ЭТА НАДОЕДЛИВАЯ РЕКЛАМА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭТА НАДОЕДЛИВАЯ РЕКЛАМА

Алексанян В.А. 1
1
Богомаз В.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Однажды я услышал разговор взрослых о том, что любая реклама - это враньё, что от неё больше вреда, чем пользы. Именно из - за рекламы люди покупают не то, что нужно. Я очень удивился. Значит, надо исследовать, действительно реклама врёт или нет. Так появилась моя работа.

Тема: « Эта надоедливая реклама».

Цель: узнать соотношение правды и лжи в рекламе

Задачи:

  1. Найти информацию об истории появления рекламы;

  2. Установить, для чего нужна реклама;

  3. Исследовать рекламу в нашем городе и найти доказательства её лжи;

  4. Познакомить своих одноклассников с результатами своего исследования;

  5. Принять участие в конкурсах учебно - исследовательских работ.

Актуальность: в том, что реклама нас преследует на каждомшагу и надоедает всем.

Объект исследования: реклама.

Предмет исследования: соотношение правды и лжи в рекламе.

Способы исследования:

а) поиск, сбор и обработка информации: в сети Интернет, в словарях и

периодической печати;

б) интервьюирование взрослых;

в) наблюдение.

Гипотеза: предполагаю, что любая реклама имеет долю правды и долю лжи.

Глава 1. Что мы знаем о рекламе.

1.1. История русской рекламы.

Из материалов сети Интернет я узнал, что первая печатная реклама появилась в России в виде народных картинок - лубков в начале XVII века. Лубки называли вначале «фряжскими» - т.е. итальянскими, иноземными, так как техника исполнения была перенята у европейцев. Лубки в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию. Например, «Французский магазин помады и духов». Рисунок изображает стол, на котором множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает: «Французское ли это?» И слышит в ответ: «0, мсье! Самое свежее!».

В СССР было принято говорить «Реклама – двигатель торговли», но во время дефицита и не надо было рекламы, хорошие товары расхватывались как горячие пирожки.

Также в сети Интернет я узнал, что первым гражданином Советского Союза, попробовавшим газированный напиток «Пепси-Кола», называют главу государства Никиту Хрущёва, который отведал стаканчик в 1959 году на торжественном открытии Американской национальной выставки. После него в течение выставки в Москве людьми было выпито около 3 миллионов стаканов сладкой газировки из США. В то время девизом компании значилось: «Будь общительным, пей Пепси!» Я сделал вывод, что реклама действительно помогает производителям продавать свои товары.

В Российской федерации реклама появилась в 90-е годы. Особенно рекламировались финансовые пирамиды. Именно благодаря этой рекламе тысячи россиян были «раздеты и разуты», отдав деньги финансовым пирамидам. Я сделал вывод, что от такой рекламы серьёзный вред.

1.2. Реклама повсюду.

Сейчас рекламу увидишь повсюду. Возле подъезда на доске объявлений печатная реклама о разных товарах и услугах. Ступаешь в подъезд своего дома, в почтовых ящиках реклама различных магазинов. На подоконниках рекламные проспекты стоматологов и частных врачей. Берёшь газеты, половина в них – одна реклама о купле – продаже всего, что можно купить или продать.

Подходишь в городе к установленной доске объявлений, там реклама циркового представления, театральных спектаклей, телефоны целителей и экстрасенсов, частные объявления о продаже домов, оборудования, ёмкостей, приспособлений и так далее.

Идёшь по улице, на фасадах домов растяжки о продукции частных компаний, заводов и фабрик, на баннерах реклама об открытии новых магазинов, об аренде домов, квартир, офисов и складов.

Заходишь в школу, на рекламных щитах видишь объявления о работе кружков, секций частных школ, об услугах психологов, преподавателей, репетиторов и т.д. Редкий день в школе обходится без рекламы. Обычно на уроках просятся менеджеры с объявлениями о цирковых представлениях, об услугах фотографа, о записи в учреждения дополнительного образования. А дома посмотреть телевизор невозможно, потому что после каждых 8-10 минут 3 минуты идёт реклама, которую смотреть просто нет сил. Просматривая телепередачи, я заметил, что реклама на каждом канале идёт в одно и то же время. Вот что это? Договорённость генеральных директоров каналов? Надоедливая реклама повсюду. Не захочешь, а всё равно посмотришь.

Глава 2. Правда или ложь.

2.1. Лекарственная реклама в аптеках города.

В ходе исследования я отправился в аптеки города. ( Приложение 4, стр.17) В одной из них я заметил, что по телевизору рекламируется актуальные сезонные лекарства, такие как «Кагоцел». Реклама: «Борешься с вирусами? Кагоцел, и ты здоров!» Удивлённая девушка бежит в аптеку за Кагоцелом. А в сети Интернет я узнаю, что это вовсе не лекарство, а иммуномодулятор.

Препарат Кагоцел относится к группе так называемых «иммуномодуляторов», которые должны усиливать иммунный ответ против вирусной инфекции. В «пробирке» так и происходит, но организм устроен значительно сложнее. Представьте, что иммунная система – это армия, а вирус - враг. Появление вируса в организме вызывает мощную активацию иммунной системы, оно само собой усиливает синтез защитного интерферона почти до предела. Теперь представим, что во время разворачивания сил армии, откуда ни возьмись, прилетают инопланетяне и дают дубинкой по голове без разбора каждому военному с целью их дополнительно «привлечь к бою». Примерно это происходит при попадании Кагоцела в кровь. Нужно понимать, что люди живут с вирусами с момента их появления на Земле. Система иммунитета великолепно настроена, ее можно сравнить с элитными подразделениями спецназа, а пресловутое «снижение иммунитета» – это один из мифов, успешно используемых производителями иммуностимуляторов. Так утверждает доктор медицинских наук Ярослав Ашихмин. ( 3. Интернет – ресурсы)

Таких препаратов, которые бесполезны и неэффективны, то есть не лечат, становится всё больше и больше. Я постарался показать малую долю списка препаратов, которые можно заменить аналогичными, но более дешёвыми, а в аптеках предлагают дорогие. (Приложение 11, стр.25) Я понял, что работникам аптеки выгодно продавать дорогие лекарства. Делаю вывод, реклама о лекарствах – очень хитрая уловка для доверчивых людей.

2.2. Реклама в магазинах города.

Я побывал в разных магазинах города. Это: «Магнит», «Купец», «Пятёрочка», «Монетка», «Светофор», «Семья», «Классный колбасный», «Стрекоза». (Приложение 7, стр.20-21) И там меня тоже ждало сплошное разочарование. Например, у бывшего продавца, которого выгнали с работы, я узнал, что в сети магазинов «Классный колбасный» испорченную продукцию, якобы свежих курочек, вымачивают в растворе марганца и отправляют в жарку. Жареных кур люди разбирают быстро из – за пряного вкусного запаха и красивого вида поджаренной корочки. А на самом деле, покупатели рискуют отравиться испорченным мясом этих переработанных кур. Реклама: «Свежие курочки, жаренные со специями. С пылу – с жару»! И люди ловятся на эту рекламу, покупают товар.

В магазине «Светофор» аудиреклама просто встречает вас с самого порога. «Магазин низких цен ждёт вас. Всё для покупателей. Выберите то, что вам нужно, по низкой цене»! На самом же деле летом было так. В связи с избытком урожая ягод подорожал сахарный песок. Люди бросились его покупать. Реклама гласит, что магазин «Светофор» - магазин низких цен, а цена на песок была в этом магазине самой высокой - 63 рубля за 1 кг, 315 рублей за мешок в 5 кг. В то время как в магазине «Семья» цена 1 кг песка была 49 рублей 50 копеек. Я спросил, почему так получается. Оказалось, что это хитрый рекламный ход. Люди думают, уж если в «Светофоре» такая цена на песок, то в остальных магазинах цена будет ещё выше, и покупают продукт мешками в 5кг, ведь у многих покупателей нет машины, чтобы поездить по магазинам и сравнить цены на продукты.

В магазине «Магнит» вообще произошёл курьёзный случай. Реклама гласила « Вашей кошке «Китикет» - это даром или нет? Почти даром, налетай, кошке вкусность покупай»! Люди брали «Китикет» на стеллаже с рекламой за 16 рублей 50 копеек. А в углу, где на стеллажах была продукция для домашних животных, эти же самые пачки с «Китикетом» стоили 14 рублей 50 копеек. Что это? Обман или глупость продавцов, забывших убрать пачки продукта со стеллажей? Когда с этим вопросом мы обратились к менеджеру, она быстро стала убирать ценник со стеллажа с дешёвым продуктом.

Ещё один хитрый ход продажи в этом же магазине. Все продукты с истекающим сроком действия продавцы утром кладут на видное место, а только что привезённую продукцию прячут подальше. Обычный покупатель берёт то, что выложено ближе. А при входе в магазин на транспаранте мы читаем «У нас всегда свежая продукция». Стоит верить или нет?

В магазине «Монетка» реклама «Товар дня». На стеллаже лежит кофе. Большая цена перечёркнута, появляется, якобы, меньшая цена. Это называется «Акция». Старенькая женщина говорит продавцу: « Вчера для сына я купила банку кофе за 250 рублей, а сегодня этот кофе стоит 270 рублей, что это за акция такая? Я заметил, что перечёркнутая цена этого кофе 298 рублей. Такой цены и не было. Вот как назвать эту акцию? Сплошной обман!

В магазине «Семья», кстати, в самом дорогом продуктовом магазине города, тоже объявляют рекламные акции. «Купи на 700 рублей, получи талончик на скидку покупки ножей известных брендов». Набрали талончиков у всех знакомых пришли покупать ножи со скидкой в назначенный день. На стеллаже действительно были ножи, якобы со скидкой. Но эти ножи стоили настолько дорого, что не захочешь и покупать, в то время как в обыкновенном хозяйственном магазине эти ножи или похожие на них стоили в 2 раза дешевле. Обман? Конечно, обман. На что расчёт? На то, что в магазин приходят покупатели не каждый день, чтобы их зазвать, объявляют такие акции, рассчитанные на глупеньких покупателей.

В магазине «Пятёрочка» при входе реклама «Надо купить», на которой перечислены продукты по сниженным ценам. Например, груши по цене 79 рублей за 1 кг, а на самом деле 95 рублей, виноград по цене 92рубля за кг, на самом деле 105 рублей. Кажется, разница небольшая, и вряд ли кто её заметит, но ведь всё равно это ложь. Вероятно, расчёт на то, чтобы зазвать покупателя, а там уж как будет, главное – зазвать!

Ещё один яркий пример обмана в магазине «Стрекоза». Моя учительница Валентина Николаевна в этом магазине заметила разницу в цене на колготки. На ценнике за колготки значилась сумма 150 рублей. На кассе же в чеке оказалось 169 рублей. (Приложение 9, стр.23) Расчёт на то, что, купив вещь по увиденной цене, покупатель не посмотрит потом на чек и уйдёт, довольный тем, что сэкономил деньги. А ведь при входе на рекламном щите значилось, что можно купить носки и колготки с большой скидкой. Вот тебе и скидка.

Ещё один хитрый ход рекламщиков я раскрыл, когда моя семья получила приглашение для получения дисконтной карты в магазине «Красное и белое».

Несмотря на то, что основной товар в этом магазине – спиртные напитки, есть и сопутствующие товары. Многие покупатели туда стремятся потому, что цены, якобы, ниже, чем в остальных магазинах города. А вот посмотрите, какой хитрый ход придумал хозяин этого магазина. В рекламном листе цена на пачку «Китикета» 12 рублей 99 копеек, в то время как в остальных магазинах такая пачка стоит 16 рублей 90 копеек. Да, дёшево, надо брать! Так бы подумал любой покупатель, да только не мы. Посмотрите на граммы. Пачка та же самая, а граммов - то меньше: не 100, а всего 85 граммов. Если провести простой подсчёт, так пачка «Китикета» в этом магазине в пересчёте на граммы стоит так же, как и во всех остальных. (Приложение 9, стр.23)

Так стоит ли верить рекламе? Я бы подумал, прежде чем идти в магазин по одному только рекламному проспекту. Это только те факты лжи и обмана, которые я раскопал в наших магазинах. А сколько их вообще?

2.3. Реклама на улицах города.

Я специально путешествовал по улицам города и наблюдал за установленными баннерами, рекламными щитами. Я мало что понял, когда рассматривал эту огромную рекламу. (Приложение 6 , стр. 19). Как управлять эфиром, какими скидками делятся в корпорации «Центр»? Эти загадки ещё предстоит разгадывать. Достаточно было пройти по одной улице, чтобы насобирать рекламных листочков и буклетов, которые через каждые пять метров раздавали прохожим. В них красочная реклама на товары в магазинах, находящихся на этой улице. (Приложение 5, стр.18)

На улице Карла Маркса я услышал громкий голос, призывающий взять деньги взаймы без процентов. Такого же не может быть, подумал я. Какой дурень будет давать деньги взаймы без процентов? Такого же не бывает. Я подошёл к этому зазывателю, спросил, как же это может быть так? На что он меня злым шёпотом послал далеко и сказал, что будет разговаривать только со взрослыми. Но и с моим папой он тоже разговаривать не стал, а предложил рекламный листочек, на котором тоже было не понятно, как это дают деньги взаймы без процентов. Обратившись в это агентство, от имени которого действовал рекламщик, мой папа выяснил, что деньги взаймы дают без процентов на 7 дней. Это показалось подозрительным. Мы обратились к бухгалтеру. Она объяснила, что позднее ты заплатишь, якобы за бесплатность, по 4 процента в день на скрытые расходы, то есть больше, чем везде. Под скрытыми расходами надо понимать, со слов сотрудников, связь по Интернету, плату за содержание офиса и найма сотрудников. А если посчитать годовые проценты, то держитесь крепче, получается 500% годовых! Просто уму непостижимо! Надо читать в документах то, что напечатано мельчайшим шрифтом. А что, если человек в безвыходном положении или не видит мелкого шрифта? Вот тебе и бесплатно! Обман, один сплошной рекламный обман. Делаю вывод: никогда нельзя занимать деньги в микроорганизациях, иначе разденут тебя до нитки.

2.4. Реклама на экранах телевизоров и светодиодных экранах.

Проводя своё исследование, я побывал в Телерадиоцентре и спрашивал начальника отдела рекламы Михайлову Марину Валерьевну о том, какова доля правды в рекламе. (Приложение 1, стр. 14)

На мои вопросы Марина Валерьевна отвечала, что рекламный отдел старается не допускать зрителям обмана. Вся реклама – это демонстрация товаров и услуг населению, а люди сами смогут разобраться, насколько хорош или плох тот или иной товар, поэтому считает, что лжи в рекламе на экранах телевизоров кунгуряков быть не может. Однако Марина Валерьевна предложила мне рекламный проспект, рассматривая который, я заметил, что рекламный ролик стоит очень дорого, если цена одной секунды 70 рублей, то одной минуты 4200 рублей. Да, немало. Буду надеяться, что не увижу лжи на экранах местного телевидения. (Приложение 5, стр.25)

Я побывал у светодиодного экрана возле кинотеатра «Мечта». На светодиодных экранах крутят ролики, которые рекламируют товары и услуги населению. (Приложение 2, стр.15) За полчаса просмотра и прослушивания я узнал, что цены на изготовление и монтирование натяжных потолков снизились на 10 процентов. Я задумался о том, откуда я могу знать, какие у них были цены вчера, ведь точно их можно завысить и представить мнимое снижение. Опять хитрый рекламный ход. Просматривая рекламу, я также узнал, что в нашем городе есть магазины сумок, шапок, строительных товаров, обуви, шуб. У меня создалось такое впечатление, что в нашем городе только и делают, что торгуют и ничего не производят.

Я также узнал, что впервые в нашем городе будет представлена оперетта «Весёлая вдова», цена билетов от 400 рублей. Это оказалось сущей правдой. Оперетта будет показана в ДК «Мечта», а это рядом с экраном. Я зашёл в кассу и узнал, что билеты по 400 рублей на последние ряды, а за билет в первых рядах вы заплатите в 2 раза больше. Здесь реклама без обмана.

2.5. Не попадись на удочку рекламы.

Проводя своё исследование, я сделал выводы, что реклама может принести как пользу, так и вред покупателю. В ней есть доля правды и доля лжи. Есть такая реклама, которая совсем не лжёт, а есть реклама – сплошная ложь. В своей работе я постарался показать уловки рекламщиков, на которые умным покупателям не следует попадаться, и составил свою памятку вреда рекламы, от которой надо убегать «во все лопатки».

  1. Нельзя брать кредиты в микроорганизациях - их обещания сплошное враньё;

  2. Идёшь в аптеку, узнай дешёвый аналог своего лекарства, иначе купишь его за бешеные деньги. Учись экономить семейный бюджет;

  3. Отправляешься в магазин, составляй список того, что хочешь купить, иначе купишь другие товары или продукты по завышенной цене;

  4. Было бы полезно знать, в каких магазинах товары продаются по приемлемым ценам без рекламной лжи. Для этого посвяти день для изучения ассортимента товаров и цен на них в близких к твоему месту жительства магазинах;

  5. Не верь рекламе, старайся проверять данные в количестве, качестве, цене продукции;

  6. Прежде чем покупать тот или иной товар, оцени ситуацию, отложи покупку на время, запиши цену своего товара и посмотри на такую же вещь в другом магазине. Сравни цену и качество. Только в этом случае можешь сделать выбор;

  7. Знай, что товар со скидкой - это хитрая рекламная уловка. Никакой скидки в большинстве случаев нет;

  8. Усвой, что реклама - один из способов научиться отделять ложь от истины, научиться оценивать поступающую извне информацию.

Заключение.

В ходе своего исследования я нашёл информацию об истории появления рекламы в России и узнал, что она очень интересна. Я установил, что реклама – это двигатель торговли, ведь цель производителей – продать как можно больше своего товара.

Я исследовал рекламу в нашем городе по всем направлениям: в аптеках, магазинах, на улицах города, на экранах телевизоров и светодиодных экранах и привёл факты, которые доказывают ложь рекламы. Я постарался разоблачить хитрые ходы рекламщиков, которые любым способом изощряются продать свой товар, используя мнимые акции, и вводят покупателя в заблуждение. Чтобы покупателей не обманывали, я составил для них памятку. Думаю, что она поможет сэкономить семейный бюджет и отделить правду от лжи.

Мне удалось установить, что соотношение правды и лжи в рекламе всякий раз разное: где-то правдивая реклама, где-то полностью обман, где-то наполовину она может быть правдива. Тем самым я ответил на главный вопрос своего исследования: соотношение правды и лжи в рекламе разное, есть доля правды, и есть доля лжи.

С результатами исследования я выступил перед детьми своего класса. Тема была настолько интересна и актуальна, что ребята просто забросали меня вопросами. Надеюсь, что теперь ребята будут настороженно относиться к рекламе и проверять её.

Работа будет также полезна и взрослым, ведь многие не знают фактов откровенного обмана рекламы. Не доверяйте рекламе, ведь ваша доверчивость может не только опустошить карманы и нанести урон вашему бюджету, а и завести просто в тупиковую ситуацию. Руководствуйтесь принципом: «Доверяй, но проверяй!»

Литература

  1. А. Назайкин «Практика рекламного текста»,М, Эксмо, 2007г;

  2. Джон Стил "Правда, ложь и реклама",М, ИД «Секрет фирмы», 2006 г.

Интернет – ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Реклама_в_России;

  2. http://vistanews.ru/society/4980-27-let-nazad-na-teleekranah-sssr-poyavilas-pervaya-reklama-napitka-pepsi.html;

  3. http://medportal.ru/mednovosti/news/2015/07/01/298kagocel/.

Приложение 1

В отделе рекламы Телерадиоцентра.

Приложение 2

Реклама на светодиодном экране у кинотеатра «Мечта».

Приложение 3

Путешествую по улицам города и опрашиваю прохожих.

У рекламных щитов на остановочных комплексах.

Приложение 4

Обхожу аптеки города.

Ищу дешёвые лекарства в аптеках города.

Приложение 5

Изучаю рекламные проспекты из магазинов у себя дома.

Получил рекламный проспект на улице Карла Маркса.

Приложение 6

   
 

Изучаю рекламные баннеры.

Приложение 7

 
 
 
 
 

Обхожу магазины города.

Приложение 8

Изучаю рекламу в ЦД библиотеке города.

Приложение 9

 

Рекламный проспект из магазина «Красное и белое»

Доказательства лжи рекламы.

Приложение 10

Рекламный проспект Кунгурской Телерадиокомпании.

Приложение 11

Дорогие препараты и их дешёвые аналоги.

 

Просмотров работы: 580