КОКЛЮШЕЧНОЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ И В РОССИИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОКЛЮШЕЧНОЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ И В РОССИИ

Кошелева В.Е. 1
1МБОУ "Школа-интернат №4 г. Челябинска"
Полулях С.А. 1
1МБОУ "Школа-интернат 4 г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Оглавление

Введение 3

1. Из истории коклюшечного кружева 5

2. Технология плетения кружев 8

3. Необычный экспонат из школьного музея 11

Заключение 13

Список литературы 14

Приложение 16

Введение

Кружева, кружева...

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Посетители нашего музея «Истории МСКОУ школы-интерната №4» с особым интересом рассматривают необычный экспонат: подушку с коклюшками (Приложение 1). Нам было интересно узнать, кто был его владельцем, откуда взялся данный экспонат в школьном музее и для чего он предназначался.

С этих вопросов началось наше исследование, которое позволило мне познакомиться с историей плетения кружев в целом. А также работа над данной темой дала возможность узнать об истории семьи, в которой плетение кружев было семейным делом.

Актуальность.Двадцать первый век – век промышленного и научного прогресса. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство начинает забываться. Мы считаем, что кружевоплетение – это традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!

Произведения кружевоплетения своей выразительной формой, приемами обработки материала, назначением использования несут информацию о времени и месте своего происхождения, о среде, в которой были созданы и использовались, об особенностях эпохи и психологии народа, отражают нравственно-эстетические идеалы, культуру и мировоззрение народа. Эти факторы способствуют формированию культуры, национального самосознания и творческих способностей школьников.

Цель:изучить историю коклюшечного кружевоплетения в России и современное применение кружева для декоративного оформления и отделки интерьеров и одежды;

  • изучить и проанализировать историю развития и современное состояние проблемы плетения кружева в России в литературе по декоративно-прикладному искусству;

  • выявить характерные особенности современной технологии создания коклюшечного кружева;

  • изготовить образцы коклюшечного кружевоплетения;

  • ознакомить с результатами исследования одноклассников.

Методы исследования:

  • анализ документов, интернет - источников;

  • изучение литературы;

  • опрос учащихся;

  • беседа.

Объект исследования:кружевоплетение в России и на Южном Урале.

Предмет исследования: технология коклюшечного кружевоплетения.

Гипотеза: коклюшечное кружевоплетение было распространено на Южном Урале и имело свои особенности: оно являло собой синтез мастерства мастериц Центральных регионов России.

Практическое применение:сохранение традиций народного промысла родного края и содействие развитию духовной и эстетической культуры и фантазии через создание кружевных изделий и пополнение школьного музея краеведческим материалом, помещение исследовательской работы на сайт школы, проведение бесед-презентаций для сверстников.

Нами был проведён опрос среди учащихся 6-8 классов нашей школы. В опросе приняло участие 29 учащихся. После того как экспонат показали в школьном музее и на фото, ребятам было задано два вопроса: знаете ли вы, что это за приспособление и какие ремёсла развивались на территории нашего края?

Ребята только по внешнему виду догадались, что приспособление служило для плетения кружева. 30% из всех опрошенных верно ответили на первый вопрос, остальные не смогли на него ответить. Ответ на второй вопрос порадовал нас тем, что ребята назвали Каслинское литьё, Златоустовскую гравюру и оружейное дело, но никто не назвал кружевоплетение.

Мы изучили литературу по данной теме, и нам удалось выяснить, что первое исследование местного кружевного промысла было произведено С. А.Давыдовой по поручению комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в 1880 году. По итогам обследования и изучения кружевных промыслов кружевоплетения в России С.А. Давыдова в 1892 г. издала книгу «Русские кружева и русские кружевницы». Это был первый научный труд по истории, экономике, статистике развития кружевного промысла в различных регионах страны. Интерес к истории кружев авторы проявляют и сейчас, так в 2005 г. была издана книга И.Е. Белозеровой и Л.И. Блиновой «Русское кружево. Школа плетения на коклюшках». В 2007 году в свет вышло 2-е издание книги Степана Петровича Ершова под названием «Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк)». Остановимся кратко на истории кружевоплетения.

1. ИЗ ИСТОРИИ КОКЛЮШЕЧНОГО КРУЖЕВА.

Плетение на коклюшках в начале ХХ века было очень распространено на Южном Урале. В Шадринском уезде, нынешнем Красноармейском районе Челябинской области, мастерицы плели не только для себя, но и на продажу[14].

Что же такое коклюшечное кружево? Какова его история?

Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах. Сохранились сколки, сделанные на пергаменте в 1557 г. Кружево выплеталось из золотой и серебряной нити. В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево даже продавали на вес.

Традиции золотого и серебряного кружева довольно долго сохранялись на Руси. В Оружейной палате Кремля экспонировалось платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего 1 раз из-за непомерной тяжести: платье со шлейфом весило более пуда (16 кг).

В конце XVIII - начале XIX вв. появляются первые крепостные мануфактуры. Кружевоплетение становится промыслом. Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки. С отменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, и насчитывается до 100 тыс. кружевниц.[18]

Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружево поистине народным. На полотнах великих художников часто можно было увидеть мастериц-кружевниц. (Приложение 2)

Пришедшее из Европы коклюшечное "немецкое" кружево было расцвечено такой богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием "Русское кружево". Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белёв, Кириши.

В начале ХХ века в пылу революций и гражданской войны на Южный Урал пришло много народа из Центральных регионов России. Были среди них и мастерицы кружевницы. На Южном Урале мастерицы вывязывали крючком кружево и украшали им предметы быта: полотенца, убранства для постели, одежду.

Как же плетётся кружево? Об этом мы поговорим в следующей главе.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛЕТЕНИЯ КРУЖЕВ.

Для мастериц важно знать технологию плетения, а ещё обладать усидчивостью и любовью к красоте. Рассмотрим технику изготовления кружева. Кружева делятся на парные и сцепные. Парные кружева исполняются по сколкам, а сцепные – при помощи металлического вязального крючка, который как бы сцепляет отдельные части изделия. Нам интересна техника парного (мерного) кружева. Плетение на коклюшках называют "подушечным кружевом" (от названия валика - круглой подушки). Такое кружево выполняют определенным числом ниток, намотанных на шейки палочек-коклюшек.

Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка. Парные кружева, выполненные из тончайших ниток с изящным, тщательно выверенным орнаментом, основаны на чередовании различных по плотности крупных и мелких форм: ромбов, кружков, треугольников, располагающихся то по вертикали, то по горизонтали, то по диагонали или в шахматном порядке (см. рис 1.)

Рис 1 - Элементы плетения парного кружева: а) полотнянка (главный элемент кружева), б) решётка (фон), в) павлинка (кружево-край).

Часто в рисунок вводится растительный орнамент, состоящий из веток, листков, цветов, обрамляемых сложной ажурной каймой. Узор кружев прост и в то же время сложен. Он предельно ясен по форме, но у него всегда много полутонов, малозаметных переходов от открыто-белого до густо-темного. Простейшие операции при плетении кружев — перевив и заплет. Перевить — значит, коклюшки в одной руке поменять местами с помощью большого пальца той же руки. В зависимости от рисунка перевив делают до трех раз. Сплести — значит, внутреннюю коклюшку правой рукой подложить под внутреннюю коклюшку левой руки (ползаплета), затем повторить это переплетение с наружными коклюшками (полный заплет).[19]

Основные элементы кружева — плетешок, полотнянка, насновка, сетка.

Плетешок выполняется двумя парами коклюшек и часто украшается отвивными петельками. Отвивную петельку можно сделать парой коклюшек с помощью булавки. Булавку пропускают под крайнюю нитку, захватывают ею вторую нитку и вытягивают петлю. Затем ставят булавку в точку накола, после чего коклюшки осторожно утягивают и продолжают плести дальше.

Полотнянка выполняется несколькими парами коклюшек. Принцип переплетения ниток в ней тот же, что и в ткани полотняного переплетения,— отсюда и название. Полотнянкой называется плотное плетение, оно встречается постоянно на всех кружевах. Плетется полотнянка на 6-10 парах коклюшек и в готовом виде имеет ширину 10-20 мм.

Сетка — более прозрачное плетение, чем полотнянка, хотя выполняется она по тому же принципу. Нитки в сетке располагаются по двум диагоналям, пересекаясь по горизонтали одной из коклюшек ходовой пары, которая последовательно сплетается в ползаплета с перевитыми долевыми парами и только с обеими крайними — в полный заплет.[16]

Для плетения кружева необходим рисунок-сколок. Сколок прикрепляют к валику-подушке с помощью булавок (рис 2).

Рис.2 - Сколок елецкого кружева

Мы назвали основные приемы плетения кружев, охарактеризовали инструменты (Приложение 4) и основные элементы кружевоплетения. Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом, но и в XX веке мастерицы продолжают творить удивительные кружева.

3. НЕОБЫЧНЫЙ ЭКСПОНАТ ИЗ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Несколько лет назад в школьный музей принесли необычный экспонат – подушку с коклюшками. И только теперь удалось выяснить историю этого экспоната. Подушка была семейной реликвией одной из учительниц нашей школы, она и рассказала историю этого предмета. И история оказалась очень интересной…

Жила в Липецкой губернии, ещё в XIX веке, семья Цедовых, были они из государственных крепостных крестьян. Как и все после реформы 1861 года (отменили крепостное право), имели надел земли и занимались выращиванием пшеницы и овощей. Но детей в семье было семеро, так что о будущем разделе земли думать не приходилось, поэтому родители постарались пристроить детей к ремеслу: сыновья занимались коробейничеством, кустарным промыслом, держали мастерские, дочери плели кружева. Старшая сестра Мария и младшая Наталья были неграмотными, а средняя, Матрёна, грамотная и деловая, занималась скупкой кружев, продавала их в Москве, привозила кружевницам шёлковые нитки, булавки, сколки кружев. Некоторые из мужчин тоже овладевали этим искусством. Один из братьев Цедовых, Кирилл, очень гордился своим умением плести кружева, один из сплетённых им шарфов был продан на аукционе в Париже. Но самой талантливой кружевницей в семье была Наталья Цедова, в замужестве ставшая Бесперстых.

Муж её, Павел Петрович, работал управляющим у помещицы Лещинской, был малограмотным, но много читал, дружил с сельской интеллигенцией, и в селе Талица, где они жили, пользовался большим уважением. Когда начались революционные события 1917г., с имением пришлось расстаться. Во время гражданской войны через Талицу шла дорога на Москву, поэтому власть всё время менялась: красные, белые, махновцы - все грабили, и все мобилизовали молодёжь в свои войска. Парни и молодые мужики прятались, но не всегда успешно. Жили голодно, а тиф и дифтерия унесли у семьи Бесперстых жизни двоих детей. Когда, наконец, установилась Советская власть, она вселила надежды: Павел Петрович считал, что революция даёт дорогу умным, предприимчивым людям из народа. Во время НЭПа он собирался заняться торговлей, намеревался открыть магазин, прикупил ещё земли – выращивал хлеб и овощи. Наталья Михайловна, хотя и труднее стало с материалом (нитками), как и раньше, плела кружева. Обучала этому искусству и старших дочерей. Павел Петрович мечтал дать детям образование – при советской власти это представлялось реальным. Поэтому старшая дочь Анна после окончания школы I ступени училась в Ельце в профшколе кружевниц. (Приложения 5-6)

Всё изменилось к концу 20-ых годов. Брат Павла был арестован по ложному обвинению и расстрелян. Павлу Петровичу также грозила опасность попасть в число врагов, поэтому, бросив всё хозяйство и забрав жену с четырьмя детьми, он уезжает в Челябинск и устраивается работать каменщиком на строительстве ЧТЗ. Сюда же приехала окончившая школу кружевниц дочь Анна. Только профессия эта для Челябинска оказалась неподходящей, и Анна, выучившись в Миасском педагогическом техникуме, с 1934г стала работать воспитателем в детском саду. За работу в военные годы была награждена орденом "Знак почёта". А в 1957г была назначена заведующей детским садом, получила звание "Отличник дошкольного образования".

Однако плетение кружева, которому научилась в молодости, осталось для неё увлечением на всю жизнь. Конечно, она не стала такой искусной кружевницей, как мать, но самодельная подушка и привезённые из Ельца коклюшки оставались у неё до конца жизни. До конца жизни плела кружева и Наталья Михайловна (она умерла в 1963г). У всех родных были сплетённые ими воротники, шарфы, косынки. К сожалению, больше никто из семьи не продолжил династию кружевниц, и после смерти Анны Павловны, её подушка с коклюшками были переданы в музей в 2012 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа над данной темой позволила не только изучить историю кружевоплетения в России и на Южном Урале, но и узнать историю семей Цедовых - Бесперстых, которые перебравшись жить в Челябинск, привезли с собой умение плести Елецкие кружева. У нашей подушки с коклюшками оказалась давняя и очень интересная история. Мы достигли поставленной цели и решили основные задачи нашего исследования. В ходе исследования была подготовлена беседа для одноклассников о плетении коклюшечных кружев.

Нам удалось узнать, что в Челябинскенесколько лет подряд проводится областная выставка «Радуга ремёсел». И в рамках этой выставки умелицы проводят мастер-классы для желающих приобщиться к старинным ремёслам, в том числе и к кружевоплетению. Сегодня в Челябинске действует Областной центр народного творчества, куда можно обратиться и освоить различные ремёсла, в том числе и плетение кружев.

Знакомясь с Интернет-ресурсами, мы выяснили, что в нашем городе есть мастерицы, владеющие умением плести кружева. Я верю, что ремёсла, имеющие давнюю историю, будут жить и радовать людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдова С.А., Русское кружево и русские кружевницы/С.А. Давыдова. - СПб. 1892;

2. Вольпина В.Б., Бурлешена Н.А., Боряшко Ф.А. Кружевоплетение на коклюшках./ В.Б. Вольпина. - М., Ступень, 1994; 48 c.

3. Ефимова Л.В., Белогорская Р., Русская вышивка и кружево./Л.В. Ефимова. - М., 1982, 272 с;

4. Коломиец А. И., Елецкое кружево. /А.И. Коломиец. - М., 1962.- 200 с.;

5. Попова О.С., Каплан Н.И., Русские художественные промыслы./О.С. Попова, Н.И. Каплан. - М., «Знание», 1984. -144 с.;

6. Рожкова А. Мерное кружево на коклюшках,/А. Рожкова. - М., Город мастеров.2007. – 240 с.;

7. Третьякова Е.И. Русское кружево./ Е.И. Третьякова. – СПб., 1995.- 157 с.;

8. Фалеева В.А., Русское плетеное кружево./В.А. Фалеева. - Л, 1983.-328 с;

9. Урываева И.А., Кружевоплетение на коклюшках./ И.А. Урываева. - Дом РДФ, 2001.-252 с.;

10. Елецкие кружева история промысла - Социальный портал Липецка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fromlipetsk.ru/lipetsk-glazami-lipchan/puteshestvie-po-lipetskomu. (дата обращения 16.11.2013);

11. Плетение елецкого кружева - Женский портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.devchatam.ru/eleckcvetok. (дата обращения 16.11.2013);

12. Коклюшечное кружево - Народный костюм. [Электронный ресурс]. URL:http://www.narodko.ru/article/ornament/lacy/koklu6ki.htm. (дата обращения 16.12.2013);

13. Елецкое кружево. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rma.su/e-stor>ekruzevo/55.php (дата обращения 17.11.2013);

14. Кружева на кончиках пальцев.[Электронный ресурс]. URL:http://aloepole.ru/articles/1198906979/a-1248841405.(дата обращения 16.12.2013);

15. БСЭ, Елецкое кружево. [Электронный ресурс]. URL:http://slovari.yandex.ru/елецкое%20кружево/; (дата обращения 10.11.2013);

16. Познавательный проект «Елецкие кружева». [Электронный ресурс]. URL:http://www.pandia.ru/text/78/094/68008.php‎. (дата обращения 16.12.2013);

17. Славянская культура. Раздел искусство. [Электронный ресурс]. URL:http://www.slavyanskaya-kultura.ru › ‎. (дата обращения 16.11.2013);

18. Уроки кружевоплетения‎. [Электронный ресурс]. URL:http://www.kruzhevosasovo.narod.ru/lessons/lesson02.htm, (дата обращения 10.12.2013).

Приложение 1

Подушка с коклюшками

Приложение 2.

Кружевница. Василий Андреевич Тропинин

Е. Кацман. "Калязинские кружевницы". 1928

Приложение 3

Елецкие кружева

Приложение 4.

Словарик. Материалы и инструменты для плетения кружев.

Булавки (медные, латунные) являются вспомогательным материалом в кружевоплетении. С их помощью закрепляют. Вкладываются булавки в наколы по сколку и закрепляют соединенные нити узора.

Иглы для накалывания сколков, по которым выполняются кружева и кружевные изделия, напоминают своим видом шило.

Коклюшки вытачиваются из древесины на токарном станке длиной 17-18 см, толщиной 10-12 мм с головкой и тонкой шейкой для намотки ниток.

Подушка по внешнему виду напоминает валик обтянутый х/б тканью в несколько слоев, который туго называется соломой или опилками.

Сколки - рисунки скалываются вручную иглой, а также могут печататься на стеклографе или в типографии. На плотную бумагу или картон наносится рисунок редкими точками, которые принято называть наколками. Наколы являются местами для переплетения ниток и закрепления их с помощью булавки. Сколок по наколкам необходимо обрисовать тонкими линиями.

Нитки для плетения кружев и кружевных изделий могут быть разнообразные: хлопчатобумажные белого цвета от №10 до №80; льняные отбеленные.

Приложение 5

5

Анна Павловна Бесперстых, кружевница

Приложение 6

Удостоверение об окончании Елецкой профтехнической школы кружевниц Бесперстых Анны Павловны

19

Просмотров работы: 1357