ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ В ЯКУТСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ СТИЛЕ «КЫБЫТЫКТААХ ТИГИИ»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ В ЯКУТСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ СТИЛЕ «КЫБЫТЫКТААХ ТИГИИ»

Никифорова Т.Л. 1
1
Готовцева А.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Теоретическая часть. Организационно-подготовительный этап. 

Старинное искусство лоскутного шитья

переживает в наши дни второе рождение.

Ведь это не просто форма проведения

досуга - это настоящее творчество.

Оно требует не только художественных способностей

и душевного тепла,

но и знания секретов мастерства.

Введение: Среди таких любимых видов женского рукоделия, как вязание, вышивание, разного вида плетения, шитье из лоскута, или техника лоскутной мозаики, занимает особое место. Шитье из лоскута произошло от англ. сл. – квилтом или пэчворком (patch – в переводе заплатка, кусочек материала, work – работа).

Лоскутное шитье – это довольно простая в исполнении, но очень эффектная техника, которая давно перестала быть чисто утилитарной, а превратилась в вид художественного творчества. У лоскутной мозаики как творчества все больше поклонников во всем мире, и в нашей стране тоже. Со стороны порой кажется непонятным, что заставляет людей кропотливо трудиться и день, и ночь над небольшими кусками ткани, постепенно превращая их в художественное полотно. Но волшебный мир ткани и цвета, лоскутки, похожие на драгоценные камни, захватывают воображение. Стоит только взять в руки кусочки ткани, ножницы и иголку с ниткой – и вы убедитесь в этом сами.

Проблема исследования: Мода на протяжении многих лет меняется, но сейчас большое внимание уделяется рукоделию. Устав от своей одинаковости в готовых изделиях, мы с удовольствием носили бы сумку, сделанную своими руками в национальном стиле «кыбытыктаах тигии», и вешали бы ковры на стену для красоты своего дома. И нам захотелось сделать что – то необычное, красивое и практичное.

Цель: Изготовить сумку – футляр, для переноски нетбука в традиционном стиле «кыбытыктаах тигии».

Задачи:

  1. Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия.

  2. Изучить историю искусства лоскутного шитья.

  3. Организовать рабочее место.

  4. Подобрать инструменты и приспособления для различных операций.

  5. Организовать технологический процесс.

  6. Экономическое, экологическое исследование.

  7. Анализ результатов проектной деятельности.

  8. Оформление и презентация проекта.

Актуальность: В наше время рукоделие, все больше обретает вторую жизнь.Если раньше рукоделие использовалось в повседневной жизни, то в наше время, когда можно купить любое изделие в магазине, ручная работа имеет большую ценность и значимость.

Гипотеза:

Рукоделие – способствует терпении, воображении, фантазии, усидчивости и саморазвитию человека.

Новизна: изделия, сделанные на якутском национальном стиле «кыбытыктаах тигии». Можно не опасаться встретить похожую вещь, так как, изделие, сделанное собственным дизайном, замыслом становиться эксклюзивом.

Объект исследования: Искусство шитья из лоскутов в национальном стиле «кыбытыктаах тигии».

Предметисследования: шитье сумки в национальном стиле «кыбытыктаах тигии».

Практическая значимость: Использование сумки в национальном стиле для удобства переноски моего нетбука.

  1.  
    1. История развития лоскутного шитья

Кто и когда впервые придумал нить и соткал из нее материю, навсегда остается тайной. Но среди величайших достижений человечества изобретение ткани занимает одно из самых почетных мест. Искусство же лоскутного шитья зародилось сразу вслед за появлением ткани.

С конца ΧVIII века в России стали производить яркие, относительно дешевые хлопчатобумажные ткани. Полотна ситца изготавливали шириной 75-80см, то есть гораздо шире, чем требовалось для кроя деталей рубахи. Оставшимися кусочками сметливые мастерицы стали украшать одежду, удлинять детские рубашонки и, конечно, шить из них лоскутное одеяла – непременные атрибуты, убранства крестьянского дома. В Якутии лоскутное шитье называют «кыбытыктаах тигии». Якутские мастерицы из древне использовали лоскутное шитье в повседневной жизни еще до ΧVIII века, до того, как привезли в Якутию первую ткань. Этот вид шитья мастерицы использовали потому, что для лоскутного шитья уходит малое количество материала. ΧΧ веке Якутское лоскутное шитье «кыбытыктаах тигии» обрела вторую жизнь.

1.2. Разновидности направления лоскутного шитья:
  • Японское – «сашико»

  • Французское – «бутти»

  • Итальянское – «трапунто»

  • Киргизское – «курак»

  • Американское – «квилт»

  • В Европе – «пэчворк»

  • Якутское – «кыбытыктаах тигии»

Традиционная японская вышивка сашико насчитывает не одно тысячелетие. В древней Японии верили, что вышитые узоры отпугивают злых духов и привлекают богатство и удачу. Однако постепенно у сашико появился и другой смысл. Теперь это занятие считают своего рода медитацией. Действительно, освоение техники сашико учит терпению и усидчивости, позволяет отрешиться от суеты и сконцентрироваться на вечном.

"Квилт" представляет совершенно новую технику: объединение квилтинга, или лоскутного шитья, и вышивания крестом. Проекты, созданные в этой технике, выглядят необычно и эффектно, а рукодельнице будет интересно найти новое применение своим навыкам. Получившиеся изделия с разнообразными мотивами могут украсить ваш интерьер или послужат отличным подарком.

Якутское – «кыбытыктаах тигии». Из древне якутские мастерицы для лоскутного шитья использовали шкуры и шерсти разных животных. С середины ΧVIII века начали использовать сукно.

  1.  
    1. Подобрать инструменты и приспособления для
различных операций

Простые карандаши – для перевода рисунка твердым и мягким грифелем.

Ластик чтобы исправить неправильные линии.

Ножницы. Для вырезания выкроек и шаблонов подойдут обычныеканцелярские ножницы. Для вырезания деталей лучше портновские ножницы с острыми кончиками.

Роликовый нож – для вырезания четких контуров деталей.

Коврик для роликового ножа – при использования такого коврика исчезает необходимость вымерять детали с помощью линейки.

Иглы для ручной работы. Игла №1 нужен для декора «Кыбытыктаах тигии».

Наперсток. Для техники безопасности.

Швейная машина нужна для шитья сумки.

Нитки должны быть в тон с прошиваемой тканью «кыбытык»

Ткани. Можно использовать любые, но мы выбрали сукно.

Дублерин нужен чтобы ткань не дала усадку и не рассыпалась.

Утюг. Для того, чтобы устранить дефекты и придать качественный вид.

  1.  
    1. Цветовые сочетания

Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас!

Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причем с совершенно разных позиций. Физика изучает энергетическую природу цвета, математика - способы измерения цвета, биология – значение цвета в жизнедеятельности животных и растений.

Для изобразительного искусства законы научного цветоведения важны. Однако понимать состав цвета- это одно, а работать цветом в искусстве – другое. Здесь требуется мастерство, которым владеют художники. Внимание художника направлено на воздействие цвета, его восприятия человеком. А восприятия цвета – это наши ощущения, впечатления от цвета, и здесь бывают самые разные превращения.

Например, белый квадрат на черном фоне выглядит крупнее чем точно такой же черный квадрат на белом фоне.

Желтый квадрат на белом фоне производит впечатление мягкого и спокойного тепла, а когда мы его поместим на черный фон, он будет казаться нам очень светлым, ярким, резким.

Синий квадрат на желтом фоне будет выглядеть темным и глубоким, а на фиолетовом фоне то же квадрат как бы выцветет и пожелтеет, потому что желтый цвет является дополнительным к фиолетовому.

Нет никакого сомнения, что цвет оказывает на нас очень сильное воздействие. Все древние народы придавали большое значение влиянию цвета и наделяли разные цвета символическим смыслом. Так, у многих народов красный цвет – цвет солнце и любви, зеленый – цвет юности, обновления и надежды, а белый – цвет чистоты и невинности. Однако в разные эпохи и в разных культурах смысловое значение цвета сильно менялось.

Основные цвета.

Гармонирующие цвета и оттенки.

Негармонирующие цвета и оттенки.

Чисто красный.

Зеленый, синий, синевато- зеленый, золотисто- желтый, серый.

Фиолетовый, кирпичный, коричневый, каштановый, красновато- желтый.

Розовый.

Бордо, коричневый, серый.

Синий, красный, каштановый, сиреневый.

Оранжевый.

Небесно- голубой, зеленый, фиолетовый, лиловый, коричневый, белый.

Красный.

Коричневый.

Беж, синий, зеленоватый с оттенком, серый, золотистый.

Бордо, каштановый, сиреневый, розовый.

Желтый.

Зеленый, коричневый, золотистый.

Бордо, розовый.

Голубой.

Красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый.

Бордо, темно- фиолетовый, сиреневый.

Синий.

Красный, серый, золотистый, бордо.

Зеленый, сиреневый, розовый, коричневый.

Фиолетовый.

Золотистый, желтый, оранжевый, светло- зеленый, зеленый, травяной, цвет морской волны.

Красный, кирпичный.

Сиреневый.

Серый, каштановый, свело- фиолетовый, зеленый.

Синий, кирпичный, красный, бордо, золотистый, розовый.

Бордо.

Зеленый, сине- зеленый, серый, розовый, синий.

Сиреневый, каштановый, красный, золотистый.

Серый.

Черный, красный, зеленый, синий, розовый, желтый, голубой.

Коричневый, беж.

  1.  
    1. Экологическое обоснование

Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат озоноразрушающих веществ. Сукно и металлические вставки – не наносят вреда окружающей среде и здоровью человека.

  1.  
    1. Организация рабочего места

До начала над изделием необходимо организовать свое рабочее место. При этом следует учитывать следующие факторы:

  • Освещенность;

  • Вентиляцию (доступ свежего воздуха);

  • Рабочее место и его оборудование;

  • Необходимые правила безопасности и их соблюдение.

Раскраивать ткань и шить будем у большого окна, чтобы было много света в комнате. Стол должен быть на удобной для себя высоте. Рядом должна быть доска для глажки.

В процессе изготовления изделия будем соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими предметами и с горячим утюгом.

  1.  
    1. Техника безопасности

Изделия выполнялись с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в четкой последовательности технологических операций, при правильном применении инструментов, материалов, оборудований.

  1.  
    1. Требования к изделию

Изделие – должна быть удобной, практичной соответствовать по назначению;

Не сложной в изготовлении;

Должна быть не дорогой, но качественным по изготовлению.

  1. Практическая часть. Выполнение технологических операций.
  1.  
    1. Описание изготовления изделия

Для того чтобы начать работу надо приготовить рабочее место. Подобрать удобные и качественные инструменты. Начинаем шить с середины деталей, между лоскутками прошиваем ткань другого света (кыбытык). Эта ткань должна быть косой по отношению долевой нити. Проутюживаем каждый шов. Вес рисунок начинаем шить с середины.

Основные этапы работы

  1. Сумку шьем на швейной машинке и по заранее сделанной выкройке.

  2. Ко дну и по бокам пришиваем прессованный картон.

  3. Пришиваем на карман молнию, отсеки и липучку.

  4. Шьем детали декора.

  5. Шьем ремень и пришиваем металлические вставки.

  6. Собираем сумку из сшитых деталей.

  1.  
    1. Экономическое обоснование

Чтобы убедиться в экономической целесообразности проекта, необходимо произвести расчет себестоимости изделия.

Результаты расчетов занесем в таблицу.

Материал

Количество метр

Цена за единицу

Цена, руб.

сукно

Черное

0.5

650

325

Красное

0.05

650

32.5

Синее

0.3

650

195

Голубое

0.05

650

32.5

Оранжевое

0.03

650

19.5

Металлические вставки

29

3

87

Подкладочный

0.3

300

90

Липучки

0.2

15

3

Замок 20см

1 шт

25

25

Тесьма

0.3

15

4.5

Дублерин

0.3

280

84

Нитки швейные

2 шт

20

40

Итого

938

Посчитали потраченное время, энергию: стоимость 1 дня – 100 руб. потрачено 16 дней. Всего 1600 руб. Итого цена изделия 2538 руб. округляем = 2500 руб.

2.3. Экспертная оценка

Эксперты

Оценка

Бабушка

Похвалила меня, ей очень понравилась сумка.

Подруга

Подруге сумка очень понравилась, и она попросила сделать ей похожую сумку.

Учитель

Учитель отметила, что работа выполнена самостоятельно. Качество изделия хорошее, дизайн оригинальный.

2.4. Рекламный проспект

Работа, выполнена в технике лоскутного шитья в национальном стиле –что придает нашей работе более ценность и эстетическое восприятие культуры. В нашей сумке вы видите старинные и современные способы шитья. Удобства при переноски нетбука. Имеются специальные отсеки для телефона, ручек и расчески с зеркалом, что особенно понравится женскому полу.

Заключение

Жизнь каждого человека – это своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновения чередуются с серыми буднями и черными днями. А каждая мастерица как бы творит полотно своей жизни.

Чтобы научиться лоскутному творчеству, необходимо, в первую очередь, желание и терпение. Нужно освоить многие технические приемы и секреты лоскутного шитья, потому что никакая самая красивая ткань и замечательный рисунок не скроет кривой строчки и неаккуратной работы. Самое трудное – это начать (правда, закончить вещь тоже непросто – сколько наших замечательных «начинаний» так и остались пылиться в шкафу). Но, один раз начав творить лоскутное полотно, потом уже трудно оторваться – такой увлекательный и яркий этот мир лоскута.

Всем наша работа очень понравилась, и мы продолжим это полезное и приятное занятие – создавать собственные вещи.

  • Цель достигнута;

  • Материалы доступны;

  • Технология изготовления посильна;

  • Дизайн изделий соответствуют назначению;

Литература
  • Денисова Л.Ф. «Изысканный лоскут; Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия» - Москва: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2011. – 80 с.:

  • Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В., «Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся» - 2 изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.;

  • Петрова С. И.– Уран Хатын, «Кырадаһын кустуга. Сахалыы иис кистэлэҥэ» / Уран Хатын; М.К. Аииосов аатынан Хотугулуу – Илиҥҥи Федеральнай ун – т. – Дьокуускай : Көмүөл, 2014. – 88 с.

  • Синица Н.В. «Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192с.;

  • Симоненко В.Д. «Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш, -М.: Вентана-Граф, 2011. – 224с.

Приложения

Приложение 3

Просмотров работы: 3908