Есть на свете один океан, самый большой. Мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в этом океане. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже машины «купаются» в этом океане. Этот океан не солёный и воды в нем даже нет. Это воздух, который окружает нас повсюду.
Воздух — естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования на Земле живых организмов. Кислород, содержащийся в воздухе, необходим живым организмам для дыхания.
Цель работы – изучить свойства воздуха.
Для реализации данной цели мы решали следующие задачи:
Обнаружение воздуха;
Изучить цвет воздуха;
Изучить вкус воздуха;
Изучить запах воздуха;
Изучить движение воздуха.
Методы исследования – теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, сравнение, обобщение, моделирование.
Работа носит прикладной характер исследования. Изучив свойства воздуха, мы смоделировали воздушный шар.
Объект исследования: воздух;
Предмет исследования: свойства воздуха.
Гипотеза: тёплый воздух поднимается к верху.
Глава 1. Изучение свойств воздуха.
1.1 Обнаружение воздуха.
Возьмём обычный стакан, перевернём его вверх дном, попытаемся опустить в воду. Не получается так как что то оказывает воде сопротивление. Теперь наклоним стакан, погруженный в воду. Увидим пузырь воздуха, после чего стакан наполнится водой. Таким образом мы доказали, что воздух существует. Он заполняет стакан и оказывает сопротивление воде. После того, как воздух из стакана вышел он легко погружается в воду и вода заполняет стакан полностью.
Опыт 1: Обнаружение воздуха.
1.2 Изучение цвета воздуха.
Теперь, когда мы знаем что в стакане находится воздух, попытаемся определить его цвет. Опускаем цветные полоски в стакан с воздухом. Полоски не изменяют цвет, следовательно, воздух не имеет цвета.
+
Опыт 2: Определение цвета воздуха.
1.3 Изучение вкуса воздуха.
Вкус мы определяем языком. На языке у человека находятся рецепторы, которые воспринимают вкус. Мы способны различать сладкое, солёное, кислое, горькое. Приложение I. Попробуем лизнуть воздух, высунув язык. Затем сравним его с другими продуктами: шоколад - сладкий, лимон - кислый, воздух - безвкусный. Таким образом, мы приходим к выводу, что воздух безвкусный.
Опыт 3: Определение вкуса воздуха.
1.4 Изучение запаха воздуха.
Запахи мы определяем с помощью носа. Сначала сделали глубокий вдох, чтобы почувствовать запах воздуха. Не ощущаем. Очистили апельсин и почувствовали запах апельсина. Нюхали духи, почувствовали приятный запах. А вот воздух без запаха.
Опыт 4: Определение запаха воздуха.
1.5 Изучение движения воздуха.
К приоткрытой двери поднесли зажженную свечу. Вверху пламя свечи направлено из комнаты, а внизу, напротив, в комнату. Зимой мы видим, что из открытой двери идёт пар, который всегда поднимается кверху. Над горячим чайником или кастрюлей тоже бывает пар, и он тоже устремляется вверх. Значит, тёплый воздух легче и поднимается вверх.
Опыт 5: Изучение движения воздуха.
Доказав, что тёплый воздух легче холодного и устремляется вверх мы задумались, а может ли воздух поднимать с собой предметы. Я вспомнил, что на день рождения мы запускали в небо небесное сердце. Это сердце было изготовлено из лёгкого материала и, когда мы поджигали специальную таблетку, пропитанную горючим материалом, оно поднималось в небо. А ещё я видел мультфильм фиксики. Там Папус и Мася поднимались на воздушном шаре, чтобы починить люстру. Позже папа рассказал мне, что такие воздушные шары существуют на самом деле и на нём могут летать люди. Приложение II. Поэтому я решил смоделировать свой воздушный шар.
Глава 2. Изготовление модели воздушного шара.
Для начала мы с папой нарисовали схему.
Затем мы смоделировали каркас из алюминиевой проволоки, так как алюминий прочный и в то же время лёгкий. Даже детали самолётов готовят из алюминия, чтобы сделать его лёгким и маневренным.
Изготовление каркаса воздушного шара.
Затем мы выбрали лёгкую и прочную ткань и обтянули ей каркас. Установив, что тёплый воздух может подниматься вверх и поднимать лёгкие предметы. Мы решили, что воздух можно нагреть с помощью свечи. Мы закрепили свечу проволокой, а внизу установили корзину для пассажиров.
Готовая модель воздушного шара.
Мой воздушный шар представляет лишь модель настоящего воздушного шара и подняться в воздух не сможет. Но в дальнейшем я планирую произвести необходимые расчеты и изготовить настоящий летающий шар, который сможет поднять в воздух, ну если не меня, то хотя бы Папуса и Масю (герои мультфильмафиксики).
Заключение.Воздух занимает пространство. Он не имеет цвета, запаха и вкуса, поэтому мы можем почувствовать запах цветов и вкусных продуктов. Еще запахи предостерегают нас от неприятностей.
Тёплый воздух поднимается кверху. Это свойство воздуха научились использовать люди ещё в 17 веке, когда изобрели воздушный шар – аэростат.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Литература.
Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 2. - С. 34-39.
Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М.: Просвещение , 1993. - 128 с. СОУНБ; ЕФ; Шифр 74.102.1; Авторский знак В493; Инв. номер 2181601-ЕФ СОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2181125-ЕФ
Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2. - С. 4.
Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.
Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб. пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М. : Просвещение , 1992. - 240 с.Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак М545; Инв. номер 2170754-ЕФ
Корзун А. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 4. - С. 28-35.
Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 8. - С. 17-19.
Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1. - С. 58-63.
Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. Программа эколог. образ. дошк. / Рыжова Н. А. - М.: Linka-Press , 1998. - 128 c. СОУНБ; КХ; Инв. номер 2200505-КХ
Стихина Л. Зеленые паруса: экологический досуг для детей // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128.
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Вкусовые рецепторы языка.
Рисунок 1. Зоны языка человека отвечающие за восприятие вкуса.
Рисунок 2. Вкусовые рецепторы в увеличенном виде.
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Воздушные шары.
Рисунок 3. Старинная гравюра воздушного шара
Рисунок 4. Современный воздушный шар.
Рисунок 5. Воздушный шар с туристами.
ПРИЛОЖЕНИЕ III. Исследование свойств воздуха.
3.1 Инструктивная карта для исследования свойства воздуха «цвет».
Порядок работы:
Возьмите цветные полоски и опустите их в стакан с воздухом.
Изменился ли цвет полосок? ____________________
Сделайте вывод. Цвет воздуха:
Воздух _________________________________
3.2 Инструктивная карта для исследования свойства воздуха «вкус».
Порядок работы:
Попробуйте шоколад, определите вкус
___________________________________________
Попробуйте лимон, определите вкус
___________________________________________
Попробуйте воздух, определите вкус
___________________________________________
Сравните вкус воздуха с другими продуктами.
Сделайте вывод. Вкус воздуха:
Воздух _________________________________
3.3 Инструктивная карта для исследования свойства воздуха «запах».
Порядок работы:
Сделайте глубокий вдох. Есть ли запах у воздуха?
___________________________________________
Очистите апельсин. Почувствовали запах?
___________________________________________
Понюхайте духи? Почувствовали запах?
___________________________________________
Сделайте вывод. Запах воздуха:
Воздух _________________________________