ВВЕДЕНИЕ
Каждый из нас наверняка пользуется батарейками. А после использования - выбрасывает в мусорное ведро, что ведёт к загрязнению окружающей среды.
А можно ли создать батарейку, которая будет не опасна для человека, для окружающей среды и её можно будет легко утилизировать.
Тема моей исследовательской работы: создание фруктово – овощной батарейки..
Цель работы:
Выяснить, действительно ли фрукты и овощи могут служить источником электрической энергии и можно ли из овощей, фруктов и подручных материалов изготовить электрическую батарейку?
Задачи:
Собрать батарейку из разных овощей и фруктов;
Увидеть работу полученного тока наглядно на каких-либо электрических приборах
Гипотеза:
Разные фрукты и овощи дают разный по силе ток, чем больше фруктов и овощей в электрической цепи, тем больше будет мощность нашей батарейки.
Новизна работы: в данной работе, мы установили: если собрать батарейку из нескольких фруктов или овощей, тока будет достаточно, чтобы заработали небольшие электронные часы, или загорелась диодная лампочка, таким образом, фруктово – овощная батарейка сможет заменить обычную батарейку.
Методы:
1. Поиск информации по данной теме (книги, энциклопедии, журналы, информацию из Интернета);
2. Проведение экспериментов;
3. Анализ результатов.
Тип проекта– практико-ориентированный.
Проблема исследования – источник тока.
Предмет исследования- получение электрического тока.
Объект исследования: фруктовые и овощные батарейки
2. Батарейка.
2.1. Структура батарейки
Батарейка – это удобное хранилище электричества, которое может быть использовано для обеспечения энергией переносных устройств. Некоторые батарейки предназначены для одноразового использования, другие можно перезаряжать.
Батарейки бывают разнообразной формы и размеров. Некоторые – маленькие, как таблетка. Некоторые – величиной с холодильник. Но все они работают по одному принципу. В них создается электрический заряд в результате реакции между двумя химическими веществами, в ходе которой электроны передаются от одного из них другому.
Любая батарейка или аккумулятор – это ни что иное, как две металлические пластины, помещенные в специальное химическое вещество – электролит. Одна пластина подключена к выводу «+», другая – к выводу «-». Стоит подключить к батарейке нагрузку, например, лампочку, как от пластины «+» к пластине «-» потечёт ток. Начнется химическая реакция в электролите, которая начнет перекидывать электроны с «-» (отрицательной) пластины на «+» положительную.
Вред батарейки.
Пульты, часы, игрушки, телефоны, масса других вещей — в доме всегда есть что-то, что работает на батарейках. Несмотря на то, что батарейка может взорваться, протечь и повредить ваше оборудование, или быть проглоченной ребенком, основной вред она нанесет, если не будет правильно утилизирована. Вообще, батарейки — это химические устройства, элементы которых вступают в реакцию, давая на выходе электричество, которым мы и пользуемся. Элементы эти, в основном, токсичны и опасны:
свинец (накапливается в организме, поражая почки, нервную систему, костные ткани)
кадмий (вредит легким и почкам)
ртуть (поражает мозг и нервную систему)
никель и цинк (могут вызывать дерматит)
щелочи (прожигают слизистые оболочки и кожу).
После выбрасывания металлическое покрытие батарейки разрушается от коррозии, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды, откуда уже недалеко и до рек, озер и прочих водоемов, используемых для питьевого водоснабжения. Ртуть — один из самых опасных и токсичных металлов, имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов и может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных.А если батарейку сожгут на мусоросжигательном заводе, то все содержащиеся в ней токсичные материалы попадут в атмосферу.
Утилизация батарейки.
Хранить дома батарейки не рекомендуется, так как происходит выделение опасных веществ в воздух. По правилам, их необходимо утилизировать на специальных предприятиях.
У нас в России все довольно печально: если вы твердо решили не вредить природе, то пункт приема придется тщательно поискать даже в столице — что уж и говорить про другие города.
3.1. Фруктово – овощная батарейка.
Если изучить литературу на данную тему, то оказывается, если в любой фрукт или овощ воткнуть два электрода различных металлов, то за счет химических реакций, происходящих между соком и металлами, на электродах появится напряжение
В нашей фруктово-овощной батарейке роль электролита выполняет сок из фруктов
и овощей. Положительным электродом может служить медная проволока или медная монета (10 или 50 копеек). А отрицательным электродом – цинковые гвозди или шурупы.
Между прочим изобретенная 200 лет назад самая первая батарейка работала именно на основе фруктового сока.
Алессандро Вольта (рис.1) в 1800 году сделал открытие, собрав нехитрое устройство из двух пластин металла (цинк и медь) и кожаной прокладки между ними, пропитанной лимонным соком.
Рис.1 Александр Вольта
Алессандро Вольта выявил, что между пластинами возникает разность потенциала. Именем этого ученого назвали единицу измерения напряжения.
3.2. Исследование 1 «Прибор для измерения электрического тока»
Для измерения тока существует специальный прибор – мультиметр (рис.2). С его помощью можно наглядно увидеть, сколько вольт даёт батарейка. Мы знаем, что обычная пальчиковая батарейка даёт 1,5 Вольта. Убедимся в этом. Возьмём несколько батареек разных производителей и измеряем напряжение.
Рис.2 Мультиметр
ВЫВОД:у разных производителей батареек напряжение может быть немного больше или меньше полутора Вольт.
3.3. Исследование 2 «Количество электрического тока в овощах и фруктах»
Приступаем к измерению тока в фруктах и овощах. Воспользуемся медной и цинковой проволокой, вольтметром. Фрукты и овощи возьмём из тех, что нашлись дома (Приложение 1, рис.1 – рис.12).
По полученным измерениям построим таблицу.
Таблица 1.
Результаты измерения тока в овощах и фруктах.
Фрукты |
Овощи |
Солёные овощи |
|||||
Название |
Вт |
Название |
Вт |
Название |
Вт |
||
Лимон1 |
0,82 |
Лук |
0,75 |
Огурцы |
0,86 |
||
Апельсин |
0,84 |
Чеснок |
0,59 |
Помидоры |
0,84 |
||
Хурма |
0,83 |
Картофель |
0,75 |
||||
Банан |
0,79 |
Морковь |
0,74 |
||||
Зелёное яблоко |
0,9 |
Свёкла |
0,74 |
||||
Красное яблоко |
0,88 |
По данным таблицы 1 составим рейтинг овощей и фруктов (рис.3), которые способны нам дать больше всего электрического тока
:
Рис.3 Диаграмма 1.
Рис.4 Диаграмма 2
ВЫВОДЫ:
Все фрукты и овощи дают электричество;
Результат получился не слишком разным между фруктами, овощами, солёными овощами;
Фрукты и овощи дают разный по силе ток.
3.4. Исследование 3 «Целый фрукт, долька, полдольки»
Из таблицы измерений видно, что маленькая головка лука даёт не меньше тока, чем более крупный плод - банан.
А половинка и четвертинка яблока даёт столько же тока, сколько и всё яблоко: яблоко – 0,88; ½ яблока – 0, 85; ¼ яблока – 0,86. (Приложение 2, ри.1 – рис.3).
ВЫВОД: напряжение не зависит от размера плода.
3.5. Исследование 4. «Фруктовая батарейка».
Проверим сколько фруктов нужно соединить в цепочку, чтобы загорелась диодная лампочка.
Чтобы увеличить напряжение в нашей батарейке, нужно соединить элементы проводами последовательно, то есть по очереди друг за другом, так чтобы ток пошёл по цепочке от «+» одного фрукта к «-» другого фрукта, и так далее.
Соединим лимон и апельсин: напряжение – 1,34 Вт, лампочка не горит (рис.5).
Добавим в цепь зелёное яблоко: напряжение – 2,31 Вт, лампочка не горит (рис.6).
Ещё добавим хурму: напряжение – 3,2 Вт; ура! – наша лампочка загорелась (рис.7)
Рис. 5 Цепь из лимона и апельсина Рис.6 Цепь из лимона и апельсина, зелёного яблока
ВЫВОД: достаточно хотя бы четыре фрукта соединить в цепь и мы получим напряжение, чтобы диодная лампочка загорелась.
Рис.7 Цепь из лимона и апельсина, зелёного яблока
Исследование 5 «Овощная батарейка»
Проверим сколько овощей нужно соединить в цепочку, чтобы загорелась диодная лампочка. Так как в свежих овощах напряжение мало, возьмём солёные овощи .
Соединим два солёных огурца: напряжение - 1, 82 Вт, лампочка не горит.
Добавим в цепь третий огурец: напряжение - 2, 62 Вт, лампочка загорелась (рис.8)!!!
ВЫВОД: достаточно хотя бы три солёных овоща соединить в цепь и мы получим напряжение, такое, чтобы диодная лампочка загорелась.
Рис. 8 Цепь из солёных огурцов
Исследование 6 «Гори, гори ясно»
Проверим, какое количество времени может гореть диодная лампочка, присоединённая к фруктово – овощной батарейке. Соединим диодную лампочку с фруктово – овощной батарейкой и оставим её на ночь. Утро – диодная лампочка горит (рис.9)!!!
Рис. 9 Фруктово – овощная батарейка
ВЫВОД: наша батарейка даёт хоть и небольшое электричество, зато довольно
продолжительное время.
Исследование 7 «Часики идут»
Сделаем лимонно – апельсиновую батарейку и соединим её с часами. Результат – на часах загораются цифры, и наши часики идут (рис.10)!
ВЫВОД: достаточно соединить в цепь два фрукта и часы будут идти!
Рис. 10 Лимонно – апельсиновая батарейка
3.9 Исследование 8 «Хранение батарейки»
Мы оставили часы работать на целые сутки. Результат превзошёл ожидания. Часы продолжали идти и показывать правильное время! Часы работали трое суток. Фрукты изменились: лимон начал засыхать, а апельсин заплесневел (рис.11).
Рис.11 Фрукты после использования в фруктовой батарейке
ВЫВОД: после использования в батарейке, фрукты и овощи нужно выбросить.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Проведенные нами эксперименты, позволят сделать следующие заключения:
Из литературы - биологические объекты имеют свой электрический ток;
Из использованных фруктов и овощей лучшими источниками электрического тока являются лимон, апельсин, солёные овощи (светодиод горит дольше);
Все фруктовые и овощные батареи, состоящие из четырех элементов, дают свечение светодиода (ток и напряжение достаточны);
Выводы:
Из фруктов и овощей возможно изготовить батарейку, которая при утилизации не загрязняет окружающую среду.
На фруктово – овощной батарейке могут работать некоторые электрические приборы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Моя первая энциклопедия / пер. с англ. В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, Д.С.Щигеля - М, 2010
Большая книга "Почему" / пер.с итальянского О.Живаго - М, 2012
Акленова М.Д. «Энциклопедия для детей том 14 », М6Аванта+, 2001г
Володин В.А. «Энциклопедия для детей том 17», М6Аванта+, 2000г
Зубков. Б. В «Энциклопедический словарь юного техника», М: Педагогика,1988г.
Интернет – ресурсы:
http://avega.net.ua/avega/index.php/poznavatelnoe/2284-2011-12-16-09-06-54.html
http://www.xn--80aaacnkyej1ders.xn--p1ai/o_vrede_batareek.html
http://on-the-green-planet.com/malenkaya-batarejjka-i-ee-bolshojj-vred-utilizaciya-otrabotannykh-batareek-v-ukraine/
http://eneloop.kz/batareiki.html
http://www.business-equipment.ru/pererabotka/pererabotka-batareek.html
http://digit.ru/technology/20100707/252798803.html
http://www.mobime.ru/news/2006/04/18/potatoes_battery.html
http://nepropadu.ru/blog/Masterskaia/4748.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Батарейка
http://ru.wikipedia.org/wiki/Электрический_ток
Приложение 1.
Рис 1. Мультиметр Рис 2.Медная и цинковая проволока
(проводники)
Рис.3 Измеряем ток в зелёном яблоке Рис. 4 Измеряем ток в апельсине
Рис. 5 Измеряем ток в лимоне Рис.6 Измеряем ток в банане
Рис.7 Измеряем ток в хурме Рис.8 Измеряем ток в красном яблоке
Рис.9 Измеряем ток в луковице Рис.10 Измеряем ток в чесноке
Рис.11 Измеряем ток в картофеле Рис.12 Измеряем ток в свёкле
Приложение 2
1 лимон сначала надо помять, чтобы разрушить в нём волокна между электродами
19