НЕОЭТНОСТИЛЬ В ДЕКОРИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА (НА ПРИМЕРЕ СУТАЖНОЙ ВЫШИВКИ, ОРНАМЕНТА)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НЕОЭТНОСТИЛЬ В ДЕКОРИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА (НА ПРИМЕРЕ СУТАЖНОЙ ВЫШИВКИ, ОРНАМЕНТА)

Шаметова И.Б. 1
1
Доржипаланова Б.Д. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Бурятская культура прошла несколько этапов модернизации (российский этап, советский этап, современный этап), многое из обрядово-ритуального комплекса утрачено, в том числе ушли в прошлое традиционные предметы быта и костюма. Но как отмечают многие исследователи (Гомбоева М. И., Басаева К.Д. и т.д) ценностное ядро культуры сохранилось, т.к. оно было сакрализовано. В традиционной одежде многие элементы были сакральными, они выполняли роль оберега. А в современной культуре могут выполнить роль украшения, элементов стилизации.

Различные нововведения, которые проникают в современный костюм делают данный элемент культуры ближе к молодежи, как продолжателю традиций, которая должна быть заинтересована в поддержании своих культурных традиций, сохранении и укреплении культурной идентичности. Сочетание бурятских этнических мотивов с различными другими стилями позволяет создать неповторимые, яркие, индивидуальные модели одежды, украшений. В виду того, что культура каждого народа постоянно развивается, считается недопустимым пренебрегать культурными ценностями и забывать свои корни, поэтому сохранение памяти к традициям будет укрепляться с помощью использования этно-стиля, как доказательства укрепления культурной идентичности.

Изучение символики бурятских орнаментов для сегодняшних художников-модельеров – это богатейшая кладовая идей и решений, из которой они черпают вдохновение, но распоряжается этим богатством каждый по-своему. Эти знания помогают в создании моделей, с применением народных орнаментов, так как каждый орнамент имеет не только глубокий философский смысл, но и практическую и эстетическую ценность, которые можно синтезировать в стилизации современной женской одежде. Для того чтобы модель приобрела отчетливо бурятский характер автор предлагает использовать несколько узнаваемых черт национального стиля: национальные орнаменты выполненные вышивкой: улзы (плетенка), хамар угалза (носовидный орнамент), зоод «черепаха». Данный социальный подход занимает ключевое место в содержании данной научно-исследовательской работы.

Основным содержанием этого исследования представляется использование традиционных видов декорирования в современном женском костюме, как источника творчества для художников-модельеров. Этот богатейший источник позволяет добиться больших успехов модельеру, за счет извлечения из него разнообразной информации, а также элементов и структур высокого утилитарного и декоративного качества. Проведение прикладных исследований и выполнение на их основе моделей современной женской одежды представляют собой одно из перспективных направлений современного дизайна.

Объектисследования - этно-стиль в дизайне современной женской одежды.

Предмет исследования - художественные традиции использования орнаментов в декорировании современной женской одежды.

Цель исследовательской работы — изучить материалы и техники декорирования с целью выявления их влияния на художественно-образное решение современного костюма и на их основе спроектировать изделие.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- проанализировать и систематизировать данные искусствоведческих, этнографических и культурологических источников;

- выявить художественные традиции декорирования одежды орнаментом;

- изготовить спроектированное изделие.

Практическая значимость данного исследования определяется ценностями идеи -использование орнаментов в современной одежде как сохранение, развитие традиций в современных условиях.

Сведения о символике орнамента мы изучили по книге В.Бабуевой «Материальная и духовная культура бурят», Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Традиции. Символика: Учебное пособие. История, использование сутажной вышивки, практические рекомендации и представлено 17 мастер-классов с пошаговыми иллюстрациями в книге Аннета Валюс «Сутажная вышивка».

Методы исследования и выполнения практической части работы:

1. метод теоретического изучения традиционного орнамента в бурятской культуре с помощью исторического и историко-логического реконструирования истории орнамента на основе анализа литературы.

2. проектирование и практическое изготовление изделия, методом стилизации современной одежды с использованием орнамента.

Автор выдвигает гипотезу: осознание и осмысление значения традиционных видов декорирования, символики орнамента имеет возможность эффективного, творческого использования в современной женской моде.

Описание работы

Мода постоянно обращается к традициям народного искусства. Этно-стиль в одежде, возвращая к фольклору и истории, привносит сейчас и новизну, и разнообразие в современную моду, которая постоянно совершенствуется. Внесение традиционных элементов в повседневную одежду европейского стиля является актуальной задачей, в основу которой заложена необходимость сохранения духовного и материального богатства бурятского народа. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов в целом, изящество и неповторимость декора – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма. Изучение символики, традиционного кроя, выбор материала, цветовой гаммы актуализирует проблему воспитания человека культуры. Для сегодняшних художников-модельеров – это богатейшая кладовая идей и решений, из которой они черпают вдохновение, но распоряжается этим богатством каждый по-своему.

Для каждого этапа моды характерны свои, присущие ему виды декорирования и способы их применения. Время от времени происходят периодические повторения в использовании тех или иных видов декора. Декор в костюме придает костюму художественную ценность, способствует украшению, усиливает и обогащает композицию.

Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов в целом, изящество и неповторимость декора – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Декор в дизайне костюма

Костюм – это закодированная система изобразительного языка. Таким образом, он является и связующим элементом, своеобразной коммуникационной связью между различными национальностями, и отличительной особенностью.

Декор в костюме — это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического значения. В утилитарном смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как, например, конструктивные. Они не делают костюм более удобным в эксплуатации, но при этом придают ему художественную ценность. [1.36 ]

Декорирование – это украшение, а декорирование одежды - процесс украшения ее какими-либо элементами: вышивка нитями, бусинами,пайетками, ракушками,аппликациями,брошками.

За тысячелетия развития костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декорирования. Самыми популярными из них являются крашение, набойка (печатанье рисунка на ткань), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, пэчворк, тиснение кожи, плетение и др. При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна — превратить полотно в художественное изделие, донести до зрителя определенную смысловую эстетическую информацию.

Уже в первобытном обществе человек стремился выделиться из числа себе подобных. С этой целью начинает украшать свою внешность. Сначала это 6ыло раскрашивание отдельных участков тела, а также нанесение татуировок. С развитием костюма рисунок декора наносится не на тело, а на материал одежды. Эти изображения не только служили украшением костюма, но и определяли социальное положение его владельца, принадлежность к определенному племени, роду, а также имели религиозно-мистическое значение, т. е. являлись оберегом.

Важную роль в развитии одежды сыграло изобретение ткачества и плетения. Сырьем для производства тканей были волокна животного и растительного происхождения: шелк, шерсть, лен, хлопок, конопля др. Довольно рано человек научился окрашивать нить натуральными минеральными и растительными красителями. Особенно традиции крашения были распространены на Востоке. Так, Индия была родиной батика, а в Японии и Китае высокого мастерства достигла ручная свободная роспись шелковых тканей. В странах Ближнего Востока традиционным украшением ткани являлись многоцветные набойки - техника, при которой рисунок наносился на ткань посредством, оттиска узора, вырезанного на деревянной матрице.

За тысячелетия развития костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декорирования. Самыми популярными из них являются крашение, набойка (печатанье рисунка на ткань), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, пэчворк, тиснение кожи, плетение и др. При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна — превратить полотно в художественное изделие, донести до зрителя определенную смысловую эстетическую информацию. [1.16] Причем человечество изобрело множество приемов вышивания. Ручная вышивка встречается в костюмах всех сословий — и простых крестьян, и богатых аристократов. Материалами для вышивки служили цветные шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые нити, золотая и серебряная проволока, жемчуг, драгоценные камни, бисер, стеклярус и т. д. Вышивка не теряет своей актуальности и в современной одежде, правда, теперь она чаще выполняется машинным способом.

С каждым годом мода для молодежи все более самоопределяется, развивается и утверждает себя. Молодежная мода отличается острым отношением к новизне, для нее характерен повышенный интерес к декоративности и многослойности. Одежда для молодежи должна быть предельно функциональной, удобной, привлекательной и вместе с тем очень разнообразной. В силу выше названных черт молодежная одежда заметно тяготеет к использованию традиционных элементов отделки, способов декорирования. Данный социальный подход занимает ключевое место в содержании темы данной научно-исследовательской работы.

Творческий поиск композиции нового модного направления может быть самостоятелен лишь при глубоком анализе того или иного национального источника с учетом региональных особенностей его распространения. При этом закономерным можно считать тот факт, что в настоящее время произошло некоторое слияние национальных черт в современном обобщенном образе. В таком случае требуется определить: где это может быть положительным фактором, а где – момент, требующий деликатного вмешательства специалиста. Такое аналитическое отношение к народному прикладному искусству способствует развитию современного моделирования на основе широкого диапазона предложенного творческого источника.

Таким образом, основным содержанием этого исследования представляется использование национальных традиций декорирования костюма как источника творчества для художников-модельеров. Этот богатейший источник позволяет добиться больших успехов за счет извлечения из него разнообразной информации, а также элементов и структур высокого утилитарного и декоративного качества. Кроме того, обращение к национальным ценностям служит делу эстетического и патриотического воспитания молодежи. Проведение прикладных исследований и выполнение на их основе моделей молодежной одежды представляют собой одно из перспективных направлений современного дизайна.

Независимо от того, какой декоративный прием используется для украшения проектируемой одежды, следует учитывать, что декор должен:

• быть умеренным, соответствовать назначению и стилю костюма;

• подчеркивать форму костюма, как бы «вырастая» из нее, а не выглядеть чужим, случайным;

• иметь достаточно фона, чтобы придать простоту и благородство рисунку;

• соответствовать материалу, из которого изготавливается одежда, его цвету, фактуре, пластическим свойствам;

• быть эмоциональным центром всего костюма, чтобы привлечь к себе внимание зрителя.

II. Практика использования элементов декорирования (на примере сутажной вышивки и орнамента)

  1. Практика использования сутажной вышивки

Вышивка сутажом впервые использовалась в первой половине XIV века во Франции. Эту технику применяли не только при декорировании одежды, но и для создания отдельных украшений. С тех давних времен и до наших дней сутажная техника пережила много взлетов и падений своей популярности, но сами способы вышивки и методика работы с сутажной тесьмой почти не изменились. И сегодня многочисленные мастер-классы по овладению этим видом рукоделия дают начинающим и более опытным мастерицам все те же азы по освоению такого удивительного искусства как сутажная вышивка. [4.12 ]

На территории современной России сутажная техника нашла своё применение для украшения предметов мужского гардероба. Особенно ярко это заметно при рассмотрении придворных мужских костюмов времен правления Петра Великого. Ближе к нашему времени, в 19-20-м веках, сутажная вышивка переместилась на театральные подмостки и активно применялась при изготовлении исторических театральных костюмов.

Настоящий расцвет сутажная техника испытала в конце 20-го века. Это произошло благодаря стараниям дизайнерам ювелирных изделий из Израиля. Всемирно известный создатель драгоценных украшений – дом Дори Ченгери применил при создании новой коллекции сутажную вышивку в сочетании с драгоценными камнями. Сутажная техника в изготовлении изысканных ювелирных украшений принесла мировую известность коллекции украшений Израильских дизайнеров. Так родилось новое и свежее направление в изготовлении модной ювелирной продукции.

Эксклюзивные ювелирные изделия всегда пользуются неизменным спросом, но стоят достаточно дорого и не доступны всем желающим выглядеть модно и современно. Однако несложный навык, полученный на основе прослушанного мастер-класса, аккуратность и терпение при выполнении работы в сутажной технике, дает возможность абсолютно всем желающим попробовать свои силы в дизайнерском мастерстве, изготовив оригинальное украшение своими руками.

Сутажная вышивка активно завоёвывает всё новых и новых почитателей. Несложные ручные швы, пластичность используемого отделочного материала, возможность довольно быстро выполнить достаточно большой объем работы делает сутажную вышивку привлекательной и популярной как среди опытных мастериц, так и для начинающих. Возможность своими руками изготовить изящное украшение, придать индивидуальность и изысканность костюму с помощью сутажной отделки. А красота и эксклюзивность украшений из сутажа привлекает внимание рукодельниц и просто ценителей прекрасного.

  1. Практика использования орнамента в бурятском прикладном искусстве

Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение».

Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. В прошлом разнообразными узорами украшались одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжение коня, орудия производства. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, вышивки, резьбы по дереву, росписи. Простота, четкость и одновременно нарядность орнаментальных мотивов, их органическая связь с формой украшаемой вещи — отличительные черты произведений народного творчества. Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали свое искусство молодым, из поколения в поколение. Новые узоры создавались путем комбинирования традиционных. На многих бурятских изделиях из дерева, металла и на шитых работах часто встречается в различных вариациях мотив «бараний рог»: иногда удвоенный, иногда в сочетании с крестом, с ромбом, в виде якоря.

Бесконечно разнообразна орнаментация, используемая в украшении многочисленных женских нагрудных, поясных подвесок, браслетов, серег, колец, мужских поясов, ножей. Конская сбруя, трубки, кисеты, табакерки, посуда также богато орнаментированы. Украшения предметов быта выполнены с большим чувством такта, ощущением цвета и линий, с учетом особенностей материала. Разнообразны средства и способы украшения орнаментом различных предметов: вышивка, аппликация, плетение, тиснение кожи, на­сечка, гравировка, чернь, чеканка по серебру и золоту, резьба и многоцветная роспись.

Все многообразие орнаментов можно разделить на пять основных групп:

  • геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды...);

  • зооморфные или анималистические;

  • растительные (листья, цветы, плоды, лотос);

  • природные, или космогонические явления (солнце, луна, вода, огонь...);

  • культовые.

Самые распространённые мотивы орнаментов монголоязычных народов - это геометрическикие орнаменты. Видное место в этой группе занимает узел счастья, у бурят «улзы», у которого невозможно найти начало и конец. Узор символизирует пожелание большого счастья. Его различные варианты украшали полы юрты, мебель, посуду, одежду. Наиболее давнее происхождение имеют такие геометрические узоры, у бурят «тумэн жаргал» - это переплетение крестообразного орнамента, символизирующее долголетие. Монгольский этнограф и лингвист академик Б. Ринчен считает, что узел счастья стал известен монголам (а через них и бурятам) вместе с приходом буддизма (соответственно в 12 и 18 веках) [2, 30]. Те же самые орнаментальные мотивы — круги, зигзаги, бараний рог — усложняются в переплетениях с растительными. Растительная группа орнаментов во всем многообразии символизирует жизнь, красоту, долголетие и мир на Земле. Поэтому они уместны на одежде мужчин, женщин и детей. Бесконечно разнообразна орнаментация, используемая в украшении. Сохраняя старинные традиции, развивая и совершенствуя их, мастера создавали и поныне создают подлинные шедевры искусства.

  1. Практика использования техники сутажной вышивки и орнаментирования в современной женской одежде

На сегодняшний день в современной моде изменился подход к принципу использования декоративных элементов в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение моды, а именно трансформация первоисточника. Дизайнер обязан создавать модели, в которых отражается современность, мода времени. Не копирование старого, а осмысление его богатства и создание новых, интересных предложений. Первоисточник может вдохновить дизайнера на создание своих, чисто специфических решений, которые будут теми или иными качествами напоминать о первоисточнике. В данном контексте дизайн-проектированию современной одежды с элементами декора и технологий декорирования и созданию новых технологичных вариантов декорирования одежды придается огромное значение. Для современных дизайнеров декор, элементы орнамента являются творческим источником при проектировании женской одежды.

Степень распространения того или иного вида декорирования материала и готовых изделий в творчестве различных народов зависела от времени, социально-экономических и исторических условий. Элементы национальных культуры, традиций творчески переосмысливаются и отражаются в современном костюме, с учетом развития искусства, науки, промышленности, новых форм, и быта. Декорирование в одежде имеет определенные принципы, которые необходимо учитывать при изготовлении изделия. Применение национального традиционного декора в современной одежде смотрится актуально, поэтому дизайнеры стараются применять новые виды: элементы вышивки, аппликации, орнамента и т.д.

Полученные знания, при проведении исследовательской работы, мои умения пригодились мне при изготовлении стилизованного костюма. Искусство одеваться, быть красивой, значит не только следовать моде, но и следить, чтобы все предметы туалета гармонировали друг с другом. При этом важно соблюдать моду, учитывать особенности своей фигуры. Я решила спроектировать платье простого покроя, нарядное, приталенный силуэт подчеркнет стройность моей фигуры. Дополнением платью будет накидка и баска-юбка. Цветовое сочетание, фасонные особенности, отделка позволят внести изюминку, неповторимость и оригинальность моему платью.

Критерии выбора идеи изделия

1) Костюм стилизованный, эксклюзивный, будет одним из моделей моего гардероба.

2) Технология изготовления соответствует моим навыкам.

3) Расход ткани вполне экономный.

4) Не сложная конструкция.

5) Используется ткань, которая не вредит здоровью.

6) Красивый, яркий цвет ткани.

Для моей модели выбираю плательную ткань, на накидку бархат и креп-сатин. Эти ткани я подобрала, потому что они красивые, обладают хорошими гигиеническими свойствами и хорошо подойдут для моего костюма. Для отделки и украшений использую тесьму-сутаж, бусы, орнамент-аппликацию.

Я сшила в соответствии с составленной технологической картой по изготовлению изделия, украшения и декорирования.

Сутажная вышивка выполнена в виде геометрических орнаментов. К намеченным линиям пришивала отрезки сутажа, при этом желобок располагается сверху. Таким образом, прошивают жгут по контуру рисунка. Обработку края тесьмы проводила с помощью клея, обмакивая им сутаж. Также можно прижечь кончик зажигалкой.

Для изготовления украшений наиболее выигрышно смотрится комбинация мелких бусин, стекляруса, больших кабошонов. В качестве последних можно использовать и натуральные камни, но их использование обойдется дорого, я использовала искусственные бусины, которые стилизованы под них. Для соединения деталей лучше выбирать не швейные нитки, а мононить. Их преимущество в том, что она сливается с тканью. Таким образом, стежки получаются менее заметными.

Выполненным проектом я осталась довольна. Я уверена, что смогу организовать для него достойный выход. Для формирования целостности образа к модели добавлены аксессуары: украшения – серьги, колье, браслеты, именно для этого случая.

Мне не пришлось потратить значительную сумму денег на мой наряд.

Все этапы работы над проектом были для меня интересны и познавательны. В процессе работы были и трудности, например, впервые столкнулась с обработкой изделия из бархата, сутажной вышивкой.

Заключение

Результаты проделанной работы:

  1. Были собраны материалы об истории возникновения декорирования одежды, видах и методах украшения одежды, следствием чего явилось расширение кругозора о способах декорирования швейных изделий.

  2. Проведен анализ применения декорирования в одежде. Установлено, что в современной моде изменился подход к принципу спользования национальных декоративных элементов, орнаментов, так как на сегодняшний день основную роль в проектировании играет образное решение трансформации первоисточника, благодаря применению новых видов технологии и материалов различного волокнистого состава.

  3. Автором данной исследовательской работы разработаны методические рекомендации по использованию традиционных элементов в декорировании современной женской одежды (см. приложение 1).

  4. Освоив основные элементы декорирования одежды и законы цветовой гармонии, а именно применение сутажной вышивки, орнамента автор смогла воплотить в жизнь проектируемое изделие и создать собственные уникальные украшения. (См. приложение 2-)

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждается: осознание и осмысление значения традиционных видов декорирования, символики орнамента имеет возможности эффективного, творческого использования в современной моде.

Литература

  1. И.В. Блохина. Всемирная история костюма моды и стиля. «Харвест», Минск 2007 год, 375стр

  2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. - Улан-Удэ,2004. - 228 с, ил.

  3. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Традиции. Символика: Учебное пособие / Н.Л. Жуковская. – М.: Вост. лит. 2002. – 247 с.: ил.

  4. Ваннета Валюс. Сутажная вышивка. АСТ-Пресс, Серия: Золотая библиотека, 2013г. - 96 стр.

  5. Дизайн одежды. «Дизайн одежды и его история», www.modnaja-odezhda.ru6. «История дизайна одежды», www.lifestar.ru

  6. Мода и стиль. «История моды», www.tailor.by.ru

  7. Сайт Маргариты Сидельниковой, «Что такое дизайн одежды?» www.m-sidenina.narod.ru

  8. Алайон Л. Традиционные национальные элементы одежды [бурят] в современном костюме // Байкал. - 1972, № 6. - С. 154-157.

Приложeние I

Методические рекомендации

по использованию традиционных элементов бурятской национальной одежды в современной женской одежде

  1. Для того чтобы модель приобрела отчетливо бурятский характер использовать несколько узнаваемых черт национального стиля. Например, традиционный крой, запах левого борта на правую, традиционный материал – шелк с орнаментами, национальные орнаменты, застежку с пуговицей-сомпи, манжеты-туруу, декоративную тесьму-тууза и т.д.

  2. Декор должен быть умеренным, соответствовать назначению и стилю костюма.

  3. Элементы национальной культуры, традиций творчески переосмысливаются и отражаются в современном костюме, с учетом направления моды, развития новых технологий, материалов.

  4. При стилизации орнамента, опираться на традиционный источник, позволяющий не искажать семантику орнамента, так как в противном случае получится отрицательное значение.

Приложeние II

Раскрой изделия

Приложeние III

Автор за работой

Примерка и пошив изделия)

Автор за работой

Приложение IV

Работы автора

Украшения, выполненные в технике сутажной вышивки

Приложение V

Наряд моей мечты

Платье с накидкой и юбкой-баской с использованием сутажной вышивки и орнаментов

Костюм с использованием сутажной вышивки

Просмотров работы: 2420