Введение
Все дети, начиная с ранних лет, любят рисовать. Я тоже с удовольствием занимаюсь в школе искусств, просто обожаю рисовать и могла бы заниматься этим делом бесконечно. Какими только материалами я не пробовала рисовать: и карандашами, и мелками, и пастелью, и сангиной, и угольком, и акварелью, и гуашью. Когда я испробовала все эти материалы, то заинтересовалась нетрадиционными способами рисования. Мама моя меня поддерживает в моих увлечениях, так как работает в детском саду и учит детей рисовать. Мы вместе решили изучить разные способы рисования и апробировать их. Так появилась моя работа.
Цель: собрать и обобщить информацию о нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
Найти определение нетрадиционной техники рисования;
Изучить разные нетрадиционные техники рисования;
Выполнить рисунки в разных техниках;
Провести занятие в детском саду, используя нетрадиционную технику рисования (рисование пальчиками);
Провести мастер – класс в школе и апробировать один из способов рисования с одноклассниками;
Рассказать о своей работе одноклассникам;
Принять участие в конкурсах учебно – исследовательских работ.
Способы исследования: а) поиск, сбор и обработка информации;
б) практические работы по освоению способов;
в) эксперименты с материалами и приспособлениями.
Актуальность: Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию фантазии, логики, мышления, что очень важно при обучении в школе. Нетрадиционное рисование-это способ самовыражения, общения самим с собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытие в себе новых возможностей.
Гипотеза: если собрать и изучить материал о нетрадиционных способах рисования, то можно используя полученные знания, выполнить замечательные творческие работы.
Глава 1. Нетрадиционные техники рисования.
Что такое «нетрадиционные».
Слово «нетрадиционный» я нашла в Википедии.
Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, привычными.
Нетрадиционно - это значит ещё и сочетание обычных традиционных материалов с разными приспособлениями, которыми можно изобразить что- либо.
Нетрадиционно - это также значит применение нескольких техник сразу, в то время как художники предпочитают один вид техники рисования.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Нетрадиционное рисование лежит в основе расслабления. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе и в своих силах.
Я узнала также, что нетрадиционное рисование помогает успокоиться, отдохнуть от суеты.
1.2. Материалы и инструменты для работы.
По своему маленькому опыту юного художника я поняла, чем разнообразнее материалы и инструменты, тем ярче развиваются творческие способности, больше хочется рисовать и творить. Об этом я узнала от учителей рисования, а потом и сама убедилась в том. Также появляется индивидуальность, самостоятельность, воображение, развиваются пальчики. Для достижения интересных и необычных эффектов в своих работах я использую разные материалы и инструменты:
Материалы: акварель, гуашь, пластилин, песок, пастельные и восковые мелки, тушь, уголь, соль, фломастеры.
Приспособления и инструменты: ватные палочки, зубочистки, пробки, штампы из картофеля, осенние листья деревьев, свеча, нитки, расчёска, зубная щётка.
Я нашла свои нетрадиционные материалы и приспособления: пуговицы, зубочистки, гравировки старых открыток, смятая бумага, кусочки ткани, свёкла, грифельная стружка, пластилин, ватные тампоны, бинт.
Это ещё не всё, ведь фантазировать можно сколько угодно.
1.3. Разные виды нетрадиционных техник.
Используя материалы сети Интернет, я нашла следующие нетрадиционные способы рисования и апробировала их:
Печатанье листьями относится к технике штамповки, требует большей аккуратности и коррекции движений, доступно детям старшего дошкольного возраста. Для занятий понадобится: гуашь, кисти, бумага, листья. Листик покрывают гуашью при помощи кисточки, а затем осторожно прикладывают окрашенной стороной на лист бумаги, плотно прижимают и аккуратно за черенок плавным движением вверх отклеить с альбомного листа. Главное - не двигать лист, иначе изображение получится смазанным. Листочки можно окрашивать в разные цвета, можно сделать двухцветными или многоцветными. Когда рисунок заполнится отпечатками, нужно кистью дорисовать недостающие части композиции. (Приложение 1)
Монотипия (от греческого «monos» — один, «typos» — отпечаток) – доступна детям с 3 лет. Для занятий понадобится: бумага белого цвета (или тонированная), краски (гуашь или акварель), кисти. Данная техника знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отображения предметов. Лист складывают пополам и на одной стороне рисуется половина рисунка. Затем лист складывают и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине листа. При необходимости дорисовывают недостающие части. С помощью данной техники можно рисовать лес, горы, небо, облака, бабочку, цветы, павлина, жука. (Приложение 2)
Рисование мыльной пеной Для занятий потребуется: акварельные краски (гуашь), шампунь, трубочка для коктейля, бумага. В ёмкость с жидкой краской добавить шампунь хорошо перемешать. Опустить трубочку и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делить аппликации. (Приложение 3)
Набрызг Для занятий потребуются: старая зубная щётка, расчёска с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты. На кончик щётки набрать немного краски. Над листом бумаги расположить расчёску и провести по ней ворсом щётки. Брызги распределятся по листу. Можно вырезать любой силуэт или взять готовый шаблон, разместить на листе и разбрызгать краску. Аккуратно, после высыхания, снять шаблон. Так можно рисовать звёздное небо, салют. Рисунок можно дополнить кисточкой, другой техникой или аппликацией. (Приложение 4)
Шаблонография Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами. Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить - из каких геометрических фигур он состоит (кругов, овалов, квадратов, прямоугольников). Цель изобразить - составить объект или картину, обрисовывая приготовленные шаблоны геометрических фигур. Готовую композицию выполнить в цвете. (Прил.5) Раздувание краски Для работы понадобятся: краска, бумага, трубочка для коктейля. Направить нижний конец трубочки в центр кляксы, а затем с усилием дуть в трубочку и раздувать в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект. Отдельные детали дорисовать кистью или фломастером. Раздувание способствует активной работе лёгких. (Приложение 6)
Рисование пальчиками и ладошками Для этого понадобится: гуашь, бумага, салфетки. Опустить в краску пальчики (ладошки) и наносить точки, пятнышки (отпечатки) на бумагу. На каждый пальчик набирать краску разного цвета. После работы пальчики вытереть салфеткой. Таким способом можно рисовать листочки, ягодки, цветочки, шерсть животных. (Прилож. 7)
Оттиск пробкой или печатками картофеля Для этого понадобятся: мисочка, либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона пропитанная гуашью, бумага, печатки из пробки (картофеля). Прижать пробку или печатку из картофеля к штемпельной подушечке с краской и нанести оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и пробка. Таким способом можно рисовать гусеницу, перышки, цветочки и разнообразные орнаменты. (Приложение 8)
Цветной граттаж Приготовить: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочка для гуаши, палочка с заточенными краями. Натереть свечой лист так, что бы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается, процарапывается рисунок. Далее можно дорисовать недостающие детали. (Приложение 9)
Рисование по «сырому» Необходимы: бумага, кисти круглые и тонкие для подрисовывания деталей, губка, бумажные салфетки, акварельные краски, стаканчик с водой. Намочить бумагу губкой или можно в широком тазике, просто окунув лист. Кисточкой нанести пятна на увлажнённую поверхность. Эти пятна растекаются на листе, что вызывает восторг и удивление у детей. Данную технику можно дополнить аппликацией или дорисовать дополнительные детали. (Приложение 10)
Рисование “пластилиновыми жгутиками” Для этого понадобится: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики, затем ими заполняются элементы рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи. (Приложение 11)
Работа пластилином на стекле Подготовим стекло: уберем картон, рисуем на нём эскиз работы. Подкладываем эскиз под стекло. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Раскладываем получившиеся кусочки. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Желательно накладывать пластилин очень маленькими, с горошинку, кусочками. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. (Приложение 12)
Рисование углём Для этого понадобится: бумага, уголек, салфетка. Рисунок выполняем тонким концом угля или всей поверхностью (растушевка) так же, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться. (Приложение 13)
Восковые карандаши + акварель Для работы понадобятся: бумага, восковые мелки, акварель. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью. (Приложение 14)
Глава 2. Нетрадиционно, значит, интересно.
2.1. Занятия в детском саду.
В детском саду я рисовала нетрадиционными способами:
тычок жёсткой кистью
рисование по сырому
акварель +восковые мелки
углём
акварель +соль
рисование бумагой
монотипия
Работать мне очень нравилось, так как было необыкновенно интересно. Некоторые рисунки я сохранила в своей папке и показала в приложениях.
Теперь я учусь в 3 классе, но мне также интересно изучить, насколько будут увлекательны нетрадиционные техники рисования детям второй младшей группы. Моя мама работает воспитателем и постоянно использует нетрадиционные способы рисования в работе с детьми. Я увлеклась тоже. Мы выбрали тему «Осенние деревья». Сначала мы детям раздали листочки, с которыми мы кружились под музыку. Затем провели беседу о деревьях осенью, рассматривали листочки, угадывали названия деревьев. Потом дети пальчиками рисовали листочки на готовых силуэтах деревьев. Я показала, как правильно примакивать пальчиком краску. Все дети были увлечены совместным творчеством, в результате которого получился осенний парк.
(Приложение 15)
Нетрадиционные способы рисования полезны и увлекательны для детей и взрослых. Не зря дети не только увлечённо рисовали и обсуждали, насколько это интересно. Позднее каждый из них подводил пришедших родителей к стенду и показывал свою работу, ведь все рисунки были удачные.
2.2. Уроки рисования в школе.
В первом и втором классах мы рисовали мифические деревья и животных в технике кляксографии. Это были работы «Цветение японской сакуры», «Фантастический лес». Несколько работ посвятили технике рисования пластилином. Самая удачная работа в этой технике называлась «Снегири».
Освоили работу в технике рисования геометрическими фигурами. Наша работа называлась «Космическая геометрия». К слову сказать, для всех понедельник – день тяжёлый, а мы любим понедельник потому, что у нас урок изобразительного искусства. Мы по-прежнему обожаем рисовать, а наша учительница Валентина Николаевна всякий раз придумывает что-то новое и интересное.
В третьем классе мы тоже учимся применять нетрадиционные способы рисования. Например, совсем недавно мы рисовали кошечку. Для этого на картоне обвели по трафарету гуашью кошку. Убрали трафарет и дорисовали кисточкой дополнительные детали и шёрстку. Рамочку сделали отпечатками листьев, а ягоды трубочкой от коктейля. Получилась очень красивая кошечка.
Эта замечательная творческая работа выполнена сразу с использованием нескольких техник: оттиск, шаблонография, рисование трубочкой от коктейля. (Приложение 16) Дети нашего класса увлечённо занимались работой, и у каждого получилась своя кошечка, не смотря на то, что шаблоны были совершенно одинаковые.
Я настолько увлеклась, что дальше продолжила работать. Так появилась работа с использованием оттиска листьев и трубочки от коктейля под названием "Ежевика". (Приложение 16)
2.3. Занятия в школе искусств.
А ещё я хожу в ДШИ (Детская школа искусств имени Розена). И там мне тоже очень нравится рисовать и творить в нетрадиционной технике. Мне очень понравилась и запомнилась работа, которую мы делали в школе искусств под названием "Чудо - дерево". Сначала мы оставили гуашевый отпечаток ладони руки на бумаги. Затем крону дерева выполнили измельчёнными на тёрке восковыми мелками. Чтобы восковая стружка прикрепилась к листу, сверху наложили лист бумаги и прогладили утюгом. Лист, наложенный сверху, тоже стал цветным. Из него мы вырезали листочки и приклеили у подножия дерева. Крона дерева получилась разноцветная, необычная, сказочная. Эта работа выполнена с использованием нетрадиционных техник: печать, волшебная бумага, аппликация. (Приложение 17)
Ещё у меня есть работа под названием "Осенний пейзаж". Для неё мы делали волшебную бумагу другим способом: масляными мелками трёх цветов штриховали лист бумаги. С другой стороны листа простым карандашом рисовали крону деревьев и вырезали. Готовую форму наклеивали на чистый лист бумаги и дорисовывали недостающие детали: стволы деревьев, небо, поле, солнце. Эта работа выполнена с использованием нетрадиционных техник: волшебная бумага, аппликация. (Приложение 17)
Мои работы в нетрадиционной технике не раз были на выставках в школе искусств и в экспозиции самого известного культурного учреждения нашего города – кинотеатра «Мечта». Рисунки свои я несколько раз отправляла на Всероссийские и городские конкурсы и завоёвывала призовые места. (Приложение 19)
2.4. Мои изобретения.
Я люблю экспериментировать и стараюсь найти свои нетрадиционные техники рисования. Например, никто ещё ни разу не рисовал свёклой. А это прекрасный материал для рисования. Когда свёклу чистишь для какого – либо блюда, например, для борща, остаются кожурки, которыми можно нарисовать фон для натюрморта и диковинные цветы. Я заметила это чисто случайно, увидев, в какой цвет окрашивается вода, когда моют очищенную свёклу. Можно взять маленькие корнеплоды свёклы, которые, как правило, выбрасывают. Этими малышками можно нарисовать всё, к чему поведёт вас фантазия. У меня получился рисунок «Вулкан». Возможно, это было до начала жизни на Земле. Полутени, полумрак, зарево от извергающегося вулкана. Я представляю, что это было так. Это моя фантазия. Позже появился рисунок «Цветы». (Приложение 18)
Совершенно случайно я изобрела ещё один способ рисования. Однажды я рисовала гуашью и капнула краской на фольгу от шоколадки, которая лежала на столе. Капля так красиво расплылась, что невольно я подумала, а ведь это может быть основой для моего рисунка. Я развела краски разных цветов и накапала на измятую фольгу, затем наложила лист бумаги на фольгу в каплях краски и потянула её сначала в одну сторону, а затем в другую. Получился удивительный фактурный фон, который я назвала «Неоткрытые планеты». (Приложение 18) При раскрашивании очень часто ломаются грифели карандашей, и их, как правило, выбрасывают. А зря. Натёртый грифель может стать прекрасным фоном для яркого рисунка. Заметив это, я попросила маму натереть на острие ножа яркие грифели от сломанных карандашей. Затем я взяла тампон из ваты и растёрла получившийся фон без всякого порядка. Так появилась моя работа под названием «Фейерверк». (Приложение 18)
Эксперименты не закончились. Я думаю, каким материалом можно ещё пользоваться и какое приспособление придумать для своих рисунков.
Заключение.
В ходе интересной исследовательской работы были решены важные задачи. Я узнала о разных нетрадиционных способах рисования, училась работать с книгой и сетью Интернет. Отбирая информацию, попробовала четырнадцать способов рисования. Особенно мне понравился способ рисования с помощью пластилиновых жгутиков.
Изучая технологии, выполнила сама все творческие работы. Это оказалось очень увлекательно, хотя и непросто. Все мои работы помещены в приложениях.
Мы с мамой провели занятие с детьми младшей группы. Ребята работали с большим интересом и желанием, в результате получились совместные и индивидуальные работы.
При помощи моей работы любой начинающий художник сможет апробировать нетрадиционный способ рисования, так как есть краткое описание этапов работы и иллюстрации к ним.
Выполняя исследовательскую работу, я нашла свои нетрадиционные способы рисования, и думаю, что у меня неплохо получилось. Моя исследовательская работа может помочь даже учителям освоить нетрадиционные способы рисования.
Нетрадиционные способы рисования очень интересны и полезны. Работы, выполненные своими руками, могут стать хорошим подарком для друзей и близких. Своим сверстникам я хотела бы пожелать большой увлечённости интересным и полезным делом.
Литература.
1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.-М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2008.-80с.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2008.-72с.
3. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. Методическое пособие.-М.:-Классик - Стиль,2004.-72с.
4. Румянцева Е. Веселые уроки рисования. - М.:Айрис-пресс,2014.-160с.
5. Уотт Фиона. Энциклопедия юного художника./Робинс,2010.-128с.
Интернет – ресурсы:
4.4.http://www.syl.ru/article/199078/new_tehnika-risovaniya-netraditsionnoe-risovanie
Приложения
Приложение 1 На занятиях в детском саду.
«Осенний парк». Рисование деревьев оттиском листьев.
Приложение 2 На занятиях в детском саду.
" Осень приближается". Монотипия. |
"Тропическая бабочка". Монотипия. |
Приложение 3 На занятиях в детском саду.
"Аквариум". Рисование мыльными пузырями. |
"Ваза с цветами". Рисование мыльными пузырями. |
Приложение 4 Мои домашние рисунки.
"Зимняя картина". Набрызг.
Приложение 5 На занятиях в детском саду.
"Ворона". Шаблонография.
Приложение 6 Мои домашние рисунки.
"Весеннее дерево". Раздувание.
Приложение 7 На занятиях в детском саду.
"Талисманы не скучают, Новый год в лесу встречают". Рисование пальчиками. |
"Пятицветница". Рисование ладошками. |
Приложение 8 Мои домашние рисунки.
"Гусеница". Печать пробкой. |
"Павлин". Печать картофельными штампами. |
Приложение 9 Мои домашние рисунки.
"Новогодняя ночь" Граттаж. |
"Ваза с цветами" Граттаж. |
Приложение 10 Конкурсные работы.
"Инопланетянин". Рисование по сырому + аппликация. |
"Подводный мир". Рисование по сырому. |
Приложение 11 Конкурсные работы.
"Новогодняя открытка". Рисование пластилиновыми жгутиками. |
"Скатерть - самобранка". Рисование пластилиновыми жгутиками. |
Приложение 12 Конкурсные работы
"Муся с котятами". Рисование пластилином. |
"Рыжик". Рисование пластилином. |
Приложение 13 Совершенствование рисования углём.
"Хмурая осень". Рисование углём. (Мне 4годика) |
"Мой кот Бася". Рисование углём. (Мне 9 лет) |
Приложение 14 Конкурсные работы.
"Ракета в космосе". Рисование восковыми мелками + акварель.
Приложение 15 Занятие в детском саду проводила я.
Занятие в детском саду. Танец с листочками.
Показываю детям, как выполнять работу.
Дети рисуют.
Выставка рисунков. Получился осенний парк.
Приложение 16 На уроках в школе.
"Киска". Оттиск, шаблонограция, рисование трубочкой от коктейля |
"Ежевика". Оттиск листьев, рисование коктейльной трубочкой |
Урок в школе. Рисуем кошечку. |
Приложение 17 Занятия в школе искусств.
"Чудо - дерево". Печать, волшебная бумага, аппликация. |
"Осенний пейзаж". Волшебная бумага, аппликация. |
Приложение 18 Мои изобретения
«Вулкан». Рисование свёклой. |
«Цветы». Рисование свёклой. |
«Фейерверк». Рисование грифельной крошкой. |
«Неоткрытые планеты». Рисование гуашью по фольге. Аппликация. |
Приложение 19 Мои победы во Всероссийских конкурсах.
Мои победы в городских конкурсах.