Введение
На уроках литературы школьники изучают поэзию различных авторов, Ребята пытаются анализировать поэтический текст. Но не всегда эта работа получается .Основной причиной я нахожу недостаточное знание анализа произведения и непонимание, что в себя включает полный анализ стихотворения.
Актуальность
Современные шестиклассники нацелены на изучение стихотворения без детального анализа поэзии. Именно понимание синтаксического строя произведения дает более глубокое осмысление произведения. Ребята должны понимать, что значит синтаксический строй, каковы его разновидности ,приводить примеры уметь. По данной теме очень мало работ среди школьников, поэтому мы можем объяснить сказать, что наша работа является актуальной.
Понятие "поэтический синтаксис" не имеет терминологического статуса, к нему прибегают, чтобы осмыслить такие особенности синтаксического строения художественного текста (обращение, восклицания, риторические вопросы, инверсии и др.), которые связаны с мелодией стиха, с передачей настроения, с заострением поэтической мысли. В своей работе мы будем говорить о синтаксическом строе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи», рассмотрим его особенности.
Целью данного исследования: изучить особенности синтаксического строя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по теме «Синтаксический строй поэтического текста
2.Детально рассмотреть синтаксический строй стихотворения «Тучи»
3.Выявить особенности синтаксического строя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»
4.Сделать выводы об особенностях синтаксического строя стихотворения «Тучи» М.Ю.Лермонтова
Предмет исследования: синтаксический строй стихотворения «Тучи» М.Ю. Лермонтова.
Объект исследования: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи»
Методы исследования: анализ научной литературы по теме, обобщение, анализ, сопоставление, синтез, определение понятий.
Основная часть
Синтаксис, синтаксический строй языка (от греч. syntaxis ‘построение, порядок’) — это часть грамматической системы языка, представляющая собой иерархически организованную совокупность единиц разных рангов — словосочетаний, простых и сложных предложений разных типов, — а также правила и закономерности сочетания и использования в связной речи различных классов слов с учетом их грамматических свойств.
Принято различать три основных аспекта синтаксиса:
грамматический (формальный, или конструктивный, или структурный);
семантический;
коммуникативный.
Первый аспект — наиболее традиционный. Именно таким образом рассматриваются единицы синтаксиса в школьных учебниках и курсах. В рамках данного подхода словосочетания и предложения описываются как определенные конструкции разных типов (при этом предпочтение отдается форме, а не содержанию), изучается система этих конструкций в конкретном языке.
Второй аспект позволяет вывести на первый план содержательную, а не структурную сторону синтаксических единиц и рассматривать предложение как обозначение той или иной ситуации или какого-то фрагмента неязыковой действительности. [Материал с сайта http://iEssay.ru]
Третий аспект актуален постольку, поскольку синтаксические единицы возникают в речи и используются, в первую очередь, для передачи какой-либо информации, причем чаще всего вполне конкретному адресату с вполне конкретной целью. Коммуникативная сторона синтаксиса бывает не менее важна, чем структурная и содержательная.
Итак, рассмотрим основные синтаксические конструкции.
Синтаксическая инверсия-нарушение "естественного порядка" слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. (С. Есенин) К особенностям синтаксиса стихотворения относятся всякого рода повторы слов, словосочетаний, фрагментов текста. ..Сегодня таяло, сегодня Я простояла у окна. (М. Цветаева) Поэтичность фразе придает именно повтор. Анафора-единоначатие, повторение в начале стихотворных строк слова или словосочетания: Это — круто налившийся свист, Это — щелканье сдавленных льдинок, Это — ночь, леденящая лист, Это двух соловьев поединок. (Б. Л. Пастернак) Эпифора - повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, т. е. противоположная анафоре стилистическая фигура: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. А. Блок) Лейтмотив - повторяющийся образ или оборот: Пускай наносит вред врагу Не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой Решит судьба.. . (Н. А. Некрасов) Рефрен - повторяющийся стих, припев в песне. Трансформирующийся рефрен- повтор стиха с некоторыми изменениями: Ночь, улица фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (А. А. Блок) Выразительным средством, создающим эффект эмоциональной напряженности, организующим ритм стихотворения является многосоюзие - повторение союза: И сердце бьется в упоенье И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин) Противоположным стилистическим приемом является убавление (бессоюзие) , при котором намерено опущены союзы, соединяющие во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул.. . (Ф. И. Тютчев) Рассмотрение особенностей поэтического синтаксиса требует и анализа тех знаков препинания, выбор которых зависит от воли автора. Одним из самых богатых по смыслу является многоточие, которое может указывать и на незавершенность поэтической мысли, и на паузу раздумья, и на нахлынувшие воспоминания, на остроту переживаний, которые не могут облечься в слова . Восклицательный знак в поэтическом тексте - это особый способ передачи различных эмоций. Иногда поэты прибегают к редкому знаку отточия: лавина точек, которыми можно обозначить пропуск строки или строфы. Поэт таким образом может призывать читателя к сотворчеству или указывать на область невыразимого . Существуют и другие особенности поэтического синтаксиса: обращение: Друг мой, друг далекий, Вспомни обо мне! (А. А. Фет) ; риторический вопрос: О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?. . (Ф. И. Тютчев) ; восклицания: О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний! (В. В. Маяковский) ; эллипсис - пропуск подразумеваемого слова, который создает эффект лирической взволнованности.
Что же касается лермонтовского синтаксиса, то здесь речевые периоды, входящие в систему средств и приемов ораторского стиля, представляют собой большую художественную ценность. Создав превосходные образцы речевых периодов, Лермонтов обогатил поэтический синтаксис и показал примеры подлинно художественного новаторства в развитии образно-поэтической речи.
Речевой период – синтаксическая конструкция, построенная по принципу кругообразно замыкающихся и гармонически организованных частей, образующих в логическом и интонационном отношениях вполне законченную единицу речи. В переводе на понятия синтаксиса период – это преимущественно сложное предложение, в котором несколько придаточных, как правило, однотипных, как бы замыкаются главным, или же несколько равноценных главных, соединенных по способу сочинения, образуют цельную в смысловом и законченную в интонационном отношениях гармоническую единицу. Различаются двух-, трех-, четырех- и многочленные периоды.
В произведениях Лермонтова встречаются преимущественно многочленные периоды, в которых восходящая часть создается путем повторения однородных придаточных предложений, а после кульминации следует главное.
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов дал образец логической и интонационно-синтаксической организации огромной фразы (в ней больше 80 слов). Каждая часть подъема здесь строго соразмерна в количественном и качественном отношениях. Даже число слов в каждой ступени дано в строгих пропорциях, не говоря уже о мелодической и ритмической организации всего стиха. Многократно повторяется слово когда, которое не сообщает периоду временнóго характера, а лишь служит целям синтаксической градации и усиления компонентов периода, замыкающегося главным предложением, в котором тогдаадресовано ко всем трем предшествующим предложениям.
Однако во многих лермонтовских периодах придаточные предложения следуют после главного. Например, в начале «Демона»: главное предложение предваряет целую группу однородных придаточных временных.
Развивая напевно-музыкальные (романсовые) и повествовательные стили лирики, Лермонтов уделял большое внимание самой обработке языка, силе, остроте и отточенности каждой фразы. Поэтому речевые периоды, как и другие синтаксические конструкции, используемые в лирических произведениях, отличаются смысловой законченностью и афористической целостностью. Каждый период лермонтовской лирики – это целое и законченное произведение.
Перейдем к анализу синтаксического строя стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? злоба ль открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Стоит несколько слов сказать об истории создания данного произведения. Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.
«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!
Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.
Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.
Рассмотри синтаксический строй стихотворения. Из синтаксических выразительных средств Лермонтов широко использует инверсию:
« Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною»;
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?;
«Нет, вам наскучили нивы бесплодные…Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Цель употребления инверсии - эмоционально выделить те слова, которые значимы для поэта. Стихотворение сразу начинается с риторического обращения к тучам: «Тучки небесные, вечные странники!»
Этим уже в первой строфе поэт обращает наше внимание на главный образ стихотворения. А во второй строфе содержится риторический вопрос: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?»Благодаря этим приемам происходит олицетворение туч: они предстают в виде живого собеседника. Повторы в третьей строфе «чужды» , «вечно» , «нет» усиливают напряженность в душе героя. Тучи не такие, как он, они «вечно свободные» . Из-за повторов строфа произносится с наиболее эмоциональной силой – это боль и крик лирического героя. Так средствами фоники, лексики, синтаксиса осуществляется замысел поэта Наша цель была рассмотреть синтаксический строй языка (синтаксические средства). Мы достигли этой цели.
Мы достигли этой цели, выделив наиболее значимые синтаксические средства, употребляемые М.Ю. Лермонтовым.
Заключение
В нашей работе «Особенности синтаксического строя стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи» мы подняли самый важный аспект при анализе поэтических произведений на уроках литературы в 6 классе – понимание не только темы произведения, но и его деталей, с помощью которых до читателя доносятся мотивы стихотворения.Шестиклассники должны видеть особенности выразительности речи, то есть понимать, с помощью каких выразительных средств автор достигает вовлечения читателя в его мир.
Мы выяснили, что такое понятие "поэтический синтаксис", что оно не имеет терминологического статуса, к нему прибегают, чтобы осмыслить такие особенности синтаксического строения художественного текста (обращение, восклицания, риторические вопросы, инверсии и др.), которые связаны с мелодией стиха, с передачей настроения, с заострением поэтической мысли. В своей работе мы говорили о синтаксическом строе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи», рассмотрели его особенности.
Целью данного исследования было изучить особенности синтаксического строя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи». В данной работе цель достигнута, особенности синтаксического строя выявлены: из синтаксических выразительных средств Лермонтов широко использует инверсию:
« Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною»;
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?;
«Нет, вам наскучили нивы бесплодные…Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Цель употребления инверсии - эмоционально выделить те слова, которые значимы для поэта. Стихотворение сразу начинается с риторического обращения к тучам: «Тучки небесные, вечные странники!»
Этим уже в первой строфе поэт обращает наше внимание на главный образ стихотворения. А во второй строфе содержится риторический вопрос: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?»Благодаря этим приемам происходит олицетворение туч: они предстают в виде живого собеседника. Повторы в третьей строфе «чужды» , «вечно» , «нет» усиливают напряженность в душе героя. Тучи не такие, как он, они «вечно свободные» . Из-за повторов строфа произносится с наиболее эмоциональной силой – это боль и крик лирического героя. Так средствами фоники, лексики, синтаксиса осуществляется замысел поэта Наша цель была рассмотреть синтаксический строй языка (синтаксические средства).
Задачи исследования также были достигнуты :
1.Мы изучили литературу по теме «Синтаксический строй поэтического текста»
2. Детально рассмотрели синтаксический строй стихотворения «Тучи» ,но не только его, но и проанализировали стихотворение с точки зрения различных аспектов: истории создания, темы, идеи, фонетики, морфологического строя.
3.Мы выявить особенности синтаксического строя стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи», применяя такие методы исследования, как анализ, обобщение, сопоставление, синтез, определение понятий.
4.Выводы: из синтаксических выразительных средств Лермонтов широко использует инверсию (предложение первой строфы, предложения второй строфы (3,4 строки) , все предложения 3-ей строфы) , чтобы эмоционально выделить те слова, которые значимы для поэта. Стихотворение сразу начинается с риторического обращения к тучам. Этим уже в первой строфе поэт обращает наше внимание на главный образ стихотворения. А во второй строфе содержится риторический вопрос. Благодаря этим приемам происходит олицетворение туч: они предстают в виде живого собеседника. Повторы в третьей строфе «чужды», «вечно», «нет» усиливают напряженность в душе героя. Тучи не такие, как он, они «вечно свободные» . Из-за повторов строфа произносится с наиболее эмоциональной силой – это боль и крик лирического героя.
Литература
Бродский Н. Л. Поэтическая исповедь русского интеллигента 30—40-х годов // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: Изд. т-ва "В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых",1914. — С. 56—110.
Источник: http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/brodskij/poeticheskaya-ispoved.htm
Источник: http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/ospovat-pogodin.htm
4.Максимов Д.Е поэзия Лермонтова Издательство «Наука» Москва Ленинград ,1964
5.Нольман М.Лермонтов и Байрон // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. — С. 466—515.
6.Осповат А. Л. М. П. Погодин о Лермонтове в 1838 г. // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С. 260.