ЛАНДШАФТ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛАНДШАФТ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ.

Чипурина О.А. 1Кривенкова К.И. 2
1МБОУ "Гимназия №184"
2ННГАСУ каф ЛАиСПС
Киреева Т.В. 1
1ННГАСУ каф ЛАиСПС
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные тенденции в дизайне урбанизированных пространств диктуют свои правила, одним и которых стало отсутствие барьеров и полная доступность для маломобильных групп населения [1]. Правило это коснулось абсолютно всех пространств, в том числе детских площадок, где здоровые дети в игровой форме взаимодействуют с детьми, имеющими особенности развития. Подобная практика широко распространена за границей, где можно найти огромное количество прекрасных примеров инклюзивных площадок. Однако наиболее интересно проследить эволюцию отечественного опыта.

В настоящее время в России большое внимание уделяется развитию инклюзивного образования: совмещенные классы в школе, кружки и секции различной направленности. Хочется отметить, что кроме образовательных учреждений в нашей стране стали активно появляться и подобные досуговые объекты, такие как детские и спортивные площадки.

Дети и подростки в возрасте до 19 лет имеют различные физические особенности. В связи с этим встает сложный вопрос о социальной и физической адаптации этой молодежи.

То, что окружает детей влияет на их развитие. Значит нужно улучшать качество мест где часто находится ребенок. А именно Ландшафт детской площадки. Дети воспринимают окружающий мир по-другому, интуитивно. Активно используют свои чувства, ощущения и переживания. Им нужно правильно развитие, особенно для детей, которые немного отличаются от других. К сожалению, современные площадки, в большинстве своем, представляют собой плоскостные сооружения. И лишь небольшая часть таких объектов правильно вписываются в ландшафт, создавая для детей идеальные условия.

Одной из таких «правильных» территорий является детский парк «Сад ощущений», расположен в поселке «Княжье озеро», Московской области, на территории семейного центра Wunderpark (проектное решение авторского коллектива «Илья Мочалов и Партнёры» по организации пространства детского парка) [2].

Авторами проекта был использован принцип разделения пространств вокруг здания Семейного центра и объединения их в единое композиционное целое средствами ландшафтной архитектуры. Территория парка разделена на несколько тематических садов и площадок, ориентированных на развитие пяти органов чувств. Но что главное, интересующее нас. В парке есть игровые спортивные площадки и веревочный городок для развития кинестетических навыков. На территории активно используется геопластика искусственно созданного рельефа, с холмами, туннелями, встроенными террасами, что позволяет на относительно небольшой площади добиться удивительного разнообразия пространств, пейзажей, ракурсов и мест для интерактивного обучения.

Не малую роль имеют и растения, которые обеспечивают декоративность парка в течение всего года. Надёжные и долговечные покрытия пешеходных дорог, игровых площадок и спортивных сооружений выполнены с учётом всех требований для маломобильных групп.

Не совсем верной с точки зрения ландшафта, тем не менее ничуть не уступающей по своей социальной функции является площадка в городе Сочи [3]. На территории ТЦ Мандарин, при поддержке Благотворительного Фонда Роланда Макдональдса, была возведена первая в России инклюзивная детская площадка.

Площадка не только эргономична и продуманна с точки зрения дизайна. Она сделана из высококачественных инновационных материалов. Что важно, в Сочи много солнца, а значит нужна тень, иначе дети не смогут играть. Были сделаны шатровые пологи сверху. Парковые деревья на территории площадки сохранили, их встроили в территорию площадку. Даже высадили дополнительно более 50-ти новых деревьев. Это было верным решением, однако можно было более активно разнообразить среду природными элементами, тем самым создавая для детей более информативную среду.

Площадку сделала компания Shanes Inspiration которая специализируется на инклюзивных площадках [4].

Фонд «Обнаженные сердца» строит детям России детские площадки. Они выглядят ярко, совмещают в себе различные схемы действия (игры) для детей [5]. Позволяет развивать ребенка в физическом, эмоциональном и учебном уровне. Летом в рамках программы «Игра со смыслом» Фонд уже открыл два новых игровых парка и пять детских площадок. Инклюзивные игровые зоны появились в селе Веселоярск Алтайского края, городе Урай Ханты-Мансийского автономного округа, селе Ильинско-Подомском Архангельской области, городе Калач-на-Дону Волгоградской области, городе Учалы Республика Башкортостан и в Нижнем Новгороде.

В проектировании этих площадок были задействованы способы организации на территории. В условиях ограниченной территории нужно было совместить ряд развивающих элементов. Использованы безопасные материалы. Покрытие дороги позволяет детям свободно двигаться.

школа №142 и №95 города Нижнего Новгорода.

Это прекрасный пример, можно сказать эталон дворовой площадки. Но к сожалению, там почти полностью отсутствуют природные элементы. Дети познают мир через игру, так что вводить ландшафтные объекты в состав подобных площадок крайне необходимо.

Это лишь несколько примеров доступных детям объектов в нашей стране, но действительности их в разы больше. Из этого можно сделать вывод, что инклюзивное воспитание в России развивается всё активнее и активнее, и в скором будущем каждый ребенок сможет контактировать со сверстниками беспрепятственно.

Список литературы.

  1. https://en.wikipedia.org/wiki/Universal_design

  2. http://urban-ideas.ru/2014/04/inklyuzivnaya-detskaya-ploshhadka-v-sochi/dscn4851a/#image-attachment-anchor

  3. http://arch-sochi.ru/2013/11/v-molle-pod-otkryityim-nebom-mandarin-postroyat-inklyuzivnuyu-detskuyu-ploshhadku/

  4. http://landscapereview.ru/skazochnoe-mesto-detskij-park-sad-oshhushhenij/

  5. http://www.nakedheart.org/ru/news/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%BE_%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC_201/

Просмотров работы: 512