АЗ И БУКИ – ОСНОВА НАУКИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АЗ И БУКИ – ОСНОВА НАУКИ

Самсонов М.В. 1
1
Якимова Э. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Вступление

Однажды, посмотрев один из концертов Михаила Задорнова, в котором он рассказывал про Послание древней славянской азбуки, я заинтересовался этой темой. Прочитав «Древнесловенскую буквицу», я узнал, сколько в нашей азбуке было букв раньше и сколько осталось сейчас. Мне стало интересно, куда же исчезли остальные буквы. В школе мы изучаем только современный русский алфавит. Поэтому я думаю, что изучение древнеславянской азбуки будет интересно всем учащимся.

Актуальность этой темы в том, что нам всем надо вспомнить наши корни, нашу историю. Ведь в древнерусской азбуке заложена вся мудрость нашего языка, нашего сознании, а древнерусский язык – источник изучения истории, культуры, отношений между людьми.

Объект исследования: древнеславянская азбука.

Предмет исследования: исчезнувшие буквы русского алфавита.

Цель работы - напоминание людям об их корнях, которые они могут потерять.

Задачи:

1. Узнать, что учащиеся нашей школы знают о древнеславянской азбуке;

2. Охарактеризовать некоторые символы древнерусской буквицы, их образы и значение;

3. Изучить исторические периоды изменение алфавита;

4. Создать интеллектуальную игру «АЗ и БУКИ» в программе Microsoft Office Power Point.

Практическая ценность - использование материала работы и интеллектуальной игры на уроках русского языка при изучении темы «Алфавит», на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Методы исследования: анкетирование, поиск и сбор материала, изучение литературных источников и интернет ресурсов, анализ, сравнение.

Источники исследования: литературные, интернет, иллюстрации.

1. нкетирование

Для того что бы узнать, насколько учащиеся нашей школы владеют информацией о древнеславянском алфавите, мы провели небольшое анкетирование (Приложение 1). Было задано 4 вопроса:

  1. Сколько букв в современном алфавите?

  2. Сколько букв первоначально было в русском алфавите?

  3. Какие буквы исчезли из русского алфавита?

  4. Как Вы думаете, почему эти буквы исчезли из русского алфавита?

Анкетирование проводилось выборочно среди учащихся в параллелях 5-10 классов. В анкетирование приняло участие 95 человек. Изучив результаты, мы узнали что:

  1. Сколько букв в современном алфавите?

Верно ответили – 63 учащихся, что составило 66,3 % опрошенных.

  1. Сколько букв первоначально было в русском алфавите?

Верно ответили – 5 учащихся, что составило 5,2 % опрошенных.

  1. Какие буквы исчезли из русского алфавита?

Верно ответили – 10 учащихся, что составило 10,5 % опрошенных.

Своё мнение по вопросам 4 и 5 высказали:

  1. Как Вы думаете, почему эти буквы исчезли из русского алфавита?

32 учащихся, что составило 32% опрошенных.

  1. Потерял или приобрёл русский язык с уменьшением букв в алфавите? Почему?

36 учащихся, что составило 36% опрошенных.

Проанализировав итоги анкетирования и выяснив, что большинство учащихся не только ничего не знает о древнерусской азбуке, но и не помнит количество букв в современном алфавите, мы решили создать интеллектуальную игру «АЗ и БУКИ», с помощью которой можно не только проверить знания об исчезнувших буквах Древнесловенской буквицы, но и использовать игру для расширения кругозора учащихся 4-5 классов на уроках литературы, русского языка, во внеурочной деятельности. Материалы данной работы можно использовать при подготовке игре.

2. еформы русского языка

Древнесловенская Буквица (Приложение 2) – это не только буквы древнерусского народа, это его культура, история, наследие наших предков. В Древнерусской Буквице было 49 букв (6). Сравнивая древнеславянскую буквицу и современный русский алфавит, мы видим, что исчезло 16 букв.

Древнесловенская буквица

Современный алфавит

   

Авторы книги «Родовой букварь древнесловенской буквицы» Ефимцева Л.В. и Ошуркова Т.В.(2) утверждают, что первоначально в букваре было 54 буквы (приложение 2).

Когда Кирилл и Мефодий, греческие православные миссионеры, создатели славянской азбуки (церковно-славянский язык – кириллица – был создан Кириллом и Мефодием в 863 году для перевода Библии), создавали славянскую письменность, они изъяли из алфавита пять букв, четырем буквам дали греческое название.

Первая серьезная реформа кириллического алфавита была произведена Петром I. Первый российский император лично разработал новую азбуку и гражданский шрифт. Из алфавита исчезли пять букв («пси», «омега», «кси», «юс малый», «юс большой»), а еще у трех («земля», «ферт», «иже») изменилось написание. Это было сделано с целью упрощения алфавита. В гражданском алфавите Петра впервые были использованы строчные и прописные буквы

В 18 веке на русский язык оказала значительное влияние реформа Михаила Васильевича Ломоносова. Правда, она касалась не разговорного, а литературного языка и системы стихосложения.

Третья серьезная реформа русского языка произошла после революции – декреты от 23 декабря 1917 года (5 января 1918 года) и от 10 октября 1918 г. В ходе нее русский язык потерял буквы «ять», «и десятеричное» и «фита», а получил букву «ё», которую неофициально признал еще в 1797 году Н.М. Карамзин. Вскоре из печатных изданий, а затем и из языка пропала и буква «ижица». После реформы образная русская азбука превратилась в фонетический алфавит, содержащий 33 буквы и фонемы (7).

3. ревнесловенская буквица

В древнесловенской буквице каждый символ имел свой определенный образ. «Образ» как совокупность разносторонних знаний, объединенных в конкретное описание какого-либо предмета или явления (8).

Приведем лишь некоторые примеры:

   

Я, это человек, с его внутренним осознанием самого себя. Это Бог, живущий и созидающий на земле.

   

Добрые деяния, открытость, чуткость, правильные поступки человека.

   

Сама жизнь человека, его творчество, созидательные деяния.

   

Вселенная. Система мироздания, все существующие в мире миры.

   

Душевное, прекрасное, необычное

   

Речь, форма общения людей с помощью языка

   

Внутренний зов сердца. Сильное душевное переживание, побуждающее к действию

   

До сих пор, до сей поры, окончательный результат, концовка, достижение цели

Эти образы, соединяясь между собой, создавали единый образ слова (3).

А в целом в древнесловенской буквице было заключено послание (5):

Древнесловенская буквица

Послание

 

Я знаю буквы.

Письмо – это достояние.

Трудитесь, усердно, земляне!

Как подобает разумным людям.

Постигайте мироздание.

Несите слово убеждённо!

Знание – дар Божий.

Дерзайте, вникайте…

Чтобы Сущего свет постичь!

Взгляд русских лингвистов на данное послание довольно противоречивый.

Вопросы о символическом значении начертаний букв и возможной интерпретации славянского алфавита как связного текста и некой заповеди первоучителя последующим поколениям были одними из самых модных в начале девятнадцатого столетия. Издатель Н.Ф. Грамматин в примечаниях к изданию «Слова о полку Игореве» впервые отметил, что славянская азбука «кроме простого названия букв, заключает в себе смысл; первоначальное их название, вероятно, было следующее: « Я Бога ведаю, глаголю: добро есть [тому], живет на земле кто и, как люди, мыслит; наш Он [т. Е. Бог] покой рцу, Слово [т. Е. имя Божие] твержу и пр.». Однако очень резко отозвался об этой гипотезе Александр Сергеевич Пушкин: «Буквы, составляющие славенскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, веди, глаголь, добро суть отдельные слова, выбранные только для начального их звука. У нас Грамматин первый, кажется, вздумал составить апофегмы из нашей азбуки.

Как это все натянуто!».Существуют различные варианты Послания.

  1. Я Бога Ведаю.Говорю и делаю Добро.Добро Есть Жизнь.Живите Землею, она кормилица наша.И Как мы Люди Мыслим таков и Наш мир.

  2. Каждая строка начинается с новой по порядку буквицы, в конце каждой новой строки добавляется следующая по порядку буквица Азбуки:

Азъ Боги Въды — Я Богов ведаюБоги Въды Глаголи Добро — Боги в Ведах Глаголят Добро.Въды Глаголи Добро Есть — Веды повествуют о том, что добро есть.Глаголи Добро Есть Животъ — Говори о том, что Добро — это Жизнь.Добро Есть Животъ Зело — Добро — это жизнь цельная (усердная)Есть Животъ Зело Земля — Есть много жизни на Земле.Животъ Зело Земля Иже Ижей — Жизни много на Земле и Всей(вселенной)Зело Земля Иже Ижей Инить — Целостна Земля вместе со всей ВселеннойЗемля Иже Ижей Инить Гервь — Земля в союзе с ней (Вселенной) зреет (Яр, жар)Иже Ижей Инить Гервь Како — Вместе с нею, Вся пронизана, как жаром (ЯР, Любовью)Ижей Инить Гервь Како Люди – Вся ОНА пронизана жаром (Любовью), как людиИнить Гервь Како Люди Мыслите – В ней Любовь, как у людей в помыслахГервь Како Люди Мыслите Нашъ – Любовь, как у людей в помыслах своихКако Люди Мыслите Нашъ Онъ – Как люди в помыслах своих единыЛюди Мыслите Нашъ Онъ Покой — Людские мысли едины о покоеМыслите Нашъ Онъ Покой Рцы — Думаете весь наш покой в словах (в речах)Нашъ Онъ Покой Рцы Слово — Наш единый покой в слове изречённомОнъ Покой Рцы Слово Твердо — Единый покой в твёрдо изречённом словеПокой Рцы Слово Твердо Укъ – Покой в твёрдо изречённом слове уставаРцы Слово Твердо Укъ Оук — Изрекай твёрдо слово устава и наукиСлово Твердо Укъ Оук Фъреть — Слово твёрдо устава и науки постигниТвердо Укъ Оук Фъреть Херъ — Твердь устава и науку постигни БожьюУкъ Оук Фъреть Херъ Отъ — Устав и науку от Бога постигнешьОук Фъреть Херъ Отъ Цы – Науку постигнуть от Бога дерзайФъреть Херъ Отъ Цы Червль — Постичь науки от Бога, старайся, как червьХеръ Отъ Цы Червль Ша Шта — От Бога ты червь, потому чтоОтъ Цы Червль Ша Шта — Отсюда вникай (точи), как червь, потомуЦы Червль Ша Шта Юнь — Вникай, как червь, чтобы стало ясноЧервль Ша Шта Юнь Ять — Точи, Древо Познания, чтобы Свет Взять.

  1. Авторы книги «Родовой букварь древнесловенской буквицы» Л.В.Ефимцева и Т.Ф.Ошуркова (2) утверждают, что Букварь – ключ к генетическому коду родовой памяти русича и рассматривают Буквицу с разных сторон: чтение по горизонтали, вертикали, по диагонали. Авторы приводят несколько вариантов Послания. Одно из них:

Также в древнерусском языке буквы использовались для обозначения чисел. А именно: буква А (аз) означала «1», В (веди) – «2», Г (глаголь) – «3», Д (добро) – «4», Е (есть) – «5» и т.д. Над буквой в таком случае ставилась специальная черточка – титло (Приложение 4).

Без знания этих букв древнесловенской буквицы трудно понять некоторые русские поговорки и пословицы: от аза до ижицы, корову через ять пишет, брюшко оником, стоять фертом, ходить глаголем и другие (Приложение 5).

4. чебно-практическая работа

После определения темы работы появился вопрос: «Как выполнить практическую часть?»

Проанализировав итоги анкетирования и изученный материал было решено создать ознакомительную презентацию по теме «Азбука» для защиты проекта и интеллектуальную игру «АЗ и БУКИ» для расширения кругозора учащихся 1-5 классов на уроках литературы, русского языка и во внеклассной работе.

Для этого нужно:

  1. Изучить подобранную по теме «Азбука» и «Древнесловенская буквица» литературу и интернет источники.

  2. Написать работу по теме «АЗ и БУКИ – основа науки»

  3. Выбрать краткий материал для презентации.

  4. Используя интернет подобрать картинки к тексту.

  5. Из подобранного для работы материала составить презентацию.

  6. Выполнить учебно-практическую работу в программе Microsoft Office Power Point.

  7. Сделать вывод о проделанной работе.

  8. Составить список источников для теоретической и практической частей.

  9. Отправить архив работы на научно-практическую конференцию.

4.1. труктура интеллектуальной игры «АЗ и БУКИ»

  1. Игра проводится в один тур.

  2. Тур состоит из 4 тем в каждой по 5 вопросов стоимостью от 10 до 50 баллов – продолжительность игры 20 минут.

  3. Подведение итогов тура.

  4. В игре участвуют по 6 человек в каждой команд, а в супер игре – 1 участник по выбору самой команды или капитан.

  5. Первой выбирает вопрос и отвечает команда, которая по жребию будет первой.

  6. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает количество баллов, равное стоимости вопроса, а неправильный ответ – баллы снимаются в размере стоимости вопроса и вопрос переходит другой команде.

  7. Зрители не подсказывают ответы на вопросы с места, иначе вопрос будет снят.

  8. За экономию отведенного на раунд времени команды получают поощрительные 10 баллов.

  9. По желанию болельщики своих команд могут заработать баллы, для своей команды дав ответы на вопросы пропущенные командами.

  10. Суперигра – «Блиц-игра» – для капитанов команд несколько заданий на скорость ответа – продолжительность 5 минут.

  11. Объявление результатов суперигры и подведение общих итогов интеллектуальной игры.

  12. Награждение победителей и участников.

4.2.адания интеллектуальной игры

Темы тура

Вопросы тура

Литература

10 - «Вдруг дедушка достал откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня:

— Ну-ка, ты, пермяк, соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это — аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это — что?

— Буки.

— Понял! Это?

— Веди.

— Врёшь: аз! Гляди: глаголь, добро, есть — это что?

— Добро.

— Понял! Это?

— Глаголь.

— Верно. А это?

— Аз. (М.Горький «Детство»)

О чём идёт речь?

(О буквицах А Б В Г Д)

20 – В шуточном стихотворении Козьмы Пруткова

«К месту печати» есть строки:

Я не могу, живя на свете,

Забыть «покоя» и «мыслете»,

И часто я, глядя с тоской,

Твержу: «мыслете» и «покой»!

Что обозначают выделенные слова? (4)

(Буквы П и М)

30 – Мало-помалу существительное это стало уже неодобрительным, полубранным. У А.П. Чехова: «Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает», у В. Вересаева: «Вхожу в приемную, вижу, какой-то ферт стоит в красных лампасах». Слово нацело потеряло связь с именем буквы. (4)

О какой букве идёт речь? (Феръть)

40 – Прочитайте отрывок из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». – Долго очень без места ходил, а потом на фиту попал, и оттого стало еще хуже. – Как на фиту? Что это значит? – Тот покровитель, к которому я насчет карьеры был прислан, в адресный стол справщиком определил, а там у всякого справщика своя буква есть, по какой кто справке заведует. Иные буквы есть очень хорошие, как, например, буки, или покой, или како: много на них фамилиев начинается, и справщику есть доход, а меня поставили на фиту. Самая ничтожная буква, очень на нее мало пишется, и то еще из тех, кои по всем видам ей принадлежат, все от нее отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо фиты через ферт ставит. Ищешь-ищешь его под фитою – только пропащая работа, а он под фертом себя проименовал.

Какие буквы кириллического алфавита, встречаются в данном тексте?

(Буки, покой, како, фита, ферт)

50 – Как сегодня называется игра, в которую играли ученики в романе Ф. М. Решетникова «Глумовы» (1867), почему она так называется? «Ребята старательно выводили буквы, но недолго, потому что в училище не было тихо: двое твердили азы, трое твердили умножение. Писаки начали толкать друг друга, стали играть в херики и оники» (4)

(Крестики-нолики)

Фразеологизмы

10 – Знать на ять

(Знать досконально, на отлично)

20 – Прописать ижицу

(Следы порки нерадивого ученика сильно смахивали на эту букву. Так что это значит «проучить, наказать», проще «выпороть»)

30 – От аз до ижицы

(От начала до конца)

40 – Поставить все точки над i

(Закончить всё до мелочей, прояснить)

50 – Сперва аз да буки, а потом и науки

(Сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками)

История

10 – Когда и кем была создана Кириллица?

(Монахами Кириллом и Мефодием в 863 году н.э.)

20 – Сколько было букв в азбуке до реформы Кирилла и Мефодия?

(49)

30 – От куда пришли монахи Кирилл и Мефодий?

(Из Византии)

40 – Какой российский император лично разработал новую азбуку и гражданский шрифт?

(Пётр I)

50 – В каком году была последняя реформа азбуки?

(1918 г)

Буквы и цифры

10 – Столы были расставлены покоем

(Буквой П)

20 – Писать мыслите.

Каково значение фразеологизма?

(Это значит ходить зигзагами буквой М)

30 – Назовите цифру.

(17)

40 – Запишите число 123 с помощью букв.

Назовите буквы

50 – Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать задорно подбоченившегося человека. Появилось словосочетание «стоять фертом», а затем новое существительное «ферт» и даже уменьшительное «фертик», по Вл. Далю — франтик, щеголёк.

(Буква Ф)

Суперигра – «Блиц-игра»

  1. Брюшко оником (круглое как буква О)

  2. Писать азы (т.е. буквы)

  3. Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку)

  4. Глядеть, ходить фертом (иметь бравый самодовольный вид)

  5. У нея ротик фитою (губки бантиком)

  6. Ходить глаголем (ходить согнувшись, буквой Г)

  7. “Добро” было в прошлом наименованием одной из букв старославянской азбуки. У названия буквы “добро” непростая история. Так называли жёлтый флаг во флотской флажной сигнализации.

(Значение этого флага: «Да, согласен, разрешаю». На флоте и в настоящее время можно услышать выражения дал добро, получил добро, у меня командирское добро в кармане. Значение фразеологизма – разрешить.)

аключение

В своей работе мы попытались выяснить, что знают сегодняшние школьники (в частности, нашей школы) о Древнесловенской буквице, истории древнерусского алфавита. Выяснив, что знаний по данной теме у учащихся недостаточно, мы создали интеллектуальную игру «Аз и Буки» с целью активизировать интерес к этой теме, познакомить с буквами древнерусского алфавита, их значением, зашифрованным в них посланием. В ходе этой работы мы изучили исторические периоды изменение алфавита, рассмотрели символы древнерусской буквицы, их образы и значение.

В ходе работы мы заинтересовались фактом, что не все буквы обозначали цифры (так, пропущена буква Б (буки) – она числового значения не имела), ряд букв обозначает числа не по порядку. Думаем, что это станет темой нашей следующей работы.

Наши речь и язык продолжают изменяться. В русском языке появляется все больше заимствованных слов, мы сами делаем его проще, кратко и часто «по-гоблински» общаясь в соцсетях. Конечно, сегодняшние школьники вряд ли захотят вернуться к алфавиту в 49 букв, изучать правила правописания букв Е и ять, фиты и Ф, И или I. Но почувствовать красоту древнего русского языка, его завораживающую образность все же лучше, чем постоянно слышать вокруг иностранные слова.

итература и интернет источники

1. Вартаньян Э.А. Из жизни слов.- М., Просвещение, 2008.- 176 с.

2.Ефимцева Л.В. и Ошуркова Т.В «Родовой букварь древнесловенской буквицы». – Краснодар: Раритеты Кубани, 2010. – 268 с.

3.Казаков С.А. Древнесловенская буквица. Дидактическое пособие – Пермь, ПГПУ, 2008.

4.Успенский Л.В. По закону буквы. – Москва, Молодая гвардия, 1973. – 117 с.

5.Древняя русская азбука как послание http://www.rus-usadba-volkova.ru/filosofiya-russkoy-usadby/drevnyja-russkaya-azbuka.html

  1. История деградации азбуки http://www.vedamost.info/2012/10/blog- post_1196.html

  2. Хромченкова О. Как менялся русский язык. http://mollenta.ru/articles/975-kak-menyalsya-russkij-yazyk

  3. Секреты древнерусской азбуки.

http://www.evpatori.ru/sekrety-drevnerusskoj-azbuki.html

9.Картинки взяты с сайта http://www.myshared.ru/slide/628700/ и http://www.myshared.ru/slide/1118707/

Приложение 1

Результаты анкетирования по параллелям

Правильно ответили на вопросы

 

5

(23 уч-ся)

6

(14 уч-ся)

7

(24 уч-ся)

8

(10 уч-ся)

10

(24 уч-ся)

Всего (95 уч-ся)

  1. Сколько букв в современном алфавите?

-

11

23

6

23

63

2. Сколько букв первоначально было в русском алфавите?

-

-

1

1

3

5

3. Какие буквы исчезли из русского алфавита?

2

1

-

-

7

10

Часто встречающиеся ответы на вопросы

  1. Как Вы думаете, почему эти буквы исчезли из русского алфавита?

 

5

(23 уч-ся)

6

(14 уч-ся)

7

(24 уч-ся)

8

(10 уч-ся)

10

(24 уч-ся)

Всего (95 уч-ся)

  1. Они очень сложно произносились

-

3

-

1

1

5

2. Они стали не актуальны

2

-

4

1

2

9

3. Букв было много и их тяжело запомнить

3

-

-

1

1

5

4. Их не стали использовать

-

2

2

-

5

9

5. Их стали по другому произносить

-

2

1

-

1

4

6.Нет ответа (или ответ не знаю)

18

7

17

7

14

63

5. Потерял или приобрёл русский язык с уменьшением букв в алфавите? Почему?

 

5

(23 уч-ся)

6

(14 уч-ся)

7

(24 уч-ся)

8

(10 уч-ся)

10

(24 уч-ся)

Всего (95 уч-ся)

  1. Приобрёл. Потому что он стал легче.

1

5

-

2

4

12

2. Не потерял

9

-

1

-

1

11

3. Он потерял смысл

1

-

-

1

-

2

4. Приобрёл. Потому что появились новые буквы и слова.

-

2

1

2

1

6

Единичные ответы:

  • Нет, не потерял русский язык по сей день очень богат и разнообразен.

  • Не потерял, потому что раньше были буквы с целыми слогами.

  • Приобрёл, потому что сейчас бы не было таких слов, которые мы знаем.

  • Приобрёл, алфавит стал легче и понятнее.

35 учащихся (36,8 %) затруднились ответить на этот вопрос.

Приложение 2

ДРЕВНЕСЛОВЕНСКАЯ БУКВИЦА

Приложение 3

Приложение 4

Обозначение цифр и чисел буквами.

Приложение 5.

С сайта https://www.studsell.com/view/187991/

Пословицы и поговорки, содержащие буквы древнеславянской азбуки.

  1. Аз, да всему горазд.

  2. Писать азы (т.е. буквы).

  3. Аз не без глаз, про себя вижу.

  4. Аз пью квас.

  5. Прописным азом ноги растопырил.

  6. Аз да увяз, да не выдрахся.

  7. Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).

  8. Сперва аз да буки, а там и науки.

  9. Начать с азов.

  10. За аз да буки, так и указку в руки.

  11. Я – последнее слово в азбуке, да аз – первое.

  12. Аз да буки не избавят от муки.

  13. Аз да буки – и все науки.

  14. Не суйтесь, буки, поперёк аза.

  15. Это ещё буки.

  16. Когда-то ещё буки будут.

  17. Буки-букашки, веди-таракашки, глаголь-кочерёжка.

  18. Буки боднут, веди обманут.

  19. Что ни бай, а писать веди надо.

  20. Веди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл.

  21. Аз-алашки, буки-букашки (барашки), глаголь-голяшки (долгая песнь о трудном чтении).

  22. Он на глагол лезет.

  23. Не миновать ему глаголя.

  24. Смотреть глаголем (крючком, ябедником, сутягой).

  25. Домишка расползся врозь, как живёте.

  26. Иже да како не солгут никако.

  27. Како, он – конь, буки, ерык – бык, глаголь, аз – глаз.

  28. Кабы не буки – еры, да не люди – аз, ла далёко бы увезла.

  29. Все люди, как люди, а мы, как мыслете.

  30. Писать мыслете, метать петли, закидывать крюки (быть пьяну).

  31. Брюшко оником, ножки хером.

  32. Ротик оником, губки жемочком.

  33. Сам оником, ручки фертом.

  34. Глаголь, аз – глаз, покой, аз – показ.

  35. Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой).

  36. Твердо, он – да и то подперто (заперто).

  37. Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока).

  38. Там я (Наполеон), барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.

  39. Фертом не ходят сохой орющие (пашущие).

  40. У него ноги хером.

  41. Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.

  42. Ер Егорка упал в озёрко: сам не потонул и воды не всколебал.

  43. Сделать на ять.

  44. У нея ротик фитою.

  45. От фиты подвело животы.

  46. Фита – школьный грамотей, дошлый писака.

  47. Фита не славна, а вещь она славна.

  48. Фита, ижица к розге ближится.

  49. Кси, пси с фитою пахнули сытою.

  50. Не суйся, ижица поперёк аза.

  51. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.

  52. От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.

  53. От аза до ижицы.

  54. Пропишу я тебе ижицу.

18

Просмотров работы: 1615