ЭКОНОМИЯ ВОДЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОНОМИЯ ВОДЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Плотников М.А. 1
1
Коновалова Е.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 История зарождения исследования.

1 октября 2015 года мне исполнилось 7 лет, и мы всей семьей пошли в кафе-пиццерию отметить это радостное событие. Мы сняли верхнюю одежду и решили пойти помыть руки перед едой. Но в туалете был какой-то необычный кран, мы с братишкой даже подумали, что он сломан – ведь у него не было ни вентилей, ни ручки. Но мама нам объяснила, что это кран с фотоэлементами, который позволяет экономить воду. Кран был как волшебный – стоило подставить руки, и теплая водичка текла сама собой! Это было так необычно!

Когда мы пришли домой, то решили тоже начать экономить воду, стали искать информацию в интернете, расспрашивать друзей и родных, как можно сэкономить. Оказалось, что папины подарки для мамы – стиральная машина и посудомоечная машина очень экономные, и позволяют тратить не только меньше воды, но и электричества.

У нас дома установлены счетчики на воду. Папа рассказал мне принцип их работы. Я поделился новой информацией в школе, и мы с моей учительницей решили сделать научное исследование про то, как можно экономить воду.

Цель исследования:

создание презентации, которая откроет ребятам новую информацию об удивительных приключениях воды, убедить в необходимости не только любоваться красотами воды, но и беречь воду, сохранять ее первозданную чистоту.

Задачи:

  1. Рассказать про запасы пресной воды.

  2. Про важность ее экономии.

  3. Изучить опыт экономии воды предыдущих поколений (то есть наших бабушек и прабабушек)

  4. Рассмотреть современные способы экономии воды в быту.

  5. Сравнить потребление воды в разных учреждениях и дома (социальный опрос).

  6. Сделать памятки для школы.

  7. Провести внутри классную акцию «Берегите воду».

Идеи, гипотезы исследования.

Воду необходимо беречь, сохранять и это возможно.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир, во внеурочной деятельности.

Основная часть

Введение

Запасы водных ресурсов наравне с качеством воды являются, одними из наиболее важных проблем современности и от их решения зависит в конечном итоге будущее человечества.

Одной из основополагающих причин недостатка воды является ее повсеместный перерасход.

Методы исследования:

  • работа с энциклопедиями, ресурсами Интернета;

  • беседы с родственниками и одноклассниками;

  • наблюдение, опрос, анкетирование;

  • систематизация и анализ полученной информации.

Тип исследования: индивидуальный, долговременный, информационно-поисковый.

Ход исследования.

Сбор информации.

Вода - это драгоценный дар природы. Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира.

Вода – это основа жизни. К сожалению, во многих странах воды просто не хватает, и дети умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды.

Казалось бы, при огромном водном запасе России не угрожает проблема дефицита воды. Но чтобы сохранить этот важнейший ресурс, мы должны бережно к нему относиться, так как любой природный ресурс можно исчерпать. Мы должны не только гордиться тем, что в нашей стране много замечательных рек и озер (например, озеро Байкал – величайшее пресноводное озеро в мире), мы должны не только любоваться красотами воды, но и беречь воду, сохранять ее первозданную чистоту.

Чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость.

В начале и середине ХХ в. экономить воду было жизненно необходимо, так как большинство, жителей нашей страны, жили в деревнях и не имели водопровода. Например, воду набирали в речках, озерах, родниках. Часто за водой надо было идти несколько километров с тяжелыми коромыслами и ведрами. Рыли колодцы, это было трудно, поэтому иногда 1 колодец был на 2-3 деревни, и за водой стояли очереди людей с ведрами. А если вдруг колодец пересыхал, то люди могли погибнуть!

Каждый день надо было ходить за водой несколько раз, так как воды надо было много:

- приготовить еду,

- вымыть жилище,

- искупаться,

- постирать одежду,

- накормить домашних животных,

- почистить их,

- полить огород.

А так же вода было нужна для создания тканей (например, вымочить хлопок, отбелить его) и других целей.

Стирали в специальном тазу со стиральной доской, намыливали белье хозяйственным мылом (для изготовления которого, кстати, тоже нужна было вода), потом долго терли о доску, затем полоскали в реке. Это был очень тяжелый труд, особенно зимой. Зато выполосканное в реке белье было очень чистым и пахло свежестью.

Экономить принесенную из колодца воду можно было так: умывались утром из ковшика над тазиком, а потом этой водой можно было помыть пол, а потом – вылить ее в огород. Бытовой химии не было, и растения не гибли после такого полива.

В деревнях широко применялись умывальники, принцип экономии был прост: вода текла из рукомойника только в том случае, если руками поднимали вверх клапан, и если отпустить, то клапан сразу же перекрывал отверстие рукомойника, и вода переставала течь. Наши бабушки и дедушки хорошо помнят такие металлические рукомойники.

Жители городов, хоть и были счастливыми обладателями водопровода, тоже экономили. Как мне рассказала моя бабушка, белье стирали 1 раз в неделю, разобрав по цветам. Набирали в корыто или таз воду, добавляли горячей воды и сначала стирали с порошком или стиральной пастой только белое белье, затем светлое, а в самом конце – темное, например, брюки. Затем воду выливали и набирали чистую. Полоскали белье по такому же принципу.

В ХХI веке нам повезло – экономить воду стало намного легче. Во-первых, вода стала доступнее для людей, и водопроводы есть даже в деревнях. Во-вторых, появилось множество приспособлений, помогающих экономить воду:

  • водосчетчики,

  • стиральная машина,

  • посудомоечная машина,

  • роботы –поломойщики,

  • роботы – окномойщики,

  • краны с фотоэлементами,

  • фильтрующие системы, позволяющие использовать одну и ту же воду по несколько раз,

  • прочие гаджеты.

Стиральная машина

За один цикл стирки тратит примерно от 9 литров воды на 1 кг белья (на экономичном режиме), например, на 5 кг белья может израсходовать около 40 литров воды (в зависимости и от качества тканей). При ручной стирке воды требуется гораздо больше, так как необходимо хорошо выполаскивать моющее средство из ткани. В автоматических стиральных машинах используются стиральные порошки, капсулы, гели и т.д. с пониженным пенообразованием, поэтому на их выполаскивание требуется меньшее количество воды. В целях уменьшения траты воды можно включать функцию экономии воды (обычно исключающей дополнительное ополаскивание), а так же стирать наибольшее допустимое в инструкции количество белья.

Посудомоечная машина (ПММ)

Посудомоечные машины позволяют экономить воду за счет ее многократного применения – то есть 1 порцией воды много-много раз промывает посуду, прежде чем набрать чистой воды. Это позволяет тратить в зависимости от модели и размера пмм от 9 до 13 литров воды на 1 помывку (от 9 до 14 комплектов посуды). При ручной мойке за 1 минуту из крана вытекает примерно 8-11 литров воды, а наша семья, состоящая из 4 человек, тратила в день не менее 25 минут на мытье посуды, то есть около 250 литров воды.

Унитаз с раковиной на бачке (Комбоунитаз)

Гигиенические процедуры в туалете всегда должны оканчиваться мытьем рук, поэтому неудивительно, что многих беспокоит вопрос путешествия к ближайшей раковине и ежедневный, многократный расход воды. Унитаз с раковиной на бачке или комбоунитаз предполагает повторное применение использованной воды и естественную ее экономию в 20-25%, в зависимости от модели устройства.

Принцип работы комбоунитаза: унитаз, совмещенный с раковиной очень удобен, большинство моделей действуют таким образом: нажимая на клавишу слива, пользователь запускает подачу воды из крана и может вымыть руки.

Функционирует подобное приспособление достаточно просто:

  1. особая конструкция позволяет накапливать использованную воду, поступающую из раковины, в сливном бачке.

  2. жидкость поступает через специальный фильтр, который призван удалить мыльную пену, возможный неприятный запах и бактерии.

  3. как только бачок будет наполнен, поток будет перекрыт автоматической системой. Нет опасности «забыть» закрыть кран и затопить соседей. Если руки вымыты – можно смело уходить из туалета, бачок наполнится и вода прекратит поступать самостоятельно.

Внимание! Экономия воды – около 25%

Современный туалетный бачок с раковиной пригодится владельцам квартир и домов, где установлены водомеры. Статистически, одна стандартная семья из папы, мамы и двух детей может сэкономить до 14-17,5 тыс. литров воды всего за один год. Это будет полезно для бюджета семьи и для сохранения водных запасов страны в целом. Даже для тех, кто не озаботился счетчиками, такая конструкция будет выгодной – не нужно утром ждать, пока освободиться ванная комната, чтобы просто помыть руки после туалета.

Робот-поломойщик

В данной модели пылесоса есть 2 контейнера – в первый заливается стаканчик теплой воды, которая разбрызгивается на пол, а затем всасывается во второй контейнер. На одной заправке контейнера, пылесос способен убрать до 50 квадратных метров площади, это притом, что робот проходит одни и те же участки по несколько раз (а особо загрязненные участки и большее количество), обеспечивая наилучшее качество уборки. Площадь уборки может быть меньше или больше в зависимости от конфигурации помещения, условий уборки, и степени загрязнения покрытия пола. При ручном мытье полов требуется несколько ведер воды.

Кран с фотоэлементами

Кран с фотоэлементами отличается от обычного крана тем, что не имеет вентилей. Вода из него (с заранее заданной температурой) начинает течь сразу же, как только в зоне фотоэлемента оказывается какой-то предмет или руки человека. Замечено, что огромное количество воды тратится впустую в момент намыливания рук или чистки зубов, с таким краном проблема решается очень просто. Вода расходуется только тогда, когда это нужно, таким образом, при каждом мытье рук экономится от 25 литров воды по сравнению с обычным краном.

Кстати, по своему принципу расхода воды такие краны напоминают умывальники в деревнях, про которые мне рассказывала бабушка – подвешенный металлический сосуд с водой, а снизу отверстие, которое открывается только если приподнять клапан, который закрывает это отверстие. Как рассказали родители, во многих поездах до сих пор есть подобные краны в вагонах, позволяющие экономить воду.

К сожалению, в нашей стране не все могут себе позволить экономить с помощью бытовой техники и специальной сантехники, поэтому наш народ придумал бесплатные способы экономии воды. Например, при чистке зубов при открытом кране вытекает в канализацию не менее 50 литров воды за 5 минут. Но если набрать воду в стакан, то семья из 4 человек может потратить на чистку зубов менее 1 литра (стакан примерно 200гр).

Вместо принятия ванны (около 200-300 литров потраченной воды) можно принять душ – всего 50 литров за 5 минут.

Есть и более интересные способы: в СССР иногда клали в бачок унитаза кирпич, это уменьшало внутренний объем бачка и при каждом смывании тратилось примерно на полтора литра воды меньше. Кстати, что интересно, мы нашли в интернете информацию, что в некоторых странах для этого использовали пластиковые бутылки, наполненные водой. Можно добавить, что сейчас во многих сливных бачках есть 2 кнопки: при нажатии одной выливается половина бака, а при нажатии второй – весь.

1) Социологический опрос - исследование.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, ребята!

Просим принять участие в одном из классных проектов «Водица - Царица».

Вам необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Владеете информацией о водных ресурсах страны?_______________________________

2.Назовите три цели использования воды._________________________________________

3. Экономят воду в вашей семье?_________________________________________________

4. Какие приспособления экономии воды используете?______________________________

5.Знаете ли, о том, как экономили мамы и папы, бабушки и дедушки? _________________

6.Почему важно экономить воду? ____________________________________

Спасибо.

2) В опроснике принимало участие 30 детей и 60 взрослых: 15 дедушек, 12 бабушек, 18 пап, 15 мам. Опрашиваемые владеют информацией о водных ресурсах - 70%, наиболее частой целью использования были – стирка, пища, очищение посуды, экономят воду – 60%, назвали приспособления для экономии – 100%.

Анализ результатов: опрашиваемые не всегда задумываются о водных ресурсах страны, не следят за временем использования воды в общественных местах, наиболее часто встречающимся приспособлением для экономии назвали счётчик.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир и во внеурочной деятельности. Оформление собранного материала на листовках в виде капелек. Выступление перед учащимися 2-4х классов с обращением: «Дорожить водой умей». Размещение листовок на местах пользования водой с целью донесение информации о бережном отношении к воде.

Стихотворение собственного сочинения

о бережном отношении к воде. Автор: Плотникова Н.В.(мама)

На нашей планете Земля

Четверть суши, остальное – вода.

Очень разная вода –

Океаны, озера, моря…

Есть пресная, а есть и соленая

С натрием хлором, уже растворенным в ней.

Что такое натрий хлор?

Это соль в морской воде.

А когда ее посушат,

То используют везде:

В заготовке помидоров,

И салатов из капусты.

Соль – не просто консервант,

Без нее совсем не вкусно.

Отвлеклись от темы мы –

От пользы экономии воды.

Вода – она как волшебница,

Умеет она превращаться.

Побыть немножечко льдом,

А при нагреве – паром в облака подняться.

Круговорот воды в природе

Очень важно изучить,

Это поможет нам тогда

Экономить воду, ценить!

Вымыть пол, цветы полить -

Нам везде нужна вода!

Если вдруг не экономить,

Что останется тогда?

На сухой такой планете,

Где деревья не растут,

Не бегут ручьи куда-то,

И цветочки не цветут…

Тучки в небе не летают

И дожди свои не льют.

Птички гнёздышки не вьют,

Даже песни не поют…

Людям выжить невозможно –

Даже руки не помоют,

Даже чаю не попьют!

На сухой такой планете,

Если воду не спасут,

Умирает все живое

Там и тут, там и тут…

Раньше люди бедно жили-

С вёдрами за водой ходили.

Нам же очень повезло-

В домах водопровод и свет, тепло!

В 21 веке мы живём,

Воду экономим – просто так не льём!

Гору целую посуды моет тихо аппарат

Посудомоечная машина – экономный агрегат!

Надо воду экономить.

Мы согласны. Не вопрос!

Чисто, быстро пол помоет

Поломойщик- пылесос!

Вывод: на предприятиях, в учебных заведениях можно было увидеть плакаты, призывающие граждан к экономии водных ресурсов. Нам повезло, и некоторые такие интересные плакаты сохранились до наших дней, причем проблема экономии воды не теряет своей актуальности и сейчас.

Заключение: свой вклад в разумное водопользование может внести каждый – от первоклассника до президента. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоемы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях.

Используемые ресурсы.

1.Инструкции к бытовым приборам

https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#q=

2.Картинки о экономии воды

https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&q=

Просмотров работы: 2133