Введение
Актуальность
Работа посвящена необычным источникам энергии. Однажды я узнал, что из фруктов и овощей можно сделать батарейку, которая будет давать электрический ток. Нас очень заинтересовал этот факт, и мы захотели узнать об этом больше.
Впервые о нетрадиционном использовании фруктов я прочитал в книге Николая Носова. По замыслу писателя, Коротышки Винтик и Шпунтик, жившие в Цветочном городе, создали автомобиль, работающий на газировке с сиропом.Мы подумали, а сможет ли батарейка из картофеля подзарядить мобильный телефон.
Цель проекта: получение электрического тока при помощи картофеля.
Задачи:
Проанализировать литературу, Интернет-ресурсы по теме исследования.
Ознакомиться с принципом работы батарейки.
Провести опрос одноклассников «Что вы знаете о токе?».
Провести исследование напряжения в гальванических элементах из картофеля.
Провести эксперимент по созданию батарейки из картофеля.
Объект исследования – электрические батарейки.
Предмет исследования – картофель какисточник тока.
Гипотеза: предположим, что из картофеля можно сделать источник тока – батарейку.
Теоретическая значимость заключается в анализе специальной литературы.
Практическая значимость заключается в выводах по результатам эксперимента и создании батарейки из картофеля.
Этапы работы:
На I этапе проводили теоретическое исследование, анализ литературы.
На II этапе – исследование и эксперимент, делали выводы.
Глава I. История создания батареек
I.1. Что такое батарейка
Батарейка – это удобное хранилище электричества, которое может быть использовано для обеспечения энергией переносных устройств. Некоторые батарейки предназначены для одноразового использования, другие можно перезаряжать. Батарейки бывают разнообразной формы и размеров (Приложение 1). Некоторые – маленькие, как таблетка. Некоторые – величиной с холодильник. Для начала мы решили разобраться, как устроена обычная батарейка и как в ней создаётся электрический ток. Посмотрев в энциклопедии «Всё обо всём» и по рисункам разобрались, что это две металлические пластины, помещенные в специальное химическое вещество – электролит. Одна пластина подключена к выводу «+», другая – к выводу «-».Электрод с более отрицательным потенциалом, на котором при разряде протекает процесс окисления, называется отрицательным электродом, или анодом, и обозначается знаком (−). Электрод с более положительным потенциалом, на котором происходят реакции восстановления, принимается за положительный электрод, называется катодом и обозначается знаком (+). Стоит подключить к батарейке нагрузку, например, лампочку, как от пластины «+» к пластине «-» потечёт ток. Начнется химическая реакция в электролите, которая начнет перекидывать электроны с «-» (отрицательной) пластины на «+» (положительную).
I.2. Из истории…
В начале своих исследований мы решили узнать, откуда появилась батарейка. Еще в 1791 году Итальянский врач ЛуиджиГальванисделал важное наблюдение, только не сумел его правильно истолковать.
Гальвани заметил, что тело мертвой лягушки вздрагивает под действием электричества - если положить его возле электрической машины, когда оттуда вылетают искры.Итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1800 году повторил опыты Гальвани, но с большей точностью. Он заметил, что, если мертвая лягушка касается предметов из одного металла - например, железа - никакого эффекта не наблюдается. Чтобы эксперимент прошел успешно, всегда требовались два разных металла. И Вольта сделал вывод - появление электричества объясняется взаимодействием двух различных металлов, между которыми образуется химическая реакция. Он поочередно уложил встолбик серебряные и цинковые кружки, изолированные фетровыми прокладками, элемент так и называется: вольтов столб. Гальвани открывает биологические эффекты электричества. Вольта изобретаетисточник постоянного тока — гальванический элемент (1800). (Приложение2).
Батарейки, которые можно заряжать многократно, изобрел в 1859г. французский физик Гастон Планше.
I.3. Успехи ученых в создании овощных и фруктовых батареек
Ученые утверждают, что, если у вас дома отключат электричество, вы сможете некоторое время освещать свой дом при помощи лимонов.
Индийские ученые работают над созданием необычных батареек для несложной бытовой техники с низким потреблением энергии. Внутри этих батареек должна быть паста из переработанных бананов и апельсиновых корок. Одновременное действие четырех таких батареек позволяет запустить настенные часы, а для ручных часов хватит одной такой батарейки.
Компания Sоnу на научном конгрессе в США представила батарейку, работающую на фруктовом соке. Если «заправить» такую батарейку 8 мл сока, то она сможет проработать в течение одного часа. Применяться новинка может в плеерах, мобильных телефонах.
А группа ученых из Великобритании создала компьютер, источником питания для которого является картошка. За основу был взят старый компьютер с маломощным процессором Iпtе1 386. В него вместо жесткого диска поставили карту памяти на 2 мегабайта. Питается это устройство 12 картофелинами, которые меняются каждые 12 дней (Приложение 3).
Выводы по главе I
На первом этапе работы мы изучали теоретическую сторону вопроса. Проанализировав литературу по теме исследования, мы пришли к следующим выводам:
батарейка – это удобное хранилище электричества, которое может быть использовано для обеспечения энергией переносных устройств;подключив к батарейке нагрузку, например, лампочку, от пластины «+» к пластине «-» потечёт ток;
появление электричества объясняется взаимодействием двух различных металлов, между которыми образуется химическая реакция;
батарейки, которые можно заряжать многократно, изобрел в 1859г. французский физик Гастон Планше;
ученые утверждают, что, если у вас дома отключат электричество, вы сможете некоторое время освещать свой дом при помощи овощей или фруктов; они достигли некоторых успехов в своих исследованиях.
Глава II. Картофель как источник тока
II.1. Опрос «Что вы знаете о токе»
В ходе изучения теоретической стороны вопроса, мы узнали, что такое батарейка и принцип ее работы. В практической части исследования мы решили выяснить у своих сверстников, что им известно о токе. С этой целью мы провели опрос среди одноклассников.
На вопрос «Как ты считаешь, на что похож ток»? большинство, 21 человек (75%), ответили, что на пчелок, бегающих по проводам, 7 человек (25%) –на течение рекии никто – на спящего человека.
На вопрос «С помощью каких приборов можно измерить электрический ток?» почти все ученики – 23 человека (82%) – ответили, что мультимером. Но когда мы поинтересовались, знали ли ребята точный ответ, выяснилось, что ответ был дан методом исключения. Ребята исключили из ответов «часы» и «термометр».
На вопрос «Что может вырабатывать электричество» лидировали два ответа: электрическая плита и гидроэлектростанция. Яблоки, лимон, вареный картофель были названы только 4 (14%) опрошенными.
На IVвопрос (Можно ли прожить современному человеку без электричества?) был получен однозначный ответ «нет» (Приложение 4).
Вывод. Знания по затронутой нами проблеме недостаточные, может, в силу возраста? Но нашей работой одноклассники заинтересовались.
II.2. Наш эксперимент. Как мы делали батарейку
Для того чтобы провести эксперимент, приготовили все необходимое. Совместно с папой изготовили электроды из цинка и меди, приобрели светодиод.
Мы решили провести исследование на картофеле.
Для этого мы вставили в каждую картофелину медный и цинковый электроды, соединив цепь проводами для подключения их к мультиметру –специальному прибору для измерения напряжения и силы тока. С помощью мультиметра можно наглядно увидеть, сколько вольт даёт батарейка (Приложение 5).
Как же изготовить батарейку?
С одной стороны, воткнуть в картофель цинковый электрод приблизительно на треть его длины. С другой, кусочек медной проволоки.
Картофель работает как батарейка: медь – положительный (+) полюс, а цинковый электрод – отрицательный (-). К сожалению, это очень слабый источник энергии. Но папа подсказал, что его можно усилить, соединив последовательно несколько картофелин, вставить цинковые электроды и медные проволоки в другие картофелины. Соединить картофелины таким образом, чтобы цинковый электрод первого картофеля подключался к медной проволоке второго и т.д. И, наконец, подключить светодиод.
Как же теперь убедиться в том, что батарея работает?
Один из способов – подключить к ней устройство мультиметр, которое позволит измерить напряжение и силу тока батарейки.
Другой способ – приложить два свободных конца проволок к контактам светодиода (лампочки), он загорится (Приложение 5).
Вывод. Батарейка дала ток! Картофель – источник электроэнергии. И пусть зарядить телефон на данном этапе не получится – слишком мала сила тока – мы продолжим наше исследование, проведем еще ряд экспериментов и постараемся добиться поставленной цели.
II.3. Знаешь сам, расскажи друзьям
Уже на этапе опроса, мы заметили интерес одноклассников к нашей работе. Поэтому следующим шагом стал классный час, на котором мы поделились своими знаниями. А эксперимент по получению тока из картофеля проводили уже все вместе. Надеемся, в будущем это поможет нашим одноклассникам с интересом изучать физику.
Вывод. Фраза «Знаешь сам, расскажи друзьям» пошла ребятамна пользу. У многих ребят проявился интерес и стали возникать свои идеи (Приложение 6).
Выводы по главе II
Подводя итог опытно-экспериментальной части исследования можно утверждать:
опрос «Что вы знаете о токе», который мы провели среди одноклассников, показал, что знания по затронутой нами проблеме недостаточные, скорее всего в силу возраста, но нашей работой одноклассники заинтересовались;
в результате собственного эксперимента мы убедились, что картофель работает как батарейка: медь – положительный (+) полюс, а цинковый электрод – отрицательный (-), но к сожалению, это очень слабый источник энергии;
зарядить телефон на данном этапе не получится, но мы продолжим наше исследование, проведем еще ряд экспериментов и постараемся добиться поставленной цели;
классный час, проведенный нами по результатам эксперимента, вызвал у одноклассников положительные эмоции, а также желание самим совершать «открытия», а значит, наш труд не пропал даром.
Заключение
Начиная исследование, мы поставили перед собой цель получить ток из картофеля.
В ходе решения задач исследовательской работы мы узнали, что такое батарейка и разобрались с принципом ее работы, мы выяснили, что еще в 1791 году Итальянский врач Луиджи Гальвани сделал важное наблюдение, только не сумел его правильно истолковать.Итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1800 году повторил опыты Гальвани, но с большей точностью. Итак, Гальвани открывает биологические эффекты электричества, Вольта изобретает источник постоянного тока — гальванический элемент (1800).
Примечательны успехи ученых в создании овощных и фруктовых батареек. Ученые разных стран добились результатов по получению электрического тока из лимона, картофеля, из переработанных бананов и апельсиновых корок.
Нами были решены также все практические задачи исследования. В результате опроса было выяснено, что знаний у ребят недостаточно, но тема интересна, поэтому мы провели классный час, на котором рассказали обо всем, что узнали сами, а также продемонстрировали опыт. В результате все ребята убедились, что картофель может включить лампочку.
Нашей мечтой было суметь зарядить мобильный телефон при помощи картофеля, однако, на данном этапе осуществить ее не удалось – мала сила тока. Тем не менее, считаем, что цели исследования достигли, ведь мы сумели получить ток из картофеля. Гипотеза исследования, в которой мы предполагали, что из картофеля можно сделать источник тока – батарейку – полностью подтвердилась. На будущее планируем провести ряд экспериментов и постараться усилить силу тока из картофеля или другого необычного источника, которого хватило бы на то, чтобы зарядить мобильный телефон.
Список литературы
Витер В. Н./ «Фруктовая батарейка». Журнал «Химия и химики» №8/ 2009г., с.134-137
«Галилео»/ Журнал, Наука опытным путем. Статья «Лимонная батарейка»,№ 3/ 2011 г.,с. 9 – 12
Ликум А./Энциклопедия « Всё обо всём»: Букинист, 1995г. - 170 с.
Чуянов В.А./Энциклопедический словарь юного физика. -М.: Педагогика, 1991г. – 352с.
«Юный эрудит»/ Журнал. «Энергия из ничего» № 10 / 2009 г. - с.18-21
Яворский Б.И., Детлав А.А./ Справочник по физике- 2-изд., перераб.-М. Наука, 1985г. – 156с.
Приложение 1
Такие удивительные батарейки
Самые маленькие…
… и самые большие
Приложение 2
Столб Вольта
Приложение 3
Фруктово-овощные батарейки
Приложение 4
Опрос «Что ты знаешь о токе»
1.Как ты считаешь, на что похож электрический ток:
а) на течение реки;
б) на человека, который спит;
в) на множество маленьких пчёлок, которые бегают по проводам.
2. С помощью каких приборов можно измерить электрический ток?
а) термометр;
б) часы;
в) мультиметр.
3. Что может вырабатывать электричество:
а) электрическая плита;
б) яблоки, лимон, варёный картофель;
в) гидроэлектростанция.
4. Можно ли прожить современному человеку без электричества?
Результаты опроса
1.Как ты считаешь, на что похож электрический ток?
2. С помощью каких приборов можно измерить электрический ток?
82%
7%
3. Что может вырабатывать электричество?
21%
36%
14%
29%
Приложение 5
Наши эксперименты
Для проведения опыта необходимо:
|
Узнаем сколько дает напряжение одна картофелина |
|
Последовательно соединяем несколько картофелин… |
||
Узнаем общее напряжение… |
Присоединяем светодиод |
|
Вот, что получилось… |
||
14