История зарождения исследования.
1 октября 2015 года мне исполнилось 7 лет, и мы всей семьей пошли в кафе-пиццерию отметить это радостное событие. Мы сняли верхнюю одежду и решили пойти помыть руки перед едой. Но в туалете был какой-то необычный кран, мы с братишкой даже подумали, что он сломан – ведь у него не было ни вентилей, ни ручки. Но мама нам объяснила, что это кран с фотоэлементами, который позволяет экономить воду. Кран был как волшебный – стоило подставить руки, и теплая водичка текла сама собой! Это было так необычно!
Когда мы пришли домой, то решили тоже начать экономить воду, стали искать информацию в интернете, расспрашивать друзей и родных, как можно сэкономить. Оказалось, что папины подарки для мамы – стиральная машина и посудомоечная машина очень экономные, и позволяют тратить не только меньше воды, но и электричества.
У нас дома установлены счетчики на воду. Папа рассказал мне принцип их работы. Я поделился новой информацией в школе, и мы с моей учительницей решили сделать научное исследование про то, как можно экономить воду.
Цель исследования:
создание презентации, которая откроет ребятам новую информацию об удивительных приключениях воды, убедить в необходимости не только любоваться красотами воды, но и беречь воду, сохранять ее первозданную чистоту.
Задачи:
Рассказать про запасы пресной воды.
Про важность ее экономии.
Изучить опыт экономии воды предыдущих поколений (то есть наших бабушек и прабабушек)
Рассмотреть современные способы экономии воды в быту.
Сравнить потребление воды в разных учреждениях и дома (социальный опрос).
Сделать памятки для школы.
Провести внутри классную акцию «Берегите воду».
Идеи, гипотезы исследования.
Воду необходимо беречь, сохранять и это возможно.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир, во внеурочной деятельности.
Основная часть
Введение
Запасы водных ресурсов наравне с качеством воды являются, одними из наиболее важных проблем современности и от их решения зависит в конечном итоге будущее человечества.
Одной из основополагающих причин недостатка воды является ее повсеместный перерасход.
Методы исследования:
работа с энциклопедиями, ресурсами Интернета;
беседы с родственниками и одноклассниками;
наблюдение, опрос, анкетирование;
систематизация и анализ полученной информации.
Тип исследования: индивидуальный, долговременный, информационно-поисковый.
Ход исследования.
Сбор информации.
Вода - это драгоценный дар природы. Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира.
Вода – это основа жизни. К сожалению, во многих странах воды просто не хватает, и дети умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды.
Казалось бы, при огромном водном запасе России не угрожает проблема дефицита воды. Но чтобы сохранить этот важнейший ресурс, мы должны бережно к нему относиться, так как любой природный ресурс можно исчерпать. Мы должны не только гордиться тем, что в нашей стране много замечательных рек и озер (например, озеро Байкал – величайшее пресноводное озеро в мире), мы должны не только любоваться красотами воды, но и беречь воду, сохранять ее первозданную чистоту.
Чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость.
В начале и середине ХХ в. экономить воду было жизненно необходимо, так как большинство, жителей нашей страны, жили в деревнях и не имели водопровода. Например, воду набирали в речках, озерах, родниках. Часто за водой надо было идти несколько километров с тяжелыми коромыслами и ведрами. Рыли колодцы, это было трудно, поэтому иногда 1 колодец был на 2-3 деревни, и за водой стояли очереди людей с ведрами. А если вдруг колодец пересыхал, то люди могли погибнуть!
Каждый день надо было ходить за водой несколько раз, так как воды надо было много:
- приготовить еду,
- вымыть жилище,
- искупаться,
- постирать одежду,
- накормить домашних животных,
- почистить их,
- полить огород.
А так же вода было нужна для создания тканей (например, вымочить хлопок, отбелить его) и других целей.
Стирали в специальном тазу со стиральной доской, намыливали белье хозяйственным мылом (для изготовления которого, кстати, тоже нужна было вода), потом долго терли о доску, затем полоскали в реке. Это был очень тяжелый труд, особенно зимой. Зато выполосканное в реке белье было очень чистым и пахло свежестью.
Экономить принесенную из колодца воду можно было так: умывались утром из ковшика над тазиком, а потом этой водой можно было помыть пол, а потом – вылить ее в огород. Бытовой химии не было, и растения не гибли после такого полива.
В деревнях широко применялись умывальники, принцип экономии был прост: вода текла из рукомойника только в том случае, если руками поднимали вверх клапан, и если отпустить, то клапан сразу же перекрывал отверстие рукомойника, и вода переставала течь. Наши бабушки и дедушки хорошо помнят такие металлические рукомойники.
Жители городов, хоть и были счастливыми обладателями водопровода, тоже экономили. Как мне рассказала моя бабушка, белье стирали 1 раз в неделю, разобрав по цветам. Набирали в корыто или таз воду, добавляли горячей воды и сначала стирали с порошком или стиральной пастой только белое белье, затем светлое, а в самом конце – темное, например, брюки. Затем воду выливали и набирали чистую. Полоскали белье по такому же принципу.
В ХХI веке нам повезло – экономить воду стало намного легче. Во-первых, вода стала доступнее для людей, и водопроводы есть даже в деревнях. Во-вторых, появилось множество приспособлений, помогающих экономить воду:
водосчетчики,
стиральная машина,
посудомоечная машина,
роботы –поломойщики,
роботы – окномойщики,
краны с фотоэлементами,
фильтрующие системы, позволяющие использовать одну и ту же воду по несколько раз,
прочие гаджеты.
Стиральная машина
За один цикл стирки тратит примерно от 9 литров воды на 1 кг белья (на экономичном режиме), например, на 5 кг белья может израсходовать около 40 литров воды (в зависимости и от качества тканей). При ручной стирке воды требуется гораздо больше, так как необходимо хорошо выполаскивать моющее средство из ткани. В автоматических стиральных машинах используются стиральные порошки, капсулы, гели и т.д. с пониженным пенообразованием, поэтому на их выполаскивание требуется меньшее количество воды. В целях уменьшения траты воды можно включать функцию экономии воды (обычно исключающей дополнительное ополаскивание), а так же стирать наибольшее допустимое в инструкции количество белья.
Посудомоечная машина (ПММ)
Посудомоечные машины позволяют экономить воду за счет ее многократного применения – то есть 1 порцией воды много-много раз промывает посуду, прежде чем набрать чистой воды. Это позволяет тратить в зависимости от модели и размера пмм от 9 до 13 литров воды на 1 помывку (от 9 до 14 комплектов посуды). При ручной мойке за 1 минуту из крана вытекает примерно 8-11 литров воды, а наша семья, состоящая из 4 человек, тратила в день не менее 25 минут на мытье посуды, то есть около 250 литров воды.
Унитаз с раковиной на бачке (Комбоунитаз)
Гигиенические процедуры в туалете всегда должны оканчиваться мытьем рук, поэтому неудивительно, что многих беспокоит вопрос путешествия к ближайшей раковине и ежедневный, многократный расход воды. Унитаз с раковиной на бачке или комбоунитаз предполагает повторное применение использованной воды и естественную ее экономию в 20-25%, в зависимости от модели устройства.
Принцип работы комбоунитаза: унитаз, совмещенный с раковиной очень удобен, большинство моделей действуют таким образом: нажимая на клавишу слива, пользователь запускает подачу воды из крана и может вымыть руки.
Функционирует подобное приспособление достаточно просто:
особая конструкция позволяет накапливать использованную воду, поступающую из раковины, в сливном бачке.
жидкость поступает через специальный фильтр, который призван удалить мыльную пену, возможный неприятный запах и бактерии.
как только бачок будет наполнен, поток будет перекрыт автоматической системой. Нет опасности «забыть» закрыть кран и затопить соседей. Если руки вымыты – можно смело уходить из туалета, бачок наполнится и вода прекратит поступать самостоятельно.
Современный туалетный бачок с раковиной пригодится владельцам квартир и домов, где установлены водомеры. Статистически, одна стандартная семья из папы, мамы и двух детей может сэкономить до 14-17,5 тыс. литров воды всего за один год. Это будет полезно для бюджета семьи и для сохранения водных запасов страны в целом. Даже для тех, кто не озаботился счетчиками, такая конструкция будет выгодной – не нужно утром ждать, пока освободиться ванная комната, чтобы просто помыть руки после туалета.
Робот-поломойщик
В данной модели пылесоса есть 2 контейнера – в первый заливается стаканчик теплой воды, которая разбрызгивается на пол, а затем всасывается во второй контейнер. На одной заправке контейнера, пылесос способен убрать до 50 квадратных метров площади, это притом, что робот проходит одни и те же участки по несколько раз (а особо загрязненные участки и большее количество), обеспечивая наилучшее качество уборки. Площадь уборки может быть меньше или больше в зависимости от конфигурации помещения, условий уборки, и степени загрязнения покрытия пола. При ручном мытье полов требуется несколько ведер воды.
Кран с фотоэлементами
Кран с фотоэлементами отличается от обычного крана тем, что не имеет вентилей. Вода из него (с заранее заданной температурой) начинает течь сразу же, как только в зоне фотоэлемента оказывается какой-то предмет или руки человека. Замечено, что огромное количество воды тратится впустую в момент намыливания рук или чистки зубов, с таким краном проблема решается очень просто. Вода расходуется только тогда, когда это нужно, таким образом, при каждом мытье рук экономится от 25 литров воды по сравнению с обычным краном.
Кстати, по своему принципу расхода воды такие краны напоминают умывальники в деревнях, про которые мне рассказывала бабушка – подвешенный металлический сосуд с водой, а снизу отверстие, которое открывается только если приподнять клапан, который закрывает это отверстие. Как рассказали родители, во многих поездах до сих пор есть подобные краны в вагонах, позволяющие экономить воду.
К сожалению, в нашей стране не все могут себе позволить экономить с помощью бытовой техники и специальной сантехники, поэтому наш народ придумал бесплатные способы экономии воды. Например, при чистке зубов при открытом кране вытекает в канализацию не менее 50 литров воды за 5 минут. Но если набрать воду в стакан, то семья из 4 человек может потратить на чистку зубов менее 1 литра (стакан примерно 200гр).
Вместо принятия ванны (около 200-300 литров потраченной воды) можно принять душ – всего 50 литров за 5 минут.
Есть и более интересные способы: в СССР иногда клали в бачок унитаза кирпич, это уменьшало внутренний объем бачка и при каждом смывании тратилось примерно на полтора литра воды меньше. Кстати, что интересно, мы нашли в интернете информацию, что в некоторых странах для этого использовали пластиковые бутылки, наполненные водой. Можно добавить, что сейчас во многих сливных бачках есть 2 кнопки: при нажатии одной выливается половина бака, а при нажатии второй – весь.
1) Социологический опрос - исследование.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, ребята!
Просим принять участие в одном из классных проектов «Водица - Царица».
Вам необходимо ответить на ряд вопросов:
1. Владеете информацией о водных ресурсах страны?_______________________________
2.Назовите три цели использования воды._________________________________________
3. Экономят воду в вашей семье?_________________________________________________
4. Какие приспособления экономии воды используете?______________________________
5.Знаете ли, о том, как экономили мамы и папы, бабушки и дедушки? _________________
6.Почему важно экономить воду? ____________________________________
Спасибо.
2) В опроснике принимало участие 30 детей и 60 взрослых: 15 дедушек, 12 бабушек, 18 пап, 15 мам. Опрашиваемые владеют информацией о водных ресурсах - 70%, наиболее частой целью использования были – стирка, пища, очищение посуды, экономят воду – 60%, назвали приспособления для экономии – 100%.
Анализ результатов: опрашиваемые не всегда задумываются о водных ресурсах страны, не следят за временем использования воды в общественных местах, наиболее часто встречающимся приспособлением для экономии назвали счётчик.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир и во внеурочной деятельности. Оформление собранного материала на листовках в виде капелек. Выступление перед учащимися 2-4х классов с обращением: «Дорожить водой умей». Размещение листовок на местах пользования водой с целью донесение информации о бережном отношении к воде.
Стихотворение собственного сочинения
о бережном отношении к воде. Автор: Плотникова Н.В.(мама)
На нашей планете Земля Четверть суши, остальное – вода. Очень разная вода – Океаны, озера, моря… Есть пресная, а есть и соленая С натрием хлором, уже растворенным в ней. Что такое натрий хлор? Это соль в морской воде. А когда ее посушат, То используют везде: В заготовке помидоров, И салатов из капусты. Соль – не просто консервант, Без нее совсем не вкусно. Отвлеклись от темы мы – От пользы экономии воды. Вода – она как волшебница, Умеет она превращаться. Побыть немножечко льдом, А при нагреве – паром в облака подняться. Круговорот воды в природе Очень важно изучить, Это поможет нам тогда Экономить воду, ценить! Вымыть пол, цветы полить - Нам везде нужна вода! Если вдруг не экономить, Что останется тогда? |
На сухой такой планете, Где деревья не растут, Не бегут ручьи куда-то, И цветочки не цветут… Тучки в небе не летают И дожди свои не льют. Птички гнёздышки не вьют, Даже песни не поют… Людям выжить невозможно – Даже руки не помоют, Даже чаю не попьют! На сухой такой планете, Если воду не спасут, Умирает все живое Там и тут, там и тут… Раньше люди бедно жили- С вёдрами за водой ходили. Нам же очень повезло- В домах водопровод и свет, тепло! В 21 веке мы живём, Воду экономим – просто так не льём! Гору целую посуды моет тихо аппарат Посудомоечная машина – экономный агрегат! Надо воду экономить. Мы согласны. Не вопрос! Чисто, быстро пол помоет Поломойщик- пылесос! |
Вывод: на предприятиях, в учебных заведениях можно было увидеть плакаты, призывающие граждан к экономии водных ресурсов. Нам повезло, и некоторые такие интересные плакаты сохранились до наших дней, причем проблема экономии воды не теряет своей актуальности и сейчас.
Заключение: свой вклад в разумное водопользование может внести каждый – от первоклассника до президента. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоемы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях.
Используемые ресурсы.
1.Инструкции к бытовым приборам
https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#q=
2.Картинки о экономии воды
https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&q=