ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ СЛОВАРИК К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ЧЕХОВА «КАШТАНКА», «ВАНЬКА», «БЕЛОЛОБЫЙ», «МАЛЬЧИКИ»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ СЛОВАРИК К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ЧЕХОВА «КАШТАНКА», «ВАНЬКА», «БЕЛОЛОБЫЙ», «МАЛЬЧИКИ»

Клименко А.Е. 1
1МБОУ СОШ №3
Кочкурова Е.Н. 1
1МБОУ СОШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Язык – постоянно изменяющееся явление. В его состав входят новые слова и выражения, обозначающие новые понятия. Другие лексические единицы выпадают, забываются или становятся непонятными в связи с исчезновением из жизни явлений, которые они обозначали. Третьи – изменяют свое значение. Это закономерный процесс. Когда- то писатель Виль Липатов в одной из статей сожалел, что его случайные молодые попутчицы в вагоне подмосковной электрички не знали, что такое прясло, шкворень. Стоит ли грустить о том, что люди, никогда не видавшие деревенской изгороди, не ездившие в телеге, не слышали таких слов, а если и слышали, то не обращали на них внимание? Может то, что умерло – оживлять бессмысленно?

Другое дело – те, кто непосредственно и постоянно имеет дело с прошлым, с языком предметов – историки, литературоведы, писатели, журналисты. Увы, некоторые из них сегодня оказываются неспособны объяснить смысл слова или в нужном значении употребить его в своей работе.

Однако русские писатели (Пушкин А.С., Лермонтов М.В., Толстой Л.Н. и другие) писали для своих современников, для которых все слова были привычны и понятны. Выйдя из повседневного обихода, они стали для нас загадкой. Мы и сегодня читаем произведения этих великих людей, следовательно, для того чтобы лучше понять смысл сказанного надо знать смысл устаревших слов.

Есть понятие – детский писатель. Так называют человека, который пишет не обязательно о детях, но обязательно для детей. Антон Павлович Чехов не был детским писателем. Он сочинял рассказы, повести, пьесы для взрослых и стал великим, всемирно известным, одним из тех, кто составил славу России. Однако среди них встречаются и рассказы о детях. А. П. Чехов изображает обыденную жизнь, будничные явления так, что за ними, да и в них самих, ярко просвечиваются основные черты эпохи. Читая его произведения, я обращался к толковым словарям, чтобы понять произведение целиком и лучше представить время, описанное писателем. Так родилась идея создать словарь для сверстников.

Актуальность данной работы состоит в том, что классическая литература вечна, а язык произведений устарел. Необходимо знать слова эпохи, о которой читаешь, и уметь находить значение данных слов в современной справочной литературе.

Цели работы: познакомиться с эпохой А.П.Чехова на основе произведений «Ванька», «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики» и составить свой историко-бытовой словарик.

Задача исследовательской работы: показать, что художественное произведение является иллюстрацией к определенному историческому периоду жизни России.

Объектом исследования является рассказы А.П.Чехова «Каштанка», «Ванька», «Белолобый», «Мальчики» и словари русского языка.

  1. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА

  1.  
    1. Определение устаревших слов

УСТАРЕ́ВШИЕ СЛОВА́ — слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные.

Однако устаревшие слова – часть лексики, которая продолжает использоваться в исторической, художественной, публицистической литературе. Значения некоторых устаревших слов достаточно легко выясняются в контексте, другие же нуждаются в комментариях и пояснениях. Появление устаревших слов в словарном составе языка связано с развитием культуры, экономики, быта народа: одни предметы и понятия перестают употребляться и заменяются другими, более современными. Соответственно, из активного запаса лексики в пассивный переходят и слова, обозначавшие названия предметов и понятий, переставших быть широко употребляемыми. Такие слова и становятся устаревшими. Использование устаревших слов способствует выразительности, яркости, самобытности речи. Устаревшие слова помогают передать колорит времени в произведениях, воссоздающих определённые исторические эпохи. Кроме того, многие устаревшие слова позволяют придать тексту торжественное, «высокое» звучание, что позволяет писателям стилизовать язык своих произведений, приблизить его по восприятию к описываемому времени.

Устаревшие слова могут быть также использованы авторами с сатирическими целями: включение устаревших слов в современный контекст способствует созданию комического эффекта.

1.2. Устаревшие слова в рассказах А.П.Чехова “Каштанка”, “Ванька”, “Белолобый”, “Мальчики”.

В рассказе А.П.Чехова мы находим устаревшие слова. Значение некоторых из них понятны и сейчас. Но есть слова, значение которых необходимо найти в словаре.

“Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.”

“Они из большой лохани с жадностью ели помои, от которых шёл белый пар и очень вкусный запах.”

«Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами»

«Днём он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.»

“В вёрстах четырёх от её логовища, у почтовой дороги стояло зимовье.”

“У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шёл густой туман.”

“Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык.”

“Послали в людскую, в конюшню, во флигель к приказчику - там их не было.”

  1. СЛОВАРИ. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ

Для знакомства со значением данных слов воспользовался следующими толковыми словарями:

Толковый словарь русского языка. Автор - составитель С.И. Ожегов

Толковый словарь русского языка. Автор - составитель В.И. Даль

Большой толковый словарь русского языка. Автор - составитель Д.Н. Ушаков Современный толковый словарь. Автор - составитель Т.Ф. Ефремова

Существует два типа словарей по назначению: энциклопедические и лингвистические. В первых объясняются предметы, явления, сообщаются сведения о различных событиях (например, «Литературная энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Музыкальная энциклопедии». Во вторых объясняются слова, толкуются их значения (орфографический, толковый, англо-русский словарь).

Как правильно написать слова, подскажет орфографический, как грамотно их произнести – орфоэпический, растолкует значение слов и выражений – толковый, фразеологический, а словарь синонимов, антонимов и омонимов научит точно употреблять их в речи и на письме. Все словари – наши верные помощники на пути к знаниям, овладению русским и другими языками.

Вот как описывают разные словари одно и то же слово:

Орфографический словарь

Песня – единственное число, женский род, мн. число – песни.

Толковый словарь

Песня - стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами.

Музыкальный энциклопедический словарь

Песня – наиболее распространённый жанр вокальной музыки, а также общее обозначение поэтического произведения, предназначенного для пения.

Англо-русский словарь

Song – песня.

Франко-русский словарь

Chanson – песня.

Фразеологический словарь

Из песни слов не выкинешь - ничего не поделаешь — приходится сказать всю (обычно горькую, неприятную) все, не пропуская никаких, в том числе и неприятных, подробностей.

Словарь синонимов

Песня – песнь, повторение, песнопение, гимн, псалом, ода, рапсодия, романс, кантата, ноктюрн, серенада, ария.

  1.  
    1. 3. СОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИКО - БЫТОВОГО СЛОВАРИКА

Изучив справочную литературу, я решил составить свой историко-бытовой словарик. Он поможет лучше представить и понять время, в которое жил и трудился Антон Павлович Чехов. Знание устаревших слов необходимо детям, чтобы лучше понять содержание произведений «Каштанка», «Ванька», «Белолобый», «Мальчики».

Но так как словарный запас детей еще не богат и мал кругозор, то мой словарик поможет пополнить лексикон моих сверстников и познакомит со словами нашего «могучего и богатого» русского языка.

Бить баклуши - бездельничать. На Руси ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья. Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь на фоне тяжелого крестьянского труда. И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить на самом деле.

«Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши

«Каштанка»

Лохань - деревянный или металлический сосуд круглой и овальной формы с невысокими краями, предназначенный для различных хозяйственных надобностей (сливания воды, мытья посуды и т.п.)

«Они из большой лохани с жадностью ели помои, от которых шёл белый пар и очень вкусный запах.»

«Каштанка»

Заутреня – у православных церковная служба, которая проводилась рано утром.

Шкап - мебельное изделие (преимущественно с дверками, с ящиками или без них) для хранения предметов.

«Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами».

«Ванька»

Людская – помещение при барском доме, предназначенное для проживания слуг.

Балагурит - весело, с шутками, говорит.

Тулуп – длинная меховая шуба из овчины.

Колотушка – деревянный молоток, которым ночной сторож стучит, оповещая людей, что данная территория охраняется.

«Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.»

«Ванька»

Верста - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам, что соответствует нынешним 1066,8 метра (чуть больше километра)

Зимовье - это небольшая постройка из дерева, расположенная в лесах или по берегам рек, где нет постоянных населенных пунктов. Строят его обычно охотники, рыбаки, чтобы укрыться от непогоды.

«В вёрстах четырёх от её логовища, у почтовой дороги, стояло зимовье

«Белолобый»

Розвальни - низкие и широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.

«У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шёл густой туман.»

«Мальчики»

Башлык - остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.

Сени - нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах. В современных домах – прихожая.

Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык

«Мальчики»

Флигель - вспомогательная пристройка к основному зданию.

Приказчик - в купеческой лавке, в имении, усадьбе помощник хозяина, управляющего; поверенный в делах.

«Послали в людскую, в конюшню, во флигель к приказчику – там их не было.»

«Мальчики»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В школах, начиная с первого класса, русский язык является обязательным предметом для изучения. Более того, он практически каждый день ведётся вплоть до одиннадцатого класса. Экзамен по русскому языку является обязательным, для того чтобы получить аттестат о среднем образовании и продолжить, при желании, учёбу. Как же можно не дружить с русским языком? Ведь это наше родное, на этом языке мы говорим, мыслим, творим. Наше богатство заключается в языке, он всегда неповторим, уникален. Ни один самый лучший перевод не сможет донести до нас все те эмоции, переживания, страдания, мысли и чувства, которые вкладывает поэт, писатель.

Русский язык очень красив. Он несёт в себе такую смысловую нагрузку, которую не несут многие другие мировые языки. Многих слов, которые есть в нашем языке, нет в других.

А.И. Куприн сказал: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», каждый из нас должен стремиться к сохранению языка, его развитию и процветанию.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»

И.С. Тургенев

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой толковый словарь русского языка/Авт. –сост. Д.Н. Ушаков – ред. Антонова Л.В., Григорян И.Р., Шильнова Н.И., изд. «Славянский Дом Книги» 2011

  2. Толковый словарь русского языка / Авт.-сост. С.И. Ожегов – ред. Л.И. Скворцов, изд. «Оникс» 2010

  3. Толковый словарь русского языка/ Авт.-сост. В.И. Даль – ред. Терёшин, изд. «Эксмо» 2010

  4. Современный толковый словарь/Авт – сост. Т.Ф. Ефремова 2006

  5. Чехов А.П. «Каштанка и другие рассказы»/ изд. «Самовар» 2014

 

14

 

Просмотров работы: 5417