ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ НА УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ НА УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКА

Бевз О.В. 1
1Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №1 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Артемьева О.Н. 1
1Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №1 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы с первого класса знаем: кто много читает, тот много знает. А моя учительница по русскому языку говорит: «Кто много читает, тот грамотно пишет». Так ли это? Я заинтересовалась этим вопросом, ведь быть грамотным модно и престижно во все времена. Учительница предложила мне проверить это утверждение путем эксперимента, проведя работу с отдельными учениками пятого класса нашей школы. Для этого мы сформулировали цель и поставили конкретные задачи.

Цель работы: Исследовать влияние уровня начитанности на уровень грамотности учащихся 5-го класса.

Задачи:

1. Изучить и отобрать материал по теме работы;

2. Проанализировать библиотечные формуляры учеников 5 класса;

3. Провести анкетирование пятиклассников на тему их начитанности;

4. Выявить путем эксперимента влияние чтения на грамотность учащихся.

Проблема исследования: улучшение грамотности путём повышения начитанности.

Объект исследования: учащиеся 5 класса школы-интерната №1 ОАО «РЖД».

Предмет исследования: начитанность и грамотность пятиклассников.

Гипотеза: Предположим, что если много читать, то можно научиться писать грамотно.

Методы исследования:

- изучение печатных источников по проблеме;

- анализ;

- анкетирование;

- эксперимент.

В процессе работы мы ознакомились со статьями на данную тему в печатных источниках и сети Интернет, посетили школьную и городскую библиотеки, побеседовали с библиотекарями. Они помогли мне проанализировать читательские формуляры учащихся 5 класса и сделать определённый вывод. Провели в классе работу по «Анкете читателя», из которой узнали много интересного о проблемах чтения и читательских интересах пятиклассников. Провели эксперимент (в течение 4 месяцев) с отдельными воспитанниками 5 класса.

В исследовании принял участие 21 учащийся 5 класса средней общеобразовательной школы-интерната № 1 ОАО «РЖД» (9 девочек, 12 мальчиков) и библиотекари школьной и детской городской библиотек.

ГЛАВА 1

ЧТЕНИЕ СЕГОДНЯ

В настоящее время особенно остро встает вопрос о причинах падения интереса к чтению книг, о формировании читательских интересов учащихся и воспитании культуры чтения3.

Россия до последнего времени считалась самой читающей страной в мире. В каждой семье была библиотека. Все читали книги, потому что знали: книга – один из основных источников получения информации, развития интеллектуальных способностей человека. Она рождает и развивает воображение, а воображение – основа творчества. Без воображения нет прогресса, т.е. движения вперед. Человек, читающий книги, легче находит общественное признание, у него развита речь, свободно выражает себя в общении, лучше понимает других.

Чтение – не просто занятие, которым можно заполнить свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся; чтение делает нас умнее, добрее, опытнее. Оно развивает наш ум и грамотность2.

Социологи, анализирующие проблему детского чтения, говорят о снижения интереса к чтению, об уменьшении количества читающих детей и приводят следующие данные. Число постоянно читающих школьников за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%, 40% читают книги от случая к случаю.

За эти годы произошло резкое падение числа людей, которые приобретают книги. Если десять лет назад книги покупали 58%, то сейчас – только 20%. В интернете я нашла среднестатистические данные по России, касающиеся детского чтения 4:

- любят читать, младшие школьники 43%, старшие – 17%;

- не читают ничего, кроме заданий учителя – 10% школьников;

- читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся;

- читают развлекательную литературу 21%;

- читают для самообразования 10% учащихся.

После знакомства с этими данными мы решили узнать, что читают пятиклассники, какую роль занимает чтение в их жизни, в жизни их семьи.

ГЛАВА 2

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «АНКЕТЫ ЧИТАТЕЛЯ», БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОРМУЛЯРОВ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДНЕВНИКОВ УЧЕНИКОВ 5 КЛАССА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №1 ОАО «РЖД»

Анкетирование и анализ библиотечных формуляров позволили выявить читаемость учащихся и семьи, отношение к книге, определить круг чтения, знание книг и авторов.

В классе было проведено анкетирование, в котором принимал участие 21 учащийся, из них 9 девочек, 12 мальчиков. Исследование проводилось с помощью «Анкеты читателя».

2.1. Анкета читателя

1.Любишь ли ты читать? ______________________

2.Если что-то мешает чтению, скажи – что? (Скучно, трудно, надо

помогать по дому, много уроков, хотелось послушать музыку и другие)

3.Как часто ты читаешь художественную литературу?_________________________________________

4.Есть ли дома библиотека? ______________________________________

5.Читают ли твои родители

а) редко

б) совсем не читают

в) любят читать

6.Если у тебя есть свободное время, что ты выберешь

а) игра на компьютере;

б) просмотр фильмов;

в) прогулка;

г) чтение книги.

2.2.Результаты анкетирования

Выяснилось, что из 21 учащегося 5 класса любят читать - 10человек, не любят- 11 человек (приложение 1).

Что мешает ребятам читать каждый день? Ответы на этот вопрос оказались следующие: необходимость помогать по хозяйству - 8 человек, много уроков – 3 чел., развлечения – 4 человека, скучно – 6 человек.

На вопрос «Как часто ты читаешь художественную литературу?» ребята ответили так: через день – 10 человек, каждый день – 5 человек, раз в неделю – 6 человек.

На вопрос «Есть ли домашняя библиотека?» утвердительно ответили – 9 человек, написали «Очень маленькая» - 7 человек, 5 человек ответили отрицательно.

Анкетирование показало, что дети очень редко видят читающими своих родителей. Любят читать – 11 человек, читают редко – 6 человек, совсем не читают – 4 человека.

На вопрос «Если у тебя есть свободное время, что ты выберешь?» большинство ребят остановили свой выбор на компьютерных играх – 11 человек, 5 человек выбрали просмотр фильмов, 5 – прогулку, но самое печальное то, что чтение книги не выбрал ни один пятиклассник (приложение 2).

Исходя из «Анкеты читателя», можно сделать вывод о том, книга перестала быть единственным источником информации. По данным анкет, ребята предпочитают книге просмотр фильма, игру на компьютере.

Были также проанализированы читательские формуляры из школьной и городской библиотек. Выяснилось, что большинство ребят предпочитают читать сказки, детективы, приключенческую литературу и детские журналы для мальчиков и девочек. Среди любимых и часто читаемых авторов - А.Н.Толстой, Н.Носов, Л.Н.Толстой, М.Пришвин, Шарль Перро, Г.Х.Андерсен, С.Я.Маршак, К.Чуковский, И.Крылов, Дж.К.Роулинг.

Анализ библиотечных формуляров показал, что в целях самообразования, а также подготовки к урокам, младшие школьники посещают в основном школьную библиотеку, иногда – городскую.

Школьный библиотекарь говорит о том, что ребята приходят за книгами только по школьной программе, необходимыми для выполнения учебного задания по литературе, истории, природоведению. И только некоторые пятиклассники чаще бывают в читальном зале, интересуются новинками, рассматривают детские журналы и книги, но на дом художественные книги берут редко. В 5 классе это всего 6 человек (приложение 3).

ГЛАВА 3

ЭКСПЕРИМЕНТ

По итогам анкетирования и анализа библиотечных формуляров мы выяснили, что действительно неграмотно пишут те ребята, которые мало читают, у кого нет ярко выраженных читательских интересов.

3.1. Описание эксперимента

Мы начали эксперимент, для которого были выбраны две пятиклассницы (Родионова Мария и Ткачук Ольга), имеющие проблемы при письме. Сначала проверили их технику чтения. Это немаловажный фактор, т.к. чтобы много читать, нужна соответствующая скорость чтения.

Эксперимент проводился в течение четырёх месяцев. Мы принесли в класс интересные, познавательные, красочные книги, чтобы заинтересовать наших испытуемых. Еще мы заметили, что скорость чтения снижается при чтении произведений в стихотворной форме, поэтому предлагали испытуемым для чтения стихи. Читали каждый день по 15-30 минут. Раз в неделю проверяли технику чтения.

3.2. Результаты эксперимента

Оля - с 65 слов/мин до 99 слов/мин - на 34 слов

Маша - с 69 слов/мин до 117слов/мин – на 48 слов

Маша и Оля писали под диктовку учителя тоже раз в неделю (приложение 4).

Оля Маша

16 В начале эксперимента 9

14 Промежуточный показатель 6

10 В конце эксперимента 5

Из таблицы видно, что идет снижение количества ошибок, допущенных в диктанте. Меньше стало ошибок на изученные орфограммы, но пока плохо поддаются коррекции речевые ошибки.

3.3. Итоги эксперимента

  • Обогащается словарный запас;

  • Развиваются разные виды памяти;

  • Улучшается техника чтения;

  • Улучшается грамотность письма;

  • Гипотеза подтвердилась.

Пятиклассникам нашей школы понравилась эта работа, они пожелали продолжить эксперимент дальше.

Моя гипотеза подтвердилась, но мне хотелось бы еще поработать с девочками для полной успешности. Поэтому мы с учительницей по русскому языку решили продолжить этот эксперимент до конца учебного года, а потом сравнить результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что чтение влияет на грамотность. При чтении расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Когда читаешь, включаются разные виды памяти. Зрительная память как бы «фотографирует» слова, написание которых при надобности школьник может вспомнить.

Данные, полученные из анкет, библиотечных формуляров и читательских дневников, мы можем использовать при проведении классных часов и родительских собраний.

Мы рады, что наша гипотеза подтвердилась. Я получила удовлетворение от проведенной работы и рада, что помогла пятиклассникам сделать успехи в своем развитии и поверить в свои силы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации / В.П. Чудинова // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам международной конференции. Санкт-Петербург, июнь, 2002. - М.: Рудомино, 2003. - С. 93-108.

2. Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Е.И. Голубева, В.П. Чудинова, Л.П. Михайлова. - М., 2001.

3. Полищук М.А. Что читают тинейджеры?/ М.А. Полищук // Новая библиотека. - М., 2005.-№1. - С. 10-12.

4. Интернет-ресурсы: В.П.Чудинова. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. Портал Федерации Интернет – образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Любите ли вы читать?

 

 

Что мешает читать?

 

 

Как часто ты читаешь художественную литературу?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Читают ли сами родители?

 

 

Если у тебя есть свободное время, что ты выберешь?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Рейтинг читателей 5 класса

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Читали каждый день по 15-30 минут. Раз в неделю проверяли технику чтения.

 

Родионова Мария

Ткачук Ольга

 

 

С 69 слов/м до 117 слов/м

на 48 слов больше

С 65 слов/м до 99 слов/м

на 34 слова больше

 

Писали под диктовку учителя раз в неделю

16 В начале эксперимента 9

14 Промежуточный показатель 6

10 В конце эксперимента 5

Просмотров работы: 2340