Введение
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Меняется все: технологии, мировоззрение, образ жизни, искусство, люди… Век прошлый ознаменовался бурным развитием технической, информационной мысли. Пытаясь сделать свою жизнь более комфортной, человек подчас меняет не только представление окружающих о том или ином предмете, революционно модифицируя его, но и саму окружающую действительность. Мне стало интересно узнать, а как себя чувствует ребёнок - дошкольник в этом мире. Каким он видит мир взрослых людей.
Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.
До того, как ребенок превратится во взрослого человека, он пройдёт через определенные стадии, детского возраста, и по мере такого перехода меняются его морфофизиологические особенности, меняется среда, внешняя обстановка, среди которой он живет, в связи с этим меняется его мышление.
Каждый ребенок уже с самого раннего возраста пытается познать окружающий мир, сущность вещей, находить между ними связь, учится рассуждать, фантазировать и излагать свои мысли. Становление мышления у детей проходит в три этапа:
наглядно – действенное мышление;
наглядно – образное мышление;
словесно - логическое мышление.
На первом этапе, ребенок решает самые примитивные задачи – крутит, вертит, тянет игрушки, нажимает на кнопочки и таким образом, выявляет причину и следствие методом проб и ошибок.
Второй этап развивает уже конкретно-предметное мышление, когда ребенку не обязательно задействовать руки, ведь он способен образно представить, что будет, если он сделает вот это или то.
Третий этап развивает абстрактно-логическое мышление, при котором ребенок уже не руководствуется образами, а выражается отвлеченными, выраженными словами. Ребенок с хорошо развитым словесно-логическим мышлением без труда способен объяснить, что такое время и пространство.
Таким образом, пройдя все три этапа развития мышления, ребенок сможет: пройти от мышления младенца и далее по мере взросления ребенка, через эгоцентрическую речь и эгоцентрическое мышление к социализированной речи и логическому мышлению подростка.
Актуальность:
Родители не уделяют внимания развитию детей, забывая, или вовсе по не знанию, не задумываются, что вся их деятельность пример для подражания для дошкольника.
Цель исследования:
Изучить особенности мира взрослых
Задачи исследования:
разобраться в структуре детского мышления (работа с научной литературой);
провести опрос среди детей-дошкольников;
соотнести полученные результаты с полученными ранее знаниями о детском мышлении для подведения итогов (выводы);
Объект исследования:
Образ взрослого в представлении ребенка-дошкольника.
Предмет исследования:
Особенности мира взрослых в глазах ребёнка – дошкольника.
Методы исследования:
Беседа
Поисковый
Ознакомительный
Наблюдение
Тестирование
Статистическая обработка данных
Аналитический
Сравнение
Проблема:
Выяснить виденье мира взрослых глазами детей – дошкольников, и причины такого виденья
Гипотеза:
Для ребенка взрослый человек – это своеобразный образец для подражания
Новизна:
Впервые обследованы дети – дошкольники МБ ДОУ «Чебурашка» и «Теремок» с целью понять то, как современный ребенок-дошкольник видит мир взрослых , как он отражается в его сознании.
Практическая значимость:
Представленная работа имеет теоретическое значение, так как расширяет знание о мышлении ребёнка – дошкольника о мире взрослых
Глава I. Основные понятия
Литературный обзор
Великий Руссо говорил: Что ребёнок вовсе не маленький взрослый человек, что у него есть свои нужды и свой склад ума, приноровленный к этим нуждам.
Чтобы перейти к исследованиям и понять, как ребенок видит мир взрослого человека, необходимо понять структуру его мышления с точки зрения психологии.
Моим помощником стала книга Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка». Книга построена на основе множества экспериментов, выводы которых, подчас непоследовательны и не связанны с предыдущими опытами. Например, какой-либо последующий эксперимент в конце может дать результат, схожий с одним из первых экспериментов. Составим логическую схему.
Первое с чего надо начать – это с основы. В данном случае основой является «Эгоцентризм детской мысли» (крайняя форма проявления эгоизма). В мыслях и действиях детей до 6-7 лет больше эгоизма. Они порой являются хорошим собеседником, но им не важно быть услышанными, важен сам процесс говорения. Они не способны встать в позицию другого, они действуют и думают по-своему. Могут задать жизненный вопрос, и тут же на него ответить, но со своей позиции - позиции детского мышления о взрослой жизни.
До 6-7 лет дети менее выражают свои интеллектуальные способности, чем взрослые. Когда они играют в группе роль взрослого, например, в буднях, то проговаривают о том, что делают, но в большей степени они говорят это для себя. Нам известно, что взрослые будничную работу выполняют молча. Меньше говорят, больше делают. И чем глубже уходит взрослый в индивидуальные исследования, тем больше шансов заставить других понять себя или самому поддержать правильную точку зрения, пусть даже чужую. Ребенок 6-7 лет не знает этих тонкостей познания. Отсюда у него нет словесной воздержанности, как у взрослого. Поэтому непрерывно беседуя со своими соседями, он редко становится на их точку зрения. Он с ними говорит так, как если бы он был один, и просто громко рассуждал для себя.
Итак, вывод таков:
В любой ситуации взрослый думает социализировано, даже когда он один, а ребёнок мыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе.Таким образом, процесс перехода от проявления эгоизма к социализации мысли можно разделить на три этапа:
сначала чистый эгоцентризм;
потом социализация;
полная объективация (воплощение задуманного).
Детская мысль эгоцентрична из-за отсутствия в данном возрасте самонаблюдения и самоанализа. Порой дети не могут сделать самоанализ даже повторяющихся событий. Нет фильтрации, а уже отсюда выходит, что ребенок не может давать четкого логического обоснования своим суждениям. Так как, для мысли не сознающей самое себя, логическое оправдание невозможно. [1]
В итоге получается, что «детская логика» не имеет ничего общего с логикой взрослого человека. Если у ребенка наблюдается успех в логике, то это непременно связано с уменьшением детского эгоцентризма по мере взросления. Отсюда перейдём к понятию предпричинности. Понятно, что эгоцентризм мысли ребёнка находится в тесной связи с неспособностью дать причинное объяснение или строго логическое обоснование. Чем меньше эгоцентризм – больше логики. В этот момент возникает серединное положение – переходный период. На данном этапе ребенок даёт объяснение не с точки зрения традиционной логики, а со своей точки зрения. Происходит стремление ребенка к обоснованию, во что бы то, не стало. Ребёнок всему находит причину, каков бы ни был вопрос. Таким образом, тенденция к доказательству, во что бы то ни стало, сопровождается слияние разнородных элементов. (слитность, нерасчлененность). В итоге – данное явление и данная тенденция составляют одну из главных причин «предпричинности».
Рассмотрим, как ребенок даёт обоснование. Он не прибегает ни к законам, ни к общим правилам, попросту ищет единичные или специальные основания. Это тоже является одной из причин того, что детское объяснение не логично и не пространственно.
Анализируя возрастное общение с детьми можно сделать вывод: в самом юном возрасте (на первом этапе) - ребенок становится на свою точку зрения; во втором (чуть постарше) - на точку зрения других и в третьем – на точку зрения вполне относительную.
Итак, теперь главный вывод состоит в том, что ребенок вследствие трудностей, действует по принципу эгоцентризма, идет по легкому пути, рассуждая о единичном, а не целом. Обобщение для него трудно, а поэтому трудна и всякая последовательная дедукция (способ рассуждения).
Ребенок воспринимает многие условия и понятия отдельно друг от друга, в то время как в нашем (взрослом) понятии они идут вместе. У ребенка наблюдается какое-то дробление понятий.
Например: «Если у этого животного длинные уши, то это мул или осёл; если у него толстый хвост – это мул или лошадь. Так вот: у этого животного длинные уши и толстый хвост. Что это такое? Ребенок вместо того, чтобы дать ответ «мул», сказал, что животное может быть и мулом, и лошадью, и ослом. Почему? Дело в том, что ребенок не может воспринимать эти два условия, как единое целое. Он понял каждое условие по отдельности, что привело к столь странному ответу.[1]
Итак, ребенок почти неспособен к анализу и синтезу (методу исследования) и, как следствие, не может воспринимать несколько условий или информационных сообщений вместе, которые на самом деле, взаимосвязаны и зависят друг от друга.
Таким образом, из всего проделанного анализа можно заключить, что мышление ребенка невероятно сложная и запутанная структура, непохожая на нашу. Детская мысль эгоцентрична, нелогична и имеет лишь один уровень, в отличие от взрослого человека. Отсюда, неспособность к самосознанию, логическим объяснениям, синтезу (методу исследования), слабая способность к индукции (способ рассуждения от частных фактов к общим выводам) и дедукции (способ рассуждения от общих положений к частным выводам).
В конечном итоге можно заключить, что мысль ребенка по отношению к мысли нормального, цивилизованного взрослого человека находится примерно в той же плоскости, в какой находится и «первобытное мышление».
Глава II. Этапы проведения исследования
2.1 Выбор метода эксперимента
Итак, сначала надо описать структуру моего эксперимента. Он проходил в форме опроса детей-дошкольников 5-6 лет. Для того, чтобы можно было составить статистику для анализа, рассмотрев максимальное количество детских взглядов на мир, требовалось достаточно большое количество непосредственно носителей этих взглядов, от 20 до 30 человек. Наиболее подходящим местом, где можно найти столько ребят, был детский сад. Таким образом, опрос проходил в знакомой им обстановке, среди своего окружения. Каждому из 26-ти опрашиваемых по отдельности было задано по 12 вопросов, полный список которых приведен ниже.
Кем быть лучше? Взрослым или ребёнком?
Чем, по твоему мнению, взрослый отличается от ребенка?
Ты хочешь стать взрослым?
Что тебе нравится во взрослых людях?
Что тебе не нравится во взрослых людях?
Кто такие добрые люди? А злые?
Как ты думаешь в мире больше добрых или злых людей?
Что за человек твоя мама, твой папа?
Как ты думаешь, о чем мечтают взрослые, чего они хотят?
Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?
Как взрослые отдыхают от работы, чем они занимаются?
Как ты представляешь себе наше будущее?
Каждый из этих вопросов я представил в развернутом виде со статистикой, диаграммой, примерами детских ответов, гипотезами и выводами.
2.2 Анкетирование
Кем быть лучше?
Мнения детей разделились. Но почти 2/3, опрашиваемых считают, что лучше быть взрослым.
Причины такого выбора связаны с тем, что:
Взрослый имеет больше возможностей и полномочий;
Взрослые имеют власть;
У взрослых имеются материальные средства.
Для 1/3 опрашиваемых детей, причинами выбора в пользу ребенка стали:
Меньшая ответственность
Меньшее физическое и эмоциональное напряжение
Возможность больше поддаться капризам, эмоциям, желаниям.
(см. приложение, диаграмма 1)
Вывод:
Это говорит о том, что 18 детей в возрасте 5-7 лет предпочитают расти, добиваться успеха, становиться образованными
Чем отличается взрослый от ребёнка?
Здесь, как и в первом случае, все вопросы можно разделить на две группы. Лидирующее место занимал стандартный ответ – «Размер». (13 человек считают различием взрослого и ребенка ростом).
На втором месте ответы (10 детей) указывают на различие в деятельности ребёнка и взрослого. Дети ходят в сад, а взрослые работают, зарабатывают деньги, кормят Аленку, заводят семью.
И только 1 из 26 детей признал превосходство взрослого над ребенком в том, что взрослые умные и много знают.
2 детей ответить не смогли.
(см. приложение, диаграмма 2)
Ты хочешь стать взрослым?
На этот вопрос 20 человек из 26 дали положительный ответ.
Почему? Аргументами стали ответы: «Потому что я стану сильным», «высоким», «будет семья», « буду зарабатывать», «не будут заставлять учить уроки», «защищают детей».
Не хотят быть взрослыми 6 детей, потому что: «лучше ходить в детский сад», «взрослые им всё покупают», «можно капризничать», «взрослые устают на работе»
(см. приложение, диаграмма 3)
Вывод:
По данным ответам видно, что всё таки дети предпочитают расти и добиваться успеха.
Что тебе нравится во взрослых людях?
Три человека не смогли дать ответа на этот вопрос. Остальные давали конкретные примеры. Некоторые ответы были похожи, но в целом каждый ребенок мыслит индивидуально, акцентируя внимание на том, что важно именно для него самого.
«Ходят куда угодно в гости»;
«Есть деньги и машина»;
«Интересно быть взрослым»;
«Могут покупать, что хотят»;
«Умеют готовить»; «Опытные, высокие, умные»;
«Есть ноутбук»;
«Красиво одеваются»;
«Слушают старую музыку»
«Заботятся о детях» и т.д.
Вывод: из этого следует, что ответы включают в себя часть тех причин, по которым дети хотят стать взрослыми.
Что тебе не нравится во взрослых?
18 детей из 26 ответили, что им все нравится, что нет таких качеств, которые бы были им неприятны. 5 ребят из 26-ти ответили, что им не нравится когда: «Взрослые ругаются», «дерутся», «ругают детей», « бывают злые».
И лишь 3 человека не смогли ответить на этот вопрос.
(см. приложение, диаграмма 4)
Рабочая гипотеза: В итоге ВСЕ дети отвечали, что в целом им нравятся взрослые, никто не отметил, что он испытывает негативные эмоции при контакте с ними. Поэтому можно было понять, что для ребенка взрослый человек – это своеобразный образец для подражания.
Кто такие добрые люди? А злые?
Здесь ответ был ожидаемым. Добрые, по мнению детей – это их родители, и их окружение. Также, по мнению детей добрыми стали:
«Кто ухаживает за другими – врачи»;
«Отзывчивые»;
«Которые делают хорошие дела»;
«Защищают детей и животных»;
«Улыбаются, вежливые, работают, учат добру, дают бедным деньги»
Ответ на вопрос: кто такие злые люди? Содержался в п.5, когда маленькие респонденты рассказывали, что им не нравится во взрослых людях.
Но были и неординарные ответы:
«Колдуны, ведьмы», «Незнакомые дядьки»;
«Злые, противные», «Воруют»;
«Не вежливые, учат злу», « Дерутся, пинают».
В мире больше добрых или злых людей?
22 (85%) опрашиваемых считают, что в мире больше добрых людей.
(см. приложение, диаграмма 5)
Вывод:
Дети верят в то, что взрослый мир наполнен добром, нежели злом. А добро в сознании детей – это образец, идеал.
Это подтверждает нашу гипотезу о том, что для ребёнка взрослый человек – это образец для подражания.
Мне было интересно узнать отношение детей к своим родителям.
Что за человек твоя мама, твой папа?
Здесь у всех детей ответы одинаковые:
«мама – красивая, добрая, хорошая, заботливая, счастливая…»
«папа – умный, сильный, молодец, красивый, хороший…»
Как ты думаешь, о чём мечтают взрослые, чего они хотят?
5-6-летние дети точно ответили о мечтах родителей:
«Чтобы дети их слушали; убирались» (5 детей)
«Чтобы дети были здоровыми; выросли любили их (8 детей)
« Они хотят детей» (2 детей)
«Чтобы было много еды и поспать» (2 детей)
« О красоте, счастье» (3 детей)
«Чтобы дети к ним относились хорошо» (5детей)
ОДИН из ответов был особенный, не похож на остальные:
«Играть в игрушки, стать маленьким»
Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?
Здесь, как и следовало ожидать, ответы были самые разные:
Военным
Космонавтом (пилотом) -2 человека
Школьником -2 человека
Доктором
Водителем (машины, поезда) – 4человека
Продавцом -2 человека
Бухгалтером
Сестрой
Полицейским
Поваром
В цирке - гимнасткой
Воспитателем -2 человека
Фотографом
Художником
Многие дети ориентировали свой выбор: «как мама, как папа, видел по телевизору, нравится воспитатель, старший брат ходит в школу». И только 5 человек из 26-ти не смогли дать ответ о выборе профессии.
Из 21-го ребёнка 18-ть знают, почему хотят заниматься тем или иным делом. В любом случае 21 человек уже знали точно, что «хотят зарабатывать деньги», «Становиться более ответственными»
Как взрослые отдыхают от работы? Чем они занимаются?
На этот вопрос 92% детей ответили однозначно: «спят» или смотрят телевизор». Это было вполне логично. Они говорили то, что видели в своих семьях.
Только ДВОЕ детей ответили:
«проводят время с детьми»
«ходят с ребенком в магазины, убирают»
(см. приложение, диаграмма 6)
Вывод: получается, что нет культурного отдыха у 92%. Следовательно, большинство детей будут перенимать такие же привычки. Поскольку мы выяснили, что взрослый для ребенка авторитет, он будет следовать его примеру.
Как представляешь наше будущее?
Вопреки ожиданиям, маленькие респонденты имели скупое представление о нашем будущем. 13 человек из 26-ти отказались давать ответ по этому поводу, давали четкий ответ: «не знаю».
У остальных 13 человек оказались стандартные представления, которые они услышали из рассказов родителей, телевидения.
Например: «Все будет здорово», «Вырасту, уеду», «Все будут работать», «Я стану взрослой», «Волшебное будущее», «Будут роботы», «Дороги нормальные», «тарелки летающие».
Развернутые ответы дети не давали.
(см. приложение, диаграмма 7)
Вывод: представления ребенка о будущем зависят от многих факторов: безусловно, от его детского мышления; так же и от влияния родителей, окружающих родственников, знакомых; а так же от внешней ситуации в мире (государственной, социологической, экологической и т. д.), культурной традиции и от настроения ребёнка.
Это может подтвердить сравнение ответов детей из статьи С. Я. Маршака с ответами из моего исследования.Статья носит название «Дети о будущем», автора давно интересовал вопрос о том, как представляют себе дети будущее, о чем они мечтают, чего ждут. В связи с этим он организовал опрос в форме беседы одном из пионерских лагерей для ребят разных возрастов - от восьми до пятнадцати лет. Все происходило в дружественной, знакомой детям обстановке.
Наши современные ребята представляют будущее несколько по-другому, но база сохранилась. «Одни - о планетах, другие - о том, можно ли устроить в будущих городах движущиеся тротуары разных скоростей - для тех, кто гуляет, и для тех, кто идет по делу; третьи спрашивали, нельзя ли искусственно провести в человеческом мозгу новые извилины, чтобы люди, стали умнее; четвертые говорили о подвижных домах». Действительно, если взглянуть на примеры, то большая часть ребят заводит разговор именно на эти темы. Конечно, везде есть свои исключения, но правило остается правилом.
Можно заключить, что практически все детские суждения и представления подчиняются в большинстве своем одному главному фактору – своей детской логике (главное утверждение).
Конечно, суждения могут незначительно меняться из-за влияния иных факторов, перечисленных выше. А в следующей части нам предстоит понять, как эта «логика» влияет на восприятие ребенком взрослого мира, а главное - определить само восприятие.
Глава III
3.1 Анализ полученных данных, выводы.
В этой части мне предстояло, опираясь на результаты своей практическо - экспериментальной деятельности и научной литературы, создать саму картинку детского восприятия мира взрослых и объяснить причины такого восприятия.
Самое первое, что я заметил, что дети не могут объяснить, почему именно выбрали тот или иной ответ. Нет логического объяснения. Отсутствие логики в детских объяснениях видно с вопросов, которые идут друг за другом.
Например:
- Тебе нравятся взрослые?
-Да.
-А что тебе в них нравится?
-Добрые, ухаживают и т.д.
- А кто такой злой человек?
- Тот, кто обижает, ругается, пинает.
- Тебе нравятся взрослые люди?
-Да.
-А злой человек – это взрослый человек?
-Да.
Тебе нравятся злые люди?
-Нет.
Получили противоречия. Причиной является «эгоцентризм детской мысли». Дети говорят то, что думают, спонтанно. И не задумываются над вопросами. Не зря говорят, что «устами младенца, глаголит истина». Ребенок не озадачивается ответом на тот или иной вопрос.
Для них понятие «взрослый» и «злой» логического объяснения не имеет. Говоря о злом человеке, они говорят о конкретном одном человеке, который их ругал, дал пинка, ударил.
Для нас «взрослые люди» - это множество информационных сообщений: добрые, злые, здоровые, больные, трудолюбивые, лентяи. Для нас – эта информация обобщается в одно слово. У детей – это понятие дробится на десятки других.
Важно обратить внимание, например, что говорят дети: «Нравятся взрослые, но не нравятся злые взрослые». А как это понять, дети детского сада не могут объяснить. Потому что мы слили два понятия «взрослый» и «злой». Слитые два понятия не поддаются детской логике. Поэтому возникает противоречие, которое ребенок не видит. «Взрослый» и «злой взрослый» - это для него две разные вещи.
Поэтому я решил, что
Когда дети в детском саде говорят о чем либо, они мысленно переводят образ обобщенный на конкретный. Например:
На вопрос
– Что тебе нравится во взрослом? Ребенок переводит на маму
- моя мама добрая, а папа умный.
-Кто такой злой человек?
- тот, который ругается и пнул.
Даже сама формулировка говорит о том, что ребенок имеет виду кого-то.
Проделав всю работу, я понял, что для маленьких детей понятие «взрослый и его мир», как бы, не существует.
Отвечая на все вопросы ребенок их примерял к конкретным людям: к папе, маме, незнакомец и т.д. А значит, для детей идеалом являются родители, воспитатель детского сада… А для других и вовсе нет идеала среди своих - «папа кричит на маму», «мама устает на работе и жалуется», а «воспитательница заставляет есть кашу». Значит, ребенок воспринимает конкретные образы. И эти образы могут быть как положительными, так и отрицательными.
Заключение.
Я думаю, что достиг поставленной цели, которая стояла из трех этапов:
Работа с литературой
Работа с объектом исследования – детьми.
Анализ полученных данных.
И пришел к заключению,
полная картина мира взрослых для детей недоступна. В его сознании отражается только часть этой картины.
Взрослые для них – идеал, примеры берут тоже с них, примеряя все вопросы к конкретным взрослым.
Вывод:
Детям не хватает внимания взрослых. Если взрослые сейчас не занимаемся с детьми, то они не смогут в жизни рационально заполнить свой мир: учеба, конкурсы, секции, работа и т.д.
Библиография:
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Пер. М.-Л.: Гос. учебно-пед. издательство, 1932.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление. М: Изд-во МГУ, 1980.
Маршак С.Я. Дети о будущем. Л.: Правда, 1935.
Приложение
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Диаграмма 7