Введение
Мое любимое блюдо – пельмени. На любое торжество в нашей семье это блюдо занимает главное место на праздничном столе. В нашей семье лепить пельмени – целый ритуал. Нам нравится не только изысканный вкус этого блюда, но и процесс его приготовления. Здорово, когда за процессом приготовления пельменей собираются все члены нашей большой дружной семьи. Именно тогда рассказываются самые смешные и веселые истории, вспоминаются лучшие школьные проделки, все так душевно радуются друг другу… Я задалась вопросом кто, когда и как придумал это блюдо и почему оно так называется. В связи с этим, мы выбрали тему своей исследовательской работы – «Все о пельменях»
Цель работы: выяснить, кто изобрёл пельмени, почему они так называются и в какой ещё национальной кухне готовят это блюдо. А так же попробовать изобрести свой оригинальный рецепт пельменей.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить научную литературу по данной проблеме;
Выяснить откуда появились пельмени;
Узнать происхождение слова «пельмени»;
Описать традиции приготовления пельменей в различных национальных кухнях;
Провести анкету «За что я люблю пельмени»;
На основе полученных знаний, попробовать изобрести свой оригинальный рецепт пельменей.
Объект исследования – разновидности пельмени.
Предмет исследования – технология приготовления пельменей
Методы исследования:
метод поиска информации (анализ и обобщение литературы по теме исследования)
поиск информации во всемирной сети Интернет;
практические методы: наблюдение и сравнение;
анкетирование учащихся.
Теоретическая значимость: систематизация и обобщение материала по теме исследования.
Практическая значимость: практическое использование полученного материала на уроках, классных часах, во внеклассных мероприятиях, в повседневной жизни родителями в деле воспитания детей
Глава 1. Что такое пельмени и откуда они взялись?
Пельмени – визитная карточка русской, а точнее сибирской кухни. Однако, история происхождения пельменей не так уж и проста. Версий происхождения российских пельменей более чем достаточно.
Одна из них, о появлении пельменей в России посредством монгольского завоевания, основанная на признаках блюда, близких к китайской кухне: долгая подготовка и кратковременная тепловая обработка, использование специй, зачастую для России несвойственных.
В Западной Европе существует легенда, что пельмени были изобретены монахом в каком-то монастыре во время 30-летней войны в период строгого поста. Один из монахов случайно достал большой кусок мяса, его изрубили, смешали с зеленью, пряностями и чтобы, никто не заподозрил нарушения, завернули в тесто. [2;145]
Итак, откуда появились пельмени неизвестно, но это не так уж и важно. Главное, что пельмени великолепно подходят для Сибири: при сибирских морозах они способны храниться всю зиму, не теряя своих вкусовых и питательных качеств, а мясо, закатанное в тесто и смешанное со специями для зверья менее привлекательно, чем просто кусок мяса.
Происхождение слова «пельмень» в этимологическом словаре А.Г. Преображенского приводится слово «пельмень», звучащее как пельнянь. Когда-то давно угро-финны, двигавшиеся с Алтая на Запад и ненадолго остановившиеся на Урале, поделились с местными жителями секретом приготовления блюда, идея которого заключалась в соединении тестяной оболочки с мясом. Коренное население Предуралья - пермяки и удмурты - так и назвали блюдо «пельнянь», означающее «тестяное ухо» (пель – «ухо, ушко», нянь – «тесто, хлеб»).
Таким образом, название блюда определила их оригинальная форма.
Со временем, слово пельнянь переиначили в «пельмянь» и далее – в «пельмень».
У древних уральцев пельмени имели ритуальное значение: блюдо символично воплощало принесение в жертву всех видов скота, которыми владел человек. Потому – то традиционная уральская мясная начинка состоит из трёх видов мяса говядины, баранины и свинины, которые соединяются в строго определённой пропорции: на каждый килограмм мясного фарша на говядину приходится – 45%, баранину – 35% и свинину – 20%.
От уральцев – пермяков пельняням позднее научились татары, марийцы и русские. Однако, вкус их изменился. Так, татары целиком заменили начинку на баранью, а русские готовили начинку сначала только из говядины, а затем из говядины и свинины. Жирная свинина и пресная говядина требовали больше перца и чеснока, а баранина – лука, в результате вкус пельменей стал отличным от уральских.
1.2. Разнообразный «мир» пельменей
В каждой стране пельмени носят свое название, имеют оригинальную форму, начинку и способ приготовления. Но в России у каждой хозяйки есть свой, полученный по наследству, рецепт приготовления домашних пельменей. В каждой семье это блюдо готовят по-разному. Различия начинаются от способа замешивания теста, продолжаются в рецептуре приготовления фарша и не заканчиваются формой лепки пельменей. Сколько хозяек – столько и видов пельменей. Пельмени тещи могут быть не похожи на пельмени ее дочери, но зять с удовольствием будет уплетать те и другие, да еще и добавки попросит. Мало того, иногда им даже... памятники ставят! Нанизанный на вилку пельмень гордо высится посредине одной из площадей столицы Удмуртии города Ижевска. (Приложение 1) [1;92]
Мы нашли ещё много блюд из разных национальных кухней, которые по технологии приготовления и внешнему виду похожи на пельмени.
Балык – берек – Среднеазиатские пельмени с рыбной начинкой. Варятся на пару.
Бораки - Армянские пельмени в виде крупных «стаканчиков». Фарш – говяжий с луком. Бораки сначала томят в бульоне, а затем обжаривают в масле.
Вареники – Украинское национальное блюдо. В отличие от русских пельменей в вареники кладётся не сырое, а отварное мясо. Но ещё больше известны вареники десертные – с творогом и вишней.
Вонтон – Китайские пельмени, которые обычно подаются в бульоне.
Гёдза – Японские пельмени, обычно с креветками или свининой. Чаще всего их жарят в кунжутном масле, но иногда предварительно отваривают на пару.
Дюшбара – Иранские и азербайджанские пельмени с говяжьей и бараньей начинкой, довольно маленького размера. Подаются в бульоне.
Кнедли – Польские, чешские, западно-украинские из картофельного теста. Часто делаются со сливовой начинкой.
Колдуны – Древнерусские пельмени. Делались с вегетарианской начинкой из белых грибов или капусты, готовились в горшочках в русской печи.
Манты – Среднеазиатское блюдо. В начинку чаще всего кладётся баранина с курдюком, луком и пряностями, а также тыква. Их готовят на пару, а едят руками.
Подкогыльо – Марийские пельмени обычно делаются с начинкой из дичи (медвежатины, сохатины, барсучатины, зайчатины).
Равиоли – Итальянские пельмени в виде квадратиков или прямоугольничков. В начинке часто присутствует творожный сыр рикотта. Подаются в томатном соусе.
Ушки – Мелкие украинские и белорусские пельмени, которые обычно подаются в качестве дополнения к супу или борщу. Часто начиняются кашей или грибами.
Хинкали – Крупные грузинские пельмени. Фарш делается из говядины, баранины, лука, кинзы и чеснока.
Цемарт – Мордовские пельмени. В начинке сало или свинина и жареный лук.
Цеппелинай – Литовские картофельные пельмени с фаршем из мяса или творога.
Цзяоцзы – Китайские пельмени, обычно довольно крупные, в форме полумесяца. [4]
1.3. Пельмени: интересные традиции
Одна из главных пельменных традиций - лепка "счастливого пельменя". В последний слепленный пельмень закладывают какую-либо необычную начинку: перец, монетку или даже пуговицу. Того человека, которому он попадется, ждет счастье. Начинять"счастливые" пельмени можно как угодно. Цельный, тестяной пельмень – к счастью, с зеленью – к радости, с перцем – к любви, с сахаром – к удачному, легкому году. А тот пельмень, в котором человек найдет монетку, конечно же, сулит богатство. [5]
Одна замечательная традиция, связанная также с этикетом поедания пельменей, дошла до нас из Сибири. Сибирские пельмени было принято подавать на стол исключительно в большой посуде. Если хозяин выносил каждому гостю свою маленькую порцию, это могло трактоваться, как желание поскорее избавиться от присутствия сидящих за столом. Большое блюдо с пельменями, напротив, говорило о расположении хозяина к гостям, о его желании задержать их в своем доме как можно дольше.
Очень много интересных пельменных традиций до сих пор сохранилось в консервативном Китае. С пельменями здесь всегда связывали материальное благополучие и здоровое потомство, так как по форме пельмени напоминают старинный серебряный слиток, а их название "цзяо цзы" ассоциируется с детьми. Одна из историй гласит, что китайские бездетные молодожены клали новогодние пельмени в рот, а затем вынимали и помещали под брачное ложе, чтобы напророчить себе хорошее потомство.
Еще одна традиция связана с суеверной привязанностью китайцев к числам. Китайца, съевшего два пельменя, ждала двойная радость. три, шесть, девять пельменей надо было проглотить, чтобы обрести счастье. Четыре пельменя гарантировали китайцу богатый год, пять пельменей ели крестьяне и фермеры, ведь им нужен был большой урожай, седьмой и восьмой приносили благополучие и успех в бизнесе соответственно. Тот, кому удавалось съесть десяток пельменей, мог засыпать сытым и спокойным, зная, что его ждут абсолютное счастье, удача и довольство.
Очень интересны традиционные толкования сна о пельменях из русских сонников. Если вам снится, что вы сидите за богатым пельменным столом, это сулит встречу с дорогими друзьями. Сновидение, в котором человек занимается лепкой пельменей, означает, что ему не достает семьи, семейного уюта. Приснившийся девушке сон, в котором она сделала неудачные пельмени – слипшиеся, разваливающиеся, предупреждает о том, что нынешний возлюбленный наверняка привередлив в еде. (Приложение 2) [3;162]
В этой главе мы подобрали и изучили литературу по данной теме. Узнали, что такое пельмени и откуда они появились. В любой национальной кухне присутствует свой вариант пельменей со своей «изюминкой» в рецепте. Многие страны пытаются приписать себе создание рецепта этого семейного блюда.
Всю пельменную "семью" объединяет одно - их любят практически во всем мире. Еще бы, от одного только предвкушения встречи с тарелкой исходящих мясным ароматом сочных пельмешек душа начинает ликовать, а аппетит разгораться! Пельмени блюдо хитрое: могут быть как незатейливой быстрой едой, так и настоящим праздничным деликатесом. Отличаются национальные особенности аппетитных пельменей не только формой и размером, но и начинкой, "происхождением" и даже... цветом. Мы задались вопросом, почему так любят пельмени и взрослые, и дети, сколько существует рецептов пельменей. С этой целью мы провели исследовательскую работу.
Изучив литературу, мы решили провести практическую работу с целью выяснить, что знают учащиеся 2-4 классов о пельменях, выяснить, за что любят пельмени и взрослые, и дети, придумать свой неповторимый рецепт пельменей и поставили перед собой следующие задачи:
Провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов с целью выяснить, что знают учащиеся о пельменях, за что любят пельмени и взрослые, и дети.
2. Взять интервью у повара школьной столовой, с целью выяснить, какие основные ингредиенты нужны для приготовления настоящих пельменей.
3. Придумать свой неповторимый рецепт пельменей.
4. Провести классный час с целью поделиться с тем, что нового и интересного я узнал, работая по данной теме.
5. Создать рецептурную книгу «100 рецептов приготовления пельменей»
II.1. Анкетирование учащихся 2-4 классов
Мы провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов с целью выяснить, знают ли учащиеся о пельменях, о их видах. В этом опросе участвовали 32 человека. Им были заданы самые актуальные вопросы. Так же приведена подробная диаграмма (Приложение 3).
Вы любите пельмени?да – 90% нет –10%
За что вы любите пельмени?
вкусные –50%
сытные – 25%
легко и быстро готовятся - 15%
прочее – 10%
3) Какие пельмени вы любите больше?
пельмени сибирские – 65%
вареники - 15%
манты – 15%
прочие (хинкали, равиоли и т.д.) – 15%
4) Как часто вы едите пельмени?
каждый день – 25%
раз в неделю – 45%
редко – 30%
Итак, мы видим, что пельмени – это вкуснейшее и сытное блюдо, которое можно есть и в будни и в праздники, и в одиночку, и большой семьёй, и для каждого найдётся свой неповторимый рецепт!
Ещё мы узнали, что было время, когда пельменям даже посвящали стихи. В 1879 году житель Нижнего Новгорода, некто Михаил Васильевич Блинов, издал книжечку с названием «Песни про пельмени», эпиграфом к которой стала вот такая прибаутка: «Готов упасть я на колени пред тем, кто выдумал пельмени».
II.2. Встреча с поваром школьной столовой
Мы спросили у шеф - повара школьной столовой Зариповой Нурии Хаерлановны какие основные ингредиенты нужны для приготовления настоящих пельменей. Нурия Хаерлановна сказала нам, что народы Сибири, особенно кочевые, часто клали в фарш колотый лед. Это делало мясо более сочным, к тому же охлажденный фарш легче лепить. Иногда лед из воды заменялся замороженным соком клюквы, брусники, голубики или морошки, что делало вкус более сложным и необычным.
У сибирян пельмени стали традиционным незаменимым блюдом. Мясо для пельменей добывали на охоте. Для начинки пельменей подходило и мясо животных, и мясо птиц, даже рыба и ягоды. Есть сведения, что раньше охотники, отправляясь в лес за добычей, брали с собой замороженные пельмени и котел. В котле на воде из снега они готовили это вкусное и сытное блюдо. Готовили пельмени как и сейчас из пресного не дрожжевого теста. Готовые пельмени укладывали на дощечки, дощечки ставили в холодное место. Когда пельмени замерзали, их раскладывали по пакетикам. Пельмени заготавливали большими порциями, так как морозы у них сильные, то и пельмени могли храниться долгое время.
Классический вариант «правильных» пельменей - это традиционные уральские пельмени, приготовленные по старинному рецепту.
Неповторимый, гармоничный вкус настоящим пельменям придает строгое соблюдение пропорций для приготовления фарша. Фарш для пельменей обязательно должен состоять из трех видов мяса – говядины, свинины и баранины. На каждый килограмм мяса должно приходиться 450 г говядины, 350 г баранины и 200 г свинины. При другом составе начинки ваши пельмени могут быть не менее вкусными, но потеряют истинную гармонию, свойственную традиционному кушанью.
А вообще рецептов приготовления пельменей более 1000. Главное – это делать пельмени с любовью и добротой. (Приложение 5)
II.3. Свой рецепт приготовления пельменей
На основе полученных знаний мне захотелось придумать свой неповторимый рецепт пельменей. Ведь мясо – далеко не единственная начинка пригодная для пельменей. Суть блюда заключается в том, что в качестве наполнителя может быть всё, что съедобно. Мы решили сделать начинку из продуктов, которые не так давно появились на прилавках наших магазинов. А именно, морепродукты. Поэтому, название своим пельменям мы дали следующее «Морской коктейль».
Немного подумав, посовещавшись с мамой и бабушкой, у меня получился вот такой рецепт:
Тесто - 1 яйцо, 2 стакана муки, щепотка соли, полстакана воды.
Начинка - 300 гр. рыбного филе, 100 гр. крабовых палочек, 100 гр. очищенных креветок, соль, перец молотый, лимон.
Готовим начинку для пельменей. Делаем фарш: все морепродукты очень мелко нарезаем, туда же добавляем соль, перец, немного лимонного сока. Из муки, воды, яйца замешиваем крутое тесто. Далее лепим обычные пельмени, в которых начинка – не мясо, а морепродукты.
Готовые слепленные пельмени необходимо отварить в солёной воде. Варятся пельмени пять минут. Подаются пельмени горячие, с любимым соусом.
Получилось очень вкусно, сытно и красиво.
Мы провели классный час с целью поделиться с тем, что нового и интересного я узнал, работая по данной теме. Приложение 6, 7. Создать рецептурную книгу «50 рецептов приготовления пельменей»
Выводы по главе II
Таким образом, мы решили провести практическую работу с целью выяснить, что знают учащиеся 2-4 классов о пельменях, выяснить, за что любят пельмени и взрослые, и дети, придумать свой неповторимый рецепт пельменей. В результате проделанной работы, мы получили следующие результаты:
Из проведенного анкетирования мы увидели, что пельмени – это вкуснейшее и сытное блюдо, которое можно есть и в будни и в праздники, и в одиночку, и большой семьёй, и для каждого найдётся свой неповторимый рецепт!
Шеф-повар школьной столовой Зарипова Н.Х. открыла нам секрет приготовления настоящих пельменей, рассказала об основных ингредиентах рецептуры приготовления любимого блюда.
Мы провели классный час, где рассказали ребятам о истории возникновения пельменей, их видах, угостили ребят своими пельменями, приготовленными по своему рецепту, презентовали рецептурную книгу «100 рецептов приготовления пельменей»
Заключение Таким образом, мы провели исследовательскую работу с целью выяснить, что знают учащиеся 2-4 классов о пельменях, выяснить, за что любят пельмени и взрослые, и дети, придумать свой неповторимый рецепт пельменей. В результате выполнения работы, мы выяснили:
Узнали из дополнительной литературы, что такое пельмени, изучили история появления пельменей, познакомились с их видами, с разнообразными рецептами пельменей. 2. Провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов с целью выяснить, что знают учащиеся о пельменях, за что любят пельмени и взрослые, и дети. Из проведенного анкетирования мы увидели, что пельмени – это вкуснейшее и сытное блюдо, которое можно есть и в будни и в праздники, и в одиночку, и большой семьёй, и для каждого найдётся свой неповторимый рецепт. 3. Взяли интервью у шеф-повара школьной столовой Зариповой Н.Х., с целью выяснить, какие основные ингредиенты нужны для приготовления настоящих пельменей. 4. Придумали свой неповторимый рецепт пельменей «Морской коктейль». 5. Провели классный час с целью поделиться с тем, что нового и интересного я узнала, работая по данной теме. 6. Создали рецептурную книгу «100 рецептов приготовления пельменей» Сегодня на нашем «столе» блюдо, подвергающееся остракизму почти всеми диетологами, но любимое миллионами наших сограждан – пельмени. По-моему нет ни одной национальной кухни, в которой не было бы чего-то подобного! Пусть не с таким названием, но эти «ушки» и варят в воде и на пару, и жарят во фритюре, и томят в духовках, поливают и соевым соусом, и маслом, и кефиром, и уксусом… А в русской кухне каких только разновидностей не встретишь: и дальневосточные, и с гусиной печенью, и рыбные, и грибные, и под гранатовым соусом - на любой вкус! Их название определила форма. Слово «пельмень» - сложное, образовано от двух слов финно-угорского происхождения: «пель» - «ухо, ушко» и «нянь» - «хлеб». Пельмени – блюдо, которое способно подчеркнуть индивидуальность хозяйки. В каждой семье свои традиции, свои пельмени, знакомые и особенные одновременно. Главное – готовить в хорошем настроении. Список литературы
Интернет ресурсы:
|
Тезаурус |
Пельмени - блюдо в виде отварных изделий из пресного теста с начинкой из рубленого мяса или рыбы.
Кулинария - человеческая деятельность по приготовлению пищи к еде.
Приложение 1
Монумент Ижевскому пельменю |
Приложение 2
В библиотеке…
Приложение 3
Вы любите пельмени? ( в %)
За что вы любите пельмени? ( в %)
Какие пельмени вы любите больше? ( в %)
Как часто вы едите пельмени? ( в %)
Приложение 4
Интервью с поваром
Приложение 5
Изготовление пельменей
Делаю фарш |
Замешиваю тесто |
Раскатываю тесто |
Леплю пельмени |
Все готово |
Приятного аппетита! |
Приложение 6
Классный час
Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья.
Задача:формировать у детей мотивационную сферу правильного питания.
Оборудование: плакат «Органы пищеварения», карточки с названиями продуктов.
1. Беседа по теме: поговорим о питании и здоровой пище для всей семьи.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Здоровячков. В этой стране живёт много докторов, которые помогают нам быть здоровыми, сильными и крепкими. А поближе познакомимся с одним доктором – доктором «Здоровая пища».
- Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?- Чем питаются животные?
Одни из них едят только растительную пищу, и называются травоядными. Даже огромный слон питается травой и листьями деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. Как видите, животные едят только то, что им полезно.
- Чем питается человек? Какие органы помогают человеку питаться? (плакат «Органы пищеварения»).
- Пища попадает в рот, здесь начинается её переработка. Во рту она смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переваривание. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там она окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника всасывается, попадает в кровь и поступает ко всем органам.- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.Мы продолжим нашу беседу после оздоровительной минутки.2. Оздоровительная минутка(упражнение «Гора»)
Руки опустите вниз, выпрямите спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет, - решили они.- Мы две половинки одной горы и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
3. Продолжение беседы.
- Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнить два условия: умеренность и разнообразие. Что означает умеренность?
- Древняя народная мудрость гласит: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть!» Переедание вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать, лишняя пища загнивает, продукты гниения всасываются в кровь и приводят к болезням. Умеренность – условие здоровья.
- Что значит «разнообразие»?
- Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (сахар, мёд, изюм, масло, крупы: гречневая, овсяная, манная). Другие помогают строить организм и делать его более сильным (мясо, рыба, яйца, орехи; молоко и молочные продукты: творог, сыр). А третьи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, фрукты, овощи, зелень).
- Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи – кладовая здоровья»? Придумайте загадки об овощах и фруктах.
4. Это интересно! (готовит и рассказывает ученик).
Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество в оболочке рисового зерна жизненно необходимо людям. Соединив латинские слова вещество («амин») и жизнь («вита») получилось слово «витамин». Для того чтобы быть здоровыми, детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 граммов овощей и фруктов.5. Доктор Здоровая Пища даёт нам советы:
Воздерживайтесь от жирной пищи.
Остерегайтесь очень острого и солёного.
Сладостей – тысячи, а здоровье – одно.
Овощи и фрукты – полезные продукты.
6. Проведение опыта.
- Как определить, жирная ли пища?
Взять небольшие порции разных продуктов: хлеб, колбаса, яблоко и т.д., срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10 -15 минут посмотреть. Если продукт жирный на бумаге останется жирное пятно.7. Оздоровительная минутка. Упражнение «Деревце».
Сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом, вытягиваясь вверх. Представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью и здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.
8. Анализ ситуации (обсуждение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»)
Раз бабулю Люсю посетила внучка,Крохотная девочка, милая Варюшка.Бабушка от радости накупила сладостей,Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.- Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,Вырастишь такая – умная, большая,Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.Морщит Варя носик – есть она не хочет.- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,Но компот, конфеты, мороженное – это главная еда,Остальные все продукты – ерунда!Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт, Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?
9. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков. (На отдельной доске карточки с названиями продуктов. Дети выбирают карточки и распределяют их по столбикам)
Продукты
Полезные |
Неполезные |
|
Рыба |
Чипсы |
|
Кефир |
Пепси |
|
Геркулес |
Фанта |
|
Масло |
Жирное мясо |
|
Морковь |
Торты |
|
Лук |
Сало |
|
Капуста |
Сникерс |
|
Яблоки |
Шоколадные конфеты |
|
Груши |
10. Практическое задание «Прежде чем за стол сесть, я подумаю, что съесть».
- Нарисуй продукты, полезные для здоровья.
11. Итог.
- Какую пищу любят есть в стране Здоровячков?
Приложение 7
Классный час
25