ПОДАРОК УЧИТЕЛЮ ФИЗИКИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОДАРОК УЧИТЕЛЮ ФИЗИКИ

Нестерова С.А. 1
1МБОУ УКК
Скворцова И.М. 1
1МБОУ УКК
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

К выполнению этой работы меня подтолкнула подготовка моих друзей по школе к выпускному баллу. Они долго обсуждали вопрос: как поблагодарить учителей и что оставить им на память о себе. Я тоже озаботилась этой проблемой: а что мы оставим на память школе?

В нашу школьную жизнь с первых уроков физики вошли электронные средства обучения. При проведении и подготовке к урокам мы часто используем презентации, выполняем опыты в виртуальных физических лабораториях, используем и другие ЭОР по физике для подготовки своих докладов и выступлений, творческих домашних заданий. У моего учителя физики есть большая коллекция ЭОР, сделанных выпускниками прошлых лет. Она гордится их работами и использует при проведении уроков. И я решила, что лучшим подарком учителю физики будет создание НАШЕГО электронного образовательного ресурса, которого пока нет в коллекции у Скворцовой И.М. Дальнейшая работа над проектом была направлена на решение следующих задач:

  • определение темы ЭОР;

  • определение вида ЭОР;

  • составление сценария ЭОР;

  • подготовка оборудования для опытов;

  • презентация ЭОР.

Определившись с темой ЭОР – «Действия электрического тока», я приступила к ознакомлению с интернет-ресурсами по данной тематике. Оказалось, что ЭОР по данной теме в интернете достаточное количество. Но чтобы воспользоваться некоторыми ресурсами необходимо пройти регистрацию, указав адрес электронной почты или номер телефона https://www.getaclass.ru/#teachers, на других нужно заплатить оргвзнос от 500 до 1500 руб https://infourok.ru/videouroki/subscription. На других ресурсах я обнаружила:

  • видео-рассказ учителя по данной теме, но он не иллюстрировался опытами http://interneturok.ru/physics/8-klass/belektricheskie-yavleniyab/elektricheskiy-tok-v-metallah-deystviya-elektricheskogo-toka-napravlenie-toka?chapter_id=5940&book_id=82,

  • тесты по данной теме http://www.openclass.ru/,

  • тексты из учебных пособий по данной теме http://fcior.edu.ru/,

  • не цветной учебный фильм 1970 года издания https://www.youtube.com/watch?v=sIVeUoQXI6g,

  • два ролика о магнитном и тепловом действии тока, школьной студии «Нейтрино» Ханты-Мансийской школы №2, где опыты проводились учеником 8 класса с использованием старого демонстрационного оборудования https://www.youtube.com/watch?v=Fc5R7ORoHTc

https://www.youtube.com/watch?v=b8SLHVOUv9Y

Основная часть

«…В настоящее время ЭОР трактуется как чрезвычайно широкое понятие: и как элементарный информационный объект (фотография, видеофрагмент, звукозапись, текстовый документ, анимация, интерактивная модель, задание в тестовой форме и т.д.), и как комбинация таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и как инновационная конструктивная среда, поддерживающая творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и как электронный учебник, содержащий систематическое изложение содержания учебного предмета, соответствующее государственному стандарту и образовательной программе, обладающий принципиально новыми эргономическими свойствами и технологическими возможностями»*.

В своём ЭОР я решила совместить элементарные информационные объекты привязав их к теме «Действия электрического тока». Мой сценарий ЭОР содержит следующие компоненты:

  1. Опыты с альтернативными источниками тока.

  2. Мини-рассказы об использовании действий тока.

  3. Опыты, иллюстрирующие действия электрического тока.

  4. Интерактивный тест по теме «Действия электрического тока»

При подготовке работы я использовала возможности PowerPoint, Movie Maker и фотоаппарат марки «Canon». Презентовала я свою работу на уроке физики в 11 классе социально-гуманитарного профиля 11 сентября 2016 года. Видео ресурс можно посмотреть, воспользовавшись ссылкой: https://www.youtube.com/watch?v=bD2nNdYLOBg&t=318s

Сценарий видеоурока по теме «Действия электрического тока»

Заставка программы

Добрый день, в эфире снова «Экспериментальная Несекретная Лаборатория».

Каждый из нас в жизни хоть раз сталкивался с понятием электрического тока, но задумывался ли кто о его действиях и применении. Сегодня мы попытаемся ответить на все эти вопросы.

Заставка «ЭНЛ»

Крутой поворот в судьбе электричества произошел благодаря открытию Алессандро Вольта в конце 18 века. В 1800 году итальянский учёный Алессандро Вольта опустил в банку с кислотой две пластинки — цинковую и медную — и соединил их проволокой.

После этого цинковая пластина начала растворяться, а на медной стали выделяться пузырьки газа. Вольта предположил и доказал, что по проволоке протекает электрический ток. Таким образом, был изобретен источник постоянного тока, а именно Вольтов столб, применявшееся на заре электротехники устройство для получения электричества.

Заставка «ЭНЛ»

Ведущий с вольтметром и картошкой: Интересно, как же могут быть связаны измерительный прибор для определения напряжения-вольтметр и всем известный овощ, такой, как картошка? Мы переходим к моей самой любимой рубрике «Эксперименты».

Заставка «ЭНЛ»

Некоторые умельцы предлагают использовать в качестве источников тока овощи и фрукты. Проверим это на опыте! Для своего эксперимента мы взяли яблоко, картофель и лимон, также нам понадобятся медная пластинка, цинковая пластинка, 2 провода и вольтметр.

Вставляем пластины в первый фрукт и это у нас будет яблоко (вставили и измерили). Записываем полученный результат.

Тоже самое мы проделываем с картофелем и лимоном, не забывая записывать их данные.

Таким образом, мы выяснили, что яблоко, картофель и лимон могут являться источниками тока, а самое большое напряжение вырабатывает … .

Заставка «ЭНЛ»

Увидеть движущиеся заряды, создающие электрический ток невозможно. Они очень малы. Но существуют явления, которые нас убеждают в их реальности. Такие явления принято называть действиями электрического тока. Сегодня мы поговорим о тепловом, химическом и магнитном действии тока.

Заставка «ЭНЛ»

Задумывались ли вы когда-нибудь как наносят позолоту на различную бижутерию? Оказывается, это делают с помощью химического действия электрического тока. Заготовку опускают в раствор соли нужного металла и пропускают через раствор постоянный электрический ток. Для рассмотрения химического действия соберем установку, продемонстрированную на экране (слайд со схемой) , она будет состоять из источника тока, лампочки, ванночки, в которую опущены цинковая и медная пластинки, также нам понадобится стакан с чистой водой и соль. Замыкаем ключ и видим, что лампочка не загорается, размыкаем. Теперь в ванночку насыплем соль и тщательно размешаем (5-10 секунд). Замыкаем ключ и видим, что лампочка загорается, таким образом мы продемонстрировали химическое действие электрического тока.

Заставка «ЭНЛ»

Сразу же после появления первых источников тока учёные заметили, что при прохождении тока по проводнику, проводник нагревается и даже может раскалиться добела, то есть стать источником света. Первую лампу накаливания сделал российский электротехник Александр Николаевич

Лодыгин, уроженец Тамбовской губернии. ( слайд с А. Н. Лодыгиным)

Тепловое действие электрического тока лежит в основе работы самых разных бытовых нагревательных приборов. Это и электрический утюг, чайник или кофеварка, и электроплита и фен и многое другое.

Для рассмотрения теплового действия электрического тока нам понадобится собрать цепь, схема, которой представлена на доске (слайд со схемой 2).

Включаем источник тока и начинаем наблюдать за спиралью лампы, передвигая ползунок реостата. Замечаем, что спираль изменяет свой цвет, а значит меняется и температура. Чем белее спираль, тем выше температура.

Заставка «ЭНЛ»

Датский учёный Ханс Кристиан Эрстед обнаружил, что вблизи проводника с током магнитная стрелка поворачивается, ориентируясь перпендикулярно проводнику. Дальнейшие исследования показали, что взаимодействие проводников, по которым текут токи, осуществляется посредством магнитного поля. Магнитное действие тока используют во многих электроприборах (слайд приборов): генераторах, электродвигателях, измерительных приборах (вольтметр и амперметр), подъёмных кранах и реле, которые управляют работой различных устройств.

Магнитное действие тока лежит в основе работы промышленных подъёмных кранов, которые могут поднимать очень тяжёлые железные предметы .

В последнем эксперименте мы создадим собственный подъёмный электромагнитный кран. Для этого нам понадобиться: железный гвоздь или стержень, длинный изолированный провод, источник питания, ключ, мелкие железные изделия.

Обмотаем проводом наш гвоздь и поднесем к булавкам, наблюдаем, что данные предметы не имеют притяжения на данный момент. Теперь мы включаем источник тока, ждём 10-15 секунд и наблюдаем превращение гвоздя в подъёмный кран. Магнитное действие тока в действии. Цепь была собрана по данной схеме (схема 3). Кстати, магнитное действие считается основным действием электрического тока.

Заставка «ЭНЛ»

«Несекретная Экспериментальная Лаборатория» завершает свою работу и предлагает подвести итоги выполнив тест (решение теста)

Заставка «ЭНЛ»

Сегодня мы поговорили об электрическом токе, альтернативных способах его получения, а также пронаблюдали его действия в нашей «Несекретной Экспериментальной Лаборатории». Помните, что физика окружает нас повсюду, узнавайте и познавайте новое.

Заключение

Видеоурок «Действия электрического тока» получил одобрение моих одноклассников. Порадовать подобными подарками мы решили и других учителей естественно-научного профиля.

Список источников

Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник базовый уровень Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик .-М.: 2009 - 272 с.

http://swsys-web.ru/electronic-educational-resources.html

http://elearn.irro.ru/upload/files/personal-folders/5/lekciya_7.1.pdf

http://schoolcollection.edu.ru.

http://fcior.edu.ru/

http://www.it-n.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.openclass.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b795a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?fullView=1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aab09908-29a9-9f5d-5424-fc4d9c87ed40/00149789972455362.htm

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba06c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&sort=order&interface=pupil&class=50&subject=30

https://infourok.ru/videouroki/subscription

http://interneturok.ru/physics/8-klass/belektricheskie-yavleniyab/elektricheskiy-tok-v-metallah-deystviya-elektricheskogo-toka-napravlenie-toka?chapter_id=5940&book_id=82

https://www.getaclass.ru/#teachers

https://www.youtube.com/watch?v=sIVeUoQXI6g

https://www.youtube.com/watch?v=Fc5R7ORoHTc

https://www.youtube.com/watch?v=b8SLHVOUv9Y

https://www.youtube.com/watch?v=AzG6rUPhsXY

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=d8b568414a37bcb4d32cc8a0a212be12&n=33&h=225&w=129

http://virtuallab.by/publikacii/Novosti/13VoltovStolb/voltov_stolb.gif

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=eb316e358a412b4028b047b60c3f7c03&n=33&h=225&w=300

SEREBRO — Chocolate (минус)

4FREE BY - Самая популярная фоновая музыка для видео

БАНАНАФОН - бананофон.

Музыка - На задний фон (для видео)

15

Просмотров работы: 1531