"НУНОФЕЛТИНГ" ИЛИ НОВЫЙ ГАРДЕРОБ ДЛЯ МОЕЙ КУКЛЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"НУНОФЕЛТИНГ" ИЛИ НОВЫЙ ГАРДЕРОБ ДЛЯ МОЕЙ КУКЛЫ

Юдинцева Е.Г. 1
1МАОУ Школа №38 ГО г. Уфа РБ
Гайнетдинова Т.Н. 1
1МАОУ Школа №38 ГО г. Уфа РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Культура создается на протяжении всей истории человечества. Каждое поколение людей вносит в нее свои ценности. Беречь, осваивать и развивать культуру – необходимое условие дальнейшего развития общества.

Чтобы человек не производил, каким бы ремеслом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия не просто необходимые, но и художественно оформленные.

Войлок - один из самых древних видов полотен. Красивый. Теплый. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека.

Тема моего проекта:«Нунофелтинг» или новый гардероб для моей куклы».

Объект исследования: войлок, история возникновения и развития.

Целью данной работы является: теоретически обосновать и практически доказать необходимость возрождения войлоковаляния как ремесла и декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1) изучить и проанализировать материалы по истории возникновения и развития валяния войлока;

2) овладеть навыками работы с войлоком;

3) выполнить наряд для куклы в технике «нунофелтинг».

Методы исследования в проекте:

  1. подбор и анализ литературных источников;

  2. посещение музеев, выставок, ремесленных мастерских;

  3. участие в мастер-классе по валянию войлока;

4) эксперимент по изготовлению наряда для куклы в технике «нунофелтинг»;

5) социологический опрос.

Я считаю, что обращение к теме войлоковаляния приобретает в наши дни особую актуальность в связи с ростом национального самосознания и стремлением сохранить культурное наследие. Культовый материал кочевых народов – войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло человеческих рук.

Глава 1. Из истории валяния войлока

1.1 Время зарождения

Самые ранние подтверждения использования войлока датируются 3-2 тысячелетиями до нашей эры.

Существует красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге (рис.1). Овцы, которые плыли на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Это произошло благодаря тому, что шерстяные волокна сцепляются друг с другом под воздействием воды. На этом основан принцип валяния войлока.

1.2 Войлок в хозяйстве башкир

Войлоку в хозяйстве кочевых башкир принадлежало ведущее место. Из него изготавливали самые необходимые для жизни предметы: одежду, обувь, головные уборы, сумки, паласы, красивые узорные кошмы для утепления и украшения юрт.

С предметами башкирского кочевого быта я смогла познакомиться в Башкирском национальном музее (рис.2). В процессе изучения выставочных экспонатов можно узнать о происхождении башкирского народа и традициях, основных занятиях и ремеслах - скотоводстве, пчеловодстве, ткачестве, валянии войлока и др.

Башкиры валяли войлок из овечьей шерсти. Мытую шерсть теребили руками, разбивали прутьями. Для катания войлока приглашали на помощь женщин. Сидя на коленях, обычно 3-4 женщины, руками энергично катали рулон с войлоком в течение 3 часов, постоянно разворачивая рулон и смачивая его горячей водой (рис.3).

Глава 2. Основные понятия, способы изготовления и приемы декорирования войлока

Войлок в переводе с тюркского означает «покрывало». Это плотный нетканый материал из валяной шерсти овец, верблюдов или коз.

Различают валяние «мокрым» способом (рис.4), когда шерсть смачивается мыльным раствором и раскатывается по форме изделия, и по-сухому, когда шерсть сваливается при помощи специальной иглы (рис.5).

Способы художественного оформления войлочных изделий разнообразны: выкладывание шерсти разных цветов в узоры и рисунки, аппликация, украшение войлочных изделий бисером, ракушками (рис.6).

2.1 «Нунофелтинг» – современные тенденции в войлоковалянии

В переводе с японского «nuno» означает ткань, что и дало название модной современной тенденции в области валяния. «Нунофелтинг» — это приваливание шерсти к ткани. Его авторами считают австралийского дизайнера текстиля Полли Стирлинг и японского дизайнера Сачико Котако, которые впервые представили изделия в технике нуноваляния в 1994 году.

В этой технике чаще всего применяют различные шелковые ткани — шифон, органзу, крепдешин, атлас. Используются и другие более плотные ткани — лен, хлопок, шерсть, гипюр и кружево.

Техника «нунофелтинга» достаточно проста - под воздействием горячей воды, мыла и трения, шерстяные волокна проникают сквозь волокна ткани и переплетаются между собой.

Самые распространенные изделия, изготавливаемые в технике «нунофелтинг» – шарфы, шапки, жилеты, пальто, сумки и многое другое (рис.7).

Глава 3. Валяние войлока, как искусство современности

3.1 Валяние - от ремесла к искусству

С традиционными и новыми приемами декорирования войлока я смогла познакомиться на Выставке Студии художественного текстиля «Кускар» - «Над Белой синие мосты» в Башкирском государственном музее им. М.В. Нестерова.

Я узнала, что «кускар» - это элемент башкирской народной вышивки в виде завитка бараньих рогов, символ плодородия и семейного благополучия (рис.8).

Башкирский орнамент яркий и многоцветный:

красный – цвет тепла и огня;

желтый – цвет изобилия и богатства,

черный цвет земли и плодородия;

зеленый – цвет вечной зелени;

белый – чистота помыслов, миролюбие;

синий – цвет свободолюбия;

коричневый – цвет старости, увядания.

Студия художественного текстиля «Кускар» объединяет мастеров, которые, опираясь на знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, вносят в свои произведения новые образы и ритмы. Яркое тому подтверждение Композиция «Сафартуй» (рис.9) (исчезнувший хутор в Ишимбайском районе РБ), которая объединила в себе техники лоскутного шитья, ткачества, валяния войлока и народной куклы.

Познакомившись со всеми работами, я сделала вывод, что войлок сегодня выставляется не только в этнографических музеях, но и в галереях современного искусства.

В рамках выставки я приняла участие в творческом флэшмобе «Мы без дела не сидим!». Мастерицы нашего города познакомили гостей, среди которых было немало детей, со многими видами рукоделия: валяние, вязание, ткачество, вышивка лентами, народная кукла и др. Особенное настроение задавали песни, которые исполнял приглашенный фольклорный ансамбль и все желающие могли подпевать.

Здесь я освоила технику мокрого валяния. Небольшой кусочек шерсти я мочила в мыльной воде и очень долго катала в ладонях, пока он не принимал нужную плотность. Несколько таких шариков я соединила прочной ниткой и украсила декоративными бусинками (рис.10). Вот что у меня получилось!

Я убедилась, что валяние - это доступный досуг! Работать с войлоком могут и взрослые и дети. Об этом я рассказала корреспонденту канала БСТ и меня показали по телевидению в Детской информационной передаче «Гора новостей» (рис.11). Оказалось, что знакомство и увлечение валянием войлока позволяет находиться в самом центре главных событий нашего города.

3.2. Социологический опрос

Мне стало интересно, а знают ли мои сверстники - что такое войлок и что из него можно сделать. Я провела опрос среди учащихся 2 б класса. Всего было опрошено 28 человек.

На вопрос, что такое войлок, были получены следующие ответы:

- это шерсть – ответили 11 человек;

- это материал, из которого делают валенки - ответили 12 человек;

- это редкое растение – ответили 3 человека ;

- это домашнее животное – ответил 1 человек;

- затруднился ответить 1 человек.

На вопрос, что можно сделать из войлока, были получены следующие ответы:

- ковер, одежду, головной убор – ответили 20 человек;

- игрушку – ответили 2 человека;

- мыло – ответили 2 человека;

- бумагу – ответили 2 человека;

- затруднились ответить 2 человека.

На вопрос, приходилось ли Вам когда-либо делать изделие из войлока – все респонденты ответили, что не делали.

По результатам опроса можно сделать вывод - действительно, не все ребята знают о том, что такое войлок и что из него можно сделать. Но меня порадовало то, что они очень заинтересовались этой темой и даже мальчики решили попробовать сделать что-нибудь из войлока.

А где это можно сделать я узнала на Выставке художественного войлока «О чем поет курай». При желании каждый школьник может стать учеником Детской художественной студии «Радуга» и под руководством опытных педагогов научиться создавать свои собственные произведения искусства.

Рассматривая работы юных мастеров, я отметила, что лучшим подтверждением значимости возрождения любого ремесла являются детские работы - коврики, панно и игрушки дышат теплом, добром и искренностью (рис.12).

3.3 Сферы применения валяных работ. Башкирские народные промыслы «Агидель»

В том, что войлочная продукция остаётся вполне востребованной и сегодня я убедилась, побывав на промысловом предприятии «Агидель». Здесь мастера создают исключительные по красоте головные уборы, обувь, оригинальные аксессуары и сувениры, предметы интерьера и быта. Все они находят свое место в современном мире (рис.13).

Изделия предприятия уникальны, неоднократно становились лауреатами всероссийских конкурсов, награждены дипломами российских и международных выставок, такими как «100 лучших товаров России», «Лучшие товары Башкортостана».

Глава 4. Изготовление одежды для куклы в технике «нунофелтинг»

Я увлекаюсь изготовлением тряпичных кукол. Мои куклы такие модницы! В их гардеробе есть одежда из разных тканей - ситца, льна, гипюра, фетра. Мне очень захотелось добавить в эту коллекцию и теплый войлок. Я решила изготовить одежду для своей куклы – юбочку и косынку, в современной технике «нунофелтинг».

Для этого мне потребовались следующие материалы (рис.14):

- непряденая шерсть разных цветов;

- 100% - шелковая ткань;

- кружево;

- пупырчатая и полиэтиленовая пленка, сетка;

- средство для мытья посуды;

- ножницы, карандаш, линейка, шаблон;

- синтепон, нитки.

Для юбочки я подготовила основу из шелковой ткани, которую вырезала по шаблону (рис.15). Для того, чтобы в процессе валяния шерсть не сдвигалась, под основу из ткани я положила пупырчатую пленку. Так же выпуклости пленки помогут быстрее свалять изделие, так как трение увеличится (рис.16).

Теперь можно приступить к раскладке шерсти на ткань. В одной руке я держу пасму с шерстью, а другой аккуратно вытягиваю прядь. В руке остается ровная пушистая прядочка (рис.17). Шерсть желтого цвета я выложила по кругу в один слой. По краям добавила шерсть оранжевого цвета (рис.18). После того как шерсть была разложена, я украсила мое изделие кружевной лентой (рис.19).

Затем я приступила к выкладке рисунка. Цветочки я сделала в виде кружков. Их можно накрутить на шариковой ручке или на пальчике. А для листочков сложила прядь шерсти пополам и один кончик зажала. Все аккуратно разложила (рис.20).

Теперь нужно приготовить раствор для валяния. В горячую воду я добавила средство для мытья посуды 1:10 и перемешала, чтобы образовалась пена. А затем намочила горячим мыльным раствором мою юбочку (рис.21). Сверху, чтобы рисунок не сдвигался, я наложила сетку и начала аккуратно круговыми движениями разглаживать поверхность юбочки. В этот момент под воздействием горячей воды волокна шерсти зацепляются друг за друга, проникают сквозь волокна ткани и перепутываются требуемым образом (рис.22). Время от времени нужно проверять, не привалялась ли сетка к изделию.

После того как произошло первичное сцепление волокон и рисунок уже не сдвинется, изделие можно перевернуть, а сетку заменить обычным полиэтиленовым пакетом и снова разглаживать. А чтобы руки свободно скользили по пакету их нужно смочить в мыльном растворе.

Теперь пришло время валять по старинке. Мою работу сверху я накрыла полотенцем и закрутила все в плотную трубочку (рис.23). Эту трубочку я катала по полу 100 раз – есть такое правило у валяльщиков (рис.24). А когда я ее развернула, то увидела, что моя юбочка практически готова. Но для надежности я решила довалять ее руками без пленки, прямо по изделию. А еще можно с силой покидать ее об стол! Это тоже способствует сваливанию (рис.25). После этого я хорошенько прополоскала юбку в прохладной воде и аккуратно без скручивания отжала (рис.26). Выложила на ткань сушиться.

По тому же принципу я сваляла косынку для своей куклы (рис.27).

Все высохло и теперь можно оценить проделанную работу. Кружево и шелк отлично привалялись. Войлок – податливый, мягкий материал, с которым приятно работать. Одно из его достоинств в том, что он не осыпается, поэтому края можно не подшивать или обрабатывать каким-либо иным способом.

Мама помогла мне пришить на юбку пуговицу и сделать прорезную петельку (рис 28). Теперь осталось только примерить обновки!

Одежда получилась красивой, легкой и очень теплой (рис. 29). Теперь я уверена - ремесло не забыто!

Заключение.

Я на личном опыте убедилась, что сегодня один из самых старых, традиционных материалов – войлок вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло - валяние из шерсти возрождается и перерастает в декоративно – прикладное искусство.

Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания модных и практичных предметов, головных уборов, обуви, оригинальных аксессуаров и предметов одежды. Валяные игрушки радуют и детей и ценителей.

Помимо всего вышесказанного, валяние – это доступный досуг. Работать с войлоком могут и дети, и взрослые. Оно знакомит нас с законами цветоведения, развивает внимание, терпение и усердие.

Войлок сегодня выставляется не только в этнографических музеях, но и в галереях современного искусства.

Я считаю, что изделия из войлока могут стать оригинальным сувениром и занять свое место за пределами нашей родины, наравне с башкирским медом, шкатулками и матрешками.

Список использованной литературы:

1. Ахмеров Р. Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. — Уфа: Китап, 1996.

2. Башкирское народное искусство под ред. С. Шитовой. — Уфа: Демиург, 2002.

3. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учебное - пособие. - Уфа, 2007.

4. Энциклопедический словарь «Декоративное искусство».

5. http://eknigi.org/dizajn/52048-vse-o-vojloke-i-filcevanii.html

6. http://web-iac.com/site/kvartet/519

7. http://ped-kopilka.ru/blogs/danilova-elena/master-klas-po-izgotovleniyu-izdelija-s-primeneniem-tehniki-nunofelting.html

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис.5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис.9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Рис.23

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 28

Рис. 29

Просмотров работы: 612