Введение
Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают утонченностью цветовых решений. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Не первый год занимаюсь изготовлением разных декоративных изделий украшенных вышивкой – элементами владимирской глади. В основном это подарки и сувениры родным и близким – игольницы, прихватки, рушники, панно (приложение 1). В этот раз мне захотелось выполнить изделие для школы. Оказывается необходимо в кабинет технологии фартук в народном стиле для изучения темы «Фартук в национальном костюме». А также это изделие может пригодиться для праздников и мероприятий, связанных с изучением народных традиций. Исходя из этого, цели проекта:
-Обобщить имеющийся опыт.
-Разработать проект.
-Изготовить изделие с вышивкой владимирской гладью.
Задачи:
- узнать историю появления вышивки верхошов;
- изучить исторические сведения, для выбора конструкции фартука.
- выбрать оборудование, материал и приспособления необходимые для изготовления изделия;
- рассчитать экономические затраты;
- совершенствовать и развивать умения и навыки в вышивке;
- углублять знания в технологии обработки материалов;
- развивать вкус, фантазию, творческую инициативу;
- формировать в себе чувства гордости, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Актуальность. Интерес к традициям, к истории и художественно-культурному наследию России. Повышение художественного уровня декоративных изделий и мастерства их исполнения.
Проблемно-поисковый этап
Общие сведения
Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. Искусно вышитый узор превращал любую, даже самую немудреную ткань, в подлинное произведение искусства. Русские женщины с давних времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных нитей. С детских лет они обучались этому сложному, но увлекательному искусству. Жены и дочери обязаны были обеспечивать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметами из тканей. Начиналось это с того, что девушка готовила сама себе приданое. В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая их.
Для всех районов распространения русской народной вышивки в равной мере характерно применение геометрического, растительного и изобразительного орнаментов.
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру [1].
Гладь – один из вариантов вышивки контурными швами.
Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя полотно. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов [2].
Из истории владимирской глади
У владимирских швов древняя история. При археологических раскопках на территории Владимиро-Суздальского княжества найдены кусочки ткани, покрытые характерным шитьем: лицевая сторона вышивки заполнена длинными стежками, а с изнанки – только контур рисунка. Причем в некоторых работах крупные стежки прикреплялись более мелкими – гладь вприкреп.
Эта старинная вышивка была выполнена золотыми нитями на льняной основе.
Так же вышивали и в более позднее время, в XVIII–XIX вв. в поселке Мстёра в 100 километрах от Владимира монахини из монастыря святого Иоанна Милостивого. Как считают, они и стали родоначальницами владимирских швов и глади вприкреп. Они обучали своему мастерству горожанок и крестьянок, только вышивать они стали уже не золотом, а в основном красными нитями. Узоры – крупные цветы и листья горели огненно-красными тонами длинных рельефных стежков, середины которых украшались накладными сетками. В красную гамму основного узора вводились золотистые, голубые и изумрудные тона (некоторые источники сообщают: Основные цвета — красный, коричневый, бежевый разных оттенков, дополняются зеленым, желтым, а также синим или чёрным).
Почему владимирская гладь называется ещё и «верхошов»? Дело в том, что история её тесно связана с шитьем золотом, когда каждая ниточка была дорога, и потому старались вышивать на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру рисунка. Стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Вышивая Владимирской гладью, экономия ниток получается максимальная.
Узоры, выполняемые владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой атласными лентами, узкими орнаментальными полосками, вышитыми козликом, гладью, кисточками.
Владимирскими швами вышивают наволочки на подушки, полотенца, скатерти, салфетки, прихватки, дорожки, одежду, панно. Эта вышивка хороша как для ручной работы, так и машинной [3].
Выбор конструкции фартука
В русском народном костюме фартук имел название «передник» и играл важную роль (закрывал женскую фигуру спереди, самая декоративная, богата украшенная часть женского праздничного костюма).
По своей конструкции разделялся на несколько типов. Передник шился из полотнищ ткани, присобранн вверху в сборки с длинными завязками.
Особое место занимали передники с небольшим нагрудником из под которого шла сборка. Длинной мог достигать от 85-89 см. Обычно был из однотонного холста, украшенные вышивкой и кружевом по низу. Такой передник надевали по праздникам.
Богатый узор с преобладанием красного цвета:
- узкие и широкие полосы геометрического орнамента в форме ромба, круга, розетки, изображалось солнце – символ тепла, жизни;
- изображения женских фигур и цветущего дерева олицетворяли плодородие;
- птица символизировала приход весны [4].
Я рассмотрела несколько эскизов. Для изготовления выбираю конструкцию передника рисунок 1а
Рис. 1: а б в
Чертёж фартука
Выбор рисунка
У меня накопилась небольшая коллекция рисунков, которые я использовала в изготовлении различных изделий. Рассмотрим для изготовления фартука:
Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7
Для нижней части фартука я рассматриваю рисунки 2, 4, 5 т.к. вышивка будет в полосе. Изображения женских фигур и цветущего дерева характерно для нарядного изделия - олицетворение плодородия.
Схема 1. Расположения рисунков в узоре на фартуке
Для нагрудника фартука я рассматриваю рисунки 6, 7 т.к. изображение птиц символизировала приход весны, кроме того птица ближе к солнцу, а нагрудник это верхняя часть фартука [5].
Схема 2. Расположения рисунков в узоре на нагруднике
Подготовка к вышивке гладью
Организация рабочего места
Чтобы удобнее было выполнять вышивку, необходимо правильно организовать рабочее место. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должен стоять около окна так, чтобы свет падал на работу с левой стороны (или она должна быть хорошо освещена искусственным светом). В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см. При меньшем расстоянии портится зрение.
В столе необходимо иметь ящики для хранения выполняемой работы с вышивкой, запаса тканей, ниток и других материалов. Специальное место должно быть выделено для хранения кальки, игл, ножниц и других приспособлений. Правильная организация рабочего места способствует производительности и качеству выполняемой работы [6,7].
Оборудование, инструменты, материалы
Для вышивки гладью необходимо:
Для выполнения ручной вышивки необходима ткань и нитки. Выбор их зависит от назначения изделия, характера орнамента и способа его выполнения.
Для вышивки владимирскими швами можно брать ткань редкого переплетения, например лен, лучше всего неотбеленный – натуральный цвет ткани служит хорошим тоном.
Я использую двунитку (т.к. учитывая экономическую сторону изделий – льняные ткани на порядок дороже), а для оформления изделий – различную тесьму (с рисунком, атласную широкую, узкую, вьюнчик), кружева.
Перед началом работы я провела исследование по определению сырьевого состава материалов. Я выяснила, что ткань двунитка, на основе хлопковых волокон, а нитки мулине хлопчатобумажные. У таких волокон есть как положительные, так и отрицательные свойства.
К недостаткам двунитки относится:
- При стирке значительно садятся по нити основы
- высокая осыпаемость.
Все эти качества я учла при выполнении своего изделия.
Они должны быть крепкими и не линять при стирке. Допустимо использовать: ирис, шелк, шерстяная пряжа, льняные нитки. Лучше всего
подходят мягкие нитки мулине, не садятся и не выгорают.
При вышивке толстыми нитками в одну пасму (мулине) следят за каждым стежком, чтобы нитки ложились мягко, а стежок получался красивый, не крученый, как веревка. Для этого левой рукой, которая находится все время под пяльцами, нитку раскручивают, тогда на лицевой стороне получается красивый стежок.
Рисунок 7. Инструменты и приспособления для вышивки
Иглу подбирают в соответствии с толщиной нитки.
Для вышивки лучше брать короткие иглы, с удлиненным ушком, чтобы можно было быстро вдеть рабочую нитку. Игла должна хорошо прокалывать ткань и не оставлять после себя больших отверстий.
Вышивальные ножницы должны быть маленькими и с острыми концами для
обрезки ниток. У ножниц концы лезвий должны полностью замыкаться,
иначе не получатся точные надрезы нитей.
Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом состоянии, чтобы предохранить ее от стягивания.
Пяльцы бывают круглые и прямые раздвижные. Ткань можно также натянуть на готовую рамку, прикрепив ее кнопками или гвоздиками. Очень удобны для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой - меньшего в больший. Диаметр пялец 20-40 см, высота обруча 1,5-2 см, толщина 3-5 мм.
Если кусочек ткани по размеру меньше пялец, то к нему временно пришивают какой-нибудь другой материал нужного размера.
Для запяливания на меньший обруч кладут материал, расправляют его, следя за тем, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч и нажимают – ткань натянута. Приступают к вышивке, когда ткань будет натянута туго в пяльцах.
Служит для определения точного размера изделия, разметки основных линий узора и т.д.
Служит для перевода рисунков с оригинала.
Для перевода рисунка на ткань. Для светлых тонов – черную, а для темных – цветную.
Необходимы простые остро заточенные: мягкий – для кальки, твердый - для перевода рисунка на ткань [6,7].
Для оформления и изготовления вышитого изделия мне понадобилось:
проутюжильник (для выполнения ВТО).
и закрепления тесьмы, атласных лент); нитки х/б №60- для сметочных работ, ножницы (для раскроя и обрезания нитей).
Техника владимирского шитья
Для владимирской глади характерны крупные узоры, которые вышивают толстыми нитками — мулине в 6—12 сложений, ирисом, шерстью, это придает вышивке большую рельефность. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов, (возможно использование коричневого, бежевого разных оттенков), но часто встречается и одноцветные вышивки. Для вышивки рекомендуется использовать ткани — суровое полотно, лен и т. п.
Вышивка выполняется крупными стежками по лицевой стороне ткани. С изнанки видны только мелкие стежки по контуру рисунка [8,9].
Рисунок 8. Элементы владимирской глади
Рисунок 9. Цветок
Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешними и внутренними контурами рисунка строго радиально. Во внутренней части круга стежки ложаться плотнее, во внешней части гладь выглядит разреженной. Это достигается тем, стежки-переходы на внутреннем контуре рисунка гораздо короче, чем на внешнем (рис.9 а – лицевая сторона, б – изнаночная сторона). Рисунок 10. Листик
Листья вышивают стежками верхошва, укладывая их по обе стороны
с наклоном от края к середине.
Большие элементы вышивают гладью «вприкреп» (рис.11), перекрывая длинные стежки более короткими. В этом случае стежки-переходы выполняют не по контуру, а по радиусу внутрь круга.
Рисунок 11.
Чаще всего середины крупных цветов и бутоны заполняются накладными сетками, сквозь которые просвечивается фон. Начинают вышивку с накладной сетки, а затем выполняют по контуру цветка гладь.
Декоративные накладные сетки применяют как дополнительное украшение вышивки в сочетании с гладью, стебельчатыми швами. Накладными сетками можно украсить не только середины цветов и листьев, но заполнить ими также различные геометрические узоры (рис.12).
Рисунок 12. Накладные сетки
Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.12), затем в другом – горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. Верхние стежки прикрепок - крестиков должны быть в одном направлении.
Стебельчатым швом вышиваются стебли, веточки, усики и т.д.
«Козлик» используется для вышивки середины крупных листьев и цветов, так же «козликом» вышиваются мелкие листочки, как показано на рис. 13.
Рисунок 13. Шов «козлик» Рисунок 14. Шов «восьмёрка»
Шов «восьмерка» (рис.14). Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.
На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей – больше (рис. 14 в, г).
Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.
Технология изготовления
При выполнении изделия необходимо соблюдать правила охраны труда
(приложение 2)
1. Выполнить выкройку
2. Раскрой
Перед тем как выполнить раскрой, необходимо подготовить ткань к раскрою. Декатировать. Определить направление долевой нити и лицевую сторону. Ткань сложить лицевой стороной внутрь, выровнять поперечный срез ткани. Детали располагаю так, чтобы раскладка была экономичной, при этом начинают с самых больших деталей, учитывая направление нити основы. Приколоть детали к ткани. Обвести контур всех деталей выкройки. Перенести все линии припусков и контрольные точки. Раскроить детали по линиям припусков на швы. Отколоть детали выкроек [10, 11].
3. Расположение и перевод рисунка на ткань
От нижнего среза фартука отложить 20см и провести меловую линию. В центре фартука рисунок 4, от него по краям рисунки 2, 5 расположить симметрично (учитывая меловую линию).
Схема 1. Расположения рисунков в узоре на фартуке
На нагруднике узор составлен из рисунков 6 и 7.
Существует много способов нанесения контура рисунка на ткань. При переводе рисунка на ткань через копировальную бумагу, на ткань накладывают бумагу с рисунком и прикрепляют ее булавками. Под рисунок кладут копировальную бумагу, жирной стороной к вышиваемой ткани. Затем
остро заточенным твердым карандашом аккуратно обводят контур рисунка.
Схема2. Расположения рисунков в узоре на нагруднике
4. Выполнить вышивку согласно технике выполнения владимирского шитья и схеме 1,2.
5. Настрочить атласные ленты и тесьму согласно фотографиям 1,2 и приложению 2.
Фото 1. Расположение лент и тесьмы Фото 2. Расположение лент и тесьмы
6. Верхний срез нагрудника обработать швом вподгибку с закрытым срезом, предварительно срез обметать. Ручным швов 5 мм мулине красного цвета выполнить прямую строчку, слегка припосаживая верхний край нагрудника (фото 3).
7. По верхнему срезу нижней части фартука выполнить сборку. Соединить
нагрудник и нижнею часть фартука стачным швом взаутюжку (припуск шва
заутюжить на нагрудник) (фото 3).
8. Обработать срезы косой бейкой, оставив петлю – бретель (фото 3).
9. Обработать боковые срезы нижней части фартука швом вподгибку с
закрытым срезом, предварительно срез обметать. Пришить атласные ленты.
Фото 3 Фото 4
10. Связать кайму (пункт «Основные элементы при вязании каймы»).
Пришить по краю изделия.
11. Окончательная влажно-тепловая обработка изделия [7, 10, 11].
Основные элементы при вязании каймы
При вязании каймы применяются столбики с одним накидом и воздушные петли.
Рис. 3.1.
Образование первой петли (Рис. 3.1). Нить перебросьте через
указательный палец левой руки, концы прижмите к ладони средним и безымянным пальцами. Натяжение регулируйте безымянным пальцем. Введите крючок под нить на указательном пальце, поверните влево и придержите образовавшуюся петлю большим пальцем левой руки. Не сбрасывая петлю, захватите крючком нить движением слева направо и вытяните ее через петлю.
Рис. 3.2.
Цепочка из воздушных петель (Рис. 3.2.)
Не сбрасывая с крючка первую петлю, захватите нить и протяните ее через петлю. Полученная новая петля называется воздушной. Последовательный ряд этих петель образует воздушную цепочку.
Рис. 3.3.
Столбик с накидом (рис. 3.3.) Сделайте накид, введите крючок в петлю, захватите нить и вытяните новую петлю, захватите нить и протяните ее через 2 петли на крючке, еще раз захватите нить и протяните ее через оставшиеся 2 петли [12].
Кайма вывязывается способом филейного вязания – чередование столбиков с одним накидом и 2 воздушных петель.
Работу продолжать прямыми и обратными рядами согласно схеме (приложение 3) до желаемой длины (в моём изделии: 9 раппортов, примерно 0,65м).
Готовую кайму растянуть по размеру, накрыть влажной тканью и оставить до высыхания [13].
Уход за изделием с вышивкой
Загрязненное изделие осторожно стирают в теплой воде с моющим средством. Хорошо прополаскивают в холодной воде. Отжимают, завернув на несколько минут в махровое полотенце, не допуская кручения.
Стирать можно и в машине на деликатном режиме, поместив изделие в наволочку.
Нельзя изделие с цветной вышивкой стирать моющим средством, содержащим отбеливать, замачивать в растворе соды, заливать кипятком, или кипятить.
Вышитое изделие утюжат с изнаночной стороны во влажном состоянии или через влажный проутюжильник на чистой мягкой подстилке. Брызгать на ткань нельзя, могут остаться пятна. Отутюженное изделие необходимо подержать в развернутом виде до тех пор, пока оно не остынет [10].
Заключение
Экономическая оценка
Таблица 1
Расчет себестоимости фартука
№ |
наименование товара |
цена за ед. материала |
расход материала |
стоимость материала, руб. |
1 |
Ткань (двунитка) |
150 руб./м |
0,85м |
127,5 |
2 |
Тесьма (цветная – красная) |
35 руб./м |
0,7 м |
24,5
|
3 |
Нитки (белые) |
12 руб./шт. |
1 катушка |
12,0 |
4 |
Мулине (красный) |
20 руб./шт. |
2 |
40,0 |
5 |
Мулине (синий) |
20 руб./шт. |
1 |
20,0 |
6 |
Мулине (желтый) |
20 руб./шт. |
1 |
20,0 |
7 |
Мулине (зелёный) |
20 руб./шт. |
1 |
20,0 |
8 |
Тесьма вьюнчик (зелёный) |
7 руб./ м |
1,4 м |
9,8 |
9 |
Тесьма вьюнчик (желтый) |
7 руб./ м |
1,4 м |
9,8 |
10 |
Атласная лента (узкая, красная) |
3 руб./ м |
2,8 м |
8,4 |
11 |
Атласная лента 2,5 см (синяя) |
6 руб./ м |
1,4 м |
8,4 |
12 |
Атласная лента (узкая, жёлтая) |
3 руб./ м |
0,7 м |
4,2 |
13 |
Атласная лента 4 см (красная) |
15 руб./ м |
1,5 |
22,5 |
14 |
Косая бейка (красная) |
6 руб./ м |
1,10 |
6,6 |
15 |
Нитки (красные, желтые, синие, зеленые) |
Были в наличии |
- |
- |
16 |
Пряжа «снежинка» |
40 руб./1 клубок |
2 |
80,0 |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
413,7 |
Вывод: я считаю, что это не дорого для изделий выполненных вручную. Кроме того я изготовила единичную вещь которую не купить в магазинах и на базаре.
Экологическая оценка проекта. Экологические требования к проекту включают в себя экономное использование материалов. Сокращение межлекальных выпадов. Используемые материалы (ткань, нитки) из хлопка.
Остатки материала, ниток – мулине я использую для других вышитых изделий,
поэтому не загрязняю окружающую среду.
Выводы
В целом проект получился хорошим и отвечает всем предъявленным требованиям. В школе его оценили.
Я использовала различные источники: доп. литературу, Интернет, благодаря чему узнала много интересного из истории владимирской глади. Провела испытания материала, из которого сшито изделие; совершенствовала практические умения в конструировании, моделировании, в технологической обработке, в художественной обработке швейных изделий.
Вышивка всегда модна, особенно ценится ручная вышивка. Она используется для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: салфеток, наволочек, панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и т.п.
Сейчас это более актуально, изготовление различных изделий с использованием старинной техники. Умение с помощью простейших ручных приспособлений создавать оригинальные вещи, может пригодиться в современной жизни.
Реклама
Владимирская гладь очень увлекательное занятие. Вашими руками будет созидаться красота русских узоров, которые несут в себе позитивный настрой.
|
|
Список использованной литературы и ресурсов Интернета
1. Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., Щетинина Р.Ф. Вышивка. М.: Ростехиздат, 1960.
2. ru.wikipedia.org/wiki/Вышивка
3. http://www.ioann-milostiv.ru/vishivka.htm – история владимирских швов
4. Э.В. Первунинских Изучение русского народного костюма. – Челябинск, 1997.
5. Красное-прекрасное. Лебедева Л.И., 1985 г., Издательство: М, Малыш.
6. proshkolu.ru/user/korol1496/blog (Владимирская гладь)
7.Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2011
8. http://www.vyshivka-shov.ru/vladimirskaja-glad.html – описание владимирских швов, приемы выполнения
9. http://www.passion.ru/house/2875.htm – описание владимирских швов, приемы выполнения накладных сеток
10. Ю. В. Крупская и др. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф,2011.
11. Рабочая тетрадь по технологии.
12.Ю. В. Крупская и др. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф,2012.
13. журнал Валя-Валентина декоративное вязание крючком, вышивка №7 (194) 2008 (стр.14-15 вязание каймы).
14. Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
15. С.В. Горожанина Л.М. Зайцева Русский народный свадебный костюм Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника
(для презентации)
Приложение №1
Мои увлечения вышивкой
«Подарок для бабушки» (посвящена 70-летию Победы).
«Комплект для кухни» с использованием элемента урало-сибирской росписи.
Панно и игольницы.
Приложение №2
Охрана труда
При выполнении ручных работ:
При работе на швейной машине:
При работе с электрическим утюгом:
Гимнастика для глаз:
Приложение №3
Схема вязания каймы