Введение
« Наша страна и внешне должна быть самой
красивой страной в мире».
Иван Владимирович Мичурин.
Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна для него, так как является не только составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени.
Вот в школу по дороге знаний я иду,
Иду, и в двор наш школьный захожу.
Дизайн ландшафтный здесь меня встречает,
С хорошим настроением в школу провожает.
Иду, смотрю вокруг:
Друзей своих я вижу тут.
Я знаю, что все меня здесь ждут,
И педагоги в страну знаний умело нас ведут!
Пришкольный участок нашей школы - это гармоничная экспозиция посадок деревьев, кустарников, овощей, сочетающаяся с цветниками и дорожками.
В нашем романтическом царстве есть цветы на любой вкус из самых разнообразных окрасок: разноцветный ковер портулака, милые в своей простоте флоксы и сентябрины, разнообразной окраски астры и циннии, яркие, как солнце, декоративные подсолнухи, радужные георгины, великолепные красно-коричневые бархатцы, изящные ирисы, которые вызывают неизменное восхищение.
К работе на территории вокруг школы привлекаются все учащиеся, педагогические работники, которые проявляют творческую инициативу, вносят рациональное и полезное. Посильную помощь оказывают и родители, помогают семенами, органическими удобрениями. Вот так, совместными усилиями взрослых и детей наш участок выглядит ухоженным и опрятным, и урожай всегда бывает очень хорошим.
И как сказал Алексей Архипович Леонов: « Человек, который понимает природу - благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел душевный университет». К этому мы и стремимся, работая с учителями на пришкольном участке.
Цветы, как дети, украшают нашу школу.
Они, как люди, на добро щедры.
Они цветут на огороде, в школе,
Как маленькие теплые костры.
Основная часть
Цель: разработать проект благоустройства пришкольной территории и выполнить комплексную характеристику ландшафта данного участка.
Задачи:
исследовать ландшафт пришкольного участка;
определить степень благоустройства школьной территории;
создать гармонию и красоту в сочетании с удобствами использования инфраструктуры здания школы;
определить степень значимости пришкольной территории в учебно-воспитательном процессе.
Новизна работы в том, чтона данной территории объект ранее не исследовался.
Гипотеза: на пришкольном участке подходящие экологические и практические условия для выращивания однолетних и многолетних растений, следовательно, можно создать ландшафт правильной формы вокруг нашей школы, чтобы мы могли гордиться за тот край, в котором живем и учимся.
Объект исследования: территория, прилегающая к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы села Хрущевка Липецкого района Липецкой области.
План работы
1.Обозначение цели исследования
2. Изучение литературы и других источников по данной проблеме
( электронных пособий, Интернет-ресурсов).
3. Определение задач исследования.
4. Выбор методики исследования.
5. Проведение исследования.
6. Обработка результатов и выводы.
7. Обозначение перспектив и значения работы.
8. Подготовка доклада, презентации, фотоотчета.
9. Практическое применение результатов исследования.
Ход исследования
Почвы нашей местности
Почва на территории нашей школы - чернозем, обладает высоким плодородием, необходимым количеством питательных элементов воды, воздуха. В связи с этим вспоминается отзыв об этих почвах основоположника отечественного почвоведения Василия Васильевича Докучаева: “… нет тех слов, какими можно было бы выразить силу и мощь царя почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России”.
Таким образом, на территории нашего пришкольного учебно-опытного участка преобладают типичные черноземы, которые очень благоприятны для выращивания культурных растений, плодовых культур и в том числе для однолетних и многолетних растений.
Наша школа – это место, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится превращать информацию в знания, чтобы впоследствии применять их на практике. Таким ярким примером может послужить наш пришкольный участок.
Ведь как здорово, когда идешь по тротуару в школу, а вокруг тебя царит порядок и красота: цветут цветы, красуется газон, растут деревья и кустарники и все это в нужном порядке. Считаю, окружающая школу территория несёт воспитательную функцию учащимся школы, прививая любовь к своей малой родине и эстетический вкус. Вашему вниманию представлено доказательство того, что уроки изобразительного искусства, биологии, географии, ОБЖ очень приятно проводить на территории школы. Даже соседские питомцы любят нюхать наши цветы.
Правила ухода за растениямиНа основе изучения экологических условий выращивания растений из книжных источников мы узнали, что они будут расти при благоприятных факторах, при правильном поливе и своевременном внесении удобрений под кустарниками, травами, цветами и они щедро отблагодарит высоким урожаем и красотой. Поможет при этом и грамотная обрезка деревьев. Мы соблюдали эти правила ухода за растениями на участке нашей школы. Обрезка
Из литературы мы выяснили, что правильная обрезка деревьев и кустарников необходима весной, когда они активно развиваются. Мы производили обрезку наших растений согласно схеме: ветки, которые мы оставили в качестве основных, а газон обкашиваем.
Ландшафтный дизайн – определенный вид искусства, который открывает перед нами бесконечные возможности по благоустройству окружающей нас среды.
Чтобы территория была не просто возделанной, а эстетически оформленной, мы на уроках окружающего мира, мировой художественной культуры, сельскохозяйственного труда, элективного курса «Ландшафтный дизайн» получили теоретические знания и практические навыки по реализации многих ландшафтных идей. Работать по данной теме, мы начали с создания проекта озеленения пришкольной территории, а затем реализовали его на практике. Теперь элементы благоустройства и озеленения гармонично объединяются в эстетически цельный ансамбль.
Выбор оборудования и инструментов
Для работы на участке нам понадобились: растения, участок земли с черноземной почвой, лопаты, грабли, тяпки, рабочие перчатки, саженцы, семена.
Техника безопасности
Требуются исправные, готовые к использованию рабочие инструменты.
Аккуратно обращаться с рабочим инвентарем.
Надлежащее поведение на пришкольном участке.
Работу производить только в перчатках и рабочей форме.
Не поднимать и не переносить тяжелых предметов.
Историческая справка
Древнейшие из известных садов находились в Египте. Они принадлежали либо фараонам, либо жрецам. Это были регулярные сады с бассейнами, декоративными насаждениями и зонами для отдыха. Уже тогда начали применяться эффектные элементы ландшафтного планирования, например «Аллеи сфинксов», аллеи из пальм. Нельзя не упомянуть известные всему миру Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, которые считаются одним из семи чудес света. Строительство их велось приблизительно в VII в. до н. э.
Практическая часть
В 2012году, работая на учебно-опытном участке, мы задались целью создания единого ландшафта на территории всей школы. Для этого мы решили спланировали несколько зон, где решающую роль играли бы растения однолетники и многолетники, уже произрастающие на ней. Новые же, только добавили колорита в ландшафт. Перед началом практической части исследования мы учителем сельскохозяйственного труда
Изучили технику безопасности;
Выбрали необходимое оборудование:
Персональный компьютер
Фотоаппарат
Чертежные принадлежности
Инвентарь для работы на участке
Семена растений, саженцы.
Спланировали несколько зон, где решающую роль играли бы растения однолетники и многолетники, уже произрастающие на ней, новые же, только добавили колорита в ландшафт:
Подъездная зонавключает в себя ворота, дорогу, автостоянку и элементы их украшения.
Палисадник - часть сада, прилегающая к фасаду школы, требующая тщательного оригинального оформления (По периметру школы).
Учебная зона – здание школы и примыкающий к ней двор: детская площадка, стадион, учебно-опытный участок. Гордостью школы можно считать УОУ, на котором мы выращиваем продукты для столовой и проводим научно-исследовательские мероприятия. Строгая форма делянок также является украшением нашей школы и мы с удовольствием не только ухаживаем за растениями, но и посещаем уроки с/х труда, биологии, географии.
Парковые зоны– наиболее распространенный, основной тип травяного покрова. Травы для такого газона подбирают соответственно экологическим условиям.
Плодовый сад - представляет собой отдельную зону. Наш плодовый сад состоит из деревьев груш, яблонь, калин, черёмухи, кустарников айвы, малины, шиповника и других растений.
Декоративная зона, как и сад плодовых деревьев, устраивается в различных частях сада (альпийская горка, цветник, клумба).На территории нашего школьного участка есть клумбы-горки, оформленные камнем. Они смотрятся очень эстетично. Пень, как элемент ландшафтного дизайна, стал широко применяться в XIX веке в Англии. А у нас в школе тоже теперь цветут пеньки.
Изучили экологические условия нашей местности.
Липецкая область Липецкий район расположены в зоне сочленения Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины. Среднерусская возвышенность занимает большую западную часть области. Это волнистая равнина с абсолютными отметками 220-260 м, сильно расчлененная овражно-балочной сетью. Восточная часть области лежит в пределах Окско-Донской равнины со слабо расчлененным рельефом абс. отметками до 150-170 м. Наша школа находится приблизительно здесь.
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -10оС, июля +19оС. Осадков около 500 мм в год. Вегетационный период 180-190 дней.
Построили макет пришкольной территории.
Разбили массивы, миксбордеры, рабатки, клумбы, партеры, каменистую горку:
парковый газон – газон, имеющий плотный травяной покров; использующийся в качестве зелёного фона для горки, цветника, групповых посадок кустарников и деревьев;
партерный газон – газон, создаваемый в наиболее парадных местах объекта озеленения (в данном случае пришкольной территории);
рабатка – прямоугольный цветник в виду узкой полосы вдоль дорожки, забора или ограды;
миксбордер- своеобразный цветник, созданный из многорядно посаженных растений;
массив - участок, занятый деревьями и кустарниками, является основой паркового пейзажа.
Выполнили групповую посадку многолетников.
При проектировании участка мы учли возможные украшения территории, которые бы гармонично дополнили каждый её уголок. Такими деталями в ландшафте нашего пришкольного участка являются фигуры животных из разного рода материалов вторичного сырья: старых покрышек, стволов деревьев, пластиковых бутылок. Таким образом, считаю, что мы вносим свой вклад в сохранение экологического благополучия нашей местности. Все сказочные герои выполнены учащимися школы на уроках с-х труда и являются продуктом проектных работ в рамках формирования УУД (универсальных учебных действий) и современных требований ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов). Таким образом, дети, проходя по участку, видят практическое применение лучших проектных работ учащихся школы. Кто-то из них невольно вспоминает героев из сказок, которые воспитывают уважение к старшим, любовь к Родине.
В 2015 году наша страна отмечала 70-летие в Великой Отечественной войне. В целях воспитания любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории в период подготовки к празднованию Дня Победы, мы не могли обойти стороной эту знаменательную дату, и нами была создана клумба, которая напоминала всем о героическом прошлом нашей страны.
День Победы - праздник долгожданный
Отмечается у нас в стране,
Но особенно он дорог ветеранам,
Не зажить никак душевным ранам
И дрожат цветы у них в руках.
За страну родную люди отдавали жизнь свою
Никогда мы не забудем павших
В доблестном бою!
Вся территория школы огорожена живым, аккуратно постриженным забором из многолетних кустарников.
Заключения и
результаты исследования:
На нашей территории можно вырастить однолетники двулетники, многолетники, что мы и доказали, вырастив их в различных зонах пришкольного участка.
В ходе работы мы определили описанные выше условия для выращивания растений в Липецкой области с 2012 г. по настоящее время.
Мы применяли описанные в работе способы ухода за территорией.
Результаты нашей работы представлены в таблице: приложение 1 и приложении 2.
Выводы:
В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась: на пришкольном участке подходящие экологические и практические условия для выращивания однолетних и многолетних растений.
Цель работы была достигнута: нам удалось разработать проект благоустройства пришкольной территории и выполнить комплексную характеристику ландшафта данного участка.
Все задачи, выдвинутые в работе, были выполнены: мы исследовали ландшафт пришкольного участка; мы способствовали созданию гармонии и красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры здания школы; мы выявили значимости пришкольного участка в учебно-воспитательном процессе; мы доказали, что благоустроенная территория оказывает благотворное влияние на здоровье человека, его внутреннее состояние, несет воспитательную функцию. Мы определили степень благоустройства школьного участка: по анкетированию учащихся 5, 7 классов 98% считают, что степень благоустройства пришкольной территории соответствует высокой степени, 2%-средней степени, 0%-низкой степени;
Мы доказали, что благоустроенная территория оказывает благотворное влияние на здоровье человека: его внутреннее состояние, несет воспитательную функцию. На вопрос «Любите ли вы после школы проводить свободное время?» 78% ответили: «Да»,
«Почему?»:
1. Здесь красиво – 83%;
Уютно - 17%
Чувствуешь умиротворение – 67% из числа опрошенных.
Наша работа имеет большое практическое значение, так как данный материал может быть использован для благоустройства территории другой местности.
Мы планируем продолжить работу по озеленению нашего пришкольного участка, определению экологических условий выращивания редких и экзотических растений.
Помните слова А.П.Чехова: «В человеке должно быть прекрасно все: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Ведь чтобы гармония царила в душе человека, важно, чтобы было красиво вокруг него, красота воспитывает, вдохновляет, облагораживает человека.
Литература
1.Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. – М.: Мысль , 1975г.
2.Вильчковский С.Н. Царское село.- Перепечатка изд.1911г.-Спб.:
Титул , 1992г.
3.Лазарева А.В.и др. Цветы в саду и ландшафтный дизайн.-
М.: ООО Аделанд. 2000г.
4.Лоуренс М. Дизайн вашего сада. Постройки из камней: Пер.
с анг. - М.: Внешсигма, 1998 г.
5. Ньюберн Т. Все о планировке сада: Пер с анг. - М.: Кладезь-
Букс, 2001г.
6. Соколова Т. Исцеляющая энергия деревьев.- М.: АСТ, 1999 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План пришкольной территории