ИСКУССТВО КВИЛЛИНГА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСКУССТВО КВИЛЛИНГА

Бывальцев В.Д. 1
1МБОУ ДСОШ №3
Горшкова М.П. 1
1МБОУ ДСОШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.

Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Именно, с одной из техник я познакомился в интернете. Просматривая сайты поделок к Новому году, я увидел работы, выполненные в технике квиллинга. Они меня очень поразили и восхитили. Там квиллинг был назван «бумажной филигранью». Мне захотелось узнать, что это за техника, её историю, а также самому научиться делать подобные работы.

Изучение данной темы является актуальным, поскольку это доступный и красивый вид рукоделия, не требующий очень больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать как настенные украшения или даже бижутерию. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий.

Квиллинг новый очень популярный и модный сегодня вид рукоделия. Несмотря на свою необычность и кажущуюся сложность, он вполне доступен для любого начинающего мастера.

Квиллинг требует аккуратности и усидчивости. Но особая его прелесть в том, что красивые работы получаются практически с первого же раза. Достаточно, пошагово следуя мастер-классу, попробовать сделать открытку с бумажными цветами - и через час вам будет не стыдно приложить ее к подарку на день рождения. Но чтобы делать сложные объемные композиции, нужны практика и хорошее пространственное мышление.

В последнее время возрождается интерес к народным промыслам и декоративно – прикладному искусству, а квиллинг, как один из его видов, очень интересен, но недостаточно известен в России. Поэтому я выбрал эту тему.

Моя гипотеза заключается в том, что создание композиций в технике квиллинга является простым по исполнению, доступным по финансовым затратам видом декоративно – прикладного искусства, но требующим значительных временных затрат исполнителя работы. Также я считаю, что заниматься квиллингом захотят большинство из тех, кто познакомится с данной техникой (особенно девочки), получить подарок будут рады также большинство опрошенных, а вот купить работу согласится меньшинство.

Цель работы – знакомство с историей возникновения квиллинга, овладение техникой квиллинга, создание композиций в данной технике и исследование уровня сложности, затратности создания композиций и готовности людей приобрести данные работы.

Задачи:

  1. Изучить литературу и другие источники по данной теме, обобщить материал.

  2. Использовать полученные знания для поэтапного овладения техникой квиллинга.

  3. Создать композиции в технике квиллинга.

  4. Провести исследование в процессе создания композиций в плане временных, финансовых затрат и по уровню сложности для исполнения начинающим мастером.

  5. Познакомить одноклассников с данной темой.

  6. Провести опрос, касающийся желания заниматься квиллингом, получить подарок в технике квиллинга, купить композицию, выполненную в данной технике.

Объект моего исследования – история возникновения и техника квиллинга.

Предмет – композиции в технике квиллинга.

В ходе работы использованы методы - наблюдение и опрос.

Глава 1. Теоретическое исследование

  1.  
    1. Что такое квиллинг и история его возникновения

Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги: чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него.

История квиллинга довольно необычна. Это искусство переходило от запада к востоку и обратно, обогащаясь национальными особенностями разных культур. Вполне возможно и то, что появление квиллинга относится к разным культурам, считают, что этот вид искусства появился сразу после изобретения бумаги в Китае в 105 году нашей эры. Другие источники полагают, что этот вид искусства существовал в древнем Египте. Очевидно одно – у квиллинга богатая история. В Корее бумагокручение приобрело характерные, присущие искусству Востока качества. В Корее квиллинг входит даже в школьную программу, а так же считается видом национального искусства.

В Европе искусство бумагокручения возникло в эпоху ренессанса, в конце XIV — начале XVI века. Создавать миниатюрные украшения из позолоченной бумаги, которую частенько вырезали из позолоченных полей книг, научились монахини в католических итальянских и французских монастырях. Монахини украшали при помощи квиллинга книжные обложки и предметы религиозного культа.

К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако в Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне хранятся многие творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз увлекалась искусством квиллинга.

В XIX веке это уже было любимым дамским развлечением. Украшения из квиллинга применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках, дамских принадлежностях, картинах и рамах, корзинах, гербах и винных бочках. Квиллинг очень активно применялся и в украшении мебели, некоторая мебель изготавливалась со специальными углублениями в лицевых панелях под бумажное кружево.

Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства.

1.2. Материалы и инструменты

При работе в технике квиллинг самое главное правильно подобрать бумагу. Она не должна быть слишком мягкой и слишком твёрдой, слишком толстой и слишком тонкой. Главное, чтобы бумага была покрашена полностью, ведь самое важное – это цвет среза бумажного листа.Идеально подходит цветная бумага для принтера. В работе можно использовать бумагу для оригами. Она полностью отвечает всем требованиям, однако приобретать лучше листы стандартного размера (формата А 4). Существует специальная бумага для квиллинга – это наборы одноцветных полосок или ассорти. Полоски имеют стандартную длину и имеют ширину от 3 до 7 мм. Очень интересные работы получаются из роллов, скрученных из гофрокартона. Для основ, открыток, панно, а также паспарту подходит бумага белая или цветная плотностью 280-300 г/м2. Также можно использовать тонкий цветной картон.

Для склеивания роллов из бумажных полосок проще всего использовать клей ПВА. Он достаточно быстро схватывается и не оставляет на бумаге грязных следов. Для склеивания листов бумаги, например, при создании открыток или паспарту, можно использовать двусторонний скотч, клей момент для бумаги и картона или резиновый клей.

При создании композиций может также понадобиться красивая бумага с различной фактурой, пергаментная бумага или калька.

Для оформления некоторых изделий могут понадобиться глазки, бусинки, флористическая проволока, рамки и многое другое.

Как и в любой бумажной технике, в квиллинге используются в основном инструменты для разметки и резки бумаги. Кроме того понадобиться специальный инструмент для скручивания бумажных полос.

Для разметки и резки бумаги используются простой карандаш, линейка, ластик и ножницы.

Специальный инструмент в данном случае – это шило для скручивания роллов. Самый удобный вариант для начинающих – так называемое детское шило: маленькая вилочка с двумя зубцами. Профессионалы обычно используют очень тонкое шило с длинной иглой или обходятся без инструмента.

Для того чтобы сделать роллы одинакового размера используется шаблон с отверстиями.

Для сборки композиций необходим пинцет.

Для нанесения клея в некоторых случаях может понадобиться небольшая синтетическая кисточка или толстая иголка, или ватная палочка

Глава 2 Практическое исследование

  1.  
    1. Базовые техники

  1. Базовый ролл

  1. Кольцо напоминает базовый ролл с большим отверстием посередине. Чтобы выполнить кольцо, нужно использовать вместо шила шаблон – предмет конической формы нужного диаметра, например, ручку от шила.

  1. Овал

Свободный ролл.

  1. Свободный ролл со смещённым центром.

Многоцветные роллы

  1. Иногда при создании композиции нужно сделать ролл, состоящий из бумажных полос двух и более цветов. Это можно сделать двумя способами.

Капля Листик

Овал Глаз

Факел

Элементы со смещённым центром Двойные элементы

Объёмный ролл

  1.  
    1. Европейский квиллинг

Европейская школа квиллинга предполагает достаточно лаконичные композиции, состоящие, как правило, из цветов и листьев, иногда в окружении орнаментов. Привлекательными эти композиции делает разнообразие элементов, используемых в одной работе.

В европейском квиллинге, чтобы композиция была уравновешенной и не «рассыпалась», располагают её отдельные детали в определённом порядке. Существует несколько видов классических цветочных композиций: Букет. Венок. Гирлянда.

Орнаменты в европейском квиллинге используют для оформления открыток, рамок и многих других работ. В европейском квиллинге существуют стандартные схемы сборки цветов. Для создания цветочных композиций также используются листья. Для создания цветочных композиций часто используются соцветия. В технике европейского квиллинга я решил сделать композицию «Бабочка». Сложным в создании «Бабочки» для меня было склеивать крылья из отдельных элементов и собирать композицию воедино. Но результатом работы я остался очень доволен.

  1.  
    1. Объёмный квиллинг

Техника квиллинга позволяет также создавать и объёмные композиции. Можно собирать изделия из объёмных роллов или придавать объём деталям, склеенным из различных элементов. Выполнив несколько объёмных роллов, можно соединить их между собой, чтобы получить различные формы: шар, юлу и т.д. В данном виде квиллинга цветы также создаются объёмными. Их сборка напоминает создание цветов из ткани. Для стеблей удобно использовать флористическую проволоку. Можно взять обычную тонкую проволоку и обернуть её крепированной бумагой или тайп-лентой. Для объёмных цветов понадобятся объёмные листики. Возможно также создавать объём на шаблоне. В технике объёмного квиллинга я решил сделать композицию «Каллы в вазе».

  1.  
    1. Квиллинг из гофрокартона

Забавные поделки получаются, если для роллов использовать тонкий цветной гофрокартон.

Базовый ролл из гофрокартона делают также как и из обычной бумаги для квиллинга, но можно не использовать шило. Также необходимо равномерно натягивать полосу без просветов между навивками, и в тоже время, не затягивать полосу слишком сильно, чтобы выпуклые полоски гофрокартона не сплющились.

В технике квиллинга из гофрокартона я решил сделать Кроша из мультфильма «Смешарики». При работе с гофрокартоном мне показалось трудным соединение отдельных частей в единую композицию. В целом же результатом работы я остался доволен.

  1.  
    1. Восточный квиллинг

Восточный квиллинг вобрал в себя все техники, о которых говорилось ранее. Основное отличие этого направления от европейского – отсутствие разнообразия элементов, используемых в одном изделии. «Мозаика» композиции складывается из одинаковых модулей, создавая нужную форму.

В технике восточного квиллинга я решил сделать композицию «Тюльпаны». Если для изготовления цветков брать полоски шириной 3 мм, то тогда необходимо увеличить количество цветов. Если для цветов берутся яркие оттенки бумаги, то и для листьев нужно брать яркие оттенки зелёного и наоборот. Результатом своей работы я остался, очень доволен.

  1.  
    1. Исследование

Для подтверждения своей гипотезы в первой её части я наблюдал временные затраты, финансовые затраты и оценивал уровень сложности для меня при создании композиций. При этом необходимо заметить, что я впервые стал заниматься квиллингом и пока посвятил этому занятию только 1 месяц. Оценивал именно эти параметры, т.к. в литературе о квиллинге, с которой я ознакомился, часто говорилось, что квиллинг – это мало затратный и простой вид декоративно – прикладного искусства.

п/п

Название

композиции

Сложность исполнения

(по 5-бальной системе)

Временные затраты

Финансовые затраты

(стоимость материалов)

1.

Основные элементы

3 балла

2 часа

 

2.

Орнаменты, цветы, листья, соцветия

5 баллов, сложность в сборке воедино

5 часов

 

3.

«Бабочка»

5 баллов, сложность в сборке воедино

10 часов

98 руб.

4.

«Каллы»

3 балла

3 ч. 20 мин.

14 руб.

5.

Крош

4 балла

5ч. 30 мин.

40 руб.

6.

«Тюльпаны»

5 баллов

11 ч. 15 мин.

145 руб.

Таким образом, мы видим, что для меня, как для начинающего мастера квиллинга, данный вид декоративно – прикладного искусства, оказался не совсем простым. Простым оказалось создание отдельных элементов, и чем больше их делаешь, тем больше приобретаешь опыт, в результате чего уменьшается уровень сложности при их создании и затраченное на это время. Сложным для меня показалась сборка элементов в детали, и создание из последних единой композиции. Также не всё у меня получалось с первого раза, что-то переделывал, т.к. первый вариант не понравился. Хотя, для кого – то возможно, квиллинг покажется изначально достаточно простым видом творчества.

Если говорить о финансовой доступности, то в этом плане всё не однозначно – с одной стороны, стоимость одной композиции не высокая, с другой стороны, если приобретать бумагу для квиллинга наборами по 3 цвета, а для композиции нужно много цветов, то получается достаточно затратно для разовой покупки. Так как, стоимость одного набора бумаги для квиллинга в Добрянке колеблется от 73 до 86 руб. (набор из 3 цветов, 120 полосок). В этом случае стоимость одной полоски 63 коп. Но возможно использовать цветную бумагу для принтера, нарезав её на полоски нужной ширины в одной из редакций города (стоимость пачки бумаги 250 листов 255 руб., стоимость нарезки пачки 500 листов колеблется от 1000 до 2000 руб.). В этом случае одна полоска бумаги стоит 17 коп. Хотелось бы также отметить, чтобы заменить одну полоску бумаги для квиллинга необходимо склеить в одну полосу 2 полоски бумаги для принтера. Это необходимо, т.к. лист бумаги для принтера короче, чем полосы бумаги для квиллинга, и плотность его меньше (бумага для принтера - 80 г/м2 , а для квиллинга 120 г/м2 ).

Если говорить о времени, затраченном на создание композиций, то мы видим, что временные затраты большие.

Таким образом, я выяснил, что квиллинг – не совсем простой вид декоративно – прикладного искусства (по крайней мере, для меня), не очень дешёвый, требующий много времени. При всём при этом, результат работы доставляет тебе большое удовольствие.

Для подтверждения второй части своей гипотезы мною было проведено исследование в форме опроса. Данный опрос охватил 35 детей. Возраст детей был от 8 до 13 лет, 22 девочки и 13 мальчиков.

Из опроса я выяснил, что имели представление о квиллинге 4 человека – 11 %. Хотели бы научиться данной технике и делать работы 30 чел. – 86 %, не хотят 5 мальчиков – 14 %. Хотели бы получить подарок, сделанный в технике квиллинга 100 % опрошенных. Согласились бы купить 24 человека – 70 %, не стали бы покупать – 7 чел. – 21 %, не знают 2 чел. – 9%.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась частично: действительно, хотели бы научиться квиллингу и будут рады получить подарок, сделанный в данной технике, большинство, как я и предполагал. Также я предполагал, что купить поделку захотят меньшинство, а получилось наоборот

Заключение

Сейчас квиллинг очень широко распространён и на востоке и на западе. Этим искусством увлекаются многие люди разных возрастов и профессий. Во многих странах создаются Ассоциации квиллинга. В России квиллинг приобретает всё больше поклонников и это не случайно. На своем личном опыте я убедился в значении квиллинга для развития ребёнка:

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие концентрации внимания, памяти, усидчивости;

- развитие аккуратности при работе с мелкими и хрупкими деталями;

- развитие пространственного воображения, умения сочетать цвета и формы;

- развитие глазомера и умения составлять единое целое из мелких частей;

- развитие творческих способностей.

Познакомившись с данной темой, узнаёшь, что такое квиллинг, историю его возникновения, знакомишься с базовыми техниками и приёмами квиллинга и на практике пытаешься использовать полученные знания для создания работ. Работая над данной темой, мне удалось выяснить, что: квиллинг – искусств; квиллинг - дизайн интерьера; квиллинг закладывает основы здоровья; квиллинг – бизнес.

Овладев техникой квиллинга и набравшись опыта, вы сможете создавать потрясающие открытки, фоторамки, украшения и много чего другого, что только позволит ваша фантазия. Ваши работы будут иметь свою неповторимую уникальность, и отличаться своим оригинальным дизайном. Но есть немало ценителей творчества квиллинг, готовых платить за это деньги. Поэтому имея такой талант, вы смело можете обзаводиться своим бизнесом.

Чтобы ваше хобби начало приносить вам прибыль, его нужно превратить в домашний бизнес. Для этого у вас есть два варианта. Во-первых, можно договориться с магазинами, салонами о продаже ваших творений за процент от продажи. Во-вторых, вы можете осуществлять продажу через интернет. В интернете существует множество площадок, где можно продавать изделия ручной работы.

Задачи, поставленные в начале работы я решил в полном объёме.

Моя гипотеза как в первой её части, так и во второй подтвердилась частично, о чём сказано в главе «Исследование».

Я не намерен останавливаться на достигнутом, и хочу продолжить исследование: подробно изучить петельчатый квиллинг, квиллинг из гофрокартона, объемный квиллинг и другое, а также попытаться сделать более сложные работы и хотя бы чуть – чуть приблизиться по технике к работам современных опытных мастеров.

Данный материал пригодится каждому человеку. Немного практики, хороший вкус - и вам доступно создание настоящих произведений искусства, которые долго будут радовать вас и ваших близких.

Изучение данной темы прививает любовь к искусству, природе, к прекрасному, также позволяет развивать внимание, усидчивость, память и пространственное творческое мышление.

Опыт моего исследования может быть представлен на уроках технологии, тематических классных часах, посвящённых декоративно – прикладному искусству, а также в кружковой работе.

Список использованных источников и литературы

  1. Восточный квиллинг: Техника. Приёмы. Изделия / Центр бумажного творчества «Ханди Арт». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 112с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

  2. Зайцева А.А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2013. – 64 с.: ил. – (Азбука рукоделия).

  3. Зайцева А.А. Квиллинг: самый полный и понятный самоучитель / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с.: ил.

  4. Рогачевская Л. Ажурный квиллинг. Уникальная авторская техника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 96 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

  5. Тундалева В.В. Квиллинг / В.В. Тундалева. – М.:Вече, 2014. – 64 с.: ил. – (Уютное хобби).

  6. Элизабет Моуд. Волшебный квиллинг: Лучшие проекты / Перевод и издание на русском языке Издательская группа «Контент», 2012. – 80 с.: ил.

  7. http://www.liveinternet.ru/

  8. http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2013/05/21/istoriya-kvillinga

  9. http://www.quillingshop.ru/

  10. http://www.tvorim-sami.ru/520-kvilling-istoriya-vozniknoveniya.html

  11. http://rukodeliehobbi.ru/obuchenie/kvilling/146-kvilling-istorija-vozniknovenija

  12. http://www.happy-giraffe.ru/

  13. http://www.bibliofond.ru/

Просмотров работы: 3137