Экономическая грамотность современного выпускника средней школы является одной из составляющих его успеха в будущем. Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как складывалось благосостояние семьи каждого из нас, от чего оно зависит, что повлияло в прошлом на его сегодняшнее состояние и как приобретенный опыт помогает решать социально-экономические задачи в современности и в будущем семьи.
Понятно, что в этом вопросе главным остается исторический аспект, то время, в котором пришлось прожить семье. Особенно это касается периода 1980 – 2000 годов. По сегодняшний день в моей семье, в семьях наших родных и знакомых иногда одни члены семьи с ностальгией вспоминают давно минувшие 80-е годы, называя их «золотым социализмом», другие же вступают с ними в спор о том, что именно сейчас они получили то, что в те времена никогда бы не увидели: изобилие товаров на прилавках, свободу выбора, возможность вести свою предпринимательскую деятельность, возможность приобретения автомобиля и собственной квартиры. Почему же такие разногласия, в чем причина? В моем случае это историческое время можно назвать уникальным. Для меня уникальность в том, что я могу узнать и исследовать такие возникшие противоречия из первых уст, опрашивая своих родных и близких.
Главным для меня в таком исследовании является то, что я смогу выявить приобретенный опыт моей семьи, сопоставить его с теми теоретическими знаниями в социальной экономике, которые получаю в школе и в будущем получу возможность успешно реализовать полученные знания в жизни.
Мое исследование строится на изучении исторических событий эпохи перемен 1980–2000 годов, происходивших в нашей стране и их влияние на экономику страны. В практической части своего исследования я попытаюсь выяснить условия развития благосостояния моей семьи в период эпохи перемен.
В процессе исследовательской работы мною были изучены учебные пособия по истории России, экономике, Интерент-ресурсы о периоде Перестройки в России, президентах России и экономической развитии страны.
Работа является полностью авторской, не учитывая теоретическую часть, которая является фундаментом для исследования в данной работе.
В работе часть информации представлена в приложениях (всего 7 приложений). Работа содержит таблицы, рисунки, диаграммы.
Цель исследования: исследовать факторы формирования благосостояния моей семьи в эпоху перемен 1980–2000 годов и влияние приобретенного опыта на его дальнейшее развитие.
Задачи:
Изучить различные источники информации об историческом и социально-экономическом развитии России в период 1980–2000 годов.
Проанализировать и выделить основные исторические моменты этого периода и их влияние на экономические события в стране.
Изучить на основе опроса и интервью условия развития благосостояния моей семьи в этот исторический период эпохи перемен.
Выявить, как приобретенный опыт позволяет решать социально-экономические задачи мое семье в современное время и в будущем.
Привлечь отвлеченную фокус-группу по исследованию влияния отдельных моментов экономических событий того времени на формирование их благосостояния для сравнения влияния этих же событий в моей семье.
Объект исследования: моя семья.
Предмет исследования: экономическая грамотность и благосостояние моей семьи: (приобретенная собственность, уровень дохода, капитализация и инвестирование и т.д.).
Методы исследования:
Теоретический (объективное отражение происходящих явлений и процессов). Анализ. Анкетирование. Интервью.
Глава 1.Особенности эпохи перемен в период 1980–2000 г.г.
1.1. Временны́е периоды эпохи перемен 1980 – 2000 г.г.
Россия в период 1980–2000 годов переживала серьезные перемены в своем историческом развитии. Эти перемены затронули разные направления развития: и общественно-политическое, и социально-экономическое. Отдельно можно выделить такие исторические моменты в развитии нашего государства как распад СССР, создание СНГ, первые шаги к рыночной экономике и федеративному устройству государства, приватизация и «ваучеризация», восстановление открытости религиозного устройства в стране.
Все эти процессы проходили, с исторической точки зрения, в достаточно короткий период времени, равный всего 20 годам. И в то же время этот короткий период имел свои временные отрезки, в течение которых протекали значимые события (некоторые из них весьма закономерные), сыгравшие свою роль в истории России. Изучив различные источники информации, в работе этот период для детального понимания процессов и их влияния на формирования уровня благосостояния семьи условно был разделен на 3 временны́х периода:
1980–1985 г.г. – период окончания правления Л.И. Брежнева и закат «безмятежного» социализма, смена правительства СССР и первые попытки изменения в государственном правлении, скрытое проявление некоторых законов экономики, в частности таких как проявление дефицита;
1985–1991 г.г. – «Перестройка», период перехода на рельсы рыночной экономики, новый подход в управлении государством, попытки демократизации государственного правления, начало развала политической партии СССР с последующим развалом страны;
1991–2000 г.г. – период переворотов в политике, государственном устройстве, экономике, законодательной сфере, первые попытки приватизации и «разгосударствления» собственности, развал СССР и создание СНГ, появление нового Федеративного Российского государства, вступление в силу новой Конституции России, восстановление храмов и церквей.
Эти события нашли свое отражение и в истории моей семьи. Некоторые процессы сыграли ключевую роль в будущем моей семьи.
1.2. Политическая и общественная деятельность в переходный период
Вопросы политических событий того периода являются ключевыми, так как именно они «задавали тон» дальнейшему историческому и социально-экономическому развитию нашей страны, и, соответственно, его гражданам. Хотя этот вопрос достаточно объемный и не совсем отвечает цели моего исследования, все же считаю целесообразным его отразить, потому что именно политика Правительства двух государств: бывшего СССР и современной России предопределили экономический фундамент своих граждан и моей семьи.
Период 1980-1985 г.г.
В начале 80-х годов в развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. Интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС) [1]. Одним из важнейших показателей общественно-политической жизни является характер контрольной деятельности трудящихся. Кризис поразил КПСС. К началу 80-х гг. стало ясно, что цели, поставленные Программой КПСС, принятой в 1961 г. на XX съезде, реализовать в ближайшей исторической перспективе не удастся. [2].
К середине 80-х гг. несмотря на элементы некоторой демократизации политической жизни советского общества сохранялись и даже усиливались многочисленные деформации:
была формализована сфера законодательной и представительной власти;
резко усилилась роль партийно-административной бюрократии;
отсутствовала реальная контрольная деятельность трудящихся;
ослабла самостоятельность общественных организаций;
оставалась зависимой и судебная власть.
На международной арене в этот период СССР теряет свои позиции. После советского вторжения в Афганистан, на которое решился Л.И. Брежнев, Запад ввёл секторальные санкции в отношении СССР1, наиболее чувствительные из которых коснулись газоэкспортной отрасли. А после проведенных СССР летом 1982 года военных учений Щит-82, президент США Рональд Рейган 8 марта 1983 года назвал СССР «Империей зла» [4, 6].
В этот период происходят события, связанные со сменой представителей Правительства СССР, что также оказало немаловажное значение в исторических событиях страны.
В 1982 10 ноября уходит из жизни Л.И. Брежнев. Его преемником становится Ю.В. Андропов. В области внешней политики Ю.В. Андропов стремился к разумным компромиссам с внешнеполитическими противниками СССР, но в условиях открытого недоверия СССР и США друг к другу такой компромисс не состоялся[7]. Из-за тяжелой болезни 9 февраля 1984 года Ю.В. Андропова не стало.
13 февраля 1984 года Генеральным секретарем назначен К.У. Черненко. К этому времени 72-летний Черненко был уже очень тяжело болен и выглядел как промежуточная фигура. Многие полезные начинания Ю.В. Андропова были не только продолжены, но и ощутимо расширенны. Это касается и борьбы с теневой экономикой, и политики ускорения, и многих других направлений реформ предшествующих месяцев. [8].
Период 1985-1991 г.г.
В 1985 году преемником К.У. Черненко становится М.С. Горбачев.
Назначенный и последний Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и единственный Президент СССР, начавший весной 1986 г. перестройку и стоявший у ее истоков и последующих событий [2]. Перестройка в стране началась с подготовки и проведения реформ по всем направлениям общественно-политической, социально-экономической и научно-культурной жизни.
В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей.
В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста.
Проведение реформ столкнулось с проблемами национального вопроса. Начались процессы дезинтеграции страны, которые и без того уже к тому времени набрали большую скорость.
21 декабря 1991 г. состоялась встреча лидеров 11 республик. Информационное агентство «Интерфакс» первым опубликовало историческое сообщение о результатах этой встречи: «СССР прекратил существование». Следом пришла экспресс-информация № 5: «М. С. Горбачев уведомляет о прекращении института президентства в СССР» (Московские новости. 1992. 15 ноября) [2].
Период август 1991-2000 г.г.
Проведение реформ было остановлено, а по существу сорвано чрезвычайными событиями, происшедшими в августе 1991 г. и вошедшими в историю как "Путч ГКЧП" (Государственный комитет по чрезвычайному положению), попыткой государственного переворота.
«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. В Российской Федерации задачи государства предстояло решать президенту Б.Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам.
В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу». В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти – Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций.
После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Страна была включена в состав Международного валютного фонда.
1.3. Социально-экономическое развитие в переходный период
Именно социально-экономические изменения переходного периода и сыграли свою роль в формировании благосостояния моей семьи, а также повлияли на ее экономическую грамотность.
Период 1980-1985 г.г.
К началу 80-х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись, перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях. Научно-технический процесс действовал вяло. По-прежнему прогрессивные изменения сдерживались старой системой управления. Недооценивались кооперативные формы ведения хозяйства.
Курс на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления. Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне.
Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика).
К 1984 году экономика СССР была фактически в состоянии стагнации, которое сопровождалось скрытой безработицей и дефицитом одних товаров и избытком других.
Период 1985-1991 г.г.
Первые годы «перестройки» мало затронули действующую экономическую систему. Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г .
На рубеже 80-90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.). Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР».
Свою историческую роль сыграл «сухой закон». В мае 1985 г. было издано Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Эти меры привели к временному снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет, переходу в разряд дефицитных продуктов, ранее бывших в свободной продаже (соки, крупы, карамель и пр.), резкому увеличению самогоноварения и росту смертности в связи с отравлениями поддельным алкоголем и суррогатами. К концу 1986 года потребительский бюджет был разрушен [9].
Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйственной продукции.
Период 1991-2000 г.г.
После распада СССР страна столкнулась с большими трудностями и в социально-экономической и политической областях. Оценка состояния экономики России, данная в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. о социально-экономическом положении страны: за январь-сентябрь 1993 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года произведенный национальный доход сократился на 15%, объем промышленного производства – на 16,5%, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн. рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения.
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности (Рис.1, 2, 3. Приложение 1). Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.
В результате приватизации, проведённой в 1992–1994 годах, значительная часть государственного имущества перешла в руки узкого круга людей, так как многие не понимали, что делать с ваучерами. По бросовым ценам продавались предприятия стратегического значения: например, завод ЗИЛ был продан за 250 млн. долларов, в то время как его цена, по исследованиям экспертов, составляла не менее миллиарда долларов [3] (Приложение 1, фото).
Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г . он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991–1992 г.г. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.
С целью обеспечения эффективного экономического развития создается система экономических институтов: биржи, коммерческие банки, аукционы, налоговые инспекции, арбитражные суды, судебные приставы и др. [3].
К концу 1992 года резко увеличилась дифференциация жителей на богатых и бедных. За чертой бедности оказалось 44 % населения. К 1996 году промышленное производство сократилось на 50 %, сельскохозяйственное — на треть. Потери ВВП составили примерно 40 %.
Социально-экономическую и политическую обстановку начала 90-х гг. характеризуют и такие негативные явления, как большая волна преступности в различных сферах, коррупция, взяточничество, открытый бандитизм. [10].
Глава 2.Отражение событий периода 1980–2000 г.г. на формирование благосостояния моей семьи
Краткая характеристика условий проживания моей семьи
В 1980-х годах семья моей мамы проживала в Омской области Нововаршаского района село Ермак. Село Ермак представляло собой агропромышленный комплекс Омской области, т.е. основным видом производства являлось сельское хозяйство, зернопроизводство. До 1992 года «Ермак» был зерносовхозом, в 1992 году в связи с разгосударствлением государственной собственности в условиях реформ В России зерносовхоз преобразовали в закрытое акционерное общество «Ермак». В 2003 году ЗАО «Ермак» преобразован в СПК «Ермак». Основным видом деятельности в то время являлось производство зерновых культур, и дополнительным производством являлось выращивание крупнорогатого скота, переработка и производство товаров и услуг.
Село Ермак в тот период, как и множество других поселений со своими жителями по оценке экономического благосостояния было селом с недостаточной обеспеченностью товарами и услугами. В магазинах был дефицит многих товаров (Приложение 2, фотографии), импортные товары продавали только по очереди в организациях. Как и везде в те времена наблюдалось такое явление, как «БЛАТ», т.е. некоторые дефицитные товары можно было купить только через знакомых («блатных»), и то по завышенной цене.
Мною были исследованы методом интервьюирования представители моей семьи: собственная семья Сагалбаевых, семья моей тети Рахимовой К.Б. (сестра мамы), семья дяди Дарбаевы (брат папы). Моя мама Сагалбаева Л.Б. и тетя Рахимова К.Б. проживали в разных семьях (по казахским традициям).
Также для сравнительного анализа с целью более объективно оценки факторов формирования благосостояния семьи и ее экономической грамотности была исследована фокус группа жителей села Ермак.
2.1. Временны́е периоды формирования благосостояния семьи
Период 1980-1985.
Семья мамы. Политические события в стране не особенно отражались на семье. Семья была многодетной. Основным источником дохода была заработная плата родителей и пенсия. Денег не хватало на удовлетворение потребностей семьи. В семье покупали в основном продукты. Уровень дохода оценивается как низкий.
Семья тети (сестра мамы). В тот период была уже замужем, работала по специальности в школе. Семья имела средний достаток, у всех людей были примерно одинаковые доходы, было равенство. Не было расслоения, заработная плата сельчан составляла примерно 95–120 р., этих денег хватало для удовлетворения потребностей семьи. Но в магазинах был дефицит (рис.4. Приложение 2). Импортных вещей было мало, и они были дорогостоящие и люди приобретали их на «Толкучке» (так назывался неофициальный рынок в г.Омске, на котором продавали по завышенным ценам дефицитные товары спекулянты). Не было техники, в селе только у нескольких человек были автомобили. Была работа для всех желающих.
Семья дяди. Его семья в тот период проживала в с.Рассохино Нововаршавского района. Основной доход семьи состоял из заработной платы, пенсии. Также семья получала натуральный доход от своего подворья: молоко, яйцо, овощи. Уровень достатка в семье дяди оценивается как средний, при этом семейного дохода хватало, чтобы удовлетворить потребности своей семьи. Проблема была в другом – в дефиците товаров. С одной стороны деньги в семье были, а товаров в магазинах не было. Стояли в очереди за мебелью, за машиной. Если семья имела мотоцикл, то это считалось роскошью.
Оценка формирования уровня благосостояния и экономической грамотности семьи.
На основе теоретических исследований этот период характеризуется как период стагнации, дефицитов и скрытой безработицы. Прогрессивные изменения сдерживались старой системой управления, что нашло отражение и в жизни жителей с.Ермак. Курс на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления. Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне. Доходы семьи были средними и ниже среднего. В семье родителей денег не хватало, чтобы купить нужные блага. В семьях дяди и тети хоть деньги и были, все же для них как и для всех существовала проблема дефицита товаров. Уровень благосостояния членами семьи, в общем, оценивается как ниже среднего. Основные источники дохода – заработная плата, пенсия.
Экономическая грамотность семьи того времени отсутствовала. Семья жила так, как жили и все другие, как диктовала Партия и Правительство СССР:
Члены семьи Критерии оценки |
Мама |
Тетя |
Дядя |
Источники дохода |
Заработная плата, пенсия |
Заработная плата, пенсия |
Заработная плата, пенсия |
Расходы семьи |
Структура расходов состояла только из минимального потребительского бюджета |
Структура расходов включала и произвольные расходы |
Структура расходов включала и произвольные расходы |
Проблема дефицита |
Наблюдалась |
Наблюдалась |
Наблюдалась |
Дополнительные источники дохода |
Отсутствовали |
Отсутствовали |
Отсутствовали |
Уровень достатка |
Низкий |
Средний |
Средний |
Период 1985-1991.
Семья мамы. В период перестройки доход семьи улучшился. Улучшение дохода произошло за счет того, что семья получила возможность заниматься кооперацией. В семье стали выращивать больше картофеля и продавать на рынке. Также держали корову и птицу. Полученные продукты от хозяйства, молоко, мясо, масло, сметану, яйцо могли продавать на рынке, при этом не боялись, что обвинят в спекуляции. В этот период в магазинах стали появляться товары, которые были до этого в большом дефиците. Также полученный доход семьи позволял покупать то, в чем нуждались: мебель, предметы интерьера и др. в то время была популярно передача «Прожектор перестройки». Эту передачу в семье не смотрели. Со слов мамы наблюдалось некое оживление в торговле, повышении благосостояния и у соседей, у сельчан. По оценке родителей уровень благосостояния семьи в период перестройки улучшился.
Семья тети. В период перестройки доход семьи уже составлял 200 р. Наблюдалось улучшение качества товаров, в Омске открывались ателье, где старались изготавливать вещи по европейским стандартам. В семье был куплен первый телевизор. В магазинах начала появляться бытовая техника. Предоставляли бесплатные квартиры молодым семьям, в том числе и нашей семье. На свадьбы предоставляли скот для развития хозяйства. Этот период вспоминается как благоприятный в экономическом развитии семьи. Зарождались надежды на благополучное будущее.
Семья дяди. В этот период в семье начинают заниматься семейной кооперацией. Разводят крупнорогатый скот на мясо. Достаток в семье увеличивается. Стали покупать желаемые блага.
Оценка формирования уровня благосостояния и экономической грамотности семьи.
Этот период можно охарактеризовать как попытку к оживлению экономики. Действительно, на основе изученных источников можно отметить возможность ведения кооперации, обеспечение свободной торговли продуктами подсобного хозяйства без боязни обвинения в спекуляции. В моей семье такие экономические изменения в стране были приняты положительно. Семья получила возможность получать дополнительные источники дохода от подсобного хозяйства, увеличить уровень свих доходов за счет торговли собственно произведено сельской продукции – мясо, молоко и молочные продукты, яйцо. Полученные доходы в семье могли обменять на желаемые блага, мебель, хорошую одежду, бытовую технику. Уровень благосостояния увеличился и оценивается как средний, ближе к вышесреднему.
Экономическая грамотность в семье стала формироваться на основе собственного опыта. На практике в семье мамы и семье дяди познавали, что такое спрос и предложение, что нужно людям и что производить, чтобы без проблем можно было продать свой товар. Повысился уровень и потребительской грамотности. В семье лучше стали разбираться в качестве товаров и услуг, получили первый опыт в выборе желаемых товаров.
Члены семьи Критерии оценки |
Мама |
Тетя |
Дядя |
Источники дохода |
Заработная плата, пенсия, доход от предпринимательской деятельности |
Заработная плата, пенсия |
Заработная плата, пенсия, доход от предпринимательской деятельности |
Расходы семьи |
Структура расходов включала и произвольные расходы |
Структура расходов включала и произвольные расходы |
Структура расходов включала и произвольные расходы |
Проблема дефицита |
Снизилась, иногда исчезла. |
Снизилась, иногда исчезла. |
Снизилась, иногда исчезла. |
Дополнительные источники дохода |
От предпринимательской деятельности |
Отсутствовали |
От предпринимательской деятельности |
Уровень достатка |
Средний |
Средний, повысился за счет увеличения заработной платы |
Выше среднего |
Период 1991-2000 г.г.
Этот период в мое семье помнят как время ваучеров, гиперинфляции, дефолта, экономического кризиса в семье.
Семья мамы. Этот период характеризует как время нехватки доходов. Приходилось брать взаймы. Это связано с повышением цен, к которому семья не была готова. Когда цены вдруг стали расти, а доходы оставались теми же, в семье не знали что делать, что такое инфляция узнавали на практике. По принципу «толпы» покупали про запас некоторые товары (масло растительное, спички, соль), чтобы уберечь доходы от инфляции. Когда началась «ваучеризация» в семье не знали что с ними делать. Ваучеры семья получила, как полагается в сбербанке, чтобы их куда-то вложить слушали других людей. В конечном счете их просто кому-то продали, а на вырученные деньги купили пуховик. При этом мама не помнит, за сколько продали ваучеры. В середине 90-х годов в семье было трудное финансовое положение. Оно улучшилось к 2000 году. На сегодняшний день по собственной оценке того времени, родители по-другому бы распорядились своими приватизационными чеками – вложили бы в высокодоходное предприятие.
Семья тети. Появились ваучеры, мы никуда их не смогли вложить, так как они были украдены. Был кризис, постоянные задержки заработной платы по 6-7 месяцев, жили на натуральном хозяйстве. Детские пособия накапливались, но их не смогли выдавать, на деньги, которые были на счету, выдавалась детская одежда и т.д. Каждой организации давали талоны на личные вещи и электронную технику, получить эти талоны можно было методом жребия. Совхоз Ермак начал строить дома, но из-за кризиса людям пришлось самим достраивать свои жилища.
Семья дяди. В семье дяди этот период помнится как достаточно трудный, но при этом опыт времен перестройки все же дал свои положительные результаты. Гиперинфляцию в семье не ощущали, так как на практике научились ею «управлять». Это отражалось в том, что в семье продолжали развивать свое хозяйство. В основном выращивали крупнорогатый скот на мясо, полученный продукт продавали на рынке. С кормами проблем не было, так как жили в зернопроизводственном хозяйстве и корма могли приобретать по низким ценам в необходимом количестве, летом скотина была на выпасе. Сено заготавливали на своих делянах. Приходилось много трудиться, но этот труд был оправдан. В это время граждане новой страны получили возможность свободно приобретать иностранную валюту. Интуиция подсказывала, что часть сбережений нужно держать в долларах США. Да и к тому же был период, когда между «частниками» (так называли тогда коммерсантов, частных предпринимателей) было модно измерять свой капитал в долларах США. Именно такой подход позволил сохранить семейный капитал во время дефолта рубля, когда в одночасье многие семьи потеряли свои доходы и сбережения. Свои ваучеры семья вложила в «Инвестфонд», который в последствии разорился. По собственной оценке семья стала жить лучше к 1995 году.
Оценка формирования уровня благосостояния и экономической грамотности семьи.
В период 1991 – 2000 г.г. в моей семье произошли, на мой взгляд, ключевые моменты формирования благосостояния семьи. Уровень благосостояния в семье мамы снизился, семья переживала экономический кризис, который отразился на снижении доходов, потере части доходов из-за обвала рубля. К тому семья упустила возможности стать собственником производственного имущества путем проведения чековой приватизации в стране и получать доходы от этой собственности в виде дивидендов. В семье тети также уровень благосостояния, который прирос в период перестройки, значительно упал по причине задержки заработной платы. Семья переживала экономический кризис в условиях гиперинфляции и бартера. В семье же дяди наоборот уровень благосостояния увеличился за счет ведения своей частной предпринимательской деятельности и интуитивного грамотного распоряжения денежных сбережений в долларовой валюте:
Члены семьи Критерии оценки |
Мама |
Тетя |
Дядя |
Источники дохода |
Заработная плата, пенсия, доход от предпринимательской деятельности |
Заработная плата, пенсия |
Заработная плата, пенсия, доход от предпринимательской деятельности |
Расходы семьи |
Структура расходов включалатолько минимальный потребительский бюджет |
Структура расходов включалатолько минимальный потребительский бюджет |
Структура расходов включала и произвольные расходы |
Проблема дефицита |
Не оценивалась семьей. Как таковая отсутствовала. |
Не оценивалась семьей. Как таковая отсутствовала. |
Не оценивалась семьей. Как таковая отсутствовала. |
Дополнительные источники дохода |
От предпринимательской деятельности фактически минимизировались |
Отсутствовали |
От предпринимательской деятельности, валютные счета |
Уровень достатка |
Низкий |
Ниже седнего |
Выше среднего |
Дополнительные возможности улучшения благосостояния |
8 ваучеров |
5 ваучеров |
6 ваучера |
Вложения и приватизация |
Продали ваучеры, приобрели пуховик |
Потеряли ваучеры |
Вложили в ЧИФ «Инвестфонд» |
Сбережения в иностранной валюте |
Отсутствовали |
Отсутствовали |
В долларах США |
Уровень достатка |
Низкий |
Низкий |
Выше среднего |
Экономическая грамотность за этот период в моей семье значительно приросла собственным практическим опытом и опытом знакомых людей. Члены моей семьи сегодня переоценили свои действия того периода и оценивают себя как более экономически грамотными. При этом на вопрос: «Ощущаете ли вы себя экономически грамотными и как прошлый опыт позволяет решать сегодняшние проблемы» отвечают:
- В период инфляции не нужно брать деньги в долг, особенно под проценты. Деньги нужно хранить в разных валютах. Деньги нужно инвестировать. Не брать кредиты без необходимиости, и делать это нужно с умом.
Опыт прошлых лет в семье моего дяди способствовал тому, что в период скачка курса доллара в 2014 году он смог купить новый автомобиль. Это было осуществлено за счет того, что деньги он сберегал в долларах, которые он впоследствии обменял по более высокому курсу рубля.
2.2. Сравнительная оценка влияния экономических событий эпохи перемен на формирование уровня благосостояния участников фокус группы
При проведении интервью и сопоставление фактов формирования уровня благосостояния моей семьи в зеркале экономических событий того периода стало понятно, что отдельные ячейки семейного клана развивались по разному, приобрели разный опыт: у кого-то отрицательный, у кого-то положительный. К тому же, картина о социально-экономических переменах и событиях того периода на примере отдельно взятой семьи не давала возможность получить объективные знания. Мне стало интересно, как отразились те события и на других семьях, проживающих на этой же территории. Для этого было проведено анкетирование фокус группы жителей села Ермак, проживающих в тот период на территории поселения. Для этой цели была составлена анкета (приложение 3). По результатам опроса были получены следующие данные:
- уровень благосостояния на период с 1980 по 1985 г.г. 60% участников оценивают как средний, 30% как низкий, 10% как выше среднего, диаграмма 1 (Приложение 4);
изменение уровня благосостояния в период с 1985 по 1991 г.г. 60% респондентов ответили, как не изменился, у 20% изменился в лучшую сторону, у 20% в худшую сторону, диаграмма 2 (Приложение 4):
на изменение уровня благосостояния у респондентов повлияли такие причины, как увеличение доходов 10%, снизился уровень доходов у 10%, 50% респондентов смогли покупать ранее дефицитные товары, 10% респондентов получили возможность заниматься семейной кооперацией, у 40% респондентов ничего не изменилось, диаграмма 3 (Приложение 4):
как же распорядились респонденты со своими приватизационными чеками? На этот вопрос 50% отвечают, что ваучеры продали, 50% вложили в разные ЧИФы и компании, которые впоследствии разорились, диаграмма 4 (Приложение 4):
при этом по сегодняшней переоценке своих прошлых решений респонденты на вопрос, как сейчас бы распорядились ваучерами ответили так: 30% продали бы, 70% вложили бы в компании, которые действуют не первый год на рынке, диаграмма 5 (Приложение 4):
помогает ли приобретенный опыт прошлых лет решать сегодня экономические проблемы, 70% респондентов ответили, что да, 20% ответили, что нет и 10% затруднились в ответе.
Итак, в основном экономические события и на других респондентах отразились по-разному. Уровень благосостояния семей в большей степени зависел от решений, которые принимались в семье, от изменения уровня дохода, от изменения дефицитной ситуации на рынке. Истории респондентов похожи и на историю моей семьи. Важно отметить, что в большинстве своем исследуемые семьи приобрели опыт и стали более экономически грамотными, что помогает им в современности принимать правильные решения. Особенно это важно в условиях современного кризиса.
2.3. Альтернативные пути формирования уровня благосостояния семьи
А что было бы, если?..
Более детально исследовав события периода 1980–2000 годов и их влияния на формирования уровня благосостояния моей семьи, я задалась вопросом, а что, если бы в моей семье в тот период распорядились по-другому. На мой взгляд, упущенные возможности моей семьи заключались в том, что:
- во-первых, семья могла заниматься семейной кооперацией по производству молочных продуктов, мяса птицы, конины, баранины и говядины. Попытки такой деятельности конечно же были в период перестройки после 1985 года. Само место проживания способствовало использованию недорого кормового сырья, у семьи была своя деляна для сенокоса. Но в переходный период и период кризиса семья почему-то отказалась от этой деятельности. Детальных причин мама не помнит. Упущенные возможности просчитать в этом случае считаю достаточно сложным, поэтому этот альтернативный путь может учитываться как теоретически возможный;
- во-вторых, семья могла по-другому распорядиться своими приватизационными чеками. Эта возможность может быть просчитана экономическими расчетами на основе экономических показателей того периода.
Рассмотрим второй путь альтернативного формирования благосостояния моей семьи, который, на мой взгляд, мог бы сыграть важную роль в повышении достатка семьи в будущем.
Альтернативный путь вложения приватизационных чеков, как упущенная возможность повышения благосостояния:
Вариант распоряжения приватизационными чеками |
Экономические расчеты на основе данных, полученных путем исследования архивных документов, отзывов и опросов различных респондентов. |
Вывод |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продажа приватизационных чеков и обмен на валюту доллары США |
Курс доллара по данным архивным документов:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мама |
1 чек продавался на местном рынке за 10000 руб. 8 чеков * 10000 = 80000 рублей могла получить семья Расчет количества долларов США по курсу 1993 г. 80000 / 417 = 191,8 $ Расчет количества рублей, в случае сохранения сбережений в долларах США на 2016 год 191,8 * 70 = 13 426 руб. |
В данном расчете не учтены проценты по валютным счетам с того периода. Но условно можно отметить, что возможная сумма денег в рублях не значительна в общем объеме современного дохода. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тетя |
1 чек продавался на местном рынке за 10000 руб. 5 чеков * 10000 = 50000 рублей могла получить семья Расчет количества долларов США по курсу 1993 г. 50000 / 417 = 119,9 $ Расчет количества рублей, в случае сохранения сбережений в долларах США на 2016 год 119,9 * 70 = 8393 руб. |
В данном расчете не учтены проценты по валютным счетам с того периода. Но условно можно отметить, что возможная сумма денег в рублях могла бы позволить удовлетворить частично потребность членов семьи, а семья, по сути, потеряла, так как чеки были украдены, возможность распорядиться этой суммой денег. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дядя |
В семье осуществлялись сбережения в долларах, поэтому эти расчеты относительно семьи дяди производиться не будут. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обмен приватизационных чеков на акции |
В данном варианте подход к оценке осуществлялся следующим образом. Был изучен рынок на предмет действия акционерных обществ, которые в то время проходили приватизацию через приватизационные чеки и которые на сегодняшний день не разорились и ведут относительно успешную производственную деятельность: - АО «ГАЗПРОМ» (приложение 5); - Омскшина (приложение 6). АО «ГАЗПРОМ» По опросам респондентов на 1 ваучер на территории с.Ермак можно было получить 100 акций обыкновенных (что собственно некоторые семьи Ермака и сделали). Рыночная цена акции на сегодняшний день по котировкам фондовых рынков составляет в среднем 144 руб. Тогда: В семье мамы можно было купить акций 8*100 = 800 шт. Инвестиционная оценка в рублях на 2016 год 800 * 144 = 115200 руб. Размер дивидендов составил бы (приложение 7) 36696 руб. ------------------------------------- В семье тети можно было купить акций 6*100 = 600 шт. Инвестиционная оценка в рублях на 2016 год 600 * 144 = 86400 руб. Размер дивидендов составил бы (приложение 7) примерно 28000 руб. |
В случае инвестирования приватизационных чеков в акции АО «ГАПРОМ» на сегодняшний день финансовые инвестиции семьи мамы составили бы примерно 115200 руб., что по сегодняшней оценке могло улучшить благосостояние. Сумма неполученных дивидендов составила бы 36696 руб за период с 1994 г. По 2014 г. В семье тети в этом случае инвестиционный капитал составил бы 86400 руб. |
Заключение
Исторические события последних 20-ти лет 20 века в определенной степени отразились и повлияли на формирование благосостояния моей семьи. В первую очередь это коснулось социально-экономических вопросов семьи. В «доперестроечный» период благосостояние семьи сильно ничем не отличалось от благосостояния других граждан. В период перестройки отдельные члены семьи получили разный опыт в формировании своего благосостояния. В основном это осуществлялось через ведение коммерческой деятельности. Решающим был период 1991–2000 годов. Именно в это время разные члены семьи по-разному распорядились своими экономическими возможностями. В семье мамы и тети уровень благосостояния ухудшился, они не смогли управлять своими доходами и возможностями в период гиперинфляции и приватизации. В семье же дяди, наоборот, в период перехода на «рыночные рельсы» семья смогла приумножить свой капитал, научиться правильно и грамотно сберегать денежные средства и грамотно вкладывать свои доходы в развитие собственного благосостояния.
Но, в общем, все члены моей семьи получили значительный опыт в экономической деятельности, их уровень экономической грамотности по собственной оценке повысился и позволяет в современности принимать правильные решения в ведении домашнего хозяйства.
Литература
История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2006, - 528 с.
История России: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. / Мунчаев Ш. М., Устинов В. М., М.: Издательство НОРМА, 2003, - 768 с.
Экономика: учебник для школ гуманитарного профиля – 3-е изд. / А.Я. Линьков – М.: Вита-Пресс, 2010, - 230 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Правители_Российского_государства
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_президентов_США
https://ru.wikipedia.org/wiki/Брежнев,_Леонид_Ильич#.D0.92.D0.BD.D1.83.D1.82.D1.80.D0.B8.D0.B0.D0.BF.D0.BF.D0.B0.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B1.D0.BE.D1.80.D1.8C.D0.B1.D0.B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/Андропов,_Юрий_Владимирович#.D0.A0.D1.83.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C_.D0.BF.D0.B0.D1.80.D1.82.D0.B8.D0.B8_.D0.B8_.D0.B3.D0.BE.D1.81.D1.83.D0.B4.D0.B0.D1.80.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/Горбачёв,_Михаил_Сергеевич#.D0.94.D0.B5.D0.BA.D0.B0.D0.B1.D1.80.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D1.81.D0.BE.D0.B1.D1.8B.D1.82.D0.B8.D1.8F_.D0.B2_.D0.9A.D0.B0.D0.B7.D0.B0.D1.85.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.B5
https://ru.wikipedia.org/wiki/Перестройка#.D0.9A.D0.BE.D0.BD.D1.84.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D1.82_.D0.B2_.D0.90.D0.BB.D0.BC.D0.B0-.D0.90.D1.82.D0.B5
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ельцин,_Борис_Николаевич#.D0.AD.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D1.80.D0.B5.D1.84.D0.BE.D1.80.D0.BC.D1.8B_1990-.D1.85
http://www.uhlib.ru/politika/rossija_pod_vlastyu_plutokratii/p42.php
Приложение 1.
Фотографии периода «ваучеризации»
Рис.1. Фото 1. Приватизационный чек (ваучер).
Рис. 2. Фото 2. Чубайс
Рис. 3. Фото 3. Скупка ваучеров «в народе»
Приложение 2
Дефицит и избыток 80-х годов
Рис. 4. Фотография 1980-х годов магазин в с.Ермак
Приложение 3
Анкета
Уважаемый оппонент. Приглашаем Вас принять участие в нашем учебном исследовании «Моя семья в эпоху экономических перемен 1980-2000 годов и в современности». Нам интересно, как отразились события переходной экономики 1991-2000 годов на благосостоянии Вашей семьи, и как приобретенный опыт прошлых событий помогает Вам в современности решать экономические задачи.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ответами могут быть либо краткие записи, либо выбор из предложенных ответов. К каждому вопросу буден дана краткая инструкция.
Благодарим Вас за участие в нашем исследовании!
Вопросы анкеты:
Как Вы оцениваете уровень благосостояния своей семьи в период с 1980 по 1985 год (до начала перестройки)? Выберите только один вариант ответа, обведите его кружком:
А) низкий. В) средний. С) выше среднего. D) высокий.
Изменился ли уровень благосостояния Вашей семьи после начала Перестройки в период с 1985 по 1991 годы. Выберите только один вариант ответа, обведите его кружком:
А) нет, не изменился В) да, стал лучше. С) да, стал хуже.
Что повлияло на изменения в Вашей семье? Выберите один или несколько вариантов, либо дополните своим вариантом ответа:
А) у нас ничего не изменилось.
В) наши доходы увеличились, и мы смогли покупать желаемые блага.
С) мы стали меньше получать доходов, нам не хватало денег.
D) мы получили возможность свободно заниматься частной кооперацией (частным предпринимательством) и свободно реализовывать товар на рынке.
Е) на рынке стали появляться в свободной торговле дефицитные товары, и мы получили возможность их покупать.
F) если Вы сами что-то производили и реализовывали, то что это было __
G) дополните своим вариантом ответа ______________________
В период перехода на рельсы рыночной экономики с 1991 по 1997 года проходила кампания ваучеризации и приватизации. Как в Вашей семье распорядились ваучерами? Дайте свой вариант ответа:
А) ___________________
В период перехода на рельсы рыночной экономики с 1991 г. наблюдалась гиперинфляция. Как Ваша семья решала экономические проблемы того времени? Выберите один или несколько вариантов, либо дополните своим вариантом ответа:
А) нам не хватало денег на покупки из-за быстрого роста цен.
В) мы были растеряны в этот период и не всегда правильно распоряжались доходами.
С) на росте цен мы выигрывали и повышали свой уровень благосостояния.
D) мы давали в долг под большие проценты.
Е) мы вынуждены были брать в долг под большие проценты.
F) дополните своим вариантом ответа _
Ощущаете ли Вы себя сегодня более экономически грамотным по сравнению с периодом 1980 – 2000 годов? Выберите только один вариант ответа, обведите его кружком:
А) да.
В) нет.
Если бы Вы обладали нынешним опытом и знаниями в прошлые годы экономических перемен, то, как бы распорядились своими ваучерами?
А) ___________
Помогает ли приобретенный опыт прошлых событий Вам в современности решать экономические задачи? Выберите один вариант ответа, обведите его кружком, и дополните выбранный вариант развернутым ответом:
А) да.
В) нет.
С) если да (или нет), то в чем это выражается ___________
Приложение 4
Результаты исследования фокус-группы в диаграммах
по вопросам Анкеты (приложение 3).
Рис.5 Диаграмма 1
Рис.6. Диаграмма 2.
Рис.7. Диаграмма 3.
Рис. 8. Диаграмма 4.
Рис.9. Диаграмма 5.
Приложение 5.
Фрагмент документа по приватизации ГАЗПРОМа
Приложение 6.
Размещение ценных бумаг АО «Омскшина». Выдержка из документа.
Размещение ценных бумаг АО "Омскшина" |
( Заполняется комитетом по управлению имуществом)
Полное и сокращенное наименование акционерного общества: Акционерное общество открытого типа "Омскшина" ( АО "Омскшина").
Общая сумма размещаемых акций по номинальной стоимости: 505 362 000 (пятьсот пять миллионов триста шестьдесят две тысячи) рублей.
Номинальная стоимость одной акции: 1000 (одна тысяча) рублей
Количество и виды размещаемых акций: 4.1. Обыкновенные: Количество: 358 807 (триста пятьдесят восемь тысяч восемьсот) штук; Номинальная стоимость одной акции: 1000 (одна тысяча) рублей. Доля от уставного капитала: 71 (семьдесят один) процент. 4. 2. Привилегированные (типа Б): Количество: 146 555 (сто сорок шесть тысяч пятьсот пятьдесят) штук; Номинальная стоимость одной акции: 1000 (одна тысяча) рублей. Доля от уставного капитала: 29 (двадцать девять) процентов.
Форма выпуска акций: безналичная в виде записей на счетах.
Порядок, размеры, сроки размещения и продажи акций: определяются по согласованию с Фондом имущества PФ следующим образом:
|
Требования к формированию пакетов акций, разбивка пакетов акций на отдельные партии: акции подлежат свободной продаже, реализуются пакетами: для крупных инвесторов - по 1000 шт.; для мелких инвесторов - по 10 шт.
Порядок и условия использования объектов, не включенных в уставный капитал; объектов не подлежащих приватизации: остаются на балансе АО в распоряжении трудового коллектива.
Условия и порядок продажи обыкновенных акций за приватизационные чеки: определяются Фондом имущества Российской Федерации на основании действующего законодательства.
Дата представления плана: 24.11.1992 года.
Дата утверждения плана приватизации: 23 декабря 1992 года.
Приложение 7.
Дивиденды, выпаленные акционерам АО «ГАЗПРОМ» с 1994 года по 2014 года
1 В наше время история повторяется. Санкции ЕС по отношению к России
41