ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ГОВОРА ЖИТЕЛЕЙ С. ПЕТРОВКА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ, МОРФОЛОГИЧЕСКОМ, СИНТАКСИЧЕСКОМ И ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЯХ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ГОВОРА ЖИТЕЛЕЙ С. ПЕТРОВКА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ, МОРФОЛОГИЧЕСКОМ, СИНТАКСИЧЕСКОМ И ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЯХ

Фомина А.А. 1Реутская В.В. 1
1
Ревина О.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 1. введение

Актуальность темы учебно-исследовательской работы. Тема нашего исследования «Типологические черты говора жителей с. Петровка на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях».

Говоры уходят в прошлое безвозвратно. А вместе с ними и особый взгляд на мир, окружающую действительность, уходит народная культура, передававшаяся от поколения к поколению из глубины веков. Надо спешить, чтобы записать всё то, что пока живо. Нам надо знать свои корни. Хватит жить Иванами, не помнящими родства.Предать забвению прошлое значило бы искусственно разорвать связь времён и поколений, столь упрочившуюся после появления письменности – этого величайшего изобретения человечества. Именно письмо, а затем книгопечатание обеспечивают сохранность культурного наследия, предоставляя слово давно ушедшим в небытие нашим предкам. И дело здесь не только в уважении к прошлому своего народа, изучение прошлого необходимо для понимания настоящего. Ведь ничто не проходит бесследно. Всё, что когда-то было в языке, оставило где-то свой, пусть незаметный, след.

Объектом и предметом нашего исследования являются типологические черты говора жителей с. Петровка на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях.

Работа проводилась методом опроса, анкетирования старожилов села Петровка по вопросам, связанным с говором на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях. Выполнялась работа в течение 2010-2011 годов. Итоги работы представлены в данном учебно-исследовательском материале.

Целью исследования является рассмотрение и изучение типологических черт говора жителей с. Петровка на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях.

В связи с этим задачи исследования следующие:

- исследовать типологические черты говора жителей с. Петровка на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях;

- выявить основные изменения, происходящие в говоре жителей с.Петровка.;

- установить смешение южнорусского говора и украинского.

2.Типологические черты говора жителей с. Петровка на фонетическом, морфологическом, синтаксическом илексическом уровнях.

2.1.ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЯ.

Какова же история слова Петровка?

К северо-востоку от града- крепости Павловской появилось близ реки Середы поселение, названное Петровка.

Слобода Петровка основана в 1-ой половине 18 века, где-то с 1714 г., вольными украинскими хлебопашцами. Но скоро слобода с землёй и людьми вошла в состав владений генерала Михаила Петровича Сафонова. Но не надолго. Помещик Петров был очень богат, и он купил у генерала слободу вместе с крепостными людьми. Вот по имени помещика Петрова и была названа слобода. Вскоре помещик выехал за границу и оставил слободу детям, двум сыновьям и дочери. Они поделили между собой всё отцовское имение.

Шли годы. Назревала гроза революции. Младший брат продал землю помещику Горяинову и уехал из России. Сестра землю не продала, а отдала на откуп, то есть в аренду. И появилось название Удельщина. А старший брат - пан Петров, тоже не стал хозяйствовать, продал свою долю богатому купцу Потапову и уехал в неизвестном направлении.

Затем грянула революция, а в селе так и осталось три общины -три Петровки с людьми и землями:

1-я Петровка - Горяиновка

2-я Петровка - Удельщина

3-я Петровка - Потаповка

После революции их объединили в одну Петровку. Но в народе до сих пор их три.

Центр села - Горяиновка.

После Октябрьской революции село пытались переименовать в Шаповаловку, по фамилии известного в нашем крае революционера Александра Шаповалова, но крестьяне, привыкшие за много лет к названию села, не пожелали переименования.

В Петровке 20 улиц, каждая из них имеет не только официальное, но и неофициальное название.

О возникновении неофициальных названий улиц с. Петровка

Официальные

Неофициальные

Причины возникновения неофициальных названий

Проспект Революции

Горяиновка

Земля, принадлежащая пану Горяинову

Проспект Революции

Шумивка

Улица, на которой проживала семья Шумовых

Карла Маркса

Даниливка

Так раньше называлась деревня (колхоз «Путь Ильича») недалеко от Петровских земель. Когда три Петровки были объединены в одну, жители деревни Даниловки стали селиться на новую улицу в Петровке вместе со своими домами. Улица и стала называться Даниловка.

Чайкина

Чхуривка

На улице первого жителя звали Чхур. Видимо, с этим и связано было название улицы.

поэтому так и названа улица.

Чапаева

Карачивка

Происхождение неофициального названия не установлено.

Советская

Тараканивка

Происхождение неофициального названия не установлено.

Гагарина

Куракивка

Происхождение неофициального названия не установлено.

1 Мая

Тараканивка

Происхождение неофициального названия не установлено.

Шевченко

Дикунивка

На улице проживала семья Дикуновых.

Комарова

Песковатка

Улица, расположенная по песчаному берегу старого русла Осереди.

Кирова

Потаповка (Мацакивка)

Улица названа по фамилии помещика Потапова, которому принадлежала эта земля. Улица, на которой проживали Мацаковы.

Шаповалова

Березивка

Улица, на которой росла берёзовая роща.

Давиденко

Удельщина

Улица названа так потому, что бывшая хозяйка земли отдала свои земли на откуп, т.е. в аренду.

Луговая

 

Прилужная земля, где протекает приток реки Осередь.

Ленина

Великая (Удельщина)

Улица названа так потому, что бывшая хозяйка земли отдала свои земли на откуп, т.е. в аренду.

Дзержинского

Симонивка

Улица, на которой жили братья Симоновы со своими семьями.

Пролетарская

Край

Улица, находящаяся на краю села.

 

Отогрихивка

Улица, расположенная дальше всех от центра; название образовано от сочетание слов «от греха подальше».

 

Кирпичивка

Улица, на которой был расположен кирпичный завод.

Старые наименования улиц в селе Петровка получили своё название по разным причинам: по фамилии семей, проживавших на данной улице; по месту расположения улицы; в связи с близким расположением завода строительных материалов (кирпича); по фамилии богатых людей, в чьей собственности находилась земля.

Современные названия улиц связаны с именами героев Октября, гражданской войны (улица Шаповалова, Дзержинского, Кирова, Чапаева), с героями Отечественной войны (улица Давиденко, Л.Чайкиной, Комарова); с историческими событиями (проспект Революции, улица Пролетарская, Советская); есть улицы, названные в честь выдающихся личностей ( улица Ленина, Ю.Гагарина, Т.Шевченко)

Приложение 1.

Приложение 2.

2.2. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В СЛОВАХ.

2.2.1. Гласные звуки.

  1. Аканье. На месте ударных гласных [а], [о] и [э] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Например: вада, бальной, вайна, плахая и др.

  2. В речи жителей старшего поколения и среди молодёжи на месте ударной гласной буквы Е слышится звук И. Например: [Билый], [йист'], [див'эр']. На месте ударной Я - звук Э: [плим'эн'ик], [запр'эч']; вместо гласной А - звук О: [плот'ут'], котится. На месте безударной гласной Е можно услышать звук Ы, Э: [бэрэ], [быры], [зырно], [ныслы]; на месте гласной О -звук И: [виз'м'эш']. Наблюдается заимствование произношения с украинского.

2.2.2.Согласные звуки

1. Среди жителей села встречаются в речи варианты произношенияГ - взрывного (как в городе) и ) – γ фрикативного: город-γород, гусь-γусь, гармонь -γармонь, друк - друх, снек-снех.

  1. Среди жителей старшего поколения звук В произносится как Ф: фторник, ф школу. Звук Ф произносится как К, ХВ: хвартук, кохта, тухли, сарахфан, куфайка. Перед согласным К буква Л произносится как В: Вместо волк произносится вовк.

  1. Буква Ж долгая произносится мягко: [дрож'ж'и], [вож'ж'и], [приеж'ж'ал].

  2. Сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук: сочетание ЖД произносится как один долгий звук Щ: дождь-[дощ], сочетания ТЬСЯ - ТСЯ произносятся как один долгий звук Ц: [повернёца], [варица], [катаца].

  3. Полное уподобление согласного последующему за ним: вместо сшил произносят [шил].

  4. В сочетаниях согласных СТН, ЗДН, ВСТ, ДЦ, ЛНЦ и др. происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце - [серце], солнце - [сонце].

  5. Употребление сочетаний согласных с И: [высил'йэ], [плат'йа], [бил'йо], [жил'йо].

  6. Звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: верё[ф]ка, [х]то, до[х]тор, тра[х]тор.

9. Глухие согласные в положении перед звонкими произносятся какзвонкие: [з]делать, [зробыт`].

10. Произношение мягкой согласной перед буквами Е,И твёрдо:[выр'овка], [зырно], [смытана], [сыло] и др.

2.3. Морфология.

2.3.1.Имя существительное.

В речи жителей старшего поколения наблюдаются нарушения в употреблении рода имён существительных. Например: кошка поймала мыша (надо мышь). Борщ с мясой (надо с мясом). Есть нарушения в употреблении склонений существительных: с дедушком (с дедушкой), в пече (в печи), в угле (в углу) и др. Наблюдаются нарушения постановки ударения в словах: сваты -сваты, очереди - очередя.

2.3.2.Прилагательное, местоимение

В окончаниях Р. п. прилагательных, местоимений пишется буква г, а произносится [в]: мило[в]а; большо[в]а; че[в]о; свое[в]о. Для указания на ближайший предмет жители старшего поколения употребляют местоимение энтот (дом), [той], (ии кофта), ихние (дети).

2.3.3.Глагол.

Наблюдается нарушение в употреблении инфинитива: несть ( нести), класти ( класть); в употреблении спряжения глаголов: любу ( люблю); возю ( вожу), он знае ( знает), он пэче ( печёт), они нэсуть ( несут), они лезуть ( лезут) и др. Также наблюдаются ошибки в употреблении повелительного наклонения: покаж (покажи), выбрось ( выброси), становь (ставь)

2.3.4.Причастия.

В страдательном причастии прошедшего времени встречается в речи суффикс - т -. Скот выгнатый, стол собратый, стул сломатый, солдат ранетый, огород полотый и др. Есть нарушения в образовании деепричастий. Например, пришёл на работу не выспавши (не выспавшись). Он расстроился, наглядевши на это безобразие (наглядевшись).

2.4. Синтаксис.

  1. Часто наблюдается в речи несогласованность в предложениях с причастными оборотами: среди вопросов, заданными на конференциях, были очень острые (заданных). Постоянно можно слышать в искажённом виде такие фразы: оплатите за проезд (заплатите), или у кого ещё за проезд не плочено (проезд надо оплачивать)

  2. Можно встретить в речи несогласованность подлежащего и сказуемого в предложении: те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах (те, кто не набрал нужное количество голосов...).

  3. Нарушение согласования существительного с производным предлогом. Например: он действовал вопреки предписанию (предлог вопреки требует Д.п., следовательно, вопреки предписанию).

  4. Наблюдается в ряде случаев речевая недостаточность при составлении предложения. Например: ребята внимательно слушают о героизме и мужестве русских солдат (следовало писать: ребята внимательно слушают рассказы о героизме и мужестве русских солдат).

  5. Употребление предлога «со» вместо «из». Например: пришёл со школы (из школы).

Таким образом, в говоре жителей села Петровка мы наблюдаем смешение южнорусского говора и украинского.

2.5. Лексика.

Виды диалектизмов.

1. Словарные диалектизмы.

Курица-наседка – квочка

Глиняный сосуд – кринка, глэчек

Чугунок – чавун, чавунэц`

Корыто – ночвы

2. Диалектизмы словарно-фонетические:

Вышня

Брыхать

Шутыть

Сэстра

Маты и т.п.

В лексическом составе говора жителей с.Петровка можно вскрыть ряд пластов, восходящих по своему происхождению к различным историческим эпохам жизни русского народа:

  • от эпохи родового строя дошли до нас термины родства – отец, мать, сын, дочь, деверь, шурин, свояк; отец - батько и т.п.

  • от эпохи крепостничества сохранились в народном говоре слова десятина, осьмина и др.

3. Полеводческая лексика.

Надел – участок земли;

Межа – заметка, разделяющая засеянную полоску от незасеянной.

Всходы ржи – озимые, жито, зеленя.

Пахать – орать, пахать.

Морковь – морква

Арбуз – кавун

4. Животноводческая лексика.

Лошадь - жеребёнок , сосун, стригун, двулеток, третьяк, езжалая лошадь.

Петух – пивень.

Волк – бирюк.

Недавно родившийся жеребёнок – лошонок

Кабан – хряк, боров

Цыплёнок - курча

5.Бытовая лексика.

Усадьба – участок земли с домом

Печь: комель, грубка, зеркало, загнетка, печурки, задорга.

Посуда для теста – дежа, дежка, лохань, кадка.

Приспособление для вынимания сковороды – чаплия, чаплийка.

Сосуд, которым черпают воду – ковш, корчик.

Корыто – ночовы

Сундук – скрыня

Группы диалектных слов с точки зрения их употребления в говоре:

  1. Диалектные слова, которые устойчиво держатся в речи жителей: баклажаны – помидоры, потолок – стэля, дёжа – квашня.

  2. Диалектные слова, более свойственные речи среднего и старшего поколения и находящиеся в пассивном запасе: разговаривать – балакать.

  3. Диалектные слова, свойственные только речи старшего поколения и выходящие из употребления: репейник – рэпьях, тёплый дождь – слипый дождь.

3. ВЫВОД.

Наблюдая за говором жителей села, мы отметили ряд основных фонетических процессов, происходящих в слове. Прежде всего: 1) редукция, 2) оглушение, 3)смягчение, стяжение, выпадение согласной, 4) озвончение. Работа над изучением фонетических процессов в говоре жителей с.Петровка помогает сформировать интерес к звуко-буквенному анализу, повысить уровень осознанности в усвоении материала, значительно упрочить навык звуко-буквенного разбора.

Таким образом, на данном этапе работы стояла задача научиться анализировать речь окружающих людей и свою собственную с позиций её правильного звучания.

Рассматривая черты говора жителей на морфологическом и синтаксическом уровнях, также были отмечены нарушения. В результате наблюдения над речевой недостаточностью при составлении предложений, при употреблении в предложении существительных, причастий, глаголов, прилагательных, местоимений, можно прийти к выводу о необходимости более основательно подходить к изучению родного языка. Данная работа помогает при изучении морфологии, помогает решить задачи усвоения теоретического материала по синтаксису и формировать умения и навыки использования синтаксических средств в речи.

Наблюдая за речью жителей села, мы установили смешение говоров южно-русского с украинским. А это образование параллельных динамических стереотипов создаёт своеобразные трудности, которые приходится преодолевать учащимся в процессе обучения языку. То, что в близкородственных языках совпадает частично, требует в процессе обучения продолжительной тренировки. А для этого необходимо сознательное сопоставление различающихся форм современного русского языка и говора.

Рассматривая лексику, мы увидели, что это самая подвижная сторона языка – и словарный состав языка беспрерывно обогащается, пополняется, обновляется; одни слова живут на протяжении многих веков и будут жить в языке, другие – либо уходят из языка, либо приобретают новое звучание.

Данная работа помогает осмыслить вопросы о системном характере диалектной лексики, основных типах диалектных различий в области лексики, видах диалектизмов, семантических изменениях в словарном составе народного говора.

Литературное слово обычно звучит в речи молодёжи, а диалектное – в речи старшего поколения. Диалектные слова в этом сосуществовании-борьбе постепенно отступают и уходят в пассивный словарь. Поэтому мы и должны успеть записать всё то, что пока ещё живо.

Список литературы.

  1. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. – М., 1963.

  2. Дьяконов И.М. Письмо.- В кн.: Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979.

  3. Розенталь Д.Е. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.

  4. Тропкина Л.А. Русский язык. 10 класс. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2002.

  5. Черенкова А.Д. Программа – вопросник по изучению говоров Воронежской области. – Воронеж, 2002.

  6. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов.- Издательство «Грамотей», 2004.

Просмотров работы: 1888