Введение
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и обычные слова могут «загрязнять» язык: «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в лексиконе наших учеников. Они называются слова-паразиты.
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я попыталась разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.
Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся и учителей ООШ№9 слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.
Задачи:
1.установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;
2.выяснить, что знают учащиеся и учителя школы словах-паразитах, об их функции в речи человека;
3.определить наиболее употребляемые слова-паразиты;
4.выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;
5.дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.
Объект исследования – речь учащихся и учителей ООШ№9
Предмет исследования- слова-паразиты речи учащихся и учителей ООШ№9.
Методы исследования:
изучение теоретического материала о словах-паразитах,
наблюдения за речью учащихся на уроках и неформальной обстановке;
наблюдение за речью учителей;
устный опрос учащихся данной школы.
База исследования - речь учащихся и учителей ФМБОУ ООШ№9.
Гипотеза- слова-паразиты негативно влияют на восприятие речи собеседника.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала по данной теме. Практическая направленность: предложенные материалы можно использовать при подготовке к урокам русского языка, литературы, истории, обществознания, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Глава I. Классификация слов-паразитов и причины их употребления
I.1. Слова-паразиты и причины их употребления
Литературный язык предполагает соблюдение языковых норм. Но наша речь должна быть ещё и чистой : соблюдать не только языковые нормы, но этические, нравственные.
В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова».«Слова-паразиты» —языковое явление, которое выражается в употреблении лишних слов для данного контекста.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Очень часто данные слова используются как слова –связки.
Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие, выигрывая для себя время.
Бывают случаи , когда человек волнуется, забывает произносимый текст, тогда появляются слова-паразиты. Это получается как бы неосознанно.
Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Например, слово «красава», очень популярно в речи нашей молодёжи. Поэтому «словами-паразитами» могут пользоваться и люди, которые не имеют проблем с речью.
I.2. Классификация речевых паразитов
Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
Слова - паразиты могут быть разными частями речи.
Слова - паразиты как части речи
№ |
Группа |
Слова – паразиты |
1. |
Звуки |
э-э-э, мэ-э-э, |
2. |
Частицы |
Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3. |
Вводные единицы |
Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4. |
Местоимения, местоименные наречия |
Это, это самое, как его, там |
5. |
Переход из одной части речи в другую |
Блин, черт |
6. |
Модальные слова |
Конечно, наверное, вероятно, кажется |
I.3. Способы борьбы со словами - паразитами в научной литературе
Ю. Дараган в работе «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи» представляет некоторые стратегии для снижения риска появления слов - паразитов в речи: «это редукция (отказ от «рискованной» вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры.»(1)
______________________________________________________________
Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3,Т.,2005. С.47
1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!». Говорящий не может подобрать слова для того чтобы выразить свою мысль, поэтому снижает объём предаваемой информации.
Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация), упрощение (сокращение) текста.Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).
Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.
Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления. Появлются ненужные в данном случае жесты.
2. Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!». Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».
3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны». В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.
4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался». Говорящий может объявить о необходимости подумать.
Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:
1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы». 2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».
Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов рекомендуют школьникам:
- если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем
излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
- больше читать художественную литературу;
- внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);
- делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
- заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами.
Вывод по главе I
Проанализировав различную литературу, мы сделали вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает. Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
1. Недостаточный словарный запас ( говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. Мода на некоторые слова.
Глава II. Слова-паразиты в литературе и в нашей речи
II.1.Слова – паразиты в художественной литературе
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Нам стало интересно, действительно ли это так? В пример я решила взять произведение Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении очень много слов-паразитов встречается как в диалогах героев, которые по замыслу автора неграмотные генералы, так и в словах автора.
«-Что же мы будем, однако, делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако, каналья не утопи нас!...».
«Одним словом, о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».
В результате анализа диалогов участников и слов автора мы пришли к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.
II.2.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников
Очень часто на уроках в своем классе замечано: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?
Для проведения исследования нами составлена опрос «Слова–паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов–паразитов» и исследование «Употребление слов–паразитов обучающимися разных возрастных групп».
В анкетировании принимали участие ученики 5-9 классов(108человек) ООШ№9
Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи»показали:
Что подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты;
- (25%) учащихся стараются бороться со словами паразитами; (75%) не борются. (Приложение 1)
- наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин», «ну», «вот», «короче», «а», «красава».(Приложение 2 )
- способы борьбы со словами-паразитами: (50%) учащихся ответили следить за речью; (35%)-читать художественную литературу; (15%)-затруднились ответить. (Приложение№3)
II.2.Исследование употребления слов – паразитов в речи учителей нашей школы
Мы решили выяснить, как слова- паразиты используют в своей речи учителя нашей школы ,наблюдали на уроках за речью наших преподавателей и сделали вывод, что большинство учителей используют в своей речи слова –паразиты.
Наиболее употребляемые слова - паразиты «мм», «так», «ну вот», «так сказать», «и», «то есть».Очень часто данные слова используются как слова –связки. Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: так, так сказать, ладно, то есть.и другие, выигрывая для себя время. (Приложение 5)
Учителя признались, что употребляют в своей речи слова-паразиты (56%), все отрицательно относятся к их употреблению в речи(100%) (Приложение 4)
К сожалению, даже признав , что в речи есть слова паразиты не все учителя стараются с ними бороться.(Приложение 6)
II.3. Как избавиться от вредной привычки?
Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, мы попытались определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников был проведен такой эксперимент. Проанализировав результаты опроса, проводимого ранее, выяснили, что слово-паразит «короче» в нашем классе не употребляется. В качестве эксперимента решили начать употреблять это слово в своей речи. Через день было замечено, что моя одноклассница стала изредка вставлять это слово в свою речь, причем раннее его не использовала. Еще через несколько дней многие начали употреблять это слово.
Значит, одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью
Понаблюдав за остальными ребятами в классе, и записывая слова – паразиты, которые они произносили на уроках в течение двух дней, мы пришли к выводу, что слабоуспевающие учащиеся употребляют слова- паразиты гораздо чаще, чем сильные ученики .
Вывод по главе II
На основании проведённого нами исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи, установили, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются. Определили, какие слова-паразиты являются наиболее употребляющимися. Чаще других ими пользуются ученики, особенно те, которые слабо успевают по всем предметам. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «ну». Самыми редкими являются такие слова, как «чёрт», «а-то». Слова- паразиты встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях, кроме того, и учителя нашей школы используют в своей речи слова-паразиты. В большей степени борются с употреблением слов–паразитов как в своей речи, так и в речи учеников учителя. Учителя считают, что со словами –паразитами можно и нужно бороться. Нужно следить за своей речью. Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в данном исследовании. По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms. Это направления для новых исследований.
Заключение
В ходе данного исследования было выявлено, что 100% учеников достаточно часто употребляют слова-паразиты, 80% школьников даже не замечают их в своей речи. Цель исследования – выявление наличия в речи учащихся и учителей ООШ№9 слов-паразитов, определения наиболее употребляемых из них была достигнута. Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. Наша гипотеза подтвердилась : мы сделали вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. При помощи опроса проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты. Выпущен буклет–памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов–паразитов». На основании результатов нашего исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Давайте беречь наш язык!
Список литературы
1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.
2.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007
3.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// 4.«Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.
5.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.
6.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1
7.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.
8.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1994. С. 14, 17.
9.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
http://www.philology.ru
http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты
http://www.planetashkol.ru/articles/22711/
Приложение 1
Опрос «Исследование употребления слов-паразитов в речи учеников среднего звена нашей школы »
№ п/п |
Вопросы анкеты. |
Ответы учеников (108 обучающихся) |
|
да |
нет |
||
1. |
Употребляете ли вы слова паразиты в своей речи? |
100% |
0% |
2. |
Как часто употребляете слова - паразиты? |
часто |
|
3. |
Положительно ли вы относитесь к употреблению слов- паразитов? |
75% |
25% |
Приложение 2
Опрос: «Какие слова- паразиты вы употребляете?»
№п/п |
Слова паразиты |
Ответы учеников (108 обучающихся) |
1 |
чё |
52% |
2 |
короче |
12% |
3. |
типа |
16% |
4. |
а |
12% |
5 |
вот |
4% |
6 |
пофиг |
4% |
Приложение 3
3.Опрос: «Боретесь ли вы со словами – паразитами?»(108учащихся)
«Боретесь ли вы со словами – паразитами?» |
Ответы учеников (108 обучающихся) |
|
1. |
да |
25% |
2. |
нет |
75% |
Способы борьбы со словами-паразитами 1. Чтение художественной литературы - 35% 2. Следить за своей речью - 50% 3.Затруднились ответить – 15%
3.Опрос «Исследование употребления слов-паразитов в речи учителей ФМБОУ ООШ№9»
Приложение 4
№ п/п |
Вопросы анкеты. |
Ответы учителей ФМБОУ ООШ№9(14 учителей) |
|
да |
нет |
||
1. |
Употребляете ли вы слова паразиты в своей речи? |
56% |
44% |
2. |
Положительно ли вы относитесь к употреблению слов- паразитов? |
0% |
100% |
Приложение 5
Какие слова- паразиты употребляют учителя ФМБОУ ООШ№9
№п/п |
Слова паразиты |
наблюдение за речью учителей ФМБОУ ООШ№9(14 учителей) |
1 |
так |
35% |
2 |
мм |
28% |
3. |
таким образом |
14% |
4. |
так ладно |
21% |
5. |
ну вот |
14% |
6. |
так сказать |
14% |
7. |
то есть |
14% |
Приложени6
Приложение 6
5.Опрос: «Боретесь ли вы со словами – паразитами?»
«Боретесь ли вы со словами – паразитами?» |
Ответы учителей ФМБОУ ООШ№9(14 учителей) |
|
1. |
да |
86% |
2. |
нет |
14% |
Способы борьбы со словами-паразитами 1. Чтение художественной литературы - 15% 2. Следить за своей речью - 80% 3.Затруднились ответить – 5%
17