ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Глазырева Д.А. 1
1
Петракевич Т.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Введение

В этом году на уроках русского языка и литературы мы много внимания уделяем искусству образной речи. Ведь образность речи упрощает восприятие информации: одним метким словом можно передать не только сообщение о факте, но и рассказать, какие эмоции он вызывает, какое значение этот факт имеет. Авторы пособий, с которыми мы работаем [2,7], знакомят нас с часто используемыми средствами художественной выразительности: метафорой, сравнением, олицетворением, гиперболой, эпитетом. Обычно дается определение того или иного средства и несколько примеров его использования. Не всегда такое ознакомительное изучение помогает разобраться с особенностями средства художественной выразительности.

Нам показалось, что без эпитетов речь была бы бедной и невыразительной. Поэтому цель нашей работы – уяснить особенности данного лексического средства художественной выразительности. Гипотеза: эпитеты бывают разные. Таким образом, объект нашего исследования – эпитеты, а предмет – разновидности эпитетов и их роль в тексте.

Задачи исследования:

  1. Найти определения эпитета в разных источниках, чтобы, сопоставив их, понять суть средства.

  2. Выяснить, какие существуют разновидности эпитетов.

  3. Научиться находить эпитеты в художественных текстах.

Основные методы исследования – наблюдение, сопоставление и описание.

Тема исследования актуальна и значима именно для меня: это отправная точка на пути знакомства со средствами художественной выразительности, на пути анализа художественного произведения.

2.Что такое эпитет?

Определение эпитета содержится во многих источниках, как печатных, так и электронных. Вот несколько примеров: 1. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным [2, с.300]. 2. Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества признаки [6, с.92].3. Эпитет (приложение)- художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему [4, с.443]

4. Эпитет – стилистический приём, образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение - переносное или символическое. [5], 5. Эпитет – одно из изобразительных поэтических средств, определение, прилагаемое и названию предмета для большей образности. [9]

6. Эпитет – меткое определение, в интересах изобразительности присоединяемое к какому-нибудь слову и указывающее на существенный его признак. [8],

7. Эпитет – художественное, образное определение, метафорическая характеристика лица, предмета, явления. [10, с.392].

***

Поработав с терминами, мы заметили, что все авторы, характеризуя эпитет, выделяют его существенный признак: это именно образное определение предмета. Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. Эпитет всегда субъективен. В нем воплощается уникальность мироощущения, присущего личности. [10, с.393]

3. Способы выражения эпитетов

Некоторые авторы придерживаются узкого понимания термина «эпитет», говоря о нем как о красочном прилагательном. [2]. В учебнике Альбетковой Р.И., тетради А Б. Малюшкина и других источниках мы прочитали, что эпитеты могут быть выражены разными частями речи: прилагательным, употребленным в прямом или переносном значении, наречием, причастием, деепричастием, существительным [1, с.9]. Приведем примеры, подтверждающие мнение о разных способах выражения эпитетов:

- Прилагательные, выступающие в роли определения.

Например: «Белеет парус одинокий» (М.Ю. Лермонтов); «Гремят раскаты молодые» (Ф.И Тютчев); «Сколько там было кудрявых берез…» (Н.А. Некрасов)

- Существительные, выступающие в качестве приложения или сказуемых, дающих образную характеристику предмета. Например: Волшебница-зима; мать - сыра земля; «Поэт – это лира, а не только няня своей души». (М. Горький)

-Наречия, выступающие в роли обстоятельства. Например: «На севере диком стоит одиноко…» (Лермонтов М.Ю.); «Листья были напряженно вытянуты по ветру». (Паустовский К.Г.)

-Деепричастия. Например: Волны несутся, гремя и сверкая.

-Местоимения, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души. Например: «Ведь были схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!» (Лермонтов М.Ю.)

-Причастия и причастные обороты. Например: «Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы» (Б. Л. Пастернак); «Допускаю также появление…борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М. Е. Салтыков-Щедрин). [11]

4.Разновидности эпитетов

Эпитеты могут различаться по силе передаваемых эмоций и по степени выраженности той или иной характеристики.Например, скажете «холодная вода» - и вы получите только приблизительную информацию о температуре. Скажете «ледяная вода» - и вместе с основной информацией вы передадите ощущения, эмоции, выразительный метафорический образ и ассоциации с колючим, пронизывающим холодом льдом. [14]

4.1 Народно-поэтические (постоянные) эпитеты, общеязыковые, индивидуально-авторские

С генетической точки зрения эпитеты делятся на:

-Народно-поэтические (постоянные). Например: красное солнце; буйный ветер; добрый молодец.

-Общеязыковые. Например: гробовое молчание; свинцовые волны.

-Индивидуально-авторские. Например: немой покой (И. А. Бунин); умильная прелесть (Ф. И. Тютчев); кудрявый сумрак (С. А. Есенин).

Остановимся на каждом типе.

В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной, мнемоническую функцию (гр. mnemo nicon – искусство запоминания). Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения. Любой фольклорный текст насыщен такими, по большей части «украшающими», эпитетами. «В фольклоре, - пишет литературовед В.П.Аникин, - девица всегда красна, молодец – добрый, батюшка – родной, детушки – малые, молодчик – удалый, тело – белое, руки – белые, слёзы – горючие, голос – громкий, поклон – низкий, стол – дубовый, вино – зелёное, водочка – сладка, орёл – сизый, цветок – алый, камень – горючий, пески – сыпучие, ночь – темная, лес – стоячий, горы – крутые, леса – дремучие, туча – грозная, ветры – буйные, поле – чистое, солнце – красное, лук – тугой,кабак – царев, сабля – острая, волк – серый и пр.»

Постоянные эпитеты были средством типизации. [10, с.393] Причем слово, употребленное с постоянным эпитетом, приобретает новое качество, значение, отличающееся по смыслу от каждого из слов порознь. Сочетание «красна девица» не означает «красивая девушка», а определяет то, что это обычная девушка, ничем особенным от других не отличающаяся: ни красивее, ни умнее, ни богаче других. Если древнему сказителю, певцу нужно было характеризовать особые свойства персонажей, он искал эпитеты индивидуализирующего характера. Князь Владимир, задумавший жениться, хочет найти невесту, достойную его княжеского звания, и создает образ идеальной, с его точки зрения, девушки:

Как бы та девица была станом статна,

Станом бы статна и умом свершна,

Ее белое лицо, как бы белой снег

Можно различить эпитеты общеупотребимые, понятные и знакомые каждому, и уникальные, авторские, такие обычно бывают у писателей. Примером первых может послужить почти любое описательное определение из повседневной жизни: платье веселенькой расцветки, книга скучная. Для иллюстрации авторских, уникальных эпитетов стоит заглянуть в художественную литературу, а лучше всего – в поэзию. Например, примеры эпитетов из художественных произведений могут выглядеть так: «И стала лисица пуховыми лапками мыться» (В. Хлебников); «Взвивши кверху огненный парус хвоста» (В. Хлебников).Или так: «Лицо тысячеглазого треста блестит электричеством ровным» (В.В.Маяковский).Или даже совсем так: «Каждое утро, с шестиколёсной точностью, в один и тот же час, в одну и ту же минуту мы, миллионы, встаём как один» (И.Е. Замятин).[14]

4.2 Метафорические и метонимические эпитеты

С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на:

-Метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение).Например: Тучка золотая;бездонное небо; сиреневый туман; облачко ходячее и дерево стоячее.

Метафорические эпитеты - яркая примета авторского стиля:

Ты моё васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Как живет теперь наша корова,

Грусть соломенную теребя? (С. А. Есенин. «Я красивых таких не видел?»);

-Метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение). Например: замшевая походка (В. В. Небоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин). [14]

4.3 Изобразительные и выразительные эпитеты

В зависимости от того, как выражается авторская оценка, эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические). Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку: «в тумане моря голубом» (М.Ю. Лермонтов). Выразительные же эпитеты (как уже понятно их названия) дают читателям возможность услышать авторское отношение, его ясно выраженную оценку описываемого предмета или явления: «Бессмысленный и тусклый свет» (А. Блок)

Однако стоит отметить, что такое деление является весьма условным, так как нередко изобразительные эпитеты также имеют эмоциональный окрас и является следствием восприятия автором тех или иных предметов. [14]

5. Роль эпитетов в тексте

Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Помимо этого, эпитеты могут:

-Усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.Например: «Меж скал блуждая, желтыйлуч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил…» (М. Ю. Лермонтов);

- Уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество) :.Например: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.» (И.А. Бунин)- Создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л.Н. Толстой), блистательная тень (Е.А. Баратынский);- Передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: «…Дурно пахнут мертвые слова» (Н.С. Гумилев); «И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, и силе слова не изменим» (С.Н. Сергеев-Ценский); «Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля?» (И.С. Тургенев) [14]

6.Эпитеты и их функции в стихотворении «Парус» М. Ю. Лермонтова

В статьях, посвященных эпитету, часто в качестве примеров приводятся строчки из стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы решили взять одно из знаменитых стихотворений поэта, найти в нем все эпитеты и попробовать определить их разновидности и функции.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В стихотворении «Парус» все эпитеты выражены прилагательными. Михаил Юрьевич Лермонтов не только нарисовал картину с помощью изобразительных эпитетов («тумане голубом», «луч солнца золотой», «струя, светлей лазури»), но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Значит, он использует и лирические эпитеты.

В стихотворении почти все эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.

В последней строфе парус назван «мятежным». Это слово редко встречается в обычной речи. Обратившись к словарю, мы выяснили, что это слово означает «тревожный, неспокойный, бурный». Этот эпитет показывает способность паруса противостоять любой среде, открывает неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром [13].

7.Заключение

Работая с книгами и Интернет-источниками, мы узнали, что эпитеты широко используются в художественном, публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

Все авторы, характеризуя эпитет, выделяют его существенный признак: это именно образное определение предмета. Эпитеты бывают разные как по происхождению, так и по способу выражения. Они служат изображению конкретной картины, выражают отношение автора к изображаемому, открывают нечто новое в нем.

Эпитет выступает как чрезвычайно значимое звено в цепи художественных средств: слова, снабженные эпитетами, выделяются на общем, часто нейтральном языковом фоне, оказывая на читателя глубокое эмоциональное воздействие.

Эпитет – средство, позволяющее ощутить авторскую позицию. Для эпитетов часто характерна экспрессивная роль, выражающая как положительное, так и отрицательное отношение говорящего или пишущего к собеседнику, явлению, состоянию.

У каждого автора есть свои особенности в употреблении этого средства художественной выразительности. Так М.Ю. Лермонтов часто ставит эпитеты в позицию после определяемого слова, и это делает их особенно заметными, выделенными.

В дальнейшем мы планируем понаблюдать за ролью эпитетов в других стихотворениях М.Ю. Лермонтова и прозаических текстах.

В статьях, рассказывающих об эпитете, нам встречались названия других средств художественной выразительности, работающих вместе с эпитетом над созданием образов. Чтобы лучше понять функции эпитета, нам необходимо более глубоко разобраться с понятиями «метафора», «метонимия», «оксюморон», «инверсия».

7.Список использованных источников информации

1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учереждение. – 3-е изд., М.: Дрофа, 2004. 304 с. (с 7-9)2. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учереждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина [и др.]. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 303 с. (с. 300)3. Литература. 6 кл. : Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 г. Ч.1/ Авт. – сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2000, - 225 с. (с. 96-97)4. Литература. Учеб. 6 кл. для общеобразоват. учереждений /Авт. – сост.

В. П. Полухина, 3-е издание. М.: Просвещение, 1996. – 447 с.. (с. 443)5. Литературная энциклопедия В. М. Фриче.,1929-1939. СИЭ-А-А.П. Горкина. СЛТ-М. Петровский - http://alcala.ru/literaturnaia-enciklopedia/slovar-EA/6804.shtml6. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 кл. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. (с. 92)

7. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Е. И. Никитина. -М.: Дрофа, 2010. – 190, (с. 113)

8. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, А.Н. Чудинов,1910.-http://enc-dic.com/fwords/JEpitet-42197/9. Толковый словарь Ушакова - http://enc-dic.com/ushakov/JEpitet-87604.html 10. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В. И. Новиков. –М.:Педагогика,1988.–416с.(с392-393)11. http://engangs.ru/85043/pomogite-razbirayu-russkomu-obyyasnite-razlichiya-epiteta-metaforyi12. http://fb.ru/article/132321/chto-takoe-epitetyi-v-literature-epitetyi---chto-eto-znachenie-epitetov-v-russkom-yazyike13.http://www.litra.ru/composition/get/coid/0084140129676729267514.http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/326-vyrazitelnyesredstvaleksiki.html

13

Просмотров работы: 17689