ПРАВОСЛАВНОЕ НАСЛЕДИЕ ВОЛГОГРАДА И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРАВОСЛАВНОЕ НАСЛЕДИЕ ВОЛГОГРАДА И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Чубаренко К.Б. 1
1
Арипова О.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………… 3-4

Элементы древнерусского зодчества………………………………….5-6

Разрушение храмов…….………………………………………………...6-8

Анкетирование учащихся класса………………………………….……..8

Колокольни Волгограда и Волгоградской области…………………...9-10

Выводы…………………………………………………………………........11

Источники…………………………………………………………………..11

Введение

Рубеж веков как в отечественной научно-педагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов.

Развитие краеведения в школе даёт возможность теснее связать воспитание и образование.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В Волгоградской области насчитывается 35 районов, где есть храмы и монастыри, современные и исторические, действующие и заброшенные. Тема проекта: «Православное наследие Волгограда и Волгоградской области»».

Актуальность проекта: заключается в важной значимости наличия колоколен в храмах и монастырях Волгограда и Волгоградской области, где каждое православное строение уникально своим временем постройки, своим стилем архитектуры, своей колокольней или звонницей.

Объект исследования: колокольни Волгограда и волгоградской области Предмет исследования: разнообразие колоколен Волгограда и Волгоградской области. Цель проекта: показать уникальность православной архитектуры Волгограда и Волгоградской области и разнообразие храмов и монастырей с наличием колоколен Задачи: 1.Изучить историю древнерусского зодчества 2.Рассмотреть причины разрушения храмов 3.Провести анкетирование учащихся класса 4. Показать разнообразие колоколен Волгограда и Волгоградской области. Методы исследования:

-теоретические – анализ, синтез, абстрагирование;

-эмпирические – наблюдение, тестирование.

Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях Волгограда и Волгоградской области. Практическая и духовная значимостьзаключается в том, что материалы проекта могут найти применение на уроках музыки, литературы и окружающего мира, и использоваться на внеклассных занятиях. Элементы древнерусского зодчества На Руси домонгольского и монгольского периодов о строительстве колоколен ничего не известно. Первые упоминания о помещениях для размещения колоколов появляются в летописях начиная с XVI века

В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный прием, когда специальную башню — колокольню устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. Примером этого является Успенский собор во Владимире, по поводу которого местные жители острили, говоря, что наконец-то «к древнему собору прицепили паровоз».

До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

Звонница в отличие от колокольни, может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.

Звонницы были важным элементом древнерусского зодчества XIV—XVII веков.

Помимо эстетических, звонницы также часто предпочитались колокольням из практических соображений. Так, в прямоугольной в плане звоннице с внутренним пространством можно было разместить больше колоколов, чем на колокольне. Управляться такие звонницы могли несколькими звонарями одновременно. В широком смысле колокольню также можно назвать звонницей, особенно в высокой, художественной речи.

Колокола на Руси появились в 10 веке с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в. А в XVII-XX вв. они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

Отливка колокола сложный, трудоемкий и веками отработанный процесс был практически везде одинаковым. Отливались колокола в специально вырытой яме. Перед этим изготавливали внутреннюю форму — болванку, внешнюю форму — кожух, и между двумя формами заливалась колокольная бронза, которая состоит примерно из 80 процентов меди и 20 процентов олова. Колокол остывал, малый — в течение трех дней, большой — семи дней, потом его обрабатывали и отшлифовывали. Конечно, это довольно упрощенное, схематическое объяснение. Отливку колокола всегда сопровождает молитва.

Колокол – предмет церковный. И прежде, чем поднять на колокольню, колокол всегда освящался священником.

После изгнания фашистов в 1943 г. 16 храмов и молитвенных домов, открытых в период оккупации, были зарегистрированы советскими властями. В итоге на 1 июля 1944 г. в области действовало 18 и не действовало 138 сохранившихся церквей.

Разрушение храмов.

Не повезло колокольням в XX в. Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли колокола. И не только войны были тому причиной. Страшнее оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся. Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры.

История Сталинградской битвы, будучи тщательно разработана в плане изучения собственно военных событий, имеет, тем не менее, несколько белых пятен в исследовании отдельных феноменов. Особенно это касается работ по состоянию религиозности населения Сталинградской области и бойцов Красной армии.

Церковь в Сталинграде подошла к началу войны практически обескровленная: из около 700 храмов и часовен, имевшихся в крае до революции, остались единицы.

Некоторые храмы города и окрестностей война не пощадила, например Александро-Невскую церковь в пос. Верхняя Ельшанка. В январе 1943 г., буквально за несколько дней до разгрома фашистов, храм сожгли.

Превращение Сталинграда во фронтовой город сразу отразилось на усилении религиозных чувств мирных жителей и солдат.

Казанский собор был сильно поврежден обстрелами: главный купол и колокольня сохранились, но от трапезной остались лишь стены. С колокольни наши артиллеристы корректировали огонь батарей по последним оплотам фашистской обороны.

За всё время своего существования Царицын — Волгоград — Сталинград оставался городом православным. Были времена, когда он горел, и в огне исчезали храмы, был 70-летний период государственного атеизма, когда церкви безжалостно разрушались, а верующих людей прятали за решётки, отправляли в лагеря. Но всегда в городе теплилась лампада Православия, всегда в нём были православные храмы и молитвенные дома, всегда находились Царицыне, истинные чада земли Русской, посылавшие Господу молитву за Родину, за россиян, за Русскую православную церковь. Православная жизнь на земле Волгоградской не прекращалась ни на мгновение.

Любовь к своей стране начинается с любви и уважения к своему городу. У колоколен Волгограда все впереди и хотелось бы, чтобы эти колокола были свидетелями и участниками только счастливых и праздничных событий.

Анкетирование

Все взрослые слышали звон колокола. И знают, как в храме называется место, где находится колокол. И я решила узнать у своих одноклассников, знают ли они, где находится в храме колокол? В опросе участвовали 28 учащихся 1 класса «А» МОУ СШ№ 43.

Вывод: ответы на мой вопрос показали, что многие мои одноклассники не знают, где находится в храме колокол.

Колокольни Волгограда и волгоградской области Колокола в храме находятся в специальном помещении Колокольне. Колокольня башня, на которой установлен один или более колоколов, обычо является частью церкви.Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма. Если нет башни, а колокола подвешены на перекладине, которая стоит на земле или, просто, на небольшом возвышении, то, это, просто - звонница. Нам очень повезло, мы с вами живем в удивительном крае, потому что у нас в Вологодской области большое количество церквей и храмов со соей колокольней. Вот некоторые из них: Вывод Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях Волгограда и Волгоградской области. Практическая и духовная значимость заключается в том, что материалы проекта могут найти применение на уроках музыки, литературы и окружающего мира, и использоваться на внеклассных занятиях. Источники
  1. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т.3.—СПб, 2003.

2.Мишин В.В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история.- М., 1995.

3.Интернет—ресурсы

http://school.bakai.ru/?id=boona

http://www.russimaps.newmai.ru/

http://www.volgaprav.ru/about_eparchy/#.VvlknSM1QoR

Просмотров работы: 548