ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР В СТИХОТВОРЕНИЯХ КОМИ ПОЭТА ПАНТЕЛЕЙМОНА ОБРАЗЦОВА.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР В СТИХОТВОРЕНИЯХ КОМИ ПОЭТА ПАНТЕЛЕЙМОНА ОБРАЗЦОВА.

Рузанкина Э.С. 1
1МБОУ "СОШ №5" г.Усинска
1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Родная природа для каждого человека - своя. Например, для одних людей, природа родного края, это горы - красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой или лесами, загадочные камни, растения, характерные только для этих мест. Для других родной край - это холодное северное море, седые волны, косяки рыб, за которыми отправляются рыболовные судна. А для третьих - это море южное, теплое, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью.

Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.

Родные просторы также необъятны как душа народа. Они живут его радостями и невзгодами. Отдают свое тепло и плоды. Утоляют жажду и вдыхают жизнь. Природа родного края мила уму и сердцу. В любое время года она радует глаз своей красотой и пользой.

Поэты и писатели обращаются к теме природы постоянно. Не стал исключением и Пантелеймон Образцов. Стихотворения П.Образцова о самом разнообразном, что происходит вокруг нас. Морозная зима, теплое лето, золотая осень и долгожданная на севере весна. Он рассказывает нам об окружающем мире так, что наше воображение рисует нам картинки, близкие сердцу.

Цель моей работы - изучить животный и растительный мир в стихотворениях о природе детского коми поэта Пантелеймона Образцова.

Задачи:

  1. Познакомиться со стихами П.Образцова о временах года.

  2. Выявить, какие растения и животные стали героями стихотворений П.Образцова.

  3. Разобраться, почему именно эти животные и растения привлекли автора.

Объект исследования: стихи П.Образцова, посвященные временам года (Таблица №1)

Таблица №1

Зима

Весна

Лето

Осень

«Зимний лес»

«Март»

«Ромашки»

«Белка»

«Пора в берлогу»

«Береза»

«Одуванчик»

«Золотая осень»

«В лесу»

«Подснежник»

«Улитка»

«Рябина»

«Мороз и рябинка»

«Вестники весны»

«Колокольчик»

«Желтеют листья на осине»

«Морозный день»

«Апрель»

«Стрекоза»

«Октябрь»

Содержание

Введение

3

1.Растительный и животный мир в стихотворениях П.Образцова

4

2.Мифологический аспект упоминания растений и животных в стихотворениях П.Образцова

7

2.1 Легенды и мифы о растениях

7

2.1.1 Береза

7

2.1.2 Ель

8

2.1.3 Рябина

9

2.1.4 Осина

10

2.2 Легенды и мифы о животных и птицах

11

2.2.1 Белка

12

2.2.2 Дятел

12

2.2.3 Воробей

13

2.2.4 Снегирь

13

2.2.5 Грач

13

3.Географический аспект. Растительный и животный мир Республики Коми.

14

3.1 Леса Республики Коми

14

3.1.1 Еловые леса

14

3.1.2 Осиновые леса

14

3.1.3 Березовые леса

15

  1.  
    1. Животные и птицы Республики Коми.

15

3.2.1 Снегирь

16

3.2.2 Грач

16

3.2.3 Воробей

16

3.2.4 Дятел

17

3.2.5 Белка

18

Заключение

19

Использованная литература

20

Приложение

 

Введение

Говорят, что место, где родился, не забудешь никогда. Малая родина навсегда занимает почетное место в сердце, любимый уголок, в котором провел свое детство и юность. Так, наверное, скажет каждый человек, описывая свой родной край и равнодушных здесь, пожалуй, не будет.

Каждое время года прекрасно по- своему. Лето красное дарит фрукты-ягоды, полные витаминов. Жарким солнышком, прохладной рекой, буйством зелени оно наполняет нас на целый год. А разноцветьем душистых трав лечит от болезней.

Осень, как гостеприимная хозяйка, угощает нас дарами: полными лукошками грибов; ягод и неописуемой красотой природы.

Зима приходит знатной боярыней в богатой снежной шубе, подолом которой укрывает землю. Сковывает льдом реки и озера, осыпает искрящимся инеем ветви деревьев и причудливой формы кусты. Рисует ажурные узоры на окнах. Сердито трещит морозом или весело кружится легкой поземкой. На белом снегу красногрудые снегири клюют кроваво-алые гроздья рябины. Земля, трудившаяся все лето и осень, отдыхает и набирается сил под пушистым, снежным одеялом.

И вот, наконец, девочка-весна уже осторожно заглядывает раскосыми зелеными глазами сквозь узорчато-искристую зимнюю мантию. То зазвенит она веселым смехом капели, то кинет россыпь подснежников на лесную полянку. Зима неохотно подбирает грязно-серые подолы своей шубы, и тащится восвояси набираться холода, стужи и пополнять запасы снега для следующего года. А весна в разгаре! Перекликаются птичьи трели. Набухают и взрываются листочками почки на деревьях. Благоухает черемуха.

  1. Растительный и животный мир в стихотворениях П.Образцова

Изучая стихотворения поэтов о природе, обращаешь внимание на то, кому и чему они посвящены. Приведу такой пример. При исследовании 339 стихотворений С. Есенина о природе было выявлено, что в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева. Береза наиболее часто становится героиней его произведений — 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1).

Следовательно, растения и животные, которые становятся героями стихотворений, выбираются авторами по какому- то особому принципу.

Мне нравятся стихи Пантелеймона Образцова о природе. Поэтому я решила провести исследование: узнать, о ком и о чем пишет в стихах о природе поэт.

Пантелеймон Образцов— один из замечательных поэтов коми края. Природа в его стихах описана очень конкретно, понятна для восприятия детьми. В стихах Образцова, которые я взяла для исследования, героями становятся сороки, зайчишка, белка, дятел, куропатки, клесты, ежики, лоси, волки, куницы, лисицы и другие животные. Среди растительного мира можно увидеть сосны и ели, березки и рябину, черемуху и осину. Богатство и конкретность описания растительного и животного мира создают точную локализацию пейзажей: мы можем уверенно сказать, что это картины коми природы.

Природа у П.Образцова очеловечена. Например, яблонька уподобляется девушке:

«Печальная такая

В саду стояла яблоня…

Или, например, елочка, которая «всех зеленей, платье снежное на ней», или рябинка, которая «бусы красные надела».

Одухотворение, очеловечивание природы свойственно русской и коми поэзии.

«Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, —писал А. Афанасьев, — всюду находил он разум, и чувство, и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья».

Итак, мною были проанализированы 20 стихотворений, по 5 стихотворений о каждом времени года. Выявлены растения и животные, о которых упоминает поэт в стихотворениях. Результаты представлены в таблице №2.

Таблица №2

Название растения или животного

Количество упоминаний в указанных стихотворениях

Стихотворение, в котором есть указание на объект

Сорока

1

«Зимний лес»

Зайчишка

1

«Зимний лес»

Белка

2

«Зимний лес»

«Белка»

Дятел

2

«Зимний лес»

«Пора в берлогу»

Куропатки

1

«Зимний лес»

Клесты

1

«Зимний лес»

Ежики

1

«Зимний лес»

Лоси

1

«Зимний лес»

Волки

1

«Зимний лес»

Куницы

1

«Зимний лес»

Лисицы

1

«Зимний лес»

Снегири

2

«Зимний лес»

«Рябина»

Медведь

1

«Пора в берлогу»

Клест

1

«Пора в берлогу»

Воробей

2

«Март»

«Желтеют листья на осине»

Грачи

5

«Апрель»

«Вестники весны»

«Последние деньки»

«Желтеют листья на осине»

«Октябрь»

Стрекоза

1

«Стрекоза»

Улитка

1

«Улитка»

Ель

3

«Зимний лес»

«Пора в берлогу»

«В лесу»

Сосна

1

«Пора в берлогу»

Березка

3

«Морозный день»

«Береза»

«Последние деньки»

Рябинка

2

«Мороз и рябинка»

«Рябина»

Осины

2

«Зимний лес»

«Октябрь»

Смородина

1

«Пора в берлогу»

Подснежник

1

«Подснежник»

Колокольчик

1

«Колокольчик»

Ромашки

1

«Ромашки»

Одуванчик

1

«Одуванчик»

Из таблицы видно, что чаще всего в стихах у П.Образцова встречаются такие растения, как ель (2 из 20), березка (3 из 20), рябинка (2 из 20), осина (2 из 20).

Из животных мы чаще встречаемся с белкой (2 из 20), дятлом (2 из 20), снегирями (2 из 20), воробьями (2 из 20), грачами (5 из 20).

Попробуем разобраться, почему именно эти растения и животные встречаются чаще в стихотворениях П.Образцова.

Рассмотрим 2 причины, по которым поэт мог обращаться именно к этим растениям и животным, а именно:

- мифологическую

- географическую

  1. Мифологический аспект упоминания растений и животных в стихотворениях П.Образцова.

2.1.Легенды и мифы о растениях

2.1.1 Береза. Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.

В поэзии берёза сравнивается с образом девушки. Её часто называют нежными женственными словами: матушка, красавица, девица. Многие поэты в своем творчестве вспоминают о березке.

Предки коми-зырян поклонялись многим неживым предметам, особенно больших размеров. Они почитали крутые горы, высокие обрывы, огромные утёсы, громадные камни. Люди одушевляли солнце, ветер, луну, звёзды, гром, молнию, лес… Эти явления природы тоже становились предметом их поклонения. Коми-зыряне в старину верили в различных духов: лесного и водяного, земляного и домового, овинного и банного…К «прокудливым» относили большие старые деревья, необычной формы: с изогнутым стволом, с наростами, с множеством ответвлений, с дуплами. «Прокудливыми» в народе называли и деревья, упавшие во время рубки не в ту сторону, придавившие человека. Именно в «прокудливые» деревья попадала молния во время грозы. Деревья, которые растут посреди заброшенной дороги, тоже относили к «прокудливым». Могли в их число, наверно, попасть и берёзы с «ведьмиными мётлами», ведь они тоже отличаются от обычных деревьев. Только слово «кудель», которое есть в языке коми и с тем же значением, что и в русском, не имеет к этому никакого отношения. Если только по внешнему сходству: кудлатый, курчавый, кучерявый – это родственные слова.

По преданию, в Усть-Выми, что в Коми, на крутом берегу речки Выли, при её слиянии с Вычегдой, и росла «прокудливая берёза». Это было огромное дерево большой толщины, ветки и сучья которого были украшены полосками разноцветных тканей. Здесь находилось место языческого поклонения.

Много сделал для посвящения народов Пермского края в православную веру Стефаний Пермский. Стефаний поучал их: «Зачем поклоняетесь вы идолам и почитаете их и богами называете их, истуканов идольских? Кумиры ваши – это куски дерева бездушные, дело рук человеческих. Они рты имеют – не говорят, уши имеют – и не слышат, глаза имеют – и не видят. А христиане верят в Бога, и чтут, и славят Его. И я вам говорю: Он есть истинный Бог, и нет Бога, кроме Него». Ради утверждения христианства Стефаний хотел разрушить главную кумирницу язычников – коми-зырян. Он понимал, на что идёт, и испытывал большие душевные терзания, пока не получил Божье откровение: «Мужайся, Стефан, испепели кумирницы и искорени Прокудливую берёзу. Я твой помощник». Три дня Стефан рубил «прокудливую берёзу». При каждом ударе топора по воздуху разносились жалобные стоны и вопли злых духов. Каждый удар проливал струи берёзовой крови. Наконец дерево было покорено и свалилось с крутого обрыва в воды Выми. Задрожала земля, всколыхнулась от удара река. Дерево было изрублено на части, кумирница разрушена. Всё это вместе с идолами было предано огню. Потом проливной дождь смыл последние следы «прокудливой берёзы».

Из жизнеописания Стефана Пермского известно, что у коми-зырян была особо почитаемая священная береза — "кыдз", которая якобы обладала чудодейственной силой. На ее месте была выстроена Архангельская церковь в селе Усть-Вымь. По преданию, коми в бытность их язычниками поклонялись этой березе, вешали на нее меха.

2.1.2 Ель — символ храбрости, смелости (до дерзости, безрассудства), приподнятого состояния духа, верности, бессмертия, долголетия, надменности, царских достоинств.

В греческой мифологии ель связана с нимфой Питис и лесным божеством Паном. Спасаясь от преследования ненавистного козлоного Пана, нимфа превратилась в ель. В память о возлюбленной Пан украсил свою рогатую голову еловыми ветвями. По другой версии Питис была превращена в сосну. Христианская легенда повествует о бедном дровосеке, который в ночь перед Рождеством встретил в лесу потерявшегося ребенка. Он приютил, согрел и накормил бедного малыша. На следующее утро мальчик исчез, зато у своих, дверей удивленный дровосек нашел пахучее дерево с блестящей хвоей. Оказывается, в Сочельник под видом голодного ребенка лесоруба навестил Младенец Христос, который в благодарность за милосердие подарил доброму человеку ель. С тех пор ели стали главным рождественским украшением.

Но для народов финно-угорской языковой группы дерево - это еще и посредник между миром людей и миром мертвых, НИЖНИМ миром предков. У карел существовал обычай исповеди дереву. У верхневычегодских коми умирающему колдуну приносили ель, перед которой он исповедовался и без терзаний умирал. По наблюдениям этнографа В.А. Семенова, коми считали все деревья одухотворенными (имеющие души) и связанными с духами предков, они ассоциировались в народных представлениях с символическим путем в иной мир.

Особой сакральностью наделялись хвойные деревья - ель, сосна, можжевельник, пихта, кедр и пр. Они символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем божественной жизненной силы, имели культовое значение. Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие.

Исследовательница старообрядчества в Коми Т.И. Дронова пишет: «В мировоззрении печерских староверов хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. На это указывают выбор места для кладбища – ельник, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли темным».

Еловый бор – «священная роща» и кладбище выступают как особый локус, как мир предков, который определяет свои законы поведения. В нем все принадлежит предкам, здесь нельзя смеяться, шуметь, собирать ягоды, грибы, дрова, рубить деревья. Он может выполнять лечебные функции. Ель – дерево мертвых, дерево иного мира, оно связано с культом предков.

В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим звеном между мифологическими мирами (живых и мертвых) и потому широко использовалась в похоронной обрядности. О принадлежности ели к иному миру и ее связи с предками красноречиво свидетельствуют священные рощи старинных кладбищ в Карелии, Коми и др. регионах, состоящие из хвойных пород, преимущественно из ели - kuusikko (ельник). На карельских кладбищах нередко можно увидеть ель (космическую вертикаль), увешанную тряпочками и полотенцами.

2.1.3 Рябина. Наши предки относились к рябине с уважением, считали дерево священным. Запрещалось ломать дерево, причинять боль.

Древние славяне считали красавицу рябину защитницей, оберегом дома от магических нападений колдунов и злых духов, и плохих вестей. Для этого рябину сажали около крыльца или у ворот. А веточку рябины с плодами издавна прикрепляли над входной дверью, где она охраняла как дом, так и его домочадцев.

Если внимательно посмотреть на нижнюю сторону ягоды рябины, то можно заметить, что по форме она является равносторонней пятиконечной звездой, а это один из самых древних и важнейших языческих символов - символ защиты.Северяне обсаживали свои жилища и храмы рябиной, защищая таким образом постройки от удара молнией.

Рябина берет под свою защиту, дарит красоту и здоровье, выносливость, силу.И хотя рябина – невысокое хрупкое деревце, а ни засухи, ни мороза не боится и около 100 лет живет, цветёт и плодоносит.

Рябина, как наиболее действенный древесный оберег, использовалась в строительной обрядности народа коми. Верхневычегодские коми-зыряне сажали рябину внутри сруба. Считалось, что если она приживется, то дом будет счастливым. Верхнепечорские коми-зыряне ограничивались тем, что на время возведения сруба устанавливали в его центре рябиновую палку. Аналогичный строительный обряд был известен и у других финно-угорских народов (удмуртов, мордвы), а также у восточных славян. У всех этих народов существовало вера в то, что рябина, помещенная в сруб, предохраняла строящийся дом от проникновения нечистой силы.

Нивхи "во время жертвоприношения родовому тол-нивху ставили 3 дерева – пихту, рябину и тальник". Рябиновые дрова давали трескучее пламя, поэтому не разрешалось на них сжигать тело умершего ребенка: считалось, что его душа, напуганная треском, может не вернуться. Нельзя было использовать рябиновые дрова и для коммуникации с горной хозяйкой.

У селькупов существовало представление о том, что злые духи боятся и не любят рябину. Подложив в огонь очага рябиновые ветки, можно было отогнать злых духов, потому что ветви при горении «свистят и шипят», что пугает духов.

2.1.4 Осина. Осинуиздавна использовали в лечебных целях. Согласно очень древнему верованию, болезнь лучше всего лечится тем, что напоминает ее симптомы; а поскольку при лихорадке больной дрожит, то и излечивается она с помощью дрожащего дерева. Это свойство легло в основу магического обряда обнаружения вора у поляков: чтобы обнаpyжить воpа в pасщепленнyю осинy вкладывали вещь, до котоpой дотpагивался воp. Считалось, что от этого его начнет тpясти лихоpадка, и злодей поспешит веpнyть yкpаденное.

Hа осинy охотно"пеpеносили" болезни. С этой целью при лихорадке можно было приколотить прядь волос к осине, приговаривая: «Осина, осина, прошу тебя, дрожи и трепещи вместо меня». Другой способ состоял в том, чтобы просверлить отверстие в стволе, вложить в него срез ногтя больного и тщательно заделать. По мере зарастания поврежденного места корой уходила и лихорадка. По этой причине осина использовалась знахарями в обрядах исцеления.

В традиции народа коми известны колдовские куколки под названием "акань", которое можно перевести как 'маленькая игрушечная сестренка, женщина'. Ряд запретов, связанных с акань, свидетельствует о соотнесении образа антропоморфной игрушки с представлениями о душе-тени или двойнике человека. По поверьям коми-пермяков в гроб умершему тöдысь – шаману, обязательно надо положить семь таких антропоморфных женских фигурок, иначе полагали, что он может увести за собой в могилу семь человек. При этом у керчемских коми-зырян считалось, что колдовские акань необходимо изготовлять из "нечистого" дерева - осины, в отличие от детских игрушек, которые рекомендовалось делать из березы и сосны. Ижемские коми одежду больного уносили в лес и оставляли на стволе осины или любого засыхающего дерева.

2.2.Легенды и мифы о животных и птицах.

Два близкородственных финских народа — коми-зыряне и коми-пермяки — имели некогда общую мифологию. Их древняя религия была уничтожена в процессе христианизации, но сохранился богатый фольклор. Он систематизирован ныне в специальной энциклопедии «Мифология коми».

Соперничество Ена и Омоля выражено при сотворении животных. Ен создал белку, чтобы охотники могли добывать мех; Омоль — куницу, которая стала пожирать белок. Тогда Ен сотворил собаку, чтобы она помогала человеку охотиться и стерегла его жилище.

Ен сотворил полезных животных — петуха и курицу, тетерева, куропатку, рябчика, чтобы человек мог охотиться на них и добывать пищу.

Омоль же создал ястреба, филина и ворону, а также других хищных зверей. По другой версии, Ен сотворил одну лишь лягушку. А Омоль создал прочих животных: лося, оленя, зайца, кошку, рыб, а также вредных тварей — мышей и крыс, насекомых, которые считались у коми воплощениями болезней. Тогда Ен стал улучшать эти творения — кошке он дал шерсть и велел ловить мышей, окрасил кончики ушей зайца в черный цвет, чтобы его могли поймать люди (как творение Ена). Омоль решил извести зайцев. Он погнал их к обрыву — они могли спастись только в том случае, если найдутся твари, более трусливые, чем зайцы. Тут лягушки испугались бегущих зайцев, и те уцелели. Когда кончики ушей зайца побелеют, наступит конец света.

2.2.1 Белка. В сотворении различных животных в коми-зырянской и коми-пермяцкой мифологии принимали участие Ен и Омоль. В коми- зырянских мифах этот процесс сопровождался острым соперничеством. Ен создал белку, чтобы человек мог на неё охотиться; тогда Омоль сотворил куницу, чтобы она ела белку; в ответ на это Ен создал собаку, чтобы она помогала человеку охотиться на куницу и стерегла его дом.

"Ур" в переводе с коми - белка. Словом "Ур" обозначают представителя как женского, так и мужского рода белок. "Би" в переводе с коми - огонь. С белкой огонь связывали из-за его рыжего окраса, близкого к огненному. Встречается в истории коми использование рисунка белки в качестве оберега. Коми действительно занимались промыслом белки и использовали шкурки в качестве денежного эквивалента "ур" при обмене товаром. Есть сведения, что Верхнюю Вычегду, т.е.территорию нынешнего Усть-Куломского района в т.ч., заселили в свое время коми-пермяки, ушедшие с Прикамья в северные леса от татаро-монгольского ига.

До введения христианства люди на этих местах были язычниками, и называли друг друга именами, образованными от названий зверей, птиц, рыб и растений. Это объяснялось, по-видимому, верой древних людей в магическую силу слова, в то, что имя способно сделать ребенка таким, каким хотели его видеть родители. Имя "Биур"( в переводе "Огненная Белка" или "Белка-Огонь") было распространенным в этих местах в дохристианское время, т.е является местным, исконно историческим. Возможно, родители хотели, чтобы ребенок был таким же шустрым и энергичным, как рыжая (красная)белка, или чтобы имя оберегало ребенка.

Образ птицыв русском фольклоре очень многозначен. Птицы у нашего народа всегда символизировали свободу и счастье. Птицы предвещали хороший урожай и богатство. Птица – это и идея материнства, любви, свадьбы. Их образы связывали с небом и высшими силами. Славяне считали, что птицы, сидящие на ветвях дерева,— это души людей, посланные на Землю Солнцем. Дерево — это Вселенная, а птицы с сияющим оперением на нём — солнечный свет.

Птицы несут информацию о стихии воздуха, его звуках, тональности, ритме, мелодии.

По древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку,— частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа бессмертна. Отсюда — цепь отождествлённых понятий: женщина — птица — жизнь — душа, образно отразившихся в фольклоре.

Птицы - дети воздуха. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море.

2.2.2 Дятел. Считалось, что для того, чтобы добыть Разрыв - траву, необходимо было найти в лесу дерево с дуплом, в котором находилось гнездо дятла с уже вылупившимися птенцами. Во время отсутствия дятла, улетевшего за кормом для птенцов, следовало залезть на. дерево и закупорить вход в дупло деревянной втулкой. Дятел, прилетевший с кормом и обнаруживший, что вход в дупло закрыт, улетал и возвращался с травинкой разрыв – травы. Открыв с помощью разрыв – травы дупло, дятел выбрасывал травинку, а нашедший её обретал неограниченную власть над всеми замками.

2.2.3 В Воробьев воплощаются души умерших. Античные народы посвящали воробья Пенатам — божествам домашнего очага. Поэтому поймать воробья и держать в клетке — принести в дом смерть.

В темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом. Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.

Легенда эта возникла уже в позднейшие, христианские времена. Кара настигает мелких пташек за то, что подносили гвозди, когда распинали Спасителя. Но до этого воробей своим чириканьем выдал Христа, а потом зло чирикал "жив-жив", поощряя мучения распятого Иисуса. За это же лапки у них вековечно "веревочкой связаны": воробьи не ходят, как прочие птицы, а меленько подскакивают. Мясо их считается нечистым и не употребляется в пищу в христианских странах. Согласно более древней легенде, птицы связали воробью лапки за провинность во время выборов птичьего царя. Поэтому в древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину.

2.2.4 Снегирь. В мифологическом сознании красная грудка снегиря прочно связана с пролитой жертвенной кровью. Такая трактовка преобладает и в языческом фольклоре, и в христианских мифах. Снегирь и у нас считается божьей птицей. В народе говорят, что снегирей даже кошки не едят. А все потому, что снегирь пытался клювом выдернуть колючки из тернового венца Спасителя, и капля священной крови попала ему на грудь. С тех пор у снегиря грудка красная

2.2.5 Грач. В старину говорили «Грач на горе — так и весна на дворе». По поведению грачей судили о характере весны: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят — весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». В наблюдательности нашим предкам не откажешь. В центральной России грачей встречают обычно 17 марта. Есть даже такой праздник – день Герасима Грачевника. Хорошей приметой является, если птицы прилетят именно в этот день, не раньше, иначе жди беды, голода, неурожая. Встречали грачей специальной выпечкой из ржаного теста в форме птичек.

Согласно древней легенде временами года управляет Даждьбог – старший сын Сварога. Именно он осенью запирает лето на ключ и отдает его перелетным птицам. А весной птицы прилетают к Даждьбогу и приносят в клюве тот самый ключ обратно. И тогда бог отпирает лето и выпускает его на свет божий. Не удивительно, ведь птицы – символ свободы.

3.Географический аспект. Растительный и животный мир Республики Коми.

  1.  
    1. Леса Республики Коми.

Растительный покров республики отличается большим своеобразием и разнообразием. В его распределении на равнинах хорошо прослеживаются зональные изменения, а в горах Урала – высотная поясность. Крайний северо-восток Республики Коми занимает тундра, южнее расположена узкая полоса лесотундры, сменяющая к югу обширными лесными пространствами.

Характерная особенность тундры связана с отсутствием древесной растительности: растительный покров состоит из мхов, лишайников, многолетних травянистых растений, кустарничков и невысоких кустарников, преобладают полярная берёзка, ива, багульник. Растительность лесотундры, занимающей север республики, носит переходный характер: наряду с тундровой растительностью встречаются ель, берёза, лиственница. Лесотундра постепенно переходит в редкостойные леса, затем в тайгу. Преобладающими породами в лесной зоне являются ель сибирская, сосна обыкновенная и берёза. Из других пород выделяются: пихта, лиственница, кедр (сибирская кедровая сосна), лесообразующая роль которых возрастает при приближении к Уралу. Практически все леса смешанные.

Лес в республике является основным природоформирующим фактором и дает различные виды полезной продукции. Особое биосферное климаторегулирующее значение имеют притундровые леса, лесные массивы водосборов и защитные полосы вдоль рек. В республике имеются отдельные массивы коренных темнохвойных лесов, сформировавшихся несколько миллионов лет назад. Они включают не только уникальные древостои, но и лекарственные, декоративные и другие кустарничковые и травянистые растения, подлежащие охране.

3.1.1 Еловые леса в Республике Коми по площади и запасам древесины стоят на первом месте среди других древесных пород и имеют исключительно большое народнохозяйственное значение. Ель в естественном состоянии представлена двумя видами — ель обыкновенная, или европейская, и ель сибирская.

3.1.2 Осиновые леса наиболее широко распространены в Усть-Куломском, Корткеросском, Прилузском, Койгородском районах.

Осиновая древесина используется главным образом на спички, частично — на строительные материалы, для изготовления кадок, бочек. Из осины делают щепу, которой покрывают крыши. Она очень быстро растет, имеет прямой ствол, дающий хороший побелочный материал, необходимый в крестьянском быту. Осина хорошо возобновляет лесосеки, являясь незаменимым кормом лосям (молодой осинник — лосинная роща), зайцам и другим зверям. Получаемые из нашей осины вискозный шелк, пластмассы, бумага, разнообразные изделия ширпотреба, вплоть до игрушек, ставят осину в один ряд с такими важными породами, как ель и береза.

3.1.3 Березовые леса. Площадь березняков в РК равна 5,6 млн. га или около 20% покрытой лесом площади. Фактически же лесов с преобладанием березы куда больше, так как при лесоустройстве лиственные насаждения, в составе которых хотя бы 40% хвойных, отнесены к хвойному хозяйству.

Это единственная порода, которая имеет белую, ни с одним деревом не сравнимую кору. Береза широко и многообразно используется в лесохимической и деревообрабатывающей промышленности, а также в быту. Из ее древесины получают метиловый спирт, уксусную кислоту, ацетон, фурфурол. Из одного кубометра получают более 150 кг фурфурола, причем это количество достаточно для изготовления 800 м сверхпрочных тканей.

Береза служит сырьем для производства антикоррозийного каучука и пластмасс, пестицидов для борьбы с вредителями сельского хозяйства, из него приготовляют удобрения и стимуляторы роста растений, а также лекарственные вещества, применяемые для лечения ожогов, ран.

Береза — основная древесная порода для производтва фанеры. Из ее древесины делают различную мебель, ружейные ложа, лыжи, различные предметы быта. После прессовки из древесины делают подшипники, втулки, вкладыши.

В южных районах республики широко используется береста. Нет лучше посуды для грибов и ягод, чем плетеные берестяные короба и пестерки. Туеса и лукошки широко распространены в обиходе северных деревень. Березовые дрова намного жарче сосновых, еловых или осиновых.

Растущая береза — это целый арсенал зеленой аптечки. Листья и почки содержат лекарственные вещества, которые находят применение при различных заболеваниях. Березовый сок пьют как освежающий напиток. А какая русская баня обходится без березового веника.

  1.  
    1. Животные и птицы Республики Коми.

В настоящее время в составе животного мира Республики Коми известно около 4400 видов, представителей 31 класса 10 типов животных. В том числе более 50 новых для науки видов: нематод, олигохет и двукрылых насекомых в бассейне рек Печоры и Вычегды.

Класс птиц представлен 239 видами, 44 семействами, 17 отрядами. В Красную книгу занесены: кречет, сапсан, беркут, орлан-белохвост, скопа, краснозобая казарка, пискулька и малый (тундряной) лебедь. Кроме того, охраняются лебедь-кликун, все хищные птицы, совы, серый журавль, кроншнепы, соловей и др. Промысловое значение имеют белая куропатка, глухарь, тетерев, рябчик, а также водоплавающие птицы (гуси, утки) и кулики (в основном вальдшнеп, дупель, бекасы).

Класс млекопитающие представлен 57 видами, 17 семействами, 6 отрядами. Рукокрылые (5 редких видов); водяная, усатая и прудовая ночницы, ушан и северный кожанок. Последний отмечен у деревни Канавы, в верховье Печоры, на рр. Илыч и Б. Сыня.

Из парнокопытных (4 вида) обычный лось, северный олень, косуля. В 1980-е годы в республике расселился кабан, проникнув на север вплоть до Удорского, Ухтинского и Троицко-Печорского районов.

Изменение фауны млекопитающих в настоящее время происходит, в основном, из-за антропогенного воздействия. Ряд видов акклиматизированы: ондатра – в 1931 году произведен выпуск в бассейн Печоры; енотовидная собака – в 1954 году выпущена 101 особь в Сторожевском и Усть-Куломском районах. На территории республики акклиматизирован речной бобр. В 1976 году впервые отмечена американская норка, акклиматизированная в Западной Сибири: продолжается ее естественное расселение в бассейнах рек Печоры и Летки.

Грызуны (22 вида) – наиболее представительный отряд. Он включает мелких грызунов (полевки, мыши, крысы) с высокой численностью и широким распространением. Многие из грызунов – ценные промысловые виды: обыкновенная белка, речной бобр, ондатра. Объектом пушного звероводства является нутрия.

3.2.1 Снегирь - зимний символ Коми. Самое сложное время для этих пернатых, когда световой день является самым коротким – в декабре-январе, вот тогда и можно увидеть первых снегирей на улицах городов.

3.2.2 Грачи. Типично таежных птиц в Коми становится меньше, однако количество новых видов растет с каждым годом. С каждым годом птицы в Коми, например, иволги и щеглы, продвигаются все дальше на север, в Воркуте даже обнаружено гнездование грача. Некоторые же вестники весны полностью обосновались в республике и никуда не улетают зимовать. Так, в некоторые годы на свалках Сыктывкара можно было заметить скворцов и грачей, ранее мигрировавших в сезон морозов на юг. Как отмечают орнитологи, по сравнению с пятидесятыми годами прошлого столетия, грачи стали прилетать в Коми в среднем на две недели раньше.

3.2.3 Воробьи. Домовые воробьи знакомы всем жителям города – эти пернатые селятся под козырьками многоэтажных домов и не улетают в теплые края зимовать, предпочитая оставаться на насиженном месте. Они приспосабливаются к определенным условиям существования и не меняют их на протяжении жизни.

Приводя интересные факты о воробьях, стоит отметить, что эти пернатые удивительным образом приспосабливаются к определенным условиям существования. Сложно представить, чтобы какая-нибудь другая птица, кроме разве что курицы, могла бы вот так запросто купаться в пыли или луже. В суровых климатических условиях воробьи могут существовать благодаря наличию копчиковой железы, способной защитить птицу от простуды. Этот орган выделяет жировое вещество, которое затем с помощью клюва переносится на перья и защищает тело от холода. В составе этого вещества присутствуют жизненно-важные микроэлементы, обеспечивающие воробьев витаминами. Примечательно, что копчиковая железа располагается под хвостом.

Согласно исследованиям ученых, воробьи хоть и живут рядом с человеком, но не любят, когда их трогают руками. Им это физически неприятно. Проживая в городских условиях, эти птицы как будто приспосабливаются к режиму дня людей. В отличие от большинства других птиц, воробьи просыпаются поздно, когда солнце уже взошло. Затем пернатые слетаются стайкой на лобное место и «обсуждают», чирикая, свои планы на день. Воробьиные супружеские пары обычно селятся вместе с другими сородичами под крышами многоэтажных домов, в чердаках. При этом пара строит гнездо, а работу по его возведению самец и самка проводят вместе. Орнитологи, наблюдая за строительством гнезда отметили, что самец обычно занимается сбором «стройматериала» - веточек, пуха, соломинок, ткани, а самка берет на себя сооружение конструкции.

3.2.4 Большой пестрый дятел (гöрд юра сизь) начинает долбить дупло в апреле. Этому предшествует сложный ритуал образования пары и определения территории. Дятел, занявший гнездовой участок, выбирает дерево (обычно с сухой вершиной) и, поместившись на высоте 10-15 м, начинает выбивать барабанную дробь. Одна птица барабанит в течение дня 500-600 раз. В длину особи этого вида достигают 23-26 сантиметров, а размах их крыльев составляет 38-44 сантиметра. Весят большие дятлы не более 100 грамм.

Птица имеет пестрое оперение, которое выполняет функцию камуфляжа среди растительности. У самцов на затылке имеется полоса темно-красного цвета, а у самок такой полосы нет. Оперение хвоста очень жесткое, поскольку дятлы используют хвост в качестве опоры, когда сидят на деревьях.

В летнее время дятлы добывают различных насекомых, которые водятся в коре деревьев. Дятлы тщательно проверяют каждую щель на стволе. Птицы имеют длинный клюв и большой чувствительный язык длиной до 4 сантиметров. Именно с помощью языка птицы определяют наличие насекомых, после чего выдалбливают дырку глубиной около 10 сантиметров. Дятлы достают насекомых из щелей также при помощи языка.

На юге Республики Коми плотность населения этого дятла, по данным В. Н. Гурьева (1982) выше: в сосновых борах — 24, в елово-пихтовых лесах — 32 особи/км2. В. Н. Ануфриев и К. К. Деметриадес (1999) считают, что средняя плотность населения большого пёстрого дятла в большинстве заселяемых мест обитания в республике Коми находится в пределах 1-10 особи/км2, а общую его численность в республике оценивают в 863±52 тыс. особей.

3.2.5 Белка. Один из основных промысловых видов припечорской тайги - белка. Стационарные наблюдения по изучению динамики численности этого вида с середины 60-х годов ведутся С. М. Сокольским. За эти годы накоплен огромный материал по плодовитости, возрастному и половому составу популяции, миграциям и питанию белки. Собранные данные позволили сделать полезные для охотничьего хозяйства региона выводы по прогнозированию численности этого вида.

Численность белки на территории заповедника может колебаться очень сильно. Данные учета с лайкой показывают, что в боровом районе заповедника на 100 км учетного маршрута приходится в среднем 2 зверька. В то же время в темнохвойном районе численность почти всегда выше в среднем 25 белок на 100 км учетного маршрута. По данным Летописи природы (1985), численность белки на территории заповедника в 1984 г. составляла 11 тыс., а в 1983 г. 20 тыс. зверьков.

Заключение.

Чтение – увлекательное занятие, которое приносит много пользы. Но чтение – это тоже искусство, которому нужно учиться.

Настоящий читатель – это вдумчивый читатель, то есть человек, который внимательно читает книгу, вдумывается в каждое слово.

Все в нашей жизни происходит не просто так. Как не просто так выбирает Пантелеймон Образцов маленьких героев своих стихотворений. Это растения и животные, которые всегда были рядом с человеком.

Вероятно, связь Пантелеймона Образцова с истоками сильна. Здесь не только внимательность к окружающему повседневному миру, но и влияние мифологии, русской и коми.

Мне было интересно провести пусть маленькое, но исследование. Я только начинаю путь исследователя. Надеюсь, что полученные мною результаты, покажут другим ребятам, что стихи, пусть небольшие по объему, содержат много информации, которую можно (при желании) из них извлечь.

Мои исследования могут пригодиться для уроков внеклассного чтения, при изучении поэзии коми поэтов.

Использованная литература.

  1. Образцов П. А. «Мы растем». Стихи. Рассказы. Загадки.- Сыктывкар: «Анбур», 2011.- 176 с.

  2. http://bookitut.ru/Mify-finno-ugrov.88.html

  3. http://www.sati.archaeology.nsc.ru/mifolog/myth/348.htm

  4. http://mar4586.narod.ru/animals/index.html

  5. http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?art=3071&idr=2

  6. http://slav-museum.ru/grachi/

  7. http://animalreader.ru/bolshoy-pyostryiy-dyatel-lesnoy-sanitar.html

  8. http://verhnekamje.ru/forum/viewtopic.php?p=70424

  9. http://merjamaa.ru/news/semantika_eli_1/2012-06-25-590

  10. http://www.a700.ru/plants/woods/295-ryabina-3.html

  11. http://www.tomovl.ru/fishingline_elovye_lesa_komi.html

22

Просмотров работы: 2156