СОХРАНИМ ТЕПЛО СВОИМИ РУКАМИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОХРАНИМ ТЕПЛО СВОИМИ РУКАМИ

Липс Е.К. 1
1
Бижова Т.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Краткая аннотация

Работа состоит из следующих частей:

  • введение;

  • теоретические основы физических явлений;

  • практикум;

  • результаты и выводы.

Исследовательский проект «Сохраним тепло своими руками» предназначен для учащихся средней школы и может быть использован в качестве дополнительного материала при изучении на уроках физики процессов переноса тепла.

Основополагающим вопросом данного проекта является вопрос о том, как применить знания учебного предмета «физика» в повседневной жизни? Перед учеником стоят проблемные вопросы: Какие физические процессы и явления можно применить в практической жизни людей? Можно ли применить знания по физике для утепления своего жилья?

Для ответа на эти вопросы нужны некоторые экспериментальные исследования, а значит необходимо провести опыты, позволяющие утеплить жилое помещение своими руками.

Мероприятия по утеплению комнаты:

  • Исключение предметов экранирующих радиатор центрального отопления от комнаты;

  • размещение между радиатором и стеной отражающего экрана из фольги;

  • укладка ковра на пол в центре комнаты;

  • экранирование шторами окон для предотвращения потери тепла.

Цель данного проекта - показать, что эксперименты и наблюдения позволяют проверить истинность теоретических выводов, научиться проводить исследования различных явлений, понять природу происхождения этих явлений и научиться применять основы физики в повседневной жизни каждого человека. Для достижения цели рассматриваются некоторые физические процессы, изучение и объяснение которых осуществляется через постановку проблемы, выдвижение гипотезы, ее доказательство или опровержение.

В работе сформулирована гипотеза: многие явления, изучаемые в школьном курсе физики, имеют практическое применение в различных областях повседневной жизни (в частности, при утеплении жилья). Для доказательства гипотезы проводятся эксперименты (опыты) по таким разделам физики, как тепловые явления, теплообмен, способы переноса тепла с использованием бытовых предметов и всего того, чем пользуется человек в обыденной жизни.

Основные задачи исследования:

  • Расширение теоретической и практической частей учебной программы;

  • развитие творческой самостоятельности;

  • усиление связи обучения с жизнью;

  • развитие склонностей к изучению физики.

Актуальность исследования состоит в том, что, изучив данный вопрос можно найти ему практическое применение, объяснить те или иные явления, происходящие в природе, доме и т.д.

В заключительной части работы подведены некоторые итоги. Отмечено, что практически все физические процессы, описанные в работе, нашли применение и имеют место в жизни человека. Данная работа может быть использована на уроках физики, как вспомогательное пособие при изучении процесса теплообмена. Привлечение имеющегося бытового опыта способствует повышению мотивации к изучению физики, как общеобразовательного предмета.

Содержание

Введение……………………………………………………

5

1. Законы физики в помощь моим исследованиям………..

5

2. Способы утепления комнаты без капитального ремонта

и обоснование этих способов с помощью физических

процессов……………………………………………………..

7

3. Наблюдение за изменением температуры воздуха в

комнате …………………………………………………… 13

4. Анализ результатов измерений………………..

5. Выводы………………..

16

18

6. Список использованной литературы……………………..

19

   
   

Введение

Я - теплолюбивый человек и мне комфортно, когда в квартире тепло. В нашей квартире очень уютно, но бывают такие периоды в зимнее время, когда я чувствую себя не комфортно из-за того, что в моей комнате просто холодно, особенно ночью. Хорошо бы добавить температуру отопления, но батареи в комнате и так включены на полную мощность. Родители считают, что температура в комнате нормальная (200С), но мне этого мало. Можно, конечно, включить обогреватель (масляный радиатор), но на ночь для безопасности я его отключаю, и, к тому же будет затрачено много электроэнергии, а, значит, родителям придется доплачивать некоторую сумму денег. Я заметила, что в моей комнате становится холодно когда: температура воздуха на улице ниже – 22…25оС, дует сильный холодный ветер с улицы, слабо греет батарея центрального отопления. И я стала задумываться, как утеплить комнату и не использовать обогреватель, расходующий большое количество электроэнергии?

Чтобы разобраться с этим вопросом, я воспользовалась Интернетом. Для этого, посещала множество сайтов и изучала рекомендации по утеплению жилых помещений. Из всех рекомендаций я выбрала для себя четыре простых и доступных для меня способа утепления комнаты и решила проверить эти способы на практике.

1. Законы физики в помощь моим исследованиям.

Микроклимат в квартире в холодный период года в значительной степени зависит от температуры воздуха в квартире. В этот период обогрев жилого помещения в основном осуществляется батареей центрального отопления. Передача тепла от батареи центрального отопления (теплопередача) сопровождается следующими физическими процессами:

- передача тепла от горячей воды к внутренним поверхностям радиатора, а затем передача тепла за счет теплопроводности от внутренних поверхностей к наружным поверхностям радиатора;

- конвективно-лучистый перенос тепла (совместный перенос тепла излучением и конвекцией) от батареи в комнату – нагрев воздуха и предметов в комнате.

Теплопередача – это процесс передачи теплоты от более нагретых тел менее нагретым телам. Ни какой холод, ни куда передаваться не может – передается только тепло.

Существуют три основных способа передачи тепла от одного тела к другому:

1.Теплопроводность – это процесс передачи теплоты от более нагретых участков тел менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

2. Конвекция (от латинского слова CONVECTIO – «перенесение») – вид теплообмена, при котором внутренняя энергия передается струями и потоками жидкости или газа (воздуха). Конвекцией осуществляется обогрев квартир в домах от батареи центрального отопления. Теплый воздух поднимается к потолку и распределяется по комнате. После охлаждения воздух опускается вниз. Затем вновь нагревается и поднимается (рисунок 1).

Рисунок 1. Конвекция воздуха в комнате.

3. Тепловое излучение (лучистый теплообмен) – это передача теплоты от одного тела другому с помощью электромагнитных волн (электромагнитного излучения), которые излучает любое нагретое тело. Лучи Солнца проходят через космическое пространство и нагревают Землю. Человек осуществляет передачу тепла излучением постоянно и во всех направлениях, в это время все, что окружает человека, так же испускает тепловое излучение в сторону человека. Когда тело человека имеет такую же температуру, как и у всех окружающих его тел, то все тела и человек в такой системе находятся в тепловом равновесии и человеческому организму комфортно. Если же окружающие человека тела не излучают достаточно тепла, то человек замерзает. Таким образом, если предметы в квартире (стены, пол, потолок, мебель и т.д.) не нагреты до определенной температуры и не излучают необходимое тепло, то человек в комнате начинает замерзать и ему в этой комнате не комфортно.

2. Способы утепления комнаты без капитального ремонта и обоснование этих способов с помощью физических процессов.

2.1. Способы утепления комнаты без капитального ремонта.

На рисунке 2 представлена схема квартиры, в которой я проживаю. Наиболее холодной по ощущениям стеной в детской комнате является стена, совмещенная с подъездным помещением.

В детской комнате имеется алюминиевый радиатор центрального отопления, состоящий из 10 секций. До утепления в комнате отсутствовал на полу ковер, окна были закрыты тонкими капроновыми шторами. Пять секций радиатора были закрыты комодом, стоящим у оконной стены.

Рисунок 2. Схема квартиры.

После изучения способов утепления жилых помещений я выбрала четыре простых и доступных для меня способа утепления комнаты:

1. Исключение предметов закрывающих (экранирующих) радиатор центрального отопления от комнаты;

2. Размещение между радиатором и стеной отражающего экрана из фольги;

3. Укладка ковра на пол в комнате;

4. Экранирование шторами окон в ночное время.

Следуя этим способам, в детской комнате на пол был постелен ковер, а на окна дополнительно были повешены ночные шторы из плотного текстильного материала. От радиатора центрального отопления бал отодвинут комод.

Изучение физических процессов переноса тепла помогло мне понять за счет чего возможно повышение температуры воздуха в моей комнате после реализации, выбранных мною способов утепления.

2.2. Обоснование способов утепления комнаты с помощью физических процессов.

2.2.1. Исключение предметов закрывающих (экранирующих) радиатор центрального отопления от комнаты.

Предметами, закрывающими батарею центрального отопления в моей комнате, были ночные шторы и комод. Шторы, изготовленные из плотного текстильного материала, обладают сложной пористой структурой. Текстильный материал состоит из переплетенных определенным образом нитей. Каждая нить состоит из тончайших волокон. Поры и зазоры между волокнами заполнены воздухом. Поры располагаются как между волокнами, так и внутри них. Учитывая, что текстильные материалы обладают высокой пористостью, их теплопроводность определяется в значительной мере теплопроводностью воздуха, находящегося в волокнах.

Комод в моей комнате имеет высоту 0,9 м от пола и он закрывал от комнаты почти половину радиатора батареи. Комод изготовлен из древесно-стружечной плиты. В той части комода, которая перекрывала батарею, хранятся книги и журналы. Шторы и комод в моей комнате имеют низкую теплопроводность и являются теплоизоляторами, они препятствуют нагреванию воздуха в моей комнате от батареи.

Теплопроводность – это процесс переноса внутренней энергии от более нагретых тел к менее нагретому телу. Перенос внутренней энергии осуществляется хаотически движущимися частицами тела (атомами, молекулами, электронами и т.п.). Теплопроводность- это способность тела проводить тепло.

Теплопроводность материала характеризуется (определяется) коэффициентом теплопроводности. Коэффициент теплопроводности λ Вт/(м·К) показывает, какое количество теплоты проходит в единицу времени через 1 м2 материала толщиной 1 м при разности температур в 1 К. Коэффициент теплопроводности является физическим параметром вещества и характеризует способность вещества проводить тепло. Коэффициент теплопроводности имеет различные значения для различных веществ и зависит от структуры этого вещества и плотности, влажности, температуры и других физических характеристик. Чем больше значение коэффициента теплопроводности материала, тем лучше материал передает тепло и тем хуже у этого материала теплозащитные свойства. Например, коэффициент теплопроводности алюминия – 230 Вт/(м·К), а чугун имеет значение коэффициента теплопроводности – 56 Вт/(м·К), поэтому батарея отопления, изготовленная из алюминия, лучше нагревается от горячей воды, чем батарея из чугуна. Пластмасса или резина имеют коэффициент теплопроводности – 0,15…0,18 Вт/(м·К). Батарея, изготовленная из пластика или резины, не способна нагреется от горячей воды и передать тепло в квартиру. Воздух имеет коэффициент теплопроводности воздуха – 0,02. Воздух плохой теплопроводник и хороший теплоизолятор.

Коэффициент теплопроводности:

- текстильного материала – 0,03…0,09 Вт/(м·К) (меньшее значение для более плотного текстильного материала, большее значение для менее плотного текстильного материала);

- древесно-стружечной плиты, из которой изготовлен комод, – 0,15… 0,2 Вт/(м·К).

Таким образом, ночные шторы и комод, обладая низкой теплопроводностью (низким коэффициентом теплопроводности), являлись не проводниками тепла, а теплоизоляторами. Следовательно, освободив батарею отопления от экрана из штор и комода можно рассчитывать на большую передачу тепла от батареи и увеличение температуры воздуха в комнате.

2.2.2. Размещение между радиатором и стеной отражающего экрана из фольги с целью отражения теплового излучения от стены в комнату и тем самым исключения потери тепла на нагрев наружной стены.

Разогретая батарея центрального отопления с помощью теплового излучения (электромагнитных волн, электромагнитного излучения) передает тепло предметам, расположенным в комнате (мебели), а так же полу, стенам и потолку комнаты. Тепловое излучение не нагревает воздух. Предметы, расположенные ближе к батарее отопления, нагреваются интенсивнее и их температура выше, чем температура предметов удаленных от батареи. Батарея отопления в моей комнате расположена на расстоянии 3,5 см от стены. Одна сторона этой стены находится в моей комнате, другая сторона выходит на улицу. Стена за батареей отопления (при включенном отоплении) всегда теплая. Измерения температуры участка стены, находящегося за батареей показало, что температура стены в этом месте достигает 40…48оС. Схема измерения температуры участка стены, расположенного за батареей, приведена на рисунке 3. Исходя из этого, можно сделать вывод, что радиатор отопления расходует тепло на прогрев тепловым излучением наружной стены дома и дальше на прогрев воздуха от стены на улице, вместо того, чтобы нагревать предметы внутри комнаты.

Для исключения нагрева участка стены за батареей, отражения в комнату теплового излучение направленного на стену и уменьшения потери тепла, необходимо между батареей и стеной расположить отражающий экран (рисунок 3). Отражающий экран состоит из слоя алюминиевой фольги и слоя пенопласта. Фольга с гладкой и зеркальной поверхностью имеет способность отражать тепловые излучения. Слой пенопласт толщиной 0,5 см будет служить теплоизолятором.

Рисунок 3. Размещение отражающего экрана.

2.2.3. Укладка ковра на пол в комнате для исключения расхода тепла на нагрев бетонного пола.

В моей комнате на полу постелено напольное покрытие – линолеум. Коэффициент теплопроводности линолеума – 0,17…0,19 Вт/(м·К).

Шерстяной ковер также как и шторы имеет сложную пористую структуру из переплетенных нитей, состоящих из тончайших волокон. Поры и зазоры между волокнами заполнены воздухом. Толщина ковра в 10 раз превышает толщину материала штор. Коэффициент теплопроводности шерстяного ковра сравним с коэффициентом теплопроводности шерстяного войлока, и составляет – 0,045 Вт/(м·К). Шерстяной ковер очень хороший теплоизолятор и совместно с линолеумом очень эффективно предотвращает потери тепла на нагрев бетонного пола.

2.2.4. Экранирование шторами окон в ночное время для предотвращения потери тепла на нагрев окна и оконной стены.

Как уже было сказано, текстильные шторы являются теплоизолятором, препятствующим передачи тепла от более нагретых тел менее нагретым. Плотно закрыв шторы в ночное время, мы можем сократить потерю тепла на нагрев окна и оконной наружной стены. Воздух в комнате будет теплее, чем воздух между шторой и окном или стеной. Плотно закрыв шторы, следует помнить, что при этом батарея отопления должна быть открыта. Чем плотнее будут ночные шторы, тем эффективнее они будут препятствовать передаче тепла к окну и наружной стене.

3. Наблюдение за изменением температуры воздуха в комнате до и после утепления комнаты.

Температура в жилых помещениях многоквартирного дома определяется «Правилами предоставления коммунальных услуг» иГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». Согласно «Правил …» и ГОСТ температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже +18оС (для угловых комнат+20оС). В ночное время (с 00.00 до 05.00 часов) температура воздуха в квартире может опускаться не более, чем на 4оС.

Чтобы оценить эффективность четырех способов утепления детской комнаты, в процессе выполнения исследовательской работы проводились измерения:

- температуры воздуха в комнате до и после утепления комнаты;

- температуры на поверхности батареи отопления;

- температуры воздуха на улице.

Измерение температуры воздуха в комнате и на поверхности батареи производилось электронным термометром. При измерении термометры воздуха в комнате измерительный элемент электронного термометра располагались на высоте 0,6 м от пола. Измерение температуры на улице производилось спиртовым термометром.

На рисунке 4 представлена схема детской комнаты, в которой проводилось утепление. На схеме показаны места измерения температуры воздуха в комнате: ТК1, ТК2, ТК3 и ТК4.

В ходе исследования 14.11.16 после 19.00 было проведено утепление комнаты описанными выше способами. Для оценки влияния утепления на температуру воздуха в комнате 20.11.16 после 19.00 комната была приведена в состояние до утепления.

Рисунок 4. Схема детской комнаты, в которой проводилось утепление.

Результаты измерения температур на поверхности батареи отопления ТБ, температур воздуха на улице и в комнате ТК1, ТК2, ТК3 и ТК4 за период времени с 09.11.16 по 21.11.16 сведены в таблицу 1. В таблице ТК-СР – это среднее значение температуры в комнате четырех температур ТК1, ТК2, ТК3 и ТК4.

Таблица 1.

Дата измерения

Время

измере-ния

Темпера-тура воздуха на улице, оС

Темпера-тура на поверх-ности батареи, оС

Температура воздуха в комнате, оС

ТБ

ТК1

ТК2

ТК3

ТК4

ТК-СР

09.11.16

07.00

-13

+72,5

+17,7

+17,7

+17,6

+17,4

+17,6

19.00

-14

+73,0

+18,3

+18,0

+18,3

+18,0

+18,2

10.11.16

07.00

-14

+72,2

+18,0

+17,6

+18,0

+17,8

+17,9

19.00

-12

+74,3

+18,2

+18,2

+18,1

+18,0

+18,2

Среднее значение температуры за два дня 09.11.16 и 10.11.16

       

+18,0

1. Выполнено первое утепление комнаты.

11.11.16

07.00

-13

+77,8

+18,0

+18,0

+17,8

+18,0

+18,0

19.00

-12

+75,0

+18,9

+18,7

+18,7

+18,8

+18,8

12.11.16

07.00

-13

+73,3

+19,0

+19,0

+18,9

+19,0

+19,0

19.00

-14

+74,8

+19,8

+19,6

+19,8

+19,4

+19,7

13.11.16

07.00

-16

+74,3

+19,4

+19,3

+19,4

+19,2

+19,4

19.00

-17

+79,2

+20,4

+19,9

+20,2

+19,9

+20,1

14.11.16

07.00

-19

+81,7

+20,1

+19,9

+19,9

+19,8

+19,9

19.00

-19

+82,5

+21,0

+20,8

+21,1

+20,8

+20,9

Среднее значение температуры за четыре дня с 11.11.16 по 14.11.16

       

+19,5

2. Комната приведена в состояние до утепления.

15.11.16

07.00

-22

+82,7

+19,2

+19,2

+19,0

+19,0

+19,1

19.00

-20

+82,5

+19,1

+18,9

+18,8

+18,8

+18,9

16.11.16

07.00

-21

+84,1

+18,0

+17,8

+18,0

+17,8

+17,9

19.00

-19

+81,7

+18,2

+18,0

+17,9

+17,9

+18,0

17.11.16

07.00

-20

+83,3

+17,8

+17,7

+17,6

+17,7

+17,7

19.00

-22

+84,8

+18,0

+18,0

+18,1

+17,9

+18,0

18.11.16

07.00

-26

+83,5

+17,1

+17,0

+16,9

+17,0

+17,0

19.00

-27

+84,1

+17,3

+17,1

+17,3

+17,0

+17,2

Среднее значение температуры за четыре дня с 15.11.16 по 18.11.16

       

+17,9

Дата измерения

Время

измере-ния

Темпера-тура воздуха на улице, оС

Темпера-тура на поверх-ности батареи, оС

Температура воздуха в комнате, оС

ТБ

ТК1

ТК2

ТК3

ТК4

ТК-СР

3. Выполнено второе утепление комнаты.

19.11.16

07.00

-28

+83,7

+18,3

+18,2

+18,2

+18,2

+18,2

19.00

-31

+83,3

+19,9

+19,8

+19,8

+19,8

+19,8

20.11.16

07.00

-30

+80,8

+19,9

+19,9

+19,8

+19,8

+19,9

19.00

-23

+82,5

+20,8

+20,8

+20,7

+20,8

+20,8

21.11.16

07.00

-18

+82,4

+20,8

+20,8

+20,7

+20,7

+20,8

19.00

-14

+83,2

+21,4

+21,5

+21,5

+21,4

+21,5

22.11.16

07.00

-11

+80,8

+21,2

+21,0

+21,1

+21,0

+21,1

19.00

-10

+72,2

+21,0

+21,0

+21,1

+20,9

+21,0

Среднее значение температуры за четыре дня с 19.11.16 по 22.11.16

       

+20,4

4. Анализ результатов измерений температуры воздуха в комнате.

4.1. Первое утепление детской комнаты было выполнено 10.11.16 после 19.00 часов, когда средняя температура воздуха в комнате составляла +18,2оС. Средняя температура воздуха в комнате по наблюдениям за два дня 09.11.16 и 10.11.16 была равна +18,0оС.

После утепления комнаты наблюдался рост средней температуры воздуха в комнате:

11.11.16 – в 07.00 часов - +18,0оС, в 19.00 часов - +18,8оС;

12.11.16 – в 07.00 часов - +19,0оС, в 19.00 часов - +19,7оС;

13.11.16 – в 07.00 часов - +19,4оС, в 19.00 часов - +20,1оС;

14.11.16 – в 07.00 часов - +19,9оС, в 19.00 часов - +20,9оС.

14.11.16 в 19.00 часов температура воздуха достигла +20,9оС, это на 2,9оС больше чем было 10.11.16 в 19.00 часов.

За четыре дня с 11.11.16 по 14.11.16 в утепленной комнате произошло увеличение средней температуры на 1,5оС, и средняя за четыре дня температура воздуха в комнате, составляла +19,5оС.

С 14.11.16 происходит понижение температуры воздуха на улице и увеличение температуры поверхности батареи.

4.2. После проведенного 10.11.16 первого утепления детской комнаты 14.11.16 в 19.00 часов была проведена работа по возвращению комнаты в состояние до утепления:

- комод был придвинут к батарее как раньше, и перекрывал половину батареи;

- убран отражающий экран между батареей и наружной стеной;

- убран из комнаты ковер;

- сняты с окна плотные ночные шторы.

Согласно таблице 1, с 14.11.16 происходят следующие изменения:

- уменьшение температуры воздуха на улице с -19оС до температуры -27оС 18.11.16 в 19.00 часов;

- увеличение температуры на поверхности батареи.

После возвращения комнаты в состояние до утепления наблюдалось падение средней температуры воздуха в комнате:

15.11.16 – в 07.00 часов - +19,1оС, в 19.00 часов - +18,9оС;

16.11.16 – в 07.00 часов - +17,9оС, в 19.00 часов - +18,0оС;

17.11.16 – в 07.00 часов - +17,7оС, в 19.00 часов - +18,0оС;

18.11.16 – в 07.00 часов - +17,0оС, в 19.00 часов - +17,2оС.

18.11.16 в 19.00 часов температура воздуха в комнате опустилась до +17,2оС, это на 3,7оС меньше чем было 14.11.16 в 19.00 часов.

За четыре дня с 15.11.16 по 18.11.16 в комнате произошло уменьшение средней температуры на 1,6оС, и средняя за четыре дня температура воздуха в комнате, составляла +17,9оС.

4.3. Второе утепление детской комнаты было выполнено 18.11.16 после 19.00 часов, когда средняя температура воздуха в комнате составляла +17,2оС, а температура воздуха на улице -27оС.

Согласно таблице похолодание продолжалось ещё два дня, при этом температура на поверхности батареи была максимально высокой.

После второго утепления комнаты наблюдался резкий рост средней температуры воздуха в комнате:

19.11.16 – в 07.00 часов - +18,2оС, в 19.00 часов - +19,8оС;

20.11.16 – в 07.00 часов - +19,9оС, в 19.00 часов - +20,8оС;

21.11.16 – в 07.00 часов - +20,8оС, в 19.00 часов - +21,5оС;

22.11.16 – в 07.00 часов - +21,1оС, в 19.00 часов - +21,0оС.

22.11.16 в 19.00 часов температура воздуха достигла +21,0оС, это на 3,8оС больше чем было 18.11.16 в 19.00 часов.

За четыре дня с 19.11.16 по 22.11.16 в утепленной комнате произошло увеличение средней температуры на 2,5оС, и средняя за четыре дня температура воздуха в комнате, составляла +20,4оС.

5. Выводы.

Мои предположения о том, что многиефизические процессы находят применение и имеют место в жизни человека, подтвердились. Утеплить свое жилище можно различными способами, не обязательно теми, которые требуют больших материальных затрат. Подтверждена гипотеза о том, что многие явления, изучаемые в школьном курсе физики, имеют практическое применение в различных областях повседневной жизни (в частности, при утеплении жилья).

1. При утеплении комнаты всегда наблюдался рост температуры воздуха в комнате. При приведении комнаты в состояние до утепления наблюдалось понижение температуры воздуха в комнате.

2. Наибольший эффект от утепления был замечен после второго утепления в период с 18.11.16 (в 19.00 часов +17,2оС) по 20.11.16 (в 19.00 часов +20,8оС), когда температура на улице продолжала опускаться до -30оС (20.11.16 в 07.00 часов), а батарея имела максимальные за весь период наблюдения температуры.

3. Чем выше температура батареи, тем больший будет эффект от утепления комнаты даже при низких температурах на улице.

6. Список использованной литературы.

1.Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001

  1. Настольный справочник школьника для 5-11 классов (том 1). Под редакцией: В. Е. Фрадкина, А. В. Ляпцева. - АСТ-Пресс, 2001

Интернет- ресурсы:

  1. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B5&stype=image&lr=11218&noreask=1&source=wiz

19

Просмотров работы: 561