ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: "ШТРИХ – КОД И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ"

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: "ШТРИХ – КОД И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ"

Орба В.В. 1
1маоу ГИМНАЗИЯ № 18
Долгополова И.П. 1
1МАОУ гимназия № 18
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современная экономика не стоит на месте, она всё время развивается и разрабатывает всё новые и новые способы контроля за производством и реализацией, качеством и продажами товаров народного потребления. Задолго до изобретения штрих-кода и сканнеров для распознавания качества товаров работники сферы оптовой торговли разрабатывали различные формы распознавания товаров и решали вопрос о единой форме контроля. Первоначально в качестве кандидата на роль средства по учету за качеством и реализацией продукции выдвигались перфокарты.

Первые шаги в сторону разработки штрих - кода в том виде, как он выглядит сейчас, были сделаны в 1948 г. В 1949 г. Вудленд и Силвер запатентовали свое изобретение, а через два года Вудленд получил приглашение поработать в IBM, где, как он надеялся, его идея должна была получить поддержку. Друзья снова приступили к конструированию - теперь уже они пытались построить подобие современного сканера.

Штрих - код - графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами — это последовательность чёрных и белых полос либо других. (Приложение 1).

Создание штрих - кода это техническая необходимость для производящих и торгующих организаций.

Актуальность данной работы заключается: в изучении перспектив разработки, внедрения и применения штрих - кода в торговле и производстве.

Объект исследования: этапы применения штрих - кода в торговле и производстве.

Предмет исследования: перспективы применения штрих - кода в различных отраслях производства.

Цель работы: изучить этапы развития и применения штрих – кода для потребителя.

Задачи:

1.Познакомиться с этапами развития и применения штрих - кода.

2.Дать расшифровку штрих - кода различных товаров и услуг.

3.Выявить особенности штрих – кода и правила пользования кодом для потребителя.

4

4.Проанализировать использование различных видов кодов в современной жизни.

5.Провести социологический опрос среди родителей и детей гимназии на тему «Применение и значение штрих - кода».

Гипотеза: в современной системе контроля качества продукции, растёт роль и значение кодирования товаров.

При выполнении исследовательской работы применялись следующие методы:

  • Аналитический при изучении научной литературы;

  • Тестирование при проведении социологического опроса;

  • Сравнительный при оформлении практической части работы.

Практическаязначимостьработызаключаетсяввозможностииспользоватьполученныерезультатывкачестведополнительногоматериалаприизучениипредмета«Основыэкономическойкультуры»в 5 — 9классах.

5

Глава 1. Теоретические сведения.

1.1.История штрих кода.

Задолго до изобретения штрих-кодов1 и сканнеров для их распознавания работники сферы оптовой торговли почувствовали, что им нужно нечто подобное. Первоначально в качестве кандидата на роль средства по учету за реализацией продукции выдвигались перфокарты2. В 1932 г. американский студент одного из коммерческих учебных заведений по имени Уоллес Флинт опубликовал базовые тезисы, в которых он представил модель идеального супермаркета. По его теории покупатели должны были производить отбор продуктов в торговом зале посредством прокалывания специальных карточек. На кассе предполагалось размещать считывающие устройства, куда каждый вставлял бы свою перфокарту с пробитыми в определенной последовательности дырками, соответствующими выбранному списку товаров. После процесса идентификации должен был приводиться в действие ленточный конвейер, который и доставлял бы отобранные покупки к кассе. Такой метод мог также существенно упростить ведение учета покупок для управляющего персонала. Однако эти мечты так и не были по-настоящему воплощены в жизнь. Главной проблемой того времени было то, что считывающее оборудование представляло собой машины гигантских размеров и стоило невероятно дорого. Кроме того, американская экономика находилась тогда на самом пике Великой депрессии, и владельцам магазинов было не до нововведений, поэтому проект, по сути, так и остался на бумаге. И все же идеи Флинта определили ориентиры на будущее....[3] (Приложение 2 и 3.)

Первые шаги в сторону разработки штрих - кодов в том виде, как они выглядят сейчас, были сделаны в 1948 г. Как и множество великих открытий, изобретение штрих-кода стало делом случая. Бернард Силвер, аспирант Дрексельского института технологии в городе Филадельфия, оказался невольным свидетелем разговора, в котором владелец местной продовольственной компании просил декана одного из факультетов провести исследование по вопросу автоматического сбора информации непосредственно у касс супермаркета. Декан отклонил просьбу бизнесмена, однако Силвер передал суть беседы своему другу Норману Джозефу

_______________________________

1.Штрих - код - графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами — это последовательность чёрных и белых полос либо других.

2.Перфокарты - (перфорационная карта, перфорированная карта, от лат. perforoпробиваю илат. chartaлист из папируса; бумага) — носитель информации, предназначенный для использования в системах автоматической обработки данных. Сделанная из тонкого картона, перфокарта представляет информацию наличием или отсутствием отверстий в определённых позициях карты.

6

Вудленду - 27-летнему аспиранту и преподавателю того же института.

Проблема очень заинтересовала Вудленда, и он с головой окунулся в работу.

Сначала он планировал использовать для нанесения уникальной для каждого товара маркировкичернила, которые должны были светиться под каким-нибудь источником ультрафиолетового света. Молодые люди соорудили пробный образец такого устройства, однако, сразу же столкнулись с рядом препятствий - от ненадежности чернил до высокой себестоимости печати. Тем не менее, это не остановило новаторов. Вудленд, собрав деньги, накопленные в результате биржевых спекуляций, покинул институт и отправился к своему деду во Флориду, где собирался продолжить свои исследования.

Через несколько месяцев работы он пришел к варианту линейного штрих-кода, использовавшего элементы двух хорошо известных на тот период технологий кодирования: звуковых треков к кинофильмам и азбуки Морзе. Азбука Морзе стала прототипом отображения нового кода -Вудленд просто вытянул вниз точки и тире, что привело к рисунку, похожему на последовательность черных широких и узких линий, разделявшихся белыми пробелами. Метод озвучивания кинофильмов, внедренный Ли де Форестом в 20-х гг. прошлого века, лег в основу процесса считывания штрих-кода. Де Форест печатал маркировку, состоявшую из определенных элементов различного уровня прозрачности, прямо на краю пленки. Затем он пускал на нее луч света в тот момент, когда шел фильм. Чувствительная трубка, размещенная на другом конце проекционного аппарата, преобразовывала сигналы от изменения яркости в электрические волны, которые в свою очередь конвертировались в звук посредством динамиков. Вудленд решил воспользоваться подобным методом для интерпретации отражения света, меняющегося при переходе от узких линий к длинным и наоборот. Впоследствии Вудленд посчитал, что код в виде концентрических окружностей будет гораздо удобнее для считывания с любого угла, чем код, составленный из прямых линий..[3]

В 1949 г. Вудленд и Силвер запатентовали свое изобретение, а через два года Вудленд получил приглашение поработать в IBM, где, как он надеялся, его идея должна была получить поддержку. Друзья снова приступили к конструированию - теперь уже они пытались построить подобие современного сканера. Еще несколько месяцев напряженного труда - и появился аппарат, облаченный в черную защитную материю и имевший размеры письменного стола. Он состоял из двух ключевых компонентов: 500-Вт лампы накаливания, служившей источником света, и фото увеличительной трубки для улавливания светового сигнала. Вся конструкция была соединена с осциллоскопом. Изобретатели проводили кусок бумаги с нарисованными на ней линиями сквозь тонкий луч, излучавшийся лампой. Затем луч, отражаясь, попадал на трубку, а осциллоскоп отображал

7

полученные сигналы в виде синусоид. Несмотря на то, что в один прекрасный момент бумага задымилась, Вудленд и Силвер смогли смело заявить, что создали прототип устройства, способного в электронном виде считывать отпечатанную маркировку.

Казалось, дело за малым. Оставалось лишь перевести электронные кривые в удобоваримую форму, понятную любому, самому простому человеку. Естественно, что решение подобной проблемы предполагалось возложить на плечи компьютера. Однако выяснилось, что тогдашние машины были крайне неудобны в управлении, выполняли лишь простейшие вычисления, а по сему не справлялись с поставленной задачей. И, кроме того, они имели огромные размеры, так что не могло быть и речи об установке хотя бы одной такой ЭВМ в супермаркете. К тому же сам процесс псевдосканирования был неэффективным - лампа излучала слишком много света, а трубка воспринимала лишь небольшую его часть, остальное выливалось в малоприятные для человека ощущения от высвобождения тепловой энергии. Да и риск повредить зрение был весьма велик. Стало ясно, что без доступного и удобного способа сканирования и обработки данных идея Вудленда и Силвера была обречена на провал. IBM решила приостановить сотрудничество с изобретателями, в то время как другие компании продолжили исследования в этой области.

Прошло несколько лет, прежде чем был изобретен лазер - отличная миливаттная альтернатива мощной лампе накаливания. Тонкий гелиево-неоновый луч, двигаясь по изображению штрих-кода, поглощался черными полосками и отражался белыми. Таким образом, генерировались четкие сигналы по принципу да/нет. С помощью лазера можно было сканировать с расстояния от пары сантиметров до одного метра, причем под разными углами. Это было крайне важным, поскольку существенно облегчило бы жизнь работникам кассовых аппаратов, а соответственно, значительно повысило бы скорость обслуживания покупателей.[2]

Наконец весной1971 г. на одном из саммитов крупных деятелей торговли компания RCA продемонстрировала вполне работоспособную систему нанесения и считывания кругообразного штрих-кода с использованием сканирующей лазерной установки. Эта новинка привлекла внимание огромного количества участников встречи. Вскоре RCA начала тестирование своей системы в одном из магазинов Цинциннати. Правда, результаты оказались несколько отличными от ожидаемых. Основным неудобством кругообразного штрих-кода была невозможность считывания данных в тех случаях, когда чернильные круги при печати чуть-чуть съезжали в сторону и образовывали слегка смазанное изображение.

Между тем, IBM не могла не отметить, что она рискует остаться в стороне от очень привлекательной сферы приложения капитала, обладающей

8

невероятным потенциалом. Руководители компании тут же вспомнили, что еще в начале 50-х гг. у них работал человек, идея которого теперь воплотилась в жизнь и успешно продвигалась конкурентами. Вудленд был снова рекрутирован IBM и наряду с другим ее сотрудником Джорджем Лаурером сыграл одну из значимых ролей в разработке наиболее популярной на сегодня версии штрих-кода - UPC (UniversalProductCode).

В итоге элегантное решение IBM в виде UPC-кода выиграло своеобразную битву стандартов у разработок RCA и им подобных. Дата 3 апреля 1973 г. считается официальным днем рождения штрих-кода, ставшим самым выдающимся событием в истории современной логистики.

Надо сказать, что еще до принятия UPC на складах, фабриках, в библиотеках и прочих автономных предприятиях и учреждениях применялись различные системы кодирования, применявшие свой собственный шифр. Где-то использовались только буквы, где-то - одни цифры, в отдельных местах - и то и другое. После внедрения универсального штрих-кода любой промаркированный продукт мог быть легко идентифицирован в любом соответствующим образом оборудованном магазине или на складе. Конечно, такая стандартизация потребовала от промышленных компаний и предприятий сферы торговли дополнительных расходов на закупку принтеров, сканеров, персональных компьютеров для организации автоматизированных рабочих мест в первую очередь кассиров и складских работников. Однако через пару лет во всех организациях затраты окупались сполна.

Тем временем в результате стремительного распространения штрих-кода обнаружилась новая проблема - стандартизация и контроль над набирающим силу явлением. В самом деле, возникла острая необходимость в создании специального органа, который взял бы на себя заботу о регламентации применения штрих-кода, а также о регистрации и выдаче индивидуальных номеров новым предприятиям, желающим маркировать свою продукцию. Так в Соединенных Штатах возник Совет по универсальному штрих-коду - UCC, который и взял на себя не только указанные функции, но и значительно расширил границы своих интересов.

В настоящее время существует несколько типов штрих кодов, в целом имеющих общий вид. Самыми распространенными являются коды UPC и EAN. Внешне они очень похожи. Главное сходство -представление кода в виде линий и пробелов (для считывания сканнером) и дублирование информации цифрами (для обработки вручную людьми в случае технических сбоев) в нижней части маркировки. Линии и пробелы определенной ширины представляют собой графическое исполнение двоичного кода (0 - пробел, 1 - штрих), в котором и выражается каждая отдельно взятая цифра..[6]

9

Другая характерная черта - разделение цифр и линий на две самостоятельные части. Левая образует номер, закрепленный за отдельной компанией. Выдачей таких номеров занимаются UCC в Северной Америке и EAN в Европе. Существуют локальные ассоциации, ведущие аналогичную деятельность, например JAN в Японии. Правая часть кода обозначает конкретный товар. Причем, даже если какое-то подразделение, скажем, компании PepsiCola разливает один и тот же напиток по бутылкам разной емкости, каждая их них будет иметь штрих-код с одинаковой левой частью, но с абсолютно разной правой. Это справедливо для любой фирмы, использующей маркировку UPC/EAN.Код UPC версии A.Этим кодом маркируется большинство продукции, производящейся в Северной Америке.

В то же время отдельные модификации штрих-кода имеют и свои структурные особенности.

  • UPC (UniversalProductCode). Существует в нескольких версиях. Наиболее распространенным является код UPC версии A (UPCA). Это 12-разрядная маркировка, состоящая из 10 основных цифр и двух вспомогательных. Первая цифра - вспомогательная и обозначает тип продукта. Следующие пять цифр - код производителя. После двойной разделительной полосы идет другая группа из пяти цифр, несущая информацию о самом продукте. И, наконец, последняя цифра - контрольная, и предназначена она исключительно для сканера и компьютера, чтобы определить корректность считывания всего кода. На сайтеwww.upcdatabase.com можно ввести UPCA-код с упаковки любого товара и просмотреть его технические характеристики

  • EAN (EuropeanArticleNumbering). Также как и UPC бывает нескольких видов, и вообще является логическим его продолжением, хотя и использует отличную от UPC систему преобразования цифр в штрих-код. Поэтому сканеры, способные распознать EAN-код, без проблем считают и код UPC, а вот обратное - не всегда верно. В основном сегодня применятся тип EAN-13, т. е. 131-разрядный штрих-код, в котором первые две-три цифры обозначают код страны, где был зарегистрирован и выдан данный код. Например, диапазон от 00 до 13 зарезервирован за США, от 460 до 469 - за Россией, 50 - за Великобританией и т.д. Число 977 соответствует специальному номеру для периодических изданий (ISSN), а 978 - для книг (ISBN). С полным перечнем кодов EAN можно ознакомиться на страничке официального сайта этой организации www.ean-int.org/index800.html или здесь.

_________________________________

1.13-значный код Европейской ассоциации по учету товарной номенклатуры.Первые две-три цифры отвечают за код страны, выдавшей его.

10

  • UPCE. Это еще один широко применяемый тип штрих-кода, являющийся укороченной версией UPCA. Цель, преследовавшаяся при его создании, - сократить размеры символа за счет удаления повторяющихся нулей. Данный код удобен для маркировки малогабаритной продукции. Следует упомянуть и о других вариантах - UPC-версий B, C и D, которые адаптированы под особенности отдельных отраслей производства.

  • EAN-8. По аналогии с UPCE он относится к разновидности стандартного кода EAN-13. Это сокращенный 8-разразрядный вариант. Другой вариант штрих-кода EAN, применяющийся исключительно в Японии, - JAN-код.[8]

Все современные штрих коды позволяют производить процесс сканирования под любым углом, причем идентифицироваться может как весь код целиком, так и по составным частям. Вероятность правильного считывания с первого раза составляет около 99%, что говорит о достаточно высокой надежности данной технологии.

Очевидно, что штрих-кодирование принимает сегодня мировые масштабы и становится неотъемлемым атрибутом современной упаковки. Не удивительно, что дальнейшая глобализация экономики расширяет сферы применения кодов системы EAN/UCC и саму структуру кодирования. Уже сейчас начинается постепенный переход к универсальному 14-разрядному штрих-коду. Параллельно идут разработки и активное использование специализированных методов маркировки, например кода EAN/UCC-128, являющимся продвинутым средством кодирования по наиболее полному спектру товарных характеристик.

Любая компания, вступившая в ряды EAN/UCC, существенно повышает эффективность собственной деятельности. Применение различных стандартов EAN/UCC создает очевидные преимущества в области логистики, снижает затраты на бумажную работу, сокращает время между заказом и доставкой продукции, увеличивает точность расчетов и усиливает контроль над всей цепочкой процессов транспортировки, хранения и реализации товаров. Многие предприятия реально ощущают экономический эффект от внедрения систем кодирования EAN/UCC, поскольку все они, сохраняя за собой безусловное право строить внутренний производственный процесс по собственному усмотрению, используют одни и те же методы при работе со своими торговыми партнерами.

Сейчас уже нельзя сказать точно, какая компания первой получила свой номерной штрих-код, однако общеизвестно, что первым товаром, прошедшим под лучом сканера на кассовом аппарате была упаковка жевательной резинки Wrigley's. На фотографии, сделанной в Американском историческом музее в Вашингтоне, видна сама "героиня" и надпись, гласящая, что 26 июня 1974 г., в 08:01 один из работников супермаркета

11

Marsh в городе Троя, штат Огайо, произвел первую продажу с использованием UPC-кода и сканирующей системы NRC. Объектом сканирования была упаковка, состоявшая из 10 пачек жвачки JuicyFruit. Это послужило началу глобальных изменений в розничной торговле. Уже через несколько лет большинство продукции на полках крупных магазинов было промаркировано штрих кодом UPC.

Как несложно заметить, на штрих коде никогда не помещается самая важная для потребителя информация - цена. С экономической точки это понятно - живем-то мы в век развитых рыночных отношений, где стоимость товара определяется не волевыми решениями руководителей партии и правительства, а целым комплексом различных факторов, поэтому варьироваться она может чуть ли не ежедневно. В связи с этим возникает резонный вопрос, каким образом цена моментально высвечивается на экране кассового терминала после сканирования штрих-кода с того или иного продукта. Дело в том, что все кассовые аппараты супермаркета, оснащенные ПК, объединены в единую сеть, где роль сервера выполняет центральный компьютер, скрытый от глаз покупателей. Когда кассир считывает штрих-код, информация о продукте попадает на тот самый центральный компьютер, который мгновенно идентифицирует товар и посылает обратно на кассу информацию о его текущей стоимости. Безусловно, применение такой гибкой схемы в нынешних условиях вполне оправдано, однако это дает шанс нечистоплотным организациям использовать ее в своих корыстных целях. Психология покупателя сейчас такова, что он уже слепо верит "умной машине", а не продавцу, который, как известно, всегда норовит обсчитать. Таким образом, под прикрытием беспристрастности ЭВМ ничто не мешает завышать реальную стоимость товара, тем более, если она не указана на ценнике (а такие случаи - не редкость в современных больших супермаркетах). К тому же зачастую довольно трудно отследить правдивость отображаемой на экране информации, когда пробиваешь несколько десятков различных продуктов. И даже если обман и выявится, то всю вину всегда можно объяснить ошибками работы сканера. [5]

Данная часть исследовательской работы знакомит нас с историей кодирования товаров и тем кто и где разработал штрих –код.

1.2.Применение штрих – кода.

Штрих коды могут использоваться везде, где требуется быстрый и точный ввод информации в ИТ систему. Наиболее типичное применение штрих кода - маркировка товаров в магазинах и супермаркетах. Ниже приводятся 11 примеров применения штрих кода в различных отраслях экономики:

12

Склады:Сейчас в использовании уже находится большое количество сложных программ автоматического складского учёта. Маркированные штрих кодом контейнеры сырья хранятся в рядах, которые также маркируются. Когда товары поступают на склад, компьютерная система даёт указание автоматическому крану достать ближайший пустой контейнер. Заполненный контейнер затем возвращается на свободное место в ряду. Кран целиком опирается на информацию штрих кода для нахождения и передвижения товаров на складе. Компьютерная система обычно может располагать товары используя ближайшее место, минимизируя тем самым время доступа к товара и увеличивая эффективность склада. К рядам не подходят люди, так как контроль компьютерной системой значительно более точен.. [10]

Транспорт и оптовая торговля: Все крупные перевозчики грузов сейчас используют штрих коды. Отдельные упаковки маркируются в месте отправления. Точное местонахождение каждого груза известно в любой момент времени вместе с информацией о том, что в данный момент с ним происходит (перевозка, перегрузка, таможенная очистка) и т.д. На основании этих данных быстро выставляются точные счета на оплату услуг отдельным клиентам. Пропавшие грузы могут быть отслежены легко и эффективно.

Производство: Очень точные данные относительно работ находящихся в процессе выполнения, могут быть получены благодаря применению штрихкодирования, как метода ввода данных на разных этапах производства. Управленцы могут получить реальную информацию о ходе выполнения работ или изготовления продукта, на основе которой можно избежать узких мест в производственных процессах и перепроизводства, тем самым увеличивая эффективность производства. (Приложение 2 и 3.)

Запасные части и сервисное обслуживание: Многие компании занимающиеся поддержкой компьютерного оборудования и сервисным обслуживанием бытовой техники, штрих кодируют изделия полученные для ремонта. Точное местонахождение каждой единицы в ремонте, продвижение ремонта и оценка когда он будет закончен, легко можно получить в любой момент времени. Благодаря более эффективному управлению ресурсами, изделия могут быть отремонтированы и обслужены быстрее и дешевле. В автомобильной промышленности штрих код применяют для идентификации запасных частей и улучшения оптовой торговли.

Маркетинг: Многие компании, занимающиеся изучением рынков, используют штрих код для ввода данных опросов в базы данных быстро и

13

точно. Время опросов и обработки первичных результатов может быть уменьшено в десятки, а то и сотни раз.

Медицина: Штрих коды обычно используются для идентификации крови и других образцов. Точность данных жизненно важна и ввод данных при помощи штрих кода, безусловно наилучший выбор (особенно по сравнению с ручным). Записи о пациентах в больницах и амбулаторных, штрих кодируются для быстрого получения и лучшей обозримости.

Библиотеки: Многие библиотечные системы были улучшены (за рубежом), благодаря применению штрих кода, позволяющему узнать где находится печатное издание, а также много дополнительной информации о нём.

Доставка: Многие большие магазины сейчас настаивают, чтобы их поставщики не только штрих кодировали отдельные товары, но также коробки с упаковками товаров. Это является частью электронной торговой системы (ElectronicDataInterchange). Эта систем определяет протокол, который связывает информационные системы поставщика и получателя. Товары могут быть перенаправлены или возвращены автоматически. Полученные товары заносятся в базу данных, в момент когда они покидают грузовик, при помощи сканирования штрих кода. Информационные системы и поставщика и получателя могут быть обновлены одновременно. Эта эффективная система обеспечивает выгоды и поставщику и получателю.

Тестирование: Сейчас является законным требование к компаниям, чтобы все производимые электрические приборы, были протестированы на работоспособность и безопасность, по определенным правилам. Многие компании, специализирующиеся в тестировании, назначают уникальный штрих код, каждому протестированному устройству. Запись о каждом устройстве (включая информацию, когда требуется следующее тестирование) сохраняется в базе данных на компьютере. Следовательно, история по каждому устройству, может быть доступна в любой момент.

Банковское дело, страхование и местное самоуправление: Штрих код широко используется для точного контроля документооборота и получения документа.

Время и посещение: Существует много приложений, где Вам может потребоваться записать активность или наличие людей. Например, почасовая система для сменных рабочих, записи о передвижении посетителей на выставке или семинаре, адвокаты и аудиторы записывающие потраченное время на определенную задачу. Выдайте каждому штрих кодовый значок и

14

вы можете наблюдать их передвижение, используя любую компьютерную систему, имеющую часы реального времени. [10]

Законодательство защищает Ваши права и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, с которыми - увы! - нам приходится сталкиваться слишком часто.Ваше право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют Ваши права - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей").

15

Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

1.3.Расчет Штрих-кода.

Для того чтобы рассчитать код необходимо знать, что существуют разные коды стран мира: [3; 8] (Приложение 4.)

C помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN. Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).

Возьмем, к примеру, цифровой код 599 7207 710014:

599 - первые две или три цифры обозначают страну производителя или продавца продукта;

7207 - следующие четыре – код производителя;

71001 - еще пять – код товара (наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет);

16

4 - последняя цифра – контрольная цифра (используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером, а при расчётах кода это контрольная цифра качества товара).

EAN - 13: в нём зашифрованы следующие данные это (Код страны; Код изготовителя; Код товара; Контрольная цифра и Знак товара, изготовленного по лицензии.)

Пример вычисления штрих - кода и контрольной цифры:

5997207 710014

1. Сложить цифры, стоящие на четных местах (подчёркнутые):

9+7+0+7+0+1=

2. Полученную сумму умножить на 3:

24 х 3 = 72

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольной цифры:

5 + 9 + 2 + 7 + 1 + 0 = 24

4. Сложить полученные в пунктах 2 и 3 цифры:

72 + 24 = 96

5. Отбросить десятки:

от 96 - получаем 6

6. Из числа 10 вычесть полученную в пункте 5 цифру:

10 - 6 = 4 Товар качественный, сделано в Венгрии.

Полученная цифра должна совпадать с контрольной цифрой штрих-кода, что говорит о подлинности товара.Если полученная цифра не совпадает с контрольной - значит товар произведен незаконно. Возможен также вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится три знака, а для кода предприятия - четыре.

Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр - EAN-8. Как правило, код страны присваивается Международной ассоциацией EAN. Код страны никогда не состоит из одной цифры. Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, "Сделано в

17

Германии", а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Причин может быть несколько:

• фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции.

• товар был изготовлен на дочернем предприятии.

• товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.

• учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств. [3; 8]

Из данного параграфа мы узнали, где и как применяется штрих – код, как правильно, рассчитывать штрих – код, и что он используется там где нужен точный и быстрый расчет.

1.4.Новое в кодировании товаров QR – код.

QR-код (англ. Quick Response — «быстрый отклик») — это матричный двумерный (2D) штрих-код, разработанный подразделением автомобильного концерна Toyota - японской компанией Denso-Wave в 1994 г.

Первоначально технология предназначалась для использования в автомобильной промышленности, но впоследствии получила широкое распространение и в других отраслях. В отличие от обычных одномерных (1D) bar-кодов, QR-коды содержат в себе гораздо больше данных, и визуально представлены в виде черно-белых квадратов. Это графические изображения, формирующиеся по специальному алгоритму, позволяющему программе-сканеру на мобильном устройстве распознавать элементы штрих-кодов и обрабатывать заложенную в них информацию.

Один из самых существенных драйверов по распространению QR-технологии в мире в потребительском сегменте – это рост числа владельцев смартфонов и планшетных ПК, поскольку с их помощью QR-коды становятся доступны конечным пользователям. После сканирования кода пользователь чаще всего автоматически перенаправляется на соответствующий веб-сайт, где получает более подробную информацию о товаре или услуге. Существенным фактором роста проникновения QR является и информирование населения об этой технологии - например, в Японии она активно продвигалась при помощи масштабной телевизионной рекламы. (Приложение 5.)

18

В целом, список возможных приложений QR-кодов включает следующие позиции: купоны и специальные предложения; специальная информация и эксклюзивные предложения; конкурсы и призы; постоянные скидки; автоматические ссылки на специальную страницу на сайте, социальную сеть или блог; обратная связь с потребителями; брошюры и дополнительные маркетинговые материалы; транспортные средства; ценники и упаковка; меню в ресторане и рецепты; билеты на мероприятия; товарные чеки; дисплеи в магазине; переводы на различные языки; визитные карточки; электронный (email) маркетинг; телевизионная реклама;

19

социальные сети; заказ товаров и услуг.

20

Глава 2. Исследовательская часть.

2.1.Мнение специалистов о необходимости кодирования товаров.

По мнению экспертов кодирование товаров необходимо: для эффективного управления производством, качеством и процессами учета требуется своевременный и точный контроль за продукцией. Действенным средством. позволяющим прослеживать путь изделия от хранения его на складе до реализации, является идентификация1. В последнее время получили широкое распространение технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, направленные, прежде всего на повышение производительности труда и существенное снижение затрат.

В настоящее время известны 15 технологий автоматической идентификации вот некоторые из них:

- штриховое кодирование;

- радиочастотные системы;

- оптическое распознавание знаков;

- машинное зрение (вычислительные методы обработки изображения);

- речевой ввод данных и ряд других.

В международной практике производства и торговли принято штриховое кодирование товаров. Информация о товаре наносится на упаковку в виде четкого рисунка из узких и широких полос. Эти штрихи и пробелы между ними обозначают определенные цифры в кодах ЭВМ. Таким образом, каждый товар получает индивидуальный знак, который легко “прочитывается” электроникой, измеряющей интенсивность отражения света от черных и белых полос. Если учесть, что в СНГ насчитывается более 200 тыс. предприятий, производящих товары промышленного назначения и товары народного потребления, более 1000 оптовых баз и более 3000 оптовых магазинов, 14 тыс. складов, а общая номенклатура продукции превышает 10 млн. наименований, то нетрудно представить, насколько эффективно ___________________________________

Идентификация – это установление характера и назначения изделия на основе набора упорядоченной информации, которая используется для выяснения всех существующих характеристик, определяющих уникальность, т.е. отличающих его от всех других изделий.

21

применение штрихового кодирования товаров. [9]

2.2.Портрет российского потребителя

Как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах-миллионниках России, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компаниями SMARTEST и WapStart в июле 2012 г., треть респондентов (33%) информированы о QR-кодах – они знают и понимают как можно использовать эту технологию. 59% не знают о QR-кодах, а 8% неправильно информированы (ошибаются в знании технологии) 23% пользователей уже сканировали своим телефоном QR-коды, причем почти половина из них (48%) делают это постоянно или проводили такие манипуляции много раз. 8% респондентов физически не могут использовать QR-технологию, так как их телефоны не оснащены камерой, а доля тех, которые имеют камеру в телефоне, но еще не сканировали коды составляет 69%. В качестве основных причин, которые мешают респондентам использовать QR-коды, были указаны следующие: нет специальной программы в телефоне; не знают, как это сделать (по 44%) и отсутствие необходимости (25%). (Приложение 6.)

2.3.Социологический опрос

В современной жизни мы постоянно сталкиваемся с товарами плохого качества или подделками на известные бренды. Для поддержания качества товаров и вводят различные защиты...

Мы провели опрос среди родителей и учеников 7 – х классов, о том что они знают о кодировании товаров и умеют ли проверять товары по штрих - коду.

Вопросы:

1.Для чего кодируют товары?

а)для стандартизации товаров;

б)для хранения;

в)решение фирмы производителя.

2.Можно ли расчитать штрих - код?

Да или Нет.

3.Что обозначают первые 2 - 3 цифры кода?

4.Какой код является кодом РФ?

а)308; б)402; в)460; г)009

22

5.Сможете ли вы прямо сейчас расчитать код?

Да или Нет.

Ответы: (Приложение 7.)

№ п/п

Ученики

Родители

1

85 %

55 %

2

100 %

70 %

3

85 %

70 %

4

90 %

90 %

5

85 %

55 %

Ученики 7 – х классов изучая предмет ОЭК легко ответили на все вопросы, а у их родителей эти вопросы вызвали затруднения.

Данные ответы показали, что учащиеся 7 – х классов на 89 % знают, что такое штрих - код и могут проверить качество товаров по коду. Родители знают, что такое штрих - код и могут его рассчитать только 68 %. Можно сделать вывод, что современный ученик более информирован, чем его родители. Средняя информированность учащихся составляет 89%, а средняя информированность родителей составляет 68%.

23

Заключение

В условиях конкурентной среды значительная часть информации должна быть оперативной, а также недоступной для ее использования специально нерегламентированными пользователями. Такую возможность нам дает штриховое кодирование. Штриховой код - это графическое изображение цифр в виде штрихов и пробелов. Он в значительной степени облегчает учет и контроль материальных средств, товаров и услуг. Штрих - код получил широкое распространение во многих странах мира. Самым популярным на сегодняшний день является 13-разрядный европейский код. Наличие штрих - кода на упаковке даёт возможность организовать эффективный контроль за происхождением товаров в любой из точек, начиная от упаковочной линии и заканчивая складом или магазином. Применение штрих - кода позволяет значительно улучшить следующие процессы:

Производителям - сортировку, подсчёт, контроль над запасами, подборку и отгрузку товаров;

Оптовикам - получение товаров, контроль над запасами, отгрузку, расчёт;

Транспортным службам - получение товаров, отбор и отгрузку;

В розничной торговле - получение товаров, отгрузку со складом и контроль над запасами.

В последнее время штриховое кодирование стало играть большую роль не только в специфических сферах, но и в нашей повседневной жизни.

24

Список используемых источников информации

1.Арманд В.А. Железнов В.В. "Штриховые коды в системах обработки информации", Москва "Интернет издание", 2009 г., 68 с.

2.Белов Г.В. "Штриховое кодирование: технологии XXI века", Москва "Металлургия", 1998г., 139 с.

3.Сафаров Т.А. "Технология штрихового кодирования." Уфа: "Башкортостан", 2000 г. 123 с.

4.Википедия - свободная энциклопедия: http: // ru. wikipedia. org / wiki /

5.http: // www. shtrih-m. ru / production / produce_0_267. html

6.http: // www. jasmi. ru / automation / automation. html

7.http: // www. hella. ru / code / strihcode. htm

8.http://www.inwatec.ru/lib/barcode1.htm

9.www.upcdatabase.com

10.www.ean-int.org/index800.html

25

Приложение.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

ТАБЛИЦА ШТРИХ - КОДОВ СТРАН МИРА.

977 Периодические издания, пресса(ISSN)

978-979 Книги (ISBN)

980 Возвратные квитанции

981-982Валютные купоны

990-999Купоны

___________________________________________________

Код стран Код Страна

93 Австралия 90-91 Австрия

613 Алжир 779 Аргентина

380 Болгария 54 Бельгия и Люксембург

178; 789 Бразилия 50 Великобритания

599 Венгрия 759 Венесуэла

893 Вьетнам 400-440 Германия

489 Гонконг 52,520 Греция

57 Дания 72,729 Израиль

890 Индия 539 Ирландия

56,569 Исландия 84 Испания

80-83 Италия 529 Кипр

690 КНР 770 Колумбия

502 Сев. Корея 850 Куба

475 Латвия 477 Литва

955 Малазия 535 Мальта

611 Марокко 750 Мексика

484 Молдова 87 Нидерланды

94 Новая Зеландия 70 Норвегия

775 Перу 590 Польша

560 Португалия 460-469 Россия

888 Сингапур 50 Сев. Ирландия

858 Словакия 383 Словения

00-09 США и Канада 885 Таиланд

471 Тайвань 619 Тунис

869 Турция 482 Украина

773 Уругвай 64 Финляндия

30-37 Франция 385 Хорватия

76 Швейцария 73 Швеция

859 Чехия 780 Чили

786 Эквадор 474 Эстония

600-601 ЮАР 860 Югославия

880 Южная Корея 45,49 Япония

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Просмотров работы: 5123