Введение
Обо всём, что любо селу,Обо всём, что дорого ему,Герб вам может показать,Увлекательно и коротко
Об этом рассказать.Село может гордиться ткачами,Кузнецами, швеями, врачами.Село может природой гордиться,Редким зверем и редкою птицей.Село может историю чтить,Может память о предках хранить.Обо всём, что свято селу,Обо всём, что дорого ему,Герб вам может показать,Увлекательно и коротко
Об этом рассказать.
Мой родной край Караидельский район Республики Башкортостан очень красивый. Прекрасные леса, множество рек и озер, родники с чистой водой, памятники природы восхищают всех без исключения. Я очень горжусь, что живу в таком необычном крае, а значит, я должен знать и историю своей малой родины. Беру в руки газету «Караидель» и на первой странице вижу герб. Но оказывается, я о нём ничего не знаю! Поэтому я решил более подробно познакомиться с гербом Караидельского района.
Со своим классным руководителем мы обратились со следующими вопросами к 6-классникам нашей школы. Всего было опрошено 64 учащихся
6 классов.
«Знаете ли вы герб Караидельского района? »
73% обучающихся – знают и правильно описали, что там изображено; 13% учеников – не знают; 14 % человек ответили, что знают, но не точно.
«Знаете ли вы значение символов, использованных в гербе Караидельского района?
31% учащихся – знают и дали вполне разумные объяснения символам;
24 % - не знают; 45% - считают, что они знают, но не точно.
« Знаете ли вы автора герба Караидельского района?»
42% знают и написали ФИО автора; 58 % - не знают. (Приложение 1)
Результаты не впечатляют, поэтому я решил, что сначала сам изучу герб моего села.
Я поставил перед собой такую цель:
-познакомиться подробно с гербом Караидельского района;
-рассказать о гербе учащимся нашей школы.
Для достижения цели я читал различную литературу, работал с документами в краеведческом музее, изучал статьи в газетах; использовал Интернет; наблюдал, и конечно, встретился с автором герба Караидельского района. Моими верными спутниками были тетрадь и фотоаппарат, а помощником классный руководитель.
Актуальность темы моего исследования в том, что в последнее время в России значительно возрос интерес к геральдике, которая не просто переживает период увеличения научного внимания, но и становится элементом реальной жизни. Достаточно вспомнить дискуссии о государственном гербе страны и полную смену геральдической системы России. Происходит массовое возрождение старых и создание новых городских гербов, начинают появляться гербы общественных организаций, учреждений и даже частных лиц. Новая геральдика оказывает сильное влияние и на практическую сторону других дисциплин фалеристики, нумизматики, знаменоведения, т. к. гербы изображаются на наградах, на монетах и на знамёнах. Сведения о геральдике имеют важное значение не только для изучения некоторых периодов средневековья, но и пояснения вопроса о современной государственной символике России. Краеведение немыслимо без геральдической атрибутики, в которой отражаются многие природные, географические, экономические, исторические особенности регионов.
Итак:
Объект исследования: герб Караидельского района
Предмет исследования: история создания герба района.
Цель работы: изучить символику герба Караидельского района.
Задачи:
-познакомится с понятиями «герб», «геральдика»;
-познакомиться со смысловым значением символов герба;
-узнать о человеке, авторе герба;
-ознакомится с архивным материалом по своей работе;
- рассказать людям о гербе нашего родного района.
Практическая значимость: Используемый материал может быть использован на уроках изобразительного искусства, истории, литературы, внеклассных мероприятий.
Гипотеза: если ребенок изучает историю своего края, ее традиции и обычаи, культурные ценности, он вырастет просвещенным человеком. Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству.
Глава 1. Что такое герб? Наука геральдика
Герб - немецкое слово, в переводе на русский язык оно означает «наследство».
Герб - это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
1.Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Простейшими знаками в виде зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, а крестьяне – инвентарь и скот.
2.Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. В III тысячелетии до н. э. в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, Византии – двуглавый орёл, в Армении – лев.
3.В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа – пегас. В Древнем Риме отличительным знаком легионов были тотемы.
4.Гербы, появившиеся в XI-XII веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца. Ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово «герб».
Со временем, герольды стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика.
Гера́льдика (гербоведение) - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования.
Люди, изучающие и составляющие гербы - называются герольды. [1]
Глава 2. Символика герба. Герб Караидельского района Придумать герб - непростое дело. Существует несколько правил составления гербов.
Основой всякого герба считается щит.
Известно 5 форм западноевропейских щитов:
1) итальянский 2)испанский 3)французский
4)варяжский 5)немецкий
Поле щита может быть разделено: по вертикали, по горизонтали и по диагонали.
Цвет в гербе имеет символическое значение:
Жёлтый, цвет золота - богатство и справедливость.
Белый цвет, цвет серебра - символ невинности и чистоты.
Тёмно - красный - символ любви, смелости.
Пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество.
Голубой - символ красоты и величия.
Зелёный - символ изобилия, молодости.
Чёрный - символ мудрости.
На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие. Каждое несёт в себе определённый смысл.
Дуб, медведь – сила
Факел, раскрытая книга- знание.
Пчела – трудолюбие
Лавр-слава.
Крылатый змей-зло, смута.
Дракон- могущество.
Рука-храбрость.
Солнце- свет, богатство, изобилие. [1]
Герб Караидельского района
То, что автором герба Караидельского района является Кашапов Равиль Ахметович, я узнал еще в 5 классе. И очень горжусь этим. Поэтому за необходимой информацией, я направился к нему лично. Равиль Ахметович дал подробную информацию о гербе Караидельского района, рассказал немного о себе.
Герб Караидельского района утвержден решением Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан от 17 июля 2006 года №87. Герб внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 2987, а также в Государственный регистр символики в Республике Башкортостан под №049.
В зеленом поле с лазоревой оконечностью, обремененной по линии деления волнисто выщербленными черным и (над ним) серебряным поясами, опрокинутое дважды обратно зазубренное острие, обремененное червленым солнцем с прямыми лучами, диск которого обременен золотым кольцом. (Приложение 2)
Обоснование символики:
В основу композиции герба Караидельского района легли название района и особенности его природных условий.
Центральным элементом герба является червленый тридцати двух лучевой диск солнца, олицетворяющий пробуждение, рассвет, являющийся источником тепла и света во имя жизни на земле. Расположенное в центре диска солнца золотое кольцо символизирует бесконечность движения, прогресс, развитие человечества и всего сущего. Количество лучей на диске солнца – 32 соответствует дате образования Караидельского района: февраль 1932 года. Пояс герба представлен в виде серебряных волн, символически изображающих протекающую по территории района реку Караидель (Уфу), ее чистоту и светлость. Черные волны пояса раскрывают суть названия реки Караидель, произошедшего от него названия административного центра района – села Караидель и самого района: «Караидель» – в переводе на русский язык означает «черная река». Оконечность герба цвета лазури свидетельствует о многоводности реки, об изобилии в ней рыбы и одновременно является в гербе района символом величия, чистоты помыслов, стремления к духовному совершенству, верности традициям и обычаям предков, взаимоуважения между народами,населяющими территорию района. Зеленый цвет поля щита герба с зазубренным острием на нем отражает горно-лесную особенность природы района и занятость населения в лесопро-мышленной сфере. В то же время зеленый цвет – это символ здоровья, вечного обновления жизни, плодородия, земледелия, богатства и красоты природы края. Серебряный цвет символически выражает ясное светлое небо, высокую нравственность, экологическую чистоту, миролюбие и справедливость. Золотой цвет является символом стремления к достатку и благополучию. Червленый цвет – это символ храбрости, мужества, отваги и доблести, присутствует в гербе и как дань уважения предкам.
Цветовая палитра герба Караидельского района воспроизводит цвета флага Республики Башкортостан, тем самым символизирует принадлежность и верность района республике. [1][2]
Караидельский район имеет и флаг, который создан на основе герба района. (Приложение 3). Флаг Караидельского района утвержден решением Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан от 17 июля 2006 года №88. Флаг внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 3220, а также в Государственный регистр символики в Республике Башкортостан под № 049.
Прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос: верхней зеленого цвета шириной 4/5 ширины полотнища и нижней синего цвета; в центре зеленой полосы опрокинутый равнобедренный треугольник белого цвета, основанием которого является верхний край полотнища, а вершина отстоит от нижнего края полотнища на 7/10 ширины полотнища; в центре треугольника красное солнце с прямыми лучами, диск которого окружен желтым кольцом.
Символика флага повторяет символику герба района. [1][3]
Глава 3. Автор герба Караидельского района
Кашапов Равиль Ахметович родился 2 января 1955 года в с. Байкибашево Караидельского района (Приложение 4)
После завершения учебы в Караидельской средней школе учился на оператора технологических установок нефтехимической промышленности.
С 1973 по 1975 годы служил в Советской армии радистом в авиационном полку в Амурской области. После армии работал в г. Уфе на нефтеперерабатывающем заводе им. ХХII съезда КПСС. В 1976 году поступил в Стерлитамакский техникум физической культуры. После окончания работал учителем физической культуры в Караидельской средней школе. Заочно учился в Государственном педагогическом институте на историческом факультете и преподавал в школе предметы истории и обществознания. В 1994 году был назначен директором Караидельской средней школы.
В 2001 году был приглашен на работу в Администрацию района на должность начальника информационно – аналитического отдела, где проработал до самой пенсии.
Сегодня Равиль Ахметович продолжает работать, на данный момент является директором районного историко-краеведческого музея в с. Байки.
Автор идеи и художественный исполнитель герба и флага муниципального района Караидельский район.
Соавтор и фотохудожник историко-краеведческого издания «Природой и людьми гордимся мы!» – г. Уфа, 2007 г.
Заключение
Закончив свою работу, я сделал вывод, что герб каждого села, города может рассказать о его истории. Может рассказать он и об основном занятии людей, живущих в этой местности. Он является символом преемственности. Он придает силу и нерушимость единству и духовной общности. Он пронизывает все дальнейшие поколения, наследство, которое не может обесцениться, не может быть испорчено, утеряно или украдено. Более того, с течением времени герб только увеличивает свое значение и ценность, присоединяя к себе достоинства и заслуги последующей цепи поколений. Он может даже пережить долгий период безвременья и забвения, чтобы вновь через долгое время вернуться к жизни. Ведь это всё – наша общая история, и мы – ее часть. Пусть чувства гордости и величия переполняют сердца тысяч жителей нашего села за свою малую родину, за свой герб. Поколения сменяются поколениями, оставляя в наследство потомкам свои достижения в области науки, искусства и культуры. Но главное, что передают нам родители -это земля, наша родина, ее историю, традиции и обычаи.
Я люблю свое село и горжусь тем, что здесь родился. Мне нравится, что наше село растет и облагораживается, становится таким красивым и современным. А работа над исследованием помогла мне еще больше узнать об истории родного края. Моя гипотеза подтверждена. Теперь я должен передать свои знания другим. В связи с этим я рассказал о гербе Караидельского района на классном часе своим одноклассникам, с классным руководителем мы выпустили буклет «Герб Караидельского района» (Приложение 5). На уроке изобразительного искусства, каждый из нас придумал и нарисовал герб своей семьи (Приложение 6).
Всё, что я делаю сейчас для своей страны - это маленькая капелька, но я это делаю, потому что я хочу, чтобы люди знали историю своей родины и гордились замечательными людьми, которые в ней живут.
Список использованный источников и литературы
1.Интернет - ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org Геральдика
- http://geraldika.ru/ - http://geraldika.ru/symbols/19169
- http://www.gsrb.ru/ - Официальный сайт Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
- http://vector-images.com/ - [»» Караидельский район (Башкортостан), герб].
2.Историко-краеведческое издание «Природой и людьми гордимся мы!», Мустафин Р.Г., Кашапов Р.А., Сафин. Ф.А., ГУП РБ «Издательство «Белая река» - Уфа, 2007 г.
3.Башкортостан. Государственные символы и символика городов и районов. Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2007 г.
Приложение 1. Процентное соотношение результатов анкетирования
Приложение 2. Герб Караидельского района
Приложение 3. Флаг Караидельского района
Приложение 4. Автора герба Караидельского района –
Кашапов Равиль Ахметович
Приложение 5. Буклет «Герб Караидельского района»
Приложение 6. Детские работы «Герб моей семьи»