СИММЕТРИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СИММЕТРИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

Власюк К.Е. 1
1
Нургалиева Ф.М. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение 

Симметрия не только математическое понятие, хотя его содержание, определения разных видов симметрии, их свойства изучаются нами, школьниками, на уроках математики. Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Возникло это понятие в связи с изучением живого организма, а именно, человека. Симметрия присутствует во множестве предметов и явлений окружающего мира [5]. Поэтому для меня было важно познакомиться с симметриями посредством других изучаемых ими в школе предметов, в том числе, гуманитарных, например, русского языка и литературы. Свое исследование по теме «Симметрия в русском языке» я начну с загадки:

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

Отгадкой служит «симметрия», так как это понятие проявляется в каждом из перечисленных в загадке объектов. Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Возникло оно в связи с изучением живого организма, а именно человека.

Актуальность: недостаточная изученность лингвистических особенностей палиндрома.

Объект: общеобразовательный предмет - русский язык. Палиндром как специфическая форма прозаического и поэтического творчества.

Предмет исследования: языковые особенности русского палиндрома.

Цель: узнать, что называется палиндромами (перевёртышами) и найти их в объектах исследования, привитие интереса к познавательной деятельности , расширение кругозора.

Для достижения цели нами перед нами были поставлены следующие задачи:

сбор нового и привлечение классического материала для изучения данной проблемы;

анализ и классификация материала, формулировка общих языковых особенностей русского палиндрома;

описание особенностей русского палиндрома

Практическая значимость: материалы могут быть использованы моими одноклассниками на уроках русского языка и литературы, помогут глубже понять развитие современного русского языка, разнообразие лингво-поэтических форм.Итогом моего исследования станет словарь палиндромов, включающий в себя имена собственные и нарицательные.

Издревле людей привлекало все волшебное, необъяснимое. Завораживало отражение предметов в зеркале, привлекала симметричность, которая часто проявляется в природе. С возникновением письменности появилась новая стезя для больших и маленьких открытий – завораживающая симметрия цифр, букв и знаков. Первоначально этому явлению придавался сакральный смысл. Некоторые люди старались давать своим детям имена, которые читались одинаково с обеих сторон: Алла, Анна, Лол, Нафан - считалось, что это приносит счастье. Древние славянские руны записывались по кругу или в виде пятиконечной звезды, их можно было прочитать с любой буквы и это придавало им особое, магическое значение. Буквосочетания, числа, знаки, слова, которые можно было прочитать в нескольких направлениях, люди договорились называть палиндромами. Вот именно они - палиндромы - стали объектом моего исследования

II. Палиндромы в русском языке

Применительно к буквам и словам русского языка как графическим изображениям рассматриваем три вида симметрии: - симметрия относительно горизонтальной оси; - симметрия относительно вертикальной оси; - центральная симметрия. Давайте посмотрим на знакомые нам буквы алфавита:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

На какие группы можно разделить данные буквы согласно оси?

1) симметричные относительно центра – И,

2) симметричные относительно горизонтальной оси – В Е З К С Э Ю,

3) симметричные относительно вертикальной оси – А Д М П Т Ш,

4) имеющие все три перечисленные вида симметрии одновременно – Ж Н О Х Ф,

5) не симметричные – Б Г Л Р У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Я Ё Й.

При этом надо заметить, что для некоторых букв утверждение может измениться, если рассмотреть другое написание, например, буква «Л» при греческом начертании «Λ» переходит из пятой в третью группу. Перейдя от букв к словам, можно отыскать в них те же виды симметрии. Есть слова, у которых ось симметрии проходит, деля слово пополам, как, например, ПОП (вертикальная ось симметрии делит среднюю букву О в слове ПОП пополам) или ВЕК (горизонтальная ось симметрии проходит через середины букв).

В русском языке есть слова с замечательным свойством:

если к написанному слову приставить справа вертикальное зеркало, то отражение слова будет полностью совпадать с оригиналом. Или, можно сказать иначе: слово не меняется при чтении его в двух противоположных направлениях – слева направо и справа налево, т. е. имеем в этом случае вертикальную симметрию.

ПОП | ПОП

ШАЛАШ | ШАЛАШ

При вертикальной симметрии возможно получение имеющей смысл анаграммы-оборотня данного слова, т. е. получаем симметрию пар слов:

ЛОМ | МОЛ

МАХ | ХАМ

ТОМ | МОТ

В русском языке редкостью являются слова, которые не меняются при повороте на 1800 градусов, такие как местоимение ОНО.

Исследуя данную тему , я познакомилась с происхождением и толкованием слова «симметрия» Слово «симметрия» греческое, оно означает «соразмерность, пропорциональность, красота, гармония, однозначность в расположении частей» [2]. Учащиеся отмечают, что симметрия встречается во всех аспектах человеческой жизни: в природе, архитектуре, дизайне, музыке, литературе, математике, отыскивают и приводят интересные примеры.

При подборе материала к исследовательской работе я познакомилась со следующими терминами: палиндромы, слова-оборотни, слогодромы, словодромы, литеродромы, букводромы [1]. В связи с этим я и ставила перед собой вышеназванные цели и задачи: раскрыть содержание каждого термина, выделить сходство и различия, привести примеры.

Вот одно из мини-исследований по одному из этих терминов.

Палиндром (греч. «бегущий обратно»), перевертень, «рачья песня» – последовательность звуков или букв, которые и в прямом, и в обратном порядке читаются одинаково: «оно», «я иду, судия». Палиндромом также называется и стих, который при прочтении слева направо или справа налево, дает те же слова. Другое, более точное и распространённое название таких фраз – зеркальные анаграммы. В математике и прочих науках встречаются числа, формулы – палиндромы. Подобные слова и предложения по-русски называются перевертенями. Приведем примеры.

Ишаку казак сено нёс, казаку каши.

Бел хлеб.

Мокнет Оксана с котенком.

На доме чемодан.

Палиндромы возможны, начиная с трехбуквенных слов: боб, дед, кок, мим, око, пуп, шиш и др. Хотя среди географических названий есть палиндромы из двух букв, например, река Яя в Сибири. А вот пример пятибуквенных слов-палиндромов: заказ, довод, казак, потоп, ротор, топот, шалаш. Есть в русском языке слово-палиндром из семи букв – ротатор.

История палиндромов восходит к незапамятным временам [3]. Палиндромами увлекались люди еще до изобретения кроссвордов и сканвордов, считая, что это занятие развивает чувство слова и умение видеть его глубину, выражать множество оттенков смысла и сочетаться с другими словами. В начале XIX века в нашей стране был очень популярен палиндром «Аки лев велика» – так возвышенно говорили о России. Затем нашлись другие темы.

Ленин ел.

Огонь – лоб больного!

Да, искать такси – ад.

Осело колесо, Олесе весело!

Уж я веники не вяжу.

Весны сын – сев!

Палиндромы из слов и фраз известны во многих языках, например, в английском: gig – кабриолет, eve – канун, level – уровень, Madam, I am Adam! (Мадам, я Адам!) [4]. В последнем случае обращение не буквальное. Учащихся можно увлечь поиском подобных примеров в изучаемых ими иностранных языках.

Художественное качество палиндромов зависит от структурных данных языка: в русском и других европейских языках палиндромы обычно звучат искусственно, тогда как, например, на китайском языке в форме палиндрома написано много высокохудожественных стихотворений.

Любители словесных игр не ограничиваются отдельными предложениями. Приведем пример небольшого стихотворения-палиндрома:

Ел еж желе,

А сыр крыса,

Ишак каши,

А жук ужа.

Ужи жижу,

Ил ели.

Я

Мед ем

И щи.

А щи пища. (Алексей Кашеваров)

III. Словарь палиндромов

Ниже приведен словарь палиндромов с описанием их значений.

Имена нарицательные

АБА

1. Редкое белое сукно на Кавказе.

АГА

1. В притурецких и татарских областях, старшина, начальник.

2. Гигантская жаба.

3. Утвердительная частица.

4. Выражение удивления, радости; указание на то, что человек что-то узнал, понял, сообразил, придумал и т.д.

5. Звук, сопровождающий энергичное физическое действие, резкое движение.

АНОНА

1.Вид дерева из семейства лютиковых.

АША

1. В зороастризме понятие истины, отождествляемой со святостью и добром.

БОБ

1. Однолетнее травянистое растение семейства бобовых с семенами овальной формы в стручках.

ВЕДЕВ

1. Пороговые значения экономической безопасности России во внешнеэкономической деятельности.

ГИГ

1. Английское узкое легкое гребное судно (лодка) для прогулок с уключинами, прикрепленными к бортам.

ГОГ

1. Гог и Магог, в иудейской, христианской и мусульманской мифологиях два диких народа, нашествие которых должно было предшествовать «страшному суду».

ДОВОД

1. Причина, доказательство, убеждение

ДЕД

1.Слово Дед в словаре Даля: м. отец отца или матери; дед по отцу, дед по матери.Вот дед придет, в мешке унесет, – стращают детей. Деды наши, прадеды, предки вообще.

ДИД

1. Припев веснянок или хороводных песен. А мы поле вытопчем, вытопчем, ой дид-ладо вытопчем, вытопчем.

ДОХОД

1. Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-нибудь рода деятельности.

ЗАКАЗ

1. Поручение изготовить, исполнить, доставить что-л. 2. разг. Заказанная вещь.

ЗАЛАЗ

1. Завистник. Залазчивый, завистливый; залазничать, завидовать.

ИЕРЕИ

1. Служитель культа православной церкви, по сану средний между дьяконом и епископом.

КАБАК

1. Питейное заведение в царской России 16-17 вв., место казённой или откупной продажи спиртных напитков. Первый кабак появился в Москве в 50-х гг. 16 в. Иван IV Васильевич запретил продавать в Москве водку, а для опричников открыл кабак

КАЗАК

1. В старину на Украине и в России: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. Запорожский к. Донской к.

2. На Дону, на Кубани, Тереке, Амуре и в других войсковых областях: крестьянин, потомок таких поселенцев, а также (до 1920 г. и в годы Великой Отечественной войны) боец кавалерийской воинской части, состоящей из этих крестьян; сейчас - потомок таких крестьян, бойцов. Кубанские, уральские, сибирские казаки.

КАНАК

1. В древнебулгарском языке и языке племени «аргу» слово канак имело значение «сметана», «сливки».

КИЗИК

1. Кирпичи из навоза, употребляемые на юге России, как топливо.

КИНИК

1. Представитель философской школы, основанной Антисфеном в Древней Греции в IV в. до н.э.

КОК

1. Зачесанный кверху вихор.

2. Повар на судне.

КОЛОК

1. Деталь музыкального инструмента. Деревянный или пластмассовый стерженёк конической формы, служащий для натяжения и настройки струн.

КОМОК

1. Что-либо смятое в кучку; рыхлый обломок, кус, ломоть; жемок, мятешка.

КУДУК

1. Колодезь без сруба, копанец, копань, степной колодезь; чаще употребляется в Азии Крыму.

КЫЗЫК

1. В переводе с татарского интересный, увлекательный (интересно, увлекательно).

2. Забавный, смешной (забавно, смешно; забава, потеха).

ЛАЛ

1. Драгоценный камень, рубин, яхонт.

МАДАМ

1. Госпожа, обращение к замужней женщине во Франции; принято и во многих других странах.

МИМ

1. Подражание.

МЭМ

1. В общении американцев слово мадам трансформировалось в краткую форму мэм и частично утратило значение, указывающее на социальный статус замужней женщины.

НОЙОН

1. Светский феодал в Монголии.

ОКО

1. Глаз. Царское око видит далеко. Глазами окинешь, да тут же покинешь. Видеть ясные очи царские.

ПОТОП

1. По библейской легенде: наводнение, затопившее всю землю в наказание за грехи людей.

РАДАР

1. Устройство для обнаружения и определения местонахождения объектов в пространстве по отраженным от них радиоволнам; радиолокатор.

РОТАТОР

1. Снабженный специальным валом прибор для размножения рукописей, чертежей, рисунков.

РОТОР

1) вращающаяся часть электрической (динамо) машины, в противоположность неподвижной части – статору;

2) вращающаяся вертикальная труба (башня).

ШАБАШ

1. Ночное сборище ведьм, сопровождающееся диким разгулом (с ударением на первом слоге).

2. Субботний отдых, предписываемый иудаизмом.

3. Отдых, конец работе, время, свободное от дела, пора роздыха. 4. Название праздников в викке.

ШАЛАШ

1. Балаган, сень, куща, конура, наскоро сделанный в лесу или в поле из подручных припасов приют.

ШАРАШ

1. Шараш-монтаж – жулье.

ЙОГОЙ

1. Существительное в творительном падеже. Образовано от слова «йога».

ВОДОВОДОВ

1. Родительный падеж множественного числа существительного «водовод».

ВОДОРОДОВ

1. Родительный падеж множественного числа существительного «водород».

ВОЗОВ

1. Родительный падеж множественного числа существительного «воз».

ВОЛОВ

1. Родительный падеж множественного числа существительного «вол».

ВОРОВ

1. Родительный падеж множественного числа существительного «вор».

ЖИЖ

1. Родительный падеж множественного числа существительного «жижа».

МАНЕКЕНАМ

1. Употреблено в дательном падеже множественного числа. Образовано от существительного «манекены».

ХАНАХ

1. Существительное предложного падежа множественного числа. Образовано от существительного «ханы».

ХАТАХ

1. Существительное предложного падежа множественного числа. Образовано от существительного «хаты».

А-ВА-ВА

1. Междометие (холодно, студено, морозно).

Имена собственные

АБА

1. Город на Южной Нигерии, на реке Абе

АБОБА

1. Городище первой столицы Болгарии

АВА

1. Исторический город в Верхней Бирме, близ Мандалая.

2. Немецкая религиозная поэтесса (умерла в 1127 г.)

АВЕЛЕВА

1. Швейцарский поэт и художник. Писал на немецком языке. Сын книготорговца. Обучался живописи в Берлине. Был пейзажистом и гравёром в Цюрихе. Был известен в России как представитель сентиментализма. Его поэма «Авелева смерть» издана Н. И. Новиковым в 1780.

АДА

.Женское имя. Значение имени Ада. Библейское имя Ада – второе после Евы женское имя. Не каждый партнер, с кем бывает Ада, к сожалению, может выразить словами то, что он чувствует к ней.

АДАДА

1.Собственное имя города в колене Иудовом. Город находился, как предполагают, на юге, но точное положение оного неизвестно.

АЗА

1. Популярное женское имя у цыган.

АЗИЗА

1. Популярное мусульманское женское имя. Значение имени Азиза – в переводе с арабского "могущественная". В раннем детстве очень неспокойная девочка, трудно поддается влиянию.

АННА

1. Популярное женское имя. Имя имеет древнееврейское происхождение и означает «благодать». В Анне с раннего детства проявляется ее главное качество – доброта.

АРДРА

1. Накшатра Ардра – шестая звезда из двадцати семи накшатр. Накшатра Ардра – это яркая звезда из созвездия Ориона, красный гигант Бетельгейзе.

ДАД

1. Дад Персидский (ум. в сер. 4 в.), христианский мученик, пострадавший в гонение царя Шапура II. Память в Православной церкви.

ИВИ

1. Имя Иви – английское (Evie), означает «плющ» (ядовитое растение). Есть также и Иви (мужское имя).

ИРИ

1. город в Южной Корее, в провинции Чолла-Пукто. 78,4 тыс. жителей (1966). Важный транспортный узел. Центр с.-х. района. Обработка риса, спиртоводочное производство.

КИЛИК

1. Сын финикийского царя Агенора и Телефассы, внук бога Посейдона и Ливии, брат Европы, Феникса и Кадма.

КИРИК

1. Писатель XII века (родился в 1110 г., умер ранее 1156 г.), диакон и доместик (уставщик и регент) новгородского монастыря преподобного Антония римлянина. Ему приписывается сочинение: «Се есть впрошание Кюриково, еже впроша епископа ноугородского Нифонта и иных».

МОМ

1. В древнегреческой мифологии бог насмешки, злословия и глупости (др.-греч. Μῶμος).

2. Мом (тай.) – тайское мифическое существо, полулев, полудракон.

3. Мом – деревня в Сысольском районе КОМ

НАТАН

1. Еврейское библейское мужское имя.

НАФАН

1. Пророк, современник Давида и Соломона.

НУН

1. В египетской мифологии образ существовавшего в начале творения мира первозданного океана, восходящий к реальному природному явлению – разливам Нила.

ОМО

1. Река в Эфиопии. Длина около 800 км. Берёт начало в центральной части Эфиопского нагорья.

ОШО

1. Просветленный Мастер из Индии. Во всем мире он больше известен как Багван Шри Раджниш. Под этим именем вышло более 600 книг на 30 языках. Эти книги являются записями его бесед, которые он проводил с учениками на протяжении 25 лет. За год до своей кончины, в январе 1989 года он объявил, что отбрасывает префикс «Багван Шри», потому что для многих это означает «Бог». Его ученики – саньясины решили называть его «Ошо», именем, которое впервые появилось в древней Японии. Так обращались ученики к своим духовным учителям. «О» значит «с огромным уважением, любовью и благодарностью», а также «синхронность и гармония». «Шо» означает «расширение сознания во многих измерениях» и «существование, изливающееся со всех направлений».

РЕМЕР

1. Рёмер – дворянский род, происходящий из Саксонии и переселившийся в Курляндию в 1560 году, а оттуда в начале XVII века перешедший в Польшу, где члены его стали писаться Ромер.

РУР

1. Река в Германии, правый приток Рейна.

СОРОС

1. Господин Сорос является влиятельным инвестором, финансовым гуру, основателем благотворительных фондов в 25 странах и отцом пятерых детей.

ШАМАШ

1. В вавилоно-ассирийской (аккадской) религии и мифологии бог солнца, справедливости и оракулов, почитался также как всевидящее божество правосудия.

IV. Палиндромы в литературе

Наверное, все в детстве читали (а если нет, то обязательно прочитайте) увлекательную и поучительную сказку В. Губарева "Королевство кривых зеркал". В данном случае нас интересует оригинальный прием образования имен собственных, использованный автором. Девочка Оля, попадая в "зазеркалье" сталкивается со своим "зеркальным" двойником - девочкой Яло. Имена всех жителей сказочного королевства - это слова, прочитанные справа налево: Гурд, Аксал, Анидаг, Нушрок, Абаж, Бар, Йагупоп и др.Очень интересные факты. Есть целые прозаические художественные произведения, построенные с учетом симметрии. К ним можно отнести роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Он состоит из шести частей и эпилога. В первых трех частях двадцать глав, в последующих, если считать эпилог за одну главу - тоже двадцать, и по объему первые три части с точностью до страницы составляют половину романа. Любопытно, но повесть Н.В. Гоголя "Нос" первоначально называлась "Сон". Понятие симметрии ведут в данном случае к другому интересному понятию со "страшным" словом - слова-оборотни! Палиндромы представляют собой наиболее глубокую, интеллектуальную и изящную форму прикосновения к слову. Недаром палиндромами занимались замечательные поэты:

Г. Р. Державин: "Я иду с мечем судия".В. В. Хлебников: "Течет и нежен, нежен и течет".В. Я. Брюсов: "Атака заката".

Очень любил сочинять палиндромы пианист В. В. Софроницкий. Вот некоторые из них: "На вид ангел, а лег на диван"; "Хил, худ, а дух лих!"А помните, как Мальвина диктовала своему ученику Буратино: "А роза упала на лапу Азора"? Слова-палиндромы могут быть представлены в виде зарифмованных загадок. Попробуйте их разгадать.

С начала прочтёшь - необходимая принадлежность

автомобиля или возка,

а с конца - точильный камень в виде бруска. (колесо - оселок)

А это слово - читай с начала, читай с конца -

означает военные приёмы китайского бойца. (ушу)

Вспомнив столицу государства большого,

сразу найдёшь палиндромное слово;

а если его с конца прочтёшь,

согласие без ссоры обретёшь. (Рим - мир)

Есть писатель в русской литературе,

фамилия которого в палиндромной фигуре. (Нилин)

Слева направо читаешь,

как по дорожке шагаешь.

Назад повернёшь - в сад попадёшь;

там яблони стоят рядами

с крупными и сладкими плодами. (тропа - апорт)

Название позднего романа Набокова отгадаешь,

если женское имя справа и слева прочитаешь. (Ада)

Аббревиатура, что с начала и с конца равно читается,

к названью шведского квартета прилагается. (АББА)

Слева и справа читаешь -

кусок земли иль глины получаешь. (комок)

Читаешь с начала - город в Италии большой,

с конца - хищная рыба, сходная с треской. (Милан - налим)

А вот примеры из классики:

А роза упала на лапу Азора. (А. А. Фет)

Я разуму уму заря.

Я иду с мечем, судия. (Г. Р. Державин)

Море могуче. В тон ему, шумен, отвечу Гомером:

Море, веру буди – ярок, скор, я иду буревером. (Д. Авалиани)

Г. Р. Державин: "Я иду с мечем судия".

В. В. Хлебников: "Течет и нежен, нежен и течет".

В. Я. Брюсов: "Атака заката".

4.1.Симметрия в комедии «Недоросль»

Комедия «Недоросль» была написана Фонвизиным в 1779-1781 гг. Но, несмотря на эту дату ее темы, являются актуальными и сегодня. Автор ставит в своем произведении три главных вопроса:

1. Обличение деспотизма и невежества.

2. Проблема воспитания.

3. Уроки нравственности в комедии.

Фонвизин отвечает на эти вопросы разными способами: через сюжетную линию, через речь героев, частично эти вопросы отразились и в композиции произведения. Если сравнивать героев комедии, то можно заметить их четкое разделение на положительных и отрицательных. Такое свойство характерно для всех произведений, написанных в стиле классицизма. Но в пьесе «Недоросль» есть одна особенность: число положительных и отрицательных героев одинаково. К первым можно отнести Стародума, Правдина, Милона и Софью, а ко вторым Простакову, Простакова, Скотинина и Митрофана. И положительных, и отрицательных героев одинаковое число. Именно в этом и заключается симметрия комедии. Но что же является осью симметрии? Какой человек не примыкает ни к первой, ни ко второй стороне? Это, безусловно, сам автор произведения – Дмитрий Иванович Фонвизин. Конечно, он отдает предпочтение положительным героям, но все же не показывает свою позицию конкретно. Таким образом, на примере комедии «Недоросль», я обнаружила новый тип симметрии в литературе, в котором симметричны главные герои относительно автора.

В литературных произведениях существует симметрия образов, положений, мышления.

Вспомним хотя бы роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Здесь мы наблюдаем симметрию положений: Онегин, отвергнувший когда-то любовь Татьяны, сам вынужден через несколько лет испытывать горечь отвергнутой любви.

В трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» прекрасно выписана симметрия образов. Убийцу царственного наследника, занявшего престол, сменяет на троне такой же умный, наглый и беспощадный убийца, юноши – царевича.

4.2.Поворотная симметрия в поэме «Мцыри»

Давайте проследим, может быть, мы найдем в произведении «Мцыри» еще какие-либо виды симметрии. Не трудно заметить, что действие поэмы начинается и заканчивается в монастыре. Здесь мы видим прием движения по кругу, который довольно часто можно встретить у Лермонтова. Такой вид симметрии называется поворотной. Она присутствует в фигурах, которые совмещаются сами собой без помощи зеркального отражения, а посредством поворота вокруг своей оси. Фигур с поворотной симметрией бесконечно много, но все они четко организованы и равномерно распределены вокруг единого для них центра. Изображения, обладающие поворотной симметрией, производят впечатление движения, вращения вокруг своего центра. Значит раз поэма «Мцыри» обладает поворотной симметрией, то у нее должен быть свой центр, вокруг которого и происходят все события. Но что же является этим центром? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем сюжет этого произведения. Мцыри стремится попасть к себе на родину, на «святую землю». Сначала судьба его заводит в монастырь, где он никогда не был счастлив, где он только мечтал о родине. Следующее звено поэмы – встреча Мцыри с грузинской девушкой у горного потока. Любовь, готовая пробудится в Мцыри в те минуты, - это начало особой сферы, особого жизненного пути, которым пробовали идти многие герои Лермонтова. На этот путь влекло и Мцыри не только жгучее воспоминание о девушке, но и предвкушение покоя, веющего от нее самой и ее сакли с голубым дымком. Следующая картина – сцена борьбы Мцыри с барсом и победы над ним. Она занимает в поэме четыре строфы и является апогеем ее героического пафоса. Мцыри заявляет себя здесь бойцом в полном смысле слова – отважным, дерзким, до бешенства страстным, который способен оправиться от минутной слабости, готов на подвиг и умеет этот подвиг совершить. А дальше Мцыри возвращается туда, откуда бежал – в монастырь. Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос. Центром сюжетного круга данной поэмы является то место, куда стремится Мцыри – его родина.

4.3. Кольцеобразная симметрия в комедии «Ревизор»

В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» ощущается кольцеобразность композиции. Действия комедии «Ревизор» начинаются и заканчиваются приездом ревизора. В первых словах комедии городничий сообщает приглашенным чиновникам: «К нам едет ревизор». Предпоследнее явление V акта начинается подытоживающими все происшедшее в комедии словами почтмейстера: «Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Сходны слова, выражающие реакцию тех, кому это сообщается.В I действии чиновники реагируют на слова городничего вопросом: «Как ревизор?» Подобная же реакция присутствует в V действии на сообщение почтмейстера: «Как не ревизор?» Любопытно продолжение смыслового параллелизма и дальше. В I действии городничий продолжает: «Ревизор из Петербурга …», а почтмейстер в V действии говорит: «Совсем не ревизор …», дальше, как в I действии, так и в V, ссылка на письма: в I действии городничий опирается на письмо Чмыхова, в V действии почтмейстер ссылается на письмо, посланное Хлестаковым в Петербург. Таким образом, сюжетная линия комедии композиционно обрамляется двумя письмами: письмом Чмыхова и письмом Хлестакова. Первое письмо извещает о приезжающем ревизоре, за которого напуганные чиновники и приняли Хлестакова. Второе письмо выясняет лицо Хлестакова и ошибку чиновников во главе с городничим. Сюжетная линия получает свое органическое завершение. Наконец, оригинальность кольцеобразной композиции и в том, что как в первой реплике комедии, принадлежащей городничему, сообщается о том, что едет ревизор, так и в самых последних словах комедии, в единственной реплике жандарма, говорится о приехавшем чиновнике из Петербурга: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице». Действие комедии развертывается чрезвычайно стремительно, последовательно и мотивированно, и чем больше напряжения и динамичности приобретает действие, тем больше разоблачительного смеха вызывают поступки и слова действующих лиц. Последнее явление «Ревизора», вторая развязка комедии, лишена комизма и полна для чиновников настоящего драматизма: над ними нависла грозная кара, это состояние их находит свое воплощение в заключительной «немой сцене», являющейся вполне естественной концовкой и вместе с тем нововведением Гоголя-драматурга. Прослеживая симметричность композиции комедии как одно из важных средств раскрытия идейного содержания произведения, можно наглядно почувствовать единство формы и содержания произведения, понять, что развитие действия в пьесе – основа комедии.

V. Примеры палиндромов.

1.

Аргентина манит негра.

2.

Я не стар, брат Сеня.

3.

А роза упала на лапу Азора.

4.

Я ем змея.

5.

Ешь немытого ты меньше.

6.

У лип Лёша нашёл пилу.

7.

И городу дорог огород у дороги.

8.

Уж я веники не вяжу.

9.

А лис, он умён: крыса сыр к нему носила.

10

.Луну колокол окунул.

11

.Нажал кабан на баклажан.

12

.Уж редко рукою окурок держу.

13

.А в Енисее - синева.

14

.Лезу в узел.

15

.Лена набила рожу мужу, муж орал и банан ел.

16

.А липу как-то идиотка купила.

17

.На вид ангел, а лег на диван.

18

.Кот учен, но как он нечуток.

19

.Я ужру буржуя!

20

.Лезу на санузел.

21

.Дом мод.

22

.Он - дебил, и жили бедно.

23

.На в лоб, болван.

24

.Да, искать такси - ад.

25

.Бар на вилы! - взвыл Иван-раб.

26

.Ужас! Ангел лег на сажУ.

27

.Конус и рисуноК

28

.Ты - менеджер ПК, а, как прежде, - не мыт.

29

.И киты - нытики.

30

.А тела у туалета.

31

.Хан и шаман - на машинах.

32

.А муза - раба разума?

33

."Сырку!", - заказ у крыс!

34

.Я с уколов - еле волокуся

35

.Замучен он, но не чумаз.

36

Закопан он, но напоказ.

37

Но невидим Архангел лег на храм и дивен он.

38

Мы доломались! Сила - молодым!

39

Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум.

40

Терпя, намылив вилы, Маня прет.

41

Шутили, но мило и ново. Сов они олимонили. Туш!

42

Тю, а квачи чавкают!

43

Торт с кофе - не фокстрот.

44

Атака заката.

45

О, лета тело!

46

У сортира жара жарит росу.

47

Веер веял для евреев.

48

"У дуба буду"

49

Вол сорвал лавр ослов.

50

Пацан-араб барана цап!

51

Тю, а какаду куда какают?

52

И кущи, и щели. И лещи, и щуки.

VI. Заключение

Таким образом, из всего изложенного видно, что с понятием симметрия можно глубоко заняться поисковой и исследовательской деятельностью, причем не только находить примеры различных симметрий в русском языке и литературе, но и пробовать создавать свои стихотворения-палиндромы, т. е. заниматься творчеством.

Палиндромы представляют собой наиболее глубокую, интеллектуальную и изящную форму прикосновения к слову. Писать в форме палиндрома не очень просто. Приходится прибегать к некоторым уловкам. Например, отказываться от глаголов и больше использовать кратких прилагательных. Поэтому получается краткость изложения. Иногда при таком изложении возникают новые слова и формы слов. Это необходимо для передачи более точного смысла. Поэтому употребление палиндромов в речи способствует развитию речевой культуры, словарного запаса высоко интеллектуального человека. "Прекрасное - это когда части находятся в соразмерном отношении друг к другу; из гармонии частей вытекает чувство удовлетворения. Прекрасна речь, в которой все слова соответствуют друг другу наилучшим образом!" (Данте)

VII. Литература

1. Бубнов А. В. Типология палиндрома. Исследование палиндромных и околопалиндромных форм: Опыт учебного пособия-словаря. Курск, 1995.

2. Вейль Г. Симметрия. — М.: Наука, 1968.

3. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. — М.: Наука, 1981.

4. Пономаренко И. Н. Лингвистическая аспектизация универсального принципа симметрии // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Филология», 2007. — Т. 20 (59). — № 3. — С. 283-287.

5. Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии. — М.: Мысль, 1974.

6. “Квант” №3, 1992.

7. Л. Тарасов. Этот удивительный симметричный мир. – М.: , 1982.94. Математическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1984.

8. Энциклопедия для детей, том 2. – М.: Аванта+, 2001.

9. Интернет-ресурсы.

Просмотров работы: 9911