ПИСЬМО С "СЕКРЕТОМ" ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАСИВО

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПИСЬМО С "СЕКРЕТОМ" ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАСИВО

Корчагина Д.М. 1
1МАОУ "Гимназия" г. Чернушка
Зверева Т.В. 1
1МАОУ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Введение.

1сентября 2013 года я пошла в 1класс. До школы я часто наблюдала:

  • как: старший брат (ученик 3 класса) соединяет буковки и получает слова;

  • как мама оформляет документы на работе, как красиво она подписывает открытки к празднику

  • как красиво лежат письменные буквы на строчках в названиях конфет, на праздничных плакатах, на вывесках магазинов. Поэтому, самым большим моим желанием было научиться писать.

Письмо, которому учат в современной школе - это русское курсивное письмо с наклоном, при этом буквы в словах соединяются между собой. Овладение графическими навыками письма оказалось для меня делом достаточно сложным.Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов.

Если обучение письму идет одновременно с чтением, то ребенок лучше овладеет чтением, закрепив знания на уроках письма. Вместе с тем, ученик пишет настолько медленно, что он ничего не запоминает из читаемого, либо, он с самого начала спешит и портит формирующийся почерк. Вот это противоречие побудило методистов разных стран к поискам решения проблемы.

Письмо- это способ передавать мысли, а красивое письмо- это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т.е. творить красоту. В гимназии нас обучают по методике письма «с секретом». Маму удивило, что существует такое необычное письмо! Она с интересом узнавала от меня новые элементы, приёмы соединения букв, делала заметки, училась писать вместе со мной. Так появился «Дневник наблюдений» и возникла идея исследовательской работы.

Перед собой я поставила цель: рассмотреть процесс освоения письма с «секретом» (на собственном примере)

В ходе исследования мне необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить основы формирования графического навыка;

  • Изучить алгоритм написания основных элементов;

  • Описать состояние вопроса на практике моих работ в период обучения грамоте в 1 классе.

Объектом исследования является формирование каллиграфических навыков по технологии письма с «секретом»

Предмет исследования: механизм написания букв по технологии письма с «секретом»

Гипотеза: если я овладею приёмами письма с «секретом», тогда, возможно, я научусь писать красиво.

В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы, обобщение результатов исследовательской работы; практические: наблюдение.

2. Основы формирования графического навыка

В современной методической теории каллиграфия понимается, как умение писать чётким, удобочитаемым почерком. Основной задачей в период обучения письму является формирование у школьников чётких зрительно-двигательных образов изучаемых букв. (1, 63)

2.1. Поиски способов обучения письму

С давних пор люди, желая передать информацию, свои мысли, записать их, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве. Письмо это называлось пиктографическим. Его "возраст" 6-8 тысяч лет. Это мне интересно потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и звуков), но в сжатом виде. Письмо, которому учат в современной школе - это русское курсивное письмо. Обучение письму в прошлые века было очень сложным. Применялся в основном метод механических упражнений. (3,78 ) Ученики несколько месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. Графика менялась в течение столетий. Собирались наиболее рациональные, простые в написании графические формы, и почти в таком виде, как сейчас они сложились уже в 18 веке. Последняя реформа (1969 года) существенно изменила способ выполнения букв. Со временем «чистописание» ввели в курс начальной школе как учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро. Если обучение письму идет одновременно с овладение чтением, то ребенок лучше овладевает чтением, закрепляя усваиваемое на уроках письма. Вместе с тем ребенок пишет настолько медленно, что либо он почти ничего не закрепит из читаемого, либо, если не торопить, он с самого начала спешит и портит формирующийся почерк. Вот это противоречие побудило методистов разных стран к поискам решения проблемы. (5,43)Так, в Англии, Америке, Германии, Швеции и ряде других стран в первоначальном обучении вместо курсивного письма было введено письмо печатными буквами, шрифтом, включающем небольшое число элементов; письмо названо манускриптом. Однако это не привело к решению проблемы - скорость и качество письма не улучшились, а кроме того, особую озабоченность вызывало то, когда и как переучивать детей письму курсивным шрифтом. В некоторых странах (например, в Чехословакии), чтобы облегчить работу детям и исключить наиболее трудные движения пальцев во время письма, сначала обучают крупными письменными буквами, затем все более мелкими. В Польше практиковалось обучение чтению на письменном шрифте, тем самым ребенок запоминал сначала меньшее количество обозначенных букв. В некоторых школах США вместо первоначального письма вводилось первоначальное печатание машинным способом.В Болгарии при переходе к обучению детей с 6 лет обучение письму отстает от обучения чтению. Сначала обучают чтению, а в это время ведется подготовка и к письму - письмо элементов, упражнения для развития движений пальцев.

Хотя в этих поисков много рационального, проблема обучения детей 5-6 лет письму остаётся открытой.( 11, 67)

2.2.Инструменты и приёмы письма

Работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач начальной школы и начинается с первых дней поступления ребенка в 1 класс.

Цель занятий чистописания: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма.

Инструменты письма ( 11,67)

Ручка, карандаш, мел – это инструменты, которыми человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки.

В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется, он осуществляет движения, используя различные приемы.

Приёмы письма (2,4)

1) умение сравнивать образец с результатом письма;

2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);

4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);

5) приемы сопоставления букв по высоте - соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

6) письмо букв между линиями строки и на линии;

7) начало письма. Запоминание строки;

8) приемы правильного наклона в письме

2.3.Зрительно-двигательный образ буквы

Орфографическое действие - одно из правил письма.

На первом этапе ученик обязательно должен осознавать не только, "что он должен сделать", но и "как это сделать правильно" в соответствии с требованиями (или "задачей действия"). (9, 23)

  • Выписывать каждый элемент в отдельности невозможно.

  • Сосредоточить внимание на графике (то есть постоянный контроль, сравнение, поправки по ходу действия) и определяет временную структуру движений при письме на этом этапе.

А особенность временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения.

По выводам психологов и физиологов время движения на начальном этапе практически равно времени паузы, то есть на планирование последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.(10, 36)

ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ = ПАУЗА

  • Вот почему так медленно и так напряженно пишут дети,

  • Вот почему их нельзя торопить (им ведь нужно осознанно определить, что и, как)

  • Вот почему так важно сформировать осознанный "образ действия" - зрительно-двигательный образ буквы. (Приложение 1)

3.Алгоритм письма с «секретом»

Основной алгоритм письма с «секретом» можно разделить на 2 части:

Первая. Буквенные знаки – это «целое», сложное строение, которое состоит из отдельных элементов (частей), а поэтому необходимо:

  • Выделить по деталям эти части в букве;

  • Чётко проговорить характеристику каждого элемента буквы и осознать, как пишутся отдельные части.

На основе этого знания учимся писать буквы, а потом соединяем буквы в словах.

Вторая. В русском алфавите есть буква, по особенности строения и написанию схожая с большинством букв – это буква «и». На её написании и отрабатывается основной алгоритм письма. ( Приложение №1)3.1.Основные элементы «Игралочки» с « с е к р е т о м » (7,12)

  • Основа письма – это буква «___»

  • 1.«Рельсы»или прямая наклонная линия.

Линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты. Мы строим «рельсы» - параллельные линии для букв.

…Мы в паровозике по рельсам мчимся,

Чтобы наклон не потерять…

  • Иногда мы «расчёсывали» иголочки ежу Вихронию, аккуратно расставляя на строке наклонные линии.

  • 2.Умение делить линию на2, 3 равных части (8,38)

Деление наклонной линии, а вместе с ней и рабочей строки на две и три части с целью подготовки к соединению букв в словах. (Приложение № 6)

  • 3.«Качалочка»- это плавное, закруглённое касание строки

  • 4. Поворот на месте или «Туфелька» балерины.

Написание крючка – «туфельки» балерины, завершение крючковой линии, которая не должна быть слишком узенькой, чтобы "балеринка-буквочка не упала", но и не слишком широкой «чтобы было красиво».

  • 5. Подъём. Письмо «секрета»- линии, которая продолжает крючковую линию от середины до верхней её части.

  • 6.«Шалашик».Элемент «закрыли секрет» - это просвет в нижней части буквы или «шалашик», в который мы поселим гномика. Письмо вниз «по секрету» до нижней линии строки, то есть написание второй наклонной линии, параллельно первой наклонной линии (спрятать «секрет»). Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая «крючковая» линия).

В итоге, этот алгоритм определяет

написание буквы

Соединение с помощью элементов:

  • «Гнёздышко» -это просвет, который получаем в верхней части буквы. Мы сломали «секрет» (соединения с буквами а, б, д, с, ф). (Приложение 4 за 29.01)

  • «Пузырёк»- это нижнее двойное соединение (подняли крючок лишь на 1/3 соединения с «танцующими» буквами л, м, я).

Таким образом, новый подход к поэлементному анализу формы букв позволяет нам выделить два общих признака:

во-первых, школьникунеобходимо усвоить порядок написания буквы иеё соединения с другими буквами,

во-вторых, ученик должен узнать, для чего необходим наклон при письме и как он получается, какова ширина буквы по отношению к высоте.

3.2.Практические выводы в дневниковых наблюдениях

С целью наблюдения за написанием букв и освоение алгоритма письма с «секретом» были сделаны записи моих открытий:

  • конструкторских идей построения из элементов новых букв;

  • введение тетрадей-проектов.

Эффективность(успешность) технологии письма с «секретом» я показала:

  • анализируя первую тетрадь через «карту успехов»

  • с помощью диаграммы, отражающей частоту записей в дневнике

  • построение графика качественных показателей

  • Элементы

  • Заглавная «Н». Носик-иголочка,2 петельки – нижняя и верхняя.

  • ..Пишем заглавную букву «А».Главное отличие: она имеет «петельку». А у нас в классе её назвали «рыбкой»

  • Буква «ё» , как буква «е».Только сверху 2 «шишечки».Если стоит вначале слова, то обозначает 2 звука.

  • Учимся писать заглавную «Д».У этой буквы есть «парус».У строчной «д», есть петелька. Буква «д» особенная. Она может подавать руку другим буквам сверху, снизу и посредине.

  • Пишем заглавную букву «Б». Это буква-конструктор. Крышечка от букв: Г,Т,П. Петелька от К,Н.

В новых элементах я находила сходство со знакомыми предметами. Так было интереснее и проще запомнить, как пишется новая буква.

  • Конструктор для букв

  • Пишем заглавную букву «Ш».Это буква «И»,только с добавлением ещё 1 секрета, у неё 2 шалашика.

  • «д» строчная - похожа на «а» = петелька вниз.

  • Пишем буквы «В», «в». По петельке поднимаемся вверх и ровно спускаемся вниз. У строчной есть «взлётно-полётная» полоса. А ещё: это «д», только перевёрнутая.

  • Буква «Е» заглавная , похожа на заглавную «В.», повёрнутую в другую сторону.

Конструируя «целое», как в математике, я складывала знакомые частички-элементы. Эти действия помогали мне писать новые буквы без затруднений.

Тетради-проекты

Наши тетради-проекты помогали решать на практике графические задачи. В результате нам вручали весёлые обложки с героями наших уроков: ёжиком Вихронием, маленькими гномиками, чистюлькой енотом Нотей .

  • Первая ступенька- «Тетрадь Вихрония»

На первом уроке письма я училась писать «прямые наклонные линии».Тогда-то у нас в классе впервые появился весёлый ёжик Вихроний. Мы не просто писали палочки – мы расчёсывали иголочки нашему ёжику.

Вихроний стал появляться на страничках моих тетрадей после того, как палочки вставали правильно, с наклоном! Наконец, пришло время и на урок пришла первая буква –«и».Чтобы она получилась, надо было сохранять параллельные линии. Здесь и пригодились иголочки для Вихрония. Очень скоро мне подарили тетрадь «Моему другу» с ёжиком Вихронием. Как я была рада!

  • Вторая ступенька – «Подружись с гномиком»

Весь сентябрь я пыталась подружиться с «секретом» (так называется небольшая наклонная линия, которая пишется от конца крючка до верхней линии рабочей строки) потому что, когда закроешь «секрет», то в нижней части буквы образуется шалашик для гномика. Получалось не сразу… Нарушался наклон, «секрет» я писала то выше середины, то ниже. Однажды утром я получила тетрадь с гномиками. Это было настоящей победой!

  • Третья ступенька – «Будь аккуратным, как Нотя». (Приложение № 6)

Это поздравление с Новым годом и окончанием 1 полугодия вручили самым аккуратным и старательным. Вручили и мне 26 декабря. Чтобы заработать такой знак отличия пришлось очень-очень потрудиться: училась даже исправлять, но….аккуратно. Нотя- чистюлька. Он любит чистоту. Хочу с ним подружиться. Очень!

Участвуя в проектах:

  • Тетрадь Вихрония. Я училась писать прямые наклонные линии, отрабатывать наклон;

  • Тетрадь «Подружись с гномиком». Я строила «секреты», стараясь точно делить строку на 2 равные части, доводить крючковую линию ровно до половины, так как гномики живут в «шалашиках». А «шалашик» получаем от просвета в нижней части буквы.

Благодарность «Будь аккуратным, как Нотя». Я следила за аккуратностью и порядком в своих тетрадях не только по письму, но и математике.

3.3 Эффективность( успешность) применения технологии письма с «секретом» на практике
  • Карта моих успехов (Приложение № 2 )

Решение задачи: «Описать состояние вопроса на практике моих работ в период обучения грамоте в 1 классе» я решала через наблюдение и сравнение.(Приложение № 7 Моя первая тетрадь по письму )

В работе за 14 октября ещё неровный наклон, но уже начинает «работу» элемент соединения: «секрет». К 29 января хорошо видно правильное «гнёздышко» в буквах: ___, ___, ___. В записи слов чётко прослеживается «просвет-шалашик» в нижней части буквы. В работах за 14 ноября и 20 декабря заметно, как меняется ширина букв. Свои наблюдения я занесла в таблицу «Карта моих успехов» (Приложение № ), где отчётливо видно, что быстрее всего я «подружилась» с «гнёздышком», труднее всего было «держать» наклон. «Секрет» и «шалашик» для гномика мне нравилось писать больше всего, потому что «секрет» - это основа письма. Эти элементы «помогают» словам стоять ровно!

Заполняя дневниковые записи вместе с мамой, мы решили просчитать количество записей и разделили процесс обучения письму на 4 периода: подготовительный (до 15 сентября), начальный (сентябрь- октябрь),основной (ноябрь-декабрь); заключительный (январь-февраль)

Данная диаграмма (Приложение № 3 ) показывает, что:

  • в подготовительный безбуквенный период мною было сделано немного открытий. Мы готовили нашу руку к письму, а потому и записей в «Дневнике наблюдений» было сделано на 12%;

  • Начальный период - это 6 сказочных этапов. Здесь пришлось потрудиться. Мы тренировались, находили тайнички. Всё это позволило мне подружиться с «секретом». Целая карта находок была в моём багаже!

Читаю в мамином дневнике:

«…Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости. Это так хорошо, что ребенок учится писать играя… »

Да-да, мы - играли! И дома, с мамой игра продолжалась! Об этом такая большая часть в моей диаграмме!

  • В основной период мне очень пригодилась карта поисков «секрета». Мне встречались буквы, элементы которых были уже знакомы, а потому в эти дни я писала самостоятельно и отметки в «Дневнике наблюдений» мы частенько уже не делали.

  • В заключительный период на уроках письма мы занимались изучением правил. Вот такой узенький треугольничек отражает мои встречи с изучением нового.

Вывод: Ведение такого дневника полезно на первых этапах обучения письму: в подготовительном и начальном периоде.В дальнейшем этот дневник становится справочником по вопросам: формы, направления и соединения элементов.

  • График качественных показателей (Приложение № 4 )

Наблюдается динамика по всем периодам с элементами: «секрет» и «гнёздышко», небольшой спад наблюдался в получении «шалашиков». В основной период мы изучали буквы: «ш» и «щ». При написании этих букв мы пишем 3 наклонные линии, а выдержать наклон (параллель) до этого мы учились на 2х наклонных линиях, поэтому буквы получались то широкие, то узкие. «Шалашик» получается в нижней части буквы. У меня получился «шалашик» в 80% в заключительном периоде, когда я научилась ставить ровно наклонные линии с поворотом до середины рабочей строки.

4.Заключение

К 1 марта 2014 года я научилась писать буквы и соединения в словах благодаря тому, что:

  • Стремилась к познанию нового

  • Изучила алгоритм написания основных элементов

и научилась рисовать….буквами! А красивое письмо- это искусство!

При знакомстве с элементами письма «с секретом» я старалась точно соблюдать алгоритм и правила их построения :

  • рельсы - «параллельность» линий ;

  • «секрет» - наклонная линия в верхней части буквы;

  • «гнёздышко» - просвет в верхней части буквы;

  • «шалашик» - просвет в нижней части буквы,-

Всё это помогало моим буковкам вставать на строке ровно, с одинаковым наклоном. Это умение помогало мне писать новые буквы, так как многие элементы я с лёгкостью узнавала в новых формах и уверенно повторяя, писала без затруднений. Ведь процесс письма не является простым моторным актом, он помогает в развитии познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.

  • Описала состояние вопроса на практике моих работ в период обучения грамоте в 1 классе. Тетради-проекты помогли решить на практике графические задачи.

Мои работы оценили одноклассники, знакомые, близкие родственники. Теперь я с гордостью могу показывать свои тетради. Сама могу:

  • подписывать открытки к праздникам,

  • заполнять самостоятельно свой школьный дневник,

  • писать письма бабушке, записки подружкам и родителям

В процессе обучения письму мы учимся:

  • сравнивать написание букв,

  • находить одинаковые элементы,

  • производить точные расчеты.

Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Такое обучение письму помогает получить не только качество работ, но и грамотное письмо, быстрее усвоить геометрический материал. У меня появилось желание учиться (потому,что получается!), родилась радость от соприкосновения со школой, уверенность в себе. Каллиграфически правильное письмо содействует воспитанию аккуратности и сосредоточенности. Аккуратное и четкое письмо воспитывает трудолюбие, добросовестность, старательное отношение к выполнению любой работы. Технология письма с «секретом» позволила сделать обучение письму не изнурительным, а увлекательным, и, главное, результативным. Я поняла, что красивым почерком может овладеть каждый, при условии, если у него есть трудолюбие, терпение и е желание овладеть алгоритмом письма с «секретом».

Я буду продолжать работать по технологии во 2 классе. А, как это будет получаться?

Расскажу через год. Могу только показать работы учеников моего учителя Татьяны Валентиновны, которых она обучала по данной технологии. Глядя на эти замечательные работы, я верю, что у меня тоже всё обязательно получится!

5. Список литературы

1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. Начальная школа. 1999, №4.

2. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя. М.: Дрофа, 1997.

3. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах.Под ред. Рождественского Н.С., Фомичевой Г.А. М.: Педагогика, 1977.

4. Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке. Советская педагогика,1987. - №5.

5. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии. Томск, 1992.

6. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме. Начальная школа, 1999,№8.

7. Илюхина В.А. Письмо с секретом. М., 1994.

8. Илюхина В.А. Письмо с "секретом". Начальная школа.1999, №9.

9. Миловидова Г.В. Пути совершенствования фонетико-графической грамотности младших школьников.М.: Просвещение, 1999.

10. Мирхайдарова Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики. Начальная школа,1996,№2.

11. Панов М.В. Теория письма. Графика. Теория письма. Орфография. Современный русский язык. Под ред. Белошапкова В.А. М., 1989.

12. Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. М.: Книга, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наш педагог работает по традиционной методике безотрывного письма, но с другим подходом. Вместе со своими одноклассниками с первого дня мы проговариваем то, что пишем. Постоянно проводим анализ, сравнение и написание большей части новых букв. В октябре мы могли разбирать буквы почти без помощи нашего учителя.

Спустя 2,5 месяца после начала учебы наши работы были так похожи друг на друга, что невозможно по почерку определить, какой ученик выполнял задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 АЛГОРИТМ В СТИХАХ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Карта моих успехов

дата/элемент

наклон

«секрет»

«шалашик»

«гнёздышко»

14 октября

÷

*

*

¤

14 ноября

¤

¤

*

¤

20 декабря

¤

¤

*

¤

29 января

¤

¤

¤

¤

Обозначения: ¤ - прослеживается; *- частично; ÷ необходима отработка

Свои наблюдения я занесла в таблицу, где отчётливо видно, что быстрее всего я «подружилась» с «гнёздышком», труднее всего было «держать» наклон. «Секрет» и «шалашик» для гномика мне нравилось писать больше всего, потому что «секрет» - это основа письма. Эти элементы «помогают» словам стоять ровно!

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Диаграмма

Заполняя дневниковые записи вместе с мамой, мы решили просчитать количество записей и разделили процесс обучения письму на 4 периода: подготовительный (до 15 сентября), начальный (сентябрь- октябрь),основной (ноябрь-декабрь); заключительный (январь-февраль)

Данная диаграмма показывает, что

  • в подготовительный период мною было сделано больше открытий, а потому и записей в «Дневнике наблюдений» было сделано на 45%;

  • В начальный период мне очень пригодились записи, сделанные на подготовительном периоде. Было удобно перечитывать свой «Дневник наблюдений» и повторить, что уже изучено. Записи делали реже – 31%.

  • в основной период мне встречались буквы, элементы которых были уже знакомы, а потому в эти дни я писала самостоятельно и отметок в «Дневнике наблюдений» мы не делали. Таким образом, к «Дневнику наблюдений» мы обращались лишь в 22%.

  • В заключительный период уроков письма мы больше занимались изучением правописания случаев: жи-ши, ча-ща, чу-щу. и других правил. Лишь 2% записей отражают мои встречи с изучением нового.

Вывод: Ведение такого дневника полезно на первых этапах обучения письму: в подготовительном и начальном периоде.В дальнейшем этот дневник становится справочником по вопросам: формы, направления и соединения элементов буквы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4График качественных показателей

Наблюдается динамика по всем периодам с элементами: «секрет» и «гнёздышко», небольшой спад наблюдался в получении «шалашиков». В основной период мы изучали буквы: «ш» и «щ». При написании этих букв мы пишем 3 наклонные линии, а выдержать наклон (параллель) до этого мы учились на 2х наклонных линиях, поэтому буквы получались то широкие, то узкие. «Шалашик» получается в нижней части буквы. У меня получился «шалашик» в 80% в заключительном периоде, когда я научилась ставить ровно наклонные линии с поворотом до середины рабочей строки.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 Странички моей первой тетради по письму с «секретом»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Небольшой спад наблюдался в получении «шалашиков». В основной период мы изучали буквы: «ш» и «щ». При написании этих букв мы пишем 3 наклонные линии, а выдержать наклон (параллель) до этого мы учились на 2х наклонных линиях, поэтому буквы получались то широкие, то узкие. «Шалашик» получается в нижней части буквы. У меня получился «шалашик» в 80% в заключительном периоде, когда я научилась ставить ровно наклонные линии с поворотом до середины рабочей строки

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 Агоритм построения «секрета»

.

№2

делим линию на 2 и 3 равные части

№1

пишем наклонную линию

 

 

№3

тянем крючок до середины строки

 

 

№5 «закрываем секрет», опускаемся по «секрету» (по написанной линии) до нижней линии рабочей строки, выполняем поворот на месте, тянем крючок до середины.

Получаем основу письма с «секретом – букву

 

 

№4 «секрет»

поднимаемся

вверх по наклонной линии

 

17

Просмотров работы: 8203