они смогут провести интересный урок в своём классе.
. Создание сборника пословиц.
Знакомясь с литературой о пословицах и поговорках, я заметил одну особенность, что они разбиты на темы: о труде, о природе, о здоровье, о жизни, о семье, о дружбе, и т.д. Вероятно, так проще находить нужную пословицу быстро! Мне это очень понравилось, и я решил выпустить небольшой сборник с пословицами по темам « Пословицы и поговорки народов Пермского края». (Приложение № 7,8)
Именно пословицы народов Пермского края мне очень понравились. Тем более что у нас есть занятие внеурочной деятельности «Мой край», где мы изучаем историю Пермского края. Я думаю, это пособие можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения, ОРКи СЭ.
Заключение.
Как в русском, так и в других языках, многие пословицы вошли в современную речь, широко используются во всех сферах - и в политике, и в книгах, фильмах, песнях, газетах, журналах, в рекламе и в быту. Это не удивительно, ведь употребляя пословицы и поговорки, мы делаем речь более яркой, образной и запоминающейся.
Рассказывая сказки, былины, напевая народные песни, используя в своей речи пословицы, поговорки, родители передают своему ребенку информацию, культуру, опыт, тем самым прививая ему патриотические чувства, гордость за свой народ и любовь к нему, к своей родине.
Таким образом, изучив литературные источники, проведя практическую работу, делаем выводы:
Гипотеза № 1 о том, что старорусские пословицы современным детям не понятны, и они не используют их в своей речи, не нашла своего подтверждения. Мои одноклассники с удовольствием слушали, понимали старорусский язык и смысл пословиц из словаря В. И. Даля.
Наблюдения в повседневной жизни опровергает и следующую гипотезу о том, что общество забывает свою историю и не проявляет интерес к пословицам. Мы убедились, что и в современной жизни мы постоянно используем их: на уроках, слышим дома, это доказали результаты анкетирования. Кезский сырзавод применил отличную от других рекламу своих продуктов, поместив на упаковку не только пословицы и поговорки, но и новые придуманные специалистами завода слоганы. Можно сделать вывод, что есть сегодня неравнодушные люди, заинтересованные в сохранении своей истории, а значит это «зерно должно прорасти», и мы должны в этом помочь.
Гипотеза о том, что игра « Красна речь пословицей» не будет интересна одноклассникам, не подтвердилась. Развивающая игра моим одноклассникам понравилась, они узнали много нового. Кроме развивающей игры «Красна речь пословицей» итогом моей исследовательской работы стали сборник пословиц по темам и брошюра «Пословицы и поговорки народов Пермского края».
Считаю, что наглядные пособия к урокам не только повысят интерес одноклассников к материалу, но и заставят задуматься о своих корнях. Недаром говорят: «Корнями дерево сильно». Если каждый из нас будет задумываться о традициях своего народа и любить свою малую и большую Родину, тогда мы будем настоящими защитниками своего дома - России. Ценность и будет заключаться в знании своего исторического прошлого, уверенности каждого из нас в будущем.
В дальнейшем я продолжу изучать эту тему и, возможно, создам рекламный буклет с продукцией Кезского сырзавода.
Список литературы и интернет источников:
1. Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки, Москва, Художественная литература, 1988.
2. Восточные пословицы. http://xreferat.com/119/9-1-russkie-i-vostochnye-
poslovicy.html
3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка, Москва, Эксмо, 2010.
4. Задача каждой пословицы и поговорки infourok.ru›issledovatelskaya_rabota_uchaschihsya…
5. Зимин В.И., С.Д.Ашурова, В.Н.Шанский, З.И. Шаталова Русские пословицы и поговорки Учебный словарь. Москва, Школа-Пресс, 1994.
6. История происхождения английских пословиц и поговорок. http://www.alba-translating.ru/index.php/ru/ru/articles/2013/zimovets-matveeva.html
7. История происхождения русских пословиц и поговорок http://kid-game.ru
8. Каждый народ слагал пословицы на родном языке .http://www.lang-lit.ru/2013/11/blog-post_27.html
9. Как появились пословицы и поговоркиhttp://potomy.ru/human/1284.html10. Мужество и героизм русского народа – все это нашло место в коротких, но мудрых изречениях.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
11.Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1997.
12. Пословицы и поговорки народов Пермского края. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/12/14/mudrost-narodov-rodnogo-kraya-sbornik-poslovits
13. Пословицы о дружбе.http://dok.opredelim.com/docs/index-48414.html
14. Сравнение пословиц: китайские, японскиеhttp://www.roman.by/r-85350.html
15. http://www.kakprosto.ru/kak-100287-chto-takoe-poslovicy-i- pogovorki
Приложение № 1. Из словаря В. И. Даля
Пословицы |
Врямя на заучивание |
Через 1 день |
Время на доп. заучивание |
Через 1 неделю |
Время на доп. заучивание |
Через 1 месяц |
10.01.16г. |
11.01.16г. |
17.01.16г. |
10.02.16г. |
|||
Учись доброму, так худое на ум не пойдет |
38 сек |
Не вспомнил |
45 сек |
Не вспомнил |
45 сек |
|
Мал язык, а всем телом владеет |
38 сек |
Вспомнил* |
0 |
Вспомнил |
||
Корень ученья горек, да плод сладок |
38 сек |
Вспомнил |
15 сек |
Вспомнил с ошибкой |
10 сек. |
|
Один в поле не воин |
38 сек |
Не вспомнил |
15 сек |
Вспомнил |
||
Нескладно скроен, да крепко сшит |
38 сек |
Вспомнил, с ошибкой |
20 сек |
Вспомнил |
||
Человек живет век, а дела его два. |
38 сек |
Не вспомнил |
25 сек. |
Не вспомнил |
45 сек |
|
Итого: |
3 мин. 48 сек. или 228 сек. |
2 мин. или 120 сек. |
1 мин. 40 сек. или 100 сек. |
Приложение № 2. Результаты заучивания пословиц
*Пословицу № 2 назвал первой, она запомнилась мне особенно хорошо
Приложение №3 Упаковки продукции Кезского сырзавода Приложение 4. Развивающая игра «Красна речь пословицей»Ход занятия
1. Сообщение темы урока
–Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…
-Ах, какая жалость - «слово рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.
ЦОВСПОАИЛ(пословица)
2. Выставка книг с пословицами и поговорками
–Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.
3.Основная часть
-Что такое пословица?
Пословица- краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
-Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»
-Объясните смысл?
(На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются пословицы.)
ЦЕЛЬ: Сегодня на уроке мы будем о них говорить, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.
-Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.
-Что же общего между ними?
В них присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость, принадлежность к искусству слова.
-Чем пословица отличается от поговорки?
(Пословица - это изречение, народная мудрость. Это всегда суждение, в
ней содержится определённый вывод, обобщение; а поговорка - просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки - как можно ярче, образнее,
охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь)
А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?
Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)
Как сыр в масле катается. (Поговорка)
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)
Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)
Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)
Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка)
Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)
Решетом воду носит. (Поговорка)
Б) Русские писатели
Высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитываю)
«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ
«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ
«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ
В) Пословицы о пословицах.
Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.
Пословица недаром молвится.
Пословица ведётся, словно веником метётся.
Пословица - всем делам помощница.
-Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)
-Когда появились пословицы и поговорки?
-Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (учёные, поэты, писатели)
-Таким писателем был Владимир Иванович Даль?
Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.
Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургского Академии наук . Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За работу (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
4. Игры, конкурсы, занимательные задания.
(Класс делится на три команды, дети получают задания)
А) Игра «Перепутаница»
-К нам приехал мальчик иностранец. Ему понравились русские пословицы и поговорки, и он их быстро выучил, но они перепутались. Помогите ему их собрать.
Что с возу упало, того не вырубишь топором.
( Что с возу упало, то пропало.
Что написано пером, не вырубишь топором)
Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.
(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
Хочешь есть калачи , не откладывай на завтра.
( Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня)
Без терпенья, в тесноте
( Без терпенья нет уменья.
В тесноте, да не в обиде)
Не имей сто друзей - без огня
( Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дыма без огня не бывает)
Мороз не велик - в лес не ходить!
(Мороз не велик, стоять не велит.
Волков бояться в лес не ходить)
Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
Не рой яму другому, сам в неё попадёшь)
В) Игра «Закончи пословицу»
(Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде)
Терпение и труд…………(всё перетрут)
Что посеешь,……………….(то и пожнёшь)
Чтение – свет, а……………….(неученье – тьма)
Чтение - лучшее………….(учение)
Поспешишь - ………..(людей насмешишь)
Сделал дело -……………(гуляй смело)
С волками жить……..(по-волчьи жить)
Худой мир….(лучше доброй ссоры)
На безрыбье……..(и рак рыба)
Шила в мешке……(не утаишь)
Один в поле…..( не воин)
Новый враг хуже……(старых двух)
Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.
Ввклоообостьяя – в еслендиотхь
Ж) Конкурс «Собери пословицу»
Пословицы рассыпались.
(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)
(СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)
З) Конкурс «Поле чудес»
На доске квадратики, по числу букв в пословице. Командам предлагается назвать 6 букв, по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу.
У |
Ч |
Е |
Н |
Ь |
Е |
- |
С |
В |
Е |
Т |
, |
Н |
Е |
У |
Ч |
Е |
Н |
И |
Е |
- |
Т |
Ь |
М |
А |
5. Заключительная часть(рефлексия).
-Вот и подошло наше занятие к концу.
-С чем мы сегодня знакомились на уроке?
Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить их друг друга.
-Что было самым интересным?
-Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?
Приложение №5. Ребята во время игры
Приложение 6. Анкета по итогам игры « Красна речь пословицей»
Номер п/п |
Игра понравилась |
Отметить V |
Игра не понравилась |
Отметить V |
1. |
Было интересно |
Не было интересно |
||
|
Узнал много нового |
Не узнал ничего нового |
||
3. |
Рад, что познакомился с народным творчеством |
Не рад знакомству с народным творчеством |
||
4. |
Научился отличать пословицы от поговорок |
Не хочу учиться отличать пословицы от поговорок |
||
5. |
Узнал автора пословиц и поговорок |
Мне не интересно кто придумал пословицы и поговорки |
||
6. |
Хочу нарисовать картинку на одну из поговорок |
Не хочу изображать на рисунке поговорки |
||
7. |
Теперь точно знаю, что смысл пословиц и поговорок понятен мне и сейчас |
Не думаю, что понимаю смысл поговорок |
||
8. |
Обязательно буду использовать в своей речь пословицы и поговорки |
Не буду использовать в своей речи пословицы и поговорки. |
Приложение № 7
СБОРНИК ПО ТЕМАМ
О времени
Лучше поздно, чем никогда.
Иное время, иное бремя.
Времени не воротишь.
Время дороже золота.
Обещанного три года ждут.
Всякому овощу свое время.
Век долог, да час короток.
Время красит, а безвременье сушит.
Дело во время, не бремя.
Часы на стене, а время на спине.
Русский час - все сейчас.
Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.
О жизни
Кто ходит больше, тот живет дольше.
Жизнь дана на добрые дела.
Живет- ни себе, ни людям.
Век живи – век трудись, а трудясь – век учись.
Живи своим умом, да своим трудом.
Жизнь всему научит.
О семьеВся семья вместе, так и душа на месте
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошой семье хорошие дети растут.
О труде Делу время, потехе час.Не кует железо молот, кует кузнец.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
Живи своим трудом, а не чужим добром.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Лежа пищи (хлеба) не добудешь.
В рабочее время - язык не засов.
Глаза боятся, а руки делают.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.
Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.
За дело — не мы, за работу — не мы, а поесть да поспать — против нас не сыскать.
О языкеСлово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Ласковое слово рубля дороже.
Язык до Киева доведет.
Язык говорит, а голова и не ведает.
На чужой роток не накинешь платок.
Острое словечко колет сердечко.
Язык без костей: что хочет, то лопочет.
Язык мой — враг мой.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Языком не спеши, а делом не ленись.
О бедности и богатстве
Богатство — вода: пришла и ушла.
Бедность плачет, богатство скачет.
Здоровье дороже богатства.
Залез в богатство – забыл и братство.
Беден, да честен.
О вежливости
Дома, как хочу, а в людях, как велят.
Спесь не ум. На добрый привет добрый и ответ. Поклонишься — голова не отломится. По привету ответ, по заслуге почет.
От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
35