ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Панкина М.Е. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №63»
Юбзаева Н.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №63»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Экономика является одной из важнейших сторон деятельности общества, государства и личности.

Безусловно, гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества и государства, достижения успеха обеспечивается экономической безопасностью.

В последние годы проблема обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и отдельных её регионов, в том числе и Челябинской области, привлекает пристальное внимание политических деятелей, экономистов, ученых, общественности и является одним из важнейших национальных приоритетов. Это связано, прежде всего, с несовершенством экономической системы в стране, влиянием политических факторов на её развитие и необходимостью проведения активных реформ в экономике.

Экономическая безопасность является важной составляющей системы национальной безопасности и обеспечивает работу других её составляющих: технико-технологической, оборонной, продовольственной, информационной, демографической, экологической и др.

Экономическая безопасность представляет такое состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз. По мнению академика Л.И. Абалкина, экономическая безопасность обеспечивает независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [1].

Экономическая безопасность должна также обладать способностью предотвращать угрозы, противодействовать им и снимать негативное воздействие. Угрозы могут быть направлены не только на экономику в целом, но и на составные ее части – отрасли, промышленные районы, отдельные предприятия и др. Поэтому объектами защиты могут стать определенные отрасли промышленности, региональная экономика, конкретные промышленные предприятия.

Вопросам обеспечения экономической безопасности посвящено достаточно много работ экономистов, публикаций ученых. Среди них Л.И. Абалкин, М.И. Абдурахманов, С.А. Афонцев, А. Архипов, А. Арбатов, И.Я. Богданов, В.В. Бурцев, Н. Блинов, Г.С. Вечганов, А.И. Василенко, С.Ю. Глазьев, А. Городецкий, А.Н. Грунин, Н.М. Калинина, А.В. Калина, Н.С. Лаврут, В.С. Манилов, М.В. Никифиров, Е.А. Орлов, Е.А. Олейников, В.К. Сенчагов, Н.Е. Суглобов, В.Ч. Цуканов, С.А. Хмель, Н.Д. Эриашливи и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 14; 16; 17; 18; 19; 21; 23; 24; 25; 26]

Изучение этих работ, материалов региональной статистики, фактов из СМИ, законодательных акты, Постановлений Губернатора Челябинской области позволило нам определить тему реферата «Экономическая безопасность Челябинской области».

Объект исследования – экономическая система Челябинской области.

Предмет исследования – механизмы обеспечения экономической безопасности экономики Челябинской области.

Цель работы: изучить сущность и механизм обеспечения экономической безопасности в системе экономики Челябинской области.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить литературу и материалы региональной статистики, научные статьи по экономической безопасности.

  2. Рассмотреть экономическую безопасность Челябинской области.

  3. Определить механизмы обеспечения экономической безопасности экономики Челябинской области.

Методы исследования: теоретический анализ основных понятий, статистических данных по состоянию экономической системы Челябинской области, систематизация и обобщение.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

1.1. Сущность и содержание понятия «экономическая безопасность»

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Стабильное развитие экономики страны является залогом реализации национальных интересов государства и позволяет обеспечить все элементы экономической безопасности: оборонной, информационной, внешнеполитической, экологической.

Согласно словарю Роберта термин «безопасность» начал употребляться с 1190 года и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако в этом значении в лексику народов Западной Европы он прочно не вошел и практически не использовался вплоть до XVII века. В XVII - XVIII вв. в большинстве стран мира утверждается точка зрения, что государство имеет своей целью обеспечение общего благосостояния и безопасности. Поэтому термин «безопасность» получает в это время новую трактовку: состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации [19].

Согласно толковому словарю В.И. Даля, безопасный означает «неопасный, не угрожающий, не могущий причинить зла или вреда... Безопасность - отсутствие опасности» [12] .

Понимание безопасности как определенного состояния защищенности составляет основу дефиниции безопасности, закрепленной в Законе Российской Федерации «О безопасности». Статья 1 этого Закона определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [13]. Это была официальная попытка определения безопасности в России.

Экономическая безопасность как экономическая категория (понятие) стала использоваться в отечественной экономической литературе сравнительно недавно. До 1990 года прошлого столетия проблемы экономической безопасности в отечественной литературе практически не рассматривались.

Актуальность изучения механизмов обеспечения экономической безопасности появилась в связи с экономическими реформами в России, в частности рыночными реформами изменения экономики страны в целом и отдельных регионов в частности.

Среди ученых-экономистов нет единого подхода к определению понятия «экономическая безопасность». Так, В.К.Сенчагов сущность понятия «экономическая безопасность» определяет состоянием экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [24].

По мнению И.Я. Богданова, экономическая безопасность это «состояние экономики страны, обеспечивает существующий статус государства, его независимость от внешнего давления политического и социально-экономического развития, поддерживает уровень легальных доходов, обеспечивающий абсолютному большинству населения благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран [6].

В работах Г.С.Вечканова даются такие характеристики понятия «экономическая безопасность», как устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. Ученый особо подчеркивает, что экономическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности, ее материальным фундаментом [11].

Известный экономист, академик Л.И. Абалкин, считает, что экономическую безопасность следует рассматривать как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенство- ванию [1]. Этой же точки зрения придерживаются О.А. Грунин и его коллеги [26]. Таким образом, далеко неполный анализ различных точек зрения ученых-экономистов позволяет сделать вывод, что экономическую безопасность можно рассматривать как состояние экономики государства, которое позволяет защищать его жизненно важные интересы, и как совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз.

По мнению В.К. Сенчагова, устойчивость и развитие являются основными компонентами экономической безопасности, характеризующими её состояние как системы. У экономики, потерявшей способность развиваться, резко сокращаются возможность выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость как важная характеристика экономики отражает прочность и надежность её элементов, вертикальных и горизонтальных связей экономической системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки [24]. Чем устойчивее экономическая система, соотношение производственного и финансово-банковского капитала, тем жизнеспособнее экономика и выше оценка ее безопасности. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Рассматривая понятие «экономическая безопасность» в системе экономических отношений, необходимо конкретизировать сферы экономической жизнедеятельности, и на этой основе определить предметы экономической безопасности, в качестве которых выступают: виды ресурсов – запасы полезных ископаемых, основные и оборотные фонды и т.д.; дифференцированные части самих субъектов безопасности – район, город, область, социальная группа; качественные характеристики процессов (воспроизводство населения, ресурсов, возраст основных фондов) и видов деятельности (темпы технологического развития).

Реальное состояние экономической безопасности можно оценить системой критериев и показателей. В научной экономической литературе приводится огромное число показателей состояния экономической безопасности государства. По степени значимости показатели экономической безопасности можно разделить на внутренние и внешние; общие, базовые и частные [14].

По масштабам объекта безопасности выделяют три группы показателей: 1) микроэкономические показатели, определяющие состояние предприятия, фирмы, учреждения, а также семьи и личности; 2) мезоэкономические показатели, характеризующие регион или отрасль; 3) макроэкономические показатели, отражающие состояние экономики страны в целом.

Наибольшее значение имеют макроэкономические показатели, так как с их помощью можно оценить уровень экономики страны. В состав этой группы входят: 1) уровень и качество жизни населения; 2) показатели экономического роста; 3) показатели, характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны, ресурсосбережения, эффективность использования научных технологий; 4) показатели динамичности и адаптивности хозяйственного механизма, его зависимость от внешних факторов; 5) показатели, характеризующие «встроенность» государства в мировую экономику; 6) импорт, обменный курс валюты и паритет покупательской способности.

Важным макроэкономическим показателем является национальный доход, который показывает, во сколько обществу обходится с точки зрения потребления ресурсов производство данного чистого объема производства.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Под пороговыми значениями принято понимать предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономической безопасности.

Таким образом, экономическую безопасность следует рассматривать как состояние экономической системы, при котором созданы условия, необходимые для жизнедеятельности составляющих ее элементов, устойчивого, независимого и конкурентоспособного функционирования и прогрессивного развития.

1.2. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы

и меры обеспечения

На современном этапе экономического развития Российской Федерации ключевое значение приобретают вопросы региональной безопасности, связанные с реализацией идеи национального единства и развития социально-экономических отношений. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций, имеет свои проблемы безопасности, связанные с особенностями региона, обусловленные географическим положением, климатическими условиями, структурой отраслей экономики, национальным составом населения, его культурно-историческими традициями и др.

В связи с этим становится актуальной организация целенаправленной деятельности по предотвращению и преодолению опасных для экономики региона тенденций экономического развития и обеспечению экономической безопасности.

Многие ученые экономическую безопасность региона определяют как совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, определенной независимости и интеграции с экономикой страны, что находит выражение в: 1) возможности проведения собственной экономической политики в рамках страны; 2) способности реагировать на резкие геополитические изменения в стране; 3) способности осуществлять крупные экономические мероприятия, связанные с локальными экономическими бедствиями или экономическими просчётами на федеральном уровне; 4) возможности на договорной основе оказывать помощь сопредельным территориям, несбалансированная экономическая ситуация которых может негативно отразиться на экономических интересах региона [15].

Безусловно, региональную безопасность необходимо рассматривать как проекцию Концепции национальной безопасности РФ на региональный уровень, задача которой состоит в обеспечении защиты жизненно важных интересов человека, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

По мнению Н.М. Калининой, сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона [14].

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области экономической безопасности, обеспечивающим нормальные условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, она относит такие, как: расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры региона; граница критической зависимости региона от ввоза продукции первой необходимости; обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона [там же].

Объектами экономической безопасности региона являются территория региона и всё относящееся к её экономике. К субъектам экономической безопасности относятся организации, государственные институты, службы, отдельные личности.

Причинами, вызывающими угрозы экономической безопасности региона могут быть как внутренние, так и внешние факторы. На факторы внешней среды регион не может оказывать прямого воздействия, поэтому к ним необходимо адаптироваться. Факторы внутренней среды являются управляемыми. Воздействуя на них, можно управлять безопасностью региональной социально-экономической системы.

К наиболее существенным угрозам экономической безопасности ученые-экономисты относят: 1) спад производства и потеря внутреннего рынка; 2) разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики; 3) утрата продовольственной независимости; 4) рост безработицы и ослабление трудовой мотивации; 5) криминализация экономики; 6) деградация природной среды вследствие техногенных нагрузок, что приводит к росту числа заболеваний и вынужденной эмиграции населения [20] .

Знание угроз экономической безопасности позволяет определить приоритетные направления региональной экономической политики, направленные на повышение безопасности. В качестве таких направлений могут быть, во-первых, реструктуризация экономики с преимущественным развитием наиболее прибыльных и перспективных отраслей экономики региона, во-вторых, формирование территориально-производственных комплексов, ориентированных на требования рынка и гибко реагирующих на все его изменения, в третьих, развитие межрегиональных инфраструктур с представительством территорий.

Следует отметить, что обеспечение экономической безопасности требует постоянной деятельности по выявлению угроз, диагностики региональных интересов, разработки путей и механизмов преодоления и предотвращения экономических угроз. Самым главным региональным интересом должно стать благосостояние населения, интеграции региональной экономики в государственную, кооперация отраслей с другими регионами. В сферу регионального интереса входит увеличение всех видов дохода, снижение уровня бедности и безработицы, доступность для населения образования, медицинского обслуживания, культуры, транспорта, коммунальных услуг, связи, водо-, электро - и теплоснабжения. Не меньший интерес для региона представляют внешнеэкономические связи с зарубежными странами. Важным национальным интересом в области производства должны стать научный прогресс и подготовка высококвалифицированных кадров. Важной группой интересов для региона должны стать финансовая и кредитная сферы, устойчивых банковской системы, снижение внешнего и внутреннего долга, минимальная зависимость от федерального бюджета, активизация инновационной и инвестиционной деятельности.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности должно стать одним из приоритетных и важных направлений экономической политики региона.

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Социально-экономическое состояние Челябинской области

Проблемам безопасности в Челябинской области всегда уделялось большое внимание. Челябинская область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, уникальными природно-климатическими условиями, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением.

Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Область располагает мощным промышленно-производственным потенциалом, на её территории действуют предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, Минатома России, эксплуатируется большое количество гидросооружений, работает мощный оборонно-промышленный комплекс. Через территорию области проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Челябинская область богата полезными ископаемыми. Предприятия черной металлургии производят 24,8 процента всероссийского выпуска проката, 25,3 процента стали, 11,2 процента стальных труб.

К положительным тенденциямсоциально-экономического развития области в 2015 году следует отнести следующие показатели: производство машин и оборудования увеличилось на 16,9%, добыча полезных ископаемых – на 15,6%, текстильное и швейное производство – на 13,7%, химическое производство – на 6,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 3,4%; грузооборот автомобильного транспорта – на 6,6%; объем продукции сельского хозяйства – на 5,9%; налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета – на 8,9%; прибыль прибыльных организаций по крупным и средним предприятиям увеличилась в 2,1 раза. Сектор малого и среднего предпринимательства обеспечивает структурную диверсификацию и развитие экономики по инновационному типу, предполагающему создание благоприятных условий для предпринимательской инициативы и способствующему созданию высокопроизводительных рабочих мест.

В то же время следует отметить и отрицательные тенденции в развитии экономики области. Так, индекс промышленного производства снизился на 2%, в том числе: производство транспортных средств и оборудования – на 13,7%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов – на 10,6%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – на 5,0%, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 3,3%. На 8,3% снизился объем работ в строительстве и более чем на 14% ввод жилых домов. Кроме того, на 17,3% уменьшился оборот розничной торговли, на 4,2%;объем платных услуг населению, на 6,8% уменьшилась реальная заработная плата, а реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 6,6%. Внешнеторговый оборот снизился на 25,6%, в т. ч. экспорт – на 20,0%. В то же время вырос индекс потребительских цен на 12% к декабрю 2014 года и на 14,1% в среднегодовом выражении.

В 2015 году, впервые за несколько лет, произошло заметное снижение реальных доходов граждан. В номинальном выражении средняя зарплата по области выросла на 6,5%, но весь этот прирост «съела» инфляция. В итоге южноуральцы получили фактически чуть более 90 % к доходам 14-го года. Признаком падения доходов населения стало снижение в 15-ом году товарно-розничного оборота на 17%.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 25,8%. Сокращение численности занятых в металлургии, производстве машин и оборудования, неметаллических минеральных продуктов, главным образом, произошло за счет модернизации производства и повышения производительности труда.

Основными статьями импорта являются: продукция машиностроения, черные и цветные металлы, продукция нефтехимического комплекса, минеральная продукция (соль, сера, земли, руды, шлаки, зола), товары народного потребления.

Следует особо отметить, что социально-экономическое благополучие области напрямую связано с состоянием металлургического комплекса региона. Кризисные явления в области металлургии не только сокращают финансовые поступления в бюджет Челябинской области, но и приводят к сокращению численности рабочих и служащих, что значительно ухудшает социальную обстановку в регионе.

Челябинская область граничит с республикой Казахстан и это обстоятельство создает социально-экономическую напряженность. Область пересекает 6 железнодорожных и более 10 автомобильных дорог, хорошо развита разветвленная сеть грунтовых дорог и троп в обход таможенных и пограничных постов. Эти активно пользуются местное население, контрабандисты и нелегальные мигранты. По данным официальной статистикиправоохранительными органами ежегодно изымается около 300 кг героина, что составляет примерно 10% всего нелегального наркотранзита через территорию Уральского федерального округа. Безвизовый въезд через российско-казахстанскую границу создает условия для притока нелегальных мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья, что вызывает беспокойство и тревогу [22].

2.2. Организационное обеспечениеэкономической безопасности

Челябинской области

Приведенные факты выдвигают в ряд первостепенных задач области проблему обеспечения экономической безопасности региона.

Целью обеспечения экономической безопасности региона является достижение и сохранение субъектами (организации, государственные институты, службы, отдельные личности) экономической безопасности такого состояния безопасности объекта (экономическая система государства, экономика региона или предприятия), при котором он может беспрепятственно существовать и развиваться. Для этого необходима разработка и применение определенных механизмов.

По мнению академика РАЕН В.В. Котилко, в обеспечения экономической безопасности региона необходимо решить целый ряд задач, к которым относит: 1) провести диагностику и анализ существующего уровня экономической безопасности; 2) выявить, спрогнозировать и систематизировать угрозы экономической безопасности; 3) разработать мероприятия по повышению уровня экономической безопасности и оценить их эффективность; 4) реализовать меры по предотвращению угроз экономической безопасности; 5) внедрить мониторинг уровня экономической безопасности.

В соответствии с Уставом Челябинской области создан Совет безопасности, который является совещательным органом при губернаторе.

К основным задачам Совета безопасности относятся: рассмотрение вопросов в сфере обеспечения безопасности личности, общества, государства, решение стратегических проблем; обеспечения Губернатора и Законодательное собрание информацией о состоянии безопасности и факторах, угрожающих региону; выработка рекомендаций по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Челябинской области, органов самоуправления, структур МЧС, природоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности; подготовка предложений для принятия решений по спасению людей, защите их здоровья и прав, охране собственности и поддержанию общественного порядка; подготовка оперативных решений Губернатора по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, и иным последствиям. Выработка мер по устранению причин и условий, способствовавших возникновению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий [22].

Рассмотренные документы предусматривают право Губернатора Челябинской области как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции решать вопросы обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка, общественной безопасности, а также согласования взаимодействия территориальных, органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований.

Законодательным собранием принята Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, в которой дается характеристика социально-экономического потенциала Челябинской области, включающий природно-ресурсный потенциал, население, инфраструктурная обеспеченность области, рассматриваются конкурентоспособность экономики области по сравнению с другими регионами.

Анализ социально-экономического положения Челябинской области позволяет рассмотреть динамику основных показателей развития, определить приоритетные направления деятельности органов государственной власти, направленные на развитие экономики области и обеспечения её безопасности.

В Послание Губернатора Челябинской области Б.А. ДубровскогоЗаконодательному Собранию Челябинской области «О результатах деятельности Правительства Челябинской областив 2015 году и задачах на 2016 год»отмечается, чтоПравительство области формирует перечень инвестпроектов для реализации в регионе в ближайшие 15 лет. В своем послании Губернатор подчеркнул, что необходимость перестроить Челябинскую область в человеко-ориентированный регион. Актуальными для области остаются проблемы обеспечение экономической безопасности; защита населения от террористических актов; усиление борьбы с преступностью, оказание помощи малому бизнесу и предпринимательской деятельности, национальная и государственно-конфессиональная политика, миграционные процессы и противодействие экстремизму, улучшение социального положения военнослужащих, улучшение экологической обстановки в области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе экономического развития Российской Федерации ключевое значение приобретают вопросы региональной безопасности, связанные с реализацией идеи национального единства и развития социально-экономических отношений.

Экономическая безопасность региона — это совокупность текущего состояния условий и факторов, характе­ризующих стабильность, устойчивость развития экономической территории, определенную независимость и взаимодействие с экономикой страны. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития региона в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы. Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации и конкретно Челябинской области. Организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности осуществляется Советом безопасности Челябинской области. Для решения проблем экономической безопасности Челябинской области Законодательным собранием принята Стратегия социально-экономического развития Челябинской области, составной частью которой являться экономическая безопасность и экономическое развитие. Это долгосрочная программа, рассчитанная до 2020 года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  
    1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопр. экономики. – 1994. – №12. – С. 4-13.

    2. Абурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.С. Основы национальной безопасности России. – М.: Друза. 1998. – 321 с.

    3. Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире. // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. №10 – с.21-28.

    4. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. – 2008. – № 6.

    5. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 10.

    6. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. – М., 2001. – С. 28.

    7. Блинов Н., Кокарев М., Крашенинников В. Об обеспечении экономической безопасности России // Экономист. – 2006. – №4.

    8. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: учебн. пособие. М.: Инфра-М, 1997.

    9. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. – 2008. – № 5.

    10. Василенко А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации // В мире науки. – 2009. – № 3.

    11. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. – СПб.: Вектор, 2005. – 256 с.

    12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 2007. Т. 1. С. 105.

    13. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

    14. Калинина Н. М. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // СТЭЖ. 2010. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-regiona-suschnost-ugrozy-i-mery-obespecheniya (дата обращения: 19.11.2016).

    15. Котилко В.В. Экономическая безопасность Челябинской области //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – № 4(7). – 2006. – С. 81-83.

    16. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безо­пасность государства и регионов. М.: Юнити-Дана, 2011. – 352 с.

    17. Лаврут Н.С. Экономическая безопасность регионов как основа безопасности страны // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.

    18. Никифоров М.В. Экономическая безопасность России: внутренние проблемы // Нефтяное хозяйство. – 2006. – №6.

    19. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 766 с.

    20. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 1949 «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года».

    21. Управление экономической безопасностью хозяйствующих субъектов в условиях нестабильного развития: монография /В.Ч. Цуканов, Н.С. Согрина. – Челябинск, Сити-Принт, 2011. – 328 с.

    22. Ускова Т.В., Кондаков И.А Угрозы экономической безопасности региона и пути их преодоления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №2 С.37-50.

    23. Экономическая безопасность предприятия: уч. пособие /А.Е. Суглобов, С.А. Хмелей, Е.А. Орлов, – М.: Юнити-Дана, 2013. – 272 с.

    24. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник /Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Бином, 2009. – 890 с.

    25. Экономическая безопасность: учебное пособие / В.А. Богомолов, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев и др. / Под ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 296 с.

    26. Экономическая безопасность: учеб. для вузов / О.А. Грунин и др. – М., 2010. – С. 16.

4

Просмотров работы: 5747