Этим летом, играя, на чердаке, я нашла старую потрепанную куклу. Я показала ее маме и бабушке, они долго ее рассматривали, вспоминали. Оказалось, что это кукла моей бабушки Дуси. Кукла сшита из тряпки, набита немного опилками, немного тряпками, ей примерно 80 лет. Мне она сначала показалась очень смешной. Потом я к ней привыкла и очень полюбила. Моя бабушка мне рассказала, какие у них были игрушки, как они в детстве играли. По ее рассказам, они в то время жили веселее, хотя и очень бедно. Мне стало интересно, попробовала сама сделать куклу, одну сделала из тряпок, вторую связала, еще сшила из тряпочек, и я их так полюбила! Они мне дороже самых дорогих, купленных в магазине, а их у меня 17 (Приложение №3). Ярешила узнать о куклах больше и решить нужно ли мне, современному ребенку, заниматься этими куклами, ведь столько разных кукол можно сейчас купить и в магазине, и на рынке. Так началась моя исследовательская работа.
Объект исследования: куклы.
Предмет исследования: значение для ребёнка куклы, изготовленной своими руками.
Цель: выяснить, какое значение для детей имеют самодельные куклы.
Задачи: 1 .Познакомиться с литературой и Интернет- ресурсами о куклах и их значении.
Познакомиться с историей возникновения кукол и их разнообразием.
Сравнить самодельную куклу с современной.
Научиться делать своими руками куклы и поделиться своим опытом.
Гипотеза: изготовленная кукла своими руками лучше купленной в магазине, поднимает настроение, прививает трудолюбие и становится самой любимой игрушкой.
Методы исследования: анкетирование, опрос, изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет, анализ, сравнение, изготовление самодельных кукол.
Глава 1. Кукла
1.1.Что такое кукла.
Кукла— предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов. Слово «кукла» греческого происхождения. В толковом словаре С. Ожегова говорится о том, что, оно произошло от слова «киклос», что означает «круг», нечто свернутое, например, в деревушку или в пучок соломы, которые девочки издавна пеленали. Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений: первое - это детская игрушка в виде фигурки; второе - в театральном представлении - это фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. [ 1]
1.2.История куклы.
История куклы началась несколько тысячелетий назад. Самой древней находкой считается кукла из кости мамонта, найденная в Чехии. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет, её руки и ноги присоединены к туловищу так, что могут двигаться. В Древнем Египте были куклы, которыми играли богатые дети. Они были сделанные лучшими придворными мастерами. Девочки же бедных родителей заворачивали и качали на руках маленькие деревянные чурбанчики, со слегка обозначенными лицами. В Древней Греции кукол делали на заказ для состоятельных вельмож. Для кукол шили роскошные, богато украшенные платья, делали домики, кухонную утварь. Эти куклы были очень хрупкими и служили скорее для украшения помещения, чем для игры.
В Англии кукол вырезали из дерева, наряжали в роскошные платья из парчи, бархата, шёлка, украшали золотом и дорогими кружевами, но детям не давали по причине их хрупкости. В Германии кукол лепили из воска, материала, позволяющего достигнуть высочайшей точности во всех деталях, но совершенно не предназначенного для рук маленьких девочек. Франция прославилась своими механическими куклами-автоматами, впервые появившимися в конце семнадцатого века. Первая революция в истории кукол произошла в XVII веке, когда французы начали делать кукол из фарфора. В те времена Франция была законодательницей мод и хотела оставаться таковой ещё долго. Например, в России матери выписывали из Парижа таких кукол для своих дочерей и для себя. Для себя, чтобы одеться в соответствии с французской модой, для дочерей - чтобы привить им чувство прекрасного, воспитать вкус. Вторая революция в истории кукол - в XIX веке их начали выпускать фабричным способом. В XX веке куклы окончательно перешли в распоряжение детей. Виниловые пупсы, фарфоровые красавицы в бальных платьях, пластиковые Барби, покорившие весь мир. Самое последнее изобретение - американская кукла-робот «Му Real ВаЬу» в виде младенца (рост 45 см, вес 1,5 кг), который плачет, смеётся (личико может передавать 15 эмоций) и даже учится говорить.[ 2]
А история народной куклы такова. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. История кукол наглядно свидетельствует: девочки играли простенькими соломенными, деревянными или тряпичными куклами, а взрослые изобретали для себя кукол всё более изощрённых, сложных и дорогих.[ 3]
1.3.Разновидности кукол
Сколько в игрушечных магазинах кукол! Просто глаза разбегаются. Какие же бывают куклы, эти главные игрушки для девочки?
Народные куклы делятся на 3 группы: куклы-обереги, игровые куклы и обрядовые куклы. Обереговые куклы. Оберег - это предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь.
На Руси куклы-обереги делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы. Каждая куколка делалась с определенной целью, и имела своё назначение.
Например, кукла «Куватка», которая висела над кроваткой ребёнка, отгоняла злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Кукла «Лихоманка» привлекала к себе духов болезни. Духи вселялись в куклы, а не в человека.
Целительная кукла «На здоровье» делается только из льняных ниток. Она забирает болезнь на себя, помогает человеку поправиться.
Игровые куклы. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Их называли куклы-закрутки, и делались они без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой.
Наиболее простой свёрнутой куклой считалась кукла «Барыня», а так же кукла «Столбушка» и «Малышок-голышок».
Обрядовые куклы. Обрядовые куклы выполнялись из старой поношенной одежды и природных материалов, которые приносили из леса: ветка дерева, трава, цветы, солома.
Кукла «Масленица» известна нам и сейчас. Каждый год, на празднике «Проводы зимы» мы в школе сжигаем эту куклу и вместе с ней все старое и плохое, что было в прошедшем году.
Кукла «Купавка» - эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.
Безликая кукла считалась предметом неодушевленным, а значит, в неё не могли вселиться злые духи, поэтому она была безвредным для ребенка.
В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа [ 4] (Приложение №1).
Глава 2. Значение кукол.
2.1.Почему девочки играют в кукол.
Почему девочки играют в куклы? Психологи говорят, что игры в кукол несут в себе пользу. В игре девочки подражают взрослым, проявляют заботу. Не зря на прилавках магазина можно встретить пупсов, которые умеют плакать, звать маму, просить кушать. Подобные куклы учат девочек заботиться о тех, кто меньше и слабее. Благодаря кукле девочки примеряют на себе различные ситуации и учатся находить правильные решения. Кроме того, кукла - это материал для экспериментов. С ней можно делать то, что не разрешают делать родители с собой: стричь и красить волосы, изрезать одежду в лоскутки, наконец, разобрать на части. К тому же, кукла - это и первая «энциклопедия анатомии». Разнообразие кукол поражает всякое воображение, и для каждой отдельно ребенок способен придумать свою историю.[ 5]
2.2.Какие бывают игры в кукол.
Игры можно разделить на 2 категории: режиссерские и ролевые. В режиссерской игре ребенок становится автором и с радостью выстраивает игру, с множеством персонажей: куклы, зверюшки, машинки. Сам малыш не принимает чью-то сторону, оставаясь невидимым творцом в своей Вселенной. Когда ребенок за режиссера: он «разговаривает» устами игрушки, выполняя не сложные действия ее ручками или ножками. В ролевой игре ребенок принимает непосредственное участие, а его партнерами становятся любимые игрушки. С ними он общается, обсуждает игру и играет одновременно. Когда ребенок сам в роли героя - он бурно жестикулирует, рассказывает, совершает действия, использую мимику жесты, тем самым неутомимо развиваясь.
2.3.Вред современных кукол.
Современных детей окружает огромное количество игрушек, которые могут незаметно навредить им своим страшным видом, качеством, недопустимым уровнем звука, издаваемого игрушками, запахом. Из 10 продаваемых у нас игрушек 1 - сделана в России, 2 - в странах Европы; 7 - китайского производства. Из 10 игрушек, сделанных в Китае, 4 -содержат вредные вещества, которые могут вызвать аллергические реакции, кожные и
другие заболевания. Оказывается, многие современные игрушки содержат ядовитые вещества фенол и формальдегид. Фенол - сильный яд. Игрушки, содержащие фенол, производятся в основном в Китае.
Формальдегид (от лат. formica - «муравей») - это бесцветный газ, обладающий резким запахом. Он может вызвать рвоту, кашель, спазмы бронхов. Формальдегид официально считается канцерогеном, то есть веществом, вызывающим рак». Современные врачи считают, что игрушки могут причинить вред не только из-за содержания в них вредных веществ, но и своим внешним видом. Куклы-хулиганы с серыми лицами и монстры влияют на внешний вид и душевное здоровье ребенка. [ 6]
2.3. Куклотерапия.
Куклы могут многое - и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть, и начал выздоравливать. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти. Лечебные возможности кукол используются давно и порой неосознанно, они стали служить оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бесплодия. Например, куклы-закрутки могут быть использованы для излечения. Для этого они должны быть сделаны из вещей больного. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека. Специалистам известны и другие способы избавления от болезней. Кукол швыряли в реку, ставили на муравейник, подвешивали на высокие деревья. Это делалось для того, чтобы их никто не взял и не заразился. Иногда кукол вырезали из бумаги, терли ими больное место и сжигали, чтобы вместе с куклой «ушла» и болезнь.[ 7]
2.4.Воспитательное значение куклы в традиционной культуре Архангельской области.
«Маленькая тряпичная кукла - это хранительница глубоких традиций, она обогащает наш духовный мир и несет тепло и радость в сегодняшний неспокойный мир» (О.Рудометова, Каргопольский музей). В Архангельской области готовясь стать матерью, женщина изготавливала куклу и укладывала ее в колыбель еще до рождения ребенка. Кукла считалась оберегом, она оберегала детский сон и поэтому была неразлучна с детьми. Едва девочки подрастали, они сами пытались изготавливать простые, «несшитые» куклы. Девочки постарше изготавливали более сложных, сшитых кукол, для них она была предметом, при помощи которого осуществлялось знакомство с взрослым миром. Кукла выполняла еще одну важную роль - трудовую . Девочки получали навыки шитья одежды, плетения поясов, изготовления головных уборов для куклы. Являясь предметом постоянной заботы, кукла служила обучению ведения хозяйства. С семилетнего возраста девочка могла быть няней в чужой семье и уметь делать куклу ей было просто необходимо. [ 8]
2.5. Куклы в нашей семье.
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в куклы. В нашей семье тоже играли с куклами. Моя бабушка Дуся, ей 83 года, рассказывала мне, что ей рассказывали ее мама Мария Прокопьевна и бабушка Августа Михайловна об игрушках их детства. У них было очень мало времени для игр, их много заставляли работать даже маленьких. Но, когда разрешали отдохнуть, они собирались вместе с подружками и играли в кукол. Куклы у них были в основном тряпичные, их делали сами, брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали игрушки из всего, что попадалось под руку. В деревне покупных игрушек не было, были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Куклы шили сами из белого холста, голову набивали или опилками, или паклей, лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались жёлтого цвета. Платье шилось из цветных лоскутков. Такими куклами играли девочки. Когда бабушка приходит к нам в гости, я ей показываю свои куклы, она долго их держит в руках, рассматривает, качает головой, удивляется и хвалит. Бабушка всегда с горечью говорит: «Вот бы нам такими игрушками поиграть в детстве!».
Глава 3. Кукла своими руками.
3.1.С чего начать?
Сначала я провела опрос взрослых и анкетирование своих сверстниц. (Приложение № 2) Съездила в п. Октябрьский, познакомилась с Кулаковой Юлией, которая занимается изготовлением кукол. Она рассказала мне много интересного о куклах, научила меня делать кукол. Я показала своим подругам этих куколок, и мы вместе попробовали сшить куклу - «оберег». Для этого нужно взять лоскут (45 на 25см), подвернуть с боков срезы, скатать валик. Держа валик в руке, обмотать ниткой талию, затем шею, получилось туловище. Загнуть два противоположных угла ткани и заутюжить срезы, сложить квадрат по диагонали, края завязать ниткой, чтобы было похоже на кисти рук. На получившееся до этого туловище одеваем этот треугольник. В местах шеи и талии еще раз обматываем ниткой, в получившиеся рукава подкладываем немного ваты для придания пышности формам куклы. Теперь остается нарядить ее, это каждый делает по своему вкусу. Например, можно сшить сарафан. Лоскут для сарафана (1.5 на 13 см) следует подшить снизу и сверху (стороны по 13см), можно пришить кружева, получится юбка сарафан. Ничего, если первая кукла вышла не очень удачной. Следующую куклу можно изготовить с волосами и в кокошнике, с длинной косой или в вышитом платочке. Тот кто хочет чтобы кукла выполняла свои обязанности ( а для чего же ее делали?), тихонько, одними губами нашепчите на свое «милое создание» старинный наговор или просто загадайте желание. Главное, чтобы это было сделано для добра и от чистого сердца! А, вообще-то, если куклу делали с желанием, любовью и удовольствием, она будет излучать энергию любви и добра. Ведь делали ее своими руками! (Приложение № 4)
Мы с девочками сделали несколько кукол, они получились не очень красивые, но они самые хорошие, родные, теплые и самые любимые.
В наше время я, как и все дети, люблю куклы и учусь делать их сама. Ведь если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются "живыми" и они прослужат долгое время.
3.2. Преимущества и недостатки самодельных и современных кукол.
Преимущества самодельной куклы в том, что: она "безликая", что позволяло детям мечтать и фантазировать, быстро изготовляется. Мы можем выдумывать настроение куклы и её характер, она индивидуальна в своём роде и больше не повторяется. Такая добротно и ладно сшитая кукла считается хорошим подарком и рассматривается как эталон рукоделия.
Недостатки самодельной куклы то, что её нельзя помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимается. Многие тряпичные куклы являются однодневками.
Преимущества современной куклы в том, что она долговечна, её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается
соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется "Барби - повар". У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а являются массовыми, они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию. Они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.
Заключение.
Всем известен народный обычай - дарить девочкам куклы. В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относиться к своим игрушкам - быть беде. У меня дома много купленных кукол, все они красивые, интересные, знаю что дорогие. Я очень люблю с ними играть, мне нравится шить им платья, вязать кофточки. После того как я нашла на чердаке старую куклу своей прабабушки, почистила, подрисовала лицо, она стала моей любимой. А когда я научилась и своими руками делала куклу - то она стала для меня самая, самая любимая. (Приложение №5)
Выбранная тема мне показалась интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Я задумалась, какой же должна быть современная игрушка и пришла к выводам.
Выводы: куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Кукла, сделанная своими руками, изготовлена из экологически чистых материалов, не пугает, учит любить природу, Родину, воспитывать почитание семьи, знакомить с культурой русского народа и точно не навредит здоровью.
Рекомендации:
Отдавать предпочтение стоит качественным игрушкам добросовестных производителей, несмотря на соблазн приобрести игрушку подешевле. На игрушке обязательно должна быть маркировка, подтверждающая ее безопасность, данные о стране производителе и материале, из которого она изготовлена. Самыми безвредными по-прежнему считаются дерево, шерсть, хлопчатобумажные ткани. Игрушка не должна быть покрыта токсичной краской. Проверьте, прочно ли пришиты к игрушке глазки, мелкие детали, можно ли её вымыть, постирать, нет ли в её наполнителе инородных тел, прочны ли швы, не вылезает ли из неё ворс, вата? У игрушки не должно быть неприятного запаха, цвет её не должен быть очень ярким, режущим глаза, избегать игрушек, издающих резкие, пронзительные звуки. «Страшные» игрушки чудовища, вампиры могут серьёзно повлиять на психику ребенка. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду.
Использованная литература.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://agallery.ru/istorija_kukly.html
www.treeland.ru/...dleworMctoria_narodnoi_kukly.htm
4. www.glazkisadll25.ru/art/30
rnamochki-detishki.ru>devochki-igrayut-v-kukly/
www.plam.ru/healt/veshi_kotorye_nas_ubivayut/p2.php
teacher08.webnode.ru>news/referat.. .kukloterapiya/
Журнал. Сделай сам.-1998г.-№1.
Приложения:
Приложение 1 «Разнообразие кукол»
Приложение 2
Анкета
Играешь ли ты в куклы?
В какие куклы ты играешь?
Влияют ли куклы на здоровье человека?
Могут ли куклы приносить пользу?
Могут ли куклы приносить вред?
Знаешь ли ты о самодельных куклах?
Пробовала ли ты сама смастерить себе куклу?
Недостатки самодельной куклы.
Преимущества самодельной куклы
Недостатки современной куклы
Преимущества современной куклы.
Какая твоя любимая кукла, самодельная или покупная?
Приложение 3 «Мои куклы»
Приложение 4 «Куклы своими руками»
Приложение 5 «Эксперименты с куклами»
20