Темой данной исследовательской работы является изготовление поделок из бумаги в технике модульного оригами.
Цель моей работы - исследовать и изучить свойства бумаги и рассказать вам о моем увлечении оригами.
В своей работе я выдвинула задачи:
- узнать о свойствах бумаги
- изучить историю оригами
- выявить виды оригами и технологию изготовления
- Изготовить образцы изделий в технике модульного оригами
Объектом исследования является бумага и искусство оригами
Данная проектная работа является актуальной и значимой, так как позволяет узнать новую технику декоративно-прикладного искусства - оригами, историю ее возникновения и научиться складывать предметы на практике. Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил.
2.Исследование свойств бумаги
Хочу вам рассказать о своем увлечении. Посмотрите что у меня в руках. Это чистый стандартный лист бумаги формата А4.
Что мы можем о нем сказать? Я решила провести несколько опытов для того, чтобы изучить свойства бумаги. (Приложение 1)
Опыт 1
Я проверила разные виды бумаги на просвет. Большинство из них непрозрачны. Только через кальку просвечивали предметы.
Вывод: бумага– материал непрозрачный.
Опыт 2.
Я смяла несколько видов бумаги. Затем я распрямила скомканную бумагу, стараясь придать ей первоначальный вид. Но этого сделать не удалось.
Вывод: бумага – материал, который легко мнётся. Смятой бумаге невозможно вернуть прежний вид.
Опыт 3.
Я увлажнила с помощью пульверизатора лист бумаги. Он потерял форму.
Вывод: при увлажнении бумага увеличивается в размерах. При увлажнении прочность бумаги уменьшается
Опыт 4
Я разорвала несколько листов различных видов бумаги.
Вывод: бумага – материал волокнистый. Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием, а если рвать вдоль волокон - рвется ровно
Опыт 5.
Мы с мамой подожгли несколько листов бумаги на металлическом блюде. Все они хорошо горели, после сгорания на блюдце остался пепел.
Вывод: бумага легко воспламеняется и хорошо горит.
Опыт 6.
С помощью ножниц я разрезала лист бумаги на кусочки.
Вывод: Бумага легко режется ножницами.
Опыт 7.
Я сложила лист бумаги, затем попыталась его разгладить.
Вывод: Бумагу легко складывать. Линии сгиба сохраняется заметными
Таким образом, можно сделать вывод, что:
-Бумага - тонкий непрозрачный материал,
-Бумага впитывает влагу,
-Бумага легко воспламеняется и быстро горит;
-Бумага легко режется и мнется, легко сгибается и сохраняет линию сгиба.
Вот на этом мое внимание остановилось особо, насколько такой простой, доступный на сегодняшний день предмет обладает удивительными свойствами. Но это только маленькая часть того ,на что способна бумага.
3.Знакомство с оригами
Когда мне было 6 лет мы всей семьей поехали в санаторий для родителей и детей. На полке у воспитателя было очень много поделок. Многие из них были сделаны из бумаги. Они были сложены в прекрасную композицию. В первые дни мы с братом не отрывая взгляда рассматривали, пытаясь понять как это сделано.
Воспитатель нам рассказала, что этот вид творчества называется оригами. Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Слово оригами переводится как «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага, но раскрылся этот вид искусства и развивался в Японии. Для японцев это способ выражать эмоции. Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.
Основной материал для оригами очень доступен это бумага.
На Русь оригами пришло гораздо позже. Одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».
Вывод: я познакомилась с историей возникновения искусства оригами
Видя наш интерес, воспитатель предложила нам самим научиться делать такие поделки и занять свободное время полезным делом. Чем больше мы слушали ее о данном виде искусства, тем больше нам хотелось самим сделать поделку
4.Что же нужно для занятий оригами?
Складывание оригами не требует каких-либо специальных материалов и приспособлений, как например, вязание спицами. Достаточно одного листа и немного терпения. Если вы новичок, у вас может появиться вопрос — какая бумага лучше? Тут никаких секретов нет, для большинства простых и средней сложности моделей подойдет обычная офисная и писчая бумага. Вы можете использовать листы газет, журналов, кальку, оберточную бумагу, крафт, салфетки, фольгу. Здесь ваша фантазия ничем не ограничена. Но все же обратите внимание, что материал должен хорошо складываться, держать форму и не скользить, иначе вам будет трудно работать. Также заметьте, что специальная бумага для оригами (как, впрочем, и обычная детская цветная) имеет две стороны — лицевую и внутреннюю, так проще выполнять сложные модели.
5.Виды оригами
В 60-тых годах прошлого столетия оригами получило огромную всемирную популярность, а также появились различные его направления :
Простое оригами
Это несколько упрощенный вид оригами, который под силу и детям, и взрослым, которые впервые сталкиваются с данным видом искусства. В простом оригами разрешается делать изгибы на глаз, да и количество самих складок минимизировано. Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты Можно сказать, что полюбившиеся нам в детстве кораблики и самолетики тоже сделаны в технике "простое оригами".
Модульное оригами
Такой вид оригами, при котором одна большая фигура состоит из множества одинаковых маленьких частей - модулей. Эти модули сделаны из одного листа бумаги каждый, по всем правилам оригами. Далее они вкладываются друг в друга, создавая целостную конструкцию. Благодаря появляющейся силе трения, фигура не распадается. В такой технике можно создавать различные объемные предметы - от маленьких звездочек и коробочек до больших фигур животных или букетов цветов. Смотрится такая композиция весьма интересно и оригинально, и может служить отличным подарком!
Следующий вид более сложный и творческий. Мне бы хотелось со временем его освоить.
Мокрое складывание
Это тоже одна из техник оригами. Суть в том, что бумага после многоразового складывания делается слишком толстой для того, чтобы с ней можно было продолжить работу. Для того, чтобы сделать ее податливей, места самых трудных изгибов увлажняют при помощи губки или пульверизатора. Эта техника позволяет сделать линии фигурок более плавными и выразительными, но требует большего мастерства и упорства (приложение 2).
6.Практическая часть
Меня заинтересовало модульное оригами. Я освоила его технику и уже умею делать фигуры-лебедь, ягоду-малину, крокодила.
Перед тем как начать работу необходимо обязательно ознакомится с системой условных обозначений, позволяющая записать процесс складывания любой модели в виде серии чертежей. Система универсальна и все схемы описания моделей создаются с ее помощью. Она состоит из различных стрелок, линий, точек и символов. (Приложение 3)
-анкетирование
Перед работой над проектом мы вместе с учителем провели анкетирование в классе, я тоже приняла в этом участие. Вот что у нас получилось.
В анкетировании приняли участие 20 человек.(приложение 4)
Вопросы анкеты.
1. Каким видом творчества ты занимаешься?
2. Сколько времени ты посвящаешь своему хобби?
3. Что ты слышал(а) о модульном оригами?
4. Занимаешься ли ты модульным оригами, хотел(а) бы попробовать?
На первый вопрос 16 человек сказали, что у них есть увлечение, ответы были различные от бокса до пластилина. На второй вопрос дети отвечали примерно одинаково 1-1,5 часа в неделю. Опрос на предмет знания такого вида искусства как модульное оригами показал, что более 15 учащихся не слышали о нем ничего и 18 человек не пробовали им заниматься. Так мне пришла идея научить своих одноклассников создавать объемные фигуры из модулей. И я решила поделиться своими умениями с одноклассниками.
Еще до поездки в санаторий у меня было сильное увлечение – чтение. И я была поражена недавно прочитанной сказкой «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена. Это удивительная история про отвергнутого знакомыми и родными утенка, который превратится в прекрасного лебедя.
В санатории мы увидели замечательный рисованный советский мультфильм «Гадкий утенок», снятый на студии «Союзмультфильм» в 1956 году, по мотивам одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена- режиссер Влад Дегтярев. Трогательная история. Мне так захотелось сложить из маленьких листочков бумаги модули и сделать прекрасного лебедя. И я научилась это делать 2 года назад. Это была моя первая модель в технике оригами.
-планирование
Как собирать именно этого лебедя из модулей оригами мне хотелось бы научить собирать моих одноклассников. С учителем мы разработали план как это сделать.
1.Познакомить ребят с искусством оригами и подделками модульного оригами, для того чтобы заинтересовать их.
2.Научить складывать треугольный модуль оригами. Сложить нужное количество.
3. Дома с мамой сфотографировать последовательность изготовления поделки- лебедь.
4. Когда модули будут готовы, в классе сложить лебедя в технике модульного оригами.
-воплощение
А как же сложить треугольный модуль оригами?
Нам нужен стандартный лист А4, который мы ровно делим на 8 одинаковых прямоугольников. Затем складываем из них по схеме треугольный модуль (приложение 6).
Для лебедя нам потребуется 458 белых бумажных треугольников и 1 красный (можете заменить его оранжевым или желтым) для клюва. Для того, чтобы моим одноклассникам было понятно, как из готовых модулей собрать лебедя мы с мамой сфотографировали последовательность сборки лебедя (приложение 7).
Мы с ребятами уже начали складывать модули, и когда все сделают нужное количество мы по фотографиям, последовательно соберем лебедя в технике модульного оригами.
7.Вывод.
1.В ходе своей работы я исследовала свойства бумаги. Выяснила, что:
-бумага непрозрачный материал,
-бумага легко режется и мнется,
-бумага впитывает влагу,
-бумага легко воспламеняется и быстро горит.
-бумага легко сгибается и сохраняет линию сгиба,
2.Изучила историю возникновения оригами.
3.Изучила основные виды оригами, процесс и технологию работы в
технике модульного оригами;
4.Провела анкетирование в классе и анализ ответов. Организовала своих одноклассников для изготовления модели лебедя.
5. Изготовила поделку-образец и сделала фотографии сборки лебедя в технике модульного оригами;
А также во время занятий модульным оригами сделала выводы, что:
-развивается мелкая моторика пальцев;
-развивает пространственное воображение
-учит читать схемы, учит следовать точным инструкциям;
-развивает уверенность в своих силах и способностях
-стимулирует развитие памяти, хочется запомнить как можно больше последовательных шагов на память;
-развивает творческие способности;
-стимулирует создание игровых ситуаций - с созданными изделиями можно играть;
-расширяет коммуникативные способности, общее интересное дело сближает!
8.Заключение.
Работа в технике оригами очень кропотливая и трудоемкая, но результат стоит потраченного времени и сил. И не всегда всё сразу получается…. Стоит только выбрать подходящий материал и найти время. Это прекрасные игрушки, бумага экологически безопасна, а многообразие моделей поражает. Оно практически безотходное и безвредное, т.к. бумага изготовляют из натуральной древесины.
Изделие оригами всегда может стать сувениром или подарком сделанным своими руками, главное, что в такой подарок вы вкладываете свое время и положительные эмоции. Это ни за что не купить.
И я хочу сказать огромное спасибо маме, папе, брату за то, что они помогают мне создавать эти поделки. Ведь для них нужно много модулей и бумаги. Так для пары лебедей требуется около тысячи модульных треугольников, а бумаги ушло около 58 листов формата А4. Несколько вечеров мы всей семьёй делаем модули для поделки, а затем наступает самое интересное - «бумага оживает»!
Лично для меня оригами стало новым увлечением, которое поглотило меня с головой!!!
Приложение 6
Теперь будем делать модули для лебедя. Полученные нами прямоугольники складываем пополам.
Сгибаем и разгибаем, чтобы наметить линию середины. Поворачиваем горой к себе.
Сгибаем края к середине.
Переворачиваем.
Поднимаем края вверх.
Загибаем уголки, перегибая их через большой треугольник.
Разгибаем.
Снова складываем маленькие треугольники по намеченным линиям и поднимаем края вверх.
Сгибаем пополам.
Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.
Приложение 7.
Делаем первые два ряда. Расположите три модуля как показано на картинке.
Вставим уголки двух треугольных модулей в кармашки третьего. Получится вот такая конструкция.
Приготовим еще два модуля и вставьте их в конструкцию
3. В том же стиле подсоединяем новые два модуля. Но такая конструкция довольно неустойчивая и может очень просто развалиться. Чтобы все получилось как надо, вам следует собирать сразу три ряда.
4. Добавляем третий ряд и делаем конструкцию еще крепче.
Должна получиться вот такая конструкция. Один ее ряд сделан из 30 модулей.
5. Также как вы сделали третий ряд, сделаем четвертый и пятый.
6. Теперь надо аккуратно двумя пальцами взять всю конструкцию и нажать на ее середину большими пальцами, чтобы она вывернулась
7. Теперь согните вверх края конструкции, чтобы получилась форма, показанная на картинке.
Вот как это смотрится сбоку.
А вот как это выглядит снизу.
8. Надеваем 6-й ряд модулей, тем же образом, что и ранее
9. Когда начнется 7-й ряд, приготовьтесь делать вашему бумажному лебедю крылья. Сначала вам нужно прикрепить к конструкции 12 модулей восьмого ряда. Далее пропустите два модуля и прикрепите еще 12 модулей. Там, где вы пропустили 2 модуля, будет находиться шея, а на другом пустом участке вы построите хвост.
10. Начинаем строить 9-й ряд, уменьшая каждое крыло лебедя на один треугольник.
11. Продолжаем строить крылья, уменьшая ряд на один модуль до тех пор, пока не останется один модуль.
12. Делаем хвост лебедя, также уменьшая ряд на один модуль.
13. Делаем шею и голову. Приготовим19 белых и 1 красный модуль, в котором нужно склеить уголки, чтобы получился клюв. Чтобы сделать шею, вначале нужно два модуля расположить, как показано на картинке, а потом вставить уголки одного модуля в кармашки другого
Далее собираем в том же стиле шею лебедя. При сборке попробуем выгнуть конструкцию крючком.
14. Последний штрих - надо насадить шею на оставшиеся два угла между крыльями лебедя.
Вот и все!
Приложение 3.
1. Стрелки
- Согнуть на себя
- Согнуть от себя
- Перегнуть на себя (согнуть и разогнуть)
- Перегнуть от себя
- «Складка-молния» (сочетание складок «долина» и «гора»)
- «Двойная складка-молния» (с двумя слоями бумаги)
- Перевернуть на другую сторону
- Повернуть в одной плоскости
- Раскрыть
- Тянуть
- Завернуть
2. Линии
- Линия сгиба «Долина»
- Линия сгиба «Гора»
- Линия после перегиба
- Невидимая линия
3. Знаки
- Увеличение изображения
- Надавить, вогнуть
- Точка для отметки пересечения линий, краев и т.д.
- Держать здесь
- Следующее действие - вид отсюда
- Прямой угол
- Повторить действие 1 раз
- Равные отрезки
- Равные углы
Приложение 4.
Анкета.
1. Каким видом творчества ты занимаешься?
2. Сколько времени ты посвящаешь своему хобби?
3. Что ты слышал(а) о модульном оригами?
4. Занимаешься ли ты модульным оригами, хотел(а) бы попробовать
Список использованной литературы
Гончаров В.В. Модульное оригами. М. Айрис, 2009 г.
http://all-origami.ru/
http://samodelki.com.ua/node/1556
http://yourorigami.info/tag/istoriya-origami
http://www.origami-school.narod.ru/page_03.htm
http://stranamasterov.ru/technics
25