Введение.
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как говорим? Или как говорят одноклассники, друзья? Оказывается, слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В нашей работе мы попытались разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.
Объект исследования: речь учащихся 6-х классов.
Цель исследования: анализ речи шестиклассников нашей школы с точки зрения использования ими слов-паразитов.
Задачи:
изучить понятие «слова-паразиты»;
провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных слов-паразитов;
понаблюдать за речью одноклассников на уроке во время ответа и на перемене;
сгруппировать слова, засоряющие речь, по их значению;
дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.
Гипотеза: слова-паразиты распространены в речи шестиклассников.
Приработе над проектомиспользовались следующие методы:
изучение теоретического материала о словах-паразитах,
наблюдения за речью учащихся на уроках и вне уроков, в неформальной обстановке;
анкетирование;
анализ и обобщение.
Практическая значимость. Данный материал можно использовать на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку, а также на классных часах.
Слова-паразиты в речи.
Слова-паразиты - это слова, которые не несут никакой информации, намертво вошедшие в разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает.
В литературе по лингвистике есть целый ряд терминов, определяющих понятие «слова-паразиты»: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О.Б.Сиротина), «вставные элементы» (Т.А. Ладыженская). Но чаще всего употребляется термин «слова-паразиты».
Самое распространённое определение слов-паразитов следующее: это слова и звуки, засоряющие устную речь.
Словарь-справочник лингвистических терминов Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой предлагает следующее толкование: «Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки, называются словами-паразитами».
Изучив случаи употребления слов, я пришла к выводу, что можно выделить еще и звуки-паразиты, которые тоже засоряют нашу речь.
Все слова-паразиты можно разделить на две группы. Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, короче, ну и др.
Другая группа слов отражает наши эмоции. Используя такие слова, мы можем выразить одним словом несколько эмоций сразу. Например, возмущение и огорчение одним словом блин.
Слова-паразиты употребляет человек с маленьким словарным запасом. Он часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово.
Практическая часть
Среди учащихся я провела анкетирование (приложение № 1). В опросе участвовали ученики 6-х классов. По результатам анкетирования выделила наиболее употребляемые шестиклассниками слова-паразиты и звуки (блин, это, короче, ну, э, как его там, так, как бы, вот, а).
Проанализировав анкеты, выявила, что слова-паразиты употребляют для связи слов. Также некоторым учащимся они помогают преодолеть недостаток словарного запаса и делают речь понятнее для друзей.
Многие отметили, что слова-паразиты не нужны.
В основном ребята стараются обойтись без них. Но, к сожалению, есть такие, которые не задумываются над тем, как они говорят, и не хотят поработать над своей речью.
Заключение.
В результате изучения теоретического материала и проведённых исследований я пришла к выводу, что слова-паразиты, существующие в речи человека, не несут никакой коммуникативной информации и во многом затрудняют понимание излагаемой мысли; они являются своеобразными словами-смазками и прочно закрепляются в лексиконе человека. Большинство учащихся 6-х классов знает о существовании слов-паразитов и активно использует их в своей речи. Наиболее употребляемые слова-паразиты в речи наших школьников следующие: блин, это, короче, ну.
Я считаю, что от слов-паразитов нужно избавляться. Предлагаю советы, которые помогут исключить данные слова из своей речи:
читать художественную литературу;
наблюдать за своей речью;
стараться чаще выступать перед слушателями.
В дальнейшем я планируюпродолжить изучение темы, исследовать речь взрослых людей.
Источники.
Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи. Вставные элементы в речевом потоке. – М., 1985.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М., 1976.
Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1984.
www.gramota.ru
www.slovesnik.ru
http://ru.wikipedia.
Приложение 1.
Знаете ли вы, что такое слова – «паразиты»?
Да Нет
Откуда вы узнали о словах – «паразитах»?
Из телевизора Из интернета
В школе Дома
Другие варианты ________________________________________
3.Часто ли вы употребляете слова – «паразиты»?
Да Нет
Для чего вы их употребляете?
Нужны для связи слов.
Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.
Делают речь понятнее для друзей.
Другие варианты ________________________________________
Нужны ли слова – «паразиты» в нашей речи?
Да Нет Не думал(а) об этом.
Стараетесь ли вы обойтись без них?
Да Нет Не думал(а) об этом
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!