ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ, ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ, ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ

Шкаруба Е.Д. 1
1
Легович М.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Введение

На сегодняшний день каждому человеку, который хочет добиться успеха, нужно быть грамотным в экономике и математике. Эти две науки окружают нас, с ними мы сталкиваемся в повседневной жизни, не подозревая, что решая проблемы каждого дня, мы решаем ту или иную математическую задачу в переплетении с экономической. Человеку необходимо рассчитывать в числах или рублях тариф на телефон, коммунальные платежи, возможность приобретения какого- либо товара для дома с учётом рекламных процентных акций. Через несколько месяцев мы станем выпускниками школы, а значит и абитуриентами ВУЗов.

В современной жизни возможность получить бесплатное образования уменьшается. За образование нужно платить и причем не малые суммы. К сожалению не все абитуриенты могут воспользоваться платными условиями обучения.

Давно не секрет, что весь мир живёт в кредитах. В России же пока считают, что иметь долги страшно и даже неудобно. Но когда речь идёт об учёбе, которая нам необходима, выбирать не приходится. Сегодня рынок предлагает реальную возможность получения образования за счёт кредита: это может быть потребительский кредит или образовательный кредит (судя по их названиям).

Но какой кредит выгоднее взять?

Какие условия диктует при этом банк?

И услугами какого банка воспользоваться?

Наверняка выпускники школ и их родители не раз задумывались над тем, стоит ли брать кредит, или лучше рассчитывать на свои собственные силы. Разумеется, если вы не собираетесь учиться в престижном вузе или выбранная специальность не слишком востребована на рынке, вряд ли нужно платить банку за оказание услуг кредитования.

  1. Теоретическая часть

Объект исследования: отношение населения к образовательному кредитованию.

Предмет исследования:

  • активность получения высшего образования молодыми людьми;

  • желание и нежелание пользоваться кредитом на образование;

  • причины отказа от кредита;

  • причины безрезультатности программы образовательного кредитования;

  • удовлетворённость населения условия кредитования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: выявить перспективы и тенденции развития программы образовательного кредитования в России.

Задачи исследования:

  • выявить процент желающих получить высшее образование молодых людей;

  • выявить удовлетворённость или недовольство состоянием сферы образования;

  • определить готовность или отказ воспользоваться услугами образовательного кредитования;

  • проанализировать просвещённость населения в вопросах кредита на образование;

  • оценить удовлетворённость условиями и выгодностью кредитования среди населения;

  • сделать выводы о тенденциях и перспективах дальнейшего развития программы по образовательному кредитованию.

2.3 Основные понятия: интерпретация и операционализация

Образование

Образование – это

1. духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека, при котором главным является не только объём знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями.

2. структура знаний, умений и навыков человека, полученных в результате обучения и практической деятельности.

Кредит

Кредит – (от лат. creditum - ссуда, долг, credere - верить) это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая заемщику на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и платности, основой которой служит появление временно свободных денежных средств в процессе кругооборота капитала.

Позитивные и негативные факторы,

влияющие на готовность населения воспользоваться кредитом на образование

Позитивные:

  • невысокий уровень дохода;

  • информированность о программе образовательного кредитования;

  • отсутствие невыплаченных кредитов;

  • возможность получения дохода в ближайшие годы;

  • отсутствие возможности получения бесплатного высшего образования.

Негативные:

  • высокий уровень дохода;

  • дополнительные источники дохода;

  • отсутствие информации о кредитовании или незнание условий кредитования;

  • наличие нескольких невыплаченных кредитов;

  • желание и возможность получения бесплатного образования.

Гипотезы исследования
  • программа образовательного кредитования действительно необходима для повышения качества образовательного уровня в России;

  • среди населения существуют опасения о постепенной замене бесплатного образования на образование в кредит;

  • условия кредита часто не удовлетворяют население.

План исследования

Февраль 2015г.

Определение темы исследования, объекта и предмета исследования, выявление целей и задач

Февраль 2015г.

Определение операционализации и интерпретации ключевых понятий исследования, построение гипотезы

Март 2015г.

Поиск теоретического материала

Март 2015г.

Построение плана исследования

Апрель 2015г.

Определение выборки, инструментария и методов сбора информации

Апрель 2015г.

Работа с практической частью исследования, проведение анкетирования

Май 2015г.

Анализ результатов исследования, написание отчёта

  1. Исследование
Выборка. Методы сбора информации, характеристика инструментария

Выборка – вероятностная, создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 17 лет и старше. В исследовании принимало участие 40 человек.

Методы сбора информации:

  • анкетный опрос;

  • анализ документов.

Характеристика инструментария:

  • анкетный лист (40 экземпляров);

  • пояснения к анкетному листу;

  • программа обработки данных (MicrosoftExcel, MicrosoftWord).

Анкета состоит из 25 вопросов, из них 20 закрытых вопросов (4 вопроса типа «да – нет», 1 альтернативный вопрос, 3 вопроса-шкалы), 2 открытых вопроса, 3 полузакрытых вопросов. Можно также выделить 1 вопрос-ловушку, 1 вопрос-фильтр, 1 косвенный вопрос, 1 вопрос-глушитель.

Анкета разбита на 5 смысловых блоков:

  1. наличие или отсутствие высшего образования;

  2. оценка состояния сферы образования;

  3. готовность воспользоваться образовательным кредитом;

  4. оценка условий и результативности кредитования;

  5. паспортичка.

Результаты исследования

В исследовании принимало участие 40 человек, из них 24 женщин и 16 мужчин. Преобладающие возрастные группы от 17 до 21 года, от 26 до 40 лет и от 41 до 55 лет. Большая часть респондентов учится или работает, при этом среди работающих преобладают профессии технической направленности. 28% на вопрос о своём доходе говорит, что «денег хватает почти всегда», 54% опрошенных определяет свой доход в категорию «хватает только на самое необходимое» и для 15% «денег никогда не хватает».

На вопрос о наличии высшего образования 12 человек ответили «Да», 9 – «Нет» и 19 человека получают его в данное время. При этом соотношение платного образования к бесплатному распределилось как 13 к 18. Большинство респондентов (82%) считают высшее образование необходимым для каждого культурного человека.

Это подтверждается и тем, что на просьбу выбрать одно из трёх высказываний, касающихся образования, большая часть отметила высказывание о том, что высшее образование стоит потраченных на него сил и средств (52%) и чуть меньше, что стоит, но не всегда (43%). Лишь 5% опрошенных посчитали, что без высшего образования можно легко обойтись.

На диаграмме можно увидеть, что у большинства населения образования занимает достаточно высокое место среди жизненных приоритетов.

На вопрос о том, что же мешает молодым людям в России получать высшее образование большая часть респондентов ответила, что «высокие конкурсы на место» (40%), «высокая плата за обучение» (30%), «нежелание учиться» (25%).

Почти половина респондентов оценивает уровень высшего образования как соответствующий мировым стандартам (42,5%), 30% считают, что он не дотягивает до стандартов Европы и США и только 17,5% считают, что он выше. При этом среди оценок состояния сферы образования преобладают в целом значения выше среднего.

На вопрос о том, насколько хорошо респонденты знакомы с программой образовательного кредитования, были получены не очень оптимистические ответы. Только 13% опрошенных знают о ней достаточно много, 59% знакомы с ней поверхностно и 28% не знают о неё вообще ничего.

Тем не менее, большая часть респондентов считает, что кредиты на образование помогут поднять образовательный уровень России: 21 человек думает, что это произойдёт ещё нескоро, 14 – в ближайшем времени. Среди возможных причин провала данной программы чаще всего называют её невыгодные условия кредита (49%), недоработанность закона (32%), отсутствие широко распространённой информации о данном виде образования (12%).

Исследование показало, что достаточно большой процент населения при определённых условиях согласился бы воспользоваться образовательным кредитом (35%), но всё-таки чуть больше пока предпочитают привычную посеместровую систему оплаты (42%). При этом преобладающая часть опрошенных считает, что со временем платное образование полностью заменит бесплатное (60%).

Что касается выгодности подобных образовательных кредитов, то большая часть опрошенных полагает, что в наибольшем выигрыше от их введения окажутся банки (35%), почти столько же – за университеты (30%), 20% ответили, что государство в целом и 15% - население.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что практически все гипотезы, поставленные в ходе исследования, нашли своё подтверждение. Введение образовательного кредитования в России действительно необходимо, это сделает образование более доступным, что в свою очередь увеличит процент образованных людей. Большая часть населения поддерживает проект образовательного кредитования, но вместе с тем опасается невыгодных условий кредитования, и очень часто попросту не желает связываться с кредитами вообще, из-за чего довольно большая часть опрошенных предпочтёт скорее заплатить за семестр или за год обучения, чем платить в рассрочку. В то же время причинами отсутствия энтузиазма по поводу образования в кредит являются также не достаточно широкая информированность о программе и само нововведение, но в дальнейшем эти причины, скорее всего, будут устранены и образовательное кредитование найдёт больше сторонников.

Кроме того, опрошенное население сходится во мнении, что в скором времени образование станет полностью платным и образовательные кредиты и тогда приобретут большую популярность.

Заключение

Желание абитуриентов попасть на бесплатное отделение вуза с каждым годом все больше походит на недостижимую мечту. По словам экспертов, до 1995 года количество платных мест в вузах страны было ограничено 25%, в конце 2000 года – 50%. Начиная с 2004 года, по факту все ограничения оказались сняты, и это означает, что учебные заведения могут в любое время совсем отказаться от практики бесплатного обучения студентов. Образование на платном отделении даже государственного вуза стоит не дешево. Родители, на чьи плечи ложится дополнительное и весьма тяжелое финансовое бремя, тянут учебу в первое время на накопленных сбережениях, однако они быстро подходят к концу. Спасением в этом случае выступает образовательный кредит.

Внедрение образовательного кредитования при условии государственной поддержки позволяет оптимизировать бюджетные средства, направляемые на финансирование профессионального образования, повысить их эффективность за счет концентрации на приоритетных направлениях развития и модернизации, перейти на гибкие условия софинансирования профессионального образования.

Риски отрицательных социально-экономических последствий могут быть компенсированы государственным правовым регулированием процесса образовательного кредитования. В частности, речь идет о таких механизмах государственной поддержки, как предоставление государственных гарантий и в отдельных случаях субсидиарная ответственность государства, льготирование процентных ставок, снижение уровня залоговых обязательств, помощь в поиске должников и т.д. Все это делает образовательные кредиты доступными для граждан и выгодными для кредитных организаций.

К преимуществам внедрения системы образовательного кредитования следует отнести использование инфраструктуры банков, косвенные социальные эффекты, такие как ответственное отношение к выбору специальности и успеваемость в процессе учебы, поскольку затраченные на образование средства придется возвращать из будущих доходов, навыки «жизни в кредит», накопление кредитных историй. Снятие ограничений для заемщика, таких как поручительства или залог, позволяет брать кредит независимо от текущего благосостояния семьи под будущие доходы выпускника, не подвергать риску накопленное имущество семьи. Тем самым расширяется доступность профессионального образования. Образовательное кредитование рассматривается как дополнительный механизм ресурсного обеспечения профессионального образования, он не замещает законодательно установленные нормы обучения студентов за счет бюджетных средств на конкурсной основе.

Введение системы образовательного кредитования в России позволит повысить ресурсную обеспеченность высшего профессионального образования за счет расширения источников финансирования, расширить доступность образования под залог будущих заработков, стимулировать ответственный выбор специальности с учетом востребованности на рынке труда.

Данные проведенного социологического исследования позволяют нам определить отношение населения к предложенным способам финансирования образовательных услуг. В обществе происходит постепенный переход от доминировавших ранее представлений об образовании как о благе, предоставляемом государством, к представлениям об образовании как услуге и предмету экономических отношений. Данное представление характерно уже не только для выходцев из семей с высоким достатком и экспертов системы образования, но и для большой части экономически активного населения.

Вместе с тем, в обществе еще не установился необходимый уровень доверия между агентами экономических отношений, между акторами системы образования – государством и населением; предприятиями и вузами; вузами, предприятиями и отдельными работниками или будущими специалистами. Население пока еще не готово возвращать суммы, предоставленные студентам в виде кредитов. Если стипендии, или гранты для компенсации расходов на проживание и учебные материалы будут вытесняться кредитами, это приведет к большим задолженностям со стороны большинства студентов, что будет препятствовать росту числа студентов, особенно из бедных семей. Особенно остро проблема сбора задолженности по кредитам артикулируется в условиях, когда развита обширная теневая экономика, а эффективная система подоходного налогообложения пока еще только развивается. В таких обстоятельствах создание жизнеспособной системы кредитования студентов довольно проблематично.

Библиографический список

1) Абанкина, И.В. Перспективы образовательного кредитования в России [Текст]: / И.В. Абанкина, Б.И. Домненко, Т.Л. Левшина, Н.Я. Осовецкая. – Вопросы образования. – 2004. – № 4. – с. 64-88.

2) Агранович, М.Л. Система финансирования образования. Анализ эффективности (серия «Управление. Финансы. Образование») [Текст]: / М.Л. Агранович, Н.Б. Озёрова, С.А. Беляков, Т.Л. Клячко. – М: Технопечать, 2003. – 141 с.

3) Балыхин, Г.А. Субсидии в сфере образования – перспективный элемент в государственной политике [Текст]: / Г.А. Балыхин, А.В. Красильникова, Ю.В. Чеботаревский. – Высшее образование сегодня. – 2002. – № 6. – с. 2-5.

4) Беляков, С.А. Новые лекции по экономике образования (серия «Управление. Финансы. Образование») [Текст]: / С.А. Беляков. – М: МАКС Пресс, 2006. – 182 с.

5) Бойко, Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальных позиций студенчества [Текст]: / Л.И. Бойко. – Социс. – 2003. – № 2. – с. 78-83.

6) Долгов А.П. Адаптация систем профессионального образования к рыночным условиям [Текст]: / А.П. Долгов, М.В. Сухова. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – 212 с.

7) Доступность высшего образования в России [Текст]: / Под ред. С.В. Шишкина. – М: Наука, 2004. – 239 с.

8) Ищина, И.В. Бюджетное финансирование образования: назначение, состояние, проблемы [Текст]: / И.В. Ищина. – М: НИИВО, 2001. – 213с.

9) Крухмалёва, О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг [Текст]: / О.В. Крухмалёва. – Социс. – 2001. – № 9. – с. 83-88.

10) Матросов, М.Б. Образовательные кредиты как инструмент повышения качества и доступности высшего образования. Опыт компании «Крэйн» по реализации образовательных кредитов «Кредо» [Текст]: / М.Б. Матросов. – Университетское управление. – 2006. – № 3(43). – с. 59-67.

11) Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты [Текст]: / Науч. рук. А.Е. Карпухина. – М: МАКС Пресс, 2006. – 340 с.

12) Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе (серия «Новая перспектива», вып. 15) [Текст]: / Под ред. М.В. Бергельсон. – М: МОНФ, 2000. – 117 с.

13) Погорельский, А.Л. Дешевые образовательные кредиты – прорыв в будущее (бизнес-структура социального проекта) [Текст]: / А.Л. Погорельский, В.М. Иосад. – Университетское управление. – 2006. – № 3(43). – с. 78-83.

14) Шереги, Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования [Текст]: / Ф.Э. Шереги. – М: Academia, 2001. – 365 с.

15) Ярская, В.Н. Социология образования [Текст]: / В.Н.Ярская, И.И.Лошакова, Д.В.Зайцев, О.Григорьева. – Саратов: Мысль, 2004. – 375 с.

Приложение

СЦ-05-1

Уважаемые отвечающие!

Данная анкета составлена студенткой III курса социологии гуманитарно-социального факультета с целью написания курсовой работы по теме

«Перспективы образовательного кредитования в России».

Данная анкета анонимна и её данные не будут использоваться ни в каких иных целях, кроме анализа исследования. Для заполнения анкеты вам необходимо ручкой обвести в кружок подходящий вариант ответа (если указано, несколько).

Заранее спасибо, что нашли время заполнить анкету! 2015:

1. Имеете ли Вы высшее образование?

1.1. Да

1.2. Нет

1.3. Только учусь

Если 1.2., то переходите к в. 3

2. Если у Вас есть высшее образование, то Вы получали его платно или бесплатно?

2.1. Платно

2.2. Бесплатно

3. Считаете ли Вы высшее образование необходимым для каждого культурного человека?

3.1. Да

3.2. Нет

3.3. Затрудняюсь ответить

4. Как, по-вашему, что мешает молодым людям в России получать высшее образование?

4.1. Нежелание учиться

4.2. Высокие конкурсы на место

4.3. Высокая плата за обучение

4.4. Взяточничество и произвол в ВУЗах

4.5. Ваш вариант_________________

5. Как Вы оцениваете уровень высшего образования в России?

5.1. Он соответствует мировым стандартам

5.2. Он выше, чем в Европе и Америке

5.3. Он не дотягивает до уровня европейских стран и США

5.4. Не могу точно сказать

6. Какое значение, по Вашему мнению, имеет высокий процент образованных людей среди населения страны?

6.1. Это делает страну в целом более культурной и прогрессивной

6.2. Это повышает уровень экономики страны

6.3. Это вызывает большее уважение к стране со стороны мирового сообщества

6.4. Это заставляет население страны относиться к ней с большей гордостью

6.5. Это ведёт к росту иммиграции образованных людей за границу

6.6. Это не играет для страны никакой роли

6.7. Ваш вариант________________

7. Как вы оцениваете состояние сферы образования? (оцените по пятибалльной шкале, где 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – очень хорошее)

Профессионализм преподавательского состава

1

2

3

4

5

Доступность получения бесплатного образования

1

2

3

4

5

Доступность получения платного образования

1

2

3

4

5

Система начисления стипендий

1

2

3

4

5

Обеспеченность учебной литературой

1

2

3

4

5

Состояние учебных аудиторий и территории

1

2

3

4

5

Система сдачи зачётов и экзаменов

1

2

3

4

5

Наличие внеучебных мероприятий

1

2

3

4

5

8. Знаете ли Вы что-либо о программе образовательного кредитования?

8.1. Знаю очень много

8.2. Знаю, но очень мало

8.3. Ничего не знаю

9. Считаете ли Вы, что кредит на образование поможет поднять образовательный уровень в России?

9.1. Да, но это произойдёт ещё нескоро

9.2. Да, и в достаточно короткие сроки

9.3. Вряд ли эта программа сможет себя оправдать

9.4. Затрудняюсь ответить

10. Если программа образовательного кредитования не принесёт результатов, то что, по-вашему, будет являться причиной?

10.1. Недоработанность данной программы

10.2. Невыгодные условия кредита

10.3. Отсутствие широко распространённой информации о программе

10.4. Неприятие населением подобной формы обучения

10.5. Ваш вариант_________________

11. При отсутствии иного выхода, хотели бы Вы воспользоваться кредитом на образование?

11.1. Да, для меня выгодней платить в рассрочку

11.2. Нет, мне выгодней платить за год

11.3. Нет, я нашёл(шла) бы способ получить высшее образование бесплатно

11.4. Не могу точно ответить

12. Укажите, пожалуйста, причины, по которым Вы бы воспользовались или не воспользовались образовательным кредитом?

13. Считаете ли Вы, что образовательные кредиты и платное обучение могут со временем заменить бесплатное?

13.1. Да

13.2. Нет

13.3. Не знаю

14. Что Вы могли бы сказать об условиях кредита на образование?

14.1. Они должны отличаться от других видов кредита

14.2. Они должны соответствовать другим видам кредита

14.3. Они должны быть индивидуальны для каждого в зависимости от дохода и специфики обучения

14.4. В любом случае они не будут удовлетворять экономическим возможностям населения

14.5. Я не разбираюсь в условиях кредитования

15. Кто, по-вашему, получит наибольшую выгоду от образовательного кредитования?

15.1. Население

15.2. Университеты

15.3. Банки

15.4. Государство

16. Брали ли Вы когда-либо денежный или потребительский кредит?

16.1. Да

16.2. Нет

17. Как Вы оцениваете свой уровень образования?

17.1. Очень высокий

17.2. Высокий

17.3. Средний

17.4. Низкий

17.5. Крайне низкий

18. Отметьте, насколько важными являются для Вас следующие жизненные приоритеты (оцените по пятибалльной шкале, где 1 – не имеет никакого значения, 2 – почти не важно, 3 – важно, но можно обойтись, 4 – очень важно, 5 – невозможно обойтись без этого)

Материальное благосостояние

1

2

3

4

5

Здоровье

1

2

3

4

5

Семья

1

2

3

4

5

Самореализация

1

2

3

4

5

Любовь

1

2

3

4

5

Возможность увидеть мир

1

2

3

4

5

Образование

1

2

3

4

5

Дети

1

2

3

4

5

Работа

1

2

3

4

5

Друзья

1

2

3

4

5

Положение в обществе

1

2

3

4

5

19. Выберете из следующих высказываний одно, которое Вы считаете наиболее правильным.

19.1. «Высшее образование очень важно для современного человека, поэтому на его получение нельзя жалеть ни денег, ни сил, ни времени»

19.2. «Высшее образование, конечно, важно, но оно не всегда стоит потраченных на него средств и лет»

19.3. «Высшее образование сейчас почти не имеет никакого значения и можно прекрасно обойтись и без него»

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ВАС

20. Ваш пол:

20.1. М 20.2. Ж

21. Ваш возраст:

21.1. 18-21

21.2. 22-25

21.3. 26-40

21.4. 41-55

21.5. 56-65

21.6. Выше 65

22. Род занятий:

22.1. Учусь

22.2. Работаю

22.3. Работаю и учусь

22.4. Не учусь и не работаю

22.5. На пенсии

23. Если вы работаете, то укажите сферу Вашей деятельности:

24. Ваш уровень дохода:

24.1. Денег никогда не хватает

24.2. Хватает только на самое необходимое

24.3. Денег хватает почти всегда

24.4. Ни в чём себя не ограничиваю

Ваше мнение очень важно. Спасибо за заполнение анкеты!

Размещенона Allbest.ru

Просмотров работы: 895