БРЕНД И СТИЛЬ ТИЛЬДА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БРЕНД И СТИЛЬ ТИЛЬДА

Ахметшина К.Ф. 1
1
Гимаева М.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Немало разных кукол есть на свете,

Глаза их удивления полны.

И верим мы, что куклы тоже дети,

Но только сказочной страны.

Введение

Все дети любят играть с игрушками. У меня много игрушек, но больше всего я люблю играть с куклами, потому что куклу можно по-разному причесывать, стричь, красить ей волосы и лицо, можно наряжать, шить им одежду, заботиться о них, любить. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья, и помощники. В моих играх кукла – это и подружка, и сестра, и дочка. До недавнего времени это были современные куклы, которые мне дарили или покупали родители.

В прошлом году на день рождение мне подарили очень необычную куклу. Она сильно отличается от фабричной, но мне она очень понравилась. Такой забавной куклы у меня еще не было. А главное, я узнала, что кукла сделана руками, а не машинами. И мне тоже захотелось научиться делать такие куклы. Ведь куклы, сделанные своими руками индивидуальны в своем роде. У каждой из них свой характер, своя история, свое имя. Они неповторимы! Самодельные куклы и забавные зверушки вбирают в себя частичку души своего создателя. И вот я решила попробовать собрать побольше информации и сшить куклу Тильда сама.

Цель исследования: познакомиться с историей кукол и изготовить куклу в стиле Тильда.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. исследовать и проработать литературу по данной теме;

  2. выяснить откуда в Россию пришла кукла Тильда;

  3. рассмотреть особенности изготовления куклы Тильда;

  4. провести анкетирование;

  5. взять интервью;

  6. посетить салон-студию авторских изделий «Мир творчества и красоты» в г. Туймазы, Дворец Детского Юношеского творчества.

  7. провести мастер-класс по изготовлению куклы Тильда среди одноклассниц.

Объект исследования: тряпичные куклы, сделанные своими руками.

Предмет исследования: норвежская кукла Тильда.

Методы:

  1. изучение специальной литературы;

  2. наблюдение;

  3. анкетирование, проведение опроса;

  4. интервьюирование;

  5. фотографирование;

  6. проведение мастер-класса по изготовлению куклы Тильда с целью привития интереса к тряпичным куклам, сделанным своими руками;

  7. сравнение полученных результатов.

Гипотеза. Предполагаем, что создание куклы в стиле Тильда, развивающая и многогранная работа, не стоит пожалеть на это силы.

Источники информации: книги, интернет, консультация учителя.

Практическая значимость. Такая кукла может стать замечательным подарком к любому празднику, как детям, так и взрослым, а также украсит своим присутствием любой уголок дома.

Глава I. Страница истории

I.1. История появления кукол

Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. [7, с.61]

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет, которых археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон в области моды. В это время появляются фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

В середине XIX века начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. [12, с. 89]

Революцию в кукольной промышленности совершил абсолютно новый материал – пластик. И, когда в 1959 году Барби появилась на свет, никто не мог представить, что она станет самой известной куклой в мире. Придумала и разработала Барби обычная женщина, которая работала стенографисткой в американской компании – Рут Хендлер. Куклу она назвала в честь дочери Барбары. [11, с. 168] Барби была придумана как модель для демонстрации мод, и покорила весь мир (приложение 1)

Н а Р у с и к у к л ы с л у ж и л и о б р я д о в ы м с и м в о л о м у ч а с т в о в а л и в м а г и ч е с к и х з а к л и н а н и я х. С ч и т а л о с ь, ч т о п р и и з г о т о в л е н и и о б р я д о в ы х к у к о л н е д о п у с т и м о и с п о л ь з о в а т ь к о л ю щ и е и р е ж у щ и е п р е д м е т ы, к о т о р ы м и ч е л о в е к м о г п о р а н и т ь с я. П о э т о м у т р я п о ч к и и н и т к и д л я б у д у щ и х к у к о л н у ж н о б ы л о н е р е з а т ь, а р в а т ь. [1, с. 89] К у к л а м п р и п и с ы в а л и с ь р а з л и ч н ы е в о л ш е б н ы е с в о й с т в а: о н и м о г л и з а щ и т и т ь ч е л о в е к а о т з л ы х с и л, п р и н я т ь н а с е б я б о л е з н и и н е с ч а с т ь я, п о м о ч ь х о р о ш е м у у р о ж а ю. М н о г и е к у к л ы – т а л и с м а н ы б е р е ж н о х р а н и л и с ь в с е м ь е, п е р е д а в а л и с ь и з п о к о л е н и я в п о к о л е н и е в м е с т е с т р а д и ц и о н н ы м и п р и е м а м и и х и з г о т о в л е н и я.

С а м а я р а с п р о с т р а н е н н а я д е т с к а я и г р о в а я к у к л а - "с т р и г у н к а". Д е л а л а с ь о н а и з с т р и ж е н о й т р а в ы. К о г д а ж е н щ и н а у х о д и л а в п о л е, о н а б р а л а р е б е н к а и, ч т о б ы о н м о г и г р а т ь с ч е м –т о, д е л а л а е м у к у к л у и з т р а в ы (п р и л о ж е н и е 2). Ч а с т о т а к у ю к у к л у и с п о л ь з о в а л и и в л е ч е б н ы х ц е л я х.К о г д а р е б е н о к б о л е л, т о в т а к у ю к у к л у в п л е т а л и л е ч е б н ы е т р а в ы. А к о г д а р е б е н о к и г р а л с н е й, т о з а п а х т р а в ы о к а з ы в а л л е ч е б н о е д е й с т в и е н а н е г о. [7, с. 46]

С а м а я з н а м е н и т а я р у с с к а я к у к л а – м а т р е ш к а б ы л а с о з д а н а в 90-х г о д а х X I X в е к а т о к а р е м - и г р у ш е ч н и к о м З в е з д о ч к и н ы м В.П., и р а с п и с а н а о н а б ы л а х у д о ж н и к о м М а л ю т и н ы м С.В. В с е г о з а н е с к о л ь к о л е т м а т р е ш к а с т а л а о ч е н ь п о п у л я р н а в Р о с с и и. В 1900 г о д у о н а п о л у ч и л а м е д а л ь и м и р о в о е п р и з в а н и е н а В с е м и р н о й в ы с т а в к е в П а р и ж е (п р и л о ж е н и е 3). [5, с. 256]

Н а н е е н е в л и я е т в р е м я, она н а х о д и т с в о й п у т ь к с е р д ц а м д е т е й,в з р о с л ы х. В н а ш и д н и п р о м ы ш л е н н о е п р о и з в о д с т в о к у к о л д о с т и г л о н е и м о в е р н о г о р а з в и т и я. К у к л а с т а л а н е о т ъ е м л е м о й ч а с т ь ю н а ш е й п о в с е д н е в н о й ж и з н и, н е к и м н а п о м и н а н и е м о д е т с т в е и л и п р о с т о к р а с и в ы м а к с е с с у а р о м, п р е д м е т о м и н т е р ь е р а.

У современных детей очень много самых разных игрушек, часто даже слишком много. Фантазия и находчивость производителей игрушек просто поражает – стоит лишь зайти в игрушечный магазин, как глаза сами начинают разбегаться от изобилия, красочности и разнообразия! Интересно, что многим сегодня наскучили гламурные Барби, Тачки, Шрек. Дети, а также их родители, иногда выбирают игрушки более оригинальные и самобытные. К таким игрушкам можно причислить игрушки Тильды. Что же это такое?

I.2. История норвежской куклы Тильда

Кукла Тильда – плод воображения и мастерства норвежской рукодельницы Тоне Финнангер. Вероятно, когда норвежка сшила свою первую куклу, она и представить себе не могла, что положила этим начало так называемой тильдомании.

Тильда очень популярна сегодня по всему миру. Фан-клубы Тильды есть в Бразилии, и в России, вся Европа буквально «болеет» Тильдой. Книги о Тильде переводятся уже на восточные языки: китайский, корейский. В чем же секрет её успеха?

Тильда – это игрушка, дизайн которой разработала норвежская художница Тоне Финнангер (Tonne Finanger), имеющая образование в области графического дизайна и искусства (приложение 4). Первая ее работа под брендом «Тильда» появилась в 1999 году, когда художнице было 25 лет. [3, с. 35]

Любовь к рукоделию Тоне Финнангер привили бабушка и дедушка еще с детства. Дедушка был профессором биологии, они часто конструировали из бумаги и папье-маше различные предметы. А бабушка (для Тони она символ женской элегантности) научила её разбираться в тканях, правильно работать с ними.

У Тоне с детства была способность к рисованию, она посещала художественную школу, затем получила профессию дизайнера интерьера. В то время девушка мечтала о том, что будет изготавливать кукол и декорации для мультиков. Но после окончания университета Тоне Финнангер с мамой уехала из столицы Осло в маленький городок у моря, где Тоне стала работать в магазине по продаже товаров для рукоделия. Именно погрузившись в мир рукоделия, Тоне придумала своих милых персонажей.

То, что бренд назван Тильда, получилось не случайно. В семьей у Тоне была традиция на кроткие имена, начинающиеся на букву «Т». И ей захотелось, чтоб и бренд начинался с этой буквы. Тоне просто выписала все имена на букву «Т» и Тильда ей понравилась больше всего.

В 1999 году Тони Финнангер начала сотрудничество с двумя книжными издательствами и открыла свой первый магазин под торговой маркой «Тильда» (Tilda). В 2000 году заключив договор с Panduro Hobby, начала выпускать собственную продукцию. И книги, и товары имели большой успех, и Тильда стала основной работой автора [13].

I.3. Особенности изготовления куклы Тильда

Тильда очень проста в изготовлении. И это – одна из причин нё оглушительного успеха. Шить кукол вручную или использовать для этого швейную машинку – не принципиально. При создании Тильды используют натуральные хлопчатобумажные, льняные или шерстяные ткани. Рисунок ткани для одежды может любым, но обязательно мелким.

Набивают игрушки в основном синтепоном или холлофайбером. Ножки кукол-барышень иногда прошивают по линии колен – такие ножки будут сгибаться, а их обладательницы смогут сидеть даже, положив ногу на ногу. Но важно помнить, что ножки в районе бедер не нужно набивать плотно, иначе они не будут сгибаться в коленках! После набивки незашитые части зашивают потайным швом.

Волосы куклы Тильда изготавливают из пряжи. Для характерной тильдовской прически подойдет плюшевая пряжа.

Что выделяет среди иных игрушек Тильд? А то, что у Тильд имеются маленькие точки глазки и румянец на их щечках. Глазки вышивают французскими узелками, или пришивают маленькие темные бусины, или рисуют акриловыми красками. Обязательный для этих кукол румянец также наносят красками, либо обычными сухими румянами. Еще Тильды объединяет то, что они шьются из аналогичных материалов и имеют аналогичный способ пошива.

Еще одна особенность Тильд – это цвет «кожи». Настоящая Тильда должна выглядеть загоревшей девушкой. Для этого используют ткани подходящего цвета, или специально окрашенные. [3, с. 178] Покрасить ткань для тела Тильды можно обычной чайной заваркой или растворимым кофе. Кусок ткани, который пойдет на тело куклы десять минут кипятят в красителе и высушивают. Иногда красят уже готовую игрушку. Тогда раствор чая (кофе) делают густым, а для закрепления добавляют в него немного клея ПВА. Но в этом случае все пришивные детали, глаза, украшения, нужно пришивать после окрашивания куклы.

Тильда может стать прекрасным развивающим пособием для малышей годовалого возраста и старше – просто набейте часть игрушки чем-либо покрупнее. Подойдут бусины из пластика или дерева. [8, с. 95] Как известно, крохам крайне полезно щупать пальчиками бусинки и другие мелкие предметы – это помогает развивать моторику рук. Подобная «пальчиковая зарядка» является эффективным средством, развивающим речь и мозг!

Невероятно, но Тильды могут стать даже полезными для здоровья, если использовать их в качестве подушечек-саше. В набивной материал можно добавить палочку корицы, стручок ванили, сушеную цедру цитрусовых фруктов, веточку лаванды. Можно просто набить Тильду смесью ароматных сухих травок (мятой, мелиссой, липой, чебрецом). Такую игрушку рекомендуется брать с собой в постель – с нею сон станет крепким и полезным, не будет проблем с засыпанием.

С момента своего рождения и до сегодняшнего дня Тильда сильно менялась. На её облик оказали влияние художники из разных стран. Сегодня Тильда это не только изящная барышня. В техники куклы Тильда изготавливаются и очаровательные толстушки, и забавные малыши, и всевозможные зверушки (вплоть до кенгуру и дракончиков). Есть Тильды в виде пряников, цветочков, рождественских леденцов, снеговиков… Словом, облик Тильды можно придать абсолютно любому сувениру или игрушке. Все они очень разные. Но вместе с тем их не спутаешь, ни с одной другой текстильной игрушкой.

Выводы по I главе

Изучив литературу и интернет источники, я узнала, что кукла всегда была первой среди игрушек. Первая кукла появилась в эпоху первобытной истории. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные и обереговые цели. Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с обрядами.

Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась с развитием общества, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых.

Также я узнала, что кукла Тильда пришла к нам в Россию из замечательной страны Норвегии. Дизайн разработала норвежская художница Тоне Финнангер, еще я узнала об особенностях изготовления и применении куклы Тильда.

Глава II. Норвежское чудо – очаровательные Тильды

II.1. Анкетирование

Для того чтобы выяснить отношение девочек нашей школы к необычным куклам Тильда мы решили провести анкетирование.

В нем приняли участие 39 девочек из начальных классов.

Им было предложено ответить на такие вопросы (приложение 5).

Все 100 % опрошенных играли или играют в куклы, т.е. мы выяснили, что кукла была и остается самой популярной игрушкой среди девочек.

Анализируя ответы на вопрос о том, в какие куклы играют девочки, мы выяснили, что наиболее популярными среди 41 % девочек являются куклы Барби и среди 29 % Монстр Хай.

В беседе выяснилось, что с русской тряпичной куклой знакомы 78 % девочек, а о кукле Тильда девочки имеют ограниченные знания по истории и технике её изготовления. И с удовольствием хотели бы научиться создавать такие куклы (приложение 6).

Проанализировав все вопросы в анкетах, мы пришли к выводу, что создатели кукол забыли о воспитательной роли кукол и перенесли желание современных людей быть успешными, стремление к комфорту и развлечениям в мир детей.

II.2. Мастер класс Тильда Кофейная фея

Для того чтобы выполнить куклу Тильда мы решили узнать есть ли у нас в городе кружок или направление по изготовлению кукол своими руками. Мы посетили салон-студию авторских изделий «Мир творчества и красоты» в г.Туймазы (приложение 7). И узнали, что в студии можно приобрести подарки ручной работы на любой вкус. Товары для творчества и рукоделия. И записаться на мастер-класс: вышивка лентами, декоративная флористика, декупаж, мыло ручной работы, но мастер-класса по кукле Тильды нет, так как у них нет хорошего специалиста по пошиве этой куклы.

Поэтому мы решили обратиться к моей тёте, которая подарила мне эту куклу, которая занимается этим хобби уже более 4 лет (приложение 8).

Готовим необходимые материалы. Ткань на тело (у нас бежевый лен, можно взять бязь, хлопок, главное натуральную ткань телесного цвета, а также можно покрасить ткань для тела Тильды обычной чайной заваркой или растворимым кофе), ткань на платье (хлопок), ткань на крылья (белый ситец или бязь), кусочек синтепона для крыльев, синтепон для набивки, нитки в тон тканям, кусочек белого фетра для обуви, пряжа для волос (буклированая), ленты – кружева – тесьма – пуговки для декорирования, мешковина, кофе в зернах.

Распечатываем выкройку, склеиваем листы, совмещая линии.

Вырезаем выкройку, кладем на ткань (долевая нить идет вертикально), обводим карандашом или ручкой, учитывая припуски шва! (5 – 7 мм!)

Не забываем – ножки две, руки тоже!

Обтачиваем каждую деталь по намеченной линии. По выпуклым –вогнутым линиям не пытаемся пролетать с разбегу, а останавливаемся, иголка внизу, в ткани, поднимаем лапку, поворачиваем ткань руками, опускаем лапку. Делаем несколько стежков, снова поворот вручную. Длина стежка 2 – 2,5 мм. Не больше.

Вырезаем. Оставляем припуск шва 5 – 7 мм. На выпуклых линиях – 2 – 3 мм. На вогнутых (ОБЯЗАТЕЛЬНО) делам рассечки перпендикулярно шву, не доходя до него 1,5 – 2 мм. Кончиками ножниц! Это необходимо сделать для того, чтобы легче вывернуть деталь на лицевую сторону. При этом швы будут гладкими без неровностей с лицевой стороны. Выворачиваем.

Заполняем туловище синтепоном. Равномерно распределяем наполнитель по деталям рук и ног.

Набиваем все детали, плотно и ровно. Пришиваем ножки, подогнув низ тела и вложив ножки внутрь (внимательно, не перепутать правую и левую), потайным стежком.

Подогнем верх ручки внутрь и пришьем их к телу (тоже потайным стежком).

Подгибаем низ платьица, пришиваем кружево. Шьем фартучек (прямоугольник из белой бязи). Декорируем по своему желанию.

Крылышки. Обтачиваем их на машинке. Оставляем отверстие для выворачивания. Выворачиваем (с помощью китайской палочки). Расправляем. Заполняем синтепоном. Зашиваем потайным стежком отверстие для выворачивания. Прокладываем строчки, имитирующие перышки. Готово!

Одеваем платье на куколку. Подгибаем внутрь низ рукава и припуск горловины. Подшиваем потайным стежком.

Пришиваем кружево. Одеваем фартучек. Рисуем глазки черной акриловой краской.

Прическа. Намотаем буклированую пряжу на книжку или картон или (как у нас) деталь от конструктора. Витков 20. Перевяжем прочной ниткой в двух местах (с расстоянием 2 – 3 см.), концы ниток не обрезаем.

Разрежем посередине (между завязанными нитками).

Уберем деталь, на которую наматывали – вот что вышло.

Проложим строчку посередине будущей прически.

Пришьем к голове, имитируя волосы, расчесанные на пробор.

Притянем к голове, имитируя волосы, расчесанные на пробор.

Притянем ниткой к голове волосы с двух сторон. Закрепим несколькими стежками. Кукла уже с хвостиками.

Подвернем внутрь хвостики, завяжем теми нитками, которые оставляли длинными в самом начале. Спрячем их иголкой в прическу.

Девушка с прической. Можно подлиннее, можно покороче.

Делаем обувь. Из фетра вырезаем подошву и перекладину тапочки. Берем кофейное зернышко. Пришиваем к ножке. Перекладину вокруг ножки, потом подошву сзади и приклеиваем кофейное зернышко.

Пришиваем к спинке крылья. Белой ниткой, мелкими стежками.

Шьем мешочек. Внутрь можно положить кофейные зерна или ложку молотого кофе, завернув в синтепон. Завязываем ленточкой.

На мешочке можно акриловой краской нарисовать соответствующую картинку.

Пришиваем мешочек с кофе в ручки фее. Накладываем румяна на щеки. Фея готова украсить кухню и подарить ей аромат кофе!

II.3. Тильда Манекен

Затем мы посетили Дворец Детского Юношеского творчества (ДДЮТ) (приложение 9). Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников и дошкольников: изготовление поделок, студии изобразительного, театрального искусства, музыкальные, спортивные кружки, для дошкольников подготовка к школе, а также есть кружок под названием «Волшебный мир кукол» где девочки изготавливают кукол своими руками, в том числе и куклу Тильда.

Мы провели интервью с руководителем этого кружка Вачаевой Ульяной Александровной и узнали, что данный кружок существует уже 3 года. Изготовление кукол Тильда очень трудоемкая работа и поэтому данный кружок посещают девочки в возрасте 10 – 14 лет.

В ходе беседы мы узнали много нового и интересного о самой кукле и о технике её изготовления (приложение 10)

Увидев мое желание сшить куклу самой Вачаева Ульяна Александровна поделилась своей выкройкой и по которой мы сшили Тильду Манекен сами и у нас получилось (приложение 11).

Для пошива Тильды мне понадобились такие материалы:

- Ткань хлопок, лента атласная в тон ткани, бежевая ткань, подставка для куклы деревянная, синтепон, бусины – 3 шт., белая ткань хлопок, нитки в тон ткани, ножницы, иголка, булавки.

Распечатываем выкройку с помощью принтера (формат А 4).

Вырезаем выкройку по контуру.

Подготовим ткань розовую и отрезок ткани бежевой для тильда манекена.

Согласно выкройке обрезаем отрезки ткани с запасом. Скалываем лицом к лицу розовый отрезок с телесным. Скалываем их булавками.

Прошиваем. Отворачиваем детали на лицо и проглаживаем их утюгом.

Складываем лицом к лицу оформленные отрезки ткани.

Затем поверх ткани распределим бумажную выкройку тильда манекена. Приколем его булавками. Аккуратно в совмещении выкройки с тканью в месте соединения двух видов ткани.

Обводим выкройку с помощью простого карандаша.

Прошиваем. Не застроченными оставляем лишь места в нижней части манекена, (на рисунке они показаны бамбуковыми палочками).

Вырезаем согласно контуру с припусками ткань.

Делаем надрезы ко шву кончиками ножниц, осторожно, чтобы не прорезать сам шов.

Работаем сейчас с не застроченными местами. Скалываем их булавками. Ручными стежками зашиваем края, а низ оставляем еще не зашитым для наполнения. Выворачиваем основу с помощью бамбуковой палочки на лицевую сторону.

Наполняем манекен синтепоном достаточно плотно, чтоб он держал хорошо форму.

Подготовим ленту для манекена. Конец ее прикалываем к основе на место шва соединения тканей.

Формируем «волны» и фиксируем их булавками. Затем ручными стежками на местах фиксирования наносим закрепки.

Белую ткань сложим лицевой стороной вовнутрь в два слоя. Поверх нее распределим выкройку крыльев. Приколем ее булавками.

По обведенной линии наносим машинную строчку. Оставим внизу место не застроченным для наполнения детали. Вырезаем крылья с припусками. Делаем надрезы ко шву. При помощи бамбуковой палочки выворачиваем крылья на лицевую сторону.

Наполняем крылья синтепоном и зашиваем не застроченное место ручными стежками.

Прикалываем булавкой крылья к спинке манекена.

По серединке пришиваем к крыльям бусинку.

Вот так крылья красиво фиксируются, и это место прикрывается бусинкой в тон ткани.

Подготовим подставку для манекена.

Вставляем ее в центр манекена и зашиваем ручными стежками нижнее отверстие.

Подготовим две бусины для декора верхушки тильда манекена.

Пришиваем их по величине и туго закрепляем стежки.

Моя красавица готова украшать интерьер моей комнаты!

Как оказывается на самом деле, постичь науку создания маленьких красавиц совсем не сложно.

II.4. Мастер класс для одноклассниц Тильда толстушка-купальщица

Если у меня получилось самой сшить куклу Тильда, почему бы не научить других.

При анкетировании девочки проявили большой интерес к куклам Тильда. И мне захотелось провести мастер класс для девочек. С ними мы решили сшить Тильду толстушку – купальщицу (приложение 12).

Для изготовления куклы нам понадобится:

  1. Выкройка.

  2. Ткани для тельца («загорелый лен»), хлопок для купальника и шапочки, флис для полотенца.

  3. Инструменты: деревянная палочка для суши, которой мы будем набивать куклу, иглы, булавки, ножницы.

  4. Материалы для отделки, декорирования: атласная лента для купальника, розочка из атласной ленты для декора шапочки.

  5. Наполнитель: синтепон.

  6. Волосы для прически: буклированая пряжа.

Так как шитье Тильды это трудоемкая и долгая работа мы заранее приготовили заготовки дома.

Складываем ткань пополам, сразу из трех отрезков ткани: верхний для головы, средний – для купальника и нижний для ножек.

Перед раскроем три отрезка нужно стачать между собой.

Сначала раскраиваются и стачиваются голова и туловище. Ноги делаются в последнюю очередь. Раскладываем на ткани выкройку, не забывая о направлении долевой нити. Обводим выкройку. Особое внимание следует уделить «вредным» местам – это все места скругления – ступни, ладошки, шея и голова, носик.

Стачиваем детали на швейной машинке.

В местах скругления припуски нужно рассечь или вырезать треугольники, не доходя до шва как минимум 1 мм.

Оставляем свободным отрезок на спинке куклы! Через него мы будем наполнять куклу синтепоном.

Ручки шьются параллельно.

Раскрой ножек: после стачивания деталей головы и тельца разворачиваем нашу будущую куклу таким образом, чтобы швы оказались спереди и сзади.

Совмещаем нижний шов – заднюю часть с передней. Намётываем. Получившиеся 2 нижних отрезках льна промётываем по периметру. Накладываем выкройку ножек. Прикрепляем её булавками к ткани. Обводим карандашом. Стачиваем ножки.

Используя деревянную палочку для суши, выворачиваем все детали на лицевую сторону. Набиваем синтепоном.

Пришиваем ручки потайным швом в районе предполагаемых плечевых суставов.

Пришиваем у шеи бантик из атласной ленты.

Шапочку выкраиваем, сложив ткань в 2 слоя. Прошиваем, выворачиваем. Декорируем. Вырезаем полотенце. Скручиваем в рулончик, положить его под левую ручку куклы и пришить к телу.

Из буклированой пряжи делаем волосы кукле. Вышиваем глазки, используя нитки х/б мулине. Наводим румянец на щечках.

Вот и всё! Наша красавица, не успев родиться, уже спешит на пляж поддержать свой золотистый загар и окунуться в море)))

Итогом мастер класса стала выставка моих работ и работ класса (приложение 13). И после мастер класса я свою любимую куклу подарила соей подружке из класса. Очень ей понравились куклы Тильда.

И для тех, кто заинтересовался моей работой, мы создали брошюру, при помощи которой можно научиться шить куклу Тильда.

II.5. Экономический расчет

Я посетила в нашем городе магазины детских игрушек, изучила ассортимент кукол. Обратила внимание, что на прилавках много кукол из Китая. Покупателей этих кукол привлекает низкая цена и яркая раскраска. Есть куклы из пластмассы, резины, что небезопасно. Но текстильных кукол нет. Выяснила, что больше всего покупают куклы Барби, пупсов (приложение 14).

Тогда я направилась в магазины, где продают изделия ручной работы, там кукла Тильда стоит от 650 рублей (приложение 15). Мне же она обошлась в несколько раз дешевле (всего 155 руб.).

Расчет себестоимости куклы представлен в виде таблицы (приложение 16).

Кукла может стоить еще дешевле, если брать куски ткани, бывшие в употреблении.

Выводы по II главе

Для того чтобы выяснить отношение девочек нашей школы к куклам Тильда, мы провели анкетирование и выяснили, что девочки имеют ограниченные знания о кукле Тильда. Но она их очень заинтересовала.

Мы посетили салон-студию авторских изделий «Мир творчества и красоты». И выяснили, что там мастер-класса по пошиву куклы Тильда нет. Тогда мы обратились к моей тете, которая занимается этим хобби более 4 лет, с просьбой провести мастер-класс. Вместе с ней мы сшили куклу Тильда Кофейная фея.

Затем мы посетили Дворец Детского Юношеского Творчества. Там мы узнали о существовании кружка «Волшебный мир кукол». Провели интервью с руководителем этого кружка, которая поделилась своей выкройкой, и я сама сшила куклу Тильда Манекен. И у меня получилось очень даже не плохо. А еще моя кукла вышла мне намного дешевле чем магазинная.

И тогда я решила сама научить девочек шить куклы Тильда. И мы провели мастер-класс среди одноклассниц.

Заключение

Таким образом, гипотеза подтвердилась, что создание куклы в стиле Тильда, развивающая и многогранная работа, не стоит пожалеть на это силы.

Изучив литературу и интернет источники, я узнала, что кукла всегда была первой среди игрушек. Первая кукла появилась в эпоху первобытной истории. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные и обереговые цели. Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с обрядами.

Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась с развитием общества, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых.

Также я узнала, что кукла Тильда пришла к нам в Россию из замечательной страны Норвегии. Дизайн разработала норвежская художница Тоне Финнангер, еще я узнала об особенностях изготовления и применении куклы Тильда.

Для того чтобы выяснить отношение девочек нашей школы к куклам Тильда, мы провели анкетирование и выяснили, что девочки имеют ограниченные знания о кукле Тильда. Но она их очень заинтересовала.

Мы посетили салон-студию авторских изделий «Мир творчества и красоты». И выяснили, что там мастер-класса по пошиву куклы Тильда нет. Тогда мы обратились к моей тете, которая занимается этим хобби более 4 лет, с просьбой провести мастер-класс. Вместе с ней мы сшили куклу Тильда Кофейная фея.

Затем мы посетили Дворец Детского Юношеского Творчества. Там мы узнали о существовании кружка «Волшебный мир кукол». Провели интервью с руководителем этого кружка, которая поделилась своей выкройкой, и я сама сшила куклу Тильда Манекен. И у меня получилось очень даже не плохо. А еще моя кукла вышла мне намного дешевле, чем магазинная. Моя кукла оживила интерьер моей комнаты и порадовала меня и мою семью.

И тогда я решила сама научить девочек шить куклы Тильда. И мы провели мастер-класс среди одноклассниц.

Быть может быть модельером для кукол это ступенька в будущую профессию.

Если у Вас еще нет любимого занятия, присмотритесь к Тильдам. Изготовление таких кукол доставит Вам истинное удовольствие.

Работа окончена, но интерес не утрачен, и мой кукольный уголок постоянно пополняется куклами, изготовленными в подарки на радость всем.

А для тех, кто заинтересовался моей работой, мы создали брошюру, с помощью которой можно научиться шить куклы Тильда.

Список использованной литературы

  1. Агапова И.С. Куклы на Руси. – М., «Лада», 2006

  2. Гайровонская Г.А. Все о куклах // Читаем, учимся, играем. – 2001 № 2

  3. Тоне Финнангер. Герои волшебных сказок. Перев. И.Голыбина на рус.яз. – М., Арт-Родник, 2013

  4. Гончарова Г.А. Рукоделие. – М., Вече, 1999

  5. Горичева В.С. Куклы. – Ярославль, Академия развития, 1999

  6. Дайн Г.А. Игрушечных дел мастера. – М., Просвещение, 1994

  7. Дайн Г.А. Русская тряпичная кукла. К-ра, традиции, технология. –М., К-ра и традиции, 2007

  8. Детям куклы / Пер. с ит. – М., Ниола-Пресс, 2012

  9. Зимина М. Энциклопедия для девочек. – С.Петербург, Респект, 1999

  10. Куклы мира / Ред. группа: Е.Ананьева, Т.Евсеева. – М., Аванта + 2005

  11. Юрина Н.Г. Куклы. – М., Слово, 2002

  12. Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Игрушки // авт.сост. Н.Г.Юрина. – М., АСТ, 1999

  13. http://www.tilda-mania.ru/

  14. http://www.tildasworld.com/

Приложение 1

Создательница куклы Barbie – Рут Хэндлер

Одна из первых кукол Barbie

Приложение 2

Кукла «стригунка»

Приложение 3

Самая первая матрешка в России

Токарь-игрушечник В.П..Звездочкин, художник С.В.Малютин

Матрешка традиционная

Приложение 4

Тоне Финнангер (Tonne Finanger), норвежская художница, которая разработала кукол Тильда

Приложение 5

Вопросы для анкетирования

  1. Любите ли вы играть в куклы?

  2. В какие куклы предпочитаете играть?

  3. Знакомы ли вы с Норвежской куклой Тильда?

  4. Знакомы ли вы с русской тряпичной куклой?

Приложение 6

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Приложение 7

Посещение салона-студии авторских изделий «Мир творчества и красоты» в г.Туймазы

Приложение 8

Мастер-класс Тильда «Кофейная фея»

Приложение 9

Посещение Дворца Детского Юношеского творчества (ДДЮТ)

Приложение 10

Посещение кружка в ДДЮТ «Волшебный мир кукол»

Руководитель: Вачаева Ульяна Александровна

Приложение 11

Тильда Манекен

Приложение 12

Мастер класс среди одноклассниц Тильда толстушка-купальщица

Приложение 13

Выставка моих работ в школе

Приложение 14

Магазин детских игрушек «Бегемотик»

Приложение 15

Салон – студия «Мир творчества и красоты» (кукла Тильда стоит от 650 руб.)

Приложение 16

Экономический расчет куклы Тильда Манекен

№ п/п

Наименование используемых материалов

Стоимость

(руб.)

Расход материала на изделие

Общая стоимость

(руб.)

1.

Ткань:

- хлопок цветной

- бежевая ткань

- Ситец белый

- Синтепон

230

250

0 (из домашних запасов)

0 (из домашних запасов)

20 см

10

10 см

10 см

46

25

0

0

2.

Лента атласная 5 мм

2

2 м

4

3.

Бусины

1

50 шт.

50

4.

Подставка для кукол деревянная

0 (сделал папа)

1 шт.

0

5.

Нитки в тон ткани

Булавки

Ножницы, иголка

0 (из домашних запасов)

30

из домашних запасов

3 катушки

1 уп.

-

0

30

-

 

ИТОГО:

   

155

 

43

 

Просмотров работы: 1407