ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА

Пирожков К.Н. 1
1
Алексеева Т.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима

для жизни: ты есть сама жизнь»

Антуан де Сент Экзюпери.

Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для выживания живого организма ежедневно требуется определенное количество воды. Вопрос качества подаваемой воды играет важную роль в сохранении здоровья людей. Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека».

Актуальность исследования: для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека - одна из наиболее актуальных проблем современности.

Цель исследования: изучить влияние качества питьевой воды на здоровье детей.

Задачи:

  • изучить научно – познавательную литературу по данной теме;

  • провести анкетирование учащихся;

  • изучить амбулаторные данные по основным заболеваниям школьников МБОУ СОШ №4;

  • исследовать качество водопроводной питьевой воды;

  • выявить зависимость заболеваемости школьников от качества питьевой воды;

  • оценить полученные результаты.

Основная часть

Качество воды и здоровье

Вода второе по значимости вещество после воздуха для жизни человека.

Значение воды в жизни человека очень велико. Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления. Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения. Участвуя в обмене веществ, эта уникальная жидкость позволяет уменьшить жировые накопления и снизить вес.

Потеря воды для организма, опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды не более нескольких суток.

Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего, это связано с качеством употребляемой воды.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - 85% всех заболеваний в мире передается водой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Ежегодно 25 миллионов человек умирает от этих заболеваний.

Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. По санитарным нормам любая вода, которая течет из крана, должна отвечать стандартам питьевой воды. (СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода»)

Существуют основные показатели качества питьевой воды. Их условно можно разделить на группы:

1. Органолептические показатели (запах, привкус, цветность, мутность)

2. Токсикологические показатели (алюминий, свинец, мышьяк, фенолы, пестициды)

3. Показатели, влияющие на органолептические свойства воды (рН, жесткость общая, нефтепродукты, железо, марганец, нитраты, кальций, магний, окисляемость перманганатная, сульфиды)

4. Химические вещества, образующиеся при обработке воды (хлор остаточный свободный, хлороформ, серебро)

5. Микробиологические показатели (термотолерантные колиформы или Е.соli, ОМЧ).

Как правило, питьевая вода перед подачей потребителю подвергается одному или нескольким видам очистки. Однако бывает, что такая очистка проводится с нарушениями, либо является недостаточной. Снижает качество воды и техническое состояние водопроводных труб. В результате водопроводная вода несет большое количество посторонних веществ (бактериальная загрязненность воды, наличие в ней примесей, солей тяжелых металлов, хлора и др.), многие из которых опасны для нашего здоровья. Ниже в таблице (приложение, табл. 1) перечислены вещества, наиболее часто встречающиеся в питьевой воде, и их воздействие на наше здоровье. Превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде вредит здоровью человека.

Очень опасно присутствие в питьевой воде микроорганизмов, особенно бактерий из группы кишечных палочек и энтеровирусы, поражающих желудочно-кишечный тракт, а также вирус гепатита. Чтобы обеззаразить воду от микроорганизмов, её хлорируют.

Хлором обеззараживают воду, поскольку он — способен уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Однако с некоторыми соединениями, находящимися в воде, хлор вступает в реакцию. В результате образуются гораздо более неприятные соединения, чем сам хлор. Они придают воде неприятный запах, влияют на печень и почки.

Иногда в питьевой воде встречается много солей соляной и серной кислот (хлориды и сульфаты). Они придают воде соленый и горько-соленый привкус. Употребление такой воды приводит к нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта.

Содержание в воде катионов кальция и магния сообщает воде так называемую жесткость. Постоянное употребление внутрь воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме и, в конечном итоге, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях.

Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом.

При длительном употреблении питьевой воды и пищевых продуктов, содержащих значительные количества нитратов, снижает способность крови к переносу кислорода, что ведет к неблагоприятным последствиям для организма.

Многие химические вещества чаще всего вызывают рак либо воздействуют на печень и почки и как следствие – на кровь, поскольку почки и печень — “очистные органы человеческого организма”.

Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода – одно из непременных условий сохранения здоровья людей.

Практическая часть

Для того чтобы выяснить уровень знаний учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, мы провели анкетирование среди школьников. Всего было проанкетировано 100 человек.

Анкета «Качество питьевой воды»

№ вопроса

Вопрос

Вариант ответа

1

Какую воду вы пьёте?

Сырую воду

Кипячёную

Профильтрованную

Затрудняюсь ответить

2

Какие вредные элементы содержит вода, которую вы пьёте?

Соли

Железо и кальций

Загрязнения бактериями и микробами

Пью очищенную воду

Затрудняюсь ответить

3

Что вы думаете о качестве питьевой воды в нашем городе?

Низкое

Высокое

Соответствует нормам

Затрудняюсь ответить

4

Влияет ли вода на здоровье человека?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

5

На какие органы отрицательно влияет вода, которую вы пьете?

На печень

На почки

На пищеварительную систему

На сердце

Затрудняюсь ответить

Поставьте напротив правильного варианта ответа *

Результаты анкетирования

1) Какую воду вы пьёте?

сырую воду – 21 %

кипячёную – 40 %

профильтрованную – 30 %

затрудняюсь ответить – 9 %

2) Какие вредные элементы содержит вода, которую вы пьёте?

Соли – 10 %

Железо и кальций – 17 %

Загрязнения бактериями и микробами – 9 %

Пью очищенную воду - 20 %

Затрудняюсь ответить – 46 %

3) Что вы думаете о качестве питьевой воды в нашем городе?

низкое – 14 %

высокое – 35 %

соответствует нормам – 40 %

затрудняюсь ответить – 11 %

4) Влияет ли вода на здоровье человека?

Да – 40 %

Нет – 50 %

Затрудняюсь ответить – 10 %

5) На какие органы отрицательно влияет вода, которую вы пьете?

На печень – 18 %

На почки – 31 %

На пищеварительную систему – 21 %

На сердце – 5%

Затрудняюсь ответить - 25 %

Выводы

Исходя из результатов, проведенного анкетирования, нами сделан вывод о том, что многие школьники недостаточно информированы о последствиях воздействия некачественной воды на организм каждого из нас. Ребята недооценивают вред, наносимый такой питьевой водой человеческому организму. Не каждый из учеников связывает имеющиеся заболевания, различные недомогания с качеством питьевой воды.

Проведение опытов, определяющих качество воды.

Для анализа были взяты пробы воды:

водопроводная вода из крана МОУ СОШ № 4, водопроводная вода из крана ул.Олешко д. 74 кв.12.

Проведение ряда опытов по изучению качества воды.

Исследование органолептических показателей воды.

Любое знакомство со свойствами воды начинается с определения органолептических показателей, т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств: зрением, обонянием, вкусом.

К органолептическим относятся такие характеристики, как цветность, прозрачность, вкус, количество взвешенных веществ.

Органолептическая оценка даёт много информации о качестве воды.

1.Анализ на цветность должен показать, какого цвета вода, прозрачная, замутненная, с каким-либо оттенком. Определяют это с помощью белого листа бумаги. При дневном свете надо поставить лист позади пробирок и внимательно посмотреть на цвет воды.

Результат: этот анализ показал, что вода во всех пробах прозрачная.

2. Анализ на осадок показывает, есть ли в воде какие - либо частицы, хлопья и т.д. Различают как ничтожный, незначительный, заметный, большой.

Результат: во всех образцах в воде осадка нет.

3. Анализ на запах должен показать, присутствует ли какой - либо чужеродный запах.

Различают - гнилостный, болотный, землистый и так далее. Запах определяется при комнатной температуре и при нагревании до 50-60 градусов. Силу запаха определяют по 5 бальной шкале.

Результат: во всех пробах запах не ощущается. 0 баллов.

4. Есть ещё один органолептический анализ – это на вкус. Нужно попробовать воду на вкус.

Результат: вода во всех пробах - безвкусная.

5. Анализ на прозрачность определяет, насколько вода прозрачна. На листок с шрифтом поставить пустой стакан. Воду наливать в стакан постепенно, следя за чёткостью шрифта до тех пор, пока буквы станут плохо различимы. Высота столба воды, налитой в каждый стакан, выраженной в сантиметрах, явилась показателем прозрачности.

Результат: вода прозрачна во всех пробах. Высота столба равна 10 см. Через воду можно прочитать все до мельчайших букв.

К сожалению, провести более полный анализ качества воды в домашних условиях не удалось по причине отсутствия определенного оборудования и химикатов.

Исследованиеколичества взвешенных в воде неорганических примесей.

Для оценки качества питьевой воды служит TDS-метр. Он показывает количество взвешенных в воде неорганических примесей, в основном солей различных металлов. Отсюда второе название - солемер. В быту применяется для определения качества воды из-под крана, бутилированной воды, а также для контроля эффективности водоочистных фильтров.

Если вы пользуетесь бытовыми фильтрами очистки водопроводной воды, то TDS-метр подскажет, пора ли заменить сменный фильтрующий элемент (картридж). Накипь в чайнике - это отложения растворенных в воде примесей. Поэтому, чем меньше показание TDS-метра, тем лучше.

Во многих странах приняты нормы, согласно которым содержание примесей в питьевой воде не должно превышать 40-60 мг/л, в том числе и России.

Показания, мг/л

Оценка

5-40

Идеально

41-60

Хорошо

61-100

Удовлетворительно

101-200

Неудовлетворительно

200-…

Опасно

Для проведения эксперимента мы пригласили сотрудника компании «Аква – Лайв» официального представителя компании «Bluefiltrs» в г.Барнауле.

Эксперимент.

1. Взяли 4 пробы водопроводной воды (без фильтра): кухня, ванная, кипяченая и сливной бак.

2. Замерили показатели:

кухня -396 мг/л,

ванная -257 мг/л,

кипяченая - 451 мг/л,

сливной бак - 408 мг/л.

3. Замерили показатели из фильтра «Барьер» и «Гейзер Престиж»:

«Барьер» - 39 мг/л, «Гейзер Престиж» - 16 мг/л.

4. Но и без оборудования каждый из нас может убедиться в наличии в воде различных примесей минерального происхождения. Так, в течении 2 месяцев каждый день я сливал кипяченую воду и воду из фильтра в системе в литровую банку в отдельности и получил наглядный результат. Банка с водой из фильтра осталась чистой, а банка из-под кипяченой воды очень грязной, причем осадок был как на дне, так и стенках сосуда.

Вывод: водопроводная вода в Алейске имеет показатель 300-400 мг/л, что в 6-8 раз превышает норму, поэтому ее необходимо фильтровать. Наиболее эффективны стационарные фильтры обратного осмоса (под мойку), которые могут снизить загрязнения до 50 мг/л и ниже. Но необходимо помнить о своевременной смене картриджа.

Исследование диагнозов заболеваний учащихся МБОУ СОШ № 4

Мы исследовали болезни, связанные с работой органов пищеварительной и выделительной систем человека, так как именно на эти органы сильно влияет качество воды.

Основным методом исследования была обработка диагнозов заболеваний учащихся школы по медицинским карточкам, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций.

К болезням пищеварительной системы, которыми переболели школьники МБОУ СОШ №4, относятся гастрит, язвенная болезнь, заболевания ЖКТ.

К болезням выделительной системы, которые мы исследовали и которые отмечались у учеников нашей школы, относятся - хронический и острый пиелонефриты, хронический нефрит, мочекаменная болезнь и другие заболевания почек (Приложение, диаграмма 1, 2)

Вывод: таким образом, можно предположить, что вода влияет на здоровье школьников и первыми органами, которые реагируют на качество воды, являются пищеварительная и выделительная системы.

Рекомендации

Рекомендуем производить дополнительную обработку питьевой воды:

а) отстаивание водопроводной воды; при этом улетучивается остаточный

свободный хлор, который применяют для обеззараживания воды;

б) кипячение воды; основное предназначение процесса кипячения –

обеззараживание воды и снижение её жесткости;

в) вымораживание воды; считается, что такая вода самая чистая, лучше

проникает через биологические мембраны, быстрее выводится из

организма экскреторными органами;

г) фильтрование; фильтры уменьшают жесткость воды и содержание

свободного хлора.

Заключение

Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода, отвечающая санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, является одним из непременных условий сохранения здоровья людей.

22 марта отмечается Всемирный день воды. Он отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. Учёные говорят, что в 21-м веке будут вестись войны из-за воды. Сокращение пресной воды на Земле происходит из-за неправильного использования её человеком, роста населения, уничтожения лесов, загрязнения нашей планеты. Огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, могут привести к гибели всего живого в них.

Я считаю, что проблему воды, и экологию в целом нужно изучать и понимать с раннего детства. И когда мы станем взрослыми – это будет наша работа, наша жизнь.

Чистая вода – это будущее нашей планеты!

Список использованных источников и литературы

В процессе работы над данной темой мною была изучена и проанализирована научно – познавательная литература, которая помогла осуществить выполнение данной работы.

1. Подбор по материалам из сети Интернет.

2. Краткая медицинская энциклопедия. - М., 2001г

3. Яковлев П.И. Беззащитная вода. Экология и жизнь. - 2007. - №8.

4. Виталий и Татьяна Тихоплав. Вода - ключ к здоровью человека. – М: Астрель, 2007

5. Гигиеническая оценка вредных веществ в воде, под ред. Г.Н. Красовского, М., 1987;

6. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия 2004 г»

7. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003.

Приложение.

Таблица 1. Влияние неорганических и органических веществ, бактерий и вирусов на организм человека

Название вещества, бактерии или вируса

Органы и системы человека, на которые влияют эти соединения

Неорганические вещества

 

Кадмий

Почки

Медь

Почки, печень

Мышьяк

Кожа, кровь; канцероген

Нитраты и нитриты

Мутации

Ртуть

Почки

Свинец

Почки, замедление развития

Органические вещества

 

Бензол

Канцероген

Пестициды (ДДТ, анахлор, гептахлор)

Канцероген

Соединения хлора (винилхлорид, дихлорэтан)

Кровь, почки, печень

Фенол

Печень, почки, обмен веществ

Толуол

Нервная система, почки, печень

Бактерии и вирусы

 

Кишечная палочка

Желудочно-кишечный тракт

Энтеровирусы

Желудочно-кишечный тракт

Вирус гепатита

Печень

Диаграмма 1. Заболевания пищеварительной системы учеников

МБОУ СОШ № 4

Диаграмма 2. Заболевания мочевыделительной системы учеников

МБОУ СОШ № 4.

20

Просмотров работы: 3606