ВСЕ О ПЕЛЬМЕНЯХ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВСЕ О ПЕЛЬМЕНЯХ

Фатхутдинова С.Д. 1
1
Хусаинова О.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Мое любимое блюдо – пельмени. На любое торжество в нашей семье это блюдо занимает главное место на праздничном столе. В нашей семье лепить пельмени – целый ритуал. Нам нравится не только изысканный вкус этого блюда, но и процесс его приготовления. Здорово, когда за процессом приготовления пельменей собираются все члены нашей большой дружной семьи. Именно тогда рассказываются самые смешные и веселые истории, вспоминаются лучшие школьные проделки, все так душевно радуются друг другу… Я задалась вопросом кто, когда и как придумал это блюдо и почему оно так называется. В связи с этим, мы выбрали тему своей исследовательской работы – «Все о пельменях»

Цель работы: выяснить, кто изобрёл пельмени, почему они так называются и в какой ещё национальной кухне готовят это блюдо. А так же попробовать изобрести свой оригинальный рецепт пельменей.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по данной проблеме;

  2. Выяснить откуда появились пельмени;

  3. Узнать происхождение слова «пельмени»;

  4. Описать традиции приготовления пельменей в различных национальных кухнях;

  5. Провести анкету «За что я люблю пельмени»;

  6. На основе полученных знаний, попробовать изобрести свой оригинальный рецепт пельменей.

Объект исследования – разновидности пельмени.

Предмет исследования – технология приготовления пельменей

Методы исследования:

  1. метод поиска информации (анализ и обобщение литературы по теме исследования)

  2. поиск информации во всемирной сети Интернет;

  3. практические методы: наблюдение и сравнение;

  4. анкетирование учащихся.

Теоретическая значимость: систематизация и обобщение материала по теме исследования.

Практическая значимость: практическое использование полученного материала на уроках, классных часах, во внеклассных мероприятиях, в повседневной жизни родителями в деле воспитания детей

Глава 1. Что такое пельмени и откуда они взялись?

  1. 1.1. Что такое пельмени?
  2. Пельмени – визитная карточка русской, а точнее сибирской кухни. Однако, история происхождения пельменей не так уж и проста. Версий происхождения российских пельменей более чем достаточно.

  3. Одна из них, о появлении пельменей в России посредством монгольского завоевания, основанная на признаках блюда, близких к китайской кухне: долгая подготовка и кратковременная тепловая обработка, использование специй, зачастую для России несвойственных.

  4. В Западной Европе существует легенда, что пельмени были изобретены монахом в каком-то монастыре во время 30-летней войны в период строгого поста. Один из монахов случайно достал большой кусок мяса, его изрубили, смешали с зеленью, пряностями и чтобы, никто не заподозрил нарушения, завернули в тесто. [2;145]

  5. Итак, откуда появились пельмени неизвестно, но это не так уж и важно. Главное, что пельмени великолепно подходят для Сибири: при сибирских морозах они способны храниться всю зиму, не теряя своих вкусовых и питательных качеств, а мясо, закатанное в тесто и смешанное со специями для зверья менее привлекательно, чем просто кусок мяса.

  6. Происхождение слова «пельмень» в этимологическом словаре А.Г. Преображенского приводится слово «пельмень», звучащее как пельнянь. Когда-то давно угро-финны, двигавшиеся с Алтая на Запад и ненадолго остановившиеся на Урале, поделились с местными жителями секретом приготовления блюда, идея которого заключалась в соединении тестяной оболочки с мясом. Коренное население Предуралья - пермяки и удмурты - так и назвали блюдо «пельнянь», означающее «тестяное ухо» (пель – «ухо, ушко», нянь – «тесто, хлеб»).

  7. Таким образом, название блюда определила их оригинальная форма.

  8. Со временем, слово пельнянь переиначили в «пельмянь» и далее – в «пельмень».

  9. У древних уральцев пельмени имели ритуальное значение: блюдо символично воплощало принесение в жертву всех видов скота, которыми владел человек. Потому – то традиционная уральская мясная начинка состоит из трёх видов мяса говядины, баранины и свинины, которые соединяются в строго определённой пропорции: на каждый килограмм мясного фарша на говядину приходится – 45%, баранину – 35% и свинину – 20%.

  10. От уральцев – пермяков пельняням позднее научились татары, марийцы и русские. Однако, вкус их изменился. Так, татары целиком заменили начинку на баранью, а русские готовили начинку сначала только из говядины, а затем из говядины и свинины. Жирная свинина и пресная говядина требовали больше перца и чеснока, а баранина – лука, в результате вкус пельменей стал отличным от уральских.

1.2. Разнообразный «мир» пельменей

В каждой стране пельмени носят свое название, имеют оригинальную форму, начинку и способ приготовления. Но в России у каждой хозяйки есть свой, полученный по наследству, рецепт приготовления домашних пельменей. В каждой семье это блюдо готовят по-разному. Различия начинаются от способа замешивания теста, продолжаются в рецептуре приготовления фарша и не заканчиваются формой лепки пельменей. Сколько хозяек – столько и видов пельменей. Пельмени тещи могут быть не похожи на пельмени ее дочери, но зять с удовольствием будет уплетать те и другие, да еще и добавки попросит. Мало того, иногда им даже... памятники ставят! Нанизанный на вилку пельмень гордо высится посредине одной из площадей столицы Удмуртии города Ижевска. (Приложение 1) [1;92]

Мы нашли ещё много блюд из разных национальных кухней, которые по технологии приготовления и внешнему виду похожи на пельмени.

Балык – берек – Среднеазиатские пельмени с рыбной начинкой. Варятся на пару.

Бораки - Армянские пельмени в виде крупных «стаканчиков». Фарш – говяжий с луком. Бораки сначала томят в бульоне, а затем обжаривают в масле.

Вареники – Украинское национальное блюдо. В отличие от русских пельменей в вареники кладётся не сырое, а отварное мясо. Но ещё больше известны вареники десертные – с творогом и вишней.

Вонтон – Китайские пельмени, которые обычно подаются в бульоне.

Гёдза – Японские пельмени, обычно с креветками или свининой. Чаще всего их жарят в кунжутном масле, но иногда предварительно отваривают на пару.

Дюшбара – Иранские и азербайджанские пельмени с говяжьей и бараньей начинкой, довольно маленького размера. Подаются в бульоне.

Кнедли – Польские, чешские, западно-украинские из картофельного теста. Часто делаются со сливовой начинкой.

Колдуны – Древнерусские пельмени. Делались с вегетарианской начинкой из белых грибов или капусты, готовились в горшочках в русской печи.

Манты – Среднеазиатское блюдо. В начинку чаще всего кладётся баранина с курдюком, луком и пряностями, а также тыква. Их готовят на пару, а едят руками.

Подкогыльо – Марийские пельмени обычно делаются с начинкой из дичи (медвежатины, сохатины, барсучатины, зайчатины).

Равиоли – Итальянские пельмени в виде квадратиков или прямоугольничков. В начинке часто присутствует творожный сыр рикотта. Подаются в томатном соусе.

Ушки – Мелкие украинские и белорусские пельмени, которые обычно подаются в качестве дополнения к супу или борщу. Часто начиняются кашей или грибами.

Хинкали – Крупные грузинские пельмени. Фарш делается из говядины, баранины, лука, кинзы и чеснока.

Цемарт – Мордовские пельмени. В начинке сало или свинина и жареный лук.

Цеппелинай – Литовские картофельные пельмени с фаршем из мяса или творога.

Цзяоцзы – Китайские пельмени, обычно довольно крупные, в форме полумесяца. [4]

1.3. Пельмени: интересные традиции

Одна из главных пельменных традиций - лепка "счастливого пельменя". В последний слепленный пельмень закладывают какую-либо необычную начинку: перец, монетку или даже пуговицу. Того человека, которому он попадется, ждет счастье. Начинять"счастливые" пельмени можно как угодно. Цельный, тестяной пельмень – к счастью, с зеленью – к радости, с перцем – к любви, с сахаром – к удачному, легкому году. А тот пельмень, в котором человек найдет монетку, конечно же, сулит богатство. [5]

Одна замечательная традиция, связанная также с этикетом поедания пельменей, дошла до нас из Сибири. Сибирские пельмени было принято подавать на стол исключительно в большой посуде. Если хозяин выносил каждому гостю свою маленькую порцию, это могло трактоваться, как желание поскорее избавиться от присутствия сидящих за столом. Большое блюдо с пельменями, напротив, говорило о расположении хозяина к гостям, о его желании задержать их в своем доме как можно дольше.

Очень много интересных пельменных традиций до сих пор сохранилось в консервативном Китае. С пельменями здесь всегда связывали материальное благополучие и здоровое потомство, так как по форме пельмени напоминают старинный серебряный слиток, а их название "цзяо цзы" ассоциируется с детьми. Одна из историй гласит, что китайские бездетные молодожены клали новогодние пельмени в рот, а затем вынимали и помещали под брачное ложе, чтобы напророчить себе хорошее потомство.

Еще одна традиция связана с суеверной привязанностью китайцев к числам. Китайца, съевшего два пельменя, ждала двойная радость. три, шесть, девять пельменей надо было проглотить, чтобы обрести счастье. Четыре пельменя гарантировали китайцу богатый год, пять пельменей ели крестьяне и фермеры, ведь им нужен был большой урожай, седьмой и восьмой приносили благополучие и успех в бизнесе соответственно. Тот, кому удавалось съесть десяток пельменей, мог засыпать сытым и спокойным, зная, что его ждут абсолютное счастье, удача и довольство.

Очень интересны традиционные толкования сна о пельменях из русских сонников. Если вам снится, что вы сидите за богатым пельменным столом, это сулит встречу с дорогими друзьями. Сновидение, в котором человек занимается лепкой пельменей, означает, что ему не достает семьи, семейного уюта. Приснившийся девушке сон, в котором она сделала неудачные пельмени – слипшиеся, разваливающиеся, предупреждает о том, что нынешний возлюбленный наверняка привередлив в еде. (Приложение 2) [3;162]

  1.  
    1. Выводы по главе I

В этой главе мы подобрали и изучили литературу по данной теме. Узнали, что такое пельмени и откуда они появились. В любой национальной кухне присутствует свой вариант пельменей со своей «изюминкой» в рецепте. Многие страны пытаются приписать себе создание рецепта этого семейного блюда.

Всю пельменную "семью" объединяет одно - их любят практически во всем мире. Еще бы, от одного только предвкушения встречи с тарелкой исходящих мясным ароматом сочных пельмешек душа начинает ликовать, а аппетит разгораться! Пельмени блюдо хитрое: могут быть как незатейливой быстрой едой, так и настоящим праздничным деликатесом. Отличаются национальные особенности аппетитных пельменей не только формой и размером, но и начинкой, "происхождением" и даже... цветом. Мы задались вопросом, почему так любят пельмени и взрослые, и дети, сколько существует рецептов пельменей. С этой целью мы провели исследовательскую работу.

  1.  
    1. Глава II. Исследовательская работа

Изучив литературу, мы решили провести практическую работу с целью выяснить, что знают учащиеся 2-4 классов о пельменях, выяснить, за что любят пельмени и взрослые, и дети, придумать свой неповторимый рецепт пельменей и поставили перед собой следующие задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов с целью выяснить, что знают учащиеся о пельменях, за что любят пельмени и взрослые, и дети.

2. Взять интервью у повара школьной столовой, с целью выяснить, какие основные ингредиенты нужны для приготовления настоящих пельменей.

3. Придумать свой неповторимый рецепт пельменей.

4. Провести классный час с целью поделиться с тем, что нового и интересного я узнал, работая по данной теме.

5. Создать рецептурную книгу «100 рецептов приготовления пельменей»

II.1. Анкетирование учащихся 2-4 классов

Мы провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов с целью выяснить, знают ли учащиеся о пельменях, о их видах. В этом опросе участвовали 32 человека. Им были заданы самые актуальные вопросы. Так же приведена подробная диаграмма (Приложение 3).

  1. Вы любите пельмени?да – 90% нет –10%

  2. За что вы любите пельмени?

вкусные –50%

сытные – 25%

легко и быстро готовятся - 15%

прочее – 10%

3) Какие пельмени вы любите больше?

пельмени сибирские – 65%

вареники - 15%

манты – 15%

прочие (хинкали, равиоли и т.д.) – 15%

4) Как часто вы едите пельмени?

каждый день – 25%

раз в неделю – 45%

редко – 30%

Итак, мы видим, что пельмени – это вкуснейшее и сытное блюдо, которое можно есть и в будни и в праздники, и в одиночку, и большой семьёй, и для каждого найдётся свой неповторимый рецепт!

Ещё мы узнали, что было время, когда пельменям даже посвящали стихи. В 1879 году житель Нижнего Новгорода, некто Михаил Васильевич Блинов, издал книжечку с названием «Песни про пельмени», эпиграфом к которой стала вот такая прибаутка: «Готов упасть я на колени пред тем, кто выдумал пельмени».

II.2. Встреча с поваром школьной столовой

Мы спросили у шеф - повара школьной столовой Зариповой Нурии Хаерлановны какие основные ингредиенты нужны для приготовления настоящих пельменей. Нурия Хаерлановна сказала нам, что народы Сибири, особенно кочевые, часто клали в фарш колотый лед. Это делало мясо более сочным, к тому же охлажденный фарш легче лепить. Иногда лед из воды заменялся замороженным соком клюквы, брусники, голубики или морошки, что делало вкус более сложным и необычным.

У сибирян пельмени стали традиционным незаменимым блюдом. Мясо для пельменей добывали на охоте. Для начинки пельменей подходило и мясо животных, и мясо птиц, даже рыба и ягоды. Есть сведения, что раньше охотники, отправляясь в лес за добычей, брали с собой замороженные пельмени и котел. В котле на воде из снега они готовили это вкусное и сытное блюдо. Готовили пельмени как и сейчас из пресного не дрожжевого теста. Готовые пельмени укладывали на дощечки, дощечки ставили в холодное место. Когда пельмени замерзали, их раскладывали по пакетикам. Пельмени заготавливали большими порциями, так как морозы у них сильные, то и пельмени могли храниться долгое время.

Классический вариант «правильных» пельменей - это традиционные уральские пельмени, приготовленные по старинному рецепту.

Неповторимый, гармоничный вкус настоящим пельменям придает строгое соблюдение пропорций для приготовления фарша. Фарш для пельменей обязательно должен состоять из трех видов мяса – говядины, свинины и баранины. На каждый килограмм мяса должно приходиться 450 г говядины, 350 г баранины и 200 г свинины. При другом составе начинки ваши пельмени могут быть не менее вкусными, но потеряют истинную гармонию, свойственную традиционному кушанью.

А вообще рецептов приготовления пельменей более 1000. Главное – это делать пельмени с любовью и добротой. (Приложение 5)

II.3. Свой рецепт приготовления пельменей

На основе полученных знаний мне захотелось придумать свой неповторимый рецепт пельменей. Ведь мясо – далеко не единственная начинка пригодная для пельменей. Суть блюда заключается в том, что в качестве наполнителя может быть всё, что съедобно. Мы решили сделать начинку из продуктов, которые не так давно появились на прилавках наших магазинов. А именно, морепродукты. Поэтому, название своим пельменям мы дали следующее «Морской коктейль».

Немного подумав, посовещавшись с мамой и бабушкой, у меня получился вот такой рецепт:

Тесто - 1 яйцо, 2 стакана муки, щепотка соли, полстакана воды.

Начинка - 300 гр. рыбного филе, 100 гр. крабовых палочек, 100 гр. очищенных креветок, соль, перец молотый, лимон.

Готовим начинку для пельменей. Делаем фарш: все морепродукты очень мелко нарезаем, туда же добавляем соль, перец, немного лимонного сока. Из муки, воды, яйца замешиваем крутое тесто. Далее лепим обычные пельмени, в которых начинка – не мясо, а морепродукты.

Готовые слепленные пельмени необходимо отварить в солёной воде. Варятся пельмени пять минут. Подаются пельмени горячие, с любимым соусом.

Получилось очень вкусно, сытно и красиво.

Мы провели классный час с целью поделиться с тем, что нового и интересного я узнал, работая по данной теме. Приложение 6, 7. Создать рецептурную книгу «50 рецептов приготовления пельменей»

Выводы по главе II

Таким образом, мы решили провести практическую работу с целью выяснить, что знают учащиеся 2-4 классов о пельменях, выяснить, за что любят пельмени и взрослые, и дети, придумать свой неповторимый рецепт пельменей. В результате проделанной работы, мы получили следующие результаты:

Из проведенного анкетирования мы увидели, что пельмени – это вкуснейшее и сытное блюдо, которое можно есть и в будни и в праздники, и в одиночку, и большой семьёй, и для каждого найдётся свой неповторимый рецепт!

Шеф-повар школьной столовой Зарипова Н.Х. открыла нам секрет приготовления настоящих пельменей, рассказала об основных ингредиентах рецептуры приготовления любимого блюда.

Мы провели классный час, где рассказали ребятам о истории возникновения пельменей, их видах, угостили ребят своими пельменями, приготовленными по своему рецепту, презентовали рецептурную книгу «100 рецептов приготовления пельменей»

Заключение

Таким образом, мы провели исследовательскую работу с целью выяснить, что знают учащиеся 2-4 классов о пельменях, выяснить, за что любят пельмени и взрослые, и дети, придумать свой неповторимый рецепт пельменей. В результате выполнения работы, мы выяснили:

  1. Подобрали и изучили литературу по данной теме.

Узнали из дополнительной литературы, что такое пельмени, изучили история появления пельменей, познакомились с их видами, с разнообразными рецептами пельменей.

2. Провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов с целью выяснить, что знают учащиеся о пельменях, за что любят пельмени и взрослые, и дети. Из проведенного анкетирования мы увидели, что пельмени – это вкуснейшее и сытное блюдо, которое можно есть и в будни и в праздники, и в одиночку, и большой семьёй, и для каждого найдётся свой неповторимый рецепт.

3. Взяли интервью у шеф-повара школьной столовой Зариповой Н.Х., с целью выяснить, какие основные ингредиенты нужны для приготовления настоящих пельменей.

4. Придумали свой неповторимый рецепт пельменей «Морской коктейль».

5. Провели классный час с целью поделиться с тем, что нового и интересного я узнала, работая по данной теме.

6. Создали рецептурную книгу «100 рецептов приготовления пельменей»

Сегодня на нашем «столе» блюдо, подвергающееся остракизму почти всеми диетологами, но любимое миллионами наших сограждан – пельмени. По-моему нет ни одной национальной кухни, в которой не было бы чего-то подобного! Пусть не с таким названием, но эти «ушки» и варят в воде и на пару, и жарят во фритюре, и томят в духовках, поливают и соевым соусом, и маслом, и кефиром, и уксусом… А в русской кухне каких только разновидностей не встретишь: и дальневосточные, и с гусиной печенью, и рыбные, и грибные, и под гранатовым соусом - на любой вкус! Их название определила форма. Слово «пельмень» - сложное, образовано от двух слов финно-угорского происхождения: «пель» - «ухо, ушко» и «нянь» - «хлеб».

Пельмени – блюдо, которое способно подчеркнуть индивидуальность хозяйки. В каждой семье свои традиции, свои пельмени, знакомые и особенные одновременно. Главное – готовить в хорошем настроении.

Список литературы

  1. Похлебкин В.В., Большая энциклопедия кулинарного искусства. Все рецепты. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2006.

  2. Романов П., Романова О., Пища богов. Занимательная кулинария. С-Петербург: Центрополиграф, 2005

  3. Тихомирова В.А., Пельмени, вареники, манты.- М.: Айрис-с пресс, 2006.

Интернет ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org› Пельмени

  2. fitfan.ru› Питание› Калорийность продуктов›. Пельмени.

Тезаурус

Пельмени - блюдо в виде отварных изделий из пресного теста с начинкой из рубленого мяса или рыбы.

Кулинария - человеческая деятельность по приготовлению пищи к еде.

Приложение 1

 

Монумент

Ижевскому пельменю

Приложение 2

В библиотеке…

Приложение 3

Вы любите пельмени? ( в %)

За что вы любите пельмени? ( в %)

Какие пельмени вы любите больше? ( в %)

Как часто вы едите пельмени? ( в %)

Приложение 4

Интервью с поваром

Приложение 5

Изготовление пельменей

Делаю фарш

Замешиваю тесто

Раскатываю тесто

Леплю пельмени

Все готово

Приятного аппетита!

Приложение 6

Классный час

Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья.

Задача:формировать у детей мотивационную сферу правильного питания.

Оборудование: плакат «Органы пищеварения», карточки с названиями продуктов.

  1.  
    1.  
      1. Ход занятия

1. Беседа по теме: поговорим о питании и здоровой пище для всей семьи.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Здоровячков. В этой стране живёт много докторов, которые помогают нам быть здоровыми, сильными и крепкими. А поближе познакомимся с одним доктором – доктором «Здоровая пища».

- Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?- Чем питаются животные?

Одни из них едят только растительную пищу, и называются травоядными. Даже огромный слон питается травой и листьями деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. Как видите, животные едят только то, что им полезно.

- Чем питается человек? Какие органы помогают человеку питаться? (плакат «Органы пищеварения»).

- Пища попадает в рот, здесь начинается её переработка. Во рту она смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переваривание. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там она окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника всасывается, попадает в кровь и поступает ко всем органам.- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.Мы продолжим нашу беседу после оздоровительной минутки.2. Оздоровительная минутка(упражнение «Гора»)

Руки опустите вниз, выпрямите спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет, - решили они.- Мы две половинки одной горы и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

3. Продолжение беседы.

- Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнить два условия: умеренность и разнообразие. Что означает умеренность?

- Древняя народная мудрость гласит: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть!» Переедание вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать, лишняя пища загнивает, продукты гниения всасываются в кровь и приводят к болезням. Умеренность – условие здоровья.

- Что значит «разнообразие»?

- Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (сахар, мёд, изюм, масло, крупы: гречневая, овсяная, манная). Другие помогают строить организм и делать его более сильным (мясо, рыба, яйца, орехи; молоко и молочные продукты: творог, сыр). А третьи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, фрукты, овощи, зелень).

- Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи – кладовая здоровья»? Придумайте загадки об овощах и фруктах.

4. Это интересно! (готовит и рассказывает ученик).

Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество в оболочке рисового зерна жизненно необходимо людям. Соединив латинские слова вещество («амин») и жизнь («вита») получилось слово «витамин». Для того чтобы быть здоровыми, детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 граммов овощей и фруктов.5. Доктор Здоровая Пища даёт нам советы:

  1. Воздерживайтесь от жирной пищи.

  2. Остерегайтесь очень острого и солёного.

  3. Сладостей – тысячи, а здоровье – одно.

  4. Овощи и фрукты – полезные продукты.

6. Проведение опыта.

- Как определить, жирная ли пища?

Взять небольшие порции разных продуктов: хлеб, колбаса, яблоко и т.д., срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10 -15 минут посмотреть. Если продукт жирный на бумаге останется жирное пятно.7. Оздоровительная минутка. Упражнение «Деревце».

Сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом, вытягиваясь вверх. Представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью и здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.

8. Анализ ситуации (обсуждение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»)

Раз бабулю Люсю посетила внучка,Крохотная девочка, милая Варюшка.Бабушка от радости накупила сладостей,Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.- Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,Вырастишь такая – умная, большая,Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.Морщит Варя носик – есть она не хочет.- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,Но компот, конфеты, мороженное – это главная еда,Остальные все продукты – ерунда!Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт, Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?

9. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков. (На отдельной доске карточки с названиями продуктов. Дети выбирают карточки и распределяют их по столбикам)

Продукты

Полезные

 

Неполезные

Рыба

 

Чипсы

Кефир

 

Пепси

Геркулес

 

Фанта

Масло

 

Жирное мясо

Морковь

 

Торты

Лук

 

Сало

Капуста

 

Сникерс

Яблоки

 

Шоколадные конфеты

Груши

   

10. Практическое задание «Прежде чем за стол сесть, я подумаю, что съесть».

- Нарисуй продукты, полезные для здоровья.

11. Итог.

- Какую пищу любят есть в стране Здоровячков?

Приложение 7

Классный час

25

Просмотров работы: 12629