КОМПЛИМЕНТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОМПЛИМЕНТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ

Толстоброва А.А. 1
1
Толстоброва Н.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Главная функция речи - это общение, а комплименты являются частью живой речи. С помощью речи мы выражаем и чувства (отношение к событию), и мысли одновременно. Психологически человек всегда остро нуждается в положительных эмоциях. Если проявишь к нему интерес, акцентируешь внимание на внешности, похвалишь, то сразу становишься симпатичен человеку. У нас поднимается настроение, мы сами становимся желанными собеседниками. Расположить к себе человека помогает совершенно простой способ - комплимент. Но не все им владеют, так как хороший, удачно сказанный комплимент – это искусство.

Объект исследования: речь героев А.П.Чехова и школьников 9-х классов.

Предмет исследования: употребление комплимента в речи учащихся

Цель: исследовать виды комплиментов как средство выражения эмоций в речи окружения (одноклассников, взрослых)

Задачи:

  1. Найти информацию о комплиментах в научной литературе.

  2. Рассмотреть, какие комплименты встречаются в речи литературных персонажей 19 века (на материале произведений А.П.Чехова).

  3. Провести анкетирование среди учащихся и взрослых.

  4. Описать языковые ситуации использования комплимента сверстниками в социальной сети «Одноклассники».

Гипотеза: я предположила, что в настоящее время комплимент имеет большую популярность среди школьников в социальных сетях.

Материал исследования извлечен из произведений А. П. Чехова и просмотра комментариев к фотографиям в социальной сети «Одноклассники» путем сплошной выборки.

В работе использовались такие методы, как наблюдение, описание, анкетирование.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что рассматриваемый материал можно использовать на уроках риторики.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи.

В первой главе «Теоретические основы исследования комплимента» рассматривается семантика и этимология понятия «комплимент», прослеживается история его изучения, даётся классификация комплимента.

Во второй главе «Комплимент в речи окружающих» рассматриваются особенности использования комплимента в произведениях русской литературы 19 века (на материале творчества А.П.Чехова) и в речи сверстников (на материале речевых оценок к фотографиям в социальной сети «Одноклассники»). Представлен анализ анкетирования учеников и взрослых.

В заключении описаны итоги проделанной работы, сформулированы выводы.

В приложении представлены результаты социолингвистического эксперимента, приведенные в диаграммах и языковой материал из социальной сети «Одноклассники».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЛИМЕНТА

1.1.Семантика слова «комплимент»

Комплимент является одной из составляющих речевого этикета. Изучению данного явления обращались многие исследователи: Н.И.Формановская, А.А.Акишин и другие.

Обратим внимание на значение этого слова. Различные словари одинаково трактуют данное понятие.

В энциклопедическом словаре дается следующее толкование: «Комплимент - (франц. compliment) -1) лестное замечание в адрес кого-либо, похвала.2) Традиционный поклон артиста по окончании номера и в ответ на вызовы зрителей (преимущественно в цирке) (8)..

В словаре иностранных слов комплимент рассматривается как «любезные, приятные слова, лестный отзыв».

Аналогичным является и толкование слова в толковом словаре С.И.Ожегова: «Любезные приятные слова, лестный отзыв» (2, 187).

В Толковом словаре Т.Ф.Ефремовой написано: «Комплимент – приятные, лестные слова, сказанные в чей-либо адрес» (4).

В этимологическом словаре Г.А.Крылова - заимствование из французского, где compliment ("комплимент") образовано от complimenter – "приветствовать" (9).

Изучив точки зрения нескольких ученых-лингвистов, можно выделить следующие признаки комплимента:

- характерная эмоциональность;

- выраженное одобрение;

- положительн реакция у собеседника.

Следовательно, комплимент – это фраза, вызывающая положительную эмоциональную реакцию адресата. При помощи комплиментов дается субъективная оценка, иногда наблюдается преувеличение достоинств собеседника, повышенная эмоциональность.

1.2.Этимология слова «комплимент»

Трудно однозначно ответить на вопрос, из какого языка пришло к нам слово «комплимент». В большинстве словарей указано, что это слово заимствовано из французского языка (так считают С.И.Ожегов, Г.А.Крылов, авторы энциклопедического словаря). Однако М.Фасмер считает, что оно пришло в русский язык через немецкий или итальянский.

В «Школьном этимологическом словаре» Н.М.Шанского дается следующая информация: «заимств. в Петровскую эпоху из франц. яз., где compliment "комплимент" < "приветствие" — из исп. cumplimiento — тж. < "исполнение" (того, что желаете, ср. всего хорошего), суф. производного от cumplir "исполнять, совершать" (5).

1.3.История комплимента

Истоки комплимента восходят к рыцарской поэзии, которая развивалась еще в 12 веке при дворах феодалов. В начале 17 века во Франции комплимент становится неотъемлемой частью придворного этикета и употребляется во время приветствия, в танце, в светских беседах.

В начале 18 века комплимент входит и в русский язык. В это время издаются учебники хорошего тона: «Приклады како пишутся комплементы разные…» (1708 г.) и «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению…» (1717 г.), рассказывающие о правилах светского этикета.

В 19 веке сфера использования комплимента значительно расширилась. Он стал элементом устного этикетного общения.

В конце 19 – начале 20 века употребление комплиментов в речи идет на спад. Все чаще употребляются в негативном значении – польстить.

В советский период, после 1917 года, комплименты выходят из употребления.

В конце XX в. российское общество вновь переживает глобальные социально-экономические и политические изменения, вместе с которыми совершенствуется и культура речи. Сегодня современный деловой речевой этикет рассматривает комплимент как немаловажный компонент деловой коммуникации.

Следует отметить, что со временем комплимент утратил свое первоначальное значение «приветствие», «поклон» и употребляется сейчас как «любезные слова», которые помогают расположить к себе собеседника.

1.4.Виды комплиментов

Н.И.Формановская связала формулы речевого этикета с «социальными поглаживниями», то есть одобрительными действиями партнеров. Она считает комплимент третьим «поглаживанием» после приветствия и вопроса о делах.

Можно выделить несколько видов комплиментов.

  1. Прямое обращение: Вы сегодня прелестны!

  2. Комплимент-сравнение: Спросите этого энциклопедиста.

  3. Комплимент от третьего лица: Он всегда это делал лучше меня.

  4. Вопросительное предложение: И откудаты все это знаешь?

  5. Косвенный комплимент: Удивительно, но кареглазые женщины всегда обладают чувством юмора.

  6. Комплимент «минус-плюс»: Не могу сказать, что ты сделал это аккуратно, но содержание работы очень глубокое.

  7. Комплимент через «третье лицо»: Ваня сказал, что ты хорошо рисуешь. Покажешь свои работы?

ГЛАВА 2. КОМПЛИМЕНТ В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ

2.1. Комплимент в русской литературе

В 18 – 19 веках комплимент являлся элементом этикета и нашел отражение в художественной литературе данного периода. Героями произведений становятся дворяне, последние представители старой России. Для них правила хорошего тона являются неотъемлемой частью их жизни. Комплименты присутствуют в речевом поведении героев А.П.Чехова.

Прочитав произведения А.П.Чехова, можно отметить следующие комплименты.

  1. Прямое обращение:

«Ты, Дымов, умный, благородный человек» («Попрыгунья»)

«Эй, красотки» («В овраге»)

«Дорогая милая моя, прекрасная» («Невеста»).

«Милая, добрая моя, ты ведь умна» («Невеста»)

  1. Косвенный комплимент:

«Н правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее?» (Попрыгунья»)

«Протяни свою честную руку Рябовскому» («Попрыгунья»).

«У Полянского очень хорошая лошадь, я не спорю» («Учитель словесности»).

«Чудесная картина» («Невеста»).

  1. Восклицательное предложение:

«Веселые господа…дай бог здоровья!» («Тоска»)

«Сколько самопожертвования!» («Попрыгунья»)

«Милый мой метрдотель!» («Попрыгунья»)

«Великий, необыкновенный человек! Какие дарования!» («Попрыгунья»)

«Господи, она уже взрослая» («Черный монах»).

«Как вы моложавы!» («Учитель словесности»).

  1. Комплимент от третьего лица:

«Красивый молодой человек, ну, неглупый, и есть в лице, знаешь, что-то сильное» («Попрыгунья»).

«Но все же она необыкновенная женщина» («Невеста»).

  1. Вопросительное предложение:

«Зачем вы сегодня так обворожительны?» («Попрыгунья»).

В прочитанных произведениях наиболее распространенными являются комплимент-восклицательное предложение, прямое обращение и косвенный комплимент.

2.2. Комплимент в речи окружающих

Используя метод наблюдения и анкетирования, я решила выяснить, употребляют ли школьники комплименты в своей речи. Мною была составлена анкета (приложение №1), результаты которой даны в виде диаграмм (см. приложение №2).

В опросе принимало участие 80 человек (40 девятиклассников и 40 взрослых). Анализ результатов анкетирования показал, что наиболее часто делают комплименты учащиеся (22 человека – 88%), чем взрослые (13 человек – 32,5%).

На вопрос «В какой ситуации Вы чаще всего делаете комплименты?» учащиеся ответили, что употребляют комплименты в ситуации повседневного непринужденного общения (90%). Взрослые тоже предпочитают произносить комплименты в разговорной речи (72,5%).

Основной целью комплимента учащиеся считают стремление сделать приятное собеседнику (82,5%). Взрослые поддерживают эту же точку зрения (57,5%).

На вопрос «Что является предметом комплимента?» учащиеся дали следующие ответы: внешность – 62,5%, одежда – 25%, успех в конкретной ситуации – 27,5%, качества характера, природные способности – 75%. Взрослые ответили, что говорят комплименты в связи с успехом в конкретной ситуации – 35%, отмечают внешность – 25%, одежду – 10%, качества характера – 30%.

Учащиеся и взрослые предпочитают употреблять краткие комплименты, лишенные экспрессии (учащиеся – 72,5%, взрослые – 67,5%).

Следует отметить, что среди учащихся наиболее часто употребляют комплименты девочки (60%), среди взрослых респондентов женщины (65%).

Кроме этого, объектом моего исследования стали комментарии к фотографиям одноклассников в социальной сети «Одноклассники» (см. приложение №3). Подростки чаще всего делают комплименты по поводу внешности. В основном дают высокую оценку («тебе идут две косички!!!!!», «Наташа, ты супер! я в восторге!)))», «самая красивая бабочка!!!» и другие).

Таким образом, можно сделать вывод, что в 21 веке изменился адресант комплимента. Если в 18-19 веках комплименты произносили мужчины в адрес женщин, то в наше время ситуация изменилась. Комплимент все чаще мы слышим из уст женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первая часть моей работы посвящена истории появления комплимента, его семантике. Изучив данные вопросы, я пришла к следующим выводам:

Комплимент – это любезные слова, которые делают приятное человеку. История слова восходит к 17 веку. В 18-19 веках комплимент рассматривается как элемент этикета, культуры человека. В 21 веке комплимент служит средством межличностных отношений. Можно выделить несколько видов комплиментов: прямое обращение, комплимент-сравнение, комплимент от третьего лица, вопросительное предложение, косвенный комплимент, комплимент «минус-плюс», комплимент через «третье лицо».

Во второй главе рассмотрела комплименты в речи героев произведений А.П.Чехова. Изучив встретившиеся комплименты, я пришла к выводу, что в речевом общении героев А.П.Чехова встречаются прямое обращение, косвенный комплимент, восклицательное предложение, вопросительное предложение. В прочитанных произведениях наиболее распространенными являются комплимент-восклицательное предложение, прямое обращение и косвенный комплимент. Также я представила анализ анкет и наблюдение за комментариями к фотографиям в социальной сети «Одноклассники». Данные анкетирования говорят о том, что в речи школьников широко функционируют комплименты.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 2006.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1996.

  3. Словарь иностранных слов. /Под редакцией Бурцева В.В.. - М., 2007.

  4. Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой: http://www.speakrus.ru.

  5. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка:

http://www.speakrus.ru.

  1. Шевченко И. Ю. Комплимент в русском языке XVIII - начала XXI в.в.: Особенностифункционирования в контексте смены культурных эпох./ Филология, искусствоведение и культурология: актуальные проблемы: материалы международной заочной научно-практической конференции. (10 сентября 2012 г.)

  2. Чехов А.П. Рассказы. Повести. Пьесы./ Сост. Н.М.Кожемякина. – М., 1999.

  3. Энциклопедический словарь: http://www.gramota.ru.

  4. Этимологический словарь Г.А.Крылова: http://www.speakrus.ru.

  5. Этимологический словарь русского языка М.Фасмера: http://dic.academic.ru.

  6. http://ru.wikipedia.

Приложение № 1.

Уважаемые респонденты! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1.Пол: мужской, женский

2.Как часто Вы делаете комплименты?

-часто

-редко

-никогда

3.В какой ситуации Вы чаще делаете комплименты?

-В ситуации повседневного непринужденного общения

-В ситуации делового общения

4. Какова основная цель комплимента?

-Сделать приятное собеседнику

-Стремление вызвать симпатию, расположить к себе собеседника

-Достижение личной выгоды

5.Что является предметом комплимента?

–Внешность

-Одежда

-Успех в конкретной ситуации

-Качества характера, природные способности

-другое

6.Вы предпочитаете:

-краткий комплимент, лишенный экспрессии

-развернутый, насыщенный экспрессией

Спасибо.

Приложение № 2.

Результаты анкетирования.

Как часто Вы делаете комплименты?

В какой ситуации Вы чаще делаете комплименты?

Какова основная цель комплимента?

Что является предметом комплимента?

Вы предпочитаете:

Приложение № 3.

Языковой материал

Тебе идут две косички!!!!!

Красавица.Доча красотулька)) одноклассница вообще отпад красивая*)).

Прикольные))))).

Наташа, ты супер! Я в восторге!))).

Класс))).

Света, это же копия ты!!!

Так хочется найти слова,

Которые еще вам не сказали

И чтобы было много в них тепла,

И вы потом их долго вспоминали.

Эльмира, ты красавица!!!

Красавцы!!!

Красота!!!

Любимка мой!!!Красавчик!!!!!

Счастливая!!!!

Ты у нас красавишна.

Принцесса, моя любимица!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Изумительные красавцы!!

Краса!!!

Какая стать, самая красивая и мушкетер самый красивый. Мои любимчики!!!!!!!!!!!!!!!

Самая красивая бабочка!!!!

Просто звезды.

Красотка)).

Просмотров работы: 4565