Малое предпринимательство, являясь самостоятельным и незаменимым элементом рыночной экономики, способствует структурной перестройки экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличению общих объемов производства и розничного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрению достижений научно-технического прогресс.
Динамичное функционирование малого бизнеса, способствует повышению благосостояния людей, улучшению социально-экономической сферы деятельности в стране, но для этого необходим государственный подход к решению данной ситуации, чтобы малый бизнес был отмечен как объект стратегического развития, конкурентоспособного государства.
На протяжении длительного времени Россия сталкивается с множеством проблем рационального и эффективного развития малого предпринимательства: жесткие административные барьеры, недостаток высококвалифицированных работников и информации, отсталость технологической базы, высокие процентные ставки по кредитам, трудности в области финансовой поддержки, они не выдерживают реальных налоговых нагрузок, сильная конкуренция с зарубежными производителями.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических и политических условиях увеличивается роль малого предпринимательства в устойчивом экономическом развитии государства и его отдельных регионов, поэтому важно знать проблемы развития бизнеса и своевременно их решать.
Целью научно-исследовательской работы является исследование современного состояния и проблем развития малого бизнеса в России.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи, определяющие структуру научно-исследовательской работы:
-рассмотреть сущность и содержание предпринимательства;
- изучить виды и формы предпринимательской деятельности;
-рассмотреть роль малого предпринимательства в экономике России;
-провести структурно-динамический анализ ключевых показателей современного состояния малого бизнеса в России;
- исследовать проблемы развития малого бизнеса в России и определить пути их решения.
Теоретической основой научно-исследовательской работы послужили законодательная и нормативная база, труды отечественных экономистов, таких как М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай, В.Я. Горфинкель и др., а также статьи в научной периодике, специальная и учебная литература.
Амбарджян Л., Гаспарян А. в статье на основе проведенного анализа систематизировали проблемы развития малого бизнеса в России и определили пути их устранения.
1.Теоретические основы сущности и роли малого предпринимательства в экономики России
1.1.Сущность и содержание предпринимательства
Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание общества невозможно. Ведь предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. В соостветствии с ГК РФ предпринимательство определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на системное получение прибыли от пользования работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве по действующему законодательству [1]. Данным определением раскрывается сущность и содержание предпринимательства: смыслом предпринимательской деятельности считается удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; удовлетворение потребностей достигается посредством использования имущества, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг; движущим мотивом бизнеса, его целью является получение прибыли; предпринимательство – это не одноразовый акт, а систематическое занятие, постоянная деятельность; предпринимательская деятельность рискованна по своей природе; за последствия риска отвечает сам предприниматель (а не государство); роль государства ограничивается установлением «правил игры», контролем за их соблюдением, а также регистрацией предпринимательства и взиманием налогов.
Участниками или субъектами коммерческой деятельности считаются те, кто ее осуществляет, являются физические и юридические лица. Основными субъектами предпринимательской активности выступают и предприниматель, как носитель предпринимательской функции, и потребители, являющиеся собственниками капитала. Объектами предпринимательской деятельности является все, что способно приносить прибыль. Это имущество, товары, деньги и ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности.
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной заинтересованности и ответственности. Также основными признаками предпринимательской деятельности считаются хозяйственный риск, динамичность и мобильность.
В развитой рыночной экономике предпринимательству присущи следующие функции: общеэкономическая, ресурсная, творческо-поисковая (инновационная), организаторская, социальная функции [5].
Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическаяфункция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских структур, функционирующих под ответственность юридического лица, и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность.
Важной предпринимательской функцией является ресурсная функция. Деятельность предпринимательства предусматривает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, имеющиеся средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.
Предпринимательству как важному типу экономического хозяйствования свойственны такие функции как творческо-поисковая, инновационная, которые связанны не только с реализацией в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с формированием новых средств и факторов для достижения поставленныхцелей.
В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявить свой индивидуальный талант и возможности. Данная функция все более проявляется в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели.
Значимой функцией предпринимательства считается организаторская, проявляющаяся в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, в создании сложных предпринимательских структур и т.д. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, получению высокого дохода.
Таким образом, сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в сочетании всех вышеназванных функций и, связанных с ними других, объективно присущих цивилизованному предпринимательству.
1.2.Виды и формы предпринимательской деятельности
Предпринимательскую деятельность можна классифицировать по различным многообразным признакам: формам собственности, виду деятельности, числу собственников, организационно-правовой и организационно-экономической форме, степени использования наемного труда и др. Можно далее рассмотреть кратко некоторые из них.
По формам собственности имущество организации может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).
Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Государственное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, уполномочеными в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом или б) органами местного самоуправления. Важная характеристика таких предприятий состоит в том, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности.
Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или индивидуального предпринимателя.
В зависимости от содержания деятельности предпринимательства и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультационное, страховое и посредническое.
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Круг интересов производственного предпринимательства довольно разнообразен, и для его реализации требуются финансовые и материальные ресурсы.
Содержание коммерческой деятельности предпринимательства охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции (услуг). По своей природе это предпринимательство более рискованно в сравнении с производственным, поскольку в этом случае деятельность предпринимателя: во-первых, непосредственно зависит от потребительского рынка, где конъюнктура очень изменчива, во-вторых, она связана с хранением и постоянным перемещением товаров на большие расстояния, что создает некоторые трудности с обеспечением их сохранности и соблюдением договорных условий по срокам доставки, качеству товаров, своевременности расчетов.
Финансовое предпринимательство считается разновидностью коммерческого предпринимательства, так как объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги, т.е. происходит продажа одних ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение прибыли. Разновидностью финансового предпринимательства выступает страховое предпринимательство, основу которого составляет деятельность по гарантированию за определённую плату страхование компенсаций возможного ущерба имуществу, ценностей, жизни в результате непредвиденного случая. Фактически, страховое предпринимательство, в сравнении со степенью риска других видов предпринимательской деятельности, уверенно можно поставить на самую высшую ступень. Это наиболее рискованное предпринимательство.
Консультационное предпринимательство (консалтинг) - это вид деятельности, основная задача которого состоит в исследовании, обосновании тенденций развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем потребителя. Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования и т.д.
Предпринимательскую деятельность по количеству собственников различают как индивидуальную и коллективную. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность — это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.
Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовых форм различают хозяйственные товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-экономическим формам предпринимательства относятся: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
1.3.Роль малого предпринимательства в экономике России
Нашу современную жизнь совершенно невозможно представить без экономики, а экономику в свою очередь – без предпринимательства.
Безусловно, предпринимательство играет очень важную роль в жизни каждой страны. Все государства, стремящиеся к усовершенствованию, процветанию уделяют огромное внимание крупному, среднему и предпринимательству. Ведь именно оно является фактором повышения материального и духовного благополучия, реализатором способностей и талантов каждого человека, мощным двигателем экономического прогресса, а так же необходимым элементов в процессе объединения нации. [6].
Малым предпринимательством в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вступившим в силу с 1 января 2008г. называется предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, главными из которых являются: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот, полученный предприятием; величина активов [2]. Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек; выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены на следующем уровне) [3]: для микропредприятий - 60 млн. рублей; для малых предприятий - 400 млн. рублей.
Роль малого бизнеса состоит в создании необходимой атмосферы конкуренции, способной быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской отрасли, создавать дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Также обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию, кооперацию и атмосферу конкуренции, также оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
Малый бизнес принимает непосредственное участие в формировании бюджетов на всех уровнях. Малые предпринимательства производят отчисления в бюджет, которые отчисляются от прибыли различных организаций, также он играет значительную роль в образовании рабочих мест, то есть являются источников доходов для населения. Также малые предприятия оказывают помощь в сборе налогов с физических лиц.
Малый бизнес оказывает значительное влияние в сфере образования рабочих мест для населения, то есть эти предприятия повышают уровень занятости населения, уменьшая при этом, соответственно, уровень безработицы [4]. На предприятиях малого бизнеса работает сравнительно небольшое количество человек, что способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе, чего нельзя сказать о крупных и средних предприятиях. Это оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, ввиду чего улучшаются показатели эффективности деятельности организации. Кроме того стоит заметить, что часто малые предприятия обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения, куда включены молодежь, женщины, иммигранты и т.д.
2.Оценка основных показателей развития малого предпринимательства в современных условиях
2.1.Структурно-динамический анализ ключевых показателей современного состояния малого бизнеса в России
Анализируя современное состояние предпринимательской деятельности, отметим, что сегодня в России насчитывается 5,6 млн. малых предприятий, что составляет около 95% от общего числа коммерческих предприятий и примерно пятую часть ВВП России. В некоторых регионах доля превышает треть ВРП [9].
Число малых предприятий в России сократилось на 69,8 тыс.: по сведениям Росстата, в первом полугодии 2015 года их было 242,6 тыс., а в первом полугодии 2016 года стало 172,8 тыс. [13].
По статистическим данным, каждый четвертый работник занят в сфере малого и среднего бизнеса. Это с одной стороны. С другой — вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели ниже, чем в некоторых развивающихся стран, не говоря уже о развитых странах. Так, низкой остается степень обеспеченности малого и среднего бизнеса основными средствами (5-6%). Самые популярные сферы работы малого бизнеса - торговля и предоставление услуг. МСП РФ по видам экономической деятельности: торговля-39,6%; операции с недвижимостью 20,2%; строительство 11,6%; промпроизводство 10,2%; транспорт, связь 6,7%, прочие 11,7% ( апрель 2015г.) [12].
Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими - ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн. человек [10].
Большее количество зарегистрированных малых предприятий (включая микропредприятия) по видам экономической деятельности в РФ за 2013-2014гг. (Приложение №1) приходится на оптовую и розничную торговлю -813593 млн. чел. в 2014г., что больше против прошлого года на 6823 млн. чел.; численность по виду деятельности с недвижимым имуществом в 2014г составила 427234 млн. чел., а в 2013г. – 418898 млн. чел.; третьим видом деятельности по количеству предпринимателей приходится на деятельность в строительстве в соответственно по годам: 249814 млн. чел. и 241505 млн. чел.
Число зарегистрированных МСП выросло в 2015 году на 3,9 процента (с 3,99 до 4,15 млн единиц), а индивидуальных предпринимателей - на 2,5 процента (с 3,55 до 3,64 млн человек).
Анализруя некоторые показатели деятельности малых предприятий, наблюдается их рост с 2012 по 2014 год на 100 тыс. предприятий; оборот организаций (малых предприятий) с 2012 по 2013 год увеличился на 1305,1 млрд.руб., а с 2013 по 2014 год увеличился на 1610,6 млрд.руб. За последние 3 года наибольшее количество предприятий, с участием иностранного капитала наблюдается в 2013 году (24025). За анализируемый период с 2013 по 2014 год предприятий сократилось на 925 единиц. Уменьшение числа предприятий с участием иностранного капитала для России является большим минусом, поскольку происходит отток иностранного капитала из страны. Участие иностранного капитала способствует оздоровлению экономики. Несмотря на то, что кризис оказывает влияние на малый и средний бизнес, а так же на его развитие оценить очень сложно. За последние два года из-за кризиса и ввода санкций против России стали своего рода преградой для развития бизнеса. [11] (Приложение №2).
Если анализировать деятельность малых предприятий по округам, видно, что число малых предприятий в РФ составляет 172,8 тыс., численность работников списочного состава (без внешних совместителей), 5043,4тыс.чел., оборот - 8138678,8млн.руб., инвестиции в основной капитал - 143594,0млн.рублей. Наибольшее число предприятий наблюдается в Центральном федеральном округе и составило 51,3 тысяч, в Приволжском федеральном округе – 34,9 тысяч, Сибирском федеральномокруге – 20,8 тысч. Численность работников списочного состава (без внешних совместителей) в РФ составляет 5043,4 тыс. числ,наблюдается в Центральном федеральном округе составило 1430,8тысяч чел., в Приволжском федеральном округе – 1070,2тыс. чел., в Сибирском федеральном округе - 637,8 тыс. чел. Оборот РФ составляет 8138678,8 млн.рублей, в Центральном федеральном округе составило 3195978,2 млн. рублей, в Приволжском федеральном округе – 1378805,1 млн. руб., Сибирском федеральном округе –824637,5млн. рублей.Инвестиции в основной капитал РФ составил - 143594,0млн.рублей, в т.ч. по округам Центральном федеральном округе составило 41314,5млн. рублей, в Приволжском федеральном округе – 39536,2млн. руб., в Сибирском федеральном округе –17688,2млн. рублей (Приложение 3).
Проведенный анализ свидетельствует о том, что в целом по стране и её регионах наблюдается положительная тенденция развития малого бизнеса, но имеются и трудности, которые рассмотрим в следующем параграфе.
2.2 Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
Говоря о развитии и совершенствовании малого бизнеса, необходимо отметить, что его развитие осложнено наличием многих проблем. К их числу относят, в частности [9]: нормативно-правового обеспечения; отсутствие действенных финансово-кредитных инструментов и материально-ресурсного обеспечения развития малого бизнеса; пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом, а значит надо совершенствовать действующую систему налогообложения, разработать налоговую политику, привлекательную для “легальной” работы малого бизнеса. Хотя сегодня во всем мире наблюдается тенденция к упрощению системы уплаты налогов, в то время как в России налоговая система имеет очень сложную структуру; нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п., надо оказать реальную помощь в обеспечении малого бизнеса информацией о состоянии рынка, средств производства; неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; нестабильность экономической ситуации в стране; доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования, необходимо предоставить кредиты на льготных условиях тем малым предприятиям, которые создают новые рабочие места, сдерживая тем самым рост безработицы; правовая неграмотность самих предпринимателей; недостаточность кадрового потенциала; длительное оформление документации, особенно на землю.
Важной проблемой, сказывающейся на состоянии малого бизнеса сегодня, является малая предпринимательская активность населения. Многие люди до сих пор предпочитают работать в крупных компаниях, а не на малых предприятиях, рассчитывая получить более высокий доход и иметь большую социальную защищенность. Кроме того, целый ряд людей, обладая идеями для открытия собственного предприятия, не имеют необходимого количества знаний для ведения бизнеса. Поэтому следует совершенствовать существующую систему обучения руководителей малых предприятий.
Дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без поддержки со стороны государственных и муниципальных органов. В настоящее время существуют формы поддержки малого бизнеса, которыми может воспользоваться начинающий предприниматель. Одной из основных форм поддержки малого бизнеса являются консультационные услуги, которые могут предоставляться как муниципальными органами, так и разными фондами и ассоциациями поддержки малого предпринимательства. Подобные услуги могут предоставляться как с помощью проведения различных занятий или предоставления частных консультаций, так и с помощью онлайн-конференций или вебинаров.
Также формой поддержки малого бизнеса является предоставление финансовой помощи начинающим предпринимателям. В ряде случаев, начинающий бизнесмен может рассчитывать на получение субсидии или гранта на открытие или развитие собственного бизнеса, предоставление льготных кредитов или гарантийных писем, которые необходимы для получения займа в банке, предоставление льготных условий аренды помещений для образования организации или льготных условий лизинга оборудования.
В последние годы многие организации, ориентированные на помощь малому бизнесу, организуют различные выставки, семинары и другие мероприятия, на которых предприниматели могут получить необходимые знания или поделиться опытом в образовании и развитии малых предприятий.
Министерством экономического развития и внесенный в правительство 1 февраля 2016 года проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года предусмотрен и целевой индикатор увеличения доли занятых в сфере малого бизнеса до 35 процентов [12]. Усилия будут направлены на выполнение таких задач, как формирование критерий для увеличения производительности труда на МСП, стимулирование спроса на их продукцию, обеспечение доступности финансовых ресурсов, снижение административной нагрузки.
Заключение
Малое предпринимательство - это основная составляющая развития современной экономики, являющаяся важным фактором повышения способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке в целом. Связь предпринимательской деятельности с постоянным риском, неопределенность условий с неизвестностью результатов побуждают предпринимателя искать пути наименьшего сопротивления, т.е. выбирать такие сферы деятельности, которые являются наименее рискованными и работают уже по отлаженному механизму.
В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), организаторскую, социальную функции.
Существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами и имеет свои плюсы и минусы.
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультационное, страховое и посредническое.
Несмотря на кризис и экономические санкции исследования показали положительную динамику развития малого бизнеса в целом по стране и её регионах. Но развитие малого бизнеса осложняется рядом проблем: нормативно-правовое обеспечение; недостаток финансово-кредитных инструментов и материально-ресурсного обеспечения развития; пробелы в существующем законодательстве; недостаток финансовых ресурсов; сложность доступа к деловой информации; правовая неграмотность самих предпринимателей; недостаточность кадрового потенциала; длительное оформление документации, особенно на землю и др., которые можно решить с помощью государственной и муниципальной поддержки.
Таким образом, стабильное функционирование экономики любого государства невозможно без развития и укрепления деятельности субъектов малого бизнеса или, иначе, малого предпринимательства.
Список использованных источников и литературы
1.Гражданский кодекс РФ с измен. на 2016г.: Режим доступа- http://stgkrf.ru.
2.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
4.Горфинкель В.Я. Малый бизнес: учебное пособие/кол. авторов; под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.:КНОРУС, 2009.-336с.
5.Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник/ М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай, В.Я. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2007.-667с.
6.Калаева З. З. Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 504-506.
7.Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2014 году (малые предприятия, включая микропредприятия):Режим доступа- office@nisse.ru www.nisse.ru.
8.Чентемерова В.А. Статистический анализ налогообложения малого предпринимательства России: Режим доступа - E-mail: chentemerova_nad@mail.ru.
9.Доля МСБ достигла 20% ВВП России. http://bujet.ru/article/291857.php
10. Малый бизнес в России: цифры и факты http://legitimist.ru/sight/economics/2015/malyij-biznes-v-rossii-czifryi-i-faktyi.html
11.http://www.vestifinance.ru/infographics/5335
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики:Режим доступа-http://www.gks/.ru/wps/wcm/connect/rosstat.ru/
13.Росстатhttp://www.gd.ru/news/6307-qqn-16-m10-05-10-2016-rosstat-zafiksiroval-sokrashchenie-malyh-predpriyatiy-na-70-tys.
Приложение №1
Количество зарегистрированных малых предприятий (включая микропредприятия) по видам экономической деятельности в РФ за 2013-2014гг.
№ п/п |
Наименование |
2013г. |
2014г. |
Изменение (+,-) |
1. |
Оптовая и розничная торговля |
806770 |
813593 |
+6823 |
2. |
Операции с недвижимым имуществом |
418898 |
427234 |
+8336 |
3. |
Строительство |
241505 |
249814 |
+8309 |
4. |
Обрабатывающие производства |
195902 |
199587 |
+3685 |
5. |
Остальные |
167498 |
174119 |
+6621 |
6. |
Гостиницы и рестораны |
59152 |
63351 |
+4199 |
7. |
Сельское и лесное хозяйство, охота |
62604 |
55990 |
-6614 |
8. |
Предоставление коммунальных, социальных и прочих услуг |
51536 |
53097 |
+1561 |
9. |
Здравоохранение и социальные услуги |
29008 |
30465 |
+1457 |
10. |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
12752 |
13081 |
+329 |
11. |
Добыча полезных ископаемых |
7242 |
6720 |
-422 |
12. |
Образование |
6405 |
6720 |
+315 |
13. |
Рыболовство и рыбоводство |
3854 |
3851 |
-3 |
Приложение № 2
Некоторые показатели деятельности малых предприятий
Показатели: |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2013г. в % к 2012г. |
2014г. в %к 2013г. |
Тип предприятий Количество предприятий (в единицах) -Малые (включая микропредприятия) |
2003038 |
2063126 |
2103780 |
103,00 |
101,97 |
Оборот предприятий (всего) млрд. руб -Малые предприятия (включая микропредприятия) |
23476,7 |
24781,6 |
26392,2 |
105,56 |
106,50 |
Количество предприятий, имеющих иностранное участие в России |
21417 |
24025 |
23050 |
112,18 |
95,94 |
Приложение № 3.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (без микропредприятий)1)в I полугодии 2016 года
Число предприятий, тысяч |
Численностьработников списочногосостава (без внешних совместителей),тыс.человек |
Оборот, млн.рублей |
Инвестициив основной капитал,млн.рублей |
|
Российская Федерация |
172,8 |
5043,4 |
8138678,8 |
143594,0 |
Центральный федеральный округ |
51,3 |
1430,8 |
3195978,2 |
41314,5 |
Белгородская область |
2,0 |
65,6 |
85010,0 |
2639,1 |
Брянская область |
1,2 |
36,9 |
44534,7 |
2249,0 |
Владимирская область |
2,3 |
64,7 |
73629,8 |
1984,9 |
Воронежская область |
3,9 |
150,1 |
171728,6 |
9297,3 |
Ивановская область |
1,8 |
51,0 |
67273,3 |
996,8 |
Калужская область |
1,0 |
33,4 |
55088,4 |
379,9 |
Костромская область |
0,9 |
30,0 |
29757,6 |
550,1 |
Курская область |
1,3 |
38,7 |
47404,2 |
1442,4 |
Липецкая область |
1,5 |
60,3 |
55888,1 |
5175,0 |
Московская область |
6,4 |
173,7 |
369974,7 |
3700,7 |
Орловская область |
1,0 |
27,8 |
25388,2 |
519,3 |
Рязанская область |
1,9 |
48,7 |
52076,5 |
316,0 |
Смоленская область |
1,1 |
39,0 |
60613,8 |
2308,5 |
Тамбовская область |
1,1 |
34,1 |
41046,8 |
4168,9 |
Тверская область |
1,2 |
39,3 |
37984,8 |
174,9 |
Тульская область |
2,2 |
58,6 |
62180,1 |
1217,0 |
Ярославская область |
1,9 |
53,1 |
76493,1 |
958,1 |
г.Москва |
18,6 |
426,0 |
1839905,7 |
3236,7 |
Северо-Западный федеральный округ |
26,1 |
627,8 |
955977,1 |
6528,8 |
Республика Карелия |
0,6 |
15,2 |
23831,3 |
326,9 |
Республика Коми |
1,0 |
25,3 |
31383,4 |
136,4 |
Архангельская область |
1,4 |
43,2 |
47181,0 |
693,0 |
в том числе: Ненецкий авт.округ |
0,0 |
1,2 |
889,5 |
28,6 |
Архангельская область без авт.округа |
1,4 |
42,0 |
46291,5 |
664,4 |
Вологодская область |
1,7 |
67,0 |
58885,9 |
458,8 |
Калининградская область |
2,2 |
62,6 |
74580,9 |
1545,1 |
Ленинградская область |
2,1 |
56,1 |
75684,4 |
925,8 |
Мурманская область |
0,8 |
23,1 |
37461,9 |
96,7 |
Новгородская область |
0,8 |
28,4 |
35309,5 |
290,3 |
Псковская область |
0,6 |
21,4 |
21201,4 |
421,1 |
г.Санкт-Петербург |
14,8 |
285,5 |
550457,4 |
1634,7 |
Южный федеральный округ |
12,8 |
447,0 |
616502,6 |
16152,6 |
Республика Адыгея |
0,4 |
11,9 |
12355,9 |
739,2 |
Республика Калмыкия |
0,1 |
4,2 |
2443,1 |
16,1 |
Краснодарский край |
3,9 |
208,4 |
271422,7 |
6788,4 |
Астраханская область |
0,9 |
26,6 |
24097,4 |
698,7 |
Волгоградская область |
3,0 |
68,1 |
89672,5 |
1731,6 |
Ростовская область |
4,4 |
127,7 |
216511,0 |
6178,7 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
3,4 |
117,9 |
150246,1 |
10819,7 |
Республика Дагестан |
0,4 |
15,9 |
17892,2 |
2985,4 |
Республика Ингушетия |
0,1 |
1,4 |
2953,9 |
242,9 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,4 |
11,4 |
13841,7 |
333,9 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,2 |
5,6 |
4123,3 |
98,3 |
Республика Северная Осетия - Алания |
0,4 |
9,6 |
10427,0 |
63,4 |
Чеченская Республика |
0,1 |
2,2 |
3880,3 |
888,5 |
Ставропольский край |
1,7 |
71,8 |
97127,5 |
6207,4 |
Приволжский федеральный округ |
34,9 |
1070,2 |
1378805,1 |
39536,2 |
Республика Башкортостан |
2,7 |
92,3 |
139488,9 |
5001,7 |
Республика Марий Эл |
0,8 |
25,6 |
25535,6 |
1235,3 |
Республика Мордовия |
1,0 |
29,7 |
25121,3 |
1224,6 |
Республика Татарстан |
6,0 |
205,0 |
210202,7 |
2098,0 |
Удмуртская Республика |
2,1 |
71,5 |
66492,8 |
1501,4 |
Чувашская Республика |
1,8 |
52,9 |
40298,8 |
3497,9 |
Пермский край |
2,5 |
71,2 |
133641,7 |
2273,9 |
Кировская область |
1,8 |
59,4 |
58009,6 |
2379,1 |
Нижегородская область |
6,5 |
132,1 |
255108,3 |
6264,5 |
Оренбургская область |
1,4 |
52,4 |
55409,3 |
3074,7 |
Пензенская область |
1,0 |
41,1 |
45847,6 |
4898,0 |
Самарская область |
3,6 |
118,5 |
186599,5 |
1497,5 |
Саратовская область |
2,3 |
69,8 |
93605,0 |
682,7 |
Ульяновская область |
1,4 |
48,6 |
43443,9 |
3906,9 |
Уральский федеральный округ |
14,5 |
408,2 |
634427,4 |
5320,5 |
Курганская область |
0,9 |
33,3 |
19580,1 |
598,6 |
Свердловская область |
4,6 |
125,7 |
234397,3 |
2793,3 |
Тюменская область |
5,8 |
144,4 |
241299,3 |
484,7 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ - Югра |
2,1 |
59,4 |
111447,5 |
110,6 |
Ямало-Ненецкий авт.округ |
0,6 |
15,0 |
26577,4 |
24,5 |
Тюменская область без авт.округов |
3,1 |
70,0 |
103274,5 |
349,6 |
Челябинская область |
3,1 |
104,9 |
139150,5 |
1443,8 |
Сибирский федеральный округ |
20,8 |
637,8 |
824637,5 |
17688,2 |
Республика Алтай |
0,2 |
4,2 |
4073,0 |
138,2 |
Республика Бурятия |
0,6 |
16,7 |
15380,4 |
111,2 |
Республика Тыва |
0,1 |
2,5 |
1624,9 |
0,3 |
Республика Хакасия |
0,5 |
11,5 |
11472,0 |
20,1 |
Алтайский край |
2,6 |
70,1 |
84685,4 |
1691,7 |
Забайкальский край |
0,8 |
22,6 |
21631,0 |
71,5 |
Красноярский край |
3,6 |
99,5 |
144587,5 |
3645,1 |
Иркутская область |
2,4 |
74,8 |
121845,7 |
386,8 |
Кемеровская область |
2,7 |
91,0 |
76330,7 |
2490,4 |
Новосибирская область |
4,0 |
121,8 |
228085,7 |
6998,7 |
Омская область |
2,3 |
93,4 |
69385,6 |
1350,4 |
Томская область |
1,0 |
29,8 |
45535,5 |
783,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
8,0 |
270,7 |
350437,5 |
5637,6 |
Республика Саха (Якутия) |
0,9 |
23,6 |
36209,2 |
649,7 |
Камчатский край |
0,3 |
7,7 |
21110,9 |
998,1 |
Приморский край |
2,1 |
80,8 |
127526,4 |
2087,3 |
Хабаровский край |
2,5 |
99,9 |
82062,0 |
232,3 |
Амурская область |
0,9 |
26,1 |
34422,3 |
1144,1 |
Магаданская область |
0,2 |
6,1 |
13706,8 |
230,1 |
Сахалинская область |
0,8 |
20,8 |
30164,5 |
159,8 |
Еврейская авт.область |
0,2 |
4,9 |
4002,9 |
136,3 |
Чукотский авт.округ |
0,0 |
0,8 |
1232,5 |
- |
Крымский федеральный округ |
1,2 |
32,9 |
31667,5 |
595,8 |
Республика Крым |
1,0 |
27,3 |
25766,3 |
575,2 |
г.Севастополь |
0,2 |
5,6 |
5901,2 |
20,6 |
1) Юридические лица. |