ЯЗЫК МОЛИТВЫ И СВЯЩЕННЫХ КНИГ: СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЯЗЫК МОЛИТВЫ И СВЯЩЕННЫХ КНИГ: СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Фан М.М. 1
1
Даньшина И.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Среди слов, заимствованных русским языком из других, особенно значителен пласт старославянизмовслов, которые вошли в древнерусский язык из родственного старославянского (или церковнославянского) языка. «Старославянизмы, – как отмечал Д.Н. Шмелев, – это наиболее весомый пласт лексических элементов, которые вошли в русский национальный язык извне» [4, с. 253]. Старославянский язык был языком богослужения и церковных книг; он стал первым литературным языком славян.

Как писал Л.А. Булаховский: « … сейчас нам трудно составить фразу, в которой бы не попалось слова, так или иначе не проникшего в наш язык из старого книжного источника или не созданного по старинным образцам. Мы даже не чувствуем уже, что время, сладкий, жажда, враг, нужда, плен – это чужие слова, и только научный анализ может нас в этом убедить».[4, с. 252].

Исходя из этого, цель моего исследования заключается в следующем:

выявить, какое место занимают старославянизмы в современном русском языке, как они влияют на русский литературный язык.

Актуальность работы связана с тем, что исследование старославянизмов в современном русском языке необходимо для выявления особенностей их функционирования.

Объектом исследования являются старославянизмы в составе современного русского языка.

Предмет исследования - старославянизмы в стихах современных рязанских поэтов.

Гипотеза исследования: старославянизмы часто употребляются в современном языке и играют значительную роль в создании выразительности речи, поэтичности языка, выполняют при этом различные стилистические функции.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования и для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи.

Задачи исследования:

  • проанализировать современное состояние проблемы в научной литературе;

  • исследовать заимствования русским языком старославянских элементов;

  • проанализировать типы, признаки старославянизмов, использованных рязанскими поэтами, и их роль в создании поэтических образов.

Методы и база исследования: теоретической основой исследования являются работы Д.Н. Шмелева, Е.Г.Попова, А.А Шахматова, Г.О. Винокура

Методология исследования:

  • изучение и теоретический анализ научной литературы;

  • лингвистический анализ поэтических текстов;

  • описательный метод, требующий накопления необходимой и достаточной информации для анализа.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка исследования большого пласта русского языка, а именно старославянизмов, применительно к современной поэзии.

Материалы исследования могут быть использованы на уроках русского языка, факультативных и внеклассных занятиях для изучения вопросов истории языка, в решении олимпиадных заданий.

2. Возникновение старославянского языка и его появление на Руси

Нас окружает огромное количество слов, повседневных, знакомых и не очень: каждый день мы произносим вежливое «здравствуйте», поглядываем на часы, пытаясь определить, сколько «времени» в нашем распоряжении, любим покупать новую одежду», считаем «единственным» шанс, который упустили. Все выделенные слова кажутся нам привычными, родными. И мы даже не подозреваем, что перед нами старославянизмы – слова, не возникшие непосредственно в русском языке, а пришедшие в него из языка другого, хотя и близкородственного. «Старославянизмами являются слова, усвоенные русским языком из близкородственного старославянского языка, который длительное время являлся общим письменным языком для всего славянства» [2, с.349].

Как найти такие слова, как распознать их в непрекращающемся словесном потоке? Думаю, что не каждый школьник сразу решит поставленную задачу.

Попробуем же разобраться, ответив по порядку на следующие вопросы:

1. Как возник старославянский язык и откуда он появился на Руси?

2.Какие приметы в слове позволяют говорить о его старославянском происхождении?

3. Как функционируют старославянизмы в современном русском языке?

Попробуем прояснить суть первого вопроса, обратившись к истории.

Немного истории

Давайте перенесемся в IX век в славянское княжество Великая Моравия, расположенное приблизительно на территории современной Чехии. Правящий в Моравии князь Ростислав в 863 году обратился к руководству Византийской империи с просьбой прислать епископа и учителей, которые смогли бы растолковать славянскому населению Моравии христианское вероучение на родном для них славянском языке. Выполнять эту миссию были направлены два брата – Константин и Мефодий. Греки по происхождению, они свободно владели славянским языком. Оба брата были образованнейшими для своего времени людьми.

Итак, братья приезжают в Моравию, где ведут просветительскую работу и трудятся над переводами богослужебных книг на славянский язык. В 867 году работа над переводами церковных текстов была закончена, и братья отправляются в Рим за получением поддержки папы римского в осуществлении миссионерской деятельности на славянском языке. Разрешение было получено, и с этого момента мы можем считать старославянский язык официальным литературным языком славянских народов.

3. Приметы старославянского языка

Говоря о приметах старославянизмов в современном языке, мы должны коснуться теоретических вопросов, широко освещенных в трудах лингвистов.

Немного теории

Итак, старославянский язык – не разговорный язык славян IX века, а язык, специально созданный для переводов христианской литературы и создания собственных славянских религиозных произведений. Таковыми были проповеди церковных деятелей того времени и жития святых. Из сохранившихся памятников наиболее замечательны «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (XI в.), «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» (XII в.). Церковнославянский язык был понятен говорящим на славянских языках и в своей фонетике, и в морфологии, и в синтаксисе, а церковные слова, не употребляемые в разговорном языке, связывались с новой религией, заучивались, входили в употребление вместе с новой верой.

Академик А.А. Шахматов писал об этом: «По своей близости к русскому языку он (старославянский язык) никогда не был так чужд народу, как была чужда особенно германцам латынь; вследствие этого с первых же лет своего существования на русской почве он стал неудержимо ассимилироваться народному языку», т.е. усваиваться, уподобляться народной речи. [3, с. 61].

Язык, на котором говорили в то время наши предки, принято называть древнерусским. Таким образом, после крещения Руси на её территории функционирует живой разговорный язык восточных славян (древнерусский) и литературный письменный язык (старославянский), который, впитывая в себя некоторые черты разговорного, в таком виде существует вплоть до 17 века в качестве основного письменного литературного языка.

А что же древнерусский язык? На нем велась деловая и бытовая переписка, тогда как художественные произведения, летописи, жития святых, поучения писались с ориентацией на книжный церковнославянский язык.

Судьба старославянского и русского языков настолько переплелись, их взаимное влияние было настолько глубоким, что оно обнаруживается и в образной системе современного русского литературного языка, и в его лексике, и в грамматике, и в фонетическом облике слов.

4. Функционирование старославянизмов в современном русском языке

Для того чтобы осознать преемственность старославянизмов в русском литературном языке, чтобы определить их влияние на образную систему языка, его изобразительно – выразительную специфику считаю необходимым обратиться к сфере языка поэтического, чему и хочу посвятить исследование.

Объектом моего исследования стали стихотворения рязанских поэтов (исследованию подверглось 9 стихотворений).

Так какие же приметы в слове позволяют говорить о его старославянском происхождении? Мы найдем эти приметы в работе лингвиста Г.О.Винокура «О славянизмах в современном русском литературном языке». [1]

1. Давайте прежде всего обратимся к звуковой стороне слов. Фонетических примет старославянизмов много в современном русском языке. Вот некоторые из них.

Екатерина Долгова «Моя Рязань»:

  • «…Древняя, но юная Рязань…» - начальное «ю» на месте русского «у»(юный – уный);

  • «Ты знавала горе, пепел, брань» - неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле,которым в русском языке соответствуют полногласные сочетания оло, оро, ере рань – оборона);

Людмила Аладышева «Песня о Рязани»:

  • «Стражи здесь стоят вековечно» - (страж- сторож);

Евгения Трушина «Осенняя бронза Рязани»:

  • «Перед Кремлем на лошади строптивой

Хранит с мечом рязанщины покой» - ранить- хоронить)

Ольга Журавлева «Святые уголки моей Рязани»:

  • «Знак мира, знак любви и знак надежды…» - «жд» на месте русского «ж»

Екатерина Долгова «Моя Рязань»:

  • «Возрождалась новая Рязань» - (рождать - рожать);

Игорь Кудюкин «Последний отряд идет в последний бой»:

  • «…но, вступив в неравный бой…» - начальные ра, ла на месте русских ро, ло(равный - ровный)

Людмила Аладышева «Песня о Рязани»:

  • «Русской удали мощь и стать…» - звук «щ» на месте русского «ч» в середине слова.

2. Для старославянизмов характерны и словообразовательные особенности. Старославянские слова содержат в своей структуре особые характерные для них суффиксы и приставки:

Екатерина Долгова «Моя Рязань»:

  • «И пребудет с вами благодать» - приставки : пре -, чрез– при русских пере-, через- (пребудет – перебудет)

  • «А Ока-то русло изгибать здорова!»-из -ис - при русской вы-(изгибать – выгибать)

Евгения Трушина «Осенняя бронза Рязани»:

  • «Воспряла память в бронзе на века» - приставки воз-, вос- (воздать, воспеть)

  • «И знает здесь в Рязани каждый житель» - старославянский суффикс - тель

Сергей Лебедев «По крутому яру заросли кипрея»:

  • «Но Рязань погибла – русская святыня…» - старославянский суффикс -ынь

Екатерина Долгова «Моя Рязань»:

  • «Княжества Олегова столица…» - старославянский суффикс

ств(а)

Марина Александрова «Татьяне Борисовой»:

  • «Родства законы всех сильней…» -ств(а)

  • «…Вернее клятвы, крепче стали…» - старославянский суффикс

-тв

Александр Костенко «В родном краю»:

  • «…Их жизнь и труд, что отданы сполна!» - старославянский суффикс -знь

Старославянизмами являются все причастияс суффиксами –ущ,

- ющ, -ащ, -ящ, -им, -ом, -енн

Екатерина Долгова «Моя Рязань»:

  • «…Город, не стареющий в веках…» - старославянский суффикс

-ющ

Сергей Лебедев «По крутому яру заросли кипрея»:

  • «Нам Рязань казалась над рекой летящей…» - старославянский суффикс -ящ

Игорь Кудюкин «Последний отряд идет в последний бой»:

  • «Величайший из предков, он станет святым…» - сарославянский суффикс -айш

3. Еще одной старославянской приметой является начало сложного слова, например, «благо», «бого», «суе», «добро», «мало», «зло», «велико», «жертво», «едино»: «благодарить», «суеверие».

Людмила Аладышева «Песня о Рязани»:

  • «…Над святой землей – благодать!»

Александр Костенко «В родном краю»:

  • «И мы, потомки, благодарны им»

4. Старославянской будет группа слов, связанных с христианскими понятиями.

Андрей Земсков «Ты живешь – как наотмашь рубишь»:

  • «Лик апостола Иоанна

В Богословском монастыре»

Марина Александрова «Татьяне Борисовой»:

  • «Святой Радонежский, звала

Твоя молитвенная сила…»

Игорь Кудюкин «Последний отряд идет в последний бой»:

  • «…святая земля воскресила рязанцев…»

  • «Дикий ужас напал на владыку земли»

5. Заключение

К какому же выводу я пришла?

В современном русском языке множество слов с приметами старославянизмов и в фонетике, и в грамматике, и в лексике. Лексические заимствования из старославянского языка можно условно разбить на четыре группы.

В первую очередь следует выделить слова нейтральные. Они вошли в русский язык и не оказались в нем отмечены ни как стилистически окрашенные, ни как устаревшие. Эти слова употребляются во всех стилях речи, и мы не воспринимаем их как изначально чуждые строю русского языка. К таким словам можно отнести «здравствуйте», «сладкий», «одежда», «храбрый», «главный», «плен» и многие другие.

Другой тип взаимоотношений русского слова и старославянизма мы видим в случаях, когда русское по происхождению слово и старославянское фактически совпали и представляют собой один корень, существующий в разных модификациях. В этом случае основной вид корня чаще всего окажется русским, а образования от него будут использовать старославянский вариант: «берег» — «прибрежный», «холод» — «прохладный», «молодой» — «младенец», «город» — «градоначальник».

К третьей группе старославянизмов отнесем слова устаревшие, архаизмы. Они известны нам по поэтической речи 18-19 веков и в современной поэзии практически не употребляются: «хлад», «младость», «длань», «ланиты».

К последней группе слов относятся старославянизмы, сохранившие оттенок книжности, высокого стиля, в современном русском языке употребляющиеся преимущественно в письменных, а не разговорных стилях речи или в языке официальных документов: «присущий», «изобличить», «вопреки», «содрогаться» и подобные.

Стилистическая роль старославянизмов в современном русском языке разнообразна. Они используются в поэзии для придания речи особой эмоциональной приподнятости (чему мы находим подтверждение в приведенных примерах), служат средством стилизации эпохи или архаизации стиля на библейский лад. Старославянизмы могут создавать речевую характеристику персонажей (монахов, служителей церкви). Осознавая смысловую разницу между словом старославянским и русским, поэты используют книжное, а иногда и устаревшее слово для того, чтобы создать определенный художественный образ, вызвать нужную ассоциацию у читателя.

Таким образом, старославянизмы играют значительную роль в создании выразительности речи, поэтичности языка, выполняя при этом различные стилистические функции. При использовании старославянских слов авторы опираются на то обстоятельство, что эти слова как бы играют своими скрытыми оттенками смысла – то более общими, то более конкретными. Они подчеркиваются или приглушаются, окрашивают собой соседние слова и строки, давая простор воображению читателя. Совокупность старославянских слов – это целая сеть связанных между собою поэтических ассоциаций.

Сегодня в связи с изменением в нашей стране социальных ориентиров и общественной обстановки знание основ церковнославянской лексики может быть очень благотворными, если мы будем по-настоящему радеть о чистоте и правильности нашего языка, и роль школы в этом просто неоценима.

6. Использованная литература

Список теоретических работ

  1. Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку – М., 1959.

  2. Попов Е. Г. Современный русский язык– М.: Просвещение, 1978 - 349с.

  3. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. 4-е изд. М., 1941 - 61с.

  4. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977 – 253с.

  5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977 - 252с.

Список словарей

  1. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, С.И. Шведова – М.: Просвещение, 1999.

  2. Старославянский словарь. / Под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки, Э. Благовой. – М.: Русский язык, 1999.

  3. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь./ под ред. чл.– кор. АНСССР С. Г. Бархударова. – М.: Просвещение, 1975.

Приложение

Стихотворения рязанских поэтов

(курсивом выделены старославянизмы)

Людмила Аладышева

Песня о Рязани

Над рекой Окой свет лазоревыйИ целуются волны с зорямиТам, где к Трубежу ивы клонятся,Где благую весть дарит звонница.Хлебосольная и раздольная,Русской удали мощь и стать – Ты, Рязань моя, песня вольная,Над святой землёй – благодать!Стражи здесь стоят вековечные,Льнут к ногам твоим ветры встречные. Не сдала ты Русь злому ворогу,Словно павушка, идёшь по лугу...Хлебосольная и раздольная,Русской удали мощь и стать – Ты, Рязань моя, песня вольная,Над святой землёй – благодать!Птичий клин кроит неба гулкий сводИ струится свет в переливы вод.В мир выходишь ты Красной девицей,На тебя, как встарь, Русь надеется!Хлебосольная и раздольная,Русской удали мощь и стать – Ты, Рязань моя, песня вольная,Над святой землёй – благодать!..

Евгения Трушина

Осенняя бронза Рязани

Смутила осень зной рязанских парков,И по утрам уже роса, туман…Летит на юг, где сытно им и жаркоГусей тяжелых длинный караван.

На бронзу монументов рукотворныхРоняет дождик первую слезу.Ведет вожак к Оке гусей упорноИ видит он, как где-то там внизу,

Взгляд устремив на дали за Окою,На фоне кленов в шапках золотых,Сергей Есенин тонкою рукоюК плывущимоблакам возносит стих.

Олег Рязанский – княже справедливый,Чей был девиз «Все для Руси святой!»,Перед Кремлем на лошади строптивойХранит с мечем рязанщины покой.

Вздыбив коня над Лыбедьским бульваром,Вскипев над пепелищем от утрат,Влечет на бой рязанцев сердца жаромБесстрашный воевода Коловрат.

И знает здесь в Рязани каждый житель,Что охраняет главный въезд от бедРоссийской гвардии почетный покровитель –Святой Георгий – символ всех побед.

Как здорово, что в городе старинном,Где желтый лист уносит вдаль Ока,В святом обличье, в облике былинномВоспряла память в бронзе на века.

Сергей Лебедев

По крутому яру заросли кипрея,

Глину подмывает гибкая Ока,

И за ровным лугом вдаль и чуть левее,

Нам Рязань открылась, но не вся пока.

У моста в низине рыбаки, коровы,

Кто жует лениво, кто забросил снасть.

А Ока-то русло изгибать здорова!

Нам на поворотах как бы ни упасть.

Теплоход уверен - держит дебаркадер,

И коня направил к нам Рязанский князь,

Ведь в Кремле сегодня у рязанцев праздник,

Ярмарка с концертом утром собралась.

Город первый русский на пути Батыя,

Не склонил любезно перед ним главы,

Но Рязань погибла – русская святыня,

И ее бесстрашью поклонились мы.

Руки вширь раскинул над горой Есенин,

Будто очарован Спасом на Яру,

Здесь родным и русским над Окою веет,

В Кремль идем, волнуясь, в быт и старину.

И прощался город под дождем шуршащим,

Быстро по теченью теплоход плывет,

Нам Рязань казалась над рекой летящей,

Диву поклоняясь, замолкал народ.

Земсков Андрей

Так живёшь – как наотмашь рубишь

Сухостой на своём пути.

Переправою через Трубеж

Довелось ли тебе пройти

На тот берег высокий, древний,

Где былинные люди спят,

Где берёзовые деревни

И рябиновый листопад?

По дороге в ухабах рыжих

«Жигулёнок» несётся вскачь.

Жеребёнок без мамки выжил, -

Так расти скакуном, не плачь

Под вожжами ямщицкой морды,

В табуне под куриный смех.

Оставайся красивым, гордым

И крылатым – один за всех!

С тем прокуренным едким смехом

Как делить эту осень, брат?

Ты когда-то искать уехал

Лучшей доли в престольный град,

Чтобы даже в кабацкой скуке,

Как на самом честном пиру,

Спеть – и в песне раскинуть руки

Перед церковью на Яру.

Скол на белой стене – как рана,

В круг поленница на дворе.

Лик апостола Иоанна

В Богословском монастыре,

Сделай так, чтобы мы проснулись

В добром здравии и в любви,

И ухабы рязанских улиц

Первым снегом благослови.

Марина Александрова

Татьяне Борисовой

Почётная судьба Рязани -

Ей строить крепкие тылы.

Секреты наши предки знали,

Как всем уйти от кабалы:

Слепа без мудрости Россия.

Святой Радонежский, звала

Твоя молитвенная сила

Русь на великие дела.

Гораздо лучше быть сестрицей,

Родства законы всех сильней.

И коли рядом быть столице,

То лучше быть родными с ней.

Счастливая судьба Рязани!

Законы дружбы, не вражды,

Вели от вражьих притязаний,

Уберегали от беды.

Благослови, святое слово.

Оно о Дмитрии Донском.

И было поле Куликово:

Вожа, и многое потом...

Боями опыт проверяли,

И мужество на все века

Вернее клятвы, крепче стали

Хранят Рязанские войска.

Многая лета!

Екатерина Долгова

Моя Рязань

Сколь хватает глаз, лугов просторы

И озер серебряная скань...

Здесь стоит в веках родимый город-

Древняя, но юная Рязань.

Княжества Олегова столица,

Ты знавала горе, пепел, брань,

Но из пепла, словно Феникс-птица,

Возрождалась Новая Рязань!

Умываясь утренней росою,

Простирала ласковую длань

Над землей, не ведавшей покоя,

Матушка-заступница Рязань.

Женское недаром носит имя,

Город, не стареющий в веках,

Женами всегда сильна Россия,

Сила в женских ласковых руках.

А мужчина по природе - воин,

Без оружья мира не видать...

Будь мужчина женщины достоин,

И пребудет с Вами Благодать!

Игорь Кудюкин

Старая Рязань

Последний отряд идет в последний поход,

Один - против трёх, двое - против трёхсот,

Глаза их блестят, как острие меча,

Что поднял вожак, преследуя палача.

Те герои руин и сожженных земель

Предпочли жизни смерть, и в кровавых боях

Каждый мстил за отцов, жен, детей, матерей,

Что огнем погубила шестая заря.

Каждый мстил, не жалея меча и коня,

Перестав уставать и не чувствуя боль,

Враг бежал, понимая, святая земля

Воскресиларязанцев, убитых ордой.

Но душам их тесно здесь, и по морю дождей

Они плывут в край великих сказаний,

Но битва длится сто дней и сотню ночей,

И кроме мести нет больше желаний.

Дикий ужас напал на владыку земли,

Ведь славян не убить ни стрелой, ни мечом,

Боль кипит в их сердцах, а в руках их щиты

Защищают то копий, летящих дождем.

На победной тропе братья встали стеной,

Словно загнанный волк в окружении собак,

Каждыйзнает итог, но клянется герой,

Что умрет лишь тогда, как рассеется мрак.

Но душам их тесно здесь, и по морю дождей

Они плывут в край великих сказаний,

Но битва длится сто дней и сотню ночей,

И кроме мести нет больше желаний.

Град камней отражает своей булавой,

Небеса содрогнув громким криком своим,

Их вожак, но, вступив в неравный бой,

Величайший из предков, он станет святым…

Теплый ветер расплавил доспехи его,

И, воткнув в землю меч, он ушел навсегда,

Солнце ярким лучом осветило чело,

А глубокие раны омыла вода.

Его душе тесно здесь, и по морю дождей

Она плывёт в край великих сказаний,

Но битва длится сто дней и сотню ночей,

И кроме мести нет больше желаний.

Ольга Журавлева

Святые уголки моей Рязани,Пристанища рассветов и ветров.Я вас найду с закрытыми глазами,Я к вам приду под звон колоколов.Рука моя, как в детстве, прикоснетсяК тем вечным, белокаменным стенам.И вера, и любовь в душе проснется,И птицею взметнется к небесам.Туда, где в необъятном синем небе,Раскинутом над крышами домов,Летит расправив крылья голубь белыйНад звёздами рязанских куполов.Знак мира, знак любви и знак надежды.И веры позабывшейся уже.Святые уголки… здесь, как и прежде,Уютно и спокойно на душе.Сюда приходят сердце успокоить,Сюда приходят раны залечить.Не те, что под рубахой вечно ноют,А те, что не дают спокойно жить.Сюда приходят с радостью и горем.Приходят и в мороз, и в летний зной.И всех встречаешь ты своим покоемМой город, златоглавый и святой.

Александр Костенко

В РОДНОМ КРАЮВ родном краю, где поле васильковоеИ где рассвет под пенье птиц встает,Так сказочно светла краса сосноваяИ кронами до солнца достает.Пленит нас взгляд Оки реки-красавицы,Что на изгибах ускоряет бег.Раздолье русское мне щедро улыбается.Я полюбил тебя, Рязань, навек!Здесь жили - гордость всей России - люди:Полонский, Павлов, Салтыков-Щедрин,Пожалостин, Есенин и Мичурин,-И мы, потомки, благодарны им.

Тян-Шанский, Солженицын, Паустовский,Аверкин, Александров, Пирогов...А Скобелев! Агапкин! Циолковский!...Как горд, что я - земляк твоих сынов!В названьях улиц, площадей РязаниИстории не меркнут имена.И чувствуется, будто рядом с нами -Их жизнь и труд, что отданы сполна!Лишь только здесь моя душа на воле!Лишь только здесь такие небеса!Лишь только здесь так хлебом пахнет поле!И краше нет, чем здешние места!Я очень рад, что всюду дышишь новью,И отступает в сердце маета!Душа моя сыновнею любовьюПолна, о, Родина, к тебе всегда!

19

Просмотров работы: 1635