КАК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ ?! (ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФИИ И МИРОВОЗЗРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ ?! (ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФИИ И МИРОВОЗЗРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА)

Волохова А.Р. 1
1МБОУ "Гимназия №4" г. Курска
Самсонова К.Л. 1
1МБОУ "Гимназия #4"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек приходит в этот мир, чтобы познать его. Познавая мир, человек познает себя. И неизбежно обращается к понятию счастья. Прежде всего, он находится в постоянном поиске собственного счастья, ведь его интересует он сам, собственные чувства и переживания. Человеку всегда много чего хочется: любви, здоровья, власти, финансового благополучия и пр. Если привести к общему знаменателю, то можно сказать: человеку хочется, чтобы ему было хорошо. Чтобы осуществить это «хорошо», человек занимается поиском счастья. Почему поиском, спросите вы? Потому что счастье вещь ускользающая, изменчивая. Как определить, сколько именно здоровья, успеха или денег надо для счастья именно этому конкретному человеку? Где эта мера? Кому арбуз, а кому свиной хрящик. Сегодня для меня, например, может быть счастьем победа в этом конкурсе. Но не факт, что я буду чувствовать тоже через месяц или через год. Более того, человек может получить все, чего желал, и все равно ощущать себя несчастным. Здесь можно вспомнить сюжет любой более или менее известной сказки (ну, например, о Царевне-Несмеяне). Почему, вполне заурядный, даже недалекий человек, вечно улыбается, всем доволен, а умному, предприимчивому – все не так, вечный поиск, прямо как в известной песне: «Был я смел и удачлив, но счастья не знал…» Вот о такой непростой, но неотъемлемой составляющей жизни человека, мне и хотелось бы поразмышлять на страницах своей исследовательской работы.

Актуальность:

На наш взгляд, вопрос актуальности счастья имеет место быть всегда, во все времена и эпохи. Сущность счастья, его значение в человеческой жизни – все эти вопросы на протяжении столетий будоражат ум человека. Это его потребность – ощущать себя счастливым. Нужно помнить, что счастье человек испытывает посредством самого себя, он должен иметь эту способность – испытывать счастье. То есть, важно не то, что ты имеешь, а что испытываешь от этого, что это для тебя значит. Состояние счастья внутри тебя. Общаясь с близкими или интересными тебе людьми, мы зачастую интересуемся: счастлив ли ты? доволен ли своей жизнью? Человек всегда размышляет по поводу того, что ему нужно для счастья, так как жизнь как комплекс ощущений есть основа жизни как комплекса рассуждений. И в этом нет своевременной актуальности, эти позиции актуальны всегда и, скорее всего, таковыми и останутся. «Над вещами, нужными нам от жизни для счастья, властны и судьба, и обстоятельства, и другие люди» - вторим мы вслед великим философам.

Цель исследования:

Выявит специфику категории счастье, соотнести понимание этой категории в основных древнегреческих философских школах и попытаться описать видение счастье глазами современного человека.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать основные положения философских школ и направлений постклассического периода античной философии (гедонизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм, скептицизм);

  2. Дать собственную оценку каждому направлению, найдя черты сходства или различия с современной социокультурной ситуацией;

  3. Проведя анализ, выявить собственную точку зрения на проблему счастья

Объект исследования:

Проблема счастья в жизни человека.

Предмет исследования:

Выявление форм и свойств в развитии категории счастье и его влияние на мировоззрение человека.

Степень изученности проблемы:

Практически каждый значимый философ обязательно касался в своих рассуждениях темы счастья: от древности до наших дней. Это, прежде всего, античные мыслители, которых мы берем для анализа – Эпикур, Диоген, Сенека, Марк Аврелий, Аристипп, Пиррон и пр. В эпоху средневековья счастье человека связывали конечно же с теоцентризмом, с божественной подключенностью к жизни человека – Аврелий Августин, Пьер Абеляр и пр. Эпоха Возрождения счастье понимает как возможность проявления творческой составляющей человека – Пико делла Мирандола, Николай Кузанский и пр. Новое время пытается найти естественнонаучную подоплеку и счастью в том числе – Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и пр. В эпоху Просвещения французские философы посвящали проблеме счастья целые трактаты – Вольтер, Дени Дидро, Анри Гольбах и пр. Немецкие классики уделяли очень большое внимание личности человека и всем проявлениям этой личности – Иммануил Кант, Георг Гегель и пр. Практически все современные философские направления так или иначе обращаются к проблеме счастья человека – экзистенциализм, феноменология, психоанализ, постмодерн и пр.

Основная часть

На многие вопросы бытия человек не дано ответить: кто я? зачем и откуда пришел в этот мир? куда исчезну? что останется после меня? Наблюдая за миром вокруг себя, человек понимает, насколько хрупка человеческая жизнь. Но… почему-то из века в век ищет условия стабильности, точку опоры, и возможно ощущает это в момент счастья. Так что же это такое? Этот вопрос человек задавал себе очень давно. Прежде всего, мы должны вспомнить такие древнегреческие философские школы и направления, которые выводили на первый план понятие эвдемонии = счастья, как: гедонизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, кинизм.

Гедонисты (от др. греч. – «наслаждение», «удовольствие») обращаются к поиску счастья через удовольствия, полное удовлетворение желаний, скатываясь к удовлетворению самых низменных, первичных потребностей (еда, секс, сон и пр.) Я думаю, что это тупиковый путь. Очень интересно подобная ситуация в свеем апогее описана в произведении О.Хаксли «О дивный новый мир». В конечном счете, нас убивает то, что мы любим.

Эпикуреизм (от имени основоположника Эпикура) направлен на поиск счастья через покой (= энтелехию), а покой дается человеку через знание. Здесь можно провести такую аналогию: ребенок боится спать в темной комнате, так как не знает, что таится в темноте. Если включить свет и показать, что там нет никакого барабашки, то ребенок познает это, к нему придет покой и он счастливо уснет. Примерно так же рассуждают последователи эпикуреизма. Счастье через покой, покой через знание.

Школа киников (сегодня мы говорим циников) развивает наследие великого Сократа. Диоген и Антисфен голосовали за опрощение, аскетизм – и в этом видели обретение счастья. О! Как это актуально сегодня в эпоху тотального потребления! На самом деле человеку для ощущения счастья нужно не так уж и много. Сегодняшний мир демонстрирует тупиковость безостановочного потребления. Почему в самых экономически развитых странах такой высокий процент самоубийств? Почему не самый богатый человек может порой чувствовать себя намного счастливее, чем самый преуспевающий миллионер? Смысл цинизма еще и в том, что опрощение распространяется и на нравственную сторону бытия. Очень хорошо демонстрирует развитие цинизма в современном контексте некоторые профессии, например, врача или чиновника (например, доктор Быков из «Интернов» или его прототип из иностранного сериала – доктор Хаус).

Стоицизм – еще одно направление, которое поможет нам разобраться в вопросе счастья. Стоики настаивают на том, что мы не можем изменить окружающий мир, но мы можем возвыситься над ним, культивируя покой и терпение. Нужно жить согласно с природой и ориентироваться в своем поведении на добродетели: разумность, доблесть, справедливость и умеренность. Стоики – это те, кто стоически выносит удары судьбы. Ведь страдание, это то, что противоречит и мешает обретению счастья, но без них невозможна жизнь. Так вот счастье стоика в том, что он не желает никакого счастья. Ну как же сложно дойти до этого. А не приведет ли такое отношение к безразличию или апатии? Вот следующие вопросы, которые возникают у меня.

Есть еще одно направление эвдемонизма – скептицизм. Скептики вообще не нацелены на поиск истины, так как считают, что это очень изменчивая категория. Причину того или иного явления объяснить нельзя поэтому должны воздерживаться от любых суждений по этому поводу. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневаются в том, что говорится о нем.

В целом все эти философские школы можно причислить к течению эвдемонизма. Эвдемонизм признает критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. (Приложение 1)

Так как же мне найти это самое счастье, которого так хочется? На что опереться в поиске оного? Знание, аскетизм, сомнение, терпение или удовольствия – что может его дать? Наверное, всего понемногу. Но главное, на мой взгляд, в погоне за счастьем не разучиться прислушиваться к себе, ориентироваться на мнение близких, ценить интимные моменты, пытаться видеть прекрасное в обыденном. Мы не застрахованы от обид и ошибок, но как говорил Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним». Человек меняется сам, меняет мир вокруг себя, меняет жизнь. Сегодня мы ощущаем быстротечность момента как никакое другое поколение. Мы одновременно погружены в безграничную коммуникацию (Интернет, социальные сети и сообщества и пр.) и в то же время остро одиноки.

Заключение

И в качестве заключения мне хотелось бы привести фразу известного писателя Айн Рэнд: «Любой вид счастья – дело очень личное. Величайшие моменты в нашей жизни – очень интимны, мотивированы внутренне и неприкасаемы. Для нас свято и дорого то, что мы отказываемся с кем-либо разделить. Но теперь нас учат, что нужно выставить все личное на публичное обозрение и дать облапать всем» («Концепция эгоизма»). Это высказывание очень точно отражает мое понимание счастья. Поэтому я готова порассуждать на тему счастья, но никогда не смогу открыться до конца

Список литературы:

  1. Веллер М. Все о жизни. – С-Пб.: Пароль, 2005.

  2. Каштанова О. В. Счастье как философская категория в работах античных философов //Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 3. С. 308—313.

Приложение 1.

Направление

Представители

Основные идеи и положения

Отражение в сегодняшнем дне

Гедонизм

Аристипп

Счастье в удовольствии и наслаждениях

Современное общество потребления поддерживает эту позицию

Эпикуреизм

Эпикур

Счастье в познании и разумных ограничениях

Современная наука построена на рационализме

Скептицизм

Пиррон, Секст Эмпирик

Счастье в сомнении

Мир разнообразен и противоречив

Кинизм

Диоген, Антисфен

Счастье в опрощении и аскетизме

Сегодня имеет место скорее условный цинизм, проявляющийся в пренебрежении к вечным ценностям

Стоицизм

Сенека, Марк Аврелий

Счастье в сближении с природой и терпении

Современный человек не склонен себя ограничивать

Просмотров работы: 3647