Введение
Ещё век назад первым «другом» ребёнка была самодельная тряпичная (лоскутная) кукла. В настоящее время традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.
Кукла — знак человека, его игровой образ-символ, самая древняя и наиболее популярная игрушка. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной с укладом жизни семьи, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.
Актуальность работы: в последнее время прилавки наших магазинов переполнены яркими, красивыми куклами. Если кукла сломалась, родители идут и покупают ребенку новую, еще более красивую и дорогую. Современные дети не умеют дорожить и ценить свои игрушки. А ведь раньше отношение к куклам было совершенно другое. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
С другой стороны, интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Сегодня мы хотим знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, что она значила, и в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Цель работы: Познакомиться с историей возникновения, видами и характерными особенностями тряпичных кукол.
Задачи:
изучить литературу, Интернет-ресурсы об истории возникновения, видах и характерных особенностях тряпичных кукол;
по результатам исследования (анкетирования) выявить, что знают дети о тряпичных куклах, желают ли научиться изготавливать их своими руками;
посетить мастер – классы по изготовлению тряпичной куклы;
провести для одноклассников мастер – класс по изготовлению куклы.
Объект исследования: тряпичная кукла.
В ходе проведения исследования будем использовать следующие методы: изучение литературы, материалов Интернет – ресурсов, анкетирование, посещение и проведение мастер - классов.
Перед проведением исследования выдвинем гипотезы:
свою историю тряпичная кукла ведёт с давних времён;
тряпичные куклы не отличались разнообразием, изготавливались в основном для игры детям;
мои сверстники плохо осведомлены по этому вопросу;
научиться самой и научить одноклассников изготавливать тряпичную куклу будет несложно.
По результатам исследования можно будет сделать вывод – подтвердятся ли мои гипотезы.
История возникновения тряпичной куклы
Народная тряпичная кукла — огромный пласт нашей истории.
Традиционная народная кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом.
Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы от матери к дочери, от бабушки к внучке. В большинстве случаев кукла - это образ женщины - богини. В каждой области свои куклы, как и свои костюмы, песни.
Их десятки, если не сотни. Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
Их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно, с надеждой и, главное, с большой любовью.
А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?).
Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).
Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла. Делали кукол, в основном, женщины – хранительницы родовых традиций.
Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово-обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом».
Виды и характерные особенности тряпичных кукол
Выделяют три основных вида народной тряпичной куклы: обрядовая, обереговая и игровая. Любая из этих групп включает в себя несколько десятков кукол, каждая из которых будет отличаться от других своим устройством или сохранным смыслом. Предназначение куклы определяло ее дальнейшую жизнь, оно никогда не менялось и очень редко сочеталось. Так, обрядовыми куклами никогда не играли, равно, как и игровые куклы не использовали в обрядах. А вот куклу-оберег иногда давали детям в качестве игрушки. Чаще всего это происходило с лечебными куклами, набитыми лекарственными растениями.
Обереговые куклы
В старину в русской деревне у каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка. И когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Считалось, что кукла оберегала его от болезней.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках. Мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.
Кукла «Пеленашка» - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. |
Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх.
Кукла «Кувадка» вывешивалась над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от козней злых духов. |
Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками. Когда родители уходили в поле на работу и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывало от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
Кукла «День и Ночь» – кукла-оберег жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую куклу, а ночью — темную. |
Говорили: «День прошёл, и, слава Богу, пусть так же пройдёт и ночь». Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
Кукла «Подорожница» (Кукла «В дорогу») очень маленькая, 3-5 см, так как легко должна была помещаться в ладони или в кармане. Она оберегала путника в дороге, в узелке у куклы – зола - символ домашнего очага, чтобы благополучно вернулся в дом, или горошинка - чтобы он был сыт в дороге. |
Эту куклу крутила жена-хозяйка мужу в дорогу, когда он уходил на охоту, на рыбалку или на войну.
Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами, да и не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай.
Обрядовая кукла так же, как и кукла-оберег, изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. В других – такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции – обрядовую и охранную (обереговую).
«Свадебная кукла», или, как её ещё называют, «Неразлучники». Кукла символизирует союз мужчины и женщины, их жизненный совместный путь. |
Дарится такая кукла на свадьбу, чтобы молодожёны шли по жизни вместе, рука об руку в горе и радости, и ничто бы не могло их разлучить. Действительно, попробуйте разъединить «Неразлучников». Куклы сделаны так, что могут существовать только вместе.
Кукла «Десятиручка» предназначалась в помощь хозяйке, она помогала девушке, которая недавно вышла замуж в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина всё успевала, и всё у неё ладилось. |
При изготовлении на каждую руку загадывается желание или дело, в котором рука должна помогать. К примеру, это может выглядеть так: "Эта ручка будет мне помогать в шитье, эта ручка будет мне помогать на кухне, а эта ручка...".
Кукла «Веснянка» – это веселая задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета |
Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку девушке, вы желаете ей быть всегда обаятельной и привлекательной.
Игровые куклы
Основное предназначение игровой куклы – это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети – и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец, или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Ребенок инстинктивно сжимает руку с такой игрушкой, что одновременно и регулирует мышечный тонус, и занимает малыша.
Кукла «Зайчик на пальчик» – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме. |
Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать, что тебя тревожит, близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.
Кукла «Малышок-голышок»- распространенная игровая тряпичная кукла. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками |
Куклу обязательно подпоясывали. "Малышок", как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.
Кукла «Девка-баба». В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. |
Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Анкетирование «Что мы знаем о тряпичной кукле, хотели ли бы научиться изготавливать ее своими руками?»
1. Знаете ли вы что такое тряпичная кукла?
Да.
Нет.
2. Когда появилась традиционная народная кукла на Руси?
Более 1000 лет назад.
Более 100 лет назад.
Затрудняюсь ответить.
3. Какую роль в жизни человека играла кукла?
Роль атрибута в проведении обрядов.
Роль оберега.
Роль игрушки.
Все ответы верные.
4. Как выглядело лицо куклы?
Чётко прорисованы черты лица.
Черты лица не прорисованы.
Нарисованы только глаза.
5. Хотели ли вы научиться изготавливать тряпичную куклу?
Да.
Нет.
Не знаю.
В анкетировании приняли участие 64 ученика 3-4 классов нашей школы. Итоги анкетирования:
1. На вопрос «Знаете ли вы что такое тряпичная кукла?» мы получили следующие ответы (анкеты с ответами приведены в приложении):
Да |
Нет |
||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
36 |
56 |
28 |
44 |
Далее следует графическое изображение исследования.
2. На вопрос «Когда появилась традиционная народная кукла на Руси?» мы получили следующие ответы:
Более 1000 лет назад |
Более 100 лет назад |
Затрудняюсь ответить |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
18 |
28 |
25 |
39 |
21 |
33 |
Далее следует графическое изображение исследования.
3. На вопрос «Какую роль в жизни человека играла кукла?» мы получили следующие ответы:
Роль атрибута в проведении обрядов |
Роль оберега |
Роль игрушки |
Все ответы верные |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
3 |
5 |
18 |
28 |
18 |
28 |
25 |
39 |
Далее следует графическое изображение исследования.
4. На вопрос «Как выглядело лицо куклы?» мы получили следующие ответы:
Чётко прорисованы черты лица |
Черты лица не прорисованы |
Нарисованы только глаза |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
23 |
36 |
19 |
30 |
22 |
34 |
Далее следует графическое изображение исследования.
5. На вопрос «Хотели ли вы научиться изготавливать тряпичную куклу?»
мы получили следующие ответы:
Да |
Нет |
Не знаю |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
38 |
59 |
10 |
16 |
16 |
25 |
Далее следует графическое изображение исследования.
Мастер-класс по изготовлению куклы «Ангел»
В ходе подготовки данного проекта мы с мамой посетили МБУК «Глазовский краеведческий музей». Оказалось, что сотрудники музея много знают о народной тряпичной кукле, ее историю, обычаи, а самое главное -умеют ее изготавливать и с радостью делятся своими знаниями. Мы не только познакомились с экспонатами музея, но и посетили несколько мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы.
Вот несколько экспонатов музея:
Мы посетили мастер-класс по изготовлению куклы «Неразлучники». Вот какая кукла у меня получилась:
Было непросто делать эту куклу, но очень интересно. Правда, симпатично получилось!
А решила я поделиться мастер-классом по изготовлению куклы «Ангел». Вот такой ангелочек получился у меня в Краеведческом музее. |
Как и другие традиционные русские куклы, куколка Ангел проста в изготовлении, но вместе с тем весьма оригинальна. Использовалась как елочное украшение в Рождество. Также Ангел вешался над кроваткой ребенка, "охраняя" его сон от злых помыслов. Сейчас мы с вами сделаем каждый своего Ангела-хранителя. Он будет нашим помощником и оберегом.
Для его изготовления нам потребуются:
|
Итак, приступаем.
Красную ткань сверху собираем гармошкой и закрепляем красной ниткой. |
Кладем в полученное углубление шарик синтепона или ваты. |
Складываем ткань в три слоя и фиксируем голову красной ниткой. |
Плотно закручиваем изделие снизу (формируем ручки) на несколько оборотов. |
Поднимаем полученные ручки к голове. |
Красной ниткой фиксируем ручки под головой, заматывая нитку крест-накрест. |
На голову завязываем платочек. |
Белую квадратную ткань складываем по диагонали и собираем гармошкой. Связываем белой ниткой. Нитку берем подлиннее, так как с ее помощью привяжем крылья к телу куклы. |
Крылья фиксируем к телу также крест-накрест. |
Завязываем нашей кукле фартук с помощью красной нитки. |
Наш ангелочек готов! Его можно надевать на палец и играть, или использовать как елочное украшение. Пусть он будет для вас Ангелом-хранителем.
Фотоотчет мастер-класса.
Заключение
Кукла – знак человека, способ признания жизни для тех, кто ее делает и для тех, кто с нею общается.
В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка стала живым средством общения, несет память культуры и делает это гораздо шире и глубже, чем любая другая игрушка.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, развивает воображение, приучает к труду и просто создает прекрасное настроение. Ведь процесс созидания несравним ни с чем. Это великолепный образец для занятий по рукоделию художественному труду и творчествуКукла может сопровождать ребенка все детство наряду с другими игрушками, каждая из которых имеет свое значение, выполняет свои развивающие функции. Она даже может «передаваться по наследству» - от старших к младшим. Ребенок с уверенностью может называть такую куклу своей, ведь второй такой нет ни у кого.
Изучение истории тряпичной куклы, погружение в историю России, историю края, позволило мне осознать, что все мы, люди, как деревья: до тех пор, пока мы заботимся о своих корнях, есть вероятность, что распустятся листья;
пока мы помним нашу историю, уважаем нашу культуру и наш уклад жизни, у нас больше возможности остаться теми, кто мы есть – русским самобытным народом, со своей тонкой и чуткой душой и огромным добрым сердцем.
Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. В арт-терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия. И это неудивительно. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая. Современная технологическая эра разрушает психику людей. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь.
Необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.
В настоящее время традиционная народная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонности к труду, уважение к родной культуре и своей земле.
Перед началом проведения исследования мы выдвинули гипотезы:
Свою историю тряпичная кукла ведёт с давних времён;
Тряпичные куклы не отличались разнообразием, изготавливались в основном для игры детям;
Мои сверстники плохо осведомлены по этому вопросу;
Научиться самой и научить одноклассников изготавливать тряпичную куклу будет несложно.
Итак, по результатам проведенных исследований мы выяснили, что:
действительно история тряпичной куклы уходит в далекое прошлое (более 1000 лет назад);
в ходе изучения литературы мы рассмотрели три основных вида тряпичной куклы, которые в свою очередь включают в себя десятки различных по назначению и конструкции кукол. Оказалось, что тряпичные куклы очень разнообразны и предназначались не только для игры, но и выполняли обереговые и обрядовые функции. Таким образом, эта гипотеза не подтвердилась;
на основании проведенного анкетирования можно сделать вывод, что:
Большая часть опрошенных - 56%, знают, что такое тряпичная кукла. Мне кажется, на это оказывает влияние связь между поколениями: кто-то видел или слышал о куклах от бабушек, кто-то посещал выставки и музеи.
Однако то, что история тряпичной куклы уходит в далекое прошлое (более 1000 лет назад), считает лишь 28% опрошенных. Большая часть (39%) ответили более 100 лет назад. 33% - затруднились ответить.
На вопрос «Какую роль в жизни человека играла кукла?» мы получили следующие ответы: по 28% - роль оберега и роль игрушки, 5% - роль атрибута в проведении обрядов и 39% - все ответы верные. Таким образом, оказалось, что дети знают, для чего использовали куклу наши предки.
На вопрос «Как выглядело лицо куклы?» мы получили примерно одинаковые результаты: 36% - четко прорисованы черты лица, 30% - черты лица не прорисованы, 34% - нарисованы только глаза. Когда детям мы говорили правильный ответ, они очень заинтересованно слушали и задавали дополнительные вопросы.
59% - ответили, что хотели бы научиться изготавливать кукол, 16% - нет и 25% - ответили «не знаю».
Таким образом, моя третья гипотеза в ходе исследования нашла частичное подтверждение – нельзя сказать, что дети ничего не знают о тряпичной кукле.
гипотеза, что научиться самой и научить одноклассников изготавливать тряпичную куклу будет несложно, нашла свое подтверждение. Хотя было непросто, но интерес и желание меня и моих одноклассников побороли. Ребята очень старались и все забрали домой своего Ангела-хранителя.
Список источников
Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240 с.
http://www.krupenichka.ru/
http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2014/08/18/istoriya-tryapichnoy-kukly
http://www.rukukla.ru/article/masterwork/semenova/trapi4naa_kukla_i_ee_vidy.htm
Фото тряпичной куклы - Поисковая система Яндекс.Картинки.