Среди произведений для детей встречаются тексты, которые состоят из слов, специально придуманных, изобретённых. Такие искусственные тексты встречаются не только в художественной литературе, но и в учебниках. Это и предложения в русском языке, и задачи в математике, и даже целые рассказы и стихи. Одни говорят, что это непонятные тексты, другие смеются над ними. Почему же мы всё - таки их понимаем? Как авторы придумывают такие слова и включают их в тексты? Эти вопросы рассматриваются в данной работе.
Цель работы: исследование слов в искусственных текстах для лучшего понимания грамматики русского языка.
Методы исследования: наблюдение, лингвистический и сравнительный анализ, описательный метод.
Выводы: Искусственные слова работают в тексте, опираясь на грамматику русского языка. Встраиваются в высказывания, учитывая работу частей речи и членов предложения. Нам они понятны, т.к. некоторая часть таких слов схожа со словами русского языка. Но всё – таки эти слова не несут точного лексического значения.
Тексты с искусственными словами интересны людям, познающим русский язык. Исследование таких слов делает изучение предмета более интересным, даёт почву для углубления в грамматику русского языка. Проанализировав искусственные слова уже известных авторов, можно придумать, изобрести и использовать в речи собственные. Это сделает её ярче и выразительнее.
Ценность данной работы заключается, на наш взгляд, в том, что пытались увидеть, понять, каким образом устроены искусственные слова и связаны с другими словами. Мы шли от прочитанного изобретённого слова, опираясь на полученные ранее сведения об устройстве привычных слов русского языка. Сопоставив полученные результаты с гипотезой, можно сделать вывод о том, что она подтвердилась. Каждое искусственно придуманное слово устроено по общему принципу, опирается на какую – либо словообразовательную модель русского языка, что даёт возможность понять его на фоне привычных русских названий.
План исследования
Среди произведений для детей встречаются тексты, которые состоят из слов, специально придуманных, изобретённых. Такие искусственные тексты встречаются не только в художественной литературе, но и в учебниках. Это и предложения в русском языке, и задачи в математике, и даже целые рассказы, стихи, считалки. Написаны слова русскими буквами, но читающие, безусловно, озадачены необычным их составом. Одни говорят, что это непонятные тексты, другим всё понятно, но они смеются над ними. Чем же привлекательны изобретённые слова? Почему же мы всё - таки их понимаем? Как авторы придумывают такие слова и включают их в тексты? Эти вопросы встают перед читателями. Задумались над ними и мы.
Поставили цель: исследовать строение изобретённых слов в искусственных текстах для лучшего понимания грамматики русского языка.
Выдвинули гипотезу: каждое искусственно придуманное слово устроено по какому-то общему принципу, опирается на какую – либо словообразовательную модель русского языка, что даёт возможность понять его на фоне привычных русских названий.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме.
Отобрать тексты для анализа
Провести опрос среди учащихся «Понятен ли тебе текст ?»
Проанализировать искусственные слова с точки зрения их словообразовательной и грамматической модели.
Сопоставить модели искусственных слов и слов русского языка.
Сравнить полученные выводы с выдвинутой гипотезой.
Составить сборник математических задач с искусственными текстами.
Объект исследования: произведения Л.Петрушеской, Л.Керролла, Л. В. Щербы
Предмет исследования: слова и словосочетания искусственных текстов.
Методы исследования: наблюдение, лингвистический и сравнительный анализ, описательный метод.
Этапы исследования ( с 10 мая 2014 г. по 1 октября 2015 г.)
1 этап исследования ( май 2014 г. ) : определение темы и проблемы исследования, актуальности, выдвижение гипотезы, определение задач;
2 этап исследования ( июнь – сентябрь 2014 г. ): отбор текстов для исследования, выбор слов;
3 этап исследования ( октябрь 2014 г.): опрос среди учащихся «Понятен ли тебе текст ?»;
4 этап исследования ( октябрь 2014 г. - январь 2015 г. ): изучение литературы по данному вопросу;
5 этап исследования ( февраль 2015 г. - март 2015 г. ): лингвистический и сопоставительный анализ искусственные слова с точки зрения их словообразовательной и грамматической модели, составление таблиц;
6 этап исследования ( март 2015 г.): соотнесение полученных выводов с выдвинутой гипотезой;
7 этап исследования ( апрель 2015 г. - май 2015 г. ): составление сборника математических задач с искусственными текстами;
8 этап исследования ( сентябрь 2015 г. ): оформление написания работы, подготовка презентации;
Выводы: Искусственные слова работают в тексте, опираясь на грамматику русского языка. Встраиваются в высказывания, учитывая работу частей речи и членов предложения. Нам они понятны, т.к. некоторая часть таких слов схожа со словами русского языка. Но всё – таки эти слова не несут точного лексического значения. Тексты с искусственными словами интересны людям, познающим русский язык. Исследование таких слов даёт почву для углубления в грамматику русского языка. Проанализировав искусственные слова уже известных авторов, можно придумать, изобрести и использовать в речи собственные. Это сделает её ярче и выразительнее.
Данная работа имеет практическую направленность, в ней представлен один их способов познания языка, работы со словом.
Библиография
Приступая к исследованию, мы изучили ряд статей, посвящённых данному вопросу.
Среди них можно выделить статью Б.Ю.Нормана «Искусственное слово в естественном тексте. Что такое мамарва?», где автор наряду с тремя известными способами создания новых слов рассматривает и четвёртый способ – словоизобретение. Его результатом он считает искусственное называние, чуждое и непонятное для русского языка. Автор статьи отмечает, что такие словообразования часто встречаются у писателей – фантастов (например Д.Р.Толкин «Властелин колец» - горгуны, мумаки, эйореды, гоблины). Б.Ю.Норман считает, что понять изобретённые слова можно только в тексте, и помогают в этом не лексическое значение слова, а приставки и суффиксы русского языка, , работа в составе предложения. Искусственно созданные слова в нашем сознании сближаются с малознакомыми, узкоспециальными словами. Некоторые из них со временем становятся полноправными названиями, как у Корнея Чуковского «Бармалей».
Содержание
1.Введение
2. Основная часть
2.1. Обоснование выбора материала для анализа
2.2. Анализ слов, называющих предметы
2.3. Анализ слов, называющих признаки предметов
2.4. Анализ слов, называющих действия
2.5. Лексическое значение изобретённых слов
3. Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Искусственные тексты как средство познания русского языка
1.Введение
Я люблю уроки русского языка. На них мне очень интересно. Однажды на страницах нашего учебника ( стр. 82 упр. 63) мы с одноклассниками встретили рассказ автора Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые» (Приложение VII). Прочитав его, мы, безусловно, были озадачены. Он был написан русскими буквами, слова очень похожи по звучанию на те, которые мы слышим постоянно, но слова такие в русском языке мы раньше не встречали. Почему же одновременно понятен и непонятен рассказ? Как же устроены слова в этом тексте?
Этими вопросами задались мы, приступая к данному исследованию.
Поставили цель: исследовать строение изобретённых слов в искусственных текстах для лучшего понимания грамматики русского языка.
Выдвинули гипотезу: каждое искусственно придуманное слово устроено по какому-то общему принципу, опирается на какую – либо словообразовательную модель русского языка, что даёт возможность понять его на фоне привычных русских названий.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме.
Отобрать тексты для анализа
Провести опрос среди учащихся «Понятен ли тебе текст ?»
Проанализировать искусственные слова с точки зрения их словообразовательной и грамматической модели, лексического значения слов.
Сопоставить модели искусственных слов и слов русского языка.
Сравнить полученные выводы с выдвинутой гипотезой.
Составить сборник математических задач с искусственными текстами.
Объект исследования: произведения Л.Петрушеской, Л.Керролла, Л. В. Щербы.
Предмет исследования: слова и словосочетания искусственных текстов.
Методы исследования: наблюдение, лингвистический и сравнительный анализ, описательный метод
Актуальность проблемы
В центре данного исследования лежат придуманные, изобретённые различными авторами слова. В чём актуальность данной проблемы? Почему мы к ней обратились?
Во- первых, среди произведений для детей встречаются слова, специально придуманные, изобретённые не только в художественной литературе, но и в учебниках. Это и предложения в русском языке, и задачи в математике, и даже целые рассказы, стихи, считалки. Во – вторых, прочитавшие их, безусловно, бывают озадачены. Одни говорят, что это непонятные тексты, другим всё понятно, но они смеются над ними. В - третьих, встречаясь с чем-то необычным, хочется понять и разобраться в этом. Чем же привлекательны изобретённые слова? Почему же мы всё - таки их понимаем? Как авторы придумывают такие слова и включают их в тексты? Эти вопросы встают перед читателями.
Всё это вместе пробудило интерес к этой теме.
2. Основная часть
2.1. Обоснование выбора материала для анализа
Приступая к исследованию, необходимо выявить круг текстов для анализа слов. При отборе текстов, во-первых, будем руководствоваться доступностью, в том числе библиотечным фондом школы. Во-вторых, остановимся на словах, похожих на слова русского языка, обозначающих части речи.. В результате нашего отбора выбор пал на текст Л.Петрушевской «Пуськи бятые» из учебника «Русского языка» и текст задачи про копа и лопа из учебника «Математика».
Для опроса по теме был взят отрывок из фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» Льва Щербы (1928г) Приложение I
Итак, обратимся к данным текстам и попытаемся найти подтверждение выдвинутой гипотезе о том, что каждое искусственно придуманное слово устроено по какому-то общему принципу, опирается на какую – либо словообразовательную модель русского языка, что даёт возможность понять его на фоне привычных русских названий.
Для этого выделим в текстах слова с общим признаком, дадим им характеристики. А затем сравним с другими словами.
2.2. Анализ слов, называющих предметы
В текстах много слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Обратимся к ним, проанализируем, сопоставим с другими словами. Составим таблицу, включающую слова, их характеристики, комментарии. Приложение II
Итак, слова отвечающие на вопрос кто? или что? образованы при помощи суффикса – а Из таблицы видно, что можно определить не только род, число, но и падеж, и склонение данных слов. Определяя род слов, можно было бы засомневаться, какого рода слово «калуша». Ведь окончание –а есть и в женском, и в мужском роде. Но наблюдая в тексте связь слов, видим, что «сяпала калуша». Окончание глагола позволяет нам точнее определить женский род у слова «калуша». Сомневаясь в одушевлённости слова «бутявка», видим, что оно ведёт себя в винительном падеже как слово «собака», одушевлённое. ( «увазила бутявку» - «собаку», но не «пса»!)
В предложении ведут себя, как подлежащее (калуша сяпала, бутявка вздребезнулась), как обстоятельство места (сяпала по напушке) и как дополнение (стрямкали бутявку). Вид связи управление
Всё это доказывает, что данные слова построены по грамматической модели имени существительного и в предложении связаны с другими членами предложения, как часть речи имя существительное.
2.3. Анализ слов, называющих признаки предметов.
Приложение III
Из текстов мы выделили слова, которые отвечают на вопрос какая?, какие? Обратимся к ним, проанализируем, сопоставим с другими словами. Составим таблицу, включающую слова, их характеристики, комментарии.
Итак, слова, отвечающие на вопрос какая? или какие?, образованы при помощи приставки –не, суффикса –яв. Приставка написана слитно. Окончания в этих словах –ая, -ые, аналогичны окончаниям части речи имя прилагательное. Рассматривая связь слов в предложении, наблюдаем, что они все зависимые, отвечают на вопрос какая?, какие?. В словосочетании вид связи согласование. В предложении ведут себя, как определение (признак предмета).
Всё это доказывает, что данные слова построены по грамматической модели имени прилагательного и в предложении связаны с другими членами предложения, как часть речи имя прилагательное.
2.4. Анализ слов, называющих действия
Приложение IV
Есть в тексте и слова, к которым можно задать вопрос что делала?, что сделали? Обратимся и к ним, проанализируем, сопоставим с другими словами. Составим таблицу, включающую слова, их характеристики, комментарии.
Рассмотрев части этих слов, видим, что они имеют окончания –а, что указывает на женский род, окончания –ит, что указывает на 3 лицо, единственного числа. Суффикс –л в словах указал нам на прошедшее время, а суффикс –й в сочетании с окончанием - те в слове на повелительное наклонение. Раздельное написание частицы не с глаголом мы также наблюдаем в слове «не трямкайте». Из таблицы видно, что определив инфинитив этих слов, мы смогли определить и их спряжение.
Всех этих наблюдений достаточно для вывода о том, что слова из таблицы построены по модели глагола и точно являются частью речи глаголом. Именно они показывают всё происходящее действие в тексте.
2.5. Лексическое значение изобретённых слов
Если с грамматическими значениями и с выделением частей слова мы пришли к единому мнению, то в определении лексического значения искусственных слов появилось замешательство. Мы провели опрос среди учеников 5, 9 классов и учителей школы. Всего было опрошено 30 человек. «Понятен ли тебе текст ?», «Нарисуй главного героя или картинку сюжета» . Был взят текст « Глокая куздра курдячит бокрёнка». Приложение V
Сопоставив итоги опроса, мы пришли к выводу, что все опрошенные неясно представляют героев данного сюжета. Причину этому мы видим в том, что опрошенные не понимают лексического значения предложенных слов. Но отмечаем, что наличие двух героев присутствует у большинства опрошенных. Причём у них же один герой большой, а второй маленький. Мы связываем это с тем, что в слове «бокрёнка» суффикс –ЁНК (ёнок). В русском языке такой суффикс обычно есть в словах, обозначающих детёнышей зверей. (львёнка, лисёнка…)
Хочется отметить, что наш опрос заинтересовал всех его участников. Некоторые даже интересовались после опроса: «На каком языке был текст? Что значат эти слова?».
3. Заключение
Проанализировав и сопоставив части слов, придуманных авторами, мы увидели, что все они работают в тексте, опираясь на грамматику русского языка. Каждое искусственное слово строится из корня без учёта его лексического значения (набора букв с обязательным одним гласным). К корню добавляются приставки, суффиксы русского языка определённой части речи, имеющие конкретные смысловые значения русских аффиксов. Например, суффикс –ёнок есть только у имени существительного, обозначающего детёныша животного, а суффикс –л только у глагола прошедшего времени. Искусственные слова связываются с другими словами по типу связи слов в русском языке, встраиваются в высказывания, учитывая работу частей речи и членов предложения. Имеют окончания частей речи, указывая на число, род и падеж у имён существительных, на число, лицо или инфинитив у глаголов.
Сопоставив полученные результаты с гипотезой, можно сделать вывод о том, что она подтвердилась. Каждое искусственно придуманное слово опирается на словообразовательную модель определённой части речи русского языка, что даёт возможность понять его на фоне привычных русских названий.
Ценность данной работы заключается, на наш взгляд, в том, что исследуя искусственные слова, можно более точно и глубже понять грамматику русского языка. Наш опрос заинтересовал всех его участников. Включая задания нашего исследовании в обычные уроки, можно пробудить и углубить интерес к русскому языку. Используя тексты с искусственными словами, можно проверить знания учеников в различных разделах русского языка: и в морфемике, и в словообразовании, и в морфологии. Также можно включить такие тексты для игр во внеурочной занятости детей, чтобы пробудить у них заинтересованность к изучению грамматики русского языка.
Мы составили сборник математических задач с искусственными текстами. Эти задачи помогут определить обучающимся, понимают ли они смысл отношений величин, помогут задуматься о возможных отношениях между величинами. Так же в сборнике даны комментарии по поводу соотношения величин и решения задач. Приложение VI
Предполагаем, что такие искусственные слова можно создать не только в русском языке, но и в других. Например, в английском или французском языках, к изучению которых мы приступили. Возможно, это тема нашего будущего исследования.
Список используемой литературы:
Учебник «Русский язык», 4 класс, В.В Репкин, Е.В. Восторгова
М.: Издательство ВИТА – Пресс, 2012
2). Учебник «Математика», 4 класс,
М.: Издательство ВИТА – Пресс, 2012
3). Л. С. Петрушевская «Лингвистические сказки» М: Астрель, 2012
4). Л. Керолл «Алиса в Зазеркалье» М.: Эксмо, 2010
5). Д.Р.Толкин «Властелин колец» М.: АСТ, 2009
6). Б. Норман Искусственное слово в естественном тексте. Что такое мамарва?
Журнал «Руский язык» N4/2014
7). Б. Норман Искусственное слово в естественном дискурсе. Вестник Нижегородского университета №4 2010 (Электронный ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennoe-slovo-v-estestvennom-diskurse)
8) Учим русский язык. Полезные и справочные материалы по русскому языку(Электронный ресурс http://tutrus.com/main/glokaya-kuzdra-sila-grammatiki)
8)М.Т.Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова «Русский язык» .Справочные материалы» Пособие для учащихся. М: Просвещение, 2006
Приложение I
Тексты для исследования слов
1.Пуськи бятые
Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушатa бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Не трямкайте бутявок, бутявки любые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
(Людмила Стефановна Петрушевская)
2.Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка (Лев Щерба)
3. Задача
Коп кунтше топа на 15 лопов. Кунта топа 2 лопа. Какова кунта копа?
Приложение II
Таблица слов, называющих предметы
Исследуемые слова |
Связь слов |
Части слова |
Грамматические значения слов, называющих предметы |
||||
Число |
Склонение |
Одушевлённость |
Род |
Падеж |
|||
Калуша |
сяпала калуша |
Окончание -а |
един |
1 |
одушевлён |
женский |
Именительный |
Бутявка |
вздребезнулась бутявка |
Суффикс -к |
един |
1 |
одушевлён |
женский |
Именительный |
Бутявку |
стрямкали бутявку |
Суффикс -к |
един |
1 |
одушевлён |
женский |
Винительный |
По напушке |
сяпала по напушке |
Суффикс -к |
един |
1 |
неодушевлён |
женский |
Дательный |
Пуськи |
пуськи бятые |
Суффикс -к |
множ |
Именительный |
|||
топ |
кунта топа |
Окончание нулевое |
един |
2 |
мужской |
Родительный |
Приложение III
Таблица слов, называющих признаки предметов
Исследуемые слова |
Связь слов |
Части слова |
Грамматические значения слов, называющих признаки предметов |
||
Число |
Род |
Падеж |
|||
Некузявая |
некузявая бутявка (вздребезнулась) |
Приставка не- Суффикс –яв- Окончание -ая |
единственное |
женский |
Именительный |
Дюбые |
бутявки дюбые |
Окончание -ые |
множественное |
||
Непалявые |
калушата непалявые |
Приставка не- Суффикс –яв- Окончание -ые |
множественное |
||
Бятые |
пуськи бятые |
Окончание -ые |
множественное |
Приложение IV
Таблица слов, называющих действия
Исследуемые слова |
Связь слов |
Части слова |
Грамматические значения слов, называющих действия предметов |
|||||||||
Число |
Род |
Время |
Вид |
Наклонение |
Инфинитив |
Спря жение |
||||||
сяпала |
сяпала калуша |
Суффикс –а,–л- Окончание -а |
един |
женский |
прошедшее |
несовершенный |
Изъяви тельное |
сяпать |
1 |
|||
стрямкали |
стрямкали бутявку калушата стрямкали |
Суффикс –а,–л- Окончание -и |
множ |
прошедшее |
совер шенный |
изъявительное |
стрямкать |
1 |
||||
усяпала |
усяпала бутявка усяпала с напушки |
Суффикс –а,–л- Окончание -а |
един |
женский |
прошедшее |
совершенный |
изъявительное |
усяпать |
1 |
|||
не трямкайте |
бутявок не трямкайте |
Суффикс –а,–й- Окончание -те |
множ |
несовершенный |
повелительное |
трямкать |
1 |
|||||
волит |
калуша волит волит калушатам |
Окончание -ит |
един |
настоящее |
несовершенный |
изъявительное |
волить |
2 |
Приложение V
Опрос
Текст для опроса « Глокая куздра курдячит бокрёнка»
Вопросы и задания:
Понятен ли вам текст ?
Нарисуй главного героя или картинку сюжета
Участники опроса |
Количество опрошенных |
Понятен ли вам текст ? |
Нарисуй главного героя или картинку сюжета |
Примечание |
Ученики 5 класса |
10 человек |
нет |
У каждого картинка получилась своя, отличная от другого рисовавшего. Главный герой сюжета у всех разный, но есть присутствие маленького по росту второго героя. |
Интересовались после опроса на каком языке написан текст. |
Ученики 9 класса |
10 человек |
нет |
||
Учителя русского языка |
3 человек |
нет |
Отмечали, что знают это высказывание |
|
Учителя английского языка |
3 человек |
нет |
Устно указывали на грамматические значения слов |
|
Учителя математики, физики, биологии |
4 человек |
нет |
Интересовались после опроса на каком языке написан текст. |
|
Всего |
30 человек |
Приложение VI
Сборник задач
Содержит тексты задач с использованием искусственных слов и комментарии по поводу отношений величин в задачах, рассуждения по их решению или невозможности решения, а также само решение и ответ задачи.
Цели :
привлечение интереса к грамматике русского языка;
определение понимания отношений величин;
Задачи для решения:
Кун мунче фуна в 10 зар.
Монко бырит кун, еси фун бырит 5 чен?
Маров 27, а мыров на 13 чинче. Сколько мыров?
У калуши 6 калушат, у куздры 7 куздрят.
На рунше калушат у калуши бынче, чем у куздры?
Рунта Бармалея 180 дунов. Рунта гоблина 96 дунов.
Сколько дунов ксего у Бармалея и гоблина смете?
Сколько бодрят у 7 бодрих?
если у 1 бодрихи 4 бодрёнка?
Комментарии к задачам
Задачи |
Сравниваемые признаки |
Отношения величин |
Наименование |
Дополнительно |
Решение |
Кун мунче фуна в 11 зар. Монко бырит кун, еси фун бырит 5 чен? |
Непонятны,( вес, длина, объем…) но кун больше фуна, т.к. 5 меньше 11, можно только умножать, 5 нельзя разделить на 11, и 11 нельзя разделить на 5 |
Кратное сравнение |
чены |
Если нарисован рисунок, то можно определить сравниваемые признаки. Или надо договориться «мунче» - это больше или меньше |
5 X 11=55 чен Ответ: 55 чен бырит кун |
Маров 27, а мыров на 13 чинче. Сколько мыров? |
Непонятны. ( вес, длина, объем…) |
Разностное сравнение |
Мары и мыры |
Если есть чертёж автора, то можно определить сравниваемые признаки и решить Или надо договориться «чинче» - это больше или меньше |
Решений может быть два (по договорённости) 27 – 13=14 мыров или 27+13=40 мыров |
У калуши 6 калушат, у куздры 7 куздрят. На рунше калушат у калуши бынче, чем у куздры? |
Количество родственников (предположительно детёнышей) |
Разностное сравнение |
Калушата и куздрята |
Если в вопросе стоит «НА», значит надо найти разницу большего числа и меньшего |
7- 6 = 1 куздрёнок Ответ: на 1 кузрёнка больше |
Рунта Бармалея 180 дунов. Рунта гоблина 96 дунов. Сколько дунов кего у Бармалея и гоблина смете? |
Предметы Бармалей и гоблин, но величины непонятны (вес, рост) |
Нахождение суммы |
Дуны |
Есть две величины. В вопросе они связываются союзом И. Можно сделать вывод, что надо узнать сколько вместе (дунов) |
180+96=176 дунов Ответ: 176 дунов |
Сколько бодрят у 7 бодрих, если у 1 бодрихи 4 бодрёнка? |
Одна часть содержит 4 предмета. Таких частей взято семь. 7 раз по 4 |
Часть и количество частей |
бодрёнки, бодрята |
7 раз по 4 |
4 X 7=32 бодрёнка Ответ: 32 бодрёнка |
Приложение VII